Понедельник, 20.11.2017, 03:19
Меню
Чеченская война
Интервью
Присоединяйся!
Рассказы участников Чечни
Армия России
Популярное на блоге


На­ря­ду с рас­смот­рен­ны­ми ра­нее ос­нов­ны­ми ме­ха­низ­ма­ми ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия, вы­пол­няю­щи­ми все опе­ра­ции, не­об­хо­ди­мые для ра­бо­ты ав­то­ма­ти­ки, и пре­до­хра­ни­тель­ны­ми ме­ха­низ­ма­ми, обес­пе­чи­ваю­щи­ми на­деж­ность и без­от­каз­ность ее дей­ст­вия, в стрел­ко­вом ору­жии ис­поль­зу­ет­ся боль­шое ко­ли­че­ст­во раз­лич­ных вспо­мо­га­тель­ных ме­ха­низ­мов и уст­ройств.

Ка­ж­дый вы­стрел со­про­во­ж­да­ет­ся от­да­чей ору­жия; его под­бро­сом; уда­ра­ми ав­то­ма­ти­че­ски дви­жу­щих­ся де­та­лей в зад­нем и пе­ред­нем по­ло­же­ни­ях, ко­то­рые от­ри­ца­тель­но ска­зы­ва­ют­ся на мет­ко­сти; воз­ник­но­ве­ни­ем пла­ме­ни за дуль­ным про­стран­ст­вом, об­ра­зую­ще­го­ся до­го­раю­щи­ми вы­ле­тев­ши­ми час­ти­ца­ми по­ро­ха, что де­ма­ски­ру­ет стрел­ка. Для пре­ду­пре­ж­де­ния это­го и ис­поль­зу­ют раз­но­об­раз­ные вспо­мо­га­тель­ные ме­ха­низ­мы и при­спо­соб­ле­ния, в том чис­ле: по­гло­ти­те­ли от­да­чи (бу­фер­ные уст­рой­ст­ва, амор­ти­за­то­ры) и дуль­ные га­зо­вые уст­рой­ст­ва (дуль­ные тор­мо­за, ком­пен­са­то­ры, пла­ме­га­си­те­ли, ло­ка­ли­за­то­ры, при­бо­ры бес­шум­но-бес­п­ла­мен­ной стрель­бы), уси­ли­те­ли от­да­чи, за­мед­ли­те­ли тем­па стрель­бы, при­спо­соб­ле­ния для уве­ли­че­ния тем­па стрель­бы, при­спо­соб­ле­ния для стрель­бы хо­ло­сты­ми па­тро­на­ми и т.п. Они слу­жат для пол­но­го или час­тич­но­го га­ше­ния не­же­ла­тель­ных эф­фек­тов, со­про­во­ж­даю­щих вы­стрел (от­да­чу, пла­мен­ность, зву­ко­вое воз­дей­ст­вие и др.). Дан­ные ме­ха­низ­мы не обя­за­тель­ны для ка­ж­до­го об­раз­ца ору­жия, но не­ред­ко име­ют боль­шое зна­че­ние.

Бу­фер­ные уст­рой­ст­ва

Для боль­шин­ст­ва об­раз­цов ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия в нор­маль­ных ус­ло­ви­ях ра­бо­ты ха­рак­те­рен удар под­виж­ной сис­те­мы ав­то­ма­ти­ки в край­нем зад­нем по­ло­же­нии. Осо­бен­но час­то из­бы­ток ки­не­ти­че­ской энер­гии под­виж­ных час­тей на­блю­да­ет­ся в круп­но­ка­ли­бер­ном ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии, прин­цип дей­ст­вия ав­то­ма­ти­ки ко­то­рых ос­но­ван на ис­поль­зо­ва­нии от­да­чи ство­ла. Боль­шой из­бы­ток ки­не­ти­че­ской энер­гии под­виж­ных час­тей в их край­них по­ло­же­ни­ях ве­дет к же­ст­ким уда­рам при ос­та­нов­ке или из­ме­не­нии на­прав­ле­ния дви­же­ния под­виж­ных час­тей, вы­зы­вая не­при­ят­ное ощу­ще­ние у стрел­ка при стрель­бе, а так­же уве­ли­чи­ва­ет рас­сеи­ва­ние вы­стре­лов и сни­же­ние жи­ву­че­сти ору­жия. Кро­ме то­го, при боль­шой ско­ро­сти от­ско­ка не обес­пе­чи­ва­ет­ся по­ста­нов­ка под­виж­ной сис­те­мы на бое­вой взвод.

Для ней­тра­ли­за­ции рез­ких уда­ров под­виж­ных де­та­лей ав­то­ма­ти­ки в зад­нем по­ло­же­нии не­об­хо­ди­мо по­гло­тить из­бы­ток ки­не­ти­че­ской энер­гии при их под­хо­де к зад­не­му по­ло­же­нию, тем са­мым смяг­чив удар. Это­го мож­но до­бить­ся дву­мя спо­со­ба­ми:

  • соз­да­ни­ем та­кой дли­ны пу­ти для дви­же­ния де­та­лей ав­то­ма­ти­ки, при ко­то­рой бу­дет пол­но­стью из­рас­хо­до­ва­на по­лу­чен­ная энер­гия от­да­чи;
  • ис­поль­зо­ва­ни­ем спе­ци­аль­ных уст­ройств - по­гло­ти­те­лей от­да­чи энер­гии уда­ра (бу­фе­ров).

Бу­фер­ные уст­рой­ст­ва в ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии при­ме­ня­ют­ся для смяг­че­ния уда­ров под­виж­ных час­тей ав­то­ма­ти­ки и для ак­ку­му­ли­ро­ва­ния ме­ха­ни­че­ской энер­гии, не­об­хо­ди­мой в даль­ней­шем для ра­бо­ты ав­то­ма­ти­ки и уве­ли­че­ния ско­ро­сти их воз­врат­но­го дви­же­ния.

