Четверг, 23.11.2017, 14:14
Меню
Чеченская война
Интервью
Присоединяйся!
Рассказы участников Чечни
Армия России
Популярное на блоге



Ко­лос­саль­ный бое­вой опыт, на­ра­бо­тан­ный Со­вет­ски­ми Воо­ру­жен­ны­ми си­ла­ми в хо­де Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны, по­слу­жил ос­но­вой для ко­рен­но­го усо­вер­шен­ст­во­ва­ния под­го­тов­ки пе­хо­ты, в том чис­ле и вой­ско­вой раз­вед­ки. Вы­со­кая ма­нев­рен­ность войск, не­пре­рыв­но уве­ли­чи­ваю­щая­ся глу­би­на со­вре­мен­ной обо­ро­ны, раз­ви­тие и уси­ле­ние служ­бы ох­ра­не­ния и прие­мов мас­ки­ров­ки на по­ле боя - все это предъ­яв­ля­ло по­вы­шен­ные тре­бо­ва­ния к вой­ско­вой раз­вед­ке. От нее тре­бо­ва­лось, как ни­ко­гда ра­нее, по­сто­ян­но до­бы­вать све­жую ин­фор­ма­цию о про­тив­ни­ке, ре­ши­тель­но, на­стой­чи­во, все­ми сред­ст­ва­ми и спо­со­ба­ми.

Вой­на под­черк­ну­ла не­тер­пи­мость в раз­вед­ке ка­ко­го-ли­бо шаб­ло­на. Раз­вед­чи­ки на опы­те убе­ж­да­лись, что прие­мы, к ко­то­рым они при­бе­га­ли се­го­дня, уже зав­тра в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев ока­зы­ва­лись не­при­год­ны­ми, что спо­со­бы дей­ст­вий, при­нес­шие ус­пех на од­ном уча­ст­ке ме­ст­но­сти, час­то при­во­ди­ли к не­уда­че на дру­гом. «На од­ну на­жив­ку, - шу­тя го­во­ри­ли бы­ва­лые раз­вед­чи­ки, - два раза вра­га не сло­вишь!» По­это­му ле­том 1945 го­да, в хо­де де­таль­но­го раз­бо­ра на со­ве­ща­нии в Глав­ном управ­ле­нии бое­вой под­го­тов­ки (ГУБП) су­хо­пут­ных войск Крас­ной Ар­мии об­су­ж­да­лись все во­про­сы вой­ско­вой раз­вед­ки: на­чи­ная от под­бо­ра раз­вед­чи­ков; вы­пол­не­ния раз­ве­ды­ва­тель­ны­ми под­раз­де­ле­ния­ми спе­ци­аль­ных за­да­ний в по­ис­ках, за­са­дах, на­ле­тах, в раз­вед­ке бо­ем; дей­ст­вий в глу­бо­ком не­при­ятель­ском ты­лу, и за­кан­чи­вая ог­не­вым обес­пе­че­ни­ем дей­ст­вий раз­вед­чи­ков. С со­об­ще­ния­ми вы­сту­пи­ли офи­це­ры вой­ско­вой раз­вед­ки Раз­ве­ды­ва­тель­но­го управ­ле­ния Нар­ко­ма­та обо­ро­ны СССР, в том чис­ле под­пол­ков­ник В. Гу­нин и гвар­дии под­пол­ков­ник Б. Свит­ков, по­де­лив­шие­ся сво­им не­по­сред­ст­вен­ным бое­вым опы­том.

Под­пол­ков­ник В. Гу­нин рас­ска­зал о не­ко­то­рых вы­во­дах из сво­его бое­во­го опы­та, вспом­нил та­кой при­мер дей­ст­вий раз­вед­ки в го­ды ми­нув­шей вой­ны.

Ле­том 1943 го­да в рай­оне Кур­ской ду­ги на Во­ро­неж­ском фрон­те на­ши час­ти го­то­ви-ись к контр­на­сту­п­ле­нию. Ко­ман­дир 331-й стрел­ко­вой Про­ле­тар­ской ди­ви­зии при­ка­зал шта­бу во что бы то ни ста­ло до­быть кон­троль­но­го плен­но­го. Од­на­ко сколь­ко раз­вед­чи­ки ни ста­ра­лись, все бы­ло без­ус­пеш­но.

