07.02.2011   8813 Stimul 

Воздушная война в Южной Осетии (2008). Часть 1



Войне в Южной Осетии предшествовала длительная напряженность на границе с Грузией. Как известно, Южная Осетия считает себя независимой республикой , в то время как Грузия рассматривает эти земли в качестве своей территории. Однако за спинами этих далеко не первоклассных в военном отношении государств фактически происходило противобороство гораздо более мощных держав. Южная Осетия получала экономическую, военную и политическую подержку России. Ее собственные немногочисленные вооруженные формирования были усилены российским миротворческим батальоном, единственной задачей которого было не допустить грузин на территорию непризнанной республики.

Грузия начала получать серьезную поддержку от США после «революции роз» 2003 года, когда к власти в стране пришел американский ставленник Михаил Саакашвили. Вооруженные силы Грузии начали быстро перестраиваться по западному образцу, получая щедрую военно-техническую поддержку Запада. Кроме того, у Грузии на постсоветском пространстве появился достаточно крупный и технически развитый союзник – Украина, возглавляемая другим американским ставленником – Виктором Ющенко.

Видимо, Саакашвили это показалось достаточным для того чтобы начать восстановление территориальной целостности Грузии с помощью военной силы. С этой целью в 2008 году был разработан план «Цминдавели» (по-грузински: «святое поле»). Грузинской армии, вооруженной западным оружием и обученной натовскими инструкторами специально для борьбы с партизанскими отрядами, предстояло занять территорию мятежной республики.

 ВВС И ПВО ГРУЗИИ ПЕРЕД ВОЙНОЙ  В ОСЕТИИ

К началу августа 2008 года численность личного состава ВВС Грузии составляла 1813 человек. Основную ударную силу составля­ли 12 штурмовиков Су-25 (из них 10 - в одноместном и два - в двухмест­ном учебно-боевом вариантах). Большинство из них собрано из советского задела на тбилисском заводе «Тбилавиамшени», осталь­ные куплены в Македонии, которая в свою очередь приобрела их в Украине.

Су-25КМ

Начиная с 2001 года грузин­ские штурмовики (по разным дан­ным от 6 до 10 штук) прошли модернизацию на израильской фирме "Elbit Systems" с полной за­меной бортового электронного оборудования. Обновленные ма­шины получили индекс Су-25КМ и наименование «Скорпион». Впрочем, сами грузины называют их «Мимино» но не в честь персо­нажа известной комедии, просто «мимино» по-грузински означает «сокол».

Кроме того, имелось несколь­ко военно-транспортных машин Ан-24, Ан-32 и Ан-72, 12 чехосло­вацких учебно-боевых самолетов L-39 «Альбатрос» (шесть из них также бывшие украинские) и де­вять более старых учебно-боевых L-29 «Дельфин».

Вертолетный парк был представ­лен одним Ми-35, тремя Ми-24П, четырьмя Ми-24В (большинство ударных вертолетов семейства Ми-24 получены от Украины), двумя Ми-14, шестнадцатью Ми-8, шестью американскими Bell-212, таким же количеством UH-1Н «Иро­кез» и двумя Ми-2.

Имеется информация, что, помимо этого,грузины имели на вооружении эскадрилью Ан-2, однако по по­нятным причинам никакой боевой ценности она не представляла.

Истребительной авиации Гру­зия не имела, но модернизирован­ные израильтянами Су-25КМ могут использовать управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и таким образом применяться в качестве истребителей.

Основным местом дислокации грузинских ВВС была авиабаза «Марнеули» с развитой инфра­структурой, доставшейся гру­зинам «в наследство» еще с со­ветских времен. Там постоянно размещались штурмовики Су-25, и учебно-боевые машины. Вер­толеты базировались частично на аэродроме «Ново-Алексеевка» под Тбилиси, частично в Сенаки.

