09.03.2012   1839   Stimul  

Шведско-финский самоходный миномёт AMOS



Главной проблемой минометов на всех этапах их существования была мобильность. Расчет мог не успеть свернуться и уйти с позиции и из-за этого попасть под вражеский огонь. С развитием техники появилась возможность установки минометов на самоходные шасси, но и от этого было меньше толку, чем хотелось бы.

• На этот раз «напакостили» средства обнаружения – минометная мина имеет сравнительно небольшую скорость и специфическую траекторию полета, из-за чего противнику становится легче обнаружить позицию минометчиков при помощи радиолокационных станций. Соответственно, после обнаружения вскоре последует и удар. Выходы были очевидны: уменьшение времени на подготовку к стрельбе, а главное, на уход с позиции; улучшение скорострельности миномета и увеличение скорости боеприпаса.

• Швеция и Финляндия в лице компаний BAE Systems Hagglunds и Patria Weapon Systems соответственно в конце 90-х годов решили совместными усилиями решить все проблемы самоходных минометов одновременно. Задача была, мягко говоря, непростая, но обе фирмы с ней справились. Обязанности распределили следующим образом: финны делают сами минометы, а шведы – орудийную башню и сопутствующие системы.

• Проект назвали AMOS (Advanced MOrtar System – Минометная система будущего). В качестве шасси для самоходного миномета первоначально выбрали восьмиколесный бронетранспортер производства Patria, а позже башню AMOS установили на шасси бронеплатформы CV90.

• Изначально создавалось два прототипа орудийной башни. Оба они имели по два миномета калибра 120 миллиметров. Все их различия основывались на том факте, что экземпляр «A» имел минометы с дульным заряжанием, а миномет прототипа «B» заряжался с казенной части. Кроме особенностей системы заряжания, были значительные различия в дальности стрельбы: казнозарядный миномет бил на три километра дальше, чем дульнозарядный. Таким образом, максимальная дальность боя AMOS на этом этапе достигла 13 километров.

• Полигонные сравнительные испытания двух башен-прототипов проводились на боевых машинах с колесным шасси. Дальность, удобство заряжания и некоторые другие преимущества прототипа «B» довольно быстро не оставили сомнений, какая из версий AMOS станет основой для серийной боевой машины.

• Башню с казнозарядными минометами установили на шасси бронеплатформы CV90 – шведской перспективной единой платформы для целого семейства бронетехники. В очередной раз башня «B» подтвердила свою состоятельность. Одновременно с этим удалось выяснить и поведение гусеничной платформы при установленной на ней орудийной башне.

• Система AMOS, равно как и прочие минометы, в первую очередь предназначена для ведения огня с закрытых позиций. По этой причине башня имеет только противопульное бронирование. Тем не менее, конструкторы предусмотрели и возможность стрельбы прямой наводкой: вертикальная наводка обоих минометов возможна в пределах от -5 до +85 градусов. Наведение по горизонтали обеспечивается вращением башни; мертвых зон при этом нет.

    Технические характеристики:
    Экипаж – 3 чел
    Масса — 44 800 кг
    Длина — 6070 мм
    Ширина — 3100 мм
    Высота — 2500 мм
    Запас хода 300 км
    Скорость передвижения — 70 км/ч
    Мощность двигателя — 550 л.с.
    Количество цилиндров 14 (V-образн.)

    Вооружение:
    Калибр основного орудия — 120 мм
    Угол наведения по горизонтали: 360 град.
    Угол склонения, минимум: -3 град.
    Угол возвышения, максимум: +85 град.
    Боекомплект основного орудия — 90 шт.
    Темп огня — 25 выстр/мин.
    Дальность стрельбы – 10 км.

• Минометы оснащены полуавтоматической системой заряжания, благодаря которой можно произвести очередь из 10 выстрелов в течение 4-х секунд. Для самообороны на башне устанавливается 7,62-мм пулемет. Минометы могут использовать все типы 120-миллиметровых минометных мин, предусматривающихся стандартами НАТО, в том числе и управляемых.

