Воскресенье, 21.10.2018, 21:28
Меню
Чеченская война
Интервью
Рассказы участников Чечни
Армия России

Десять лет назад строевые летчики Северного флота выполнили свои первые самостоятельные посадки на палубу авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов". С этого момента корабль обрел полное право именоваться авианосцем.

Помню, меня, военного журналиста, привыкшего строго следовать официально установленной терминологии, поразили слова командира "Кузнецова" капитана 1 ранга Ивана Санько, отрекомендовавшегося при нашем знакомстве: "Командир авианосца..." (Так, если не изменяет память, было написано на табличке при входе в командирскую каюту при Санько и затем при Александре Челпанове). "Какой еще авианосец, ведь это ТАВКР - тяжелый авианесущий крейсер?.." - промелькнуло в голове.

Формально - да, ТАВКР, если строго следовать букве директив, приказов, спецификаций и т.п., но фактически - первый российский авианосец. Таковым он стал именно после летне-осенней кампании 1994 года, поставившей "на крыло" первую десятку строевых летчиков: Иван Бохонко, Ярослав Чибир, Игорь Кожин, Виктор Дубовой, Константин Кочкарев, Геннадий Рыжов, Павел Подгузов, Евгений Кузнецов, Андрей Абрамов. Десятый, а на самом деле первый в неофициальной табели о рангах российских палубных летчиков - командир смешанной авиационной дивизии Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе. Эту группу так и называли: "Тимур и его команда". Между собой. А в печати употреблялось другое наименование: "лидерная группа".

Программа освоения самолета Су-27К (Су-33), методика подготовки корабельных летчиков к выполнению учебно-боевых задач с корабля разрабатывались при непосредственном участии Тимура Апакидзе. Большую помощь оказали испытатели ОКБ "Сухого" и ГЛИЦ ВВС Виктор Пугачев, Сергей Мельников, Александр Раевский, Николай Диордица. Командование ВМФ, как сообщала тогда "Красная звезда", давало "зеленую улицу" полетам группы. Было заключено международное соглашение с Украиной об использовании специального тренажерного комплекса НИТКА на аэродроме Саки в Крыму. Здесь летчики корабельного истребительного авиаполка СФ провели более месяца. За этот период ими выполнено 1.650 проходов над блоком, 696 - с касанием, 99 зацепов за трос, 43 взлета с трамплина.

Тот памятный августовский день выдался солнечным и теплым. На корабль, бороздивший море в районе Кильдин-Териберка, прибыли командующий ВВС ВМФ генерал-лейтенант Владимир Дейнека, его первый заместитель генерал-лейтенант Николай Рогов, командующий Северным флотом адмирал Олег Ерофеев, командующий ВВС СФ генерал-майор Николай Мордовалов. Здесь же находился шеф-пилот ОКБ "Сухого" Виктор Пугачев.

"Внимание на верхней палубе! Посадка с "зацепом"!" - грянула корабельная трансляция. Это как напоминание о мерах безопасности - случается, правда, редко, что тросы аэрофинишера рвутся. Но народ, хоронясь за вьюшками, стоящими на технической площадке самолетами и буксировщиками, все равно поглядывает за корму. Над водой отчетливо виден самолет с выпущенным гаком и горящими огнями. Раздается свист, затем грохот турбин. Есть зацеп! Машина, "пойманная" стальной нитью аэрофинишера, слегка откатывается назад.

На Су-25УТГ выполнил посадку полковник Тимур Апакидзе с очередным подопечным, которому через некоторое время самостоятельно садиться на палубу. Свою первую посадку Тимур Автандилович совершил несколькими годами раньше, когда в группе испытателей ОКБ "Сухого" облетывал новые Су-27К. Но тогда это была посадка скорее испытателя, нежели строевого военного летчика.

…Спустя несколько минут первая самостоятельная посадка его подчиненного! Игорь Кожин, спустившись по стремянке, попадает в объятия товарищей. "Качнув" героя, как водится, его слегка "приложили" о гак самолета, чтоб никогда не подводила машина летчика. Откуда-то появляется скромный букет цветов. И уже с цветами в руках Игорь напряженно следит за действиями своего сослуживца Виктора Дубового. Все повторяется: зацеп, заруливание, доклад, крепкие руки товарищей, подбрасывающие "именинника" в воздух... Затем фотографирование на память, интервью телевизионщикам. В тот день съемку вело только Российское телевидение, программа "Вести", корреспондент Андрей Филиппов и оператор Юрий Ручкин.

Улеглись эмоции, однако, рано. Вновь подняты тросы аэрофинишера. Третий летчик полка, Константин Кочкарев, досрочно завершает свою личную программу подготовки к самостоятельным полетам и столь же красиво, как его сослуживцы, сажает машину на палубу. И это лишнее подтверждение тому, что выбранная методика абсолютно работоспособна и обеспечивает планомерную подготовку строевых летчиков к полетам с палубы корабля. С этого дня у "Адмирала Кузнецова", до сего представлявшего собой по сути "сырой" корабль, началась новая история.

И здесь требуется уточнение. В многочисленных публикациях сообщается, что первые посадки строевых летчиков выполнены 31 августа. На самом деле событие произошло чуть раньше, а именно 26 августа. Сейчас можно только догадываться, почему так получилось. Видимо, это ошибка журналистов. Десять лет назад, когда об Интернете в России только мечтали, информация распространялась не так быстро. И дату определили... по выходу в свет сюжета в программе "Вести". Впрочем, наверное, это и не столь важно.

Война в Сирии
Война на Украине
Война в Южной Осетии
Война в Афганистане
От администрации
Статистика
» Личный состав
Всего: 9025
Новых за месяц: 159
Новых за неделю: 37
Новых вчера: 6
Новых сегодня: 3

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Солдат: 2
Офицеров: 0

Кто нас сегодня посетил

При копировании материалов, активная ссылка на www.Soldati-Russian.ru обязательна!

«Солдаты РФ» © 2010-2018 Все права защищены