Пятница, 24.11.2017, 23:21
Меню
Чеченская война
Интервью
Присоединяйся!
Рассказы участников Чечни
Армия России
Популярное на блоге


В пер­вых чис­лах де­каб­ря 1979 г. ми­нистр обо­ро­ны СССР Мар­шал Со­вет­ско­го Сою­за Д. Ф. Ус­ти­нов до­вел до ру­ко­во­дя­ще­го со­ста­ва Ге­не­раль­но­го шта­ба ин­фор­ма­цию о том, что в бли­жай­шее вре­мя, воз­мож­но, бу­дет при­ня­то ре­ше­ние о на­прав­ле­нии в Аф­га­ни­стан со­вет­ских войск в ко­ли­че­ст­ве до 75 тыс. чел. Воз­ра­же­ния на­чаль­ни­ка Ге­не­раль­но­го шта­ба Мар­ша­ла Со­вет­ско­го Сою­за Н.В. Огар­ко­ва, а так­же его по­пыт­ки до­ка­зать, что та­кое ко­ли­че­ст­во войск не в со­стоя­нии ре­шить за­да­чу по ли­к­ви­да­ции оп­по­зи­ци­он­но­го дви­же­ния (ес­ли вой­ска вво­дят­ся для это­го), тем бо­лее, что аф­ган­ская ар­мия мо­жет ока­зать со­про­тив­ле­ние, ни к че­му не при­ве­ли. Дмит­рий Ус­ти­нов был глу­бо­ко уве­рен, что сто­ит толь­ко поя­вить­ся в Аф­га­ни­ста­не со­вет­ским вой­скам, как мя­теж­ни­ки сра­зу пре­кра­тят бое­вые дей­ст­вия про­тив офи­ци­аль­но­го Ка­бу­ла и в стра­не ус­та­но­вят­ся мир и спо­кой­ст­вие. Оперативное развертывание и подготовка ОКСВ 10 де­каб­ря 1979 г., т.е. еще до при­ня­тия окон­ча­тель­но­го ре­ше­ния Л.И. Бреж­не­вым (оче­вид­но, бы­ла уве­рен­ность, что дру­го­го ре­ше­ния он не при­мет), ми­нистр обо­ро­ны СССР на­чал от­да­вать Ге­не­раль­но­му шта­бу рас­по­ря­же­ния на соз­да­ние не­об­хо­ди­мой груп­пи­ров­ки войск. 13 де­каб­ря (на сле­дую­щий день по­сле при­ня­тия ре­ше­ния) для ока­за­ния по­мо­щи ко­ман­до­ва­нию Тур­кВО в про­ве­де­нии мо­би­ли­за­ци­он­ных ме­ро­прия­тий бы­ла сфор­ми­ро­ва­на Опе­ра­тив­ная груп­па Ми­ни­стер­ст­ва обо­ро­ны СССР (ОГ МО СССР) во гла­ве с пер­вым за­мес­ти­те­лем на­чаль­ни­ка Ге­не­раль­но­го шта­ба ге­не­ра­лом ар­мии С.Ф. Ах­ро­мее­вым. Позд­нее эту груп­пу воз­гла­вил пер­вый за­мес­ти­тель ми­ни­ст­ра обо­ро­ны СССР Мар­шал Со­вет­ско­го Сою­за С.Л. Со­ко­лов (сроч­но ото­зван­ный из от­пус­ка). Ве­че­ром 14 де­каб­ря 1979 г. ОГ МО СССР при­бы­ла в Тер­мез и при­сту­пи­ла к ра­бо­те. 16 де­каб­ря 1979 г. от­да­ет­ся рас­по­ря­же­ние о вы­де­ле­нии из управ­ле­ния Тур­кВО и от­мо­би­ли­зо­ва­нии по­ле­во­го управ­ле­ния 40-й ар­мии. Ко­ман­дую­щим ар­ми­ей по опе­ра­тив­но­му пред­на­зна­че­нию был на­зна­чен пер­вый за­мес­ти­тель ко­ман­дую­ще­го вой­ска­ми Тур­кВО ге­не­рал-лей­те­нант Ю.В. Ту­ха­ри­нов. В свя­зи с тем, что у Ге­не­раль­но­го шта­ба не бы­ло пла­на вво­да войск в Аф­га­ни­стан (за­да­ча на раз­ра­бот­ку та­ко­го пла­на ему не ста­ви­лась), об­щая ди­рек­ти­ва на от­мо­би­ли­зо­ва­ние войск не от­да­ва­лась. Со­еди­не­ния и час­ти при­во­ди­лись в го­тов­ность от­дель­ны­ми рас­по­ря­же­ния­ми по­сле по­лу­че­ния со­от­вет­ст­вую­щих уст­ных ука­за­ний Д.Ф. Ус­ти­но­ва. Все­го за три не­де­ли (до 31 де­каб­ря 1979 г.) бы­ло от­да­но бо­лее три­дца­ти та­ких рас­по­ря­же­ний. Ты­ло­вые и ре­монт­ные час­ти и ор­га­ны 40-й А раз­вер­ты­ва­лись в по­след­нюю оче­редь (не­ко­то­рые уже в хо­де на­чав­ше­го­ся вво­да войск). Со­еди­не­ния и час­ти 40-й ар­мии - мо­то­стрел­ко­вые ди­ви­зии ти­па "В", час­ти ар­мей­ско­го ком­плек­та бы­ли от­мо­би­ли­зо­ва­ны за 10-12 дней до вво­да, а фор­ми­ро­ва­ние де­сант­но-ш­тур­мо­вой бри­га­ды еще толь­ко за­вер­ша­лось. Един­ст­вен­ным кад­ро­вым со­еди­не­ни­ем в со­ста­ве ар­мии бы­ла 103-я вдд.

