Армия и культура



Армия, как и общество, не может жить без культуры. Она пользуется достижениями науки и техники. Армию невозможно представить без музыки, художественной литературы, театра, кино, живописи и других видов искус­ства. Но и культура не существует без армии. Защита Оте­чества — это защита и его культуры, всего, что создано народом, его веры, традиций, обычаев. Не менее важно и то, что наша армия всегда являлась носительницей и важ­нейшим источником культуры. Российские военные, и прежде всего офицеры, внесли неоценимый вклад в раз-питие отечественной культуры. Традицией российской ар­мии всегда было воспитание людей не только беспре­дельно преданных Родине и воинскому долгу, но и высо­кообразованных, думающих, творческих — личностей. Их деятельность проявилась во всех областях российской культуры. Опора отечественной духовности Правомерно сказать, что армия - это духовный сгусток общества, опора отечественной духовности. Культура и армия — не антиподы, как иногда утверждается, а явления взаимосвязанные, неразделимые. Гордость отечественной культуры, А.С. Пушкин, по мнению одного из героев Отечественной войны 1812 г. полковника Липранди, был "создан для поприща военного". Пушкин страстно хотел быть на поле чести, там, где сражался Отдельный кавказский корпус, где в военных мундирах служили Отечеству "лицейские, еромоловцы, поэты". В кругу боевых офицеров Пушкин всегда чувство-пал себя своим человеком. Гордостью за русское воинство и суровым предупреждением врагам звучат его слова: "Страшись, о рать иноплеменных, России двинулись сы­ны". Армия воспитала не только полководцев, но и руководителей русской науки, академиков адмиралов Литке и Врангеля, композиторов офицеров Римского-Корсакова, Мусоргского, океанолога адмирала Макарова, генералов медицинской службы Пирогова, Боткина и Склифосовского, офицеров — создателей русской стали и булата Аносова и Обухова, отряд офицеров — горных инженеров, на которых держалась отечественная металлургия, созда­теля железных дорог генерала Мельникова, офицеров топографов, переложивших на карту всю огромную тер­риторию нашей Родины.
 
Эта связь русской культуры с армейской средой закономерна. Армия, военная служба — один из самых мощных вдохновляющих источников художественного творчества писателей и поэтов, композиторов и живописцев, скульп­торов и архитекторов, ученых-естествоиспытателей и т.д. Ратные люди всегда были героями произведений, со­ставляющих славу российской культуры. Носители этой культуры — былинные богатыри — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Все русские князья были воинами, и их изображения на стенах храмов напоминали соотечественникам о святости военного долга. Земледе­лец также всегда знал, что воинская дружина — гарантия сохранности его дома, его веры, традиций и культуры. Россия всегда почитала святых — ратников. Языче­ская Русь чтила Святослава, христианская Россия причислила к лику святых Александра Невского, его сына Да­ниила Московского, позднее - Дмитрия Донского. К свя­тому российскому воинству принадлежат князья Щеня и Михаил Воротынский. На этапе императорской России наступила эпоха "светлейших князей" — Суворова, Куту­зова и других патриотов земли Русской. Наша армия всегда была носительницей благородных устремлений. Во всех военно-учебных заведениях мира военную науку постигают по трудам англичанина Ллойда, швейцарца Жомини, немца Клаузевица. Все три всемирно известных авторитета в разное время были боевыми офи­церами русской армии. Автор полонеза "Гром победы, раздавайся, веселися, храбрый росс" Осип Козловский молодым офицером сбежал из родной Польши и пошел волонтером в русскую армию. Явление это не случайное. Во всем мире знали о высоких нравственных устремлени­ях русского воинства, о том, что "воюет росс за общее благо, за свой, за ваш, за всех покой". Спокойная сила и правота звучали в пьесах генерала А. Сумарокова на сцене театра Сухопутного кадетского корпуса. Неумирающий тип русского воина через многие десятилетия талантливо воплотился в красноармейце Су­хове из замечательного фильма "Белое солнце пустыни". Армия во все времена нуждалась в культуре, вдохновляющем начале трудного и опасного дела служе­ния Родине. Славянские воины с древности использовал! вдохновляющую силу искусства для подготовки к сраже­ниям. С незапамятных времен известны боевые игры и воинственные пляски, предшествовавшие битве.