Авиабаза На грузинских военных авиа­базах имеются прочные, хорошо защищенные железобетонные укрытия для самолетов. Однако по­строены они были еще в 60-е - 70-е годы прошлого века и рассчитаны под габариты боевых машин тех времен, таких как МиГ-21, Су-7, Су-17, МиГ-23 и МиГ-27, причем последние три могли поместиться в них только со сложенными кры­льями. Су-25 можно «втиснуть» в такое укрытие лишь отстыковав у него консоли крыла. Поэтому грузинские «мимино» и «грачи» постоянно стояли под открытым небом, а в укрытиях хранились относительно мелкие учебные «дельфины» и «альбатросы».

Система наземной ПВО Гру­зии включала в себя Центральный командный пункт в Тбилиси, три зенитно-ракетных дивизиона (ЗРДН) и три отдельных зенитных батареи.

Тбилисский ЗРДН, как видно из его названия, осуществлял воздушное прикрытие столицы Грузии. Его состав - четыре ста­ционарные пусковые установки ПУ-5П73 ЗРК С-125М «Нева-М» (по четыре ракеты на каждой).

«Нева-М» была принята на вооружение советской ПВО еще в 1964 году, и в современных услови­ях боеспособность этой моральноустаревшей системы оценивается довольно низко.

Потийский ЗРДН, прикрывав­ший основную базу грузинского военно-морского флота, состоял из трех таких же ПУ.

Незадолго до начала грузино-осетинского конфликта был сформирован и вступил в строй тре­тий, отдельный зенитно-ракетный дивизион (ОЗРДН), состоявший из трех гораздо более современ­ных зенитно-ракетных комплексов 9К37М1 «Бук-М1», полученных в июне 2007 года от Украины. Каждый комплекс включал в себя по четыре самоходных огневых установки (СОУ) с четырьмя ракетами на каж­дой. Именно этот мобильный диви­зион принимал наиболее активное участие в боевых действиях.

Второй дивизион «буков» так и не был сформирован. Матчасть и запас ракет для него прибыли из Украины на пароме «Герои Плевны» 12 июня текущего года, но грузины не успели обучить рас­четы и ввести дивизион в строй. Впоследствии он был захвачен российскими десантниками, но об этом чуть позже.

В состав войсковой ПВО вхо­дили две батареи ЗРК 9КЗЗМ2 «Оса-АК» и одна батарея ЗРК 9КЗЗМЗ «Оса-АКМ». Всего 12 боевых машин с шестью ракетами на каждой, правда, неизвестно, сколько из них было боеспособно. В Интернете проходила информа­ция, что часть «ос» грузины разо­брали на запчасти.

Кроме того, у грузин имелось некоторое количество 57-мм зе­нитных орудий С-60,15 23-мм ЗСУ-23-4«Шилка», несколько уста­новок ЗУ-23 на различных само­ходных шасси, 30 ПЗРК «Гром Е2» и около 100 ракет к ним (польская версия советского ПЗРК 9К310 «Игла-1»), а также несколько десятков ПЗРК 9К32М «Стрела-2М». Гру­зинским «ноу хау» было оснащение расчетов ПЗРК квадроциклами повышенной проходимости, что значительно повышало их мобильность и позволяло быстро менять огневые позиции.

Неоднократно проходившие в СМИ сообщения о наличии в Грузии бывших украинских ЗРК дальнегорадиуса действия С-200 впослед­ствии оказались ложными. Впрочем, это не удивительно: закупать явно устаревшую, громоздкую, немо­бильную и сложную в эксплуатации зенитную систему на жидком топли­ве не было никакого смысла.

Зато появление у грузин бук­вально перед самой войной новей­ших израильских зенитно-ракетных комплексов «Спайдер SR» с раке­тами «Питон» стало для наших лет­чиков едва ли не самым крупным и неприятным «сюрпризом».

Официально Израиль еще не экспортировал эти системы. С 2006 года ведутся переговоры о продаже их в Индию, а пер­вая публичная демонстрация со­стоялась в том же 2006 году. По своим боевым возможностям ракеты «Спайдера» превосходят УР 9МЗЗМЗ комплекса «Оса-АКМ» и представляют более серьезную угрозу для авиации потенциально­го противника.

Израильские власти до сих пор не признали продажи «Спай­деров» в Грузию, а руководство Грузии на официальном уровне никак не реагирует на сообщения в прессе об их использовании в грузино-осетинском конфликте.