Со вто­рой по­ло­ви­ны ян­ва­ря до се­ре­ди­ны фев­ра­ля 1980 г. весь при­пис­ной со­став был за­ме­нен кад­ро­вы­ми под­раз­де­ле­ния­ми, по­лу­чен­ны­ми из со­ста­ва со­еди­не­ний и час­тей всех во­ен­ных ок­ру­гов и групп войск. В хо­де соз­да­ния груп­пи­ров­ки войск бы­ло раз­вер­ну­то око­ло 100 со­еди­не­ний, час­тей и уч­ре­ж­де­ний. Из за­па­са на уком­плек­то­ва­ние войск при­зва­но бо­лее 50 тыс. офи­це­ров, сер­жан­тов и сол­дат, вы­де­ле­но из на­род­но­го хо­зяй­ст­ва око­ло 8 тыс. ав­то­мо­би­лей и дру­гой тех­ни­ки. По­доб­ных по мас­шта­бам мо­би­ли­за­ци­он­ных ме­ро­прия­тий в Тур­кВО и СА­ВО в по­сле­во­ен­ный пе­ри­од ни­ко­гда не про­во­ди­лось. Они вы­яви­ли ряд серь­ез­ных не­дос­тат­ков в дея­тель­но­сти ме­ст­ных ор­га­нов вла­сти, ру­ко­во­ди­те­лей пред­при­ятий, хо­зяйств, во­ен­ко­ма­тов и во­ин­ских час­тей. Но осо­бен­но не­тер­пи­мые из них бы­ли в под­го­тов­ке офи­це­ров за­па­са. 70% из об­ще­го чис­ла при­зван­ных офи­це­ров в ар­мии не слу­жи­ли во­об­ще (про­шли под­го­тов­ку на во­ен­ных ка­фед­рах ву­зов). По­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во из них по­ка­за­ли пол­ную не­под­го­тов­лен­ность и не­спо­соб­ность ко­ман­до­вать под­чи­нен­ны­ми под­раз­де­ле­ния­ми или ис­пол­нять дру­гие обя­зан­но­сти, по­ло­жен­ные им по служ­бе. Не­ред­ко мо­то­стрел­ко­вые, ар­тил­ле­рий­ские, са­пер­ные взво­ды, где ко­ман­ди­ра­ми бы­ли офи­це­ры за­па­са, на мар­шах и в бою бы­ли прак­ти­че­ски не­управ­ляе­мы­ми. Око­ло 20% офи­це­ров, при­зван­ных из за­па­са, ко­то­рые го­то­ви­лись при час­тях из чис­ла сер­жан­тов, так­же не име­ли прак­ти­че­ских ко­манд­ных на­вы­ков. Со­вер­шен­но не­удов­ле­тво­ри­тель­ную про­фес­сио­наль­ную под­го­тов­ку по­ка­за­ли офи­це­ры за­па­са бро­не­тан­ко­вой, ав­то­трак­тор­ной служб и служ­бы ты­ла. Опыт от­мо­би­ли­зо­ва­ния, вво­да войск и ве­де­ния бое­вых дей­ст­вий в те­че­ние пер­вых двух ме­ся­цев, по­ка офи­це­ры за­па­са на­хо­ди­лись в вой­сках, убе­дил, что их не­под­го­тов­лен­ность к вы­пол­не­нию обя­зан­но­стей, на во­ен­ное вре­мя яв­ля­ет­ся не след­ст­ви­ем ка­ки­х-то от­дель­ных, мо­жет быть да­же и круп­ных не­дос­тат­ков, а круп­ных изъ­я­нов в об­щей сис­те­ме их под­го­тов­ки. Опыт раз­вер­ты­ва­ния 40-й ар­мии в де­каб­ре 1979 г. по­ка­зал, что тре­бу­ет­ся пол­но­стью пе­ре­смат­ри­вать всю сис­те­му под­го­тов­ки офи­це­ров за­па­са в Воо­ру­жен­ных Си­лах СССР. Она на 1979 г. ус­та­ре­ла и не от­ве­ча­ла да­же ми­ни­маль­ным тре­бо­ва­ни­ям со­вре­мен­ной вой­ны. Спе­циа­ли­сты схо­ди­лись в оцен­ках - не мо­жет быть во­ен­но­обя­зан­ный офи­це­ром и ко­ман­до­вать под­чи­нен­ны­ми, ес­ли он во­об­ще не слу­жил в ар­мии. Ста­ло оче­вид­ным, что не­об­хо­ди­ма но­вая сис­те­ма под­го­тов­ки офи­це­ров за­па­са. Она долж­на быть по­сле раз­ра­бот­ки оп­ро­бо­ва­на на прак­ти­ке и вве­де­на в дей­ст­вие. Од­на­ко по боль­шо­му сче­ту, и не се­го­дняш­ний день в этой сфе­ре сде­ла­но очень ма­ло. Из­ме­не­ния к луч­ше­му, к со­жа­ле­нию, ми­ни­маль­ны. В пер­вые дни от­мо­би­ли­зо­ва­ния на ка­че­ст­во уком­плек­то­ва­ния под­раз­де­ле­ний ни во­ен­ко­ма­ты, ни во­ин­ские час­ти ни­ка­ко­го вни­ма­ния не об­ра­ща­ли. Все бы­ли уве­ре­ны, что идет обыч­ная про­вер­ка, ко­то­рая за­кон­чит­ся, как толь­ко час­ти до­ло­жат о за­вер­ше­нии ком­плек­то­ва­ния. В свя­зи с этим во­ен­ко­ма­ты стре­ми­лись бы­ст­рее от­пра­вить при­зыв­ные ре­сур­сы, а во­ин­ские час­ти - по­бы­ст­рее уком­плек­то­вать под­раз­де­ле­ния лич­ным со­ста­вом и до­ло­жить по ин­стан­ции. По­сле при­бы­тия ОГ МО СССР и ори­ен­ти­ро­ва­ния в об­щих