БТР-60

Бронетранспортер БТР-60

Государство: Россия, Финляндия

В конце 50-х годов Советская Армия для переброски подразделений пехоты применяла бронетранспортер БТР-152В1. За почти десятилетнюю эксплуатацию этих машин военные выявили ряд недостатков. Из-за бронированного корпуса значительно увеличивалась нагрузка на колеса, что негативно сказалось на проходимости, особенно в размокшем черноземе и глине. Зависимая подвеска всех мостов с дорожным просветом всего 280 мм на сильно пересеченной местности (например поле изрытое воронками) не обеспечивала достаточный свободный ход и колеса теряли сцепление с грунтом. Кроме того, для тяжелого БТР-152В1 непреодолимым препятствием становился обыкновенный окоп шириной около метра - передние колеса проваливались вниз, корпус упирался в бруствер и дальнейшее движение было невозможным. Военные предложили конструкторским бюро минавтопрома приступить к разработке новой машины, оснащенной независимой подвеской всех колес, имеющей дорожный просвет не менее 350 мм. Кроме того, новый БТР должен был еще и плавать. На Горьковском автозаводе главным конструктором проекта стал известный конструктор В.А. Дедков. К середине 1958 года первый опытный образец был готов. Требования генерального заказчика были полностью выполнены.

БТРП (так условно называлась машина - бронированное транспортное средство плавающее, он же ГАЗ-49) имел несущий сварной бронекорпус с плоским дном, передним расположением отделения управления и кормовым размещением силовой установки, четыре ведущих моста с независимой подвеской всех колес. В каждом колесе имелся встроенный редуктор, используемый для увеличения дорожного просвета. По воде машина передвигалась как за счет гребного эффекта вращающихся колес, так и при помощи специального водометного движителя реактивного типа. В средней части корпуса находилось десантное отделение, вмещавшее 16 человек, в котором стрелки находились лицом к борту машины. Для ведения огня из автоматов в бортах машины имелось 6 амбразур. Между полом десантного отделения и днищем машины устанавливались агрегаты трансмиссии. Открытый сверху корпус являлся несущим, имел обтекаемую форму нижней части и днища и изготовлялся из катаных броневых листов толщиной 6-8 мм. Колеса первой и второй осей были управляемыми. В подвеске использовались 8 торсионных валов и 12 телескопических гидроамортизаторов. На крайних узлах подвески устанавливались по два гидроамортизатора. Пулестойкие шины большого профиля (13.00-18") имели центральную систему регулирования давления воздуха. Широкая колея позволяла двигаться за танками, а четыре равномерно расположенных оси давали возможность преодолевать рвы шириной до 2 м.

В передней части корпуса была установлена лебедка с длиной троса 50 м и максимальным тяговым усилием 4 500 кГс. На кронштейнах лобового и бортовых листов корпуса устанавливался 7,62-мм пулемет СГМБ, боекомплект которого составлял 1250 патронов. БТР оснащался ночными приборами водителя ТВН-2 и командира ТКН-1, радиостанцией Р-113. Полная масса нового БТРа достигала 9 800 кг. На первых опытных образцах использовался двигатель ГАЗ-40П (форсированный вариант двигателя грузового автомобиля ГАЗ-51) мощностью 90 л.с. Однако, он оказался слишком слабым, хотя по остальным показателям вполне устраивал. Для обеспечения необходимой динамики и ходовых качеств двигатель должен был быть вдвое мощнее. Таким образом выбор пал на дизель ЯАЗ-206Б, развивавший до 205 л.с. Но этот двигатель, имевший чугунный блок цилиндров, оказался слишком тяжелым - при движении на суше сцепление первой пары колес с грунтом оказывалось недостаточным, а водные препятствия бронетранспортер пересекал с сильным дифферентом на корму. Предложенное инженерами выравнивание нагрузок на оси за счет усиления лобовой брони заказчиками было отвергнуто - количество десанта при этом уменьшалось с 12 до 8 человек. Для выхода из создавшегося тупика Дедков принял неожиданное решение - установить на БТР два двигателя ГАЗ-40П. Двигатели были смонтированы параллельно каждый со своими агрегатами трансмиссии на одной общей раме, но сблокированы были не сами двигатели, а только их приводы управления.
Блоки двигатель-коробка передач (четырехскоростные, с синхронизаторами) располагались параллельно на корме БТРа, раздаточные коробки - в средней части корпуса. От правого двигателя приводились в действие колеса первого и третьего мостов (а также лебедка), от левого двигателя - колеса второго и четвертого мостов. К концу 1959 года опытный образец БТР со сдвоенной силовой установкой был готов. Внутренняя приемная комиссия минавтопрома принятое конструкторами решение назвала авантюрным и безграмотным, но идея дублировать двигатель и трансмиссию привела военных в полный восторг. При выводе из строя одного из двигателей БТР мог продолжать двигаться со скоростью до 60 км/час по шоссе. Это собственно и решило дело. БТР-60П (такое окончательное название получил опытный образец) выиграл конкурс у ЗиЛ-153 и был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 13.11.1959 г. Бронетранспортер пошел в серию, и уже в середине 1960 года первые машины начали поступать в части. Серийное производство БТР-60П осуществлялось на Горьковском автозаводе до 1963 года.

