Публикации об афганской войне, какая техника там воевала, судьбы участников войны, присутствие советского спецназа и другие факты военных действий.

Горный ландшафт Афганистана, партизанская тактика действий предопределили интенсивное использование артиллерии 40-й Армии (Ограниченного контингента советских войск – ОКСВ) в боях.


Укрепленный район «Карера» был оборудован афганской вооруженной оппозицией в начале 1980-х годов в двадцати километрах южнее административного центра провинции Кунар г. Асадабада на стыке границ Афганистана и Пакистана. По имеющимся разведданным, гарнизон укрепрайона насчитывал 80 – 100 боевиков, принадлежавших партии Исламский союз освобождения Афганистана (ИСОА), одной из семи наиболее непримиримых кабульскому правительству партий оппозиции.


Афганская война и события на Среднем Востоке привели к серьезному изменению структуры советских ВВС на этом направлении и, в первую очередь, авиации южных округов – ТуркВО и САВО. Прежде считавшийся второстепенным Юг располагал истребителями 12-й армии ПВО и фронтовой авиацией (ФА) округов, насчитывавшей только три полка ИБА, вооруженных к тому же далеко не новой техникой (Су-17 первых серий и МиГ-21ПФМ).


Анализируя публикации периодической печати и капитальные работы по Афганской войне 1979 – 1989 годов, можно отметить, что основными героями, привлекающими внимание авторов, являются спецназовцы, десантники, вертолетчики, саперы, наконец, мотострелки. О танкистах и экипажах других бронированных машин упоминается обычно вскользь, в связи с боевой деятельностью других родов войск. Этому есть свои объективные и субъективные причины.


Для того чтобы парализовать жизнь в стране, достаточно перерезать коммуникации. Чтобы этого не произошло, вдоль жизненно важных магистралей Афганистана были установлены опорные пункты – они стали на пути мятежников, несущих смерть на дороги. С октября 1983-го по апрель 1985 года командир танка Т-62 с бортовым номером 316 сержант Николай Лябин нес службу на одном из таких опорных пунктов дороги Хайратон – Кабул. Кто из водителей-«афганцев» не слышал о Чирикарской «зеленке»? Печальная у нее известность – здесь обстрелы, нападения на колонны машин проводились особенно часто.


В афганской войне вертолетам суждено было занять особое место. В силу своей универсальности они применялись для решения широкого круг задач, а зачастую становились единственным средством обеспечения и поддержки многообразной деятельности войск. Без преувеличения можно сказать, что вертолеты вынесли на себе всю тяжесть войны, пройдя ее от первых до последних дней. Более того, их работа началась еще до появления в Афганистане советских войск.


Россия всегда готовилась к глобальным войнам. Этот вывод можно сделать, глядя, как курсанты военных училищ зубрят и отрабатывают тактические нормативы по противоядерной и противохимической защите, а слушатели военных академий разукрашивают карты, громя гипотетического противника десятками ядерных ударов.


Ущелье Карера в провинции Кунар, в 20 километрах юго-западнее Асадабада, было пунктом постоянной дислокации исламского полка имени Абдул Вакиля. Укрепрайон (УР) располагался на пограничном хребте в непосредственной близости от пограничной заставы Пакистана. Со стороны Пакистана к нему вели подъездные пути, со стороны Афганистана его окружала труднопроходимая местность. В укрепрайоне постоянно находились 500 боевиков, из состава которых выделялись диверсионные группы для минирования дорог, нападения на воинские гарнизоны, устройства засад и проведения других диверсионно-террористических актов.

334-й отдельный отряд специального назначения был введен на территорию Афганистана в марте 1985 года. Пункт постоянной дислокации – Асадабад.