чер­тах со­от­вет­ст­вую­щих ко­ман­ди­ров и во­ен­ко­мов о воз­мож­ном вы­пол­не­нии серь­ез­ных за­дач по­ло­же­ние зна­чи­тель­но улуч­ши­лось. На­ча­лась за­ме­на уже при­зван­ных и на­прав­лен­ных в час­ти во­ен­но­обя­зан­ных, не спо­соб­ных вы­пол­нять бое­вые за­да­чи. За­ме­на про­дол­жа­лась 8 су­ток (а в не­ко­то­рых час­тях и бо­лее). При ком­плек­то­ва­нии войск ост­ро ощу­щал­ся не­дос­та­ток мно­гих спе­циа­ли­стов: ме­ха­ни­ко­в-во­ди­те­лей тан­ков и БМП, опе­ра­то­ров ПТРК и РЛС, на­вод­чи­ков ору­дий, ар­тил­ле­рий­ских вы­чис­ли­те­лей, ра­ди­стов и др. Это в зна­чи­тель­ной ме­ре объ­яс­ня­ет­ся тем, что мно­гие во­ен­но­обя­зан­ные сред­не­ази­ат­ских рес­пуб­лик слу­жи­ли в строи­тель­ных вой­сках. По­сту­пив­шие из за­па­са офи­це­ры, под­го­тов­лен­ные на во­ен­ных ка­фед­рах гра­ж­дан­ских ву­зов, в по­дав­ляю­щем боль­шин­ст­ве в ар­мии ни­ко­гда не слу­жи­ли и по­это­му не име­ли прак­ти­че­ских на­вы­ков в ра­бо­те по спе­ци­аль­но­сти и, тем бо­лее, с людь­ми. Мно­гие из них пло­хо вла­де­ли рус­ским язы­ком. Для всех во­ен­но­обя­зан­ных бы­ла ха­рак­тер­на край­не низ­кая фи­зи­че­ская под­го­тов­ка. Боль­шое ко­ли­че­ст­во во­ен­но­обя­зан­ных не ра­зы­ска­ли из-за на­ру­ше­ний пас­порт­но­го ре­жи­ма при про­пис­ке, от­сут­ст­вия ин­фор­ма­ции о сно­се до­мов, не­раз­бе­ри­хи в на­име­но­ва­ни­ях улиц и т. п. Со зна­чи­тель­ны­ми, а по­рой и не­пред­ви­ден­ны­ми труд­но­стя­ми столк­ну­лись во­ен­ко­ма­ты и во­ин­ские час­ти при по­став­ке и прие­ме тех­ни­ки из на­род­но­го хо­зяй­ст­ва. Ру­ко­во­ди­те­ли ав­то­баз в мас­со­вом ко­ли­че­ст­ве по­став­ля­ли не но­вые, при­пи­сан­ные к вой­скам, а ста­рые, имев­шие про­бег бо­лее 500 тыс. км ав­то­мо­би­ли. Часть из них при­бы­ла без за­пас­ных ко­лес, во­ди­тель­ско­го ин­ст­ру­мен­та, шан­це­во­го ин­ст­ру­мен­та и ре­монт­ных ком­плек­тов. Мно­гие ав­то­мо­би­ли бы­ли не обо­ру­до­ва­ны под пе­ре­воз­ку лич­но­го со­ста­ва. В те­че­ние не­сколь­ких су­ток при­хо­ди­лось ор­га­ни­зо­вы­вать и про­во­дить ра­бо­ты по за­ме­не ав­то­мо­би­лей или ре­мон­ту уже по­лу­чен­ных ма­шин и ком­плек­то­ва­ние их ин­ст­ру­мен­том не­по­сред­ст­вен­но в рай­онах со­сре­до­то­че­ния час­тей. Эти ме­ро­прия­тия про­во­ди­лись как за счет по­лу­че­ния иму­ще­ст­ва и ма­те­ри­аль­ных средств из гра­ж­дан­ских ор­га­ни­за­ций, так и за счет за­па­сов во­ен­но­го ок­ру­га. Сло­вом, тех­ни­че­ское со­стоя­ние при­пи­сан­ной и по­став­лен­ной во­ен­ко­ма­та­ми ав­то­мо­биль­ной тех­ни­ки бы­ло яв­но не­удов­ле­тво­ри­тель­ным.

Так, 20% ав­то­мо­би­лей по­сту­пи­ло с про­бе­гом до 100 тыс. км, 30% - до 250 тыс. км и 50% - бо­лее 250 тыс. км. До 80% по­став­лен­ных ма­шин име­ли срок экс­плуа­та­ции 5 и бо­лее лет. Осо­бен­но низ­кое тех­ни­че­ское со­стоя­ние име­ли на­лив­ные ав­то­ма­ши­ны. Из пред­став­лен­ных на уком­плек­то­ва­ние на­лив­но­го ав­то­мо­биль­но­го ба­таль­о­на 500 ав­то­мо­би­лей бы­ли вы­бра­ны толь­ко 221, а ос­таль­ные воз­вра­ще­ны за не­год­но­стью. До 80% по­став­лен­ных бен­зо­за­прав­щи­ков из-за от­сут­ст­вия за­пра­воч­ных пис­то­ле­тов, счет­чи­ков ус­та­нов­лен­но­го диа­мет­ра ока­за­лись не­при­год­ны­ми для ис­поль­зо­ва­ния. Име­ло ме­сто мно­го и дру­гих не­дос­тат­ков. Все это по­тре­бо­ва­ло при­ня­тия до­пол­ни­тель­ных мер по изы­ска­нию ма­те­ри­аль­ных и люд­ских ре­сур­сов и серь­ез­но за­труд­ня­ло вы­пол­не­ние за­дач в ус­та­нов­лен­ные сро­ки. По­ми­мо это­го, при сня­тии ма­шин с дли­тель­но­го хра­не­ния ока­за­лось боль­шое ко­ли­че­ст­во не­ис­прав­ной и не­уком­плек­то­ван­ной по­ло­жен­ным иму­ще­ст­вом тех­ни­ки. При­быв­шие