14.01.2014   1261   Stimul  

Почему не строятся крейсеры?



Обсуждение будущего российского флота происходит по одному и тому же сценарию: ключевой проблемой видится отсутствие верфей. Далее следуют стенания о том, что все верфи, в первую очередь для крупнотоннажного судостроения, остались за рубежом - в Украине, в городе Николаев. Дискуссия завершается спором о целесообразности приобретения крейсера «Україна» (бывш. «Адмирал Лобов»). Начисто устаревшая ржавая коробка «имперского крейсера», вот уже 23 года стоящего у достроечной стенки завода имени 61 коммунара, стала эпицентром общественных симпатий россиян.

Развал СССР есть преступление без срока давности, но причины многих современных проблем гораздо ближе, чем может показаться. Существующие проблемы ВМФ никоим образом не связаны с отсутствием верфей. Будь Николаев на территории России - ничего бы принципиально не изменилось: некогда «крутой» завод, оставшись без заказов ВМФ, сейчас продолжал бы влачить своё жалкое существование. А ВМФ России на 10 лет остался бы без новых кораблей.

Впрочем, обо всем по порядку.

Рискую вызвать гнев и недоумение у украинской части аудитории, но даже в славные времена Советского Союза наш ВМФ мало зависел от результатов работы верфей на территории Украины. Спору нет, братья-славяне выполнили ряд крупных проектов, но в абсолютном масштабе их значение было невелико.

Многие удивятся. Ведь в Николаеве строились все 7 советских тяжелых авианесущих крейсеров: 4 ТАКР типа «Киев», наш первый «классический» авианосец - ТАКР «Адмирал Кузнецов», его систершип «Варяг» (ныне - китайский «Ляонин») и атомный ТАКР «Ульяновск» (разобран на стапеле в 1993 г.).

Однако не стоит забывать, что в это же время на заводе им. Жданова (сейчас - ОАО «Северная верфь», Санкт-Петербург) строились атомные ракетные крейсеры пр. 1144 (шифр «Орлан»). Четыре 250-метровые громадины полным водоизмещением 26 тыс. тонн - на борту два атомных реактора, две сотни ракет, бронирование, самые передовые средства обнаружения и связи. По своей сложности и техническому совершенству «Орлан» ничуть не уступал «Адмиралу Кузнецову».

26 тысяч тонн - не предел. На Балтийском заводе в Ленинграде строились корабли измерительного комплекса пр. 1914 («Маршал Неделин») - водоизмещение 24 тыс. тонн, атомный разведывательный корабль «Урал» (36 тыс. тонн), научное судно для управления космическими аппаратами «Космонавт Юрий Гагарин» водоизмещением 45 тыс. тонн!

Вместе с огромными разведчиками и кораблями измерительного комплекса строилась серия линейных атомных ледоколов типа «Арктика» (6 единиц, полное водоизмещение каждого 23 тыс. тонн).

После таких фактов жалобы на отсутствие в России мощностей для крупнотоннажного судостроения звучат как минимум необоснованно.


0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]