Однако найденная в зоне боев головная часть «Питона», а тем бо­лее - захват российскими войска­ми мобильной пусковой установки «Спайдера» с полным комплектом ракет, брошенной грузинами при отступлении, не оставляет ни малейших сомне­ний в применении Грузией этих систем. Более того, в частном порядке грузины неоднократно заяв­ляли, что большинство российских самолетов, пораженных зенитным огнем входе «пятидневной войны», на счету именно «Спайдеров».

Радиолокационная составляю­щая грузинской ПВО складыва­лась из пяти постов военных РЛС и четырех гражданских радаров, объединенный в единую информационную сеть.

Наиболее близкий к границе с Южной Осетией пост располагался в нескольких километрах от посел­ка Шавшевеби Горийского района. Там на холме была установлена со­временная РЛС украинского про­изводства 36Д6-М. Эта станция с высокой степенью помехозащи­щенности способна обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 360 км, то есть в зону досягаемо­сти шавшевебской РЛС попадала почти вся территория Северного Кавказа от Черного моря до Ка­спийского. Одновременно станция может сопровождать в автома­тическом режиме до 120 целей и передавать информацию о них операторам пусковых установок зенитных ракет.

Второй такой радар был уста­новлен возле Тбилиси. Кроме того, в районе Тбилиси, а также вблизи Марнеули, Поти и Батуми размещались более старые РЛС советского производства типа П-18, однако по имеющейся ин­формации к началу войны они были сняты с боевого дежурства.

Эти комплексы с ламповой элементной базой, выпускав­шиеся в 70-е годы прошлого века, морально устарели и исчерпали свой ресурс, а их характеристики не отвечали современным требо­ваниям. Грузины заключили кон­тракт на их модернизацию с укра­инской корпорацией «Аэротехника», предлагающей зарубежным клиентам усовершенствованную версию старого советского ра­дара под обозначением П-180У, однако не известно, успели ли украинцы закончить работу к на­чалу конфликта.

Гражданские радары Управ­ления воздушных сообщений Грузии обслуживали аэропорты Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Поти, Телави и Марнеули. Разумеется, после начала боевых действий вся информация с них поступала в рас­поряжение военных.

Участие Украины в создании грузинских ВВС и ПВО не ограни­чилось поставкой самолетов, вер­толетов, РЛС и зенитно-ракетных комплексов. В 2006 году Киев за 25 миллионов долларов продал Грузии новый, созданный всего за три года до этого комплекспассивной радиотехнической раз­ведки «Кольчуга-М» в составе трех разведывательных станций. Этот комплекс предназначен для обна­ружения воздушных целей по излу­чению их радаров и средств связи. Входящие в него три станции, раз­мещенные на автомобильных шас­си, способны перекрыть фронт до 1000 километров. Максимальная, дальность обнаружения, в зависи­мости от режима работы, состав­ляет от 200 до 600 километров.

По излучению самолетных ра­даров и других систем «Кольчуга» способна точно идентифицировать летательные аппараты и опреде­лять режим работы их радиолока­ционных станций. Комплекс вы­дает точную информацию о месте, курсе и скорости цели, что позво­ляет осуществлять целеуказание для средств ПВО, не демаскируяих работой радара. Одновременно комплекс может сопровождать до 200 целей, выдавая информацию на дисплеи в режиме реального времени.

Кроме того, в 2007 году уже упо­минавшаяся корпорация «Аэротех­ника» связала все грузинские во­енные и гражданские РЛС, а также комплекс «Кольчуга-М» в единую сеть контроля за воздушным про­странством ASOC(AirSovereigntyOperationsCenters). Центральный командный пункт ASOCрасполо­жен в Тбилиси и с весны 2008 года подключен к НАТОвской системе обмена данными о воздушной обстановке ASDE(AirSituationDataExchange).

Таким образом, грузины по­лучили техническую возможность принимать данные от единой системы ПВО НАТО. Впрочем нет достоверной информации, была ли им реально предоставлена такая возможность в ходе конфликта.