из на­род­но­го хо­зяй­ст­ва под­виж­ные ре­монт­ные мас­тер­ские по­пол­ня­лись ин­ст­ру­мен­том, так как он в мас­тер­ских поч­ти пол­но­стью от­сут­ст­во­вал. При под­го­тов­ке войск к вы­дви­же­нию вся тех­ни­ка бы­ла под­верг­ну­та уг­луб­лен­ной про­вер­ке, до­уком­плек­то­ва­на, до­за­прав­ле­на го­рю­чим, про­ве­де­ны тех­ни­че­ское об­слу­жи­ва­ние № 2, часть тех­ни­ки бы­ла про­ве­ре­на кон­троль­ны­ми про­бе­га­ми. Не­смот­ря на имев­шие­ся не­дос­тат­ки в от­мо­би­ли­зо­ва­нии, ко­ман­до­ва­нию Тур­кВО и СА­ВО, ко­ман­ди­рам со­еди­не­ний и час­тей, во­ен­ко­ма­там уда­лось в кон­це кон­цов спра­вить­ся с по­став­лен­ны­ми за­да­ча­ми. К ис­хо­ду 24 де­каб­ря 1979 г. ос­нов­ные си­лы 40-й А бы­ли го­то­вы к дей­ст­ви­ям. К ис­хо­ду 26 де­каб­ря 1979 г. час­ти 108-й гвар­дей­ской мо­то­стрел­ко­вой ди­ви­зии, пре­одо­лев рав­нин­ный уча­сток мар­шру­та, вы­шли к от­ро­гам Гин­ду­ку­ша. Фо­то: Ле­о­нид Якутин 24 де­каб­ря 1979 г. Д.Ф. Ус­ти­нов про­вел со­ве­ща­ние ру­ко­во­дя­ще­го со­ста­ва Ми­ни­стер­ст­ва обо­ро­ны СССР, на ко­то­ром при­сут­ст­во­ва­ли за­мес­ти­те­ли ми­ни­ст­ра, глав­но­ко­ман­дую­щие Су­хо­пут­ны­ми вой­ска­ми, ВВС, Вой­ска­ми ПВО стра­ны, ко­ман­дую­щий ВДВ, не­ко­то­рые на­чаль­ни­ки глав­ных и цен­траль­ных управ­ле­ний. На этом со­ве­ща­нии ми­нистр обо­ро­ны СССР объ­я­вил о при­ня­том ре­ше­нии вве­сти в Аф­га­ни­стан со­вет­ские вой­ска. На­де­ж­ды ге­не­ра­лов и офи­це­ров, ин­фор­ми­ро­ван­ных ра­нее о воз­мож­но­сти та­ко­го ре­ше­ния, что это­го все-та­ки не про­изой­дет, окон­ча­тель­но раз­вея­лись. В тот же день ми­нистр обо­ро­ны СССР под­пи­сал ди­рек­ти­ву вой­скам, в ко­то­рой, в ча­ст­но­сти, го­во­ри­лось: "При­ня­то ре­ше­ние о вво­де не­ко­то­рых кон­тин­ген­тов со­вет­ских войск, дис­ло­ци­ро­ван­ных в юж­ных рай­онах стра­ны, на тер­ри­то­рию Аф­га­ни­ста­на в це­лях ока­за­ния ин­тер­на­цио­наль­ной по­мо­щи дру­же­ст­вен­но­му аф­ган­ско­му на­ро­ду, а так­же соз­да­ния бла­го­при­ят­ных ус­ло­вий для вос­пре­ще­ния воз­мож­ных ан­ти­аф­ган­ских ак­ций со сто­ро­ны со­пре­дель­ных го­су­дарств". За­да­ча эта для ко­ман­ди­ров всех сте­пе­ней, бы­ла, пря­мо ска­жем, весь­ма не­оп­ре­де­лен­ной. Уча­стие со­вет­ских войск в бое­вых дей­ст­ви­ях на тер­ри­то­рии Аф­га­ни­ста­на ди­рек­ти­вой не пре­ду­смат­ри­ва­лось. Бо­лее то­го, не был оп­ре­де­лен по­ря­док при­ме­не­ния ору­жия да­же в це­лях са­мо­обо­ро­ны. Име­лось в ви­ду, что на­ши со­еди­не­ния и час­ти ста­нут гар­ни­зо­на­ми и возь­мут под ох­ра­ну важ­ные рай­оны и объ­ек­ты, вы­сво­бо­див тем са­мым аф­ган­ские вой­ска для ак­тив­ных бое­вых дей­ст­вий про­тив оп­по­зи­ции, а так­же про­тив воз­мож­но­го внеш­не­го про­тив­ни­ка. От­дель­ным рас­по­ря­же­ни­ем ко­ман­дую­ще­му 40-й А ге­не­рал-лей­те­нан­ту Ю.В. Ту­ха­ри­но­ву по­ру­ча­лось встре­тить­ся с на­чаль­ни­ком опе­ра­тив­но­го управ­ле­ния Ге­не­раль­но­го шта­ба ар­мии Аф­га­ни­ста­на ге­не­рал-лей­те­нан­том Ба­бад­жа­ном и об­су­дить с ним во­про­сы по дис­ло­ка­ции со­вет­ских войск на тер­ри­то­рии Аф­га­ни­ста­на (Ба­бад­жан по­лу­чил от X. Ами­на со­от­вет­ст­вую­щие ука­за­ния). На­ча­лом пе­ре­хо­да го­су­дар­ст­вен­ной гра­ни­цы ми­нистр обо­ро­ны СССР ус­та­но­вил 15.00 мо­с­ков­ско­го вре­ме­ни (16.30 ка­буль­ско­го) 25 де­каб­ря 1979 г. В рас­по­ря­же­нии ко­ман­ди­ров всех сте­пе­ней для ор­га­ни­за­ции мар­ша ос­та­ва­лось мень­ше су­ток. По по­ру­че­нию со­вет­ско­го ру­ко­во­дства 2 де­каб­ря 1979 г. со­вет­ский по­сол про­ин­фор­ми­ро­вал X. Ами­на, что со­вет­ское пра­ви­тель­ст­во на­шло воз­мож­ным удов­ле­тво­рить его прось­бу