03.01.2021   362 Stimul 

Медицинский «дозор» авиационной части в Хмеймиме

Их мы стараемся «не замечать» – пилотов, идущих к своим самолётам или вертолётам, или возвращающихся после боевых вылетов в помещения своих дежурных звеньев. Тут не до разговоров, разве что поздороваешься с кем-то из них, даже пусть тебе незнакомым. И это понятно. Лётчик, отправляющийся на выполнение специального задания, мысленно уже там, в небе, а возвращающийся из боевого вылета – всё ещё там, над этими горами, равнинами и пустынями, на которых он наносил удары по объектам террористов ИГИЛ и боевиков иных незаконных вооружённых формирований. Поэтому на аэродроме существует такое неписаное правило – делать вид, что ты не замечаешь этих пилотов, штурманов и бортовых техников. И здесь заключаются особый смысл и особый такт – дать им возможность внутренне собраться, настроиться на выполнение боевой задачи. Поэтому нравственное, психическое и физическое здоровье авиаторов всегда находятся под самым пристальным вниманием медицинской службы авиационного полка в Хмеймиме.

Я беседую с её начальником подполковником медицинской службы Александром Терещенко (имя и фамилия изменены).

– Наконец-то, Александр Алексеевич, наша беседа состоится. А то договариваемся мы о ней уже полтора месяца, да всё как-то не получается…

– Работа у нас такая. Полёты, ещё раз полёты, да и других задач хватает с избытком.

– Раскройте, пожалуйста, главную из них – в чём заключается организация медицинского обеспечения полётов?

– Медицинское обеспечение полётов – это система организационных, лечебных, профилактических, гигиенических и реабилитационных мероприятий, направленных на поддержание профессионального здоровья, оптимизацию функционального состояния организма и повышение работоспособности не только лётчиков и штурманов, но и всех должностных лиц, которые осуществляют руководство и управление полётами, участвуют в выполнении полётных заданий на борту воздушного судна, а также инженерно-технического состава. Я несу личную ответственность за качественную организацию медицинского обеспечения полётов и своевременное выявление лиц, которые по состоянию здоровья и уровню работоспособности не могут быть допущены к полётам, руководству ими и обслуживанию авиационной техники.

– В каком составе выполняет специальные задачи медицинская служба авиационной базы?

– У нас есть отделение медицинского обеспечения полётов. В его составе – врачи-специалисты по авиационной медицине, фельдшер, водитель-санитар. Этим воинским коллективом руководит начальник отделения. Он определяет дежурного врача или фельдшера на медицинский пост аэродрома, на полёты, в наземную поисково-спасательную команду, проверяет укомплектованность укладки медицинского поста аэродрома и исправность санитарного автомобиля, проводит тренаж со своими подчинёнными по правилам оказания неотложной медицинской помощи.

– Какие основные составляющие медицинского обеспечения полётов?

– Это целый комплекс задач, выполняемых в периоды предварительной подготовки к полётам и проведения самих полётов.Каждый этап включает множество мероприятий. Я перечислю только некоторые из них. Так, в период предварительной подготовки к полётам изучаются особенности предстоящих задач лётной подготовки и условия их выполнения; выявляются лица лётного и инженерно-технического состава, которые по состоянию здоровья не могут быть запланированы для выполнения полётов, руководства полётами и обслуживания авиационной техники; осуществляется контроль соответствия лётной нагрузки состоянию здоровья и физической выносливости лётного состава; ведётся наблюдение за повседневной деятельностью лётного состава в целях выявления отклонений в состоянии здоровья или работоспособности; определяется перечень лиц лётного состава, подлежащих межполётному и послеполётному осмотру; осуществляется контроль за соблюдением пилотами и штурманами предполётного режима отдыха и многое другое. В период проведения полётов пилоты и штурманы проходят медицинский осмотр. При этом используются функциональные пробы и другие методы контроля за состоянием их здоровья. Измеряются давление и температура, производится опрос на предмет выявления жалоб и осуществляется оценка состояния пилота или экипажа. Медицинский осмотр проводится за два часа до начала лётной смены.


В период проведения полётов пилоты и штурманы проходят медицинский осмотр


– А если экипажу предстоит совершить срочный боевой вылет?

– В таком случае мы проводим индивидуальный опрос и внешний осмотр.

– Какая проводится работа с вновь прибывшим лётным составом?

– Он осматривается и инструктируется по вопросам психофизиологических и физиолого-гигиенических особенностей выполнения специальных задач, а также необходимости использования защитного снаряжения. В период наземной подготовки проводятся занятия по военно-медицинской подготовке и авиационной медицине, а при необходимости – специальные тренировки применительно к характеру планируемых полётов.

– Понятное дело: лица лётного состава, группа руководства полётами и спасательная парашютно-десантная группа без проведения медицинского осмотра к полётам не допускаются. А инженерно-технический состав?

– Инженерно-технический состав подвергается индивидуальному опросу и осмотру.

– Во время полётов могут возникать нештатные ситуации. В фильмах о Великой Отечественной мы не раз видели, как мчались к повреждённому приземлившемуся самолёту на машине люди в белых халатах, чтобы оказать первую помощь, облегчить страдания, спасти жизнь. А как организована ваша работа на аэродроме?

– Дежурный врач или фельдшер, обеспечивающий полёты, дежурные врачи или фельдшеры медицинского поста и наземной поисково-спасательной команды находятся в отделении медицинского обеспечения полётов. А укомплектованный санитарный автомобиль –в постоянной готовности к выезду. Лично я организую оказание неотложной медицинской помощи на аэродроме и медицинскую эвакуацию в лечебное учреждение.

– Такие задачи, как мне известно, вам доводилось выполнять не раз. Не здесь, в Хмемиме, а во время проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе. Вы ведь ветеран боевых действий…

– Да, там я был начальником медицинской авиационной комендатуры. Случалось всякое.

– Расскажите немного о себе.

– В командировке в Сирии я нахожусь уже три месяца. В Вооружённых Силах служу два десятилетия. Мои специальности – хирург, офтальмолог, врач-организатор высшей категории. Окончил Военно-медицинский факультет при Саратовском государственном медицинском институте.

– Что запомнилось в командировке?

– Не поверите… Мог бы сказать, интенсивные боевые вылеты, бессонные ночи и дни напряжённой работы… Все это было, и всё это есть. Но запомнилось новогоднее письмо девочки-девятиклассницы из Новороссийска. И адресовано оно было военным медикам. «Здравствуйте, медработники! – написала девочка. – Меня зовут Оля, я из города Новороссийска. Я рада поздравить вас с Новым годом. Вы там потому, что выполняете важную миссию: помогаете людям – женщинам, детям, старикам. Вы лечите людей, а это достойно уважения. Мы благодарим вас за то, что вы делаете». Мы занимаемся медицинским обеспечением полётов. А пилоты авиационной базы в Хмеймиме, в определённой степени благодаря и нам, отлично выполняют специальные задачи в Сирии. Они помогают женщинам, детям и старикам дожить до победы правительственных войск в жестокой борьбе с террористами ИГИЛ и боевиками иных незаконных вооружённых формирований. Ведь только после этой победы установится мир в этой многострадальной стране.


0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]