Суббота, 25.11.2017, 14:20
Меню
Чеченская война
Интервью
Присоединяйся!
Рассказы участников Чечни
Армия России
Популярное на блоге



Од­ним из спо­со­бов по­вы­ше­ния мо­биль­но­сти спе­ци­аль­ных под­раз­де­ле­ний в ты­лу про­тив­ни­ка яв­ля­ет­ся при­ме­не­ние мо­то­цик­лов (двух­ко­лес­ных, трех­ко­лес­ных, в том чис­ле и обо­ру­до­ван­ных ко­ля­ской), ко­то­рые спо­соб­ны с вы­со­кой ско­ро­стью пе­ре­дви­гать­ся не толь­ко по шос­се, но и по пе­ре­се­чен­ной и пус­тын­ной ме­ст­но­сти. Лег­кие, но мощ­ные со­вре­мен­ные «бай­ки» не толь­ко спо­соб­ны пе­ре­мес­тить груп­пу спец­на­за на боль­шие рас­стоя­ния, но и по­вы­ша­ют ее ог­не­вую мощь, по­сколь­ку мо­гут пе­ре­во­зить гро­мозд­кое воо­ру­же­ние (ми­но­ме­ты, без­от­кат­ные ору­дия, ПТУР, ПЗРК), а так­же зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ст­во бо­е­при­па­сов.

Та­кие ма­ши­ны мож­но лег­ко сбро­сить с са­мо­ле­та в за­дан­ный рай­он на па­ра­шю­те в спе­ци­аль­ном кон­тей­не­ре или на плат­фор­ме, ко­то­рые га­ран­ти­ру­ют их безо­пас­ное при­зем­ле­ние. Од­на­ко го­раз­до бо­лее ре­зуль­та­тив­ным спо­со­бом яв­ля­ет­ся де­сан­ти­ро­ва­ние мо­то­тех­ни­ки в ты­лу про­тив­ни­ка на гру­зо­вом вер­то­ле­те вме­сте с «се­до­ка­ми». При этом дос­ти­га­ет­ся прак­ти­че­ски мгно­вен­ная го­тов­ность «мо­то­спец­на­за» к всту­п­ле­нию в бой или на­ча­лу его вы­дви­же­ния в за­дан­ный рай­он. Так, на со­сто­яв­ших­ся не­сколь­ко лет на­зад во­ен­ных уче­ни­ях тай­вань­ской ар­мии, жур­на­ли­стам был с ус­пе­хом про­де­мон­ст­ри­ро­ван чрез­вы­чай­но эф­фект­ный вы­езд элит­но­го спец­на­за на спе­ци­аль­ных двух­ко­лес­ных мо­то­цик­лах пря­мо из гру­зо­во­го от­се­ка двух­вин­то­во­го вер­то­ле­та СН-46 «Чи­нук».

Не­мно­го ис­то­рии

Важ­ность при­ме­не­ния мо­то­цик­ла на вой­не по­ня­ли дав­но. Лег­кие ма­ши­ны, ко­то­рым хва­та­ло для про­ез­да узень­кой лес­ной или гор­ной тро­пы, су­ще­ст­вен­но по­вы­ша­ли мо­биль­ность войск. Так, в хо­де Вто­рой ми­ро­вой вой­ны гер­ман­ский вер­махт имел на воо­ру­же­нии ты­ся­чи «же­лез­ных ко­ней»: от тя­жё­лых - «Цюн­дап­пов» KS-750 и БМВ R-71 до лёг­ких - «Юнио­ров» S-125 и ДКВ RT-125. Нем­цы при втор­же­нии в СССР ис­поль­зо­ва­ли не толь­ко мо­то­цик­лы соб­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва, но и при­об­ре­тён­ные или за­хва­чен­ные в дру­гих стра­нах - Ав­ст­рии, Гол­лан­дии, Че­хии. Вплоть до осе­ни 1941 го­да от­зы­вы не­мец­ких ге­не­ра­лов о при­ме­не­нии мо­то­цик­лов в вос­точ­ной кам­па­нии бы­ли вос­тор­жен­ны­ми. Мо­то­цикл стал да­же свое­об­раз­ным сим­во­лом блиц­кри­га: ни один фильм «про вой­ну» не об­хо­дит­ся без эф­фект­ных кад­ров, где не­мец­кие мо­то­цик­ли­сты, ли­хо пре­одо­ле­вая все до­рож­ные пре­пят­ст­вия, по­ли­ва­ют про­тив­ни­ка из пу­ле­ме­тов MG, ус­та­нов­лен­ных в ко­ля­ске. Од­на­ко с на­сту­п­ле­ни­ем се­зо­на до­ж­дей, ко­гда до­ро­ги рас­кис­ли, вос­торг не­мец­ких ге­не­ра­лов стал по­сте­пен­но ус­ту­пать ме­сто скеп­си­су. А с при­хо­дом хо­ло­дов тех­ни­че­ская не­под­го­тов­лен­ность мо­то­под­раз­де­ле­ний вер­мах­та к вой­не на тер­ри­то­рии СССР ста­ла оче­вид­ной: мно­гие ма­ши­ны про­сто от­ка­зы­ва­лись за­во­дить­ся. Од­на­ко да­же в Мо­с­ков­ской бит­ве уча­ст­во­ва­ли сот­ни тя­жё­лых не­мец­ких «Цюн­дап­пов» и БМВ.

