11.07.2011   11187 Stimul 

Гибель командира 131 омсбр полковника Савина



Авианаводчик 131 омсбр ст.прапорщик Вадим Шибков: "Пробиваясь сквозь плотную стену огня, мы стали отходить по знакомой дороге - в сторону посёлка Садовый. <...> Мы отходили дальше и по пути встречали наши сгоревшие машины, из которых боевики уже утащили боеприпасы и продовольствие, тут же лежали трупы наших бойцов. Наконец показался Дом печати."

1 БМП

Механик-водитель 131 омсбр В. Удовицкий: "На первой машине был комбриг, раненые были в десанте, а вся пехота, кто мог ходить, вся сидела на броне."2 Всего - 42 человека.

Начальник группы планирования ОБП 67 АК подполковник В.И. Зрядний: "Я находился прямо на эжекторе <...> БМП выехала дворами, её не обстреливали, потому что интенсивно стреляли по зданию вокзала. Водитель проехал порядка полутора километров прямо, потом была развилка дорог [перекрёсток ул. Маяковского / Старопромысловское шоссе], он повернул налево. Кто-то кричит: "Неправильно поехал, надо ехать в противоположную сторону!" А уже метров, наверное, триста, может быть, чуть-чуть больше проехали! Ну, солдат развернул быстро. В это время выстрелил гранатомёт, и потом было ещё два, машину понесло, ударило её о бордюр. Я упал и оказался впереди, за ступеньками дома, и пополз вперёд вдоль здания, где-то метров 30 и притаился. Механик-водитель завёл заглохший мотор, попытался возобновить движение - тогда БМП сожгли из гранатомёта."4

Скорее всего в БМП сначала попала граната и она остановилась, после чего водитель снова завёл машину, развернул её и только после этого её окончательно подбили.5

Предположительно, рядовой 3 мср 131 омсбр Николай Рябцев ("Mars"): "Подбили нас из РПГ, первый раз промахнулись, а во второй в правый фальшборт попали (я на левом был), одновременно из огнестрельного по нам добавили. На сколько я помню, из нас всех только у одного автомат был. Вот он один и отстреливался пока не заглохли от того попадания из РПГ. Пососкакивали мы, кто в живых остался, и на землю. Чехи нас голыми руками, как говорится взяли. Из всей БМП только я и один подполковник из Краснодара [Зрядний] из штаба 58 Армии (Царство ему Небесное) остались в живых. Остальных добили. <...> Подполковник не знаю как выжил, а я просто убитым притворился, когда они раненых ходили добивали. Меня тоже двое нашли, потому что под мной бушлат дымился (осколки от РПГ попали в руку, когда по БМП попали). Сначала один подбежал, молодой, весь в чёрное одет. Я перевернулся, на пятую точку сел. Один спрашивает: "Что раненый? Где оружие?". Я говорю: "Нету". Он мне: "Не пизди, найду - растреляю". Я ему: "Нету, ищи". Обыскал меня, по земле рядом пошарил, тут другой подбегает. Первый ему говорит: "Вот раненный, вообще-то добить надо". Второй ему: "Да, надо". У меня чуть не вырвалось: "Да ну нахуй!", уже на языке вертелось. Если бы сказал, наверное точно прибили. За 30 лет, это мой самый адреналиновый момент, тем более, что рядом, метрах в 20 ходили и других пацанов добивали."

Нужно отметить, что после того, как подбили БМП, часть экипажа во главе с полковником Савиным спаслась и, отстреливаясь, ушла в направлении автобазы.

Подполковник Владимир Иванович ЗряднийПодполковник В.И. Зрядний: "Я отполз, началась стрельба из автоматического оружия, рядом солдат застонал: "Помогите, спасите!" - и буквально в двух шагах от меня: "Сейчас мы тебе поможем! Эй, поднимайся солдат!" И подходит ко мне, ногой толкнул, я говорю: "У меня нет оружия!" - "Ну-ка, вставай!" Потом оттащили меня метров семь от этого места, раздели, сняли ремень, проверили, нет ли у меня гранат, автомата - у меня было два магазина с патронами, всё! Кто меня пленил... Акбар, по-моему, зовут - говорит мне: "Ты кто? Я тебя сейчас зарежу!" Я говорю: "Я военнослужащий, подполковник!" Он говорит: "Это тебя спасло то, что я тебя сразу не прирезал! Потому что ты будешь нужен нашему штабу и расскажешь всё, что ты знаешь!"7 27 мая 1995 года подполковник Владимир Иванович Зрядний был растрелян в селе Харсеной по приказу Руслана Гелаева.