В за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния кон­ст­рук­ции бу­фер­ных уст­ройств весь­ма раз­но­об­раз­ны. Ос­нов­ны­ми эле­мен­та­ми бу­фер­ных уст­ройств яв­ля­ют­ся бу­фер, уп­ру­гий эле­мент, кор­пус бу­фер­но­го уст­рой­ст­ва. В от­дель­ных кон­ст­рук­ци­ях не­ко­то­рые из этих эле­мен­тов от­сут­ст­ву­ют.

Ес­ли бу­фер­ные уст­рой­ст­ва ис­поль­зу­ют­ся толь­ко для смяг­че­ния уда­ров под­виж­ных час­тей, то они долж­ны пе­ре­да­вать на ко­роб, стволь­ную ко­роб­ку или дру­гое зве­но ору­жия воз­мож­но мень­шее уси­лие (при наи­мень­шем воз­вра­ще­нии ки­не­ти­че­ской энер­гии под­виж­ным час­тям по­сле уда­ра), с со­хра­не­ни­ем по­сто­ян­ст­ва ха­рак­те­ри­стик уп­ру­гих эле­мен­тов при дли­тель­ной стрель­бе (их ми­ни­маль­ной за­ви­си­мо­стью от си­лы тре­ния и тем­пе­ра­ту­ры на­гре­ва). Та­кие бу­фер­ные уст­рой­ст­ва в ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии мо­гут при­ме­нять­ся: для смяг­че­ния уда­ров под­виж­ных де­та­лей ав­то­ма­ти­ки в зад­нем край­нем по­ло­же­нии; для смяг­че­ния уда­ров под­виж­ных де­та­лей при по­ста­нов­ке на шеп­та­ло; для смяг­че­ния уда­ров за­тво­ра или бое­вой ли­чин­ки при при­сое­ди­не­нии к за­твор­ной ра­ме.

При этом в бу­фер­ных уст­рой­ст­вах, при­ме­няе­мых толь­ко для смяг­че­ния уда­ров под­виж­ных час­тей, по­гло­щен­ная ки­не­ти­че­ская энер­гия под­виж­ных час­тей пре­об­ра­зу­ет­ся не толь­ко в по­тен­ци­аль­ную энер­гию де­фор­ма­ции уп­ру­гих эле­мен­тов, но и в те­п­ло­вую энер­гию. В ка­че­ст­ве уп­ру­гих эле­мен­тов в та­ких бу­фер­ных уст­рой­ст­вах обыч­но ис­поль­зу­ют­ся наи­бо­лее про­стые про­клад­ки из ма­те­риа­ла, де­фор­ма­ция ко­то­ро­го со­пря­же­на с по­те­рей зна­чи­тель­но­го ко­ли­че­ст­ва ме­ха­ни­че­ской энер­гии (пла­ст­мас­со­вые, фиб­ро­вые, тек­сто­ли­то­вые, кау­чу­ко­вые и др.), а так­же пру­жин­ные бу­фе­ра (коль­це­вые или та­рель­ча­тые пру­жи­ны).

Кау­чу­ко­вые бу­фе­ра в ка­че­ст­ве по­гло­ти­те­ля от­да­чи бо­лее вы­год­ны. В за­ви­си­мо­сти от кон­ст­рук­ции и ка­че­ст­ва ма­те­риа­ла они по­гло­ща­ют от 25 до 65 % энер­гии под­виж­ной сис­те­мы. Од­на­ко их жи­ву­честь зна­чи­тель­но ни­же, чем у пру­жин­ных, по­это­му они не по­лу­чи­ли ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния. В пис­то­ле­те-пу­ле­ме­те Шпа­ги­на (ППШ) обр. 1941 го­да при­ме­нен фиб­ро­вый (тек­сто­ли­то­вый) бу­фер (амор­ти­за­тор). Он по­гло­ща­ет зна­чи­тель­ную часть энер­гии от­да­чи за­тво­ра и вме­сте с тем об­ла­да­ет дос­та­точ­но вы­со­кой жи­ву­че­стью, а так­же ис­клю­чи­тель­ной про­сто­той и на­деж­но­стью ра­бо­ты. 

Од­на­ко наи­бо­лее ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в со­вре­мен­ных об­раз­цах стрел­ко­во­го ору­жия по­лу­чи­ли пру­жин­ные бу­фе­ра, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся для смяг­че­ния уда­ров под­виж­ных де­та­лей в зад­нем по­ло­же­нии или для по­вы­ше­ния тем­па стрель­бы. При этом пру­жин­ный бу­фер дол­жен обес­пе­чить, по воз­мож­но­сти, без­удар­ный от­ход под­виж­ных де­та­лей в зад­нее по­ло­же­ние и ак­ку­му­ли­ро­вать энер­гию для воз­вра­ще­ния под­виж­ных де­та­лей в ис­ход­ное по­ло­же­ние. Для это­го час­то при­ме­ня­ют воз­врат­ные пру­жи­ны. Пру­жин­ный бу­фер, вы­сту­пая по­гло­ти­те­лем от­да­чи, прак­ти­че­ски пол­но­стью воз­вра­ща­ет энер­гию, по­гло­щае­мую пру­жи­ной, под­виж­ной сис­те­ме при ее дви­же­нии впе­ред, что вы­зы­ва­ет силь­ный тол­чок в пе­ред­нем по­ло­же­нии.