и на­пра­вить в Аф­га­ни­стан два со­вет­ских ба­таль­о­на (спе­ци­аль­но­го на­зна­че­ния и па­ра­шют­но-де­сант­ный) для уси­ле­ния ох­ра­ны ре­зи­ден­ции гла­вы го­су­дар­ст­ва и аэ­ро­дро­ма Баг­рам. По со­гла­со­ва­нию с X. Ами­ном 3 и 14 де­каб­ря 1979 г. эти под­раз­де­ле­ния са­мо­ле­та­ми ВТА бы­ли пе­ре­бро­ше­ны в Аф­га­ни­стан и при­сту­пи­ли к ох­ра­не по­ру­чен­ных им объ­ек­тов. В пер­вые дни вво­да со­вет­ских войск в Аф­га­ни­стан час­ти и со­еди­не­ния 40-й ар­мии прак­ти­че­ски не встре­ти­ли со­про­тив­ле­ния со сто­ро­ны от­ря­дов воо­ру­жен­ной аф­ган­ской оп­по­зи­ции. Фо­то: Ле­о­нид Якутин14 де­каб­ря 1979 г. с од­ним из ба­таль­о­нов на аэ­ро­дром Баг­рам не­ле­галь­но при­был Б. Кар­маль, где сре­ди со­вет­ских офи­це­ров и сол­дат он на­хо­дил­ся до кон­ца ме­ся­ца. Не­сколь­ко рань­ше (11 де­каб­ря 1979 г.) со­вет­ским транс­порт­ным са­мо­ле­том пе­ре­прав­ле­ны в Аф­га­ни­стан из Мо­ск­вы А. Ва­танд­жар, С. Гу­ляб­зой, А. Сар­ва­ри и Ш. Маз­дурь­яр - та "чет­вер­ка", ко­то­рая на­ка­ну­не при­хо­да к вла­сти X. Ами­на ук­ры­лась в со­вет­ском по­соль­ст­ве. В це­лях со­хра­не­ния их жиз­ни они в свое вре­мя бы­ли скрыт­но вы­ве­зе­ны с тер­ри­то­рии по­соль­ст­ва в Ка­бу­ле, а за­тем и из Аф­га­ни­ста­на в Мо­ск­ву - уже по­сле при­хо­да к вла­сти X. Ами­на. План, раз­ра­бо­тан­ный в Мо­ск­ве, на­чал пре­тво­рять­ся в жизнь. Нет до­ку­мен­таль­но­го под­твер­жде­ния, но, не­со­мнен­но - Б. Кар­маль и "чет­вер­ка" при­ни­ма­ли уча­стие в вы­ра­бот­ке пла­на. Во вся­ком слу­чае, зна­ли о нем го­раз­до боль­ше, чем офи­це­ры со­вет­ско­го Ген­шта­ба. 22 или 23 де­каб­ря 1979 г. со­вет­ский по­сол из­вес­тил X. Ами­на, что со­вет­ское ру­ко­во­дство в пол­ном объ­е­ме ре­ши­ло удов­ле­тво­рить его прось­бы о на­прав­ле­нии войск в Аф­га­ни­стан и 25 де­каб­ря 1979 г. го­то­во на­чать их ввод. Х. Амин вы­ра­зил бла­го­дар­ность за это ре­ше­ние и от­дал рас­по­ря­же­ние Ге­не­раль­но­му шта­бу вся­че­ски со­дей­ст­во­вать его реа­ли­за­ции.

Ввод группировки советских войск в Афганистан Во ис­пол­не­ние ука­за­ний ми­ни­ст­ра Обо­ро­ны СССР в ночь с 24 на 25 де­каб­ря с аэ­ро­дро­ма Фер­га­на на аэ­ро­дром Ка­бул бы­ли пе­ре­бро­ше­ны по воз­ду­ху ос­тат­ки 345-го от­дель­но­го па­ра­шют­но-де­сант­но­го пол­ка (два ба­таль­о­на час­ти бы­ли пе­ре­бро­ше­ны ра­нее и вы­пол­ня­ли за­да­чи по ох­ра­не аэ­ро­дро­мов Ка­бул и Баг­рам). С 9.00 25 де­каб­ря на­ча­лась пе­ре­бро­ска ту­да час­тей 103-й воз­душ­но-де­сант­ной ди­ви­зии. Груп­пи­ров­ка войск Тур­кВО для вво­да в Аф­га­ни­стан вы­гля­де­ла сле­дую­щим об­ра­зом - 40-я ар­мия (108-я и 5-я гвар­дей­ские мо­то­стрел­ко­вые ди­ви­зии, 56-я от­дель­ная де­сант­но-ш­тур­мо­вая бри­га­да, 860-й от­дель­ный мо­то­стрел­ко­вый полк, 353-я ар­тил­ле­рий­ская бри­га­да, 2-я зе­нит­ная ра­кет­ная бри­га­да; 103-я гв. вдд и 345-й гв. опдп; 34-й сме­шан­ный авиа­ци­он­ный кор­пус). Кро­ме то­го, в ка­че­ст­ве ре­зер­ва по­сле от­мо­би­ли­зо­ва­ния иметь: 68-ю мсд в рай­оне Куш­ки и 201-ю мсд в рай­оне Тер­ме­за. Од­но­вре­мен­но с на­ча­лом вы­дви­же­ния 108-й мсд на тер­мез­ском на­прав­ле­нии осу­ще­ст­в­лял­ся про­лет де­сан­та и вы­сад­ка его на аэ­ро­дро­мы: Ка­бул - 103-я вдд; Баг­рам - 345-й пдп. Ввод со­вет­ских войск в Аф­га­ни­стан пре­ду­смат­ри­ва­лось осу­ще­ст­вить на двух на­прав­ле­ни­ях по мар­шру­там Тер­мез - Ка­бул - Газ­ни и Куш­ка - Ге­рат - Кан­да­гар с за­да­чей: раз­мес­тив вой­ска по­гар­ни­зон­но по это­му коль­цу в наи­бо­лее жиз­нен­но важ­ных рай­онах, соз­дать ус­ло­вия для ста­би­ли­за­ции об­ста­нов­ки в Аф­га­ни­ста­не. Име­лось