Не ме­нее эф­фек­тив­но дей­ст­во­ва­ли мо­то­цик­лет­ные час­ти ме­ха­ни­зи­ро­ван­ных, тан­ко­вых кор­пу­сов и тан­ко­вых ар­мий Со­вет­ской ар­мии. Вот толь­ко наш ки­не­ма­то­граф, к со­жа­ле­нию, не воз­дал им долж­ное. На­ши мо­то­цик­ли­сты ус­пеш­но ве­ли ди­вер­си­он­но-раз­ве­ды­ва­тель­ные дей­ст­вия в ты­лу про­тив­ни­ка и по­ло­се на­сту­п­ле­ния, при­ме­няя за­са­ды, на­ле­ты и дру­гие спе­ци­аль­ные спо­со­бы ве­де­ния бое­вых дей­ст­вий. На ка­ж­дой бое­вой трех­ко­лес­ной «мо­то­еди­ни­це» раз­ме­ща­лись три бой­ца: во­ди­тель с лич­ным ору­жи­ем, по­за­ди не­го - ав­то­мат­чик, а в ко­ля­ске бо­ец с пу­ле­мё­том. Двух­ме­ст­ные или од­но­ме­ст­ные (двух­ко­лес­ные) мо­то­цик­лы не­сли со­от­вет­ст­вен­но двух или од­но­го воо­ру­жен­но­го се­до­ка. К кон­цу вой­ны в Со­вет­ской ар­мии на­счи­ты­ва­лось 11 от­дель­ных мо­то­цик­лет­ных пол­ков и око­ло со­ро­ка мо­то­ба­таль­о­нов в со­ста­ве кор­пу­сов.

При­ме­ром эф­фек­тив­но­го при­ме­не­ния мо­то­цик­лет­ных войск в хо­де Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны мо­жет слу­жить Вис­ло-О­дер­ская опе­ра­ция в ян­ва­ре-фев­ра­ле 1945 го­да. Дей­ст­вуя в от­ры­ве от глав­ных сил вто­рой тан­ко­вой ар­мии на уда­ле­нии до 100 км, спе­ци­аль­ные груп­пы 3-го гвар­дей­ско­го мо­то­цик­лет­но­го пол­ка под ко­ман­до­ва­ни­ем Ге­роя Со­вет­ско­го Сою­за пол­ков­ни­ка Ди­ку­на ус­пеш­но ра­бо­та­ли в ты­лу про­тив­ни­ка: за­хва­ты­ва­ли мос­ты, пе­ре­ре­за­ли до­ро­ги, унич­то­жа­ли уз­лы свя­зи, тем са­мым со­дей­ст­вуя ус­пеш­но­му на­сту­п­ле­нию тан­ко­вых час­тей ар­мии.

Ди­зель­ный или бен­зи­но­вый?

В по­сле­во­ен­ное вре­мя мо­то­цик­лы по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в ар­ми­ях стран НА­ТО. Ос­нов­ной упор де­лал­ся на по­вы­ше­ние их бое­вых и тех­ни­че­ских ха­рак­те­ри­стик: рост мощ­но­сти мо­то­ра, уве­ли­че­ние объ­е­ма то­п­лив­но­го ба­ка при сни­же­нии по­треб­ле­ния го­рю­че­го, а так­же ос­на­ще­ние ма­шин со­вре­мен­ны­ми сред­ст­ва­ми свя­зи, на­ви­га­ции и раз­но­об­раз­ным воо­ру­же­ни­ем (пу­ле­ме­том, ПТУР, гра­на­то­ме­том и т. п.). В ар­мии США пер­вые раз­ве­ды­ва­тель­ные мо­то­цик­лы фир­мы «Хар­лей-Дэ­вид­сон» с кар­бю­ра­тор­ны­ми дви­га­те­ля­ми бы­ли при­ня­ты на воо­ру­же­ние под­раз­де­ле­ний вой­ско­вой раз­вед­ки в 1957 го­ду. Они пред­на­зна­ча­лись для про­ве­де­ния раз­ве­ды­ва­тель­ных и по­ли­цей­ских опе­ра­ций, а так­же со­про­во­ж­де­ния ко­лонн при пе­ре­воз­ке важ­ных гру­зов.