В то же вре­мя пру­жин­ные бу­фе­ра не впол­не ра­цио­наль­ны в ка­че­ст­ве по­гло­ти­те­лей от­да­чи. Сжи­ма­ясь под дей­ст­ви­ем под­виж­ной сис­те­мы, пру­жи­на бу­фе­ра по­гло­ща­ет ки­не­ти­че­скую энер­гию под­виж­ной сис­те­мы, а за­тем, при раз­жа­тии, воз­вра­ща­ет 75 - 80 % ки­не­ти­че­ской энер­гии под­виж­ным час­тям, что в не­ко­то­рых слу­ча­ях мо­жет не удов­ле­тво­рять предъ­яв­ляе­мым к бу­фер­ным уст­рой­ст­вам тре­бо­ва­ни­ям. Ско­рость от­ско­ка под­виж­ной сис­те­мы от пру­жин­но­го бу­фе­ра со­став­ля­ет 80-90 % от ско­ро­сти, с ко­то­рой сис­те­ма при­хо­дит в со­при­кос­но­ве­ние с бу­фе­ром. Это свой­ст­во пру­жин­но­го бу­фе­ра по­зво­ля­ет при­ме­нять его в ка­че­ст­ве ус­ко­ри­те­ля тем­па стрель­бы. Боль­шая ско­рость от­ско­ка со­кра­ща­ет вре­мя дви­же­ния под­виж­ной сис­те­мы впе­ред и умень­ша­ет про­дол­жи­тель­ность цик­ла ав­то­ма­ти­ки. Для умень­ше­ния вре­ме­ни ра­бо­ты бу­фе­ра при­ме­ня­ют­ся пру­жи­ны с боль­шой же­ст­ко­стью.

Боль­шее без­воз­врат­ное по­гло­ще­ние ме­ха­ни­че­ской энер­гии обес­пе­чи­ва­ют не­ко­то­рые спе­ци­аль­ные бу­фер­ные уст­рой­ст­ва. В ка­че­ст­ве при­ме­ра мож­но при­вес­ти бу­фер­ное уст­рой­ст­во, при­ме­нен­ное в руч­ном пу­ле­ме­те «Брау­нинг» М1928, где по­гло­щен­ная ки­не­ти­че­ская энер­гия пе­ре­хо­дит не столь­ко в по­тен­ци­аль­ную энер­гию уп­ру­гих де­фор­ма­ций, сколь­ко в дру­гой вид энер­гии, прак­ти­че­ски в те­п­ло­вую энер­гию, раз­ви­ваю­щую­ся при тре­нии. 

Зна­чи­тель­ное без­воз­врат­ное по­гло­ще­ние ме­ха­ни­че­ской энер­гии обес­пе­чи­ва­ют гид­рав­ли­че­ские (и пнев­ма­ти­че­ские) тор­мо­за, ко­то­рые так­же мо­гут ис­поль­зо­вать­ся в ка­че­ст­ве бу­фер­ных уст­ройств, пред­на­зна­чен­ных для смяг­че­ния уда­ров под­виж­ных час­тей. В этих тор­мо­зах ме­ха­ни­че­ская энер­гия по­гло­ща­ет­ся ра­бо­той тре­ния жид­ко­сти, про­дав­ли­вае­мой сквозь уз­кие от­вер­стия. На­при­мер, в аме­ри­кан­ском круп­но­ка­ли­бер­ном пу­ле­ме­те «Брау­нинг» М2, где в ка­че­ст­ве по­гло­ти­те­ля от­да­чи при­ме­нен гид­рав­ли­че­ский ком­прес­сор с пру­жин­ным на­кат­ни­ком. Од­на­ко бу­фер­ные уст­рой­ст­ва это­го ти­па не по­лу­чи­ли ши­ро­ко­го при­ме­не­ния в ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии из-за не­ста­биль­но­сти их ра­бо­ты по­сле на­гре­ва­ния жид­ко­сти при дли­тель­ной стрель­бе, а так­же из-за слож­но­сти их уст­рой­ст­ва и свя­зан­ных с этим экс­плуа­та­ци­он­ных труд­но­стей. Гид­рав­ли­че­ские тор­мо­за ис­поль­зу­ют­ся в не­ко­то­рых слу­ча­ях в ка­че­ст­ве тор­мо­зов на­ка­та и от­ка­та под­виж­ных час­тей круп­но­ка­ли­бер­но­го ору­жия; их уст­рой­ст­во и дей­ст­вие та­кое же, как и гид­рав­ли­че­ских бу­фер­ных уст­ройств.

Дуль­ные га­зо­вые уст­рой­ст­ва

Дру­гим ви­дом по­гло­ти­те­лей от­да­чи яв­ля­ют­ся час­то ис­поль­зуе­мые в ав­то­ма­ти­че­ском стрел­ко­вом ору­жии дуль­ные га­зо­вые уст­рой­ст­ва, вы­пол­няю­щие те или иные функ­ции по умень­ше­нию влия­ния на стрел­ка (рас­чет) или на сис­те­му - но­си­те­ля энер­гии (им­пуль­са) от­да­чи ство­ла или все­го ору­жия за счет от­во­да час­ти по­ро­хо­вых га­зов в бо­ко­вом на­прав­ле­нии и умень­ше­ния его рас­хо­да в осе­вом на­прав­ле­нии. В от­ли­чие от бо­ко­вых и ка­мер­ных уст­ройств дей­ст­вие дуль­ных га­зо­вых уст­ройств ос­но­ва­но на из­ме­не­нии дви­же­ния по­ро­хо­вых га­зов, ис­те­каю­щих из ка­на­ла ство­ла в пе­ри­од по­сле­дей­ст­вия в на­прав­ле­нии, об­рат­ном от­да­че.