в ви­ду так­же на се­ве­ро-во­сто­ке стра­ны вве­сти 860-й омсп че­рез Хо­рог в Фай­за­бад. По по­лу­че­нии ука­за­ний, те­перь уже с кон­крет­ны­ми сро­ка­ми, бы­ли уточ­не­ны рас­че­ты мар­ша, по­став­ле­ны за­да­чи со­еди­не­ни­ям, час­тям и под­раз­де­ле­ни­ям, разъ­яс­не­ны це­ли вво­да все­му лич­но­му со­ста­ву. Ор­га­ни­зо­ва­но управ­ле­ние вой­ска­ми при пе­ре­се­че­нии гра­ни­цы и вы­дви­же­нии в на­зна­чен­ные рай­оны, а так­же со­от­вет­ст­вую­щий кон­троль. При про­ве­де­нии разъ­яс­ни­тель­ной ра­бо­ты с лич­ным со­ста­вом упор де­лал­ся на то, что ввод со­вет­ских войск в Аф­га­ни­стан осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по прось­бе его за­кон­но­го пра­ви­тель­ст­ва, для ока­за­ния ин­тер­на­цио­наль­ной по­мо­щи в борь­бе с внеш­ней аг­рес­си­ей, ко­то­рая в пер­спек­ти­ве мо­жет соз­дать уг­ро­зу и для юж­ных ру­бе­жей на­шей Ро­ди­ны. Ни­ка­ких дру­гих це­лей не пре­сле­ду­ет­ся. Как толь­ко вме­ша­тель­ст­во из­вне во внут­рен­ние де­ла Аф­га­ни­ста­на пре­кра­тит­ся, со­вет­ские вой­ска не­за­мед­ли­тель­но бу­дут вы­ве­де­ны из стра­ны. Та­кие разъ­яс­не­ния встре­ча­ли по­ни­ма­ние со сто­ро­ны лич­но­го со­ста­ва. Мосты Серь­ез­ной про­бле­мой для войск на тер­мез­ском на­прав­ле­нии бы­ла ор­га­ни­за­ция пре­одо­ле­ния Аму­да­рьи - ка­приз­ной и свое­нрав­ной ре­ки, с силь­ным те­че­ни­ем и по­сто­ян­но ме­няю­щей свое рус­ло. Ее пес­ча­ные бе­ре­га лег­ко раз­мы­ва­ют­ся. Все это край­не ус­лож­ня­ло ор­га­ни­за­цию как па­ром­ной пе­ре­пра­вы войск, так и на­вод­ку че­рез нее пон­тон­но­го мос­та. Та­ким об­ра­зом, од­ной из важ­ных за­дач ин­же­нер­но­го обес­пе­че­ния вво­да со­вет­ских войск в Аф­га­ни­стан яви­лось обо­ру­до­ва­ние и со­дер­жа­ние на­плав­но­го мос­та в Тер­ме­зе, а так­же строи­тель­ст­во и со­дер­жа­ние вре­мен­но­го вы­со­ко­вод­но­го мос­та в Ай­вад­же. Ко вре­ме­ни вво­да кон­тин­ген­та со­вет­ских войск в Аф­га­ни­стан на тер­ри­то­рию Тур­кВО же­лез­но­до­рож­ным транс­пор­том из цен­траль­ных во­ен­ных ок­ру­гов стра­ны в рай­он Тер­мез бы­ли пе­ре­бро­ше­ны три пон­тон­но-мо­сто­вых пол­ка. По­сле дол­гих ре­ког­нос­ци­ро­воч­ных ра­бот и рас­че­тов, про­ве­ден­ных под ру­ко­во­дством на­чаль­ни­ка ин­же­нер­ных войск ок­ру­га ге­не­ра­л-май­о­ра Ко­ро­ле­ва А.С. с при­вле­че­ни­ем вы­зван­ных из Мо­ск­вы спе­циа­ли­стов Во­ен­но-ин­же­нер­ной ака­де­мии, бы­ло вы­бра­но, на­ко­нец, ме­сто для на­ве­де­ния пон­тон­но­го мос­та. Оп­ре­де­ле­на тех­но­ло­гия его на­вод­ки и за­кре­п­ле­ния на силь­ном те­че­нии, а так­же не­об­хо­ди­мые до­пол­ни­тель­ные ра­бо­ты по за­кре­п­ле­нию бе­ре­гов и не­ус­той­чи­во­го грун­та ост­ров­ка, ко­то­рый впи­сы­вал­ся в кон­ст­рук­цию мос­та (ме­ж­ду бе­ре­гом и ост­ров­ком - не­сколь­ко звень­ев пон­тон­но-мо­сто­во­го пар­ка, по ост­ров­ку - бе­тон­ные пли­ты и да­лее - мост). Этот на­плав­ной 60-т мост из пар­ка ПМП был по­стро­ен в те­че­ние се­ми ча­сов (на­ча­ло ра­бот - с 7.00 25 де­каб­ря 1979 г.) В мар­те 1980 г. в свя­зи с при­бли­же­ни­ем ве­сен­не­го па­вод­ка за­ме­нен ком­би­ни­ро­ван­ным мос­том из пар­ков ПМП и ППС. Что­бы пре­дот­вра­тить раз­мы­ва­ние ост­ро­ва и раз­ру­ше­ние его по­верх­но­сти по ли­нии уре­за во­ды в дно ре­ки бы­ли за­би­ты ме­тал­ли­че­ские шты­ри, вы­сту­паю­щие над во­дой на 1 м, оп­ле­те­ны ка­мы­шом и со­ло­мой, по­сле че­го оп­лет­ка бы­ла за­кре­п­ле­на под­сып­кой гли­ны. Из это­го же ма­те­риа­ла на про­ез­жей час­ти ост­ро­ва от­сы­па­на по­ло­са вы­со­той 1 м, по­верх гли­ны бы­ли по­ло­же­ны же­ле­зо­бе­тон­ные пли­ты. С за­кре­п­ле­ни­ем грун­та на под­хо­дах к ре­ке и на ост­ров­ке су­ще­ст­вен­ную по­мощь вой­скам ока­за­ли ру­ко­во­ди­те­ли Сур­хан­дарь­ин­ской об­лас­ти Ка­ри­мов А.