Также не известно, насколько эффективной на практике оказалась «Кольчуга» и каковы результаты ее применения, поскольку грузинское военное командование по вполне понятным причинам не разглашает подобные сведения. Отсутствует информация даже о том, удалось ли грузинам сохранить эту систе­му или же она была уничтожена в ходе боевых действий. Мы знаем лишь, что среди многочисленных трофеев, захваченных российской армией в «пятидневной войне», эта система и ее отдельные компоненты не числятся.

НАЧАЛО ВОЙНЫ

Карта войны в ОсетииВойна в Южной Осетии началась в полночь с 7 на 8 августа 2008 года ракетно-артиллерийским обстрелом грузинами столицы непризнанной республики - города Цхинвал.

И хотя обстановка на границе между Грузией и Южной Осетией накалялась уже в течение несколь­ких дней, столь масштабное напа­дение стало неожиданностью для осетин и российских миротворцев. После массированного ракетно-артиллерийского обстре­ла грузинские войска перешли в наступление, занимая одно за дру­гим села в окрестностях Цхинвала, а потом при поддержке танков и бронемашин вступили в город.

Малочисленные отряды осетин, ошеломленные обрушившимся на них огненным валом, поначалу ока­зали слабое и неорганизованное сопротивление. В результате уже к 9 часам утра села Хетагурово, Прис, Дменис, Кохат и ряд других оказались захваченными, а их за­щитники частично уничтожены, частично отступили в горы. Но гарнизон Цхинвала сумел органи­зовать оборону в центре города.

С рассветом в дело вступила грузинская авиация. Штурмови­ки подвергли бомбардировке Цхинвал и город Дзау (Джава), где размещалось правительство Южной Осетии и основные силы югоосетинской армии, отведенные от границы с Грузией в соответ­ствии с Дагомысским соглашени­ем о создании зоны безопасности, контролируемой смешанными миротворческими силами.

В результате налета в Цхинвале был разрушен ряд домов и уничтожен узел связи российских миротворцев, а в Дзау выведена из строя электроподстанция, и город остался без электричества. В 8.20 грузинские самолеты бомбили военные городки «Северный» и «Южный» российского миротвор­ческого батальона.

В ответ на вторжение грузинских войск руководство России приняло решение о начале «опера­ции по принуждению к миру» сила­ми 58-й армии Северокавказского военного округа, размещенными в Северной Осетии.

Примерно в 8 часов утра 8 ав­густа первая колонна российских войск прошла сквозь Рокский тоннель и вступила на югоосетинскую территорию, а авиация СКВО получила приказ о нанесении ракетно-бомбовых ударов по местам сосредоточения, маршрутам движения и огневым позициям гру­зинской армии в районе конфликта. Истребители МиГ-29 взяли под контроль воздушное пространство над Южной Осетией. В общем, слу­чилось то, что не входило в планы грузинского руководства, которое почему-то надеялось, что Рос­сия не станет всерьез воевать за осетин, ограничившись диплома­тическими протестами, экономи­ческими санкциями и, возможно, «символическими» действиями авиации.

Но все пошло не так, как заду­мали разработчики «блицкрига». Россия вступила в войну, а это сразу поставило крест на плане «Цминдавели».

С российской стороны в опера­ции были задействованы следую­щие части ВВС из состава 4-й Воз­душной Армии Северокавказского Военного округа:

    * 368-й отдельный штурмовой авиа­полк из Буденновска (Су-25 и Су-25СМ, командир - полковник Сергей Кобылаш);
    * 461-й штурмовой авиаполк из Краснодара (Су-25, командир -полковник Валерий Кушнерев);
    * 559-й бомбардировочный авиа­полк из Морозовска (Су-24М, командир - полковник Сергей Бородачев);
    * 959-й бомбардировочный авиа­полк из Ейска (Су-24М);
    * 11-й отдельный гвардейский Ви­тебский разведывательный авиа­полк из Мариновки (Су-24МР, командир - гвардии полковник Василий Нейжмак);
    * 19-й гвардейский истребительный авиаполк из Миллерово (МиГ-29,командир - гвардии полковник Вячеслав Кудинов);
    * 31-й гвардейский Никопольский истребительный авиаполк из Зернограда (МиГ-29, командир - гвар­дии полковник Олег Соловьев);
    * 55-й отдельный Севастопольский вертолетный полк из Кореновска (Ми-8, Ми-24, командир - подпол­ковник Дмитрий Сергеев);
    * 325-йотдельный транспортно-боевой вертолетный полк из Егорлыкской (Ми-8, Ми-26, командир - полковник Владимир Григорян);
    * 487-й отдельный вертолетный полк из Буденновска (Ми-8, Ми-24П и Ми-24ПН, командир - полковник Евгений Федотов);
    * Кроме того, были привлечены отдельные самолеты и экипажи из авиачастей, не входящих в 4-ю ВА:
    * 52-го гвардейского ТБАП (Ту-22МЗ, аэродром «Шайковка»);
    * 929-го ГЛИЦ (Ахтубинск, Су-24МР);
    * 4-го ЦБП и ПЛС им. Чкалова (Липецк, Су-24М, Су-25СМ) и некоторых других.

Впрочем, этот довольно длин­ный список авиачастей не должен вводить в заблуждение. Общая численность российских боевых и разведывательных самолетов, принимавших непосредственное участие в конфликте, не превы­шала сотни машин.

Для переброски войск в район конфликта, в частности, подраз­делений 76-й десантно-штурмовой дивизии ВДВ, а также гумани­тарных грузов использовались самолеты военно-транспортной авиации, совершившие более 200 вылетов в районы, прилегающие к Южной Осетии и на аэродром столицы Абхазии Сухума.

БТР-3Д Наземная ПВО частей 58-й российской армии, вступивших на территории Южной Осетии в бой с грузинскими войсками, со­стояла из самоходных зенитных установок ЗСУ-23-4 «Шилка», ЗРПК 2К22 «Тунгуска», и перенос­ных зенитно-ракетных комплексов. На вооружении десантников, по­мимо ПЗРК, имелись самоходные зенитные установки БТР-ЗД «Скрежет» с пушками ЗУ-23. Более мощные и дальнобойные зенитные системы российская сторона не использовал, поскольку с учетом численности и технического со­става грузинской авиагруппировки необходимости в них не было.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что рос­сийская авиация во время войны в Осетии превосходила грузин­скую как в количественном, так и в качественном отношении. Однако грузинские зенитные средствапри поддержке развитой системы радиоэлектронного обнаружения были вполне способны оказать ей весьма серьезное противодей­ствие. К сожалению, наше авиаци­онное командование недооценило эту угрозу...

В утренние и дневные часы первого дня войны, когда колонна бронетехники 58-й армии шла по горному «серпантину» от Рокского тоннеля на юг, в сторону Дзау, единственным, кто мог оказать содействие защитникам Цхинвала в отражении грузинского натиска, была российская авиация. И лет­чики пришли на помощь. Первыми в бой вступили Су-25 и Су-25СМ из 368-го Отдельного штурмового авиаполка под командованием полковника Сергея Кобылаша.

Су-25368-й ОШАП один из самых боевых полков российских ВВС. Сформированный в 1984 году на аэродроме «Жовтневое», он в 1986-87 годах воевал в Афгани­стане, затем успел побывать на территории ГДР в составе Группысоветских войск в Германии, а с1993 года базируется на Северном Кавказе, в Буденновске.

Полк прошел обе чеченские во­йны, в 1995 году пережил нападе­ние террористов Шамиля Басаева, но никогда за всю свою историю он не встречал такого сильного зе­нитного противодействия и не нес столь тяжелых потерь, как за пер­вые два дня «осетинской» войны - 8 и 9 августа 2008 года.

В одном из первых боевых вылетов, при атаке на колонну грузинских войск к югу от Цхин­вала зенитной ракетой был сбит самолет заместителя командира эскадрильи подполковника Олега Теребунского - опытного пилота, имеющего на своем счету 120 бое­вых вылетов в чеченских войнах. Летчик катапультировался и вышел к своим. 22 августа указом пре­зидента России он был награжден Орденом мужества.