Дуль­ные тор­мо­за ис­поль­зу­ют энер­гию не­ко­то­рой час­ти по­ро­хо­вых га­зов, вы­хо­дя­щих из ка­на­ла ство­ла вслед за пу­лей. По­это­му дуль­ные га­зо­вые уст­рой­ст­ва бо­лее вы­год­ны в энер­ге­ти­че­ском от­но­ше­нии, они не ухуд­ша­ют бал­ли­сти­ку, кро­ме то­го, они про­сты по уст­рой­ст­ву и от­ли­ча­ют­ся вы­со­кой на­деж­но­стью. Эф­фек­тив­ность дей­ст­вия дуль­ных тор­мо­зов, ис­поль­зуе­мых в стрел­ко­вом ору­жии, су­ще­ст­вен­но за­ви­сит от ко­ли­че­ст­ва, ско­ро­сти и на­прав­ле­ния дви­же­ния от­ве­ден­ных на­зад по­ро­хо­вых га­зов. Дуль­ные тор­мо­за по­гло­ща­ют от 25 до 60-70% энер­гии сво­бод­ной от­да­чи. По­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти дуль­ных тор­мо­зов обыч­но вы­зы­ва­ет силь­ное дей­ст­вие по­ро­хо­вых га­зов на стрел­ка или ус­та­нов­ку (за­труд­няя при­це­ли­ва­ние и стрель­бу) и на грунт (про­из­во­дя де­ма­ски­ров­ку в ре­зуль­та­те об­ра­зо­ва­ния пы­ли, под­ни­мае­мой по­ро­хо­вы­ми га­за­ми). За счет ис­поль­зо­ва­ния дуль­ных га­зо­вых уст­ройств мож­но су­ще­ст­вен­но умень­шить энер­гию от­да­чи все­го ору­жия или под­виж­ных час­тей ав­то­ма­ти­ки, сни­зить пла­мен­ность вы­стре­ла и зву­ко­вое воз­дей­ст­вие, а так­же ис­клю­чить об­рат­ное пла­мя, по­вы­сить куч­ность стрель­бы из ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия и так да­лее. При этом час­то раз­лич­ные функ­цио­наль­ные на­зна­че­ния со­вме­ща­ют­ся в од­ном дуль­ном уст­рой­ст­ве. Все это вме­сте взя­тое де­ла­ет их наи­бо­лее вы­год­ным ти­пом по­гло­ти­те­лей от­да­чи. Од­на­ко они не­при­ме­ни­мы, на­при­мер, в тех слу­ча­ях, ко­гда тре­бу­ет­ся по­гло­тить из­лиш­нюю энер­гию за­тво­ра, а по­зво­ля­ют по­гло­тить энер­гию ство­ла (при под­виж­ном ство­ле) или тол­чок всей сис­те­мы (при не­под­виж­ном ство­ле).

По ха­рак­те­ру воз­дей­ст­вия дуль­но­го тор­мо­за на ору­жие мож­но вы­де­лить три груп­пы дуль­ных тор­мо­зов:

  • дуль­ные тор­мо­за осе­во­го дей­ст­вия, обес­пе­чи­ваю­щие умень­ше­ние энер­гии от­да­чи ору­жия или ство­ла толь­ко в про­доль­ном на­прав­ле­нии;
  • дуль­ные тор­мо­за по­пе­реч­но­го дей­ст­вия, обес­пе­чи­ваю­щие воз­дей­ст­вие по­пе­реч­ной си­лы, ко­то­рая на­прав­ле­на пер­пен­ди­ку­ляр­но оси ка­на­ла ство­ла. По­доб­ные дуль­ные тор­мо­за час­то на­зы­ва­ют ком­пен­са­то­ра­ми, они обыч­но при­ме­ня­ют­ся в об­раз­цах руч­но­го ору­жия, в ко­то­рых воз­ни­ка­ет оп­ро­ки­ды­ваю­щий мо­мент, от­кло­няю­щий ось ка­на­ла ство­ла в бо­ко­вом на­прав­ле­нии.
  • дуль­ные тор­мо­за ком­би­ни­ро­ван­но­го дей­ст­вия, обес­пе­чи­ваю­щие как умень­ше­ние си­лы от­да­чи в про­доль­ном на­прав­ле­нии, так и соз­да­ние по­пе­реч­ной си­лы, ком­пен­си­рую­щей оп­ро­ки­ды­ваю­щий мо­мент ору­жия. Эти дуль­ные тор­мо­за на­зы­ва­ют­ся тор­мо­за­ми-ком­пен­са­то­ра­ми. В со­вре­мен­ном стрел­ко­вом ору­жии они по­лу­чи­ли пре­иму­ще­ст­вен­ное при­ме­не­ние.

По прин­ци­пу дей­ст­вия дуль­ные тор­мо­за де­лят­ся на тор­мо­за ак­тив­но­го дей­ст­вия; ре­ак­тив­но­го дей­ст­вия; ак­тив­но-ре­ак­тив­но­го дей­ст­вия.

Тор­мо­за ак­тив­но­го дей­ст­вия ис­поль­зу­ют удар га­зо­вой струи, вы­хо­дя­щей из ка­на­ла ство­ла по по­верх­но­сти, ко­то­рая за­кре­п­ле­на на ство­ле. Этот удар да­ет им­пульс си­лы, на­прав­лен­ный про­тив дей­ст­вия от­да­чи, чем дос­ти­га­ет­ся умень­ше­ние энер­гии от­да­чи всей сис­те­мы.