Галина Ивановна Ануфриева, мать рядового 81 мсп А.Н. Ануфриева: "Позже выяснилось, что первую машину с ранеными тут же подбили чеченцы и всех оставшихся в живых добивали выстрелами в голову. - С той машины уцелел лишь один парнишка - Николай Рябцев. Я розыскала его в Волгодонске Ростовской области. Николай был ранен в ноги и не смог отползти от БМП. Чеченцы посчитали его мёртвым, а он пролежал в снегу до утра и только после этого предпринял попытку спастись. Тут его подобрали чеченцы и сразу отправили в свой госпиталь в Цой-Юрт <...> и только через сорок дней Масхадов выдал его как тяжелораненого."9

В 1 БМП находились:

– начальник группы планирования ОБП 67 АК подполковник В.И. Зрядний
– командир 131 омсбр полковник Иван Алексеевич Савин
– нач. артиллерии 131 омсбр полковник Евгений Константинович Сащенко10
– ЗКВР 131 омсбр подполковник Валерий Конопацкий
– огнемётчик 3 мср 131 омсбр рядовой Николай Рябцев
– наводчик ПК 131 омсбр рядовой Александр Владимирович Гаврик
– офицеры группы боевого управления авиации "Акула-1"11
– ?

2 БМП

Прапорщик Мамед Керим-ЗадеСтаршина роты 131 омсбр прапорщик Мамед Керим-Заде: "Нас человек сорок где-то было там на одной машине."

Механик-водитель 131 омсбр В. Удовицкий: "Я был во второй машине <...> Я ехал в башне. По пояс стоял. <...> Первая машина <...> сразу встала. Механик... просто пацан сразу сообразил, сразу по газам... Вторая машина, на которой я ехал. И пошёл обгонять эту машину и дальше, метров сто, наверное, да нет, поменьше - метров пятьдесят отъехали от этой машины и по левому десанту моей машины тоже гранатомётом влупили. Меня взрывной волной выкинуло с машины. Я упал на асфальт. С перепугу начал палить по окнам. Уже патроны когда кончились, допёр, что надо откатываться к этому бордюру. К бордюру откатился - начали по мне свои стрелять. Ну тоже там остались же парни, начали ... Я начал кричать, чтоб по мне не стреляли. У меня спросили криком: "Откуда ты, кто ты?" Я крикнул, что со 131-й бригады. И они меня к себе позвали. Затем нас просто начали так же с трёх сторон обстреливать. Вот эту группу нашу, что оcталась <...> эта БМП - она дальше поехала ... на которой я ехал. Просто десант пробили и меня волной выкинуло. Она дальше поехала."



Старшина роты 131 омсбр, прапорщик Мамед Керим-Заде: "Её [БМП] подбили тремя гранатами. Сначала справа по борту ударили, по правому... десанту. В борт. Все, кто сидел справа в десанте, погибли. Потому что когда очнулся десант как был закрыт, так и остался. Солдаты, которые были со мной, сказали, что десант не открывался. После выстрела справа ещё было два выстрела слева ... ну с той стороны где я сидел сверху на броне. После третьего выстрела я, как говорится, улетел с брони и потерял сознание, а когда очнулся - уже в плену."

Механик-водитель 131 омсбр В. Удовицкий: "Пацаны тоже вышли, четыре человека - Числяев Сергей... И нас начали лупить с трёх сторон. Я находился рядом с комбригом всё время. <...> за угол зашли, а пацаны наши кричали: "Помогите, помогите!" Раненые, которые возле БМП остались. А я слышал голос этих чеченцев, что они говорят, пускай вам, мол, свои помогают. У меня внутри всё аж кипело."

подполковник Семён Борисович БурлаковИз описания боя: "Кумулятивная граната врубилась в кормовую дверь. Солдата, перекрещенного бинтами, сидевшего у этой двери, сожгло в момент. Он своим телом прикрыл остальных в правом отсеке - и снова посыпались, как в замедленной съёмке, снова и снова раненые, контуженные, в очередной раз обгоревшие люди из горящей БМП: через сорванную дверь, через надвое разорванное нечто, только что бывшее человеком... <...> Засада была сильной, многосторонней. Горела броня, с гадким звуком добивали .раненых парней снайперские пули. Четко, прицельно - в голову. Вот замолчал один автомат, второй, четвёртый. Сквозь туман боли, осколков, гари, ожогов, контузий видел Бурлаков - наглые, гордые "победой" над десятком полуживых солдат, вышли они на улицу с автоматами наперевес. Подходили, присматривались, неторопливо достреливали. Так, на всякий случай..."16 Боевики приняли подполковника Бурлакова за погибшего и вскоре он потерял сознание, после чего был подобран местными жителями и вынесен к подразделениям Российской Армии.

