23.08.2023   181 Stimul 

Первый этап операции в Чечне. Замысел

Неоднократное обращение к само провозглашенному руководству Чечни Президента, Правительства России, российского парламента с предложением нормализовать обстановку в республике, пресечь деятельность незаконных вооруженных формирований (НВФ), согласиться на проведение переговоров никаких положительных результатов не дали. Ситуация складывалась следующим образом: либо Россия должна была согласиться с собственной дезинтеграцией и развалом, либо ее руководство вынуждено было использовать силу для противодействия мятежу Дудаева. Взрывоопасная обстановка, сложившаяся в Чечне к концу ноября 1994 года, неумолимо требовала принятия экстренных мер.

Осознавая невозможность введения в Чеченской Республике режима чрезвычайного положения, поскольку там отсутствовали легитимные органы власти, способные обеспечить его выполнение, Президент России, как гарант территориальной целостности Федерации, прав и свобод всех россиян, берет на себя всю полноту ответственности и 9 декабря 1994 года издает Указ № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта» и поручает Правительству использовать все имеющиеся в распоряжении государства средства «для обеспечения государственной безопасности, законности, прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, разоружения незаконных вооруженных формирований». Во исполнение этого Указа Правительство Российской Федерации приняло соответствующее постановление № 1360. В случае невозможности изъятия оружия и техники Министерству обороны было поручено произвести уничтожение авиационной, бронетанковой техники, артиллерии и тяжелого вооружения.

Последующие указы Президента касались формирования в Чечне федеральных территориальных органов исполнительной власти (№ 2200 от 17 декабря 1994 г.), восстановления должности полномочного представителя Президента в Чеченской Республике (№ 2201 от 18 декабря 1994 г.), создания республиканского Комитета национального согласия (№ 79 от 27 января 1995 г.), восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики (№ 140 от 16 февраля 1995 г.) и учреждения при Президенте представительства Чеченской Республики (№ 199 от 23 февраля 1995 г.).

В целях «контроля за соблюдением конституционных прав и свобод граждан в процессе восстановления конституционной законности на территории Чеченской Республики» по договоренности с Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Президентом была создана Временная наблюдательная комиссия по соблюдению конституционных прав и свобод граждан (Указ № 2224 от 28 декабря 1994 г.). Предусматривалось параллельно с разоружением незаконных вооруженных формирований и прекращением кровопролития в Чечне восстанавливать государственные структуры, обеспечивающие гарантию прав и свобод граждан Чечни, возрождение экономики.

В то время всевозможные средства массовой информации и разного толка «миротворцы» «шумели» об отсутствии должной правовой базы использования Вооруженных Сил для наведения порядка на своей территории, коей являлась территория Чеченской Республики. Тем не менее такая правовая основа была, и составляли ее в первую очередь Закон Российской федерации «Об обороне», в статье 1 которого под обороной понимается «система мер по обеспечению готовности государства к защите населения, территорий и суверенитета»; Закон Российской Федерации «О безопасности» (статья 12), который возлагает на Президента обязанность координировать деятельность Вооруженных Сил, федеральных органов безопасности и внутренних дел при обеспечении безопасности страны; Закон Российской Федерации «О внутренних войсках МВД» (статья 10), предоставляющий главе государства право принимать решение о привлечении внутренних войск для оказания содействия органам Министерства внутренних дел.

Участие Вооруженных Сил в ликвидации внутренних источников военных угроз не противоречило и основным положениям действовавшей Военной доктрины России.

В то же время руководители силовых министерств и ведомств, чьи силы и средства привлекались к операции в Чеченской Республике, не имели необходимого правового поля для своих действий из-за отсутствия в этот момент закона о вводе чрезвычайного положения на части территории Российской федерации.

Вынужденные силовые действия федеральных властей в Чечне нашли понимание у значительной части международного сообщества. Особенно у той, которая исходила из приоритетности принципов территориальной целостности и нерушимости границ, а также ограниченного толкования принципа самоопределения применительно к таким государствам, которые не только следуют международным стандартам, но и, как Россия на протяжении последних лет, намного повышают их с риском для своей целостности.

Подготовка подобной операции реально осуществлялась впервые и имела ряд особенностей.

