Ка-50 - многоцелевой ударный вертолёт

Вертолет Ка-50 является одноместным двухдвигательным вертолетом соосной схемы с трехопорным убирающимся шасси.

Фюзеляж вертолета представляет собой единую неразъемную конструкцию, состоящую из отдельных отсеков. Два техно­логических разъема условно делят его на переднюю, заднюю и хвостовую части. Поперечное сечение мидельной части фюзеляжа прямоугольное. Фюзеляж не герметизирован.

Основными конструкционными материалами фюзеляжа являются алюминиевые сплавы и полимерные композиты (органо­пластик, органоуглепластик и сотовый наполнитель). Композиционные материалы составляют до 30% от общей массы кон­струкции Ка-50. Листы композиционных материалов либо используются непосредственно, либо собираются в трехслойные панели с сотовым заполнением. Более ста трехслойных панелей занимают 70 м2 поверхности фюзеляжа. Около 40% этих панелей можно отнести к силовым конструкциям (например, панели центрального отсека, консолей крыла, стабилизатора вертикального оперения, хвостовой балки, контейнеров топливных баков). Столь широкое применение полимерных компо­зиционных материалов позволило по сравнению с металлическими аналогами снизить массу отдельных элементов конст­рукции на 20... ...30%, повысить надежность и живучесть вертолета, увеличить ресурс работы отдельных агрегатов плане­ра в 2-2,5 раза, снизить трудоемкость изготовления сложных элементов конструкции в 1,5-3 раза (за счет уменьшения ко­личества деталей, сокращения цикла клепально-сборочных работ), снизить трудоемкость плазовых работ в 2 раза.

Силовой набор фюзеляжа образован шпангоутами, лонжеронами, силовыми и несиловыми панелями, стрингерами, усиле­ниями проемов двери и люков, балками и работающей обшивкой. На силовой контур "навешены" панели, образующие внешние обводы.

В передней части фюзеляжа расположены носовой отсек и кабина летчика. Носовой отсек первых четырех опытных машин был закругленным с двумя раздельными штангами приемников воздушного давления (ПВД) и штангой датчиков углов атаки и скольжения (ДУАС). Кроме того, на В-80 №02 и №03 в передней части предусматривалась установка низкоуровневой те­левизионной системы "Меркурий". Начиная с В-80 №05 нос приобрел своеобразную "корабельную" форму с одной общей штангой для ПВД и ДУАС, что было вызвано необходимостью зарезервировать место для перспективной телевизионной сис­темы. В носовом отсеке установлена аппаратура комплекса "Шквал-B" с обтекателем прибора управления в нижней час­ти. Кабина летчика образована разнесенными листами стальной и алюминиевой брони. Кабина герметизирована. Дверь и правая створка кабины снабжены устройствами аварийного сброса, верхняя створка при катапультировании откидывает­ся пиротехническим устройством.

Стекла кабины имеют плоскую форму, что уменьшает бликообразование и заметность. Переднее и два боковых окна вы­полнены из бронестекла, дверь, правая и верхняя створки - из ориентированного оргстекла. Для визуального обзора зад­ней полусферы в кабине над верхней створкой установлены зеркала заднего вида.

В днище носового отсека имеется ниша, куда убирается передняя опора шасси. Створки для закрытия ниши не предусмот­рены.

Задняя часть фюзеляжа включает отсеки топливных баков, средний отсек, отсек шасси, а также передний гаргрот. На среднем отсеке установлены мотогондолы двигателей.

Над отсеком переднего топливного бака, расположенного за кабиной, смонтирован передний гаргрот с рулевой системой и элементами гидросистемы вертолета. Средний отсек является основным силовым элементом конструкции фюзеляжа. Здесь размещены два патронных ящика, с правой стороны смонтирована несъемная пушечная установка. На центроплане в среднем отсеке установлены подредукторные балки с кронштейнами для крепления двигателей и главного редуктора. К центроплану крепится крыло вертолета. В отсеке заднего топливного бака смонтированы кронштейны крепления промежу­точных редукторов, вспомогательной силовой установки и вентилятора, а снаружи на боковых панелях - элементы конст­рукции основных опор шасси. Кроме топливного бака в отсеке находится аппаратура прицельно-пилотажно-навигационн­ого комплекса.

В мотогондолах расположены два двигателя ТВЗ-117ВМА, а между ними за кабиной пилота - главный и два промежуточных редуктора, вспомогательная силовая установка, вентилятор, гидроаккумуляторы, противопожарная система и другое обо­рудование.