При­чи­на их не­уда­чи со­стоя­ла в том, что они «при­вя­за­ли» се­бя к од­но­му уча­ст­ку ме­ст­но­сти, ка­ж­дый раз пы­та­ясь за­хва­тить плен­но­го в од­ном и том же пунк­те. Вы­бран­ный раз­вед­чи­ка­ми уча­сток на пер­вый взгляд дей­ст­ви­тель­но, ка­зал­ся наи­бо­лее удоб­ным. Здесь близ­ко схо­ди­лись со­вет­ские и не­мец­кие тран­шеи, а вы­да­вав­ший­ся да­ле­ко впе­ред с на­шей сто­ро­ны угол ле­са обес­пе­чи­вал скры­тый под­ступ к пе­ред­не­му краю обо­ро­ны про­тив­ни­ка. Но раз­вед­чи­ки упус­ти­ли из ви­ду, что и нем­цы так­же оце­ни­ва­ют ме­ст­ность, что и с их точ­ки зре­ния этот уча­сток пред­став­ля­ет наи­боль­шую опас­ность. Имен­но так и слу­чи­лось: нем­цы бди­тель­но ох­ра­ня­ли этот уча­сток и вся­кий раз пре­ду­пре­ж­да­ли дей­ст­вия раз­вед­чи­ков.

Ко­ман­дир ди­ви­зии ука­зал раз­вед­чи­кам на эту ошиб­ку. При даль­ней­шем изы­ска­нии спо­со­ба дей­ст­вий один из них пред­ло­жил сле­дую­щий ва­ри­ант: про­ник­нуть в рас­по­ло­же­ние про­тив­ни­ка по ре­ке. Мно­гим этот ва­ри­ант по­ка­зал­ся весь­ма со­мни­тель­ным. Ре­ка, пе­ре­се­кав­шая за­ня­тый со­вет­ски­ми вой­ска­ми лес, при вы­хо­де на от­кры­тую ме­ст­ность оги­ба­ла вы­со­ту, обо­ро­няе­мую про­тив­ни­ком. Бе­рег ре­ки в этом мес­те был го­лый ска­ли­стый, мес­та­ми об­ры­ви­стый. Что­бы по­пасть на не­го, на­до бы­ло про­плыть по со­вер­шен­но от­кры­то­му уча­ст­ку ре­ки. Од­на­ко пред­ло­же­ние бы­ло одоб­ре­но ко­ман­ди­ром 331-й стрел­ко­вой ди­ви­зии и, как по­ка­за­ли даль­ней­шие со­бы­тия, пол­но­стью се­бя оп­рав­да­ло. Про­тив­ник был за­хва­чен врас­плох.

Та­ким об­ра­зом, от­каз от шаб­ло­на при­нес раз­вед­чи­кам ус­пех. Этот при­мер убе­ди­тель­но до­ка­зал, что ус­пех раз­вед­ки очень час­то за­ви­сел от то­го, на­сколь­ко вне­зап­но она дей­ст­во­ва­ла, при­чем во всех слу­ча­ях бы­ло вы­год­нее, ес­ли уда­ва­лось со­брать све­де­ния, не об­на­ру­жив се­бя и не дав про­тив­ни­ку по­нять, что его мас­ки­ров­ка рас­кры­та.

Во мно­гом рас­ши­ри­лись и ус­лож­ни­лись за­да­чи по про­ве­де­нию по­ис­ков. На раз­вед­чи­ков, по­ми­мо за­дач по раз­вед­ке рас­по­ло­же­ния шта­бов, уз­лов свя­зи, пе­ре­дви­же­ния и рас­по­ло­же­ния войск про­тив­ни­ка, его ин­же­нер­ных со­ору­же­ний и ог­не­вой сис­те­мы, очень час­то воз­ла­га­лись за­да­чи - вне­зап­ным на­ле­том за­хва­тить ка­кой-ли­бо штаб про­тив­ни­ка, раз­гро­мить его, пле­нить офи­це­ров, за­хва­тить до­ку­мен­ты. Для вы­пол­не­ния та­ких за­дач нуж­ны бы­ли ак­тив­ные, ре­ши­тель­ные и дерз­кие раз­вед­чи­ки, т.е. лю­ди с та­ки­ми ка­че­ст­ва­ми, ко­то­рые да­ле­ко не вся­ко­му че­ло­ве­ку при­су­щи. Тре­бо­ва­лось серь­ез­ное обу­че­ние и вос­пи­та­ние. Имен­но этот опыт фрон­то­вой шко­лы мож­но и нуж­но все­мер­но ис­поль­зо­вать при под­го­тов­ке раз­вед­чи­ков в мир­ное вре­мя.

