06.06.2011   2477   Stimul  

У Пентагона - от 2800 до 3600 КР "Томагавк" морского базирования



В 1971 го­ду ру­ко­во­дство аме­ри­кан­ско­го мор­ско­го фло­та ини­ции­ро­ва­ло про­грам­му соз­да­ния стра­те­ги­че­ской кры­ла­той ра­ке­ты для атом­ных ПЛ. На на­чаль­ном эта­пе рас­смат­ри­ва­лись два ва­ри­ан­та кры­ла­тых ра­кет (КР).

Пер­вый ва­ри­ант. Это боль­шая КР ка­либ­ра 55 дюй­мов под пус­ко­вые ус­та­нов­ки ра­кет "По­ла­рис" UGM-27, сни­мае­мых с воо­ру­же­ния. Этот ва­ри­ант пре­ду­смат­ри­вал при­нять на воо­ру­же­ние тя­же­лую КР под­вод­но­го стар­та боль­шой даль­но­сти по­ле­та - до 3000 миль и раз­ме­ще­ние ра­кет на бор­ту де­ся­ти ПЛАРБ ти­пов "Джордж Ва­шинг­тон" и "Этен Ал­лен" в пус­ко­вых ус­та­нов­ках ра­кет "По­ла­рис". Тем са­мым ПЛАРБ ста­но­ви­лись но­си­те­ля­ми стра­те­ги­че­ских кры­ла­тых ра­кет ПЛАРК.

Вто­рой ва­ри­ант. Ма­лая КР ка­либ­ра 21 дюйм даль­но­стью по­ле­та до 1500 миль под 533-мм тор­пед­ные ап­па­ра­ты под­вод­ных ло­док.

В ию­не 1972 го­да был вы­бран ва­ри­ант КР под тор­пед­ные ап­па­ра­ты. То­гда же про­грам­ма по­лу­чи­ла на­име­но­ва­ние SLCM (Sea Launched Cruise Missile) - кры­ла­тая ра­ке­та мор­ско­го ба­зи­ро­ва­ния. В ян­ва­ре бы­ли ото­бра­ны два са­мых мно­го­обе­щаю­щих про­ек­та для уча­стия в кон­курс­ных ис­пы­та­ни­ях. Пер­вый - фир­мы General Dynamics: ра­ке­та UBGM-109A, вто­рой - фир­мы LTV: ра­ке­та UBGM-110A. В фев­ра­ле 1976-го на­ча­лись бро­ско­вые ис­пы­та­ния ма­ке­тов ра­кет с опы­то­вой ПЛ из под­вод­но­го по­ло­же­ния. Ра­ке­та BGM-109A бы­ла объ­яв­ле­на по­бе­ди­те­лем кон­кур­са еще на на­чаль­ном эта­пе ис­пы­та­ний.

В мар­те то­го же го­да флот­ское на­чаль­ст­во при­ни­ма­ет ре­ше­ние, что SLCM долж­на стать ос­нов­ным опе­ра­тив­но-так­ти­че­ским и стра­те­ги­че­ским ору­жи­ем над­вод­ных ко­раб­лей. В мар­те 1980 го­да со­стоя­лось пер­вое лет­ное ис­пы­та­ние ра­ке­ты BGM-109A, пуск про­из­ве­ден с бор­та эс­мин­ца ВМС США Merrill (DD-976). В ию­не это­го же го­да про­шли ус­пеш­ные лет­ные ис­пы­та­ния ло­доч­но­го ва­ри­ан­та ра­ке­ты. Это со­бы­тие ста­ло зна­ко­вым в ис­то­рии ра­кет­но­го ору­жия на мо­ре: про­из­ве­ден пер­вый в ми­ре пуск стра­те­ги­че­ской КР с бор­та под­вод­ной лод­ки ВМС США Guitarro SSN-665. В те­че­ние трех лет про­во­ди­лись ин­тен­сив­ные лет­ные ис­пы­та­ния ра­кет BGM-109A, про­из­ве­де­но бо­лее 100 ра­кет­ных тес­тов. В ре­зуль­та­те в мар­те 1983 го­да пред­ста­ви­тель ВМС США по свя­зям с об­ще­ст­вен­но­стью объ­я­вил: "Ра­ке­та дос­тиг­ла экс­плуа­та­ци­он­ной го­тов­но­сти и ре­ко­мен­ду­ет­ся к при­ня­тию на воо­ру­же­ние".