На этапе Древнерусского государства возникают специальные ри­туалы, непременным элементом которых стала музыка. В начале XVIII в. военно-церемониальная музыка прочно входит в жизнь русской армии, в систему ее боевой под­готовки и воспитания. Выдающийся русский полководец А.В. Суворов, говоря о роли военной музыки, указывал "Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил". Рус­ских воинов вдохновляли и благословляли перед битвой святые русские иконы, мудрое "Слово о полку Игореве", бессмертная суворовская "Наука побеждать", наполнен­ные жизненной силой картины Репина и Левитана. Лето­писец замечает, что "Троица" создавалась Рублевым, "дабы воззрением на святую троицу" преодолеть страх перед любым врагом великой Руси, выстоять и победить. Святые иконы, как и знамена, в битвах находились впере­ди воинов. Пречистая божья матерь всегда считалась покровительницей Руси. Ее образ сливался в сознании воя­ка с образом матери, с образом Родины. Икона Донской богоматери вдохновляла воинов на Куликовом поле и в Казанском походе Ивана Грозного. Икона Смоленской божьей матери была рядом с ними на Бородинском поле. Достижения мировой и отечественной культуры, российская духовность находили в лице нашей армии надеж­ную защиту от любых посягательств недругов России и разрушителей культурных ценностей. Чрезвычайно важно и то, что человек в военном мундире во все времена стоял в первых рядах российских писателей, художников и композиторов, деятелей театра и кино. Россиянин может по праву гордиться тем, что сде­лала армия для отечественной культуры. Поступать иначе - значит становиться Иваном, не помнящим родства или сознательно закрывать глаза на высокую духовную связь российского воинства с культурными традициями своего народа. Лира и боевые доблести Убедительным примером связи армии и культуры является литература. Среди русских литераторов XVIII — начала XX в. примерно каждый третий был военнослужащим или выходцем из военной среды. Выдающееся место в русской литературе XVIII в. за­нимает Г.Р. Державин (1743—1816). Солдата Преображен­ского полка, офицера гвардии, его ждала завидная карь­ера — он стал губернатором, государственным казначе­ем, министром. Но наибольшую известность Державин получил как поэт. Целый ряд державинских од можно назвать военными.

Таковы его стихи "На взятие Измаи­ла", "На переход Альпийских гор" и др. Гордостью за славные традиции российской армии пронизаны строки его стихов: О кровь славян! Сын предков славных, Несокрушимый колосс! Кому в величестве нет равных, Возросший на полсвете росс! XIX в., начало которого связано с Отечественной войной 1812 г., еще более богато и ярко представлен талантливыми военнослужащими. Наиболее характерным в этой связи является творче­ство героя многих войн и прославленного поэта Д.В. Давыдова (1784—1839). Он вошел в историю как "поэт-гусар", "певец-герой". Защита любимой Родины была для него делом чести и славы. Гордость за Отчизну и бесстрашие воина звучат в строках многих его стихо­творений. После победы в войне 1812 г. передовые русские офицеры выступили решительными сторонниками преоб­разований в России. Наиболее крупными поэтами из числа офицеров-декабристов были К.Ф.. Рылеев, А.И. Одоевский, В.Ф. Раевский,А.А. Бестужев-Марлинский и его брат М.А. Бестужев (всего в семье Бес­тужевых было четыре брата-декабриста), Ф. Н. Глинка. Вопросы чести и бесчестья, смысла служения Отечеству на военном поприще были важнейшими для этих офице­ров-патриотов. Что лучше: жизнь, где узы плена Иль смерть, где росские знамена В героях быть или в рабах? — спрашивал Ф. Глинка в "Военной песне...". Патриотический дух декабристов унаследовали офи­церы А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Е.А. Баратынский, И.А. Крылов, К.Н. Батюшков, В.И. Даль и десятки других великолепных поэтов и прозаиков. А.С. Грибоедов, родившийся в семье отставного офицера, в 1812 г. добровольно вступил в Московский гусарский полк. Товарищи-гусары ценили в нем не только ум, литературный вкус, глубокие познания, но и широту натуры, гусарскую удаль и отвагу. Перу Грибоедова при­надлежит ряд интересных произведений, но если бы он создал лишь "Горе от ума", то уже только этим обес­смертил свое имя. Погиб Грибоедов в январе 1829 г., когда во главе по­сольской миссии прибыл в Тегеран. Многотысячная толпа, подстрекаемая муллами, напала на русское посольство и перебила всех, кто находился в здании миссии. Грибое­дов храбро защищался и умер как воин. Сегодня каждый культурный человек знает, что такое "словарь Даля", но не все осведомлены о том, что Вла­димир Иванович Даль (1801—1872) — писатель, лингвист, фольклорист, этнограф, естествоиспытатель, врач — с 13 лет обучался в Морском кадетском корпусе. Начал он свою службу в 1819 г. мичманом, а в 1826 г. в чине лейте­нанта подает в отставку. Получив диплом доктора, он от­правляется на Балканы для участия в русско-турецкой войне, а в 1831 г. в составе русской армии совершает по­ход в Польшу. Среди созданного В.И. Далем — "Солдатские досу­ги" и "Матросские досуги" — сборники рассказов, не­больших статей, пословиц и поговорок. Бесценным вкла­дом Даля в русскую культуру было издание им сборника "Пословицы русского народа", в который вошли свыше 30 000 пословиц, и "Толкового словаря живого велико­русского языка". Многие пословицы посвящены солдат­ской службе и русской армии: Смелость города берет; Службу служи, а сам не тужи; Которая служба нужнее, та и честнее; Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит; Прусский гут, а русский гутее; За правое дело стой смело и др. Огромное значение для отечественной литературы имеет творчество М.Ю. Лермонтова (1814—1841). Примеча­тельно, что намерение служить в армии пришло к нему, когда его поэтический голос уже достаточно окреп.