С кон­ца 90-х го­дов ХХ ве­ка в США, Ве­ли­ко­бри­та­нии и дру­гих стра­нах НА­ТО из­ме­ни­лись тре­бо­ва­ния, предъ­яв­ляе­мые к раз­ве­ды­ва­тель­но­му мо­то­цик­лу. Это бы­ло свя­за­но с при­ня­ти­ем НА­ТО «но­вой то­п­лив­ной стра­те­гии». Она пред­по­ла­га­ла уни­фи­ка­цию ди­зель­но­го то­п­ли­ва для всех ти­пов тех­ни­ки, вклю­чая раз­ве­ды­ва­тель­ные мо­то­цик­лы. По­это­му бы­ли раз­ра­бо­та­ны и при­ня­ты на воо­ру­же­ние ди­зель­ные и мно­го­то­п­лив­ные «бай­ки», для за­прав­ки ко­то­рых ис­поль­зо­ва­лось ли­бо ди­зель­ное то­п­ли­во, ли­бо авиа­ци­он­ный ке­ро­син.

За­ру­беж­ные спе­циа­ли­сты счи­та­ют, что ди­зель­ные мо­то­цик­лет­ные дви­га­те­ли име­ют пре­иму­ще­ст­во пе­ред кар­бю­ра­тор­ны­ми или ин­жек­тор­ны­ми бен­зи­но­вы­ми. Они бо­лее на­деж­ны и эко­но­мич­ны, и с их за­прав­кой в ты­лу про­тив­ни­ка не долж­но воз­ник­нуть про­блем. Вме­сте с тем бен­зи­но­вые вер­сии мо­то­цик­лов на се­го­дняш­ний день име­ют луч­шие раз­гон­ные ха­рак­те­ри­сти­ки, что по­зво­ля­ет спец­на­зу лег­ко от­ры­вать­ся от пре­сле­до­ва­ния и га­ран­ти­ро­ван­но опе­ре­жать лю­бое дру­гое на­зем­ное транс­порт­ное сред­ст­во. Тем не ме­нее в рам­ках «но­вой то­п­лив­ной стра­те­гии» в НА­ТО в 2003 го­ду при­ня­ли на воо­ру­же­ние еди­ную мо­дель раз­ве­ды­ва­тель­но­го ди­зель­но­го мо­то­цик­ла, ко­то­рую на­зва­ли General Purpose Motor-Cycle (GPMC). Его раз­ра­бот­ка за­ня­ла око­ло вось­ми лет. В ка­че­ст­ве ба­зы был из­бран япон­ский мо­то­цикл мо­де­ли «Ка­ва­са­ки» KZ 650, у ко­то­ро­го бы­ли по­за­им­ст­во­ва­ны ра­ма и хо­до­вая часть. Мо­то­цикл ос­на­ща­ет­ся од­но­ци­лин­д­ро­вым ди­зель­ным дви­га­те­лем мощ­но­стью 28 л. с., ко­то­рый мо­жет ра­бо­тать как на со­ляр­ке, так и на ке­ро­си­не. Бое­вая мас­са мо­то­цик­ла со­став­ля­ет все­го 167 кг.

Не от­ста­ет от стран НА­ТО и Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция. Со­глас­но со­об­ще­ни­ям прес­сы, на Ир­бит­ском мо­то­цик­лет­ном за­во­де для раз­ве­ды­ва­тель­ных под­раз­де­ле­ний ВДВ соз­дан мо­то­цикл «Урал» мо­де­ли ИМЗ-8.1037 «Gear-Up». Мо­то­цикл име­ет под­клю­чае­мый при­вод на ко­ле­со ко­ля­ски, что по­вы­ша­ет его про­хо­ди­мость, дви­га­тель воз­душ­но­го ох­ла­ж­де­ния мощ­но­стью 45 л.с., элек­тро­стар­тер. Рос­сий­ский «же­лез­ный конь» для спец­на­за в от­ли­чие от GPMC - бен­зи­но­вый, но име­ет 4-скоростную ко­роб­ку пе­ре­дач с зад­ним хо­дом. Кру­тя­щий мо­мент к ко­ле­су осу­ще­ст­в­ля­ет­ся кар­дан­ной пе­ре­да­чей, что зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ва­ет на­деж­ность и дол­го­веч­ность транс­мис­сии по срав­не­нию с цеп­ной пе­ре­да­чей, при­ме­няе­мой дру­ги­ми про­из­во­ди­те­ля­ми мо­то­цик­лов. Вот что ска­за­но на офи­ци­аль­ном сай­те за­во­да: «Ис­пы­та­ния ир­бит­ско­го мо­то­цик­ла GEAR-UP в воз­душ­но-де­сант­ных вой­сках Рос­сии ус­пеш­но за­вер­ше­ны. Три ме­ся­ца мо­то­цикл мо­де­ли ИМЗ-8.1037 «Урал» Gear-Up про­хо­дил ис­пы­та­ния в од­ной из час­тей спец­на­за ВДВ Рос­сии. Gear-Up ис­поль­зо­вал­ся на до­ро­гах и по без­до­ро­жью в так­ти­че­ских дей­ст­ви­ях групп, а так­же в ка­че­ст­ве сред­ст­ва обес­пе­че­ния бое­вой под­го­тов­ки и по­ка­зал се­бя как на­деж­ное и вы­со­ко­мо­биль­ное транс­порт­ное сред­ст­во. По за­клю­че­нию во­ен­ных, мо­то­цик­лы «Урал» це­ле­со­об­раз­но иметь в шта­те под­раз­де­ле­ний, что и бы­ло от­ме­че­но в про­то­ко­ле ис­пы­та­ний. Под­го­тов­ка не­об­хо­ди­мой до­ку­мен­та­ции для по­ста­нов­ки мо­то­цик­лов в штат ВДВ бу­дет за­вер­ше­на в бли­жай­шее вре­мя».

