Воскресенье, 19.11.2017, 22:28
Меню
Чеченская война
Интервью
Присоединяйся!
Рассказы участников Чечни
Армия России
Популярное на блоге


Главная » Военные новости » Про войну в Чечне » Интересное о чечне

Ислам в Чечне

Ислам в качестве официальной религии впервые был принят в государстве Симсим, расположенном на юго-востоке современной Чечни, это произошло в эпоху Золотой Орды (XIV-XVI вв.). Это исламское государственное образование имело союзнические отношения с Ордой, в то время как жители юго-западных обществ (мялхи, мелхистинцы, лам-акки) оставались преимущественно христианами и в правовом отношении придерживались адата - родовых законов.

К моменту падения в 1502 году Золотой Орды ислам прочно укрепился в предгорьях Кавказа. Законы шариата оказались для местного населения более выгодными, чем законы общинного права (адата), а ряд ключевых положений адата и шариата совпадали. Большинство чеченцев еще в XV-XVI веках были мусульманами, об этом свидетельствуют захоронения того времени. Среди археологических находок - датируемый 1405-1406 гг. первый из дошедших до нас религиозный мусульманский памятник - мавзолей Борга-Каш у селения Плиево в Назранском районе.

Проникновению ислама способствовали экономические и политические связи чеченцев с населением Крымского ханства, Османской Турцией и Персией.

Предания до сих пор хранят имена первых чеченских проповедников ислама: Термола, Бата, Берса.

В горные общины ислам проникал долго и неравномерно: на первых порах новая религия долго "ассимилировалась" с местными традициями. Так, вокруг старинного фамильного склепа появлялись стеллы-чурты над мусульманскими могилами родственников, отступивших от дедовских норм похоронного ритуала, но не порвавших с сородичами-язычниками. И все же в вайнахских захоронениях периода распространения мусульманства языческие традиции преобладают. Их можно проследить в орнаментации надмогильных стел. Среди чисто мусульманских надгробий на кладбищах часто встречаются стелы, на которых изображены вещи, находящиеся по языческому ритуалу в могиле умершего: национальная одежда, украшения, пояса, обувь, газыри, кинжалы, сабли, пистолеты. На некоторых стелах изображены фигуры людей, животных и птиц. Глубокой древностью веет от стел, скульптурно повторяющих очертания человеческой фигуры. Истоки такого оформления надмогильников уходят в глубь веков.

Окончательное утверждение ислама в Чечне связано с усилением национально-освободительного движения. Первым лидером национально-освободительной войны, поднявшим знамя "газавата" - был пастух Ушурма из аула Алды, на месте которого позже была возведена крепость Грозный. Ушурма вошел в историю под именем шейха Мансура (Победителя). Религиозно-политическая программа Мансура была поддержана духовенством Чечни, Дагестана и Азербайджана. Речь шла об объединении северокавказских народов в единое исламское государство. Кровопролитные бунты в 80-х годах XVIII века на Северном Кавказе связаны с именем шейха Мансура. В 1791 году мятежный шейх был арестован, и волна народных волнений спала.

Большую роль в исламизации чеченцев сыграл суфизм, укоренившийся первоначально в форме накшбандийской ветви. В ходе Кавказской войны чеченцы вели борьбу под знаменем ислама, присоединившись к имаму Шамилю. В 1834 году Шамиль реализовал идею шейха Мансура: было создано исламское светско-религиозное государство, просуществовавшее 27 лет. Под знаменем религиозной войны с немусульманами Шамиль объединил горцев на борьбу против имперской политики Николаевской России. Ислам в период имамата Шамиля был синтезом религии, политики и права.

В середине XIX века покой религиозного уклада был нарушен появлением нового течения - суфизма кадирийского толка, получившего название зикризм. (Зикр - обращение к Аллаху, по ходу которого выкрикиваются и распеваются молитвы, верующие кружатся и пританцовывают в религиозном экстазе.)

Зикризм, будучи социальным движением и формой религиозной мысли, возник в конце Кавказской войны. Основатель зикризма Кунта-Хаджи Кишиев, чеченец из аула Илсхан-Юрт, пропагандировал идеи непротивления злу, смирения, внутреннего самосовершенствования. Главное требование заключалось в совершении коллективного зикра, что и являлось основным ритуалом обрядовой практики этого учения.