Хвостовая часть фюзеляжа выполнена заодно с килем. В ней размещены блоки радиоэлектронного оборудования.

Фюзеляж имеет большое количество эксплуатационных люков, облегчающих техническое обслуживание машины. Осмотр систем оборудования и вооружения ведется непосредственно с земли, а силовой установки и несущей системы - с откид­ных панелей мотогондолы.

Крыло вертолета обеспечивает разгрузку несущего винта на больших скоростях полета и служит для подвески авиацион­ных средств поражения, На нижней поверхности консолей крыла установлено по два пилона для подвески съемного воору­жения или топливных баков, а на концах (начиная с третьей опытной машины) - по контейнеру с кассетами устройства УВ-26. Внутри крыла и пилонов смонтирована система подъема грузов. Крылья первых двух опытных 3-80, имевшие боль­ший угол установки, были оснащены элеронами.

Оперение включает стабилизатор, киль, руль направления большой площади с аэродинамической компенсацией и два бо­ковых киля. На руле направления первых опытных машин имелся еще один небольшой стабилизатор, так называемая "ба­бочка".

Шасси вертолета, колесное, убирающееся, имеет одну переднюю и две основные опоры. Колея шасси 2600 мм, база 4911 мм. Самоориентирующаяся передняя опора со спаркой колес снабжена устройством для их установки в линию полета по­сле взлета. На амортизационной стойке установлен демпфер шимми. Размер шин колес передней опоры 400x150 мм, давле­ние в пневматиках 8+0,5 кгс/см2.

Основные опоры имеют одинарные тормозные колеса с шинами размера 700x250 мм, давление в пневматиках 6,5+0,5 кгс/см2. Опоры шасси убираются назад по полету в ниши фюзеляжа, стойки основных опор при этом закрываются створками. В выпущенном положении опоры удерживаются цанговыми замками, в убранном - механическими. В случае несрабатыва­ния замков они могут быть открыты вручную наземным персоналом при зависании вертолета на малой высоте - для этого служит специальная скоба ручного открытия, закрепленная в зажиме на нижней части фюзеляжа. В амортизационных стойках всех опор шасси установлены демпферы колебаний типа "земной резонанс".

Силовая установка и несущая система

Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей ТВЗ-117ВМА, трансмиссии, а также систем и устройств, обеспечивающих работу двигателей и безопасность полета вертолета.

Двигатель ТВ3-117ВМА является одной из модификаций семейства ГТД ТВ3-117, хорошо зарекомендовавших себя на вер­толетах Ми-8МТ, Ми-14, Ми-24, Ка-27 и других. Это турбовальный двигатель со свободной турбиной, воздушной системой запуска от турбо-привода. Компрессор двигателя осевой, двенадцатиступенчатый, с поворотными лопатками входного на­правляющего аппарата и направляющего аппарата первых четырех ступеней ротора, с двумя клапанами перепуска возду­ха из-за седьмой ступени компрессора. Камера сгорания двигателя кольцевая. Турбина состоит из двухступенчатой осе­вой турбины компрессора и свободной турбины. Крутящий момент от свободной турбины передается на промежуточный ре­дуктор, а с него - на главный. Мощность каждого двигателя на взлетном режиме 2200 л. с. при удельном расходе топлива 137 г/(л.с.·ч). Габариты двигателя 2055 х 650 х 728 мм.

Отсеки основных двигателей и двигателя вспомогательной силовой установки отделены от смежных отсеков противопо­жарными перегородками. Охлаждение генераторов и радиаторов маслосистем двигателей, редукторов, а также радиатора системы кондиционирования обеспечивается вентилятором, который приводится во вращение от задней коробки приводов главного редуктора. Синхронизация мощностей обоих двигателей осуществляется системой, принцип действия которой ос­нован на сравнении давления воздуха за компрессорами двигателей в синхронизаторах мощности и корректировке подачи топлива в зависимости от разности этих давлений. Двигатели оборудованы пылезащитными устройствами центробежного типа (ПЗУ), а также экранно-выхлопными устройствами (ЭВУ), смешивающими атмосферный воздух с выхлопными газами и экранирующими горячие детали двигателей для снижения заметности вертолета в ИК-диапазоне. Каждый двигатель име­ет автономную масляную систему, обеспечивающую смазку и отвод тепла от подшипников всех опор, приводов и зубча­тых передач двигателей.