На ко­ля­ске спец­на­зов­ско­го «Ура­ла» ус­та­нов­ле­ны ба­гаж­ник, фа­ра-и­ска­тель, име­ет­ся ме­сто для за­пас­ной ка­ни­ст­ры с то­п­ли­вом, са­пер­ной ло­пат­ки и за­пас­но­го ко­ле­са. Пре­ду­смот­ре­ны мес­та для ус­та­нов­ки воо­ру­же­ния: руч­но­го пу­ле­ме­та, ПТУР, гра­на­то­ме­та АГС-17. Пол­ная мас­са мо­то­цик­ла со­став­ля­ет 620 кг, а мак­си­маль­ная ско­рость - 95 км/ч. Пре­ду­смот­ре­но па­ра­шют­ное де­сан­ти­ро­ва­ние мо­то­цик­ла с са­мо­ле­та на гру­зо­вой плат­фор­ме или пе­ре­воз­ка его на внеш­ней под­вес­ке вер­то­ле­та. Но… Вряд ли мо­то­цикл с та­ки­ми ве­со­вы­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми мо­жет стать под­хо­дя­щим транс­пор­том для «вер­то­лет­но­го спец­на­за»…

Иде­аль­ный транс­порт для спец­на­за

Со­вре­мен­ный опыт при­ме­не­ния мо­то­цик­лов по­сто­ян­но рас­ши­ря­ет­ся. Во­ен­ные «бай­ки», в ос­нов­ном лег­кие двух­ко­лес­ные, ши­ро­ко при­ме­ня­лись в хо­де опе­ра­ции коа­ли­ци­он­ных войск про­тив Ира­ка «Бу­ря в пус­ты­не». Так, фран­цуз­ские вой­ска ак­тив­но ис­поль­зо­ва­ли для раз­вед­ки двух­ко­лес­ные мо­то­цик­лы мо­де­ли «Кей­джи­ва» 350W12-MIL («Ми­ли­та­ри»). Око­ло 2 тыс. та­ких ма­шин бы­ли за­ку­п­ле­ны в се­ре­ди­не 90-х го­дов ХХ ве­ка для фран­цуз­ских и италь­ян­ских ме­ха­ни­зи­ро­ван­ных час­тей. Мо­то­цикл име­ет лег­кую труб­ча­тую ра­му по­вы­шен­ной же­ст­ко­сти, дви­га­тель мощ­но­стью 26 л. с. По за­ка­зу фран­цуз­ских воо­ру­жен­ных сил для по­вы­ше­ния ма­нев­рен­но­сти фир­ма ос­на­сти­ла «Кей­джи­ву» бо­лее мощ­ным дви­га­те­лем (33 л. с.), шес­ти­сту­пен­ча­той ко­роб­кой пе­ре­дач и ши­ро­ки­ми ко­ле­са­ми.

Из­ра­иль­ские спе­ци­аль­ные под­раз­де­ле­ния ис­поль­зо­ва­ли в хо­де опе­ра­ции «Бу­ря в пус­ты­не» мо­ди­фи­ци­ро­ван­ные для пус­тын­ных ус­ло­вий мощ­ные швед­ские вне­до­рож­ные мо­то­цик­лы «Ху­ск­вар­на» (Husqvarna). Бой­цы спец­на­за, т.н. «охот­ни­ки за СКА­Да­ми», скрыт­но дос­тав­ля­лись в рай­оны, где ирак­цы раз­вер­ты­ва­ли свои мо­биль­ные ра­ке­ты для об­стре­ла из­ра­иль­ской тер­ри­то­рии, се­вер­нее шос­се, свя­зы­ваю­ще­го Ам­ман с Ба­гда­дом. Для пе­ре­бро­ски «мо­то­спец­на­за» ис­поль­зо­ва­лись тя­же­лые транс­порт­ные вер­то­ле­ты CH-53 «Ясъ­ур». По при­бы­тии на ме­сто вер­то­ле­ты не вы­клю­ча­ли дви­га­те­ли, а бой­цы на мо­то­цик­лах стре­ми­тель­но съез­жа­ли по от­ки­ну­той рам­пе пря­мо на пе­сок и, раз­бив­шись на па­ры, мча­лись в пус­ты­ню на по­ис­ки ра­кет СКАД. Мо­биль­ность и бы­ст­ро­та пе­ре­дви­же­ния «охот­ни­ков за СКА­Да­ми» про­из­ве­ли силь­ное впе­чат­ле­ние на офи­це­ров из­ра­иль­ско­го ген­шта­ба, ко­то­рые го­то­ви­ли опе­ра­цию.

