29.12.2015   2072   Stimul  

Легендарный "мусульманский батальон"

Мы с ним могли познакомиться еще в Кабуле – 28 декабря 1979-го. Но тогда этого не произошло. У каждого были свои задачи. Поэтому познакомился я с капитаном Рашидом Абдуллаевым в 1985 году – мы вместе поступили на первый курс Военно-политической академии имени В.И. Ленина. Даже помню, какого это было числа – 7 сентября.

Слушателей повезли в учебный центр Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева в Нахабино. Нам много рассказывали, демонстрировали образцы вооружения и техники. И тут я обратил внимание на невысокого капитана, стоявшего неподалеку от меня на одной из площадок. На его кителе был знак выпускника суворовского военного училища и всего лишь одна орденская планка. Но она стоила десяти. Это была планка ордена Красного Знамени. Потом мы познакомились и подружились. И вот, спустя годы, вновь нашли друг друга. Полковник запаса вооруженных сил Республики Узбекистан Рашид Игамбердиевич Абдуллаев – ныне научный сотрудник Центра военно-научных исследований Академии ВС РУ. Пошли по стопам отца и оба из его сыновей – Тимур и Алишер. Тимур – офицер вооруженных сил Узбекистана, а Алишер окончил военную кафедру Ташкентского Государственного технического университета. Правда, офицерское звание ему будет присвоено только через год – после завершения учебы в вузе. 

Армейская биография Рашида Игамбердиевича началась после окончания Казанского СВУ в 1974 году, когда он поступил в Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище. Через год после выпуска ему предстояла служебная командировка в Афганистан. В составе «мусбата», – «мусульманского батальона», – в последующем получившего наименование 154-го отдельного отряда специального назначения Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, лейтенант Рашид Абдуллаев принимал участие в операции «Шторм-333».

Восточная мудрость гласит: «Если хочешь рассмотреть гору, нужно отойти на расстояние. Если хочешь дать оценку событию, нужно время». И вот это время пришло – многие документы рассекречены. Поэтому и написал полковник запаса Рашид Абдуллаев свою хронико-документальную повесть «Время выбрало нас», которая была опубликована в 2014 году в Ташкенте в канун 35-летней годовщины ввода советских войск в Афганистан. В книге Рашида Игамбердиевича приведены документы и воспоминания участников тех событий – 27 декабря 1979 года. Повесть вызвала многочисленные отклики.

Так, полковник в отставке Хабибджан Холбаев, командир «мусульманского батальона», написал в предисловии к повести:

«Автор книги «Время выбрало нас» Абдуллаев Р.И. является непосредственным участником событий, освещаемых в книге. Пройдя нелегкий военный путь от суворовца до начальника кафедры духовно-нравственного и воинского воспитания Академии вооруженных сил Республики Узбекистан, полковник Абдуллаев Р.И. много внимания и сегодня уделяет вопросам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания молодежи.

Из истории нельзя вырывать неудобные страницы. Нельзя умалчивать того, что было в нашей общей истории. Ценность книги и состоит в том, что автор не дает политической оценки происшедшим событиям, он рассказывает о конкретно имевших место политических, военных и боевых фактах на основании собственных воспоминаний, свидетельств очевидцев и документальных материалов.

Эта книга является еще одним свидетельством стремления автора оставить в памяти потомков истинную картину событий, происходивших в конце прошлого века, связанных с вводом советских войск в Афганистан.

Воспитательная составляющая книги состоит именно в том, чтобы показать истинный героизм и самоотверженность солдат и офицеров, которые не обсуждают, а точно выполняют поставленные перед ними задачи».

А вот отзыв о книге ветерана спецслужб полковника в отставке Музаффара Худоярова, участник афганских событий:

«Я хорошо знаком с ныне полковниками в отставке командиром знаменитого «мусульманского батальона» Холбаевым Хабибджаном Таджибаевичем и его бывшими подчиненными – Маматкуловым Гуломджоном Юсуповичем и Абдуллаевым Рашидом Игамбердиевичем.

Мое мнение – это люди высоких моральных и профессиональных принципов. Они отличаются, прежде всего, своей порядочностью. Их соседи и знакомые не догадываются об их легендарном прошлом, потому что они всегда были и остаются скромными и немногословными людьми, никогда не говорят о своих наградах и званиях, не выпячивают свое поистине героическое военное прошлое. Об их подвиге говорят боевые награды: Х.Т. Холбаев был удостоен высшей награды страны – ордена Ленина, Р.И. Абдуллаев – ордена Красного Знамени, Г.Ю. Маматкулов – ордена Красной Звезды.

