Контр-адмиралы российского флота, история звания

Контр-адмирал – младшее из адмиральских званий, которые присваиваются российским морским военачальникам. Аналог звания генерал-майора в других родах войск. Об истории этого звания в рамках развития отечественного военного флота мы постараемся рассказать подробно.

История

Изначально, в эпоху парусников, контр-адмиралом называли одного из помощников адмирала. Как правило, корабли эскадры при движении следуют друг за другом в одной линии, называемой кильватерной колонной. Такая «змейка» обеспечивает наиболее удобное управление всем строем, поскольку каждый корабль следует строго за впереди идущим.

Командующий эскадрой обычно находился в центре построения (кордебаталии), а вице-адмирал возглавлял авангард. Контр-адмиралом назывался офицер, командовавший замыкавшими строй кораблями.

Предполагалось, что в бою адмирал возглавляет боевые порядки, контр-адмирал же сохраняет за собой управление кораблями арьергарда, резервом, либо вспомогательными судами. Такая система помогала флотоводцу сосредоточиться на управлении боем.

В первые десятилетия существования отечественного флота существовал чин шаутбенахт (с нидерл. – «в ночь смотрящий»), который по Табели о рангах соответствовал чину генерал-майора (IV класс) и был фактически равен контр-адмиральскому. Сам царь Петр носил это звание, именовавшись «шаутбенахтом Петром Михайловым», и под таким псевдонимом принимал участие в Гангутском сражении 1714 года.

Впоследствии этот чин был заменен на звание контр-адмирала. Дата введения нового звания и судьбы офицеров, имевших прежний чин, достоверно не установлены. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона указывает, что звание шаутбенахта сохранялось до воцарения императрицы Елизаветы Петровны (1741 год). В то же время, уже в 1732 году в документах адмиралтейств-коллегии Сената упомянуто звание контр-адмирала, за которым сохранился прежний IV класс Табели.

В Красной Армии Декретом ВЦИК и СНК от 16 декабря 1917 все воинские звания и знаки различия старой системы были отменены.

Военный флот Советской республики, как и все вооруженные силы, вместо привычной системы званий получил систему служебных категорий. Званию контр-адмирала приблизительно стали соответствовать следующие звания «высшего командного состава»:

  • К-10: командир крейсера (и ему соответствующие).
  • К-11: командир бригады (и ему соответствующие).
  • К-12: командующий флотилией (и ему соответствующие).

В 1935 году были введены ранги флагманов Морских Сил РККА. Контр-адмиральскому званию был равен флагман 2-го ранга, вице-адмиралу соответствовал «флагман 1-го ранга», аналогом адмирала стало звание «флагман флота 2-го ранга».

Новая система званий продержалась недолго, и уже 7 мая 1940 года флотоводцы вновь получили адмиральские звания.

В послевоенное время в ВМФ СССР были дополнительно введены специальные адмиральские звания для наземного инженерного состава флота, например, инженер-контр-адмирал. В 1984-м году эти звания были отменены, а офицеры получили соответствующие генеральские звания.

После распада Советского Союза в Российской Федерации сохранилась советская система адмиральских званий, действующая по сей день.

Знаки различия

В XVIII веке знаком различия званий адмиралов служило количество пуговиц на обшлагах мундира. Для контр-адмирала полагалась одна пуговица, вице-адмиралу – две, а адмиралу – три. Также для подтверждения статуса офицера на мундирах использовались плетеные ленты и золотые нашивки на воротниках.

В 1807 году офицеры армии и флота надели эполеты.

Эполет контр-адмирала

Во второй половине XIX века контр-адмиралы надели серебряные погоны с гербом.

Погоны контр-адмирала Российской империи

После Октябрьской революции командиры Красной Армии в качестве знаков различия носили нарукавные нашивки с красной звездой и золотыми полосами (галуны).

Нарукавный знак командира бригады кораблей

 

Погоны образца 1943 года

 

 

В 1943 году моряки получили погоны одновременно с сухопутными частями.

Погон контр-адмирала ВМФ Российской Федерации образца 1994 года

Известные офицеры

Одним из символов Петровской эпохи стал контр-адмирал Денис Калмыков. Будучи слугой молодого дворянина Максима Спифариева, направленного в Европу на обучение, Калмыков часто вынужден был посещать занятия по морскому делу вместо барина, пропадавшего в кабаках. Молодой слуга настолько увлекся обучением, что даже выходил вместо Спифариева в море.

Вернувшемуся в Петербург молодому дворянину предстояло сдать экзамен самому государю. Каким-то образом Спифариев сумел провести с собой слугу, который должен был ему подсказывать. Петр же быстро вскрыл обман и, задав слуге несколько сложных вопросов, приказал присвоить ему звание мичмана, а Спифариева отправить служить рядовым матросом.

Впоследствии Денис Калмыков руководил Тырницкими заводами, делавшими якоря и корабельный такелаж. Именно он перевел английский морской устав и разработал современную систему сигналов флагами. Завершил свою карьеру в должности командующего портом Кронштадта.

Долгие годы эта история считалась вымыслом, однако позднее в архивах были обнаружены биографии героев этой истории, а также она сохранилась в записках адмирала Алексея Нагаева, служившего во временя Петра.

В последующие годы на плечи контр-адмиралов ложились различные задачи. В годы Крымской войны свои выдающиеся таланты проявил В.И. Истомин. Командуя линейным кораблем «Париж», Истомин отличился в Синопском сражении, и по возвращении в Севастополь был произведен в контр-адмиралы. Позднее Владимир Иванович проявил себя как сухопутный командующий. Во время осады Севастополя возглавлял участок обороны города, в который входил Малахов курган. Погиб незадолго до окончания обороны города от прямого попадания пушечного ядра.

Всеволод Федорович Руднев, будучи контр-адмиралом, командовал крейсером «Варяг» в легендарном бою у Чемульпо.

В звании контр-адмирала состоял Василий Михайлович Альтфатер, когда в октябре 1918 года стал первым командующим флотом Советской республики. Во время Первой Мировой войны руководил военно-морским управлением Северного фронта. На этом посту В.М. Альфатер пробыл недолго, скончавшись в 1919 году, однако немало им было сделано для сохранения боевого потенциала остатков императорского флота.

Звание контр-адмирала было в 1943 году присвоено Ивану Папанину, знаменитому полярнику, в 1937-м году возглавлявшему первую в мире дрейфующую полярную станцию. В годы Великой Отечественной войны Папанин возглавлял Северный морской путь и морские перевозки в Белом море.