В ав­то­ма­ти­че­ском стрел­ко­вом ору­жии наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние сре­ди дуль­ных га­зо­вых уст­ройств по­лу­чи­ли дуль­ные тор­мо­за ре­ак­тив­но­го ти­па, ос­но­ван­ные на ис­поль­зо­ва­нии ре­ак­ции ис­те­че­ния по­ро­хо­вых га­зов. Они пред­на­зна­ча­ют­ся для умень­ше­ния энер­гии от­да­чи ство­ла или все­го ору­жия за счет сим­мет­рич­но­го от­во­да час­ти по­ро­хо­вых га­зов в на­прав­ле­нии от­да­чи. При вы­ле­те пу­ли из ка­на­ла ство­ла часть по­ро­хо­вых га­зов по спе­ци­аль­ным ка­на­лам в дуль­ном тор­мо­зе от­во­дит­ся на­зад. При этом под дей­ст­ви­ем ре­ак­ции ис­те­че­ния га­зов ору­жие по­лу­ча­ет тол­чок впе­ред, и его энер­гия от­да­чи умень­ша­ет­ся. Чем боль­шее ко­ли­че­ст­во га­зов бу­дет от­ве­де­но на­зад и чем вы­ше их ско­рость, тем эф­фек­тив­нее дей­ст­вие тор­мо­за.

В дуль­ных тор­мо­зах ак­тив­но-ре­ак­тив­но­го дей­ст­вия оба прин­ци­па со­еди­ня­ют­ся. В них про­ис­хо­дит удар га­зо­вой струи в на­прав­ле­нии впе­ред (ак­тив­ное дей­ст­вие) и от­бра­сы­ва­ние струи на­зад (ре­ак­тив­ное дей­ст­вие), на­при­мер в са­мо­за­ряд­ной вин­тов­ке То­ка­ре­ва СВТ-40 обр. 1940 го­да. Фор­ма и на­прав­ле­ние окон в этом тор­мо­зе та­ко­вы, что про­ис­хо­дит удар га­зов по пе­ред­ним стен­кам окон, а за­тем вы­бра­сы­ва­ние га­зов из окон под не­ко­то­рым уг­лом на­зад.

В на­стоя­щее вре­мя дуль­ные тор­мо­за на­шли ши­ро­кое при­ме­не­ние в стрел­ко­вом ору­жии, где уда­ет­ся дос­тичь не­об­хо­ди­мо­го сни­же­ния энер­гии от­да­чи толь­ко за счет дуль­но­го тор­мо­за. Од­на из при­чин ши­ро­ко­го ис­поль­зо­ва­ния дуль­ных тор­мо­зов - их про­сто­та, со­че­таю­щая­ся с вы­со­кой эф­фек­тив­но­стью дей­ст­вия. В со­вре­мен­ном ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии дуль­ны­ми тор­мо­за­ми ос­на­ща­ют­ся ма­ло­ка­ли­бер­ные пуш­ки и круп­но­ка­ли­бер­ные пу­ле­ме­ты с це­лью умень­ше­ния дей­ст­вие от­да­чи на ста­нок, а так­же штур­мо­вые и са­мо­за­ряд­ные вин­тов­ки, ав­то­ма­ты, пис­то­ле­ты-пу­ле­ме­ты, про­ти­во­тан­ко­вые ру­жья, имею­щие мощ­ные па­тро­ны, сле­до­ва­тель­но, и уве­ли­чен­ные им­пуль­сы от­да­чи с це­лью умень­ше­ния дей­ст­вия от­да­чи на стрел­ка.

Дуль­ные тор­мо­за клас­си­фи­ци­ру­ют по кон­ст­рук­тив­ным при­зна­кам, су­ще­ст­вен­но влияю­щим на их эф­фек­тив­ность, глав­ны­ми из ко­то­рых яв­ля­ют­ся: на­ли­чие или от­сут­ст­вие диа­фраг­мы (пе­ред­ней стен­ки); чис­ло ка­мер; чис­ло ря­дов бо­ко­вых от­вер­стий; фор­ма бо­ко­вых от­вер­стий.

Тор­мо­за, в ко­то­рых от­сут­ст­ву­ют диа­фраг­мы и пе­ред­няя стен­ка, на­зы­ва­ют бес­ка­мер­ны­ми. Дуль­ный тор­моз с диа­фраг­мой обес­пе­чи­ва­ет боль­шую эф­фек­тив­ность по срав­не­нию с бес­ка­мер­ным, т.е. не имею­щим диа­фраг­мы, так как соз­да­ет­ся до­пол­ни­тель­ное тя­ну­щее уси­лие в на­прав­ле­нии, про­ти­во­по­лож­ном от­ка­ту, за счет уда­ра ис­те­каю­ще­го га­за о диа­фраг­му. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние в ору­жии по­лу­чи­ли од­но- и двух­ка­мер­ные дуль­ные тор­мо­за, так как при даль­ней­шем уве­ли­че­нии чис­ла ка­мер эф­фек­тив­ность тор­мо­за по­вы­ша­ет­ся не­зна­чи­тель­но (не бо­лее 10%), а га­ба­ри­ты и мас­са рас­тут. Фор­ма бо­ко­вых от­вер­стий мо­жет быть раз­лич­ной: квад­рат­ные или пря­мо­уголь­ные ок­на, по­пе­реч­ные или про­доль­ные ще­ли, круг­лые от­вер­стия; в этом слу­чае тор­мо­за на­зы­ва­ют­ся со­от­вет­ст­вен­но - еди­ны­ми, ще­ле­вы­ми или сет­ча­ты­ми. В пре­де­лах ка­ж­дой ка­ме­ры от­вер­стия мо­гут рас­по­ла­гать­ся в один или не­сколь­ко ря­дов как по дли­не, так и по пе­ри­мет­ру тор­мо­за - в тор­мо­зах од­но­ряд­ных и мно­го­ряд­ных. В стрел­ко­вом ору­жии при­ме­ня­ют­ся ка­мер­ные окон­ные тор­мо­за с од­но­ряд­ным рас­по­ло­же­ни­ем окон.

