14.04.2010   4905 Stimul 

Стратегическая ошибка Запада в отношении Грузии ("The Financial Times", Великобритания)

Порой малозначительные события предвещают большие перемены. Одним из таких событий может стать грузинское фиаско. Оно возвещает конец эпохи, наставшей после 'холодной войны'. Но оно не означает начала новой 'холодной войны'. Оно означает нечто гораздо более важное: возвращение истории.

Эпоха, пришедшая на смену 'холодной войне', началась на ноте западного триумфализма, символом которого была книга Фрэнсиса Фукуямы 'Конец истории'. Название было смелым, но отражающим умонастроение Запада. История закончилась триумфом западной цивилизации. У остального мира не было выбора, кроме как капитулировать перед наступающим Западом.

В Грузии Россия громко провозгласила, что она больше не будет капитулировать перед Западом. Россия воспрянула после двух десятилетий унижения. Вскоре за ней последуют и другие силы. Пользуясь своей подавляющей силой, Запад сумел вторгнуться в геополитическое пространство дремлющих стран в других частях мира. Но они больше не дремлют, особенно, в Азии.

Действительно, большая часть мира озадачена западным морализаторством по поводу Грузии. Америка не потерпела бы вторжения России в ее геополитическое пространство в Латинской Америке. Поэтому латиноамериканцы четко видят двойные стандарты США. Равно как комментаторы из мусульманских стран, которые отмечают, что и США незаконно вторглись в Ирак. Ни Индия, ни Китай не выражают России протестов. Это показывает, насколько изолированной является позиция Запада по Грузии: мир, по его мнению, должен поддержать слабого, Грузию, против России. Разрыв между логикой Запада и остального мира никогда еще не был так велик.

Поэтому для Запада крайне важно вынести из ситуации в Грузии верные уроки. Он должен стратегически подумать о том, что имеющиеся у него варианты действий ограничены. После распада Советского Союза западные мыслители исходили из того, что Западу никогда не придется идти на геополитические компромиссы. Он сможет диктовать условия. Теперь он должен признать реалии. Население Запада, то есть, Северной Америки, Европейского Союза и Австралазии [Австралии и Новой Зеландии - прим. пер.], составляет 700 млн. человек, примерно 10 процентов населения планеты. Остальные 90 процентов из объектов мировой истории превращаются в субъекты. Financial Times в своем заголовке от 18 августа 2008 г. провозгласила: 'По вопросу Грузии Запад выступает единым фронтом'. Нужно было читать это так: 'По вопросу Грузии остальной мир не поддерживает Запад'. Почему? Из-за отсутствия стратегического мышления.

Мао Цзэдун, при всех его недостатках, был великим стратегическим мыслителем. Он говорил, что Китай всегда должен заниматься основным оппонентом и идти на компромисс со второстепенным. Когда основным оппонентом был Советский Союз, Мао пошел на сделку с США, несмотря на унизительность контактов с державой, признававшей Чан Кайши законным правителем. Запад должен подражать прагматизму Мао и сфокусироваться на основном оппоненте.

России очень далеко до того, чтобы стать основным оппонентом для Запада. Реальный стратегический выбор заключается в том, с чьей стороны придет главный вызов - исламского мира или Китая? После 11 сентября 2001 г. Запад действовал так, будто главный вызов бросает исламский мир. Однако вместо того, чтобы сформулировать долгосрочную стратегию, призванную склонить на его сторону 1,2 млрд. мусульман, Запад просто бросился в исламский мир без какой-либо стратегии. Отсюда грядущие неудачи в Афганистане и Ираке и усиление враждебности исламского мира.

Многие европейские мыслители четко понимают безрассудство многих политических шагов США. Но им неохота задумываться об опасностях передачи США функций по обеспечению их безопасности. В сфере безопасности география важнее культуры. В силу географии Европу должно тревожить недовольство мусульман. Атлантический океан позволяет американцам не беспокоиться.

В США ведущие неоконсервативные мыслители считают своим основным оппонентом Китай. Однако они также страстно поддерживают Израиль, не осознавая, что эта позиция - геополитический подарок для Китая. Она гарантирует США враждебность исламского мира, отвлекая их внимание от Китая. Несомненно, Китай больше всех выиграл от 11 сентября. В его окружении воцарилась стабильность, а внимание США было переключено.

Западные мыслители должны решить, откуда исходит долгосрочный вызов. Если из исламского мира, то США должны прекратить вторгаться в геополитическое пространство России и выработать политику долгосрочного взаимодействия с Китаем. Если из Китая, то США должны склонить на свою сторону Россию и исламский мир и разрешить израильско-палестинский вопрос. Это позволит правительствам исламских стран более тесно сотрудничать с Западом в борьбе с 'аль-Каидой'.

Важнейший парадокс, с которым столкнулся Запад, заключается в том, что сегодня, наконец, возможно создать более безопасный миропорядок. Еще никогда не было столько стран, желающих стать 'ответственными игроками'. Большинство из них, включая Китай и Индию, хотят сотрудничать с США и Западом. Но отсутствие у Запада долгосрочной последовательной стратегии в отношении мира и неспособность идти на геополитические компромиссы являются крупнейшими препятствиями на пути создания стабильного миропорядка. Западные лидеры утверждают, что мир становится все более опасным, однако мало кто их них признает, что к этому ведет их ущербное мышление. Грузия иллюстрирует результаты отсутствия стратегического мышления.


0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]