18.06.2010   7245 Stimul 

Подполковник Шагалеев Фарит Султанович

Шагалеев Фарит Султанович – командир авиационной эскадрильи вертолётов пограничных войск КГБ СССР, в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, подполковник.

Родился 8 февраля 1947 года в городе Барнауле Алтайского края в семье рабочего. Татарин. Член КПСС с 1976 года. Школу закончил в столице Узбекистана городе Ташкенте, там же учился в аэроклубе. Работал заправщиком самолётов в Уральском авиационном отряде. Потом учился в Аткарском авиационном центр ДОСААФ, который окончил в 1967 году, с присвоением воинского звания «младший лейтенант запаса», летал на вертолёте «Ми-1».

В сентябре 1970 года призван в Вооружен¬ные Силы СССР, и направлен в пограничные войска на остров Сахалин. Летал на вертолёте «Ми-4», пройдя путь от правого лётчика до командира звена. В 1973 году экстерном закончил Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков. В дальнейшем проходил службу в пограничных войсках в Средней Азии.

С декабря 1979 года по апрель 1983 года Фарит Шагалеев находился в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, где выполнял боевые задания по оказанию интернациональной помощи афганскому народу.

13 апреля 1981 года на базе 4-й отдельной вертолётной эскадрильи создана эскадрилья вертолётов пограничных войск КГБ СССР под командованием подполковника Шагалеева Ф.С.

При выполнении боевых вылетов отважный комэск-пограничник проявлял исключительную храбрость, лётное мастерство и высочайший профессионализм. Имел 160 часов боевого налёта на вертолётах «Ми-8» и «Ми-24».

Указом Президиума Верховного Совета от 8 апреля 1982 года за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан подполковнику Шагалееву Фариту Султановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11471).

С 1983 года полковник Шагалеев Ф.С. служит начальником службы безопасности полётов в Главном управлении пограничных войск КГБ СССР в Москве.

С 1989 года по 1995 год Ф.С. Шагалеев - командующим авиацией Северо-Восточного пограничного округа.

В 1995 году генерал-майор авиации Шагалеев Ф.С. назначен на должность командующего авиацией Пограничных войск России в Республике Таджикистан. С 1997 года – в запасе. Живёт в городе-герое Москве. Работает помощником генерального директора ОАО «Камов», где курирует вопросы строительства лётно-испытательного комплекса имени Чкалова.

Награждён орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом РФ «За личное мужество», медалями.

ГЕРОЙ - СЫН ГЕРОЯ

- Я хочу летать. Решение, имей в виду, окончательное.

Отец смотрел на сына без удивления. Во-первых, потому, что «окончательное решение» тот объявлял ему чуть ли не с тех пор, как научился выговаривать слово «самолёт». Во-вторых, что ж тут удивительного, если нравится парню отцовская профессия. Фариту Султановичу и самому она нравится. Поэтому как же он, Герой Советского Союза Фарит Шагалеев, всерьёз будет отговаривать сына от столь понятного ему самому выбора. И всё-таки медлил...

- Будет очень трудно, Ринат. И не день, не год — всю жизнь.

- А тебе разве легко?

Так и есть: крыть нечем. Легко ему, конечно, не было никогда. А порой приходилось так трудно, что он до сих пор удивляется, как сумел, как выдержал.

...Над глубоким горным ущельем душманы подбили советский вертолёт. Связь с экипажем прервалась. На помощь послали Шагалеева.

Эту игру в жмурки с узким, извилистым ущельем он никогда не забудет. О том, что могут подбить, даже не думал. Главный враг - холодные серые скалы, чуть ли не стучавшие в стёкла, цеплявшиеся за винт и колёса. Он увёртывался от этих проклятых скал, делая крены вопреки всем законам гравитации, и снова проваливался в пропасть, где - об этом он тоже старался не думать - вполне мог никого и не найти. И снова лавировал, снова взлетал и падал.

Но когда увидел подбитый вертолёт, все предыдущие мытарства показались детской игрой в пятнашки. Даже сердце защемило. О приземлении не могло быть и речи. Во всяком случае, единственный мизерный выступ скалы такой возможности не давал. Но и другой не было.

Фарит прилепился к выступу двумя колесами - передним и основным. Ну а третьей необходимой для посадки точ¬кой стал мозг лётчика, оказавшийся способным на тончайший, поистине кибернетический расчёт. Все пятнадцать минут, пока по верёвочной лестнице поднимались на борт люди с пострадавшего вертолёта, Шагалеев ежесекундно делал расчётливые, выверенные до долей миллиметра движения ручкой управления. Он учитывал каждого человека, каждый груз, их перемещения на лестнице и внутри машины. Малейший толчок вправо - и лопасти винта разобьются о скалу, влево - вертолёт опрокинется, сорвется с точек опоры и рухнет в пропасть... «Кибернетика» не подвела. Рука не дрогнула. Машина оказалась достойной своего пилота.

Кто сказал, что на воздушных трассах не остаётся следов? Их просто не дано видеть непосвящённым. Отправься сейчас Фарит Шагалеев по своим следам в афганском небе, на воспоминания не хватило бы жизни.

И вот по тем же самым следам, сумев разглядеть их, отправился сын.

Сын Героя Советского Союза Шагалеева учится в Сызранском высшем военном авиационном училище лётчиков. Отец им доволен, чего, в общем-то, не скрывает. Не скрывает он и своей надежды на то, что тех трудностей, которые выпали на его долю, Ринату испытать уже не придётся.

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем


1
1 Лесной   (10.07.2021 14:43)
ulibka2000 Уважаю

Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]