К. и Ми­хай­лов В.М., без­воз­мезд­но вы­де­лив с за­во­да же­ле­зо­бе­тон­ных кон­ст­рук­ций зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ст­во же­ле­зо­бе­тон­ных до­рож­ных плит и обес­пе­чив их вы­воз на спе­ци­аль­ных ма­ши­на­х-п­ли­то­во­зах. По­стро­ен­ный мост имел вы­вод­ную часть, обес­пе­чи­ваю­щую су­до­ход­ст­во на ре­ке. Из-за силь­но­го те­че­ния воз­ник­ли боль­шие труд­но­сти в на­ве­де­нии мос­та, и осо­бен­но в его удер­жа­нии, чем и объ­яс­ня­ет­ся столь дли­тель­ный срок его на­ве­де­ния 25 де­каб­ря 1979 г. Для дуб­ли­ро­ва­ния мос­та в Тер­ме­зе, а так­же обес­пе­че­ния строи­тель­ст­ва вре­мен­но­го вы­со­ко­вод­но­го мос­та и объ­езд­ной ав­то­мо­биль­ной до­ро­ги на Таш­кур­ган си­ла­ми еще од­но­го помп в ян­ва­ре 1980 г. в рай­оне Ай­вадж был на­ве­ден на­плав­ной 60-т мост из пар­ка ПМП. В даль­ней­шем си­ла­ми ин­же­нер­ных войск в крат­чай­ший срок - за 51 су­тки в слож­ных гид­ро­ло­ги­че­ских ус­ло­ви­ях был по­стро­ен вы­со­ко­вод­ный мост дли­ной 588 м под гру­зы до 40 т. Опо­ры мос­та - ме­тал­ли­че­ские тру­бы диа­мет­ром 320 мм, глу­би­на за­бив­ки 20 м. В ка­че­ст­ве про­лет­но­го строе­ния ис­поль­зо­ва­лись та­бель­ные мос­то­вые ком­плек­ты МЛРМ и БАРМ. На­ли­чие двух мос­тов по­зво­ли­ло свое­вре­мен­но про­во­дить про­фи­лак­ти­че­ские ме­ро­прия­тия на них. Бла­го­да­ря это­му бы­ла обес­пе­че­на про­дол­жи­тель­ная экс­плуа­та­ция на­плав­ных мос­тов из та­бель­ных пар­ков с ин­тен­сив­ным дви­же­ни­ем (до 1000 еди­ниц тех­ни­ки в су­тки).

Марш на Кабул

Пер­вым со­вет­ским под­раз­де­ле­ни­ем, пе­ре­шед­шим со­вет­ско-аф­ган­скую гра­ни­цу, был 781-й от­дель­ный раз­ве­ды­ва­тель­ный ба­таль­он 108-й гв. мо­то­стрел­ко­вой ди­ви­зии. На аф­ган­ском бе­ре­гу со­вет­ские вой­ска встре­тил стар­ший брат X. Ами­на - Аб­дал­ла Амин, от­ве­чав­ший за по­дав­ле­ние оп­по­зи­ци­он­но­го дви­же­ния в се­вер­ных про­вин­ци­ях стра­ны. Про­пуск лич­но­го со­ста­ва со­вет­ских войск че­рез гра­ни­цу осу­ще­ст­в­лял­ся по­гра­нич­ны­ми ор­га­на­ми без та­мо­жен­но­го дос­мот­ра по за­ра­нее под­го­тов­лен­ным спи­скам, ко­то­рые вру­ча­лись по­гра­нич­ным на­ря­дам пе­ред вы­хо­дом под­раз­де­ле­ний на пон­тон­ный мост. Спи­ски лич­но­го со­ста­ва ВДВ пе­ре­да­ва­лись по­гра­нич­ным ор­га­нам на аэ­ро­дро­мах по­след­ней до­за­прав­ки са­мо­ле­тов. На ко­манд­но-наб­лю­да­тель­ном пунк­те в рай­оне мос­та на­хо­ди­лись ко­ман­дую­щий вой­ска­ми Тур­кВО ге­не­ра­л-пол­ков­ник Ю.П. Мак­си­мов, ко­ман­дую­щий 40-й А ге­не­рал-лей­те­нант Ту­ха­ри­нов Ю.В. и ге­не­ра­л-пол­ков­ник Ме­рим­ский В.А., воз­глав­ляв­шим опе­ра­тив­ную груп­пу Ми­ни­стер­ст­ва обо­ро­ны. Они на­блю­да­ли, как в ус­та­нов­лен­ное вре­мя 180-й мо­то­стрел­ко­вый полк на БМП, со­став­ляю­щий пе­ре­до­вой от­ряд 108-й гв. мсд, и пе­ре­до­вой эше­лон 103-й гв. вдд пе­ре­сек­ли го­су­дар­ст­вен­ную гра­ни­цу с Аф­га­ни­ста­ном на зем­ле и в воз­ду­хе. На КНП у ре­ки ге­не­ра­лы про­бы­ли до ут­ра, по­ка на ле­вый бе­рег не пе­ре­пра­ви­лась по­след­няя ко­лон­на. По­строе­ние по­ход­но­го по­ряд­ка 108-й гв. мсд на мар­ше вы­гля­де­ло сле­дую­щим об­ра­зом: раз­ве­дот­ряд - 781-й орб, го­лов­ная по­ход­ная за­ста­ва - 180-й мсп (мср и тв), от­ряд обес­пе­че­ния дви­же­ния - 271-й от­дель­ный ин­же­нер­но-са­пер­ный ба­таль­он, аван­гард - 1/180 мсп с адн пол­ка, 180-й мсп, пе­ре­до­вой ко­манд­ный пункт (ПКП) мсд, 234-й тан­ко­вый полк, от­дель­ный ре­ак­тив­ный ди­ви­зи­он, 177-й мсп, 1074-й ар­тил­ле­рий­ский