Проповеди Кунта-Хаджи о мире и братстве соответствовали общему настроению народа, уставшего от непрерывной войны и нуждавшегося в мирной передышке. Идеология зикризма противоречила идеологии газавата, требующего продолжения борьбы с противником до победного конца. Усмотрев в новом течении подрыв устоев дисциплины и угрозу отторжения мюридов, Шамиль принял решение запретить движение зикризма, а самого Кунта-Хаджи подверг преследованию. Несмотря на это, зикризм утвердился во всей горной Чечне; орден накшбандия сохранил свои позиции в основном среди равнинных чеченцев. Впоследствии зикристы стали отходить от лозунгов "непротивления злу", склоняясь к призывам газавата.

Ислам в Чечне в XX веке

Влияние ислама в Чечне усилилось с возобновлением свободного отправления культа с конца 1980-х годов. В это время было создано Духовное управление мусульман республики. Вовлечение ислама в политическую жизнь проявилось в создании в 1992 году проправительственного Исламского центра (в качестве альтернативы оппозиционному муфтияту). Война 1994-1996 годов, в которой религиозные лозунги сыграли не последнюю роль, способствовала дальнейшему укреплению позиций ислама.

Чеченцы отмечают такие исламские праздники - Ураза-байрам и Курбан-байрам, а также день рождения Пророка (мавлид). Иногда празднование мавлида растягивается на месяц; мавлид устраивается также и по другим особо важным поводам.

Ислам в Чечне имеет ортодоксальную суфийскую специфику. Суфийские вирды, переплетенные с тейповым устройством социума, составляют одну из основ общества Чечни.

Ваххабизм

В 90-е годы ХХ века в Чечне получили распространение идеи ваххабизма.

За последние 25-30 лет утвердилось следующее значение слова ваххабизм - политическое течение, сторонники которого, основываясь на специфической, субъективной интерпретации положений ислама, осуществляют деятельность, направленную на исламизацию мирового пространства и создание единого мусульманского государства - Халифата.

В ваххабизме есть два системообразующих положения, кардинально "отсекающих" его от традиционного ислама, - о такфире и джихаде. Такфир - это обвинение в неверии всех тех, кто не согласен с ваххабитами. Объектом такфира не являются не-мусульмане, ведь они и так - неверные. Мишенью такфира являются мусульмане. Другими словами, ваххабиты провозглашают неверными всех мусульман, которые не следуют той версии ислама, которую ваххабиты считают единственно верной. Мусульмане, которых ваххабиты обвиняют в неверии - куфре, приобретают, по оценке ваххабитов, статус вероотступников.

В отношении же вероотступников в шариате предусмотрена исключительная мера - смертная казнь или убийство, которое становится похвальным делом для всякого мусульманина. Кровь вероотступника в терминах шариата "разрешена" после выяснения действительного положения вещей и троекратного предложения покаяться и вернуться в лоно ислама, но ваххабиты об этом как-то забывают.

Ваххабиты "специфически" трактуют понятие джихада - они трактуют джихад как исключительно вооруженную борьбу, и вменяют в обязанность каждому мусульманину ведение джихада, а объектом джихада определяются кяфиры-неверные. Но поскольку неверными объявляются все, кто не согласен с ваххабитами, то этот джихад ведется в первую очередь против мусульман, не поддерживающих вахххабизма.

Категория: Интересное о чечне | Добавил: Stimul (29.05.2010)
Просмотров: 2961 | Рейтинг: 4.0/2



Вас так же заинтересует:

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Война в Сирии
Свежее видео Сирия
Война на Украине
Война в Южной Осетии
Война в Афганистане
Свежее видео Украина
От администрации
Статистика
» Личный состав
Всего: 6534
Новых за месяц: 135
Новых за неделю: 39
Новых вчера: 3
Новых сегодня: 4

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 14
Солдат: 14
Офицеров: 0

Кто нас сегодня посетил

При копировании материалов, активная ссылка на www.Soldati-Russian.ru обязательна!

«Солдаты РФ» © 2010-2017 Все права защищены