24.01.2015   857   Stimul  

Слабость Украины может оказаться ее силой

США и Евросоюз продемонстрировали готовность помогать Украине успешно развиваться после «майданной» революции. Но эта готовность не означает, что поддержка западных стран будет безоговорочной. Напротив, как следует из оказанной ограниченной финансовой и военной помощи, поддержка оказывается на определенных условиях. В частности, если Киев не выполнит обещание провести значимые реформы, то следует ожидать сокращения помощи.

Россия тоже продемонстрировала готовность добиваться своих целей на Украине. Кремль за время, минувшее с начала кризиса, показал, что готов терпеть серьезные трудности — международные санкции, политическую изоляцию, экономические и человеческие потери в военном конфликте. То есть, в отличие от Запада, Россия демонстрирует безусловную и безоговорочную решимость идти к достижению поставленной цели.

Ситуация на Украине не докатилась до той же точки, до которой дошли американские крупные банки в 2008 году, когда федеральная операция по спасению банков показала, что они слишком велики, чтобы позволить им лопнуть. Но в 2015 году на горизонте маячит вероятность дальнейшего ухудшения экономической обстановки и условий в области безопасности. Украинское политическое руководство должно готовиться к худшему. На протяжении года почти все западные лидеры высказались о серьезных обязательствах по отношению к Украине, и Киев может подумать, что он все еще может рисковать, украинские лидеры могут убедить себя, что Запад не даст Украине развалиться. Нельзя с определенностью утверждать, что эти надежды лишены оснований, но кое-что говорит именно об этом.

Возьмем, к примеру, недавно принятый в Вашингтоне Акт о поддержке Украины. Все в Киеве и на Западе оценили его как большой шаг США к обеспечению безопасности и процветания Украины. Но процесс принятия этого закона свидетельствует об обратном.

Первоначальный законопроект, одобренный комитетом Сената по иностранным делам, называл Украину «важным союзником, не состоящим в НАТО» (major non-NATO ally, МННА). Это технический термин, описывающий порядок поставок оружия и уровень сотрудничества в оборонной сфере. Статус МННА не означает подписание договора о совместной обороне. Однако на Украине многие, включая президента Петра Порошенко, решили, что речь идет именно об этом. Впрочем, для Вашингтона предоставление Украине статуса МННА представляло бы собой крепкое обязательство, нарушение которого подорвет доверие союзников к США.

Но в итоге статус МННА из закона был убран. Более того, все прочие меры, перечисленные в акте — от оказания военной помощи и до введения санкций против России — только наделяют исполнительную власть полномочиями, но не обязывают идти на эти шаги.

Новый закон показал, что обязательства США по обеспечению безопасности Украины имеют серьезные границы. Для президента Порошенко и украинской элиты закон должен послужить предупреждением. Они могут рассчитывать на помощь США, но США не гарантируют безопасности Украины. В краткосрочной перспективе это значит, что Киев может рассчитывать только на себя, если Москва решит нарушить перемирие и продолжить вторжение на украинскую территорию.

Существует мнение, согласно которому в случае ухудшения ситуации США и их союзники будут обязаны вмешаться, так как не могут допустить расчленения или оккупации европейского государства. Но именно это они и допустили на Кипре. С 1974 года Турция незаконно оккупирует территорию независимого государства. В 1983 году была провозглашена Турецкая республика Северного Кипра, и Турция по сей день остается единственным государством, признавшим ее. ТРСК занимает около трети территории Кипра, и там постоянно присутствуют 30-40 тысяч турецких солдат, несмотря на бесчисленные резолюции Совета безопасности ООН с требованием немедленного вывода этих войск.

Великобритания, будучи гарантом договора о независимости Кипра, обязана «противодействовать любым попыткам раздела острова». Несмотря на две британские базы на Кипре, Лондон не попытался военным путем остановить турецкое вторжение. США таким договором не связаны, и, помимо резолюций СБ ООН, самой жесткой американской санкцией в ответ на агрессию был трехлетний запрет на поставку оружия Турции и на оказание военно-финансовой помощи.


0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]