Кроме того, в течение дня по­лучили серьезные повреждения штурмовики капитана Ивана Не­чаева и полковника Олега Молоствова, но обоим пилотам удалось вернуться на свой аэродром и бла­гополучно совершить посадки. На самолете Нечаева был полностью разрушен левый двигатель, правый поврежден. После приземления самолета оказалось, что керосин из перебитого топливного шланга вытекает прямо на взлетно-посадочную полосу, и его пришлось заливать противопожарной пеной. На самолете же Молоствова техники по возвращении насчитали 88 оско­лочных пробоин.

Предположительно, по русским самолетам «отработали» ПЗРК, либо «спайдеры», находившиеся поблизости от передовых позиций грузинских войск. Характер по­вреждений (у обеих машин отме­чены попадания в двигатели сзади, причем у одной - прямо в сопло) свидетельствует о применении ракет с инфракрасными головками самонаведения (ИК ГСН).

Обломки Су-25Несмотря на потери, россий­ские летчики своими действиями значительно снизили наступатель­ную активность грузинских войск и тем самым помешали противнику установить полный контроль над Цхинвалом.

Грузины о своих потерях от авианалетов, понесенных в пер­вый день войны в районе столицы Южной Осетии, сообщают весьма скупо. В пресс-сводке Минобороны Грузии за 8 августа есть информация лишь об уничтожении грузовика с боеприпасами.

Тем не менее, грузинам не уда­лось сломить сопротивление осе­тинских ополченцев, и во второй половине дня они отступили из большинства районов города, после чего артиллерия и системы залпово­го огня возобновили обстрел.

Пока «грачи» и Ми-24 действовали на подступах к Цхинвалу, бомбардировщики Су-24М на­носили удары по целям в глубине грузинской территории.

Первоочередной задачей у них была изоляция района боевых действий - недопущение подхода подкреплений со стороны про­тивника. Выполняя эту задачу, «сухие» в полдень 8 августа ата­ковали автоколонну 4-й бригады ВС Грузии, которая двигалась по шоссе из Гори в сторону Цхинвала. В результате бомбардировки было уничтожено пять грузовиков и несколько джипов, убито более 20 солдат и офицеров, включая ко­мандира одного из батальонов 4-й бригады майора Шалву Долидзе. Еще несколько десятков человек получили ранения.

Повреждения Су-25По рассказам участников кон­фликта со стороны Грузии, это оказались самые большие одно­моментные потери грузинской армии за всю войну. Большинство уцелевших было деморализовано и в значительной мере утрати­ло боеспособность. Эффект от случившегося усугублялся тем, что 4-я бригада считалась эли­той грузинской армии, она была подготовлена американскими инструкторами и вооружена аме­риканским оружием.

Первоначально грузины утверж­дали, что при атаке на колонну использовались кассетные боеприпасы. Потом их мнение изме­нилось и появились сообщения, что российский самолет якобы сбросил боеприпас объемного взрыва - так называемую «ваку­умную бомбу». Но наши военные отрицают применение как кассет­ных, так и объемно-детонирующих бомб в конфликте с Грузией, так что вопрос о типе примененных боеприпасов остается открытым.

Также по сообщениям грузин­ских источников первая российская бомбардировка отмечена в 9.45 утра - российский самолет сбросил четыре бомбы у села Шавшевеби.

В 10.57 два бомбардировщика атаковали базу грузинской артил­лерийской бригады, расположен­ную вплотную к жилому кварталу города Гори. В близлежащих до­мах от взрывов вылетели стекла, кое-где стены посекло осколками.

В 11.45 российский самолет-разведчик впервые появился над аэродромом «Марнеули», произ­ведя фотосъемку.

В 15.00 две бомбы сброшены на военную базу «Вазиани» в 25 километрах от Тбилиси, где рас­полагался пункт сбора резервистов и находились американские инструкторы грузинской армии. Одна из бомб попала в здание столовой. О потерях ничего не сообщалось.

16.30 - первая бомбардировка авиабазы «Марнеули». Разрушено несколько зданий, Повреждена ВПП, уничтожено два грузинских военных самолета неназванного типа. О людских потерях сообщено кратко: «есть жертвы».

17.00 - второй авиаудар по «Марнеули», который снова «вы­звал жертвы».