Ата­ка со­вет­ских пе­хо­тин­цев. 1-й Ук­ра­ин­ский фронт. Львов. 1944 год

Ус­ло­вия под­го­тов­ки раз­вед­чи­ков в мир­ное вре­мя во мно­гом от­ли­ча­ют­ся от фрон­то­вых. Это оз­на­ча­ет, что при обу­че­нии в мир­ных ус­ло­ви­ях нель­зя ме­ха­ни­че­ски пе­ре­но­сить ме­то­ды вос­пи­та­ния и обу­че­ния во­ен­но­го вре­ме­ни.

На фрон­те, как мы зна­ем, сол­да­т-раз­вед­чик в по­ряд­ке уче­бы по­лу­чал лишь эле­мен­тар­ные све­де­ния и на­вы­ки. Его под­лин­ной шко­лой бы­ла су­ро­вая фрон­то­вая жизнь; об­ста­нов­ка, по­сто­ян­но со­пря­жен­ная с опас­но­стя­ми, спо­соб­ст­во­ва­ла вы­ра­бот­ке у раз­вед­чи­ка не­об­хо­ди­мых ему ка­честв.

По­ло­жи­тель­ны­ми сто­ро­на­ми фрон­то­вой шко­лы бы­ли не­по­сред­ст­вен­ность вос­при­ятия и ре­аль­ность об­ста­нов­ки, да­вав­шие бо­га­тей­шую пи­щу для на­блю­де­ния раз­вед­чи­ка. Что же при та­ких ус­ло­ви­ях тре­бо­ва­лось от ко­ман­ди­ра? Не­мно­гое: тща­тель­ная под­го­тов­ка к дей­ст­ви­ям, со­вет, ука­за­ние, лич­ный при­мер, уме­лый раз­бор про­ве­ден­ных дей­ст­вий - вот весь ар­се­нал учеб­но-пе­да­го­ги­че­ской прак­ти­ки.

Раз­ве­ды­ва­тель­ные под­раз­де­ле­ния вой­ско­вой раз­вед­ки на фрон­те в го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны по­пол­ня­лись наи­бо­лее от­важ­ны­ми сол­да­та­ми, ко­то­рые про­яви­ли се­бя в пре­ды­ду­щих бо­ях. Это об­стоя­тель­ст­во спо­соб­ст­во­ва­ло уком­плек­то­ва­нию раз­ве­ды­ва­тель­ных под­раз­де­ле­ний от­бор­ны­ми людь­ми.

Та­ко­вы бы­ли по­ло­жи­тель­ные сто­ро­ны фрон­то­вой шко­лы. Не­дос­тат­ком же ее бы­ло то, что раз­вед­чик не по­лу­чал дос­та­точ­но­го все­сто­рон­не­го раз­ви­тия и нуж­ных тео­ре­ти­че­ских по­зна­ний.

В ус­ло­ви­ях мир­но­го вре­ме­ни име­ют­ся все воз­мож­но­сти для хо­ро­шей под­го­тов­ки раз­вед­чи­ков. К ус­лу­гам ко­ман­ди­ров и вре­мя, и точ­ные ука­за­ния про­грам­мы, и бо­га­тей­ший бое­вой опыт. Важ­но, что­бы ко­ман­дир уме­ло ис­поль­зо­вал все эти сред­ст­ва.

В све­те из­ло­жен­ных вы­ше тре­бо­ва­ний раз­бе­рем от­дель­ные прак­ти­че­ские во­про­сы под­го­тов­ки раз­вед­чи­ка.

