09.06.2015   591   seroga27  

Как мир должен готовиться к роботизированной войне



Нынешнее поколение людей живет на стыке двух оружейных эпох: ядерного оружия и новой угрозы со стороны смертельного автономного оружия. С одной стороны, ядерный Армагеддон представляет вполне реальную угрозу, поскольку государства не выполняют свои договорные обязательства по разоружению и по ликвидации ядерных запасов.

С другой стороны, смертоносное роботизированное оружие дает возможность взглянуть на войну будущего, в которой на сегодняшний момент нет почти никаких правил применения беспилотных летательных аппаратов, хотя именно они являются предвестниками будущих автономных систем вооружений. Необходимо создать и согласовать в общемировом масштабе нормы и правила по всем областям распространения вооружений, чтобы защитить будущие поколения от масштабного насилия. Чтобы учредить реалистичные и надежные международные нормы по опасным новым видам оружия, государства должны сформировать необходимые условия для международного сотрудничества. Если мировые лидеры хотят создать мир, где будет меньше насилия и жестокости, им необходимо установить основополагающие принципы и улучшить существующий миропорядок.

Неотложным вопросам ядерных арсеналов и будущих вооружений были посвящены два недавних заседания ООН. Это конференция по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия 2015 года, которая завершилась в мае, и встреча экспертов по летальным автономным системам вооружений, состоявшаяся в апреле в Женеве. Каждое из мероприятий было посвящено конкретной угрозе глобальной безопасности: конференция - риску ядерной войны, а встреча экспертов новой угрозе со стороны смертоносной автономной военной робототехники.

Несмотря на важность вынесенных на обсуждение вопросов, обе встречи закончились неубедительно. Спустя 70 лет после того, как на Хиросиму и Нагасаки были сброшены атомные бомбы, ядерное распространение как и прежде угрожает международной безопасности. В этом году Договору о нераспространении ядерного оружия исполняется 47 лет (он был подписан в 1968 году), однако государства по-прежнему делают ставку на его устаревший правовой механизм, что касается ядерного оружия, а реального разоружения не предвидится. В то же время, Соединенные Штаты и другие страны создают смертоносную робототехнику, способную самостоятельно оказывать поддержку в бою. Мы можем увидеть эти изобретения на поле боя уже в недалеком будущем, учитывая возможности их нынешних опытных образцов. С учетом распространения беспилотников и той важной роли, которую они играют в американской внешней политике, в развивающихся военных доктринах автономные системы могут занять место оптимального оборонительного оружия. Это позволит Вашингтону избегать потерь и применения войск на местах, невзирая на непреднамеренные цели и отношение общества к беспилотной летательной технике. Иными словами, утрата эффективного человеческого контроля в бою в будущем превратится в реальную возможность.

Сохранение ядерного оружия с одновременной разработкой смертоносных военных роботов - дорогостоящая и опасная стратегия обеспечения безопасности государств. Возможность попадания такой техники в руки стран-изгоев и неконтролируемых сил лишь усиливает потенциал конфликта, способствует распространению насилия и преступности, а также повышает риск террористических нападений. Для сдерживания этих угроз мировое сообщество вынуждено обращаться в качестве руководства к действующим нормам и принципам. Например, сильные международные нормы, запрещающие применять химическое оружие, представляют собой набор принципов, который можно взять за основу при регулировании новых технологий. Договор о торговле оружием от 2014 года регулирует продажу обычных вооружений на основе устоявшейся практики в вопросах прав человека и норм международного права. Этот договор создал высокие стандарты, запрещающие продажу оружия, установил ответственность государств за соблюдение эмбарго, и обеспечил правовой санкцией законы о правах человека. Эта модель хорошо действует в отношении существующих вооружений. Однако, что касается будущих смертоносных роботов и прочей автономной военной техники, то здесь предупредительные запреты помогли бы предотвратить распространение этих дорогостоящих и опасных технологий. Кампания под лозунгом «Остановить роботов-убийц», например, требует предупредительных запретов вместо действий по факту - ради спасения человеческих жизней и во избежание длительных международных дебатов в будущем.