17.35 - авиабаза «Марнеули» подверглась бомбардировке в тре­тий раз. Грузины признали уничто­жение еще трех военных самолетов и нескольких автомобилей, среди аэродромного персонала один че­ловек убит, четверо ранено.

Вполне вероятно, что в резуль­тате этой серии атак авиабаза надолго вышла из строя, а боль­шинство грузинских штурмовиков было либо уничтожено, либо по­лучило серьезные повреждения. Во всяком случае, в дальнейшем ходе конфликта более-менее до­стоверно известно лишь об одном появлении «Мимино» над Цхинвалом. Другие заявления осетин и российских солдат о появлении грузинских самолетов в воздухе, скорее всего, вызваны ошибоч­ной идентификацией, тем более что русские «грачи» и грузинские «соколы» с земли выглядят абсо­лютно одинаково. «Альбатросов» грузины, судя по всему, вообще не применяли ввиду их низкой боевой эффективности и высо­кой уязвимости от современных средств ПВО.

1
Впрочем, и в самом начале конфликта успехи грузинских ВВС были не впечатляющими. По ито­гам первого дня войны грузины объявили, что их авиация уже в 8 часов утра разбомбила россий­скую танковую колонну, вышедшую из Рокского тоннеля, уничтожив десятки единиц бронетехники, а затем - разрушила Гуфтинский мост, сделав невозможным про­движение российских войск от Дзау к Цхинвалу. Однако оба эти сообщения оказались ложными. И колонна не пострадала, и мост остался целым.

Судя по фотографиям, сделан­ным российскими журналистами в первый день войны, растянутая вдоль узкой горной дороги длин­ная цепочка танков, самоход­ных орудий, БМП, грузовиков и автоцистерн, шедших, к тому же, с небольшими интервалами, представляла собой заманчи­вую и весьма уязвимую цель для авиации. Однако никаких попыток атаковать ее с воздуха грузины не предпринимали. Также они не пытались разрушить южный портал Рокского тоннеля, находящийся на югоосетинской территории, хотя блокирование этого тоннеля даже на относительно короткое время могло коренным образом изменить ситуацию. Ведь через четырехкилометровый тоннель, пробитый в Кавказских горах, проходит единственная трасса, по которой возможна наземная переброска войск из Россию в Южную Осетию и постоянное ав­томобильное сообщение.

Будучи отрезанными от под­креплений с севера, осетины и российские миротворцы, кото­рых насчитывалось не более 600 человек, могли продержаться против грузинской армии лишь несколько дней.

Пассивность грузинских «со­колов» в то время, когда они еще обладали способностью повлиять на исход конфликта, объяснитьдовольно сложно. Возможно, грузинское командование оцени­вало уровень подготовки своих пилотов не столь высоко, чтобы отдать им приказ атаковать мало­размерные цели в узких горных ущельях. А может быть, грузины опасались российских средств ПВО и истребителей-перехватчиков. Или же они просто недооценили угрозу, исходившую от Рокского тоннеля.

Также есть версия, что гру­зинские ВВС не бомбили тоннель специально, надеясь «выдавить» сквозь него в Россию все нело­яльное к тбилисскому режиму население Южной Осетии и получить таким образом «этнически чистую» территорию, на которой некому будет вести партизанскую войну.

ДАЛЬНЕЙШИЕ УСПЕХИ ГРУЗИНСКОЙ ПВО

В отличие от ВВС Грузии, чьи действия никак нельзя назвать эффективными, грузинские зенит­чики в первый день войны сумели добиться значительных успехов. Особо отличился дивизион «буков», действовавший в районе Гори. Уже утром ему удалось сбить россий­ский разведчик Су-24МР, который пилотировал экипаж 929-го ГЛИЦ из Ахтубинска в составе пилота пол­ковника Игоря Зинова и штурмана полковника Игоря Ржавитина.

Самолет упал на грузинской территории в 17 километрах от Гори. Летчики успели катапуль­тироваться, но Игорь Ржавитинпогиб. По неподтвержденной информации из интернета, его застрелили уже на земле при по­пытке захватить в плен. По другим данным летчик попал под обломки упавшего самолета. Полковник Зинов, получив при катапульти­ровании травмы головы и позво­ночника, не мог передвигаться. Грузинские солдаты нашли его и отвезли в тбилисский госпиталь.