Трансмиссия включает главный и два промежуточных редуктора и предназначена для передачи мощности основных двига­телей на несущие винты с изменением частоты вращения. Каждый промежуточный редуктор соединен со свободной турби­ной соответствующего двигателя непосредственно, а с главным редуктором - соединительным валом. Для раздельного за­пуска двигателей, полета на одном работающем двигателе или в режиме авторотации в главном редукторе предусмотре­ны муфты свободного хода, посредством которых один или оба двигателя отключаются от главного редуктора.

На главном редукторе имеются передняя и задняя коробки приводов, на которых установлены агрегаты вертолетных сис­тем и тормоз несущего винта.

Смазка главного редуктора и коробок приводов, а также промежуточных редукторов осуществляется автономными масло­системами.

Бортовая вспомогательная силовая установка (ВСУ) служит источником сжатого воздуха для турбопривода и системы за­пуска основных двигателей ТВ3-117ВМА. Она включает газотурбинный двигатель АИ-9В и воздухопривод.

Турбопривод обеспечивает проверку работоспособности вертолетных систем без запуска основных двигателей в процес­се технического обслуживания вертолета. При работающем турбоприводе приводятся в действие бортовые генераторы, гидронасос общей гидросистемы и маслонасос.

Несущая система состоит из двух соосных трехлопастных несущих винтов и агрегатов управления лопастями винтов. Верх­ний винт (при виде сверху) вращается по часовой стрелке, нижний - против. Втулки несущих винтов бесшарнирные; лопа­сти крепятся к ним с помощью торсионов.

Лонжероны лопастей представляют собой пустотелые балки переменного сечения с промежуточной стенкой. Материал - стеклоуглепластик. К задней части лонжерона приклеена хвостовая секция, обшивка и торцевые нервюры которой выпол­нены из оргалита, сотовый наполнитель - из полимерсотопластика. Законцовка лопасти стреловидная. Угол стреловидно­сти 33°. Для аэродинамической регулировки лопастей служат триммеры. Лопасти винтов оборудованы пиротехническими устройствами для отстрела при катапультировании. Они сохраняют конструкционную стойкость при поражении пулями ка­либра 12,7 мм и осколками снарядов калибра 20 мм.

Топливная система вертолета включает два основных и четыре подвесных топливных бака. Основные баки, передний и задний, являются расходными. Из переднего бака топливо подается в левый двигатель, из заднего - в правый и двигатель вспомогательной силовой установки. Основные баки соединены трубопроводом кольцевания. В случае отказа одного из двигателей во второй подается топливо из обоих баков, а при отказе насосов подкачки в одном из баков в оба двигателя поступает топливо из второго основного бака. Основные топливные баки мягкие, изготовлены из керосиностойкой резины и ткани. Днища и стенки баков на две трети высоты протектированы слоем натурального каучука. Для предотвращения взрыва топлива в случае поражения бака он заполнен пенополиуретановым эластичным открытопористым наполнителем.

Подвесные баки установлены на крыльевых балочных держателях. Они соединены с основными баками трубопроводами: правые - с передним, левые - с задним. По мере расходования топлива из основных баков они пополняются из подвесных. Подвесные баки имеют сигарообразную форму, изготовлены из листов алюминиевого сплава.

Общее оборудование

Гидравлическая система включает общую и основную гидросистемы.

Общая гидросистема используется для подачи рабочей жидкости в тормозные камеры колес основных опор шасси, гидро­цилиндры уборки-выпуска шасси и агрегаты управления пушечной установкой. При выходе из строя основной гидросисте­мы общая гидросистема обеспечивает работу блока рулевых приводов.

Основная гидросистема приводит в действие блок рулевых приводов, а при отказе общей гидросистемы обеспечивает ава­рийный выпуск шасси. Гидронасос основной системы установлен на левой передней коробке приводов главного редукто­ра, а гидронасос общей системы - на задней коробке приводов. Оба гидронасоса работают при вращении винтов как на моторном режиме, так и на режиме авторотации, а гидронасос общей системы - еще и при включенной бортовой ВСУ.

Система управления вертолетом включает системы продольного, поперечного, путевого управления и управления общим шагом винтов. Гидравлические рулевые приводы объединены в блок рулевых приводов, которые могут работать не только в режиме необратимой системы ручного управления, но и в режиме комбинированного управления, т.е. сочетания ручного управления со стабилизацией от автопилота вертолета. В системе управления установлены триммерные механизмы, имеет­ся также устройство, увеличивающее нагрузку на рычаги управления при опасном сближении лопастей несущих винтов. Тяги системы управления выполнены из алюминиевых труб.

Система электроснабжения на вертолете использует трехфазный переменный ток 115В/400Гц. Она включает два канала генерирования - для левого и правого бортов. Генераторы расположены на задней коробке приводов главного редуктора и приводятся во вращение двигателями вертолета или турбоприводом от ВСУ.

