21.11.2010   3579 Divais 

Ми-26 транспортный вертолёт

Ми-26 (изделие «90») (по кодификации НАТО: Halo — англ. «Ореол») — советский многоцелевой транспортный вертолёт, крупнейший в мире серийный транспортный вертолёт. Разработчик — ОКБ Миля. Первый полёт 14 декабря 1977. Серийно производится Ростовским вертолётным заводом. Всего на 1999 изготовлено 220 машин (276 за весь срок серийного производства).

Неофициальное название — «Летающая корова». Грузоподъёмность — до 25 т полезной нагрузки. Вертолёт может быть использован для задач как военного, так и гражданского характера, а также для проведения поисково-спасательных операций. Цена 20-25 млн. долларов

На сегодняшний день Ми-26 является самым крупным транспортным вертолётом в мире, производящимся серийно (в США фирмой Sikorsky производится аналогичный по задачам CH-53).

Конструкция

Вертолёт построен по одновинтовой схеме с двумя двигателями и трёхстоечным не убирающимся в полёте шасси. Цельнометаллический фюзеляж полумонококовой конструкции имеет переменное сечение. В его носовой части имеется закрывающий антенну РЛС радиопрозрачный обтекатель, кабина экипажа, кабина для сопровождающих груз пассажиров и отсеки для размещения оборудования. Центральная часть фюзеляжа включает в себя грузовую кабину размером 12,00×3,20×(2,95-3,57) м и задний отсек, переходящий в концевую балку. В транспортно-десантном варианте вертолёта могут разместиться 68 парашютистов, 80 солдат с вооружением. В санитарном варианте вертолёта возможно разместить до 60 носилок с ранеными. Для погрузки крупногабаритных грузов в грузовой кабине расположена электролебёдка с тяговым усилием до 500 кг. Также вертолёт способен перевозить грузы на внешней подвеске.

Бортовое оборудование

Радиоэлектронное и навигационное оборудование вертолёта позволяет выполнять боевые задачи в сложных метеорологических условиях и в любое время суток. Входящий в его состав навигационный комплекс включает в себя комбинированую курсовую систему «Гребень-2», пилотажный командный прибор ПКП-77М, радиоэлектронную систему ближней навигации «Веер-М», радиовысотомер, автоматические радиокомпасы и доплеровский измеритель скорости и угла сноса. Пилотажный комплекс вертолёта ПКВ-26-1 состоит из четырёхканального автопилота ВУАП-1, системы траекторного управления, директорного управления и гашения колебаний груза на внешней подвеске. Вертолёт оборудован метеолокатором, средствами связи, а также телевизионной аппаратурой для визуального наблюдения за состоянием груза.

Версии

Ми-26TC — грузовой вариант
V-29 — прототип
Ми-26 — военный транспортный вариант
Ми-26А — улучшенный вариант
Ми-26М — спроектирован для повышенной производительности
Ми-26MS — медицинский вариант
Ми-26НЕФ-М — противолодочный вариант
Ми-26П — гражданский вариант на 63 пассажира
Ми-26ПК — «летающий кран»
Ми-26T — гражданский транспортный вариант
Ми-26Т2 — обновленная базовая модель круглосуточного применения с сокращенным количеством членов экипажа и новым БРЭО
Ми-26TC — грузовой вариант
Ми-26ТМ — «летающий кран»
Ми-26ТП — пожарный вариант
Ми-26ПП — постановщик помех
Ми-26TS — экспортный вариант Ми-26T
Ми-26ТЗ — топливозаправщик
Ми-27 — воздушный пункт управления

Ми-27

В середине 80-х г. на базе Ми-26 был разработан ряд военных модификаций. В соответствии с правительственным постановлением в 1988 г. на Ростовском вертолётном заводе был построен воздушный пункт управления, предназначенный для управления боевыми действиями общевойсковых армий. Машина получила обозначение Ми-27.

Конструкция Ми-27 аналогична базовому вертолёту. Грузовая кабина разделялась поперечными перегородками на салон оперативной группы (ОГ), технический и бытовой отсеки. В салоне ОГ размещались 6 рабочих мест, в следующем отсеке располагалась группа управления техническими средствами и организации связи, там же при необходимости можно было организовать дополнительные места отдыха. В техническом отсеке находилась радиосвязная аппаратура. Бытовое оборудование включало систему водоснабжения, буфет, отсек для отдыха двух человек и гальюн.

