Т-10
Первоначально имел наименование ИС-8 или "Объект 730". Он был создан в 1949 г. в результате совместной работы Ленинградского Кировского и Челябинского Кировского заводов конструкторским бюро под руководством Ж.Я. Котина. На вооружение принят приказом Министра обороны СССР от 15.12.1953 г. под маркой Т-10. Его серийное производство началось в 1954 г. в Челябинске и продолжалось до 1957 г.

Конструктивными особенностями танка были применение электромеханического досылателя снарядов и гильз, гнутых бортовых листов корпуса, планетарной трансмиссии с механизмом поворота типа ЗК и гидросервоуправлением, пучковой торсионной подвески, а также размещение гидроамортизаторов в балансирах опорных катков.

Танк имел классическую схему общей компоновки с продольным размещением двигателя в моторно-трансмиссионном отделении. Конструкция носовой части корпуса была такой же, как у танка ИС-3 с аналогичным расположением люка механика-водителя. Бортовые листы корпуса - гнутые, башня - литая с большими углами наклона боковых стенок.

Применение пучковой торсионной подвески позволило разместить соосно опорные катки левого и правого бортов и оставить свободной от деталей подвески среднюю часть днища шириной 460 мм на всю длину корпуса. В освободившееся пространство были установлены двигатель, вращающееся контактное устройство и сиденье механика-водителя. Такие компоновочные решения позволили уменьшить высоту корпуса и общую высоту танка.

Танк был вооружен 122-мм нарезной пушкой Д-25ТА, спаренным и зенитным пулеметами ДШКМ. Боекомплект пушки составлял 30 выстрелов с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Пушка по своим баллистическим данным не отличалась от пушки танка ИС-4, однако с целью увеличения скорострельности до 3-4 выстрелов в минуту и облегчения процесса заряжания был установлен электромеханический досылатель снарядов и гильз.

Бронепробиваемость кумулятивного снаряда по вертикально расположенной броневой плите составляла 400 мм, а бронебойного снаряда на дальности 2000 метров - 145 мм.

Наведение пушки и спаренного пулемета по горизонтали и вертикали осуществлялось с единого пульта управления с помощью автоматизированного электропривода ТАЭН-1. Командирская башенка имела следящее устройство целеуказания.

Сварной броневой корпус имел верхние лобовые листы толщиной 120 мм с углами наклона 55 градусов и подворота 40 градусов. Гнутые бортовые листы корпуса имели толщину 80 мм и переменный угол наклона от 0 до 62 градусов. Максимальная толщина лобовой части башни составляла 201 мм под углом наклона от вертикали 24 градуса.

На танке был установлен двигатель В-12-5 с центробежным нагнетателем и эжекционной системой охлаждения. Запас хода танка по топливу был сравнительно небольшим и составлял 200 км. 630 литров топлива заправлялось во внутренние баки и 300 литров - в наружные.

Трансмиссия состояла из 8-скоростной планетарной коробки передач, механизма поворота типа ЗК и комбинированных бортовых редукторов разгруженного типа. Она имела систему гидросервоуправления.

На танке применялась пучковая торсионная подвеска с рычажно-поршневыми гидроамортизаторами, смонтированными внутри балансиров передних и задних опорных катков. В качестве подрессорников использовались буферные пружины. Пучковый торсион состоял из семи параллельно работающих торсионных валиков. Такая конструкция обеспечивала большой ход катка при малой длине торсионов благодаря увеличенному углу их закрутки. Направляющее колесо было взаимозаменяемым с опорным катком.

В танке имелась автоматическая углекислотная система ППО с термозамыкателями. Для дымопуска использовались две сбрасываемые шашки БДШ-5. В качестве средств связи были установлены радиостанция 10-РТ-26Э и ТПУ-47-2.В 1956 г. на базе Т-10 был создан командирский танк. С использованием узлов и агрегатов танка выпускались самоходные пусковые установки ракет оперативно-тактического назначения, а также тяжелые машины ствольной артиллерии. В единственном экземпляре были изготовлены тяжелый танк с гидромеханической трансмиссией "Объект 266" и 152-мм САУ "Объект 268".

Основные тактико-технические характеристики тяжелого танка Т-10

Масса, т 50

Экипаж, чел. 4

Габаритные размеры, мм:
Длина 9715
Ширина 3518
Высота 2460

Вооружение:
Пушка, шт. 1
Калибр, мм 122
Боекомплект, выстр. 30
Пулеметы, шт. 2
Калибр, мм 12,7
Боекомплект, патр. 1000

Броневая защита, мм:
Лоб корпуса 120
Лоб башни 200

Мощность двигателя, л.с. 750
Скорость максимальная, км/ч 42
Запас хода по шоссе, км 200

Глубина водных преград, преодолеваемых вброд, м 1,5


Тяжелый танк Т-10А

Тяжелый танк Т-10А являлся модернизированным вариантом танка Т-10 и имел обозначение "Объект 731". Он был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 11.06.1956 г. Его серийное производство было организовано в 1957 г. в Челябинске.

Модернизированный танк отличался установкой пушки Д-25ТС с измененным затвором и эжекционной продувкой канала ствола, а также применением стабилизатора вертикального наведения пушки ПУОТ ("Ураган"), гирополукомпаса ГПК-48 и ИК-прибора механика-водителя ТВН-1. Вместо прицела ТШ-2-27 были установливался перископический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел ТУП.