В случае отказа или отключения одного из генераторов его шины подключаются к шинам работающего генератора, а при отказе всей системы ток выдается статическим преобразователем от аккумуляторной батареи. Мощность двух генерато­ров - 800 кВт, преобразователя - 500 Вт. Система снабжения вертолета постоянным током 27 В также двухканальная, ра­ботает через выпрямительные устройства. Электроснабжение вертолета может осуществляться и от наземного источника переменного тока 115В/400 Гц.

Приборное оборудование - в основном традиционные электромеханические стрелочные приборы - монтируется на прибор­ных досках и пультах в кабине летчика. Приборы, табло и выключатели, используемые летчиком только при подготовке к полету, размещены на пульте контроля справа за креслом. Монтаж оборудования сводится к установке панелей приборов и пультов в каркасы, соединению проводов с наконечниками на клеммных колодках и сочленению разъемов.

Система сигнализации включает систему аварийной и уведомляющей сигнализации (САС) и систему встроенного контро­ля и предупреждения "Экран". САС объединяет работу аварийных и уведомляющих светосигнализаторов с датчиками агре­гатов и систем вертолета, с центральным сигнальным огнем и речевым информатором. "Экран" анализирует сигналы, харак­теризующие состояние систем и агрегатов, а также осуществляет предполетный и полетный контроль, выдает информа­цию в порядке приоритетов на универсальное сигнальное табло (УСТ). При этом информация об отказах и аварийных ре­жимах работы агрегатов и систем запоминается и распечатывается в буквенно-цифровом виде на металлизированной лен­те. Всего на УСТ индицируется 68 команд, кроме того 81 сигнал выдается в полете для документирования без индикации на УСТ.

Бортовое устройство регистрации полетных данных "Тестер УЗ" серии 3 предназначено для записи и сохранения в случае летного происшествия информации о работе систем и параметрах полета вертолета за последние 3 ч. Для обеспечения со­хранности магнитная лента помещена в теплоударопрочный герметичный контейнер ("черный ящик"). Регистрируется за­пись 38 аналоговых и 63 разовых сигналов. Информация обрабатывается с помощью наземной аппаратуры "Луч".

Осветительное оборудование делится на внутреннее и внешнее. Внутреннее оборудование - приборы, приборные доски, пульты и панели - освещается красным светом (аварийное освещение - переносной светильник СБК). Для снижения замет­ности вертолета в ИК-диапазоне планируется заменить внутреннее освещение с красного на сине-зеленое. На земле каби­на и технические отсеки освещаются белым светом плафонов. Кроме того, на щитах крепления светильников установле­ны розетки электроснабжения переносных ламп.

К внешнему осветительному оборудованию относятся: две посадочно-поисковые фары, проблесковый маяк, два аэронави­гационных огня, хвостовой огонь, четыре огня полета строем и три контурных огня лопастей нижнего винта.

Средства пожарной сигнализации и пожаротушения установлены в отсеках двигателей, вспомогательной силовой установ­ки, гидроагрегатов и вентилятора. Система пожаротушения двухочередная: первая включается автоматически по сигналу от датчиков пожарной сигнализации, вторая - вручную, если пожар не ликвидирован.

Система кондиционирования воздуха предназначена для обдува остекления, охлаждения и обогрева кабины летчика, соз­дания в ней избыточного давления, а также для обогрева аккумуляторного отсека. В системе используется воздух, отби­раемый от последней ступени компрессора каждого двигателя. Давление в кабине регулируется автоматически в преде­лах 130+70 мм вод.ст.

Для вентиляции рабочего места летчика в правом верхнем углу фонаря установлено приточное вентиляционное устройст­во, управляемое вручную. Кроме того, имеется вентилятор. Охлаждение системы "Шквал-В" осуществляется воздухом, по­ступающим из системы кондиционирования, а блоков в приборных отсеках - забортным воздухом, нагнетаемым вентилято­рами.

Легкосъемное кислородное оборудование ККО-ВК-ЛП обеспечивает снабжение летчика кислородом на высотах до 6 км. В комплект входят блок кислородного питания и кислородная маска со шлангом, а также летный противогаз. Емкость балло­на 2 л, продолжительность использования 1,5 ч.