Свое­об­раз­ны­ми пер­во­про­ход­ца­ми в при­ме­не­нии «вер­то­лет­но­го спец­на­за» мож­но счи­тать юж­но­аф­ри­кан­ские recces. В 1987 го­ду ком­ман­дос ЮАР про­ве­ли в зам­бий­ском го­ро­де Ли­вин­г­сто­не сек­рет­ную опе­ра­цию про­тив ак­ти­ви­стов Аф­ри­кан­ско­го на­цио­наль­но­го кон­грес­са Юж­ной Аф­ри­ки (АНК) - «Ли­вин­г­стон­ский рейд». Про­ве­де­ние ак­ции ос­лож­ня­лась тем, что ата­куе­мые объ­ек­ты - три ре­зи­ден­ции АНК - на­хо­ди­лись не толь­ко на тер­ри­то­рии ино­стран­но­го го­су­дар­ст­ва, но в гус­то­на­се­лен­ных го­род­ских квар­та­лах. Ко­ман­до­ва­ние recces пе­ре­бра­ло не­сколь­ко ва­ри­ан­тов: от вы­сад­ки вер­то­лет­но­го де­сан­та пря­мо на ули­цах го­ро­да и рас­стре­ла объ­ек­тов из без­от­кат­ных ору­дий и РПГ, до ис­поль­зо­ва­ния БТР «Ра­тель». Но то­гда это боль­ше по­хо­ди­ло бы на вой­ско­вую опе­ра­цию и име­ло ма­ло об­ще­го «со спец­на­зов­ской хи­рур­ги­ей».

По­сле мно­го­чис­лен­ных при­ки­док ре­ши­ли ос­та­но­вить­ся на ори­ги­наль­ном ва­ри­ан­те, ко­то­рый спец­на­зом ЮАР да и дру­гих стран еще ни­ко­гда не при­ме­нял­ся. Пред­по­ла­га­лось по­са­дить уча­ст­ни­ков рей­да на не­боль­шие, но мощ­ные спор­тив­ные мо­то­цик­лы. Оде­тые в гра­ж­дан­скую оде­ж­ду мо­то­цик­ли­сты-ком­ман­дос долж­ны бы­ли но­чью въе­хать в Ли­винг­стон, про­вес­ти опе­ра­цию по унич­то­же­нию объ­ек­тов и на­хо­дя­щих­ся там лю­дей, за­тем на мо­то­цик­лах же по­ки­нуть го­род и до­б­рать­ся до точ­ки эва­куа­ции. Для раз­ме­ще­ния ору­жия, взрыв­чат­ки и сна­ря­же­ния мо­то­цик­лы пред­по­ла­га­лось обо­ру­до­вать не­боль­ши­ми ба­гаж­ны­ми коф­ра­ми. А вот на тер­ри­то­рию Зам­бии двух­ко­лес­ные ма­ши­ны и де­сант пла­ни­ро­ва­лось дос­та­вить и за­тем эва­куи­ро­вать вер­то­ле­та­ми. Та­ко­го еще ни­кто ни­ко­гда не де­лал.

От­ча­ян­ные мо­то­цик­ли­сты

Для вы­пол­не­ния мис­сии бы­ло по­доб­ра­но и обо­ру­до­ва­но 11 лег­ких ско­ро­ст­ных мо­то­цик­лов япон­ско­го про­из­вод­ст­ва: де­сять од­но­ме­ст­ных и один двух­ме­ст­ный. Пер­во­на­чаль­но пред­по­ла­га­лось, что их бу­дет 12, по од­но­му на ка­ж­до­го чле­на ко­ман­ды спец­на­за. Од­на­ко по­сле тща­тель­ных рас­че­тов, вы­яс­ни­лось, что в вер­то­лет «Пу­ма», ко­то­рый яв­лял­ся ос­нов­ным сред­ст­вом дос­тав­ки спец­на­за ВС ЮАР, дю­жи­на ма­шин не вле­за­ет. По­это­му од­ну па­ру ком­ман­дос пред­по­ла­га­лось по­са­дить на двух­ме­ст­ный «байк».

Но глав­ным во­про­сом ус­пе­ха про­ве­де­ния опе­ра­ции ста­ло уме­ние управ­лять мо­то­цик­лом. И не про­сто управ­лять, а вла­деть вир­ту­оз­но. Ко­ман­до­ва­ние юж­но­аф­ри­кан­ско­го спец­на­за вста­ло пе­ред про­бле­мой: тре­бо­ва­лось 11 иде­аль­но под­го­тов­лен­ных «от­ча­ян­ных мо­то­цик­ли­стов». Но сре­ди спец­на­зов­цев recces, хо­ро­шо под­го­тов­лен­ных в про­фес­сио­наль­ном от­но­ше­нии, да­ле­ко не все пред­став­ля­ли се­бе, что та­кое ез­да на спор­тив­ных мо­то­цик­лах, тем бо­лее по пе­ре­се­чен­ной ме­ст­но­сти. Хо­тя для мно­гих из них двух­ко­лес­ные ма­ши­ны бы­ли не в ди­ко­вин­ку. Мно­гие вла­де­ли (зар­пла­та по­зво­ля­ла) лич­ны­ми «Хон­да­ми» и «Яма­ха­ми». Штаб спе­цо­пе­ра­ций сроч­но из­дал ди­рек­ти­ву по под­бо­ру сре­ди лич­но­го со­ста­ва раз­ве­ды­ва­тель­но-ди­вер­си­он­ных пол­ков лю­дей, вла­дею­щих мо­то­цик­лом «в рам­ках, спо­соб­ных обес­пе­чить ус­пех опе­ра­ции».