В 1832 г. поэт поступает в Школу гвардейских подпрапор­щиков и кавалерийских юнкеров. Среди произведений, написанных им в это время, —юнкерские поэмы , в том числе "Моряк", стихотворение "Юнкерская молитва" и др. После появления в начале 1837 г. его знаменитых стихов "Смерть Поэта", последовали арест и перевод в Нижегородский драгунский полк. К концу года было по­лучено помилование, и Лермонтова переводят сначала в Гродненский гусарский полк, а затем в лейб-гвардию гу­сарского полка (под Царским Селом). В творчестве поэта важное место занимают произве­дения, пронизанные глубоким патриотическим чувством. Широко известно лермонтовское "Бородино", где поэт создал незабываемый образ солдата-патриота: Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! Из-за участия в дуэли Лермонтов был переведен в Тенгинский пехотный полк, на Кавказ. Здесь он участво­вал в бою при р.Валерик, где проявил "отменное мужест­во и хладнокровие", "с первыми рядами храбрейших во­рвался в неприятельские завалы". Этот бой отразился в его стихотворении "Валерик". Несмотря на неоднократные доклады командования о доблести опального поручика и просьбы о его проще­нии и повышении в чине, положение сосланного не меня­лось. 15 июля 1841 г. Лермонтов, находившийся на лече­нии в Пятигорске, был убит на дуэли. Середина XIX в. выдвинула новую плеяду писателей-офицеров, которую открывает Л.Н. Толстой.. "Севастопольские рассказы", написанные тогда еще мо­лодым артиллерийским офицером, свидетельствовали о том, что в литературу пришел новый мощный талант. Дух русского народа показан в этих рассказах через величие рядового солдата. Именно в солдатах Толстой находит проявление силы и достоинства человеческого характера.

В эти же годы расцветает творчество тончайшего ли­рика А.А. Фета, недавнего унтер-офицера кирасирского полка. События Крымской войны и последовавшая вскоре крестьянская реформа знаменовали начало новой эпохи в русской общественной жизни. Литературе пришлось резко расширить круг проблем, в решении которых она активно участвовала. Ответы на стоявшие вопросы давали и про­изведения литераторов-офицеров: поэтов К.К. Случевского, С.Я. Надсона, писателей В.В. Крестовского, К.М. Станюковича, Н;Г. Гарина- Михайловского, В.М. Гаршина, А.И. Куприна и многих других.' Российским военным в XX в. выпала нелегкая судь­ба. На их долю пришлось немало испытаний. Но это не означает, что армия перестала растить в своих рядах по­этов и писателей. Достаточно назвать несколько извест­ных имен литераторов, посвятивших часть своей жизни службе в армии: Н. Гумилев, М. Зощенко, Б. Лавренев, В. Вишневский, М. Шолохов, Д. Фурманов, К. Симонов, Ю. Герман, Э. Казакевич, И. Эренбург, А. Твардовский, В. Астафьев, В. Быков, Ю. Бондарев, И. Стаднюк и др. Прапорщик Зощенко выразил свое отношение к воинско­му долгу так: "Осенью 1914 года началась мировая война, и я, бросив университет, ушел в армию, чтобы на фронте с достоинством умереть за свою страну, за свою Родину".

Категория: Сила воинских традиций | Добавил: Stimul (26.04.2011)
Просмотров: 3343 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]