Ра­ке­та вы­пол­не­на по са­мо­лет­ной схе­ме - мо­но­план, име­ет кор­пус ци­лин­д­ри­че­ской фор­мы, скла­ды­ваю­щее­ся и ута­п­ли­вае­мое в кор­пус кры­ло в цен­траль­ной час­ти и кре­сто­об­раз­ный че­ты­рех­перь­е­вой ста­би­ли­за­тор в хво­сто­вой. Кор­пус из­го­тов­лен в ос­нов­ном из алю­ми­ние­вых спла­вов, часть эле­мен­тов кон­ст­рук­ции и аэ­ро­ди­на­ми­че­ских по­верх­но­стей вы­пол­не­на из гра­фи­то-эпок­сид­но­го пла­сти­ка и ра­дио­про­зрач­ных ма­те­риа­лов. Для умень­ше­ния ра­дио­ло­ка­ци­он­ной за­мет­но­сти на кор­пус, кры­ло и ста­би­ли­за­тор на­не­се­но спе­ци­аль­ное ра­дио­по­гло­щаю­щее по­кры­тие. Ра­ке­та со­сто­ит из шес­ти от­се­ков: пер­вый - ап­па­ра­ту­ра сис­те­мы управ­ле­ния и на­ве­де­ния; вто­рой - бое­вая часть с пре­до­хра­ни­тель­но-ис­пол­ни­тель­ным ме­ха­низ­мом; тре­тий - пер­вая сек­ция то­п­лив­но­го ба­ка; чет­вер­тый - си­ло­вые при­во­ды ме­ха­низ­ма раз­вер­ты­ва­ния кры­ла и вто­рая и тре­тья сек­ции то­п­лив­но­го ба­ка (мак­си­маль­ный объ­ем вме­сти­мо­сти ба­ка - 600 кг то­п­ли­ва JP-9); пя­тый - воз­ду­хо­за­бор­ник и тер­мо­ба­та­рея; шес­той - мар­ше­вый дви­га­тель и при­во­ды ста­би­ли­за­то­ра и ру­ля на­прав­ле­ния. К по­след­не­му от­се­ку со­ос­но с ра­ке­той при­сты­ко­ван стар­то­вый ра­кет­ный твер­до­то­п­лив­ный ус­ко­ри­тель Atlantic Research Mk 106 тя­гой 26,7 kN (6000 фун­тов) и вре­ме­нем ра­бо­ты 12 се­кунд.

На ра­ке­те ус­та­нов­лен мар­ше­вый двух­кон­тур­ный ма­ло­га­ба­рит­ный дви­га­тель ве­сом 58 кг, дли­на - 0,94 м, диа­метр - 0,305 м ДТРД Williams F107 - WR-400 тя­гой 2.7 kN (272 кг).

Сис­те­ма управ­ле­ния и на­ве­де­ния КР пред­став­ля­ет со­бой ком­плекс трех сис­тем, вы­стро­ен­ных по­сле­до­ва­тель­но, так, что ка­ж­дая сле­дую­щая ис­прав­ля­ет ошиб­ки пре­ды­ду­щей. Пер­вая - инер­ци­аль­ная на­ви­га­ци­он­ная сис­те­ма управ­ле­ния TAINS (TERCOM Assisted Inertial Navigation System) ра­бо­та­ет на на­чаль­ном и сред­нем уча­ст­ках по­ле­та ра­ке­ты (вес - 11 кг). Она вклю­ча­ет бор­то­вой ком­пь­ю­тер, инер­ци­аль­ную плат­фор­му и ба­ро­мет­ри­че­ский вы­со­то­мер. Инер­ци­аль­ная плат­фор­ма со­сто­ит из трех ги­ро­ско­пов и трех ак­се­ле­ро­мет­ров. Сис­те­ма обес­пе­чи­ва­ет ве­де­ние ра­ке­ты по мар­шру­ту с ошиб­кой не бо­лее 1 мет­ра на 1 км по­ле­та.

Вто­рая сис­те­ма - кор­ре­ля­ци­он­ная по кон­ту­ру рель­е­фа ме­ст­но­сти McDonnell Douglas AN/DPW-23 TERCOM (Terrain Contour Matching) ра­бо­та­ет на сред­нем и ко­неч­ном уча­ст­ках по­ле­та ра­ке­ты. Она вклю­ча­ет ком­пь­ю­тер, ра­дио­вы­со­то­мер. В ком­пь­ю­те­ре на же­ст­ком дис­ке со­дер­жит­ся на­бор эта­лон­ных карт рай­онов по мар­шру­ту по­ле­та ра­ке­ты. Ши­ри­на лу­ча ра­дио­вы­со­то­ме­ра - 13-15 гра­ду­сов (диа­па­зон час­тот - 4-8 ГГц). Прин­цип ра­бо­ты сис­те­мы TERCOM ос­но­ван на со­пос­тав­ле­нии рель­е­фа ме­ст­но­сти кон­крет­но­го рай­она на­хо­ж­де­ния ра­ке­ты с эта­лон­ны­ми кар­та­ми рель­е­фа ме­ст­но­сти по мар­шру­ту ее по­ле­та. Оп­ре­де­ле­ние рель­е­фа ме­ст­но­сти осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пу­тем срав­не­ния дан­ных ра­дио- и ба­ро­мет­ри­че­ско­го вы­со­то­ме­ров. Пер­вый из­ме­ря­ет рас­стоя­ние до по­верх­но­сти зем­ли (ре­аль­ную вы­со­ту), вто­рой - вы­со­ту по­ле­та от­но­си­тель­но уров­ня мо­ря. Ин­фор­ма­ция о рель­е­фе ме­ст­но­сти хра­нит­ся в па­мя­ти бор­то­во­го ком­пь­ю­те­ра, где со­пос­тав­ля­ет­ся с дан­ны­ми фак­ти­че­ской ме­ст­но­сти. Ком­пь­ю­тер вы­да­ет сиг­на­лы кор­рек­ции для инер­ци­аль­ной сис­те­мы управ­ле­ния. Весь мар­шрут по­ле­та КР над су­шей раз­би­ва­ет­ся на 64 рай­она кор­рек­ции про­тя­жен­но­стью по 8 км и ши­ри­ной от 2 до 48 км.

