Что такое положение о воинском учете и зачем оно нужно

Для обеспечения единой трактовки определенного свода правил необходимо разработать правовой документ, который называется положением. В нем достаточно точно будут отображены все обязанности каждого субъекта, и на документальной основе обеспечится возможность контроля деятельности каждого структурного звена, которые фигурируют в данных правилах.

Положения могут быть разработаны на различных уровнях законодательной власти с последующим их утверждением. Такой подход дает возможность однообразно воспринимать представленную информацию.

Правые основы

Известно, что воинский учет, по своей сути являющийся неотъемлемой частью воинской обязанности граждан, представляет собой многогранный комплекс мероприятий, в который вовлечены не только персональные кадры, но и целые организации, муниципальные образования, региональные структурные подразделения военного комиссариата.

За основу деятельности компетентных органов, уполномоченных на организацию воинского учета, принято постановление №719 Правительства РФ, датируемое 2006 годом, но подлежащее регулярному редактированию. Последняя редакция была произведена в 2017 году.

Согласно этому постановлению утверждению подлежит положение, разработанное Министерством Обороны и организующую работу по ведению воинского учета на различных уровнях. Постановление об утверждении положения о воинском учете имеет Федеральное значение и не может быть изменено на региональных ступенях.

Структура документа

Принятое положение о воинском учете содержит ряд фундаментальных вопросов, которые объединены в отдельные разделы. Таким образом, лицо или отдел, занимающийся военной и мобилизационной подготовкой контингента, имеет возможность оперативно получать исчерпывающую информацию по всем потенциально возможным вопросам.

1-й раздел, который называется «Общие положения» считается вводной частью настоящего положения и определяет функции, цели, а также задачи воинского учета. В этом разделе однозначно прописано, кто несет ответственность за организационные мероприятия, и как распределяются обязанности между подразделениями разных уровней.

Подробно изложена теория подготовки и осуществления воинского учета в организации. Этому вопросу уделено должное внимание, так как охватывается большая доля контингента, а для качественного учета требуется создание функционального отдела, состоящего в некоторых случаях из нескольких человек.

Специальный учет, как и учет юношей, проходящих обучение в школе, ведет непосредственно военкомат. Полное руководство к действию по ведению специального учета включено в положение. Отдельным перечнем определены категории граждан, в чьи обязанности входит пребывание на учете. При отсутствии в муниципальном образовании военного комиссариата первичный воинский учет осуществляют административные органы власти на местах.

Второй раздел положения содержит полную информацию о способах постановки, ведении и снятии с учета призывников. Данный раздел считается актуальным, так как пополнение рядов ВС солдатами срочной службы является государственным заказом.

Третий раздел посвящен ведению учета работодателем. Здесь собраны все необходимые бланки и образцы документов для постановки на учет, сбора информации и о работнике, а также описаны формы взаимодействия ответственных лиц в организациях с военным комиссариатом. Правила заполнения личных карточек должны строго соблюдаться, так как актуальная информация содействует рациональному распределению мобилизационных ресурсов в период военного времени.

Четвертый раздел дублирует основные правила, касающиеся постановки на первичный учет и устанавливает сроки его проведения. Дополнительно внесена информация об учете лиц женского пола, которые имеют специальность военно-учетного характера. Перечень специальностей также определяет постановление правительства.

Для лиц, являющихся сотрудниками МВД, УФСИН, МЧС и ФСБ, предусмотрен особый вид учета, который отличается от общего возможностью бронирования в военное время. Форма ведения специального учета имеет индивидуальные особенности. Одной из них является то, что эта обязанность возложена на военные комиссариаты. Все документы хранятся в специальных архивах и не подлежат разглашению. Пятый раздел, кроме основных вопросов, рассматривает алгоритм перевода сотрудника с общего учета на специальный и обратно.

Шестым разделом учтена категория лиц, которые по определенным причинам вынуждены менять место пребывания на длительное время. Это касается моряков, вахтовых рабочих, граждан, проходящих альтернативную службу. Смена места пребывание на 3 и более месяцев влечет за собой передачу дел органам управления новых муниципальных образований или действующим там военным комиссариатам. Моряки состоят на учете в образованном уполномоченном отделе на базе соответствующего пароходства или флотилии. Работники отдаленных районов (Антарктида, острова Северного Ледовитого океана) состоят в реестре организаций-работодателей, которыми были направлены.

Седьмой раздел регламентирует работу органов МВД. Они подключаются в целях поиска лиц, нарушающих правила воинского учета. При тесном сотрудничестве с военкоматами проверка соответствующих документов проводится не только в призывной период, но является системным мероприятием, проводимым в течение года. Взаимодействие ведомств определено на министерском уровне.

Бланки и образцы необходимых документов для ведения учета можно найти в приложениях к методическим рекомендациям. Восьмой же раздел устанавливает соответствие данных документов разработкам и требованиям Министерства обороны и определяет их подлинность.

Отдельным блоком выделены обязанности, которые возлагаются на граждан в вопросах воинского учета. Независимость блоков позволяет изучать отдельно интересующие темы, как военнообязанным, так и ответственным по учету лицам.

В заключительном разделе представлена информация, которой пользуются контролирующие органы для вынесения взысканий за нарушение воинской обязанности. Причем наказанию подвергается не только контингент, но и работодатели.