Модификации

БТР-60ПА (ГАЗ-49А). С 1963 по 1966 год выпускался бронетранспортер БТР-60ПА с закрытым, полностью герметичным корпусом и фильтровентиляционной установкой. Пулемет устанавливался на одном из трех кронштейнов на крыше корпуса. Посадка и высадка десанта осуществлялась через 4 верхних люка с бронекрышками. В 1965 году был создан и принят на вооружение бронетранспортер БТР-60ПА1 с усовершенствовенным агрегатом силовой установки и силовой передачи.

БТР-60ПУ. На базе бронетранспортера БТР-60ПА была создана машина управления и связи Р-145 'Чайка' (БТР-60ПУ). Она производилась серийно и состояла на вооружении. Отличалась от базовой машины установкой средств связи - двух УКВ радиостанций Р-111, УКВ радиостанции Р-123, КВ радиостанции Р-130, соответствующего антенного и коммутирующего оборудования. Экипаж машины состоял из четырех человек. Машина поступала в штабы танковых, мотострелковых, артиллерийских полков и соединений.

БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б) являлся модернизированным вариантом БТР-60ПА. Он был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 29.06.1964 г. Серийное производство машины осуществлялось с 1965 по 1976 год. Основным отличием бронетранспортера была установленная на крыше бронекорпуса вращающаяся коническая бронированная башня со спаренной установкой 14,5-мм пулемета КПВТ и 7,62-мм пулемета ПКТ. Пулеметная установка имела перископический прицел и ручной привод наведения. Горизонтальный угол обстрела - 180°, вертикальный угол обстрела - от -5° до +30°. Предусматривалась установка ПНВ у командира и водителя.

БТР-60ПЗ. В 1972 году на базе БТР-60ПБ был разработан бронетранспортер БТР-60ПЗ, который отличался углом возвышения пулеметной установки до +60°), что позволяло более эффективно вести борьбу с воздушными целями. Машина выпускалась в ограниченном количестве и на вооружение не принималась.

БТР-60ПБК. На базе БТР-60ПБ выпускался командирский бронетранспортер БТР-60ПБК, который был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 5.05.1975 г. С принятием на вооружение унифицированной башенной пулеметной установки БПУ-1 в 1976 г. ему было присвоено обозначение БТР-60ПВК.

МТП-2. На базе шасси устаревших бронетранспортеров БТР-60П была создана машина технической помощи МТП-2 для технического обеспечения мотострелкового батальона. Она предназначалась для эвакуации, устранения неисправностей и проведения трудоемких работ по техническому обслуживанию БТР-40, БТР-152, БТР-60ПА, БТР-60ПБ, БРДМ и БРДМ-2. МТП-2 отличалась от базовой машины установкой кран-стрелы, газосварочного оборудования и наличием комплекта съемников, приспособлений и инструмента, системы коллективной защиты. МТП-2 была принята на вооружение приказом Министра обороны СССР от 25.07.1975 г. Ее серийный выпуск начался в 1976 году. Начиная с середины 70-х на базе шасси бронетранспортера БТР-60ПБ осваивается выпуск различного рода подвижных командных пунктов и радиостанций, в том числе 1В18 Клен-1, 1В19 Клен-2, 9С482 (ПУ-12), Р-137Б, Р-140БМ, Р-145БМ Чайка, Р-156, Р-409БМ, Р-975 и т.п.

Категория: Бронетехника России | Добавил: arthur_hammer (18.03.2011)
Просмотров: 2906 | Рейтинг: 5.0/1
Чеченские статьи Владислава Шурыгина - СОЛДАТСКАЯ ИСТИНА 
Израилов Аслан Матаевич 
Наставник 
Рассказ бывшего рядового "Кандагарской бригады" 
БРДМ-2 
Рассказ россиянина, отправившегося добровольцем в Донбасс и обнаружившего, что оказался не в армии, а в банде 
Чеченские статьи Владислава Шурыгина - СЕРЕГА, “ВОСЬМЕРКА” И СОБАКА 
Планы и реальность Чеченской войны 
Бой у кишлака Шабан: ошибка, которую не исправить 
Поезда специального назначения в Чечне 
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]