Тяжелый танк Т-10Б

Представлял собой модернизированный танк Т-10А и отличался от него установкой двухплоскостного стабилизатора вооружения и нового прицела наводчика Т2С-29. На вооружение был принят приказом Министра обороны СССР в 1957 г. В этом же году был создан командирский танк Т-10БК, который отличался от линейного танка наличием дополнительной радиостанции и зарядного агрегата.

Тяжелый танк Т-10М

Тяжелый танк Т-10М представлял собой усовершенствованный танк Т-10Б и при проектировании имел обозначение "Объект 272". Он был разработан в Ленинграде конструкторским бюро под руководством Ж.Я. Котина и принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 26.09.1957 г. Серийное производство танка осуществлялось в Ленинграде и Челябинске с 1958 г. по 1966 г. Серийные танки Челябинского Кировского завода имели некоторые конструктивные изменения и обозначались индексом "Объект 734".

Оригинальными конструкторскими решениями были: установка прицела наводчика с независимой стабилизацией поля зрения, системы ПАЗ, термодымовой аппаратуры ТДА и оборудования для подводного вождения.

Танк был вооружен новой 122-мм нарезной пушкой М62-Т2 высокой баллистики и 14,5-мм спаренным пулеметом КПВТ. Крупнокалиберный пулемет мог использоваться как пристрелочный. С 1959 г. каждый пятый танк оснащался зенитным пулеметом КПВТ. Пушка имела двухплоскостной стабилизатор "Ливень", а прицел Т2С наводчика - независимую стабилизацию поля зрения.

В состав боекомплекта пушки тяжелого танка входили новые по тому времени типы боеприпасов - бронебойно-кумулятивные снаряды, а с 1967 г. - бронебойно-подкалиберные снаряды с начальной скоростью 1600 м/с.

Кумулятивный снаряд пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 450 мм, а бронебойно-подкалиберный - 320 мм на дальности 2000 м.

Все члены экипажа, кроме заряжающего, имели приборы ночного видения. Было усилено бронирование башни танка. Максимальная толщина брони в ее лобовой части была увеличена до 250 мм.

Благодаря более мощному двигателю В-12-6 танк имел такую же максимальную скорость, как и послевоенные средние танки, принятые на вооружение.

Увеличен запас возимого топлива на 400 л за счет установки двух топливных баков на кормовой части корпуса.

Были введены ножная педаль тормоза и новые бортовые редукторы, у которых планетарный ряд размещался внутри ведущего колеса. Для улучшения плавности хода число гидроамортизаторов было увеличено до 6, а динамический ход опорного катка возрос со 144 мм до 172 мм. Танк имел систему ПАЗ и был оснащен термодымовой аппаратурой ТДА. В качестве средств связи использовалась радиостанция Р-133 и ТПУ Р-120.

С декабря 1962 г. в танке устанавливалась более простая по конструкции и в изготовлении механическая трансмиссия. Она была на 507 кг легче прежней и имела значительно меньшие размеры, позволившие дополнительно разместить в забронированном объеме 100 л топлива. Первоначально она была разработана в качестве резервного варианта. Танк Т-10М с этой трансмиссией имел обозначение "Объект 709".

В состав трансмиссии входили: главный фрикцион, 6-скоростная механическая коробка передач, механизм поворота типа ЗК и бортовые редукторы. Однако наличие главного фрикциона сухого трения несколько снижало эксплуатационную надежность трансмиссии.

С 1963 г. на танке устанавливалось оборудование для подводного вождения, позволявшее преодолевать водные преграды глубиной до 5 м без ограничения их ширины по условиям работы двигателя, а с 1964 г. была введена автоматическая система ППО с огнетушащим составом "3,5".

На базе Т-10М были созданы командирский танк Т-10МК и опытный танк "Объект 282" с управляемым ракетным вооружением. Командирский танк, созданный в 1962 г., отличался наличием дополнительной коротковолновой радиостанции Р-112 и бензоэлектрического зарядного агрегата. Боекомплект к пушке был уменьшен на 8 выстрелов для размещения дополнительной радиостанции и составлял 22 выстрела. Дальность связи при работе с 10-метровой антенной на стоянке в телеграфном режиме составляла 100 км, в телефонном режиме - 40 км.

В конце 50-х годов конструкторским бюро под руководством Ж.Я. Котина в Ленинграде на базе танка Т-10М был разработан опытный тяжелый танк с ПТУР.

Смонтированная снаружи в кормовой части башни пусковая установка для ПТУР "Малютка" представляла собой трубчатую раму с тремя направляющими, которая была оснащена механизмом подъема с электроприводом.

С помощью следящей системы электропривода осуществлялось согласование углов наведения пусковой установки и линии прицеливания штатного прицела наводчика. В состав боекомплекта входило 6 ПТУР.

Основные тактико-технические характеристики тяжелого танка Т-10М

Масса, т 51,5

Экипаж, чел. 4

Габаритные размеры, мм:
Длина 9715
Ширина 3580
Высота 2585

Вооружение:
Пушка, шт. 1
Калибр, мм 122
Боекомплект, выстр. 30
Пулеметы, шт. 2
Калибр, мм 12,7
Боекомплект, патр. 744

Броневая защита, мм:
Лоб корпуса 120
Лоб башни 200

Мощность двигателя, л.с. 750
Скорость максимальная, км/ч 50
Запас хода по шоссе, км 350

Глубина водных преград, преодолеваемых вброд, м 1,5

Категория: Бронетехника России | Добавил: arthur_hammer (18.03.2011)
Просмотров: 2173 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]