Были переоборудованы два серийных вертолёта, которые проходили испытания в Ленинграде и Евпатории. Одна из этих машин затем попала в Харьковский институт ВВС, где используется и поныне в качестве наглядного пособия.

Эксплуатанты

Россия — 35 (24 Ми-26Т эксплуатируются авиакомпанией «ЮТэйр»,7 Ми-26Т эксплуатируются авиакомпанией «Вертикаль-Т»)
Беларусь — 14
Венесуэла — 2 (Ми-26Т2)
Индия — 4
Казахстан — 24. Из них 2 — единственные экземпляры в мире, переоборудованные под топливозаправщики бронетехники и автомобильной техники в полевых условиях. Переоборудование происходило на Московском вертолётном заводе.
Камбоджа — 2
Китай — 4
КНДР — 4
Лаос — 1
Мексика — 1
Перу — 1
Узбекистан — 1

Бывшие эксплуатанты

Молдавия

Дата Бортовой номер Место катастрофы Погибло Краткое описание
26.01.1983 н/д близ Торжка 6/6 Отрыв лопасти несущего винта и разрушение хвоста при взлёте
18.10.1985 н/д пгт. Московский Таджикистан 1/н.д. Военный борт. Аварийная посадка вследствие поломки трансмиссии хвостового винта
11.12.1987 н/д близ аэродрома города Кварели 3/6 Падение вертолёта и опрокидывание на бок в условиях учебного полёта
24.06.1988 51 близ Кутаиси 1+17/18 Военный борт. Падение из-за разрушения подшипника вала привода хвостового винта
1989 72 аэродром Телави 0/н.д. Посадка на ВПП при выключенных двигателях со скоростью многократно превышающей допустимую
13.12.1989 н/д близ Ростова 5/5 Отказ управления во время испытательного полёта с аэродрома «Чкаловский»[7]
20.03.1990 06024 близ Киренска 9/9 Отказ в управлении из-за неисправности гидромеханизма несущего винта
18.08.1990 06023 Тюменская область 5/5 Разрушение вертолёта в воздухе из-за нерасчётных перегрузок вследствие обрыва внешнего груза
15.07.1991 н/д близ Чирчика 0/н.д. Вынужденная посадка по причине пожара в правом двигателе
03.03.1992 н/д близ села Сейдиляр 12/50 Военный борт. Участвовал в гуманитарной миссии во время Карабахского конфликта. Сбит выстрелом из ПЗРК
12.05.1992 н/д близ села Вазашен 8/8 Военный борт. Участвовал в эвакуации семей российских пограничников во время Карабахского конфликта. Сбит ракетой ПВО на высоте 2000 м.
27.02.1993 н/д аэропорт Steung Treng 0/14 Потеря управления во время посадки при перевозке военных грузов для ООН
19.10.1995 95 близ мыса Неупокоевка острова Большевик 8/18 Столкновение с ледяным торосом высотой 313 метров по причинам непогоды и использования устаревших полётных карт
19.10.1996 н/д округ Капит 1/2 Попадание в зону сильного ветра при перевозке древесины на внешней подвеске
18.08.1997 н/д близ города Ключи 0/7 Вынужденная посадка после разрушения двух лопастей рулевого винта
25.09.1999 н/д близ города Ботлих 0/н.д. Военный борт. Касание земли хвостовой балкой и падение на правый борт при перевозке боеприпасов
20.03.2000 н/д округ Капит 2/5 Разрушение в воздухе при подготовке к отцепке груза древесины
21.02.2001 н/д близ аэродрома Марково 0/н.д. Вынужденная посадка из-за неполадок в главном редукторе
01.12.2001 92 близ станицы Стодеревская Ставропольского края 2/18 Отказ двигателя и аварийное планирование с высоты 1,5 км
19.08.2002 89 близ Ханкалы 127/152 Военный борт. Сбит выстрелом из ПЗРК «Игла», сел на минное поле.
03.05.2003 06075 близ Читы 12/12 Борт МЧС. Падение во время тушения лесного пожара вследствие наматывания троса водосливного устройства на хвостовой винт[8].
02.12.2006 29112 близ Кандагара 8/8 Разбился в горной местности в сложных метеоусловиях.
14.07.2009 ER-MCV Гильменд 1+6/6 При заходе на посадку вертолет был поражен выстрелом из ПЗРК или гранатомета.


0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]