В от­дель­ную груп­пу мож­но вы­де­лить так на­зы­вае­мые тор­мо­за стволь­но­го ти­па, ко­то­рые мо­гут быть вы­пол­не­ны как в ви­де от­дель­но­го на­сад­ка, так и за­од­но со ство­лом. Ес­ли диа­метр по­лос­ти тор­мо­за ра­вен ка­либ­ру ство­ла, та­кой тор­моз на­зы­ва­ет­ся ка­ли­бер­ным. По­доб­ные стволь­ные тор­мо­за яв­ля­ют­ся бес­ка­мер­ны­ми мно­го­ряд­ны­ми. Чис­ло ря­дов бо­ко­вых ка­на­лов (по­пе­реч­ных ще­лей или круг­лых от­вер­стий) мо­жет дос­ти­гать 20. Та­кой тор­моз име­ет зна­чи­тель­ную дли­ну (до 10 ка­либ­ров) и не­сколь­ко слож­нее в из­го­тов­ле­нии, чем ка­мер­ный. Од­на­ко в ря­де слу­ча­ев дуль­ный тор­моз стволь­но­го ти­па мо­жет быть пред­поч­ти­тель­нее ка­мер­но­го, по­сколь­ку ско­рость сна­ря­да (пу­ли), про­хо­дя­ще­го по та­ко­му тор­мо­зу, уве­ли­чи­ва­ет­ся (до 2%). К то­му же стволь­ный тор­моз не влия­ет на на­чаль­ные ус­ло­вия дви­же­ния сна­ря­да (пу­ли) по тра­ек­то­рии и по­то­му не ухуд­ша­ет куч­ность стрель­бы.

На­ря­ду с дуль­ны­ми тор­мо­за­ми в ав­то­ма­ти­че­ском стрел­ко­вом ору­жии ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся ком­пен­са­то­ры - уст­рой­ст­ва, пред­на­зна­чен­ные для не­сим­мет­рич­но­го от­во­да по­ро­хо­во­го га­за в сто­ро­ны от оси ка­на­ла ство­ла с це­лью ста­би­ли­за­ции по­ло­же­ния ору­жия при стрель­бе. Ра­бо­та­ют ком­пен­са­то­ры за счет воз­дей­ст­вия по­ро­хо­вых га­зов, ис­те­каю­щих из ка­на­ла ство­ла, в на­прав­ле­нии, об­рат­ном дей­ст­вию оп­ро­ки­ды­ваю­ще­го мо­мен­та. Ти­пич­ные ком­пен­са­то­ры име­ют вид ко­со сре­зан­ных ци­лин­д­ри­че­ских и ко­ни­че­ских на­сад­ков и мо­гут ста­би­ли­зи­ро­вать ору­жие в од­ной или двух плос­ко­стях. При­ме­ром яв­ля­ет­ся га­зо­вый ком­пен­са­тор ав­то­ма­та Ка­лаш­ни­ко­ва (АКМ), ста­би­ли­зи­рую­щий ав­то­мат в двух плос­ко­стях. Из­вест­ны кон­ст­рук­ции ком­пен­са­то­ров, в ко­то­рых ста­би­ли­зи­рую­щий эф­фект соз­да­ет­ся при от­во­де га­зов че­рез не­сим­мет­рич­но рас­по­ло­жен­ные по пе­ри­мет­ру ка­ме­ры ок­на. Сле­до­ва­тель­но, в этом слу­чае ком­пен­са­то­ром яв­ля­ет­ся дуль­ный тор­моз с не­сим­мет­рич­ным от­во­дом по­ро­хо­вых га­зов.

Ло­ка­ли­за­то­ры (по внеш­не­му ви­ду очень по­хо­жи на дуль­ные тор­мо­за) ус­та­нав­ли­ва­ют­ся на дуль­ной час­ти ство­лов ма­ло­ка­ли­бер­ных авиа­ци­он­ных пу­шек и пред­на­зна­ча­ют­ся для от­во­да по­ро­хо­вых га­зов, вы­те­каю­щих из ка­на­ла ство­ла, в сто­ро­ну зо­ны, безо­пас­ной для ра­бо­ты дви­га­те­ля са­мо­ле­та. Не­об­хо­ди­мость ус­та­нов­ки ло­ка­ли­за­то­ров вы­зва­на тем, что при стрель­бе из авиа­ци­он­ных пу­шек, дуль­ные час­ти ко­то­рых рас­по­ло­же­ны вбли­зи воз­ду­хо­за­бор­ни­ков, вслед­ст­вие по­па­да­ния в них ис­те­каю­щей по­ро­хо­вой струи воз­ни­ка­ет опас­ность не­нор­маль­ной и не­ста­биль­ной ра­бо­ты дви­га­те­ля. Ло­ка­ли­за­то­ры авиа­ци­он­ных пу­шек обес­пе­чи­ва­ют от­вод боль­шой час­ти по­ро­хо­вых га­зов в сто­ро­ны че­рез бо­ко­вые ок­на.

При внеш­нем сход­ст­ве глав­ное от­ли­чие ло­ка­ли­за­то­ра от дуль­но­го тор­мо­за со­сто­ит в его на­зна­че­нии: обес­пе­че­ние от­во­да мак­си­маль­но­го ко­ли­че­ст­ва по­ро­хо­вых га­зов в сто­ро­ны при мень­шем, чем обыч­но у тор­мо­зов, из­ме­не­нии им­пуль­са от­да­чи. Ло­ка­ли­за­то­ры име­ют ка­ме­ру уве­ли­чен­ной дли­ны с мно­го­ряд­ным рас­по­ло­же­ни­ем бо­ко­вых окон.

