18.06.2010   9410 Stimul 

Капитан Попков Валерий Филиппович

Попков Валерий Филиппович - командир экипажа вертолета "Ми-6" пограничных войск Комитета государственной безопасности (КГБ) СССР, капитан.

Родился 24 марта 1961 года в поселке Кильмезь Сюмсинского района Удмуртии в семье рабочего. Удмурт. Член КПСС с 1985 года. Окончил 10 классов.

В Советской Армии с 1978 года. В 1982 году после окончания Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков направлен на службу в пограничные войска КГБ СССР.

С 1982 по 1989 командир экипажа вертолёта "Ми-6" капитан Валерий Попков совершил 2590 боевых вылетов в Республику Афганистан.

19 января 1989 года при выполнении боевого задания был сбит вертолёт ведущего. Попков В.Ф. дважды произвёл посадку в расположении противника, взял на борт одного из членов экипажа сбитого вертолёта и содействовал эвакуации остальных членов экипажа...

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1989 года капитану Попкову Валерию Филипповичу за проявленные мужество и героизм при исполнении воинского долга присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 11594).

После окончания командного факультета Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина отважный офицер проходил службу в пограничных войсках в Заполярье. В настоящее время полковник Попков В.Ф. преподает в Академии Федеральной пограничной службы России.

Награждён орденом Ленина, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями.

............................................................................................................................... ................................

… КАК УЧИЛИ

Один в небе не воин. В военном небе. Может, в мирном это правило и допускает исключения, но Валерию Попкову сравнивать небо Афганистана не с чем. Здесь он оказался сразу после Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков. Здесь вся его офицерская биография. Да и география тоже.

1982 - 1989. Больше двух с половиной тысяч боевых вылетов. Десантирование, воздушная разведка, доставка боеприпасов и продовольствия, эвакуация раненых, прикрытие транспортных колонн. . . Его «университеты» начинались в те годы, когда эта война была полна неизвестности не только для нас, но и для самих её участников. А закончились, когда тайн в афганском небе для него уже не осталось.

Среди множества боевых законов капитан Попков всегда выделял для себя один - закон боевого братства. Очевидный, как аксиома, но требующий доказательств. Каждый день - новых.

Как будто со стороны смотрел он на действия своего командира экипажа С. Болгова в августовский день 1986 года, когда тот, ни секунды не раздумывая (да и не было этих секунд в запасе), под ураганным огнём пошёл на посадку к подбитому из ДШК вертолёту, а потом взлетел с загоревшимся двигателем и прошитыми пулями топливными баками. Смотрел, хотя сам в это время занимал место лётчика-штурмана и отнюдь не бездействовал. И все-таки своим тот подвиг не считает. То была учёба. И совсем незаметно, как, наверное, только на войне и бывает, она закончилась. Уже другие лётчики делятся с молодым пополнением «уроками Попкова».

А сам он, давно уже командир экипажа, никакой «школы» создавать и не думал. Ведь Афганистан всем преподает примерно одинаковые уроки. Только «неуды» пересдавать не даёт.

...19 января 1989 года они вылетели в паре с капитаном Шариповым. Низкая облачность над Ханабадом скрывала от них предгорья, а их, в свою очередь, от расположившихся внизу банд «непримиримых». И стоило появиться крохотному разрыву в облаках, как машина Шарипова круто пошла вниз, оставляя за собой огненно-дымный шлейф.

Потом он увидел раскрывшийся у самой земли парашют Шарипова и бегущих к нему вооруженных бандитов. НУРСы попковского вертолёта заставили их притормозить.

Валерий дважды сыграл с землей в одно «касание». Раз - из машины выскочили трое, прикрыли парашютиста автоматным огнем и бросились к пылающему вертолёту. Тут ожили и душманы. Но Попков, резко взмыв вверх, новым залпом напомнил им о себе. Бандиты переключили внимание на воздушную цель и упустили земную. Новое «касание» - и все трое со спасенным Шариповым снова на борту.

На аэродроме он насчитал двадцать одну пробоину в вертолёте и абсолютно не думал об уникальности совершенного. Выручить товарища надо было? Надо. Проверить сбитый вертолёт, чтобы не оставить в нем раненых, тоже надо. Значит, все сделано как учили. В который уже раз! И сколько еще предстоит?..

До вывода последних частей и подразделений из Афганистана оставалось двадцать шесть дней.

В. Петров. – см. «По афганским дорогам». Комплект открыток. – М.: Изд. «Плакат», 1989.

Биография предоставлена Кириллом Осовиком


1
1 Voin   (10.07.2021 13:53)
ГЕРОЙ

Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]