Тре­ни­ров­ки на­ча­лись на ба­зе юж­но­аф­ри­кан­ско­го спец­на­за Форт Доп­пис, на­хо­див­ше­го­ся в на­ми­бий­ском ко­ри­до­ре Ка­при­ви, за­жа­том ме­ж­ду Ан­го­лой, Зам­би­ей и Бот­сва­ной. Уже спус­тя не­сколь­ко дней ком­ман­дос, ото­бран­ные для опе­ра­ции, уст­рои­ли на ба­зе на­стоя­щие «гон­ки по вер­ти­ка­ли». «Они, как маль­чиш­ки, го­ня­ли по до­ро­гам ба­зы, то и де­ло въез­жая на без­до­ро­жье, взби­ра­ясь на хол­мы и спус­ка­ясь с них. Осо­бое вни­ма­ние они уде­ля­ли ов­ла­де­нию тех­ни­кой во­ж­де­ния, по­ни­мая, что в ко­неч­ном ито­ге нуж­на не ско­рость, а аб­со­лют­ное вни­ма­ние и пол­ный кон­троль «га­за».

Для про­ве­де­ния опе­ра­ции бы­ло сфор­ми­ро­ва­но две груп­пы. Од­на штур­мо­вая в со­ста­ве 12 мо­то­цик­ли­стов 1-го раз­вед­пол­ка ком­ман­дос юж­но­аф­ри­кан­ских спе­ци­аль­ных сил (recces). Дру­гая, груп­па при­кры­тия, со­стоя­щая из шес­ти во­ен­но­слу­жа­щих из со­ста­ва гар­ни­зо­на ба­зы Форт Доп­пис. Она долж­на бы­ла обес­пе­чить ох­ра­ну, а в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти и обо­ро­ну вер­то­лет­ной по­са­доч­ной пло­щад­ки, за­ра­нее по­доб­ран­ной раз­вед­чи­ка­ми в зам­бий­ском «бу­ше». Штур­мо­вая груп­па в со­от­вет­ст­вии с чис­лом объ­ек­тов на­па­де­ния бы­ла раз­би­та на три ко­ман­ды. В их за­да­чу вхо­дил штурм офи­са и двух до­мов АНК в цен­тре Ли­вин­г­сто­на, унич­то­же­ние на­хо­дя­щих­ся внут­ри функ­цио­не­ров дви­же­ния, вы­ем­ка до­ку­мен­тов, ми­ни­ро­ва­ние по­ме­ще­ний и их под­рыв.

Груп­па при­кры­тия со­стоя­ла из опыт­ных сол­дат, ко­то­рые, од­на­ко, не яв­ля­лись спец­на­зов­ца­ми. Они долж­ны бы­ли за­ра­нее де­сан­ти­ро­вать­ся с вер­то­ле­та на зам­бий­ской тер­ри­то­рии и за­нять обо­ро­ну по пе­ри­мет­ру по­са­доч­ной пло­щад­ки. Сол­да­ты в от­ли­чие от спец­на­за, оде­то­го в «гра­ж­дан­ку», дей­ст­во­ва­ли в юж­но­аф­ри­кан­ской по­ле­вой фор­ме свет­ло-ко­рич­не­во­го цве­та. На этом, кста­ти, на­стоя­ли са­ми ком­ман­дос recces. Они по­счи­та­ли, что сол­да­там ар­мии не­че­го рис­ко­вать и в слу­чае не­уда­чи спе­цо­пе­ра­ции они смо­гут сдать­ся в плен, вос­поль­зо­вав­шись все­ми пра­ва­ми во­ен­но­плен­ных. Се­бе же спец­на­зов­цы этой при­ви­ле­гии не ос­тав­ля­ли. Они от­да­ва­ли се­бе от­чет в том, что, ес­ли кто-ли­бо из них бу­дет схва­чен на тер­ри­то­рии ино­стран­но­го го­су­дар­ст­ва в гра­ж­дан­ской оде­ж­де, без до­ку­мен­тов и с ору­жи­ем в ру­ках, участь его бу­дет не­за­вид­на.