Во 2 БМП находились:

– нач. опер. отдела 131 омсбр подполковник Юрий Владимирович Клапцов
– нач. связи 131 омсбр подполковник Анатолий Михайлович Чумак
– старшина роты 131 омсбр, прапорщик Мамед Керим-Заде
– механик-водитель 131 омсбр В. Удовицкий
– рядовой 81 мсп Александр Николаевич Ануфриев
– НШ 81 мсп подполковник С.Б. Бурлаков
– ?

Во дворе автобазы

Авианаводчик 131 омсбр ст.прапорщик В. Шибков: "Не знаю, что бы случилось с нами, если бы не расположенная рядом автобаза. Она и стала спасительным островком в этом море огня. Заскочив на захламлённый двор автобазы, мы забросали на всякий случай окна помещений гранатами. Залегли. Затем подтянулась основная группа с комбригом. Впрочем, от группы осталось одно название: пока перебегали по открытой местности, почти все полегли под пулемётным огнём боевиков.
Подхожу к израненному полковнику Савину, говорю:
- Командир, что будем делать?
Думая о чём-то своем, он смотрел в сторону, затем, будто очнувшись, сказал:
- Нужно оценить обстановку.
К тому времени над городом опустились сумерки. Мы заползли с ним за угол здания и видим, как пять или шесть боевиков-ополченцев скрытно подбираются к нам. Говорю Ивану Алексеевичу:
- Командир, гранату.
Он с трудом достал из подсумка гранату РГД-5.
- Подсвечивайте, - говорю, - я их уложу "эфкой". Так и сделали. Находившиеся во дворе автобазы бойцы, человек десять-пятнадцать, поползли за нами. <...> В общем, кинули мы гранаты. Но пройти дальше не удалось. Боевики-ополченцы, засевшие на пожарных боксах, дружно открыли огонь. Меня зацепило в плечо. Одному из рядовых пуля попала в голову, и он навсегда остался лежать там. Пришлось опять отползти за угол. Ну, думаю, всё - не выбраться отсюда. Сел на фундамент здания, прислонился к выщербленной от пуль стене. Комбриг расположился рядом, положив голову на моё плечо. Он был очень слаб. Выругавшись, сказал: "Если выживу, я этим сволочам скажу всё, что о них думаю..." Это были его последние слова. Из-за угла донеслось: "С Новым годом! Получите подарочек..." - и... прилетела граната. Крутясь и шурша по щебню, вплотную подкатилась к нам. Взрыв! Я почти ничего не почувствовал - только шею обожгло. А комбриг уронил голову."

Механик-водитель Владимир УдовицкийМеханик-водитель 131 омсбр В. Удовицкий: "Гранату кинули. Его [Савина] осколком в глаз. Осколок в глаз ему попал. Он так упал на меня. Так он минуты три ещё подышал и умер, скончался."

Авианаводчик 131 омсбр ст.прапорщик В. Шибков: "Через некоторое время к нам пробились остатки одного из взводов третьей роты во главе с начальником артиллерии бригады полковником Савченко [Сащенко]. Они пригнали с собой "Волгу", в багажник которой и погрузили тело мёртвого комбрига. Я же с группой бойцов остался прикрывать их отход. В салоне "Волги" пассажиров было, как сельдей в бочке. Медленно двинулась она в сторону Дома печати. Метров через сто остановилась - лопнула шина. И тут уж боевики никому живым из машины не дали выйти."

Тело Савина было найдено 21 января на улице Гаражной в 80-100 метрах от Дома печати. Рядом с Савиным лежали зампотех 1 мсб 131 омсбр майор Николай Александрович Петров и майор Коваленко: "Опознали их сразу. Коваленко был посечён осколками с головы до пят. Петров был тоже с явными следами добивания."

Начальник опер.отдела 131 омсбр подполковник Юрий Владимирович Клапцов: "[Командир боевиков] Абубакар показал двор и сказал, что в этом углу лежал Сащенко, недалеко от него лежал какой-то майор, а дальше человек 5-6 солдат. Все они были мертвы. Боевик Абубакара вынул у п-ка Сащенко удостоверение личности и отдал его Абубакару, который в дальнейшем передал удостоверение Масхадову. Со слов Абубакара п-к Сащенко был убит автоматной очередью в грудь."


0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]