полк, КП мсд, от­дель­ный ра­кет­ный ди­ви­зи­он, 1049-й зе­нап, 181-й мсп, отель­ный ба­таль­он хи­ми­че­ской за­щи­ты, ты­ло­вой пункт управ­ле­ния (ТПУ) и тыл мсд. Про­тя­жен­ность мар­ша для 108-й ди­ви­зии со­ста­ви­ла 510 км. Марш был со­вер­шен дву­мя пе­ре­хо­да­ми. Пер­вый - про­тя­жен­но­стью 300 км, из них 140 км - по рав­нин­ной ме­ст­но­сти, 160 км - по гор­ной. Вто­рой - про­тя­жен­но­стью 210 км по гор­ной ме­ст­но­сти. На пер­вый пе­ре­ход мар­ша бы­ло за­тра­че­но 25 час, в том чис­ле 4 час на боль­шой при­вал для до­за­прав­ки тех­ни­ки. Вто­рой пе­ре­ход мар­ша раз­ве­дот­ряд и пе­ре­до­вой от­ряд ди­ви­зии (мсп на БМП) пре­одо­ле­ли за 18 ча­сов, глав­ные си­лы ди­ви­зии - за 21 час. Марш со­вер­шал­ся сме­шан­ны­ми ко­лон­на­ми со сред­ней ско­ро­стью дви­же­ния: на рав­ни­не но­чью - 20 км/час, днем в го­рах - 15 км/час. Рас­ход го­рю­че­го от нор­мы на мар­ше со­ста­вил 2,9 за­прав­ки по бен­зи­ну, 3,0 - по диз­то­п­ли­ву. Ор­га­ни­за­ция пер­во­го пе­ре­хо­да мар­ша про­ис­хо­ди­ла в ис­ход­ном рай­оне, пер­вые за­да­чи до­во­ди­лись пу­тем от­да­чи бое­во­го при­ка­за. На ор­га­ни­за­цию 1-го пе­ре­хо­да бы­ло от­ве­де­но 20 ча­сов, на 2-й пе­ре­ход от­ве­де­но 18 ча­сов. За­да­чи до­во­ди­лись бое­вым рас­по­ря­же­ни­ем. Управ­ле­ние бы­ло с ПКП, ко­то­рый вы­дви­гал­ся за пе­ре­до­вым от­ря­дом. На­до от­ме­тить, что прак­ти­че­ски вновь сфор­ми­ро­ван­ная ди­ви­зия со­вер­ши­ла труд­ней­ший шес­ти­сот­ки­ло­мет­ро­вый марш по вы­со­ко­гор­но­му мар­шру­ту в зим­них ус­ло­ви­ях. Из-за мок­ро­го сне­га и на­сту­пив­ше­го мо­ро­за до­ро­га но­чью об­ле­де­не­ла, тех­ни­ка на подъ­е­мах бук­со­ва­ла, а на спус­ках не­ред­ко шла юзом. Очень кста­ти ока­за­лись пре­ду­смот­рен­ные за­ра­нее ме­ры пре­дос­то­рож­но­сти - от­ря­ды обес­пе­че­ния дви­же­ния с за­па­сом пес­ка, тя­га­ча­ми и до­рож­ной тех­ни­кой, де­ре­вян­ны­ми под­клад­ка­ми под ко­ле­са на ка­ж­дую ма­ши­ну, же­ст­ки­ми сцеп­ка­ми и т. п. Серь­ез­ным пре­пят­ст­ви­ем ока­зал­ся тон­нель на пе­ре­ва­ле Са­ланг про­тя­жен­но­стью 2700 мет­ров, рас­счи­тан­ный на про­хо­ж­де­ние оди­ноч­ных и не­боль­ших групп ма­шин с кар­бю­ра­тор­ны­ми дви­га­те­ля­ми, но не ди­зель­ной тех­ни­ки - БМП, тан­ков. При­шлось про­хо­дить че­рез тон­нель мел­ки­ми под­раз­де­ле­ния­ми с оп­ре­де­лен­ны­ми ин­тер­ва­ла­ми ме­ж­ду ни­ми. Все это су­ще­ст­вен­но по­влия­ло на сни­же­ние тем­па вы­дви­же­ния час­тей ди­ви­зии. И все же к на­зна­чен­но­му вре­ме­ни пе­ре­до­вой от­ряд ди­ви­зии - 180-й мсп был в Ка­бу­ле, ус­та­но­вив связь с час­тя­ми 103-й гв. вдд. С луч­шей сто­ро­ны по­ка­зал се­бя здесь ко­ман­дир 180-го мсп под­пол­ков­ник Ка­сы­мов Т. Е.

В хо­де мар­ша ди­ви­зия бое­вых дей­ст­вий не ве­ла. К ис­хо­ду 29.12.79 г. 108-я гв. мсд за­ня­ла обо­ро­ну в рай­оне сто­ли­цы Аф­га­ни­ста­на - г. Ка­бул. Ди­ви­зи­ей ко­ман­до­вал пол­ков­ник Ми­ро­нов Ва­ле­рий Ива­но­вич, толь­ко что на­зна­чен­ный на эту долж­ность. Фак­ти­че­ски Ми­ро­нов при­нял ди­ви­зию на мар­ше, в край­не слож­ных и же­ст­ких ус­ло­ви­ях. На­до че­ст­но при­знать, что толь­ко что от­мо­би­ли­зо­ван­ные час­ти 108-й г

Война в Сирии
Свежее видео Сирия
Война на Украине
Война в Южной Осетии
Война в Афганистане
Свежее видео Украина
От администрации
Статистика
» Личный состав
Всего: 6553
Новых за месяц: 135
Новых за неделю: 26
Новых вчера: 5
Новых сегодня: 4

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 12
Солдат: 12
Офицеров: 0

Кто нас сегодня посетил

При копировании материалов, активная ссылка на www.Soldati-Russian.ru обязательна!

«Солдаты РФ» © 2010-2017 Все права защищены