Груп­па при­кры­тия воо­ру­жа­лась штат­ны­ми ав­то­ма­ти­че­ски­ми юж­но­аф­ри­кан­ски­ми вин­тов­ка­ми R-4 «Век­тор». Кро­ме то­го, в рас­по­ря­же­нии ко­ман­ди­ра груп­пы на­хо­дил­ся руч­ной пу­ле­мет и не­сколь­ко ре­ак­тив­ных гра­на­то­ме­тов со­вет­ско­го про­из­вод­ст­ва РПГ-7. Спец­наз был воо­ру­жен бо­лее скром­но. В ос­нов­ном это бы­ли пис­то­ле­ты с глу­ши­те­ля­ми, гра­на­ты и пла­сти­ко­вая взрыв­чат­ка. На край­ний слу­чай ком­ман­дос взя­ли с со­бой по па­ре тех же ав­то­ма­ти­че­ских вин­то­вок R-4 на ка­ж­дую ко­ман­ду. Для них при­шлось со­ору­дить спе­ци­аль­ные ре­мен­ные кре­п­ле­ния и вез­ти на се­бе, ук­рыв под про­сто­рны­ми курт­ка­ми, в ко­то­рые об­ла­чи­лись мо­то­цик­ли­сты. Ко­ман­ди­ры ко­манд снаб­жа­лись ра­ция­ми ти­па «во­ки-то­ки», спо­соб­ны­ми под­дер­жи­вать связь с са­мо­ле­то­м-ретранс­ля­то­ром и ме­ж­ду со­бой.

Опе­ра­ция на­ча­лась

24 ап­ре­ля 1987 го­да в 19.00 с ба­зы ВВС ЮАР Ма­па­ча в по­ло­се Ка­при­ви в На­ми­бии взле­тел вер­то­лет «Пу­ма» и взял курс на тер­ри­то­рию Зам­бии. На его бор­ту на­хо­ди­лась груп­па при­кры­тия. По­лет про­ис­хо­дил на мак­си­маль­но низ­кой вы­со­те: ма­ши­на чуть не ка­са­лась ве­ток де­ревь­ев в бу­ше. Вер­то­лет с по­га­шен­ны­ми по­лет­ны­ми ог­ня­ми сде­лал боль­шую ду­гу в глу­би­не зам­бий­ской тер­ри­то­рии и вы­шел на точ­ку в не­сколь­ких де­сят­ках ки­ло­мет­ров от Ли­вин­г­сто­на, за­ра­нее по­ме­чен­ную пор­та­тив­ны­ми ин­фра­крас­ны­ми мая­ка­ми. Де­сан­ти­ро­ва­ние за­ня­ло все­го не­сколь­ко се­кунд, вслед за этим кры­ла­тая ма­ши­на не­мед­лен­но лег­ла на об­рат­ный курс. Од­на­ко что­бы сбить с тол­ку РЛС зам­бий­ской ар­мии, лет­чи­ки из­бра­ли об­ход­ной мар­шрут. Груп­па юж­но­аф­ри­кан­ских сол­дат, вы­са­див­шая­ся в зам­бий­ском бу­ше, не­мед­лен­но взя­ла под ох­ра­ну пе­ри­метр по­са­доч­ной пло­щад­ки. По­сты бы­ли вы­став­ле­ны и у шос­се, ве­ду­щем в Ли­винг­стон, ко­то­рое на­хо­ди­лась в 2,5 км от пло­щад­ки.

В 00 ча­сов 15 ми­нут 25 ап­ре­ля 1987 го­да с тер­ри­то­рии ба­зы спец­на­за Форт Доп­пис под­ня­лись в воз­дух два вер­то­ле­та «Пу­ма» ВВС ЮАР. На бор­ту од­но­го их них на­хо­ди­лось 12 оде­тых в гра­ж­дан­скую оде­ж­ду ком­ман­дос recces, а в дру­гом - один­на­дцать тща­тель­но про­ве­рен­ных и за­прав­лен­ных «же­лез­ных ко­ней». Че­рез пол­то­ра ча­са по­ле­та вер­туш­ки, точ­но на­ве­ден­ные по ра­дио ко­ман­ди­ром груп­пы при­кры­тия, при­зем­ли­лись на тер­ри­то­рии Зам­бии. Для вы­груз­ки мо­то­цик­лов лет­чи­кам при­шлось не за­ви­сать, а при­зем­лять­ся «на три точ­ки».