Через тридцать пять лет после операции «Штор-333» в этой книге я нашел в списке бойцов спецназа фамилии друзей моего детства: Богодирова Абдумумина, Акбаева Тургуна, Артыкова Бахтиера, с которыми мы вместе росли в Регарском районе. Все трое отличались среди сверстников своими лидирующими качествами, занимали активную жизненную позицию, были разносторонне развиты как физически, так и интеллектуально. Проходили срочную службу сначала в знаменитой Витебской 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, а затем были отобраны в 154-й отдельный отряд специального назначения Главного разведывательного управления – «мусульманский батальон». Все трое участвовали в операции «Шторм-333». Богодиров Абдумумин погиб в бою через день после взятия дворца Амина в г. Кабуле, впоследствии он был посмертно награжден орденом Красной Звезды.

Артыкова Бахтиера тоже, к сожалению, в настоящее время нет в живых. За кабульскую операцию он был удостоен медали «За отвагу». После армии поступил на службу в органы внутренних дел, стал офицером. Никогда не пасовал перед трудностями и опасностями. Он погиб при выполнении служебного долга во время беспорядков в г. Душанбе. Акбаев Тургун в настоящее время работает на руководящей должности одного из крупных промышленных предприятий. Так же, как и его бывшие командиры, он не любит афишировать свои военные подвиги, хотя тоже имеет боевые награды, и мы знаем, что общий успех операции «Шторм-333» был обеспечен благодаря безупречным действиям таких же, как он, – солдат и офицеров.

Ценой своей жизни выполнили поставленную задачу и остались до конца верными военной присяге бойцы «мусульманского батальона» Богодиров Абдумумин Абдунабиевич, Расульметов Курбантай Мурадович, Мадияров Зиябиддин Гиясиддинович, Щербеков Миркасым Абдрашимович, Курбанов Ходжанепес, Хусанов Сабирджон Камилович, Сулейманов Шокиржон Султанович, Мамаджанов Абдунаби Гайджанович. Это были первые жертвы».

Я внимательно причитал книгу. А потом спросил полковника Абдуллаева:

– Рашид, ты о многих тут рассказал, а о себе самом – лишь несколько коротких эпизодов. И то – не ты сам рассказываешь, а говорят твои боевые товарищи.

– Больше ничего не могу добавить, прости, – ответил Абдуллаев. – Я был в группе командира роты старшего лейтенанта Владимира Салимовича Шарипова, его, кстати, потом наградили орденом Ленина. Посмотришь, как действовали наши ребята. Понятное дело – среди них был и я…

– Задал ты мне задачу, – проворчал я шутливо, – там такие яркие эпизоды, такая динамика, что вкратце рассказать – никак не получится. А если все подробно – не хватит и пяти статей…

– Кто из нас учился на редакторском отделении: ты или я, – ответил мне в тон мой товарищ. – Вот и решай задачу…

– Слушай, а ведь с нами учился и капитан Мурат Хусаинов, помню, у него были ранение и орден Красной Звезды – тоже из «мусбата»…

– Да, в 1979-м он был лейтенантом – Мурат Ораевич Хусаинов. Вроде бы Мурат вернулся на свою родину в Туркменистан. Парень он был нормальный, замполит 1-й роты отряда. О его судьбе мне, увы, сейчас ничего не известно…

Я вновь обращаюсь к книге полковника Рашида Абдуллаева. Читаю строки: «В штурме дворца участвовали две группы от Комитета государственной безопасности СССР «Гром» и «Зенит»; 154-й отдельный отряд специального назначения Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, так называемый «мусульманский батальон», с приданными ему 9-й гвардейской парашютно-десантной ротой и гвардейским противотанковым взводом ПТУР «Фагот» из 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка Воздушно-десантных войск.

Подробности штурма дворца «Тадж-Бек» описаны в основном сотрудниками КГБ СССР. Их сведения о роли и месте спецназовцев «мусульманского батальона» и десантников 345-го гв. опдп в операции отрывочны и порой не точны…

За годы, прошедшие с тех пор, в зависимости от политической конъюнктуры, менялась и оценка этих событий, они обросли мифами и легендами. Во многих произведениях участников штурма изображали какими-то бездушными роботами, лишенными каких-либо человеческих чувств и эмоций. Так пишут те, кто сам вплотную никогда не соприкасался с болью, которую несут неизбежные на войне кровь и смерть!

Мною сделана попытка на основе воспоминаний очевидцев и документальных материалах восстановить события тех дней…»

Рассказывая о книге полковника Абдуллаева, я приведу лишь несколько фрагментов из воспоминаний его командира роты, комбата и одного из офицеров-сослуживцев. Первой должна была выдвигаться на семи БМП боевая группа старшего лейтенанта Владимира Шарипова и группа «Гром» под руководством майора Михаила Романова. Костяком 2-й боевой группа была 2-я группа 3-й роты под командованием Хамидуллы Абдуллаева (однофамилец Рашида Абдуллаева).


0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]