Во-первых, несмотря на длительный период антиконституционного развития внутриполитической обстановки в Чеченской Республике, дальнейшее обострение кризиса, неэффективность мирных шагов, предпринимаемых руководством России по его урегулированию политическими средствами, не было принято решения о заблаговременной подготовке операции по разоружению бандитов с учетом реального состояния войск.

Во-вторых, для проведения операции создавалась Объединенная группировка войск, в состав которой входили соединения и части Вооруженных Сил, внутренних, пограничных и железнодорожных войск, силы и средства ФСБ, ФАПСИ и МЧС. Подобное объединение ранее не имело аналогов и нуждалось в серьезном осмыслении условий взаимодействия разнородных по сути ведомств, нацеленных на решение единой задачи.

В-третьих, боевую задачу предстояло выполнять на территории одной из республик Российской Федерации в условиях неоднозначного отношения к чеченскому кризису в обществе, а значит — без твердой информационно-идеологической поддержки, что существенно ограничило действия войск.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 года «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Вооруженным Силам Российской Федерации, Внутренним войскам МВД, Федеральной службе безопасности были поставлены следующие задачи: стабилизировать обстановку; разоружить НВФ, а при оказании сопротивления — ликвидировать их; восстановить законность и правопорядок в Чеченской Республике в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Разработка замысла действий по разоружению незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики возлагалась на Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации. Эта работа проводилась с привлечением представителей взаимодействующих министерств и ведомств.

Во исполнение Указа Президента был издан приказ министра обороны Российской Федерации от 10 декабря 1994 года № 442 «Об образовании Объединенной группировки Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющей разоружение незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики».

Соответствующей директивой министра обороны предусматривалось войсковым группировкам под прикрытием фронтовой и армейской авиации выдвинуться по трем направлениям к г. Грозному, блокировать его и создать условия для добровольного разоружения НВФ. При отказе — провести операцию по захвату города и в дальнейшем стабилизировать обстановку по всей территории республики.

С целью разоружения незаконных вооруженных формирований и изъятия у населения оружия и боеприпасов, восстановления конституционной законности и порядка в Чечне, было решено провести специальную операцию соединениями и частями Вооруженных Сил совместно с другими войсками Российской федерации в четыре этапа.

По замыслу операции предусматривалось:

— на первом этапе (7 суток, с 29 ноября по 6 декабря) создать объединенную группировку войск, к 5 декабря занять исходные районы для действий по трем направлениям: моздокскому, владикавказскому и кизлярскому. Фронтовую операцию и боевые вертолеты перебазировать к 1 декабря на оперативные аэродромы, полностью блокировать воздушное пространство над Чечней. Подготовиться к подавлению связи системы управления дудаевских сил радиоэлектронными средствами;

— на втором этапе (3 суток, с 7 по 9 декабря) выдвинуться к Грозному по пяти маршрутам под прикрытием фронтовой и армейской авиации, окружить город созданием двух колец блокирования: внешнего — по административной границе республики и внутреннего — вокруг города. Оба кольца разомкнуть на юге для выхода мирного населения. Частью войск объединенной группировки блокировать также места базирования боевиков вне г. Грозного и разоружить их.

Внутренним войскам поручалась охрана коммуникаций и маршрутов движения войсковых группировок. На ФСК и спецподразделения МВД возлагались поиск и задержание лидеров дудаевского режима, способных организовать вооруженные выступления и диверсии в тылу действующих войск;

— на третьем этапе (4 суток, с 10 по 13 декабря) группировки войск с севера и юга с разграничительной линией по р. Сунже, действуя совместно со спецподразделениями МВД и ФСК, должны были очистить от незаконных вооруженных формирований президентский дворец, здания правительства, телевидения, радио и другие важные объекты;

— на четвертом этапе (5—10 суток) — стабилизировать военную обстановку и передать участки ответственности Вооруженных Сил внутренним войскам МВД, которым предписывалось выявлять и изымать оружие, боеприпасы у незаконных вооруженных формирований и населения на всей территории Чеченской Республики.

Как оказалось, намеченные сроки подготовки и проведения операции были предельно сжатыми, и в последующем их неоднократно меняли. Предусматриваемые замыслом попытки поиска политических путей урегулирования конфликта на каждом этапе операции негативно влияли на весь ход военных действий, во многом ограничивали боевые возможности войск, а в итоге приводили к неоправданным потерям среди военнослужащих.

