Как уволиться контрактнику из вооруженных сил?

Военная служба по контракту многим молодым людям, не нашедшим себя в гражданских специальностях, видится идеальным способом решения жизненных проблем. Заключив контракт, зачастую сталкиваются с совершенно иными условиями, которые рисуют призывные плакаты и листовки, местом службы становятся регионы, оторванные от благ цивилизации, а участие в реальных боевых действиях охлаждают максимализм и надежды на спокойное, размеренное прохождение службы.

Возникает вопрос, как уволиться из рядов вооруженных сил досрочно?

 Нормативное регламентирование права на увольнение 

 Служба в армии предъявляет повышенные требования к осознанности принимаемых решение, умение переносить ряд лишений, подчиняться приказам начальства. Человеку, ранее не проходившему срочную службу, впервые столкнувшемуся с реалиями армейского быта и жесткой дисциплиной, резким ограничением свободы волеизъявления и необходимостью подчиняться распоряжениям командиров, которые могут иметь не высокий образовательный и интеллектуальный уровень, становится нетерпимым их вынужденное положение. Они начинают искать возможность освободиться от продолжения службы.

Для этого есть несколько возможностей. Исчерпывающий перечень оснований досрочного увольнения, после заключения срочного контракта, содержатся в ст. 51 ФЗ № 53. Части 1 и 2 указанной статьи предусматривают увольнение по общим основаниям:

  • достижение предельного возраста нахождения на службе;
  • истечение срока контракта;
  • по состоянию здоровья.

Эти основания не являются дискредитирующими и не влекут негативных последствий для контрактника.

Иначе обстоят дела в тех случаях, когда военнослужащий совершает:

  • проступок или преступление;
  • меняет или приобретает второе гражданство;
  • вступает в конфликт с сослуживцами или начальством;
  • занимается предпринимательской деятельностью;
  • имеет счета в зарубежных банках.

Отдельной категорией оснований выступают организационно-штатные мероприятия, осуществляемые на основании приказа Министра Обороны РФ, связанные с сокращением штата воинского формирования или упразднения должности, которую занимает контрактник. Поводом к увольнению может служить переход на работу в другое «силовое» ведомство, избрание на выборную должность органов государственной или муниципальной власти.

Все перечисленные обстоятельства, хотя и зависят от воли военнослужащего контрактной службы, к праву, закрепленному в Трудовом кодексе РФ в отношении гражданских лиц на увольнение «по собственному желанию», отношения не имеют.

Однако, служба в армии по контракту не является срочной каторгой. Законодатель предусмотрел ряд оснований, которые могут способствовать увольнению, без совершения дискредитирующих поступков и не портящих дальнейшую карьеру и жизнь.

Такие обстоятельства изложены в ч. 3 ст. 51 указанного закона.

К ним относятся:

  • невозможностью самого военнослужащего или одного из членов его семьи: супруга (и) или несовершеннолетних детей проживать в регионе, в котором проходит службу контрактник);
  • в случае перевода супруга, являющегося военнослужащим в другую местность. При этом, контрактнику предлагаются варианты перевода на соответствующую должность по новому месту службы супруга, если такая возможность существует;
  • в случае необходимости осуществлять уход и воспитание ребенка, в возрасте до 18 лет, если военнослужащий не состоит в браке;
  • если возникает необходимость в осуществлении опекунских обязанностей в отношении несовершеннолетних родных братьев/сестер, оставшихся без попечения родителей;
  • при необходимости ухода за нетрудоспособными или больными родителями, бабушками/дедушками, опекунами или усыновителями.

Перечисленные основания гарантируют досрочное увольнение контрактника, без наступления негативных последствий.

 Последовательность действий военнослужащего, желающего уволиться до истечения срока контракта 

 Если для гражданского работника достаточно подачи заявления об увольнении, то в отношении военнослужащих, заключивших контракт, действует особый порядок. Связано это с традиционно консервативным отношением вышестоящих начальников к апеллированию на сложности и неустроенность быта, и тем более – на необходимость осуществлять уход за близкими родственниками или детьми.

При приеме на службу по контракту для военнослужащих устанавливается трехмесячный испытательный срок. Многие думают, что этот срок взаимен: начальство присматривается к новобранцу, новобранец присматривается к условиям службы. Если в течение 3-х месяцев его что-то не устроит, то он сможет безболезненно расторгнуть контракт и уволится. Это – заблуждение.

В отличие от ТК РФ, «испытательный» срок в армии имеет односторонний порядок. Он является инструментом в руках начальников, которые в отведенный срок оценивают деловые качества молодого контрактника. В отношении самого военнослужащего, сроком принятия решения считается дата подписания контракта. Если в течение этого срока ему что-либо не понравится, придется мотивировать рапорт об увольнении в соответствии с упоминавшейся ст. 51 ФЗ № 53, либо искусственно создавать причины, описанные в п. «в» ч. 3 ст. 51.