Противообледенительная система служит для предотвращения обледенения наиболее важных агрегатов вертолета. Для обогрева воздухозаборников и пылезащитных устройств двигателей используется горячий воздух, отбираемый за компрес­сорами основных двигателей. Обогрев лопастей несущих винтов, лобового стекла, приемников воздушного давления, дат­чиков углов атаки и скольжения, часов и визуального указателя обледенения - электрический. Кроме того, лобовое стек­ло кабины и защитное стекло комплекса "Шквал-В" оборудованы системами омывания и стеклоочистителями. Наличие и толщина льда определяются визуально, как днем, так и ночью, по рискам указателя, установленного на панели носового отсека.

Система аварийного покидания предназначена для спасения летчика в аварийной ситуации как катапультированием, так и с помощью парашюта. Система аварийного покидания включает в себя ракетно-парашютную систему К-37-800, систему отстрела лопастей несущих винтов, систему открытия верхней створки фонаря и систему управления.

Приняв решение покинуть машину с помощью парашюта, летчик должен повернуть ручку аварийного отделения. При этом плечевые ремни перерезаются и он вместе с блоком жизнеобеспечения покидает вертолет через проем двери кабины. В случае катапультирования летчик должен взяться за поручни катапультирования одной или двумя руками и потянуть их вверх на себя. При этом притягиваются плечевые ремни, происходит отстрел лопастей несущих винтов и срабатывает ме­ханизм открытия верхней створки. После открытия створки запускается буксировочный двигатель, который вытягивает за собой буксировочный фал. При определенном натяжении фала включается вторая ступень двигателя, переходящего на ре­жим большой тяги. Фал приводит в движение спинку кресла, которая перемещается по направляющим в виде двух криво­линейных рельсов, и телескопическую штангу. При ходе спинки более 670 мм система "летчик+спинка+блок жизнеобеспе­чения" отсоединяется от штанги, сходит с направляющих и отделяется от кабины вертолета. При ходе спинки 1400 мм пе­ререзаются привязные ремни, спинка отделяется, происходят расчековка клапанов парашютной системы и ввод парашю­та. Буксировочный двигатель переходит на режим малой тяги, буксировочный фал отсоединяется от подвесной системы летчика. Раскрытие парашюта дублируется прибором ППК-У-240. Поддержание жизнедеятельности летчика после призем­ления или приводнения и подача сигналов с места нахождения обеспечиваются средствами носимого аварийного запаса.

На сегодняшний день вертолет В-80 является единственным в мире серийным вертолетом, оборудованным системой ава­рийного покидания.

Система транспортирования грузов (до 3 т) на внешней подвеске предназначена для расширения транспортных возможно­стей вертолета в условиях автономного базирования. Силовая часть подвески смонтирована в нише под средним отсеком фюзеляжа справа от оси симметрии вертолета. В систему внешней подвески включен трос длиной 20 м.

Для транспортировки агрегатов вооружения и средств наземного обслуживания используются контейнеры, которые пере­возятся на крыльевых держателях и на системе внешней подвески вертолета.

Радиооборудование

Радиосвязное оборудование включает:

УКВ-радиостанцию Р-800Л1, предназначенную для командно-стартовой связи с наземными командными пунктами и с экипажами летательных аппаратов в воздухе, а также для прослушивания сигналов от радиокомпаса АРК-22;
УКВ-радиостанцию Р-800Л1 с аппаратурой телекодовой связи для обеспечения закрытой радиосвязи;
УКВ-радиостанцию Р-868 для телефонной связи с пунктами управления и отдельными подвижными объектами сухо­путных войск;
аппаратуру для автоматической передачи информации о местоположении и состоянии вертолета на наземный ко­мандный пункт;
вертолетное переговорное устройство ПУ-9 для одновременного подключения к телефонам летчика различного ра­диооборудования;
магнитофон П-503Б для записи на проволочный звуконоситель сигналов, поступающих на телефоны летчика;
аппаратуру речевого оповещения "Алмаз-УП-48" для выдачи летчику 11 речевых сообщений об аварийных ситуациях в полете, дублирования остальных предупреждающих сигналов в случае отказа системы "Экран", а также для пере­дачи на наземный командный пункт пяти аварийных сигналов в полете.

Аппаратура вертолетовождения включает радиокомпас АРК-22 и радиовысотомер А-036А. Радиокомпас обеспечивает пило­тирование по сигналам приводных и широковещательных станций, определение расчетного местоположения вертолета, а также резервный прием и прослушивание наземных радиостанций СВ-диапазона.