План операции в целом был разработан к 5 декабря 1994 года. К этому времени считались завершенными основные мероприятия по подготовке войск.

В соответствии с распоряжением министра обороны П. Грачева, в трех районах, прилегающих к Чечне (с севера, со стороны Ингушетии и Дагестана), с 1 декабря создавалась группировка из армейских частей, внутренних войск и спецподразделений.

На моздокском направлении — группировка № 1 под командованием первого заместителя командующего войсками СКВО генерал-лейтенанта В. М. Чилиндина включала: от СКВО—сводный отряд 131 омсбр, 481 зрп 19 мед, исб 170 исбр, сводный отряд 22 обр СпН; от ВДВ — сводный пдп 106 вдд, сводный пдб 56 овдбр; от внутренних войск МВД— 59, 81, 451 пон, 193 обон. Всего на моздокском направлении насчитывалось: личного состава — 6567 человек, танков — 41, БТР — 99, БМП (БМД) — 132, орудий и минометов — 54.

На владикавказском направлении — группировка № 2 под командованием заместителя командующего Воздушно-десантными войсками генерал-лейтенанта А. А. Чиндарова включала: от СКВО — сводный отряд 19 мед, зрдн 933 озрп 42 АК; от ВДВ — сводный пдп 76 вдд, сводный пдп 21 овдбр; от внутренних войск МВД — 46, 47 пон и 7 отряд СпН. Всего на этом направлении насчитывалось: личного состава — 3915 человек, вертолетов — 14, танков — 34, БТР — 67, БМП (БМД) — 98, орудий и минометов — 62.

На кизлярском направлении — группировка № 3 под командованием командира 8 гв. АК генерал-лейтенанта Л. Я. Рохлина включала: от СКВО — сводный отряд 20 мед; от внутренних войск МВД—49, 57, 63 пон. Всего на кизлярском направлении привлекалось: личного состава — 4 053 человек, вертолетов — 16, танков — 7, БТР — 162, орудий и минометов — 28.

Таким образом, к началу операции Объединенная группировка федеральных войск в Чечне в своем составе насчитывала: личного состава — 23,8 тысячи человек (в том числе Вооруженные Силы — 19 тысяч, внутренние войска МВД — 4,7 тысячи), вертолетов — 90 (из них 47 боевых), танков — 80, ББМ — 208, орудий и минометов — 182.

Несмотря на относительную не многочисленность группировки (по разным источникам, от 13 до 23 тысяч человек; для сравнения — в русском Кавказском корпусе во время войны 1817—1859 гг. и в операции НКВД по депортации чеченцев и ингушей в 1944 году участвовали группировки войск численностью около 200 тысяч человек), в связи с разносторонностью предстоящих задач состав ее был крайне разнообразным. Для проведения операции привлекались соединения и части всех видов Вооруженных Сил, пограничных и внутренних войск, силы и средства ФСБ и МЧС.

Была организована и велась интенсивная наземная и воздушная разведка, усиливались пограничные посты, была поднята авиация ПВО.

Основной базой доставки российских частей, вооружения и военной техники стал военный аэродром в Моздоке (Северная Осетия).

Внешнее кольцо блокирования предусматривалось создать силами частей внутренних войск МВД с востока по рубежу: Петропавловская, левобережье р. Аргун, Нижний Герзель, Герзель-Кутан; с запада по рубежу:

Зебир-Юрт, Долинский, Новый Редант; с юга: от Назрани до Ассиновской, Бамут, Новый Шарой, восточная окраина Самашек; с севера по рубежу:

Братское, Верхний Наур, восточная окраина Галюгаевского, Ленпоселок, Подгорное, Кень-Юрт.

Для создания внутреннего кольца блокирования непосредственно по окраинам Грозного планировалось привлечь сводные отряды 19, 20 мед, 76, 106 вдд, 131 омсбр, 21, 56 овдбр.

Выдвижение группировок войск планировалось осуществить по шести маршрутам: два из Моздока на Первомайское (№1 и № 2); два из Чермена на Алхан-Юрт (№ 3 и № 4); № 5 из Кизляра на Новогрозненский; № 6 из Терекли на Петропавловскую. Протяженность маршрутов составляла: 1-4— 80-90 километров, 5—6 — 110-190 километров.

