11.01.2015   1072   Stimul  

Офицеры в глубоком запасе

Министр обороны Шойгу объявил о сокращении в 2015 году набора в военные в вузы на три тысячи человек.

Если учесть, что до середины 2000-х ежегодный набор в военные училища достигал 20 тысяч человек, а в прошлом году набрали 14 тысяч, то уменьшение ещё на три тысячи, вреде бы, не такое уж и маленькое.

Сколько нам надо офицеров, похоже, никто не знает точно.

Инициатор преобразований Сердюков в 2009 году был вынужден и вовсе «заморозить» набор курсантов. К тому времени реформа шла полным ходом, и количество контрактников в частях неожиданно превысило число призывников. Возник и переизбыток офицеров. Выпускникам военных училищ просто некем было командовать. За тто, что их солдаты числились только на бумаге, их прозвали «бумажными». Нередко молодых лейтенантов назначали на сержантские должности.

В итоге офицерский корпус за три года уменьшился с 340 тысяч до 150 тысяч человек.
В 2013 году набор курсантов был возобновлён, и в течение двух лет, по данным Министерства обороны, удалось-таки «синхронизировать параметры кадрового заказа со штатной потребностью войск». Сокращение набора на три тысячи - это ответ реальности, связанный с вновь наметившимся избытком молодых офицеров.

Однако есть в этом и тревожные симптомы.

- Сокращение набора курсантов вызывает вопросы, поскольку в настоящее время численность вооружённых сил недостаточна, чтобы обеспечить обороноспособность страны в полной мере, - полагает президент Академии геополитических проблем, капитан первого ранга в отставке Константин Сивков. По его расчётам, для отражения локальных военных угроз России необходима армия из полутора миллионов человек, тогда как сейчас численность войск составляет не более 800 тысяч человек.

- Если из этого состава исключить силы, которые должны вставать на прикрытие границ, то остаётся максимум 200 тысяч, которые мы сможем выделить при полном мобилизационном развертывании, - уточняет бывший военачальник.

Учебные потоки в вузах и выпуски офицеров-специалистов должны быть непрерывными и ежегодными. Именно этим достигался высокий уровень боеготовности советской армии, убежден один из последних министров обороны СССР Дмитрий Язов, выступающий против массового сокращения дипломированных военных.

- Костяком всей армии были именно офицеры, - говорит он. - Сейчас же, когда в армии есть современные и сложные образцы техники, сокращение в подразделениях количества офицеров, имеющих высшее образование, неоправданно.

Между тем, вернуть на прежние рельсы качество и количество кадрового офицерского состава в ближайшие годы вряд ли получиться. Во многих городах материальная база бывших военных училищ перешла в собственность гражданских структур, а в иных местах бывшие учебные корпуса и казармы зияют пустыми окнами. Нет там ни курсантов, ни преподавателей, подавляющее большинство которых в годы реформ стали безработными.


0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]