В стрел­ко­вом ору­жии на­шли са­мое ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние и пла­ме­га­си­те­ли - дуль­ные га­зо­вые уст­рой­ст­ва, слу­жа­щие для умень­ше­ния де­ма­ски­рую­ще­го дей­ст­вия пла­ме­ни. По кон­ст­рук­ции су­ще­ст­вую­щие пла­ме­га­си­те­ли мож­но раз­де­лить на пла­ме­га­си­те­ли с ко­ни­че­ским рас­тру­бом и со сплош­ны­ми стен­ка­ми или имею­щие от­вер­стие для по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти; с ци­лин­д­ри­че­ским рас­тру­бом, ще­ле­вые. Боль­шин­ст­во со­вре­мен­ных об­раз­цов ору­жия, не имею­щих дуль­ных тор­мо­зов или на­дуль­ни­ков, ком­плек­ту­ют­ся пла­ме­га­си­те­ля­ми.

Наи­бо­лее эф­фек­тив­ны­ми про­яви­ли се­бя ще­ле­вые пла­ме­га­си­те­ли, в ко­то­рых обес­пе­чи­ва­ет­ся ин­тен­сив­ное до­го­ра­ние по­ро­хо­вых час­тиц и ох­ла­ж­де­ние га­зов вслед­ст­вие боль­шой пло­ща­ди по­верх­но­сти кон­так­та га­зо­вой струи с воз­ду­хом в пре­де­лах ка­мо­ры пла­ме­га­си­те­ля. Ще­ле­вые пла­ме­га­си­те­ли яв­ля­ют­ся уст­рой­ст­ва­ми рас­пы­ли­тель­но­го дей­ст­вия, ра­бо­та их ос­но­ва­на на рас­чле­не­нии струи по­ро­хо­во­го га­за на ряд мел­ких со­став­ляю­щих, на­прав­лен­ных пер­пен­ди­ку­ляр­но оси ка­на­ла ство­ла.

При не­сим­мет­рич­ном от­во­де га­зов че­рез бо­ко­вые ще­ли ще­ле­во­го пла­ме­га­си­те­ля та­кое уст­рой­ст­во ра­бо­та­ет в ка­че­ст­ве ком­пен­са­то­ра. Воз­мож­но ис­поль­зо­ва­ние пла­ме­га­си­те­лей, в кон­ст­рук­ци­ях ко­то­рых объ­е­ди­не­ны оба рас­смот­рен­ных спо­со­ба сни­же­ния пла­мен­но­сти вы­стре­ла. Газ рас­ши­ря­ет­ся в ко­ни­че­ском рас­тру­бе и до­пол­ни­тель­но ох­ла­ж­да­ет­ся за счет "рас­пы­ле­ния" че­рез уз­кие ще­ли. Этот при­ем ис­поль­зо­ван для сни­же­ния пла­мен­но­сти вы­стре­ла штур­мо­вой вин­тов­ки М16А1. Как и боль­шин­ст­во га­зо­вых уст­ройств со­вре­мен­но­го стрел­ко­во­го ору­жия, дуль­ное га­зо­вое уст­рой­ст­во вин­тов­ки М16А1 при­спо­соб­ле­но для стрель­бы на­стволь­ны­ми вин­то­воч­ны­ми гра­на­та­ми. С этой це­лью оно вы­пол­не­но в ви­де порш­ня с ла­би­ринт­ны­ми уп­лот­не­ния­ми, на ко­то­рый на­де­ва­ет­ся пе­ред вы­стре­лом гра­на­та. Муш­ка в этом слу­чае от­не­се­на не­сколь­ко на­зад. Та­кая кон­ст­рук­ция по­зво­ли­ла от­ка­зать­ся от спе­ци­аль­ных при­спо­соб­ле­ний к ору­жию, пред­на­зна­чен­ных для ме­та­ния вин­то­воч­ных гра­нат хо­ло­сты­ми па­тро­на­ми, и тем са­мым уве­ли­чи­ла ма­нев­рен­ность ору­жия, со­кра­тив вре­мя для пе­ре­во­да вин­тов­ки в го­тов­ность для стрель­бы гра­на­той.

Надульники. При­ме­ня­ют­ся для уве­ли­че­ния энер­гии от­да­чи под­виж­ных час­тей ав­то­ма­ти­ки, прин­цип дей­ст­вия ко­то­рой ос­но­ван на ис­поль­зо­ва­нии от­да­чи ство­ла. При на­ли­чии на­дуль­ни­ков сво­бод­ный вы­ход по­ро­хо­вых га­зов в пе­ри­од по­сле­дей­ст­вия ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся, в ре­зуль­та­те че­го не­сколь­ко уве­ли­чи­ва­ет­ся вре­мя ис­те­че­ния по­ро­хо­вых га­зов из ство­ла и дей­ст­вие дав­ле­ния по­ро­хо­вых га­зов на дуль­ный срез ство­ла ис­поль­зу­ет­ся для ра­бо­ты ав­то­ма­ти­ки. Для это­го дуль­ная часть ство­ла вы­пол­ня­ет­ся утол­щен­ной за счет уве­ли­че­ния диа­мет­ра са­мо­го ство­ла или за счет мон­та­жа спе­ци­аль­ной втул­ки. На­дуль­ни­ки при­ме­ня­ют­ся в стрел­ко­вом ору­жии ма­лых ка­либ­ров. С уве­ли­че­ни­ем ка­либ­ра ору­жия от­но­си­тель­но мас­сы под­виж­ных час­тей, как пра­ви­ло, уве­ли­чи­ва­ет­ся мас­са пу­ли (сна­ря­да), в ре­зуль­та­те че­го не­об­хо­ди­мость в уси­ле­нии от­да­чи под­виж­ных час­тей при по­мо­щи на­дуль­ни­ков от­па­да­ет.