Основанием для увольнения до истечения срока контракта является рапорт, поданный на имя командира части. Самостоятельно командир принять такое решение не вправе. Предварительно, в ходе беседы со служащим о причинах, послуживших основанием к написанию рапорта, могут быть предложены некоторые послабления по службе, не сказывающиеся на исполнении должностных обязанностей, или предоставлен краткосрочный отпуск для решения возникших проблем.

Если контрактник настаивает на увольнении, командир передает рапорт в аттестационную комиссию военного круга. Следует знать, что с момента приема рапорта, до передачи его в аттестационную комиссию, у командира есть 30 дней. Такой же срок установлен для принятия решения комиссией. Никто не заинтересован ускорять процесс. Решения принимаются в последние дни истечения срока, установленного законом.

 Процедура увольнения 

 Подробно порядок действия при увольнении изложен в Указе Президента РФ № 1237 и ст. 23 ФЗ № 76.

Подробно порядок увольнения изложен в Главе VIII указа № 1237. В ней указывается, что лица, заключившие срочный контракт (ч. 6. ст. 51), подлежат увольнению только после рассмотрения их рапорта аттестационной комиссией военного округа.

При этом, лица, проходившие службу по призыву и заключившие контракт, не могут быть уволены до истечения срока службы по призыву, за исключением случаев, предусмотренных п.п. «В» и «Ж» п. 1 и п. 4 ст. 51 ФЗ № 53. Если их нахождение на должности после подачи рапорта на увольнение не совместимо с интересами службы, они переводятся в другую часть до истечения срока службы по призыву.

Увольнение производится приказом командира части, которому предоставлено право на присвоение очередных воинских званий рядовому и сержантскому составу, после получения положительного заключения аттестационной комиссии.

 Документы, служащие основанием для увольнения 

 Если речь идет об увольнении по «семейным» обстоятельствам, военнослужащему-контрактнику перед подачей рапорта необходимо провести основательную подготовительную работу:

Собрать документы, свидетельствующие о реальности изложенных в рапорте фактов. Прежде всего, это:

  • справки и заключения из медицинских учреждений;
  • органов социальной защиты;
  • комиссий по делам несовершеннолетних;
  • органов опеки и попечительства.

Мотивом рапорта может служить приговор суда об осуждении супруга к лишению свободы, лишению его родительских прав, признании умершим или без вести пропавшим, признании недееспособным.

Указанные документы должны быть приложены к рапорту, до передачи его в аттестационную комиссию.

 Препятствия на пути увольнения и последствия нарушения условий контракта 

 Бюрократические препоны при увольнении – обычное явление в армии. С самого первого дня службы Министерство обороны затрачивает на обучение контрактника значительные средства. Поэтому, заинтересовано в том, чтобы военнослужащий «отработал» вложенные в него средства. Принимается во внимание и то, что при увольнении по не дискредитирующим обстоятельствам военнослужащему должно быть выплачено денежное довольствие и компенсация в размере 2 или 7 денежных окладов (ч. 3 ст. 3 ФЗ № 306-ФЗ). На дополнительные траты при досрочном расторжении контракта военное ведомство идет неохотно.

Наиболее частым поводом затягивания решения вопроса об увольнении, на основании рапорта, является стремление командования подразделения подвести военнослужащего под увольнение вследствие нарушения условий контракта (НУК), без выплаты денежной компенсации.

Часто сами военнослужащие-контрактники, принявшие решение любой ценой уволится из армии, провоцируют командование: начинают нарушать устав, допускают неоправданные действия при исполнении служебных обязанностей или самовольные отлучки из части. Злоупотребляют алкоголем.

Следует помнить, что увольнение по НУК впоследствии делает невозможным повторно заключить контракт или поступить на службу в правоохранительные органы (полицию, ФСУ, ФСБ). Даже устройство на работу в органы государственной или муниципальной власти может быть закрыто для бывшего контрактника, уволенного в связи с НУК. Частные охранные предприятия так же негативно относятся к лицам, имеющим такую статью в послужном списке.

Подводя итог рассмотрению оснований и порядка досрочного расторжения контракта по инициативе военнослужащего, можно отметить, что количество оснований строго регламентировано в законе. Если контрактник искусственно симулирует причины или создает условия для увольнения и об этом становиться известно, велик риск увольнения по дискредитирующим обстоятельствам, в дальнейшем препятствующим восстановлению на службе или заключению нового контракта.