Тре­тья сис­те­ма - элек­трон­но-оп­ти­че­ская кор­ре­ля­ци­он­ная AN/DXQ-1 DSMAC (Digital Scene Matching Area Correlation), ко­то­рая по­зво­ля­ет су­ще­ст­вен­но по­вы­сить точ­ность стрель­бы (КВО - до 10 м). В ней ис­поль­зу­ют­ся циф­ро­вые изо­бра­же­ния в оп­ти­че­ском и ин­фра­крас­ном диа­па­зо­не пред­ва­ри­тель­но от­сня­тых рай­онов ме­ст­но­сти по мар­шру­ту по­ле­та КР. DSMAC на­чи­на­ет ра­бо­тать на ко­неч­ном уча­ст­ке тра­ек­то­рии по­ле­та ра­ке­ты, по­сле по­след­ней кор­рек­ции по сис­те­ме TERCOM. С по­мо­щью те­ле­ви­зи­он­но­го дат­чи­ка про­из­во­дит­ся ос­мотр под­сти­лаю­щей по­верх­но­сти в рай­оне це­ли. По­лу­чен­ные изо­бра­же­ния в циф­ро­вой фор­ме вво­дят­ся в ком­пь­ю­тер, ко­то­рый срав­ни­ва­ет их с эта­ло­на­ми, хра­ня­щи­ми­ся на же­ст­ком дис­ке. Лю­бые от­кло­не­ния при­во­дят к кор­рек­ции кур­са ра­ке­ты.

Вот как сам глав­ный кон­ст­рук­тор ра­ке­ты Ро­берт Ол­д­ридж - ве­ду­щий ин­же­нер General Dynamics - опи­сы­вал свое из­де­лие в жур­на­ле "Нейшн" в ста­тье "Пен­та­гон на тро­пе вой­ны" от 27 мар­та 1982 го­да: "Стра­те­ги­че­ский ва­ри­ант ра­ке­ты рас­счи­тан на то, что­бы про­ле­теть со ско­ро­стью 0,7 Ма­ха мак­си­маль­но воз­мож­ное рас­стоя­ние на вы­со­те око­ло 20 000 фу­тов. Это счи­та­ет­ся для ра­ке­ты не­боль­шой ско­ро­стью, но она обес­пе­чи­ва­ет наи­боль­шую эко­но­мию то­п­ли­ва и, сле­до­ва­тель­но, уве­ли­чи­ва­ет ра­ди­ус дей­ст­вия. Инер­ци­аль­ная сис­те­ма на­ве­де­ния, управ­ляю­щая ав­то­пи­ло­том во вре­мя по­ле­та, пе­рио­ди­че­ски пе­ре­страи­ва­ет­ся с уче­том ме­няю­щих­ся ус­ло­вий при по­мо­щи дат­чи­ка под на­зва­ни­ем TERCOM. TERCOM мо­жет сле­до­вать по за­ра­нее за­про­грам­ми­ро­ван­но­му мар­шру­ту с та­кой точ­но­стью, мож­но ска­зать, убий­ст­вен­ной, что ра­ке­та спо­соб­на унич­то­жить ми­ше­ни, да­же сверх­за­щи­щен­ные и прак­ти­че­ски не­дос­туп­ные для бо­лее мощ­ных ра­кет, на­при­мер, МБР. Ко­гда ра­ке­та дос­ти­га­ет вра­же­ской тер­ри­то­рии, сис­те­ма на­ве­де­ния пе­ре­во­дит ее на столь ма­лую вы­со­ту, что по­зво­ля­ет ей из­бе­жать об­на­ру­же­ния ра­дио­ло­ка­ци­он­ны­ми сред­ст­ва­ми, и да­же ес­ли ра­дио­ло­ка­тор за­се­чет цель, "То­ма­гавк" на эк­ра­не бу­дет по­хож на чай­ку. В пре­де­лах 50 миль от ми­ше­ни ра­ке­та сни­жа­ет­ся на вы­со­ту все­го 50 фу­тов, уве­ли­чи­вая при этом ско­рость до 1,2 Ма­ха для по­след­не­го бро­ска".


0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]