До сих пор не ясно, зачем на разведку отправили экипаж, со­стоящий из двух полковников летно-испытательного центра, тем более что в распоряжении командования 4-й Воздушной армии есть 11-й Гвардейский разведы­вательный авиаполк, оснащенныйтакими же Су-24МР и укомплекто­ванный опытными летчиками. Как бы там ни было, эта потеря стала для наших ВВС одной из самых болезненных в ходе конфликта.

Но еще более тяжелый удар ждал их ночью. Около полуночи 8 августа над Грузией был сбит дальний бомбардировщик Ту-22МЗ из 52-го гвардейского ТБАП. Бомбардировщиков тако­го класса советско-российская авиация не теряла в боевой об­становке с момента окончания Второй мировой войны.

Ту-22М3Обломки самолета, пораженно­го прямым попаданием зенитной ракеты, упали у деревни Карели в районе осетино-грузинской гра­ницы, на территории, контролируемой в тот момент грузинскими войсками. Из четырех человек экипажа выжил только один - вто­рой пилот майор Вячеслав Малков, который оказался в плену. Коман­дир экипажа подполковник Алек­сандр Ковенцов, а также майоры Виктор Прядкин и Игорь Нестеров погибли.

По поводу гибели дальнего бомбардировщика существует противоречивая информация. По одной из версий Ту-22М3 совершал разведывательный полет - это изначально сообщил заместитель начальника Генштаба ВС РФ А.Наговицын, а также подтвердил показанный по грузинскому телевидению пленный Малков. Однако, не исключено, что подобные  заявления делались для облегчения участи Малкова.

Наиболее достоверной представляется информация о том, что сбитый Ту-22М3, специально оборудованный для аэрофотосъемки, замыкал группу из 9 бомбардировщиков. В задачу группы входило поражение грузинских объектов. Разведывательный Ту-22М3 также имел бомбовую нагрузку. Он должен был оценивать результаты бомбежек и, в случае необходимости, наносить дополнительные удары.  Противодействия ПВО противника в этом районе не ожидалось.

Скорее всего, российские бомбардировщики попали под обстрел украинского комплекса «Бук-М1». Ударные Ту-22М3, используя штатные средства РЭБ и противоракетный маневр, смогли уклониться от поражения ракетами, а разведчик оказался сбит.

Возможно также, хотя и го­раздо менее вероятно, что Ту-22 сбил расчет «Спайдера». Если самолет шел на высоте не более восьми-девяти тысяч метров, то он был вполне досягаем для ракет этого комплекса, обладающих высокочувствительными тепло­выми головками самонаведения. И хотя одна такая ракета из-за от­носительно небольших размеров и массы ее БЧ вряд ли способна уничтожить крупный двухдвигательный бомбардировщик, по­падание в сопла двух таких ракет может нанести ему фатальные повреждения.

Никакие другие средства ПВО Грузии, находившиеся в зоне кон­фликта, не могли сбить Ту-22МЗ из-за недостаточной досягаемости по высоте, не превышающей 3-5 километров. Крайне малове­роятно, чтобы российский бомбардировщик шел на столь низкой высоте.


3
3 modernarmy.ru   (27.12.2011 12:10)
Здравствуйте!
Ссылку увидел. В таком случае претензий у меня к Вам нет. Надеюсь только, что она не пропадет.
Но есть еще и вторая часть: http://modernarmy.ru/article/104
Удачи!

1 modernarmy.ru   (27.12.2011 01:48)
Коллеги, что я вижу! Мои статьи расходятся по интернету, как жареные пирожки. Еще и фотки вставили, которые я резал и подписывал. А самим поискать материал, посопоставлять цифры и факты, порезать фотки ручками слабо? В таком случае не угодно ли поставить ссылку? Вот так: статья взята с http://modernarmy.ru/article/104

2 Stimul   (27.12.2011 08:35)
Здравствуйте, источник поставил.

Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]