• Надо сказать, из-за особенностей баллистики существующих мин и некоторых моментов «анатомии» миномета на связке AMOS + CV90 максимальную дальность стрельбы пришлось уменьшить с тринадцати до десяти километров. В начале испытаний новые спаренные минометы могли производить суммарно только 10-12 выстрелов в минуту. Доработка автомата заряжания со временем позволила довести этот показатель до 26 выстрелов в минуту.

• Пожалуй, самая сложная часть боевой работы минометчика – расчет параметров выстрела, таких как угол возвышения. В состав боевого модуля AMOS входит вычислительная аппаратура, позволяющая сравнительно быстро производить наводку минометов. Также вычислитель может производить наводку при стрельбе в движении на скорости до 25-30 км/ч. В таком случае эффективная дальность стрельбы сокращается до пяти километров.

• Но главной новой возможностью самоходного миномета, которой «хвастаются» разработчики, является подготовка к стрельбе на ходу. Иными словами, все необходимые расчеты и наведение орудия можно производить в движении. Затем следует короткая остановка, серия выстрелов и машина продолжает движение. Утверждается, что точность при таком способе ведения огня не хуже, чем при стрельбе из полностью неподвижного положения. Очевидно, для подобного ведения огня вычислитель должен «знать» координаты цели и координаты места, откуда самоходка будет стрелять. При нынешнем широчайшем распространении систем спутниковой навигации это выглядит реальным.

• В качестве боеприпаса к системе AMOS, как уже говорилось, может использоваться любая мина калибра 120 мм натовского стандарта. Осколочно-фугасный боеприпас обеспечивает надежное поражение живой силы противника, незащищенной и легкобронированной техники. При прямом попадании в более тяжелую технику возможно нанесение серьезных повреждений, однако это скорее исключение, чем правило. В перспективе возможно создание других типов минометных мин, например, термобарических. Однако пока используются только осколочно-фугасные боеприпасы.

• Финско-шведское сотрудничество в создании минометной системы AMOS закончилось тем, что во второй половине двухтысячных годов в состав вооруженных сил обеих стран вошло некоторое количество самоходных минометов. Финляндия в 2006-м заказала 24 самоходки AMOS, общая стоимость которых превысила цифру в сто миллионов американских долларов.

• Швеция оказалась «экономнее» и немного позже заказала только два десятка минометов. Шведский заказ интересен не только количеством: первые два десятка AMOS устанавливаются на шасси CV90, но в перспективе «носителем» минометной башни может стать платформа SEP, разрабатываемая в настоящее время.

• Для тех заказчиков, которые считают два миномета излишеством, была создана модификация боевого модуля под названием NEMO (NEw MOrtar – Новый миномет). Модуль NEMO, в отличие от AMOS, имеет только один ствол. Остальные отличия боевой машины так или иначе связаны с этим фактом. Что интересно, самоходный миномет NEMO оказался более популярным и успешным, нежели исходный AMOS.

• Свой интерес к двуствольному миномету, кроме Финляндии и Швеции проявила только Польша, да и то, она уже не первый год не может определиться со своими намерениями относительно закупки оного. На поставку NEMO, в свою очередь, уже заключено несколько контрактов. Саудовская Аравия заказала 36 модулей NEMO, Словения желает получить 24 самоходных миномета, а Объединенные Арабские Эмираты – 12 башен. Причем Аравия будет самостоятельно устанавливать башни NEMO на шасси плавающих БТР, а ОАЭ – на патрульные катера. Любопытный способ применения для миномета.

• Как видим, модули AMOS и NEMO могут устанавливаться на разные шасси. В частности, Польша собирается ставить их на бронетранспортеры KTO Rosomak. Сами разработчики минометов утверждают, что их башни можно также устанавливать на шасси английской боевой машины пехоты FV510 Warrior и даже на российскую БМП-3.

• Для монтажа башни с минометами особых изменений конструкции не требуется. С такими непритязательными требованиями к «носителю» у систем AMOS и NEMO могут быть хорошие перспективы. Их будущее зависит только от желания потенциальных заказчиков.

0
Регистрируйся чтобы комментировать.
[ Регистрация | Вход ]