Прицельно-пилотажно-навигационный комплекс ПрПНК-80 "Рубикон" (К-041) представляет собой комплекс, предназначен­ный для решения боевых, навигационных и пилотажных задач. Он объединяет цифровые и аналоговые информационные системы и цифровые вычислители обработки боевой, пилотажной и навигационной информации. Комплекс ПрПНК-80 осу­ществляет автоматизированный самоконтроль без применения наземного оборудования и определяет отказы (вплоть до подсистемы, а в наиболее важных системах - до блока). Основу комплекса составляет цифровая вычислительная систе­ма, включающая пять ЦВМ: четыре ЦВМ 20-751 (боевую, навигационную, системы отображения информации, системы внешнего целеуказания) и одну ЦВМ 80-30201 (системы управления оружием), - а также устройство ввода-вывода УВВ 20М-800.

ЦВМ 20-751 - модификация серии бортовых ЦВМ второго поколения "Орбита 20". ЦВМ различного назначения, установлен­ные на вертолете, отличаются только объемом и содержанием запоминающих устройств. Боевая и навигационная ЦВМ мо­гут дублировать друг друга в случае отказа одной из них. УВВ 20М-800 предназначено для преобразования напряжений, последовательных кодов и разовых сигналов от датчиков информации комплекса в двоичный код и является общим для всех ЦВМ 20-751. У ЦВМ 80-30201 имеется встроенное устройство ввода-вывода.

Прицельный комплекс И-251В "Шквал-В" представляет собой телевизионную аппаратуру, сопряженную с лазерным дально­мером-целеуказателем и аппаратурой наведения ракет по лазерному лучу. Он снабжен системой стабилизации поля зре­ния и устройством автоматического сопровождения цели, основанным на принципе запоминания визуального образа цели. Телевизионная аппаратура комплекса имеет широкое и узкое поля зрения, углы отклонения линии визирования: по азиму­ту ±35°, по углу места от +15° до -80°. Телевизионный индикатор ИТ-23МВ предназначен для воспроизведения монохром­ного изображения, передаваемого ТВ-системой комплекса "Шквал-В". На этот же индикатор выдается информация от сис­тем внешнего целеуказания ВЦУ. Комплекс также выполняет функцию обзорно-поисковой системы (ОПС). Линия визирова­ния для поиска цели по желанию пилота отклоняется автоматически или вручную от кнюппеля. После распознавания це­ли и ее захвата сопровождение цели осуществляется автоматически.

Система отображения информации "Ранет" предназначена для индикации на фоне лобового стекла необходимой прицель­ной, пилотажной и навигационной информации, совмещенной с фоном закабинного пространства, а также формирования сигналов знакографической информации для индикатора ИТ-23МВ. Поле зрения индикатора на фоне лобового стекла (ИЛС-31) - 24°.

Нашлемная система целеуказания "Обзор-800" служит для выдачи управляющих сигналов комплексу "Шквал-В", а также ИК-головкам самонаведения ракет "воздух-воздух". Целеуказание осуществляется поворотом головы летчика в пределах ±60° по горизонтали и -20°... +45° по вертикали.

Система управления оружием СУО-800М выдает управляющие сигналы на агрегаты авиационного вооружения и информи­рует летчика о наличии и готовности вооружения. Помимо боевого, СУО имеет тренажный режим работы, позволяющий пи­лоту в полете полностью имитировать боевую работу без реальных пусков управляемых ракет. Надо отметить, что по­строение системы управления оружием СУО-800М на базе ЦВМ для вертолетов упрощает адаптацию перспективных отече­ственных и зарубежных систем вооружения.

Фотоконтрольный прибор ФКП-ЕУ позволяет регистрировать результаты прицеливания и стрельбы с одновременным нало­жением информации с ИЛС.

Пилотажно-навигационный комплекс ПНК-800 "Радиан" является функциональной подсистемой комплекса "Рубикон". Он обеспечивает автоматизированное пилотирование, воздушную навигацию при взаимодействии с другими системами ком­плекса. В память цифровой вычислительной системы может быть введена информация о координатах двух аэродромов, шести промежуточных пунктов маршрута, десяти оперативных целей и четырех ориентиров.

Автопилот пилотажно-навигационного комплекса представляет собой систему, которая, принимая информацию об измене­нии углового положения вертолета в пространстве и истинной или барометрической высоты, формирует управляющие сиг­налы на рулевую систему, компенсируя соответствующие изменения.

Информационный комплекс вертикали и курса (ИКВК) Ц-061К определяет положение вертолета в пространстве, направле­ние полета, измеряет составляющие ускорения и вычисляет по ним скорость. Ц-061 К включает гироплатформу и установ­ленные на ней три датчика акселерометра.