Под­бор раз­вед­чи­ков

Не­об­хо­ди­мость тща­тель­но­го от­бо­ра сол­дат в раз­ве­ды­ва­тель­ные под­раз­де­ле­ния и для дей­ст­вий в вой­ско­вой раз­вед­ке вы­те­ка­ет из все­го пре­ды­ду­ще­го вы­сту­п­ле­ния.

Рас­крыть ха­рак­тер и ка­че­ст­ва че­ло­ве­ка в мир­ных ус­ло­ви­ях зна­чи­тель­но труд­нее, чем на вой­не. Здесь ну­жен на­ме­тан­ный глаз ко­ман­ди­ра, его уме­ние оце­нить че­ло­ве­ка по от­дель­ным штри­хам в по­ве­де­нии, в от­но­ше­нии к по­ру­чен­ным обя­зан­но­стям, к то­ва­ри­щам. Од­на­ко име­ет­ся и ряд дру­гих при­зна­ков, ко­то­рые ко­ман­дир обя­зан знать, ибо они об­лег­ча­ют ему воз­мож­ность вы­не­сти су­ж­де­ние о че­ло­ве­ке в це­лом. Ка­ко­вы же эти при­зна­ки?

Пре­ж­де все­го об­раз жиз­ни и тру­до­вая дея­тель­ность сол­да­та до ар­мии. Из­вест­но, на­при­мер, что из та­еж­но­го охот­ни­ка или ста­ра­те­ля лег­че под­го­то­вить опыт­но­го раз­вед­чи­ка, ибо он уже об­ла­да­ет та­ки­ми ка­че­ст­ва­ми, как вы­нос­ли­вость, на­блю­да­тель­ность, ори­ен­ти­ров­ка и про­чее. То же мож­но ска­зать и о ра­бо­чих ле­со­за­го­то­ви­тель­ных, при­ис­ко­вых, гео­ло­го­раз­ве­доч­ных и дру­гих пар­тий, чья жизнь про­хо­дит в су­ро­вой об­ста­нов­ке, в по­сто­ян­ной борь­бе с си­ла­ми при­ро­ды, в пре­одо­ле­нии все­воз­мож­ных труд­но­стей.

Вто­рой при­знак - гра­мот­ность. Раз­вед­чик дол­жен обя­за­тель­но быть гра­мот­ным. Нель­зя одоб­рить, на­при­мер, та­ко­го под­хо­да, ко­гда в раз­ве­ды­ва­тель­ные под­раз­де­ле­ния по­па­да­ют кос­ноя­зыч­ные сол­да­ты, не умею­щие хо­ро­шо на­пи­сать до­не­се­ние или тол­ко­во до­ло­жить о за­ме­чен­ном.

Важ­ным при­зна­ком при­год­но­сти че­ло­ве­ка к дей­ст­ви­ям в раз­вед­ке яв­ля­ет­ся и его фи­зи­че­ская раз­ви­тость. Хо­ро­ший спорт­смен - лег­ко­ат­лет, бок­сер, лыж­ник - с креп­ким здо­ровь­ем, ост­рым зре­ни­ем и слу­хом, не­со­мнен­но, име­ет боль­ше шан­сов стать хо­ро­шим раз­вед­чи­ком.

И на­ко­нец, на­до учи­ты­вать лю­бовь сол­да­та к это­му де­лу, его стрем­ле­ние стать раз­вед­чи­ком, как это бы­ло на фрон­те, где в раз­вед­ку шли по соб­ст­вен­но­му же­ла­нию.

Во­про­сы вос­пи­та­ния и обу­че­ния

Од­на из за­дач вос­пи­та­ния раз­вед­чи­ка - раз­ви­вать у сол­дат лю­бовь к сво­ей спе­ци­аль­но­сти, к раз­ве­ды­ва­тель­ной служ­бе. По­лез­но по­сто­ян­но рас­ска­зы­вать сол­да­там о бое­вых де­лах раз­вед­чи­ко­в-ф­рон­то­ви­ков, об их от­ва­ге, му­же­ст­ве и лов­ко­сти.