Вос­поль­зо­вав­шись пус­тын­но­стью ноч­но­го шос­се, ве­ду­ще­го в Ли­винг­стон, юж­но­аф­ри­кан­цы бы­ст­ро вы­ве­ли свои мо­то­цик­лы на до­ро­гу. Они не ста­ли та­щить «бай­ки», про­ди­ра­ясь сквозь буш. Ед­ва взле­те­ли вер­то­ле­ты, ком­ман­дос, спол­на вос­поль­зо­вав­шись не­дель­ной тре­ни­ров­кой в Форт Доп­пис, осед­ла­ли сво­их «же­лез­ных ко­ней» и уст­ре­ми­лись к шос­се. Мощ­ные и лег­кие мо­то­цик­лы, ос­на­щен­ные ре­зи­ной с вне­до­рож­ным про­тек­то­ром, лег­ко пре­одо­ле­ли уча­сток са­ван­ной ме­ст­но­сти. Вы­брав­шись на ас­фальт, ди­вер­сан­ты да­ли пол­ный газ и дви­ну­лись в сто­ро­ну Ли­вин­г­сто­на. Че­рез час все две­на­дцать ком­ман­дос на­хо­ди­лись у при­до­рож­но­го оте­ля при въез­де в го­род. От­сю­да их пу­ти рас­хо­ди­лись. Ко­ман­дир груп­пы с дву­мя на­пар­ни­ка­ми дви­нул­ся в центр го­ро­да к На­цио­наль­но­му му­зею, где рас­по­ла­гал­ся цен­траль­ный офис АНК, а две дру­гие ко­ман­ды, вы­ждав око­ло по­лу­ча­са в со­от­вет­ст­вии с хро­но­мет­ра­жем опе­ра­ции, дви­ну­лись по на­прав­ле­нию к сво­им объ­ек­там ата­ки. В го­ро­де ком­ман­дос ори­ен­ти­ро­ва­лись дос­та­точ­но уве­рен­но. По­мог­ла вы­учен­ная на­зу­бок кар­та Ли­вин­г­сто­на и ори­ен­ти­ров­ки юж­но­аф­ри­кан­ских аген­тов в го­ро­де.

По­сле про­ве­де­ния опе­ра­ции по штур­му и за­чи­ст­ке объ­ек­тов АНК все три ко­ман­ды recces встре­ти­лись в ус­лов­лен­ном пунк­те и дви­ну­лись на пре­дель­ной ско­ро­сти к мес­ту эва­куа­ции. Вы­зван­ные по ра­дио с ба­зы Ма­па­ча вер­то­ле­ты осу­ще­ст­ви­ли по­сад­ку на тер­ри­то­рии Зам­бии, в 6 ча­сов 20 ми­нут ут­ра и спец­наз, и груп­па при­кры­тия, и мо­то­цик­лы уже на­хо­ди­лись на тер­ри­то­рии Ка­при­ви, на ба­зе Форт Доп­пис. Опе­ра­ция за­вер­ши­лась без по­терь.

В ре­зуль­та­те штур­ма объ­ек­тов АНК в го­ро­де бы­ли уби­ты чет­ве­ро муж­чин, а так­же по­стра­да­ла од­на жен­щи­на, как вы­яс­ни­лось поз­же, ока­зав­шая­ся пле­мян­ни­цей ми­ни­ст­ра обо­ро­ны Зам­бии ге­не­ра­ла Ма­лим­ба Ма­ше­ке. Ко­ман­до­ва­ние ВС ЮАР за­пи­са­ло всех уби­тых «в тер­ро­ри­сты АНК», од­на­ко зам­бий­ское ру­ко­во­дство объ­я­ви­ло их свои­ми гра­ж­да­на­ми, что ско­рее все­го бо­лее со­от­вет­ст­во­ва­ло ис­ти­не - как вы­яс­ни­лось, ак­ти­ви­сты АНК ус­пе­ли по­ки­нуть по­ме­ще­ния. Од­на­ко не­смот­ря на это, нель­зя не при­знать, что за­да­чу, по­став­лен­ную пе­ред ним, спец­наз вы­пол­нил пол­но­стью. Са­ма ак­ция про­шла, что на­зы­ва­ет­ся, без суч­ка, без за­до­рин­ки. Все эта­пы: раз­вед­ка ме­ст­но­сти, вы­сад­ка бое­вой и вспо­мо­га­тель­ной групп в глу­би­не са­ван­ны (бу­ша) дру­го­го го­су­дар­ст­ва, дос­тав­ка ту­да «бай­ков», сам мо­то­цик­лет­ный рейд в го­род и по­сле­дую­щая эва­куа­ция «мо­то­спец­на­за» бы­ли вы­пол­не­ны без­уко­риз­нен­но. Сре­ди спе­циа­ли­стов по ис­то­рии спец­на­за Ли­вин­г­стон­ский рейд счи­та­ет­ся эта­ло­ном скрыт­ной дос­тав­ки раз­ве­ды­ва­тель­но-ди­вер­си­он­ной груп­пы на тер­ри­то­рию дру­го­го го­су­дар­ст­ва и про­ве­де­ния опе­ра­ции с при­ме­не­ни­ем не­тра­ди­ци­он­ных еще в то вре­мя для спец­на­за мо­то­цик­лов.

Война в Сирии
Свежее видео Сирия
Война на Украине
Война в Южной Осетии
Война в Афганистане
Свежее видео Украина
От администрации
Статистика
» Личный состав
Всего: 6553
Новых за месяц: 132
Новых за неделю: 23
Новых вчера: 4
Новых сегодня: 0

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 7
Солдат: 6
Офицеров: 1
poputcbrii
Кто нас сегодня посетил

При копировании материалов, активная ссылка на www.Soldati-Russian.ru обязательна!

«Солдаты РФ» © 2010-2017 Все права защищены