Информационный комплекс высотно-скоростных параметров ИКВСП-В1-2 служит для измерения, индикации и выдачи по­требителям информации о текущих высотно-скоростных параметрах полета. В его состав входят анероидно-мембранные приборы (ПВД, вариометр) и вычислитель.

Автоматический планшет ПА-4-3 позволяет индицировать положение вертолета с помощью светового индекса на подвиж­ной полетной карте. Ленточная карта перемещается в окне планшета в направлении север - юг. Картографический мате­риал планшета выполнен в виде рулонной карты из 26 кадров масштаба 1:100000, 1:500000 и 1:1000000.

Доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-32-28 представляет собой автономную радиолокационную аппара­туру для непрерывного измерения трех составляющих путевой скорости и угла сноса вертолета.

Аппаратура внешнего целеуказания обеспечивает летчика информацией о координатах вертолетов, взаимодействующих с ним, целей и ориентиров, получаемой от других вертолетов и наземных командных пунктов управления, а также отобража­ет эту информацию в виде символов на ИТ-23МВ и выдает на речевой информатор и в систему "Экран" сообщения о необ­ходимости обработки данных целеуказания. Кроме того, осуществляет передачу другим вертолетам координат целей и ориентиров, а также своих координат. В группе может быть до четырех взаимодействующих вертолетов.

Аппаратура бортового комплекса обороны

Аппаратура лазерной разведки Л-140 "Отклик" предназначена для обнаружения и идентификации лазерных средств наве­дения и дальнометрии противника. При воздействии на вертолет лазерного или радиолокационного облучения от наземных или воздушных источников речевой информатор выдает сигнал предупреждения летчику и на специальном табло в кабине индицируется тип источника облучения и направление на него.

Устройство выброса ИК-ловушек и дипольных отражателей УВ-26 представляет собой контейнеры с кассетами 26-мм поме­ховых патронов, размещенные на концах крыльев. Отстрел патронов производится по оперативно вводимой программе.

Вооружение

Комплекс вооружения вертолета включает системы стрелково-пушечного, бомбардировочного, управляемого и неуправ­ляемого ракетного вооружения.

Стрелково-пушечное вооружение представляет собой несъемную подвижную пушечную установку НППУ-80, обеспечиваю­щую ведение огня из 30-мм автоматической пушки 2А42 по воздушным, наземным и надводным целям. Привод установки гидравлический, от общей гидросистемы вертолета. Максимальные углы отклонения пушки по горизонтали - 2°30'... +9°, по вертикали +3°30' ... -37°. Стрельбу можно вести как из подвижной пушки (прицеливание - с помощью комплекса "Шквал-В"), так и из неподвижной (прицеливание - по индикатору на лобовом стекле). Установка расположена на правом борту вертолета вблизи его центра масс, что уменьшает влияние отдачи пушки на конструкцию и обеспечивает высокую точность стрельбы. Автоматика пушки основана на принципе использования энергии пороховых газов, отводимых через бо­ковое отверстие в канале ствола. Питание пушки ленточное, двухстороннее. Боекомплект укладывается в два патронных ящика: передний, на 230 патронов, для бронебойно-трассирующих снарядов и задний, на 230 патронов, для осколочно-фугасно-зажигательных снарядов, что облегчает выбор необходимого типа боеприпаса. Системой управления регулируют­ся темпы ведения огня: быстрый (550-600 выстр./мин) или медленный (350 выстр./мин) - с автоматической отсечкой дли­ны очереди (по 20 или по 10 снарядов). На внутренние крыльевые держатели могут быть подвешены контейнеры УПК-23-250, в каждом из которых размещается неподвижная 23-мм пушка ГШ-23Л с боекомплектом 250 патронов. Хотя эта пушка и уступает 2А42 в эффективности стрельбы по наземным целям, но благодаря более высокой скорострельности (до 3400 выстр./мин) может успешно применяться для стрельбы по маневренным целям.

Бомбардировочное вооружение устанавливается на четырех балочных держателях БДЗ-УВ на крыльевых пилонах. Держате­ли имеют съемные замки и встроенную систему подъема грузов с ручными лебедками, обеспечивающую подвеску агрега­тов вооружения, средств поражения и топливных баков массой до 500 кг без применения аэродромных подъемных уст­ройств.

Контейнер мелких грузов КМГУ предназначен для размещения и серийного выбрасывания восьми блоков БКФ с осколочны­ми, фугасными, зажигательными или противотанковыми бомбами малого калибра или авиационными минами. На вертолет может подвешиваться четыре контейнера.