Разработанный Генеральным штабом замысел операции был утвержден 29 ноября 1994 года на заседании Совета Безопасности Российской Федерации. Учитывая, что операция должна была проводиться на территории СКВО с привлечением значительного количества соединений и частей округа, детальное ее планирование, подготовка группировок и руководство войсками при выполнении задач были возложены на управление СКВО. 30 ноября 1994 года директивой министра обороны № 312/1/00148Ш эти задачи были поставлены командующему войсками СКВО. Решение на операцию предписывалось доложить 5 декабря 1994 года.

По прибытии в Моздок 5 декабря министр обороны после заслушивания командующего СКВО и командующих группировками войск на направлениях утвердил Решение на операцию командующего войсками Северо-Кавказского военного округа генерал-полковника А. Митюхина, осуществлявшего в тот период руководство Объединенной группировкой войск. Ему предоставлялись все полномочия по решению вопросов, связанных с подготовкой и проведением операции, включая кадровые. Это касалось войск, сил и средств других министерств и ведомств, привлекавшихся для решения задач в Чеченской Республике. В целях сохранения личного состава и обеспечения безопасности населения предусматривалось ночные действия не вести.

Министром обороны было приказано завершить планирование операции к 14.00 6 декабря 1994 года. Им был определен порядок дальнейшей работы: завершение сосредоточения войск — к исходу 6 декабря, создание группировок — к 7 декабря, проведение смотров готовности частей — 8 декабря. Готовность к выдвижению войск была назначена на 5.00 11 декабря 1994 года.

В управлениях Генерального штаба были созданы оперативные группы по круглосуточному контролю за обстановкой в Чечне и ходом реализации плана операции.

Продолжавшиеся попытки найти компромиссное решение путем переговоров по-прежнему оказались безрезультатными. Выполняя поручение Президента, министр обороны П. Грачев 6 декабря в Моздоке встретился с лидерами чеченской оппозиции У. Автурхановым, С. Хаджиевым и Б. Гантемировым. В тот же день состоялись его переговоры с Джохаром Дудаевым, который заявил, что не может выполнить предъявленные ему требования по разоружению и роспуску незаконных формирований. Бесплодная потеря времени только усложняла ситуацию, в том числе и военную. По данным разведки, в Чечне шло повсеместное строительство укреплений, сколачивались все новые формирования, отовсюду слетались наемники. Все более активизировалась пропагандистская работа дудаевского руководства среди населения Чечни и прилегающих районов.

Нельзя сказать, что планирование и подготовка операции протекали гладко. Сам факт вооруженного характера операции будоражил умы как политиков всех мастей, так и генералитет силовых ведомств. В Министерстве обороны обсуждались различные варианты операции, некоторые из которых теперь следует признать более приемлемыми. Но утвердили именно тот, который был рассчитан на предельно сжатые сроки ее проведения.

Отказ заместителя Главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-полковника Э. Воробьева от предложения взять на себя командование проведением этой операции и последующая критика всего плана операции послужили причиной его увольнения. Мнение Воробьева относительно плана операции, в основе которого была мысль о необходимости увеличения сроков на подготовку участвующих в ней войск, было воспринято Генеральным штабом как официальная позиция Главкомата Сухопутных войск, руководимого тогда генерал-полковником В. Семеновым, представителем одной из кавказских национальностей. В результате Главное командование Сухопутных войск оказалось фактически отстраненным от участия в организации и планировании операции и выполняло лишь функции доукомплектования, доподготовки и поставок в зону конфликта общевойсковых подразделений и необходимых средств обеспечения.

В Грозном в этот период шла активная подготовка к обороне. Создавались завалы и баррикады, дооборудовались огневые точки, минировались подходы к особо важным объектам. Вывозились из города в сельские районы чеченские семьи. Одновременно формировались отряды ополчения, в места их дислокации направлялось вооружение и боеприпасы.

По имеющимся данным, дудаевские вооруженные формирования, включая ополчение, перед началом операции насчитывали около 30 тысяч человек и около 2 тысяч наемников. Характеризуя обстановку накануне операции, П. Грачев на совещании в Министерстве обороны отмечал, что к этому времени была создана группировка федеральных сил в количестве 23,8 тысячи человек, в том числе Вооруженных Сил — 19 тысяч человек.


0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]