Существуют заметные расхождения между разработкой смертоносной военной техники и регулирующими ее применение правовыми режимами. Так, международное гуманитарное право вынуждено догонять новую военную технику и должно дожидаться, пока отдельные страны не испытают свое новое оружие, чтобы внести его в разряд разрешенных по нормам международного права. Несмотря на наличие протокола об испытаниях, международное гуманитарное право пока лишено регулирующих норм касательно беспилотных летательных аппаратов, которые появились всего несколько лет назад. В связи с этим вряд ли стоит рассчитывать на то, что международное сообщество будет в перспективе оперативно реагировать на новые системы автономных вооружений.

Из-за обстановки секретности, в которой создается новое оружие, учреждение международных норм является особенно трудным. Политолог Марта Финнемор (Martha Finnemore) пишет в своей книге National Interests in International Society (Национальные интересы в международном обществе): «Государства должны самым тщательным образом контролировать применение вооружений». Предполагается, что безопасность это особая статья, отличающаяся от всех прочих международных проблем, поскольку успех в ней обеспечивается секретностью и автономностью. Между тем, расхожая мудрость гласит, что только в неконтролируемых или слабо управляемых сферах национальной безопасности могут развиваться оружейные технологии.

Но такие предположения не всегда соответствуют действительности. Государства могут сотрудничать в вопросах безопасности и обороны, как они делают в ходе операций ООН и в других случаях. Государства вносят изменения в свои военные доктрины, отказываясь от развертывания определенных систем вооружений, и запрещают применение определенных видов оружия в ответ на установление международных норм. Благодаря таким изменениям в международных запретах удалось сократить или запретить применение мин, кассетных боеприпасов, ослепляющих лазеров и химического оружия. К оружию будущего могут быть применены такие же принципы. Сотрудничество происходит во многих случаях, и стимулом для него становится не только обеспокоенность состоянием национальной безопасности, но и мощные соображения гуманитарного и правового порядка. А когда государства идут на сотрудничество, они в результате укрепляют международную безопасность. Когда сотрудничество осуществляется в очень важной политике безопасности, где ставки чрезвычайно высоки, оно зачастую наталкивается на большие трудности и нежелание ведущих держав. Несмотря на то упорство, с которым эти государства отказываются подписывать новые соглашения, они своими действиями зачастую создают важные прецеденты для стран поменьше. В результате появляется более упорядоченный и безопасный мир. Даже если необузданные диктаторы внутри неуправляемых пространств не соблюдают международные нормы, мир выигрывает от осуждения такой тактики, а это в свою очередь помогает сдержать распространение вооружений, ограничив его немногочисленными поджигателями войны.

Легко предположить, что государства отказываются от определенных типов вооружений лишь в том случае, когда уже не считают их полезными и нужными. Или что страны соглашаются на запрещение только тех систем вооружений, которые им не нужны, которых у них нет, или если отказ от них ничем им не грозит. Но таких причин недостаточно. Сотрудничество во многих случаях происходит в силу сочетания интересов национальной безопасности и гуманитарных факторов. Появление новых видов военной техники дает толчок различным процессам сотрудничества. Иногда это сотрудничество традиционного типа, иногда это новые формы участия, базирующиеся на инициативах гражданского общества. Новые мотивы для налаживания обходительных и вежливых отношений в вопросах регулирования вооружений усиливают решимость международного сообщества и укрепляют представление о том, что ООН способна учреждать работоспособные нормы.

Если плохо контролировать ядерное оружие и системы смертельного автономного оружия будущего, они поставят под угрозу все человечество. Следовательно, крайне важно думать о том, как сделать доктрины национальной безопасности в высокой политике более прозрачными, согласованными с международными нормами и контролируемыми на мировой арене посредством международного права.

0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]