Усилители отдачи. Ра­нее рас­смат­ри­ва­лись при­спо­соб­ле­ния, по­зво­ляю­щие умень­шить от­да­чу в ору­жии. Ино­гда же тре­бу­ет­ся, на­обо­рот, уси­лить от­да­чу. Уве­ли­че­ние энер­гии от­да­чи под­виж­ной сис­те­мы час­то бы­ва­ет не­об­хо­ди­мо в об­раз­цах ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия с от­да­чей ство­ла, так как без это­го энер­гия под­виж­ной сис­те­мы ока­зы­ва­ет­ся не­дос­та­точ­ной для про­из­вод­ст­ва пе­ре­за­ря­жа­ния. Уси­ле­ние от­да­чи под­виж­ной сис­те­мы при­ме­ня­ет­ся так­же для уве­ли­че­ния тем­па стрель­бы. Уси­ли­те­ли от­да­чи кон­ст­руи­ру­ют­ся в ви­де на­дуль­ни­ков (на­при­мер, в стан­ко­вом пу­ле­ме­те Мак­сим обр. 1910 го­да), в ко­то­рых про­ис­хо­дит за­мед­ле­ние вы­хо­да по­ро­хо­вых га­зов и ис­поль­зо­ва­ние дав­ле­ния этих га­зов на дуль­ный срез ство­ла. При этом дуль­ная часть ство­ла обыч­но де­ла­ет­ся утол­щен­ной или на нее на­вин­чи­ва­ет­ся спе­ци­аль­ная муф­та. То и дру­гое де­ла­ет­ся с це­лью уве­ли­че­ния пло­ща­ди ра­бо­чей по­верх­но­сти, на ко­то­рую воз­дей­ст­ву­ют по­ро­хо­вые га­зы.

Сле­ду­ет иметь в ви­ду, что уси­ли­тель от­да­чи уве­ли­чи­ва­ет от­да­чу под­виж­ной сис­те­мы и од­но­вре­мен­но слу­жит дуль­ным тор­мо­зом для ко­жу­ха и ко­ро­ба.

Приспособления для стрельбы холостыми патронами. Они так­же яв­ля­ют­ся, по су­ще­ст­ву, уси­ли­те­ля­ми от­да­чи под­виж­ной сис­те­мы, так как при стрель­бе хо­ло­сты­ми па­тро­на­ми от­да­ча не­зна­чи­тель­на и не в со­стоя­нии обес­пе­чить ра­бо­ту всех ме­ха­низ­мов ав­то­ма­ти­ки. Эти при­спо­соб­ле­ния про­сты по уст­рой­ст­ву и удоб­ны в экс­плуа­та­ции.

На­при­мер, диа­метр от­вер­стия во втул­ке для стан­ко­во­го пу­ле­ме­та Мак­сим обр. 1910 г. ра­вен 5,25 мм; диа­метр втул­ки руч­но­го пу­ле­ме­та Дег­тя­ре­ва ДП - 4 мм. Втул­ка для стрель­бы хо­ло­сты­ми па­тро­на­ми для стан­ко­во­го пу­ле­ме­та обр. 1910 го­да ввин­чи­ва­ет­ся в на­дуль­ник пу­ле­ме­та вме­сто втул­ки для стрель­бы бое­вы­ми па­тро­на­ми. Втул­ка для руч­но­го пу­ле­ме­та ДП на­вин­чи­ва­ет­ся на дуль­ную часть ство­ла вме­сто пла­ме­га­си­те­ля. При этом га­зо­вый ре­гу­ля­тор ста­вит­ся на наи­боль­шее от­вер­стие. По­доб­ная втул­ка с диа­мет­ром от­вер­стия 3,5 мм при­ме­ня­ет­ся для стан­ко­во­го пу­ле­ме­та сис­те­мы Го­рю­но­ва (СГ) обр. 1943 го­да. А для стрель­бы хо­ло­сты­ми па­тро­на­ми из ав­то­ма­тов Ка­лаш­ни­ко­ва АК-74 ис­поль­зу­ет­ся спе­ци­аль­ная втул­ка для хо­ло­стой стрель­бы, обес­пе­чи­ваю­щая соз­да­ние дав­ле­ния по­ро­хо­вых га­зов, не­об­хо­ди­мо­го для ра­бо­ты ав­то­ма­ти­ки ору­жия и из­мель­че­ния ими­та­то­ра пу­ли. Пла­ст­мас­со­вый ими­та­тор пу­ли 5,45-мм хо­ло­сто­го па­тро­на под на­по­ром по­ро­хо­вых га­зов раз­ру­ша­ет­ся со сго­ра­ни­ем об­ра­зо­вав­ших­ся час­тиц. При не­боль­шом диа­мет­ре ка­на­ла втул­ки вре­мя ис­те­че­ния га­зов за­мед­лен­но дей­ст­ву­ет на га­зо­вый пор­шень за­твор­ной ра­мы, де­лая, та­ким об­ра­зом, воз­мож­ным функ­цио­ни­ро­ва­ние ав­то­ма­ти­ки.

Приборы бесшумно-беспламенной стрельбы. Зву­ко­вой эф­фект, со­про­во­ж­даю­щий вы­стрел, час­то пред­став­ля­ет яв­ле­ние край­не не­же­ла­тель­ное, так как де­ма­ски­ру­ет по­ло­же­ние ору­жия. Звук вы­стре­ла об­ра­зу­ет­ся по­ро­хо­вы­ми га­за­ми, про­ры&

Война в Сирии
Свежее видео Сирия
Война на Украине
Война в Южной Осетии
Война в Афганистане
Свежее видео Украина
От администрации
Статистика
» Личный состав
Всего: 6536
Новых за месяц: 137
Новых за неделю: 39
Новых вчера: 4
Новых сегодня: 2

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 4
Солдат: 2
Офицеров: 2
Andreyikl, Igorkl
Кто нас сегодня посетил

При копировании материалов, активная ссылка на www.Soldati-Russian.ru обязательна!

«Солдаты РФ» © 2010-2017 Все права защищены