Обращение в военную прокуратуру – одна из форм защиты прав военнослужащих и лиц связанных с деятельностью вооруженных сил или иных структур подведомственных надзору военной прокуратуры. С обращениями могут выступить члены семей военнослужащих, гражданские лица, чьи права нарушены деятельностью военнослужащих или сообщить о преступлениях, свидетелями которых они стали.

Являясь структурным подразделением Генеральной прокуратуры РФ, военная прокуратура подчиняется всем ведомственным требованиям и нормативным актам, регулирующим деятельность других прокурорских подразделений. Вместе с тем, военная прокуратура является органом двойного подчинения. Это обусловлено спецификой военной службы и принципом единоначалия, не свойственным гражданским структурам.

О том, как правильно составить обращение в военную прокуратуру и какие специфические особенности рассмотрения подобных обращений могут ожидать заявителя – расскажем в статье.

 Обращение в военную прокуратуру, и каким оно может быть 

Термин обращение наиболее широкий из всех видов взаимодействия надзирающего органа с подведомственными ему лицами. Он включает в себя:

  • жалобы;
  • заявления;
  • предложения;
  • ходатайства.

Право на обращение в органы военной прокуратуры является одним из конституционных прав, закрепленных в ст. 33 Конституции РФ и ч. 1 ст. 2 ФЗ № 59 от 02.05.2006 г. Институт обращений за защитой своих прав или извещения военных прокуроров о нарушении закона или совершенном преступлении способствует улучшению деятельности правоохранительной системы, повышению дисциплины в воинских формированиях и раскрытию наиболее часто встречающихся в армейской среде преступлений: нарушения уставных взаимоотношений и хищений имущества и денежных средств.

В свою очередь, работники военной прокуратуры, которым адресовано обращение, обязаны в установленные сроки рассмотреть его, принять соответствующие меры реагирования и дать ответ военнослужащему или гражданскому лицу, выступившему с обращением, затрагивающим сферу деятельности, относящуюся к компетенции военной прокуратуры.

РИСУНОК 1

Виды обращений

 Порядок обращения в военную прокуратуру 

В ст. 10 Закона о прокуратуре дано определение понятия обращения, содержащего информацию о нарушении закона, однако, не дается унифицированной формы такого обращения. Из этого следует, что любой военнослужащий или гражданское лицо самостоятельно решают, в какой форме: устно или письменно сделать свое заявление, и какие сведения они считают подлежащими реагированию военным прокурором.

В большинстве случаев обращения подаются в письменной форме. Это обусловлено рядом причин:

Большинство людей легче и объективнее излагают мысли в письменном виде, чем при личной беседе. Отсутствует фактор волнения и психологического давления со стороны принимающего обращение, нет наводящих вопросов, которые могут исказить картину события, по поводу которого делается обращение.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации. Это важно для отслеживания сроков, предусмотренных законом  на подготовку ответа о способе прокурорского реагирования, либо на отказ в удовлетворении заявления или жалобы.

Хранящийся на руках у заявителя экземпляр может быть использован в качестве доказательства при обжаловании ответа, не удовлетворившего заявителя, в более высокие инстанции прокуратуры или в суд. При устном обращении заявление протоколируется, но копия протокола на руки заявителю не выдается. Таким образом, высок риск «потери» документа, при неблагоприятном развитии ситуации.

 Содержание различных форм обращений 

Не сведущему в тонкостях юридической техники лицу сложно определить, в какую форму следует облечь документ и какое название ему дать. Для упрощения приведем характерные признаки, позволяющие определить, каким по форме является составленный документ:

  • жалоба – содержит просьбу заявителя о защите или восстановлении нарушенных прав его лично, либо лиц связанных с военнослужащим узами семейных (родственных) отношений, либо служебными связями.
  • заявление – может содержать сведения о нарушении закона, прав и свобод заявителя или других граждан, указания на недостатки в работе военных органов, систем управления, должностных лиц. В форме заявления оформляется критика действий начальствующего состава.
  • предложение – содержит выражение мнения заявителя по совершенствованию системы организации вооруженных сил (его отдельных подразделений), рекомендации по разрешению сложившейся ситуации, предложения по совершенствованию правовых норм в сфере военного законодательства.

Любая из форм может быть, как индивидуальной – когда заявитель конкретное физическое лицо, либо коллективной, когда заявителей более 2-х человек.

 Сроки рассмотрения обращений 

Сроки устанавливаются ведомственным нормативным актом Генеральной прокуратуры РФ – Приказом № 45 от 30.01.2013 г. В соответствии с ним все поступившие письменные обращения подлежат регистрации в течение 3-х дней. Отказ от регистрации недопустим.

Установлено несколько сроков рассмотрения заявления или жалобы, в зависимости от того, требуют ли материалы проверки или изложенные данные и приложенные свидетельства достаточны для принятия мер прокурорского реагирования.

Общий срок ответа – 30 дней. Если заявление не требует дополнительного изучения и проверки – 15 дней. (п. п. 2.3, 5.1 Инструкции, утвержденной Приказом № 45).

Нередко бывает, что сведения, изложенные заявителем не позволяют принять соответствующие меры в силу того, что неполны, грешат противоречиями или субъективизмом. В таком случае прокурор в течении 7 дней возвращает поступивший документ заявителю с указанием на необходимость дополнить недостающие сведения или привести объективные доказательства изложенных фактов ( п. 2.9 Инструкции).

 Ответы прокурора на жалобы, заявления, предложения 

Любое обращение считается разрешенным в тех случаях, ели заявитель в установленные сроки получил официальный письменный ответ с указанием принятых мер, либо с отказом в их принятии. В связи с развитием средств электронной связи, ответ на заявление может быть направлен по электронной почте. В этом случае он должен быть подписан ЭЦП.

Ответы могут быть следующего содержания:

  • «отклонено» - заявление признано необоснованным или ложным;
  • «удовлетворено» - приняты меры прокурорского реагирования в интересах заявителя;
  • «разъяснено» - заявителю разъяснен порядок самостоятельных действий для разрешения волнующей его проблемы, либо указано на несоответствие фактов, изложенных в заявлении требованиям закона;
  • «направлено» - полученные документ направлен в другой орган, уполномоченный принимать решения для разрешения изложенной ситуации;
  • «принято иное решение» - в случае возврата заявления адресату, приобщения к материалам уже имеющегося дела по проверке изложенных фактов, возбужденного ранее;
  • «удовлетворено повторное обращение» - при удовлетворении вышестоящим прокурором жалобы на отказ или неудовлетворительное рассмотрение первичного обращения.

Обращение в военную прокуратуру является эффективным способом защиты прав военнослужащих от произвола вышестоящего начальства или действий сослуживцев склонных к неуставным взаимоотношениям. Только подавать жалобу или делать заявление следует до того, как совершилось нарушение закона, а не констатировать уже свершившийся факт, когда реагировать уже поздно.