07.02.2021   1119   Stimul  

Авиационный скафандр «Воркута»

Первые отечественные авиационные скафандры имели гермооболочку силового типа, состоящую из 2-х или 3-х слоёв прорезиненной х/б ткани, которая выполняла одновременно силовую функцию и обеспечивала герметизацию скафандра. Одним из ярких представителей этого типа являлись скафандры СИ-1 и СИ-3М.

В 1959 году начались разработки двух скафандров для лётчиков морской авиации С-9 (на основе СИ-5) и «Воркута».

В авиационном скафандре «Воркута» впервые вместо единой гермосиловой оболочки из прорезиненной ткани была применена оболочка, состоящая из двух раздельных слоёв: наружного – силовая оболочка, и внутреннего – герметичная оболочка.

Это явилось крупным конструктивным достижением: повысилась надёжность, поскольку для силовой оболочки можно было применять более прочную техническую ткань. Увеличилась эластичность оболочки, особенно в местах шарниров. Упростилась технология изготовления силовой оболочки (шитьё и отсутствие клеевых швов), уменьшилось время на сборку. В дальнейшем все отечественные скафандры, разрабатываемые Заводом № 918 (АО «НПП «Звезда» выполнялись с раздельной оболочкой (силовая + герметичная).

В силовой оболочке скафандра «Воркута» была применена ткань «лавсан» (русский аналог ткани «полиэстер»), а гермооболочка изготавливалась из губчатой резины толщиной 3-5 мм, которая служила также теплоизоляцией в случае аварийного приводнения. В местах шарниров гермооболочка выполнялась из тонкой листовой резины.

Теплоизоляция скафандра позволяла находиться в холодной воде с температурой 0-10 градусов до 12 часов.

Скафандр «Воркута» изготавливался в 2-х вариантах: с кислородной маской и безмасочный.

Силовая система корпуса на первом этапе разработки состояла из троса, расположенного по нейтральным осям корпуса, который через систему роликов, закреплённых на жёстких накладках по бокам корпуса, переводился на пояс и замыкался спереди на лебёдке со стопором, с помощью которой производилась регулировка длины корпуса. В последующем применялась силовая система с передним подтягом.

На различных стадиях разработки в скафандре «Воркута» применялись как пространственный (неподвижный), так и поворотные шлема. Несмотря на новые подходы к «скафандростроению», СК «Воркута» не нашёл массового применения в ВВС СССР.


0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]