Управляемое ракетное оружие включает до 12 ПТУР 9А4172 "Вихрь" с лазерной системой наведения. Управляемая ракета "Вихрь" запускается с подвижных пусковых установок УПП-800, которые крепятся на крайние точки подвески, на каждое устанавливается по 6 ПТУР. Для обеспечения пуска ракет и "встреливания" ПТУР в поле зрения ОПС без изменения высо­ты полета предусмотрено отклонение УПП-800 вниз на угол до 12°.

Система неуправляемого ракетного вооружения состоит из четырех блоков НАР Б-8В20А или Б-13Л5; в каждый блок Б-8В20А может быть заряжено по двадцать 80-мм неуправляемых ракет С-8 различных модификаций с разными боевыми частями (кумулятивными, проникающими, осколочно-фугасными, осветительными, со стреловидными поражающими эле­ментами и другими), а в Б13Л5 - по пять 122-мм неуправляемых ракет С-13 с проникающими, кумулятивными или фугасны­ми боевыми частями. Пуски НАР из Б-8В20А ведутся одновременно из двух блоков на внутренних или внешних точках под­вески, по 10 (из Б-13Л5 по 5), по 5 (из Б-13Л5 по 2) или по одной ракете из каждого блока.

Алгоритмы боевого применения

Наиболее сложными этапами решения боевых задач являются поиск цели и применение оружия. Поиск целей для Ка-50 осуществляется с помощью внешнего целеуказания, которое может выдаваться специальным вертолетом-разведчиком, однотипным вертолетом, боевой машиной авиационного наводчика, а также другими авиационными или наземными средст­вами.

После получения сигнала целеуказания бортовой комплекс отрабатывает направление на цель и расстояние до нее с по­следующим выводом этих параметров на ИЛС и пилотажно-навигационный прибор. Летчик может вывести вертолет на цель в директорном режиме, т.е. по командам приборов, или в автоматическом режиме, когда его задача сводится только к тому, чтобы избежать столкновения с внезапно появляющимися наземными препятствиями. При подлете к цели линия ви­зирования телевизионной системы комплекса "Шквал-В" автоматически отстраивается в расчетную точку появления це­ли.

Автономный поиск цели может вестись визуально или в режиме сканирования комплекса "Шквал-В". При визуальном обна­ружении цели пилот с помощью нашлемной системы целеуказания ориентирует линию визирования комплекса "Шквал-В" в направлении цели и, переключив поле зрения с широкого на узкое (имеющее большее увеличение), производит ее рас­познавание. В режиме сканирования летчик, обнаружив цель, переключает поле зрения. После определения принадлежно­сти цели противнику летчик принимает решение атаковать и выбирает оружие. При выборе ПТУР или подвижной пушки летчик кнюппелем на ручке управления вертолетом и переключателем на рычаге "шаг-газ" корректирует положение и раз­мер прицельной марки на ИТ-23МВ так, чтобы она лежала на цели, а цель занимала примерно 3/4 ее площади, затем нажи­мает кнопку "захват" на рычаге "шаг-газ". При этом происходит измерение лазерным дальномером дальности до цели. Теле­визионный автомат запоминает ее образ и обеспечивает дальнейшее сопровождение. (В случае выбора ПТУР производит­ся отработка устройством УПП-800 угла места цели.) При достижении разрешенной дальности на ИЛС и ИТ-23МВ появля­ются сигналы, разрешающие открытие огня. В случае, когда дальность мала и возможно поражение собственного вертоле­та осколками своего же оружия, появляются сигналы запрета стрельбы.

Если летчик решил применить ПТУР, то необходимо обеспечить встреливание ракеты в поле зрения ОПС. Пилотированием вертолета он должен совместить на ИЛС символы линии визирования комплекса "Шквал-В" и зоны пуска. Если этого не происходит, то срабатывает блокировка и сигнал разрешения пуска ракеты не индицируется.

После пуска ПТУР летчик должен пилотировать вертолет в допустимых пределах углов отклонения линии визирования ком­плекса "Шквал-В". Если телеавтомат по какой-л

Категория: Авиация России | Добавил: Stimul (12.06.2010)
Просмотров: 2892 | Рейтинг: 0.0/0
2С31 «Вена» - 120-мм автоматизированное самоходное орудие 
Как было много тех героев 
Их называют элитными (Морская пехота) 
Параллельные миры 
Мохмад Мохамад Шабаан (Сейф Ислам) 
Война в Южной Осетии: мои итоги 
"Вымпел" реет гордо 
Операция «Магистраль», 1987 год 
2С3 «Акация» - 152-мм самоходная гаубица 
А была ли война в Грозном? Может, это только... сон? 
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]