Рас­ска­зы о бое­вом мас­тер­ст­ве раз­вед­чи­ков же­ла­тель­но под­кре­п­лять на­гляд­ным, по­учи­тель­ным по­ка­зом тех или иных дей­ст­вий.

...Разведвзвод од­но­го ко­ман­ди­ра во вре­мя пе­ре­пра­вы от­ды­хал на лес­ной по­ля­не. Ко­ман­дир раз­ре­шил бой­цам за­ку­рить, а сам стал рас­ска­зы­вать о том, как од­на­ж­ды на фрон­те снай­пер на­нес зна­чи­тель­ный вред про­тив­ни­ку, вы­ве­дя не­сколь­ких его офи­це­ров и на­блю­да­те­лей из строя, и как, не­смот­ря на тща­тель­ную слеж­ку вра­га, по­след­не­му не уда­лось об­на­ру­жить по­зи­ции снай­пе­ра. Во вре­мя рас­ска­за ко­ман­ди­ра один из бой­цов вдруг по­чув­ст­во­вал, что пень, на ко­то­ром он си­дел, за­ше­ве­лил­ся. Бо­ец вско­чил, вско­чил и его со­сед по той же при­чи­не. Пе­ред удив­лен­ны­ми слу­ша­те­ля­ми из-под пней, ко­то­ры­ми при­кры­ва­лись глу­бо­кие ямы, вы­лез­ли два сер­жан­та, за­ра­нее за­мас­ки­ро­вав­шие­ся там.

При­ем не­слож­ный, но ост­ро­ум­ный. Эф­фект был силь­ный и спо­соб­ст­во­вал по­вы­ше­нию ин­те­ре­са раз­вед­чи­ков к сво­ему де­лу. Что­бы по­сто­ян­но под­чер­ки­вать важ­ность и зна­че­ние спе­ци­аль­но­сти раз­вед­чи­ка, сле­ду­ет в за­клю­че­ние рас­ска­за о бое­вом эпи­зо­де ука­зать, к ка­ким ре­зуль­та­там при­ве­ла раз­вед­ка, т.е. ка­кую цен­ную служ­бу со­слу­жи­ли раз­вед­чи­ки для час­ти.

На­ря­ду с этим не­об­хо­ди­мо и хо­ро­шо учить, за­ин­те­ре­со­вы­вать сол­да­та со­дер­жа­ни­ем за­ня­тия, вы­зы­вать у не­го же­ла­ние ов­ла­деть слож­ной про­фес­си­ей раз­вед­чи­ка. С этой точ­ки зре­ния важ­ное зна­че­ние име­ет вни­ма­тель­ное от­но­ше­ние к пер­вым ус­пе­хам бой­ца. Пер­вый ус­пех нуж­но от­ме­чать, по­хва­лить бой­ца за усер­дие в уче­бе. Это обод­ря­ет и во­оду­шев­ля­ет сол­да­та. Тот, кто но­сил по­го­ны ря­до­во­го, зна­ет це­ну пер­вой по­хва­лы ко­ман­ди­ра: она за­по­ми­на­ет­ся на дол­гое вре­мя и яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мым сти­му­лом по­вы­ше­ния ак­тив­но­сти сол­да­та в уче­бе.

Бое­вая дея­тель­ность раз­вед­чи­ка, как из­вест- но, на­сы­ще­на эле­мен­та­ми вне­зап­но­сти. Ес­те­ст­вен­но, что и в обу­че­нии нуж­но в ка­кой-то ме­ре соз­да­вать эти ус­ло­вия, что­бы раз­вед­чик при­вы­кал быть на­сто­ро­жен­ным, внут­рен­не со­б­ран­ным. К при­ме­ру, раз­вед­вз­вод идет на за­ня­тие и с пу­ти под­вер­га­ет­ся вне­зап­но­му на­па­де­нию из за­са­ды. И ес­ли это по­вто­ря­ет­ся не­сколь­ко раз, при­чем в раз­лич­ных ва­ри­ан­тах, на раз­ной ме­ст­но­сти и в раз­ное вре­мя, то у бой­цов не­пре­мен­но вы­ра­бо­та­ет­ся чув­ст­во на­сто­ро­жен­но­сти.

С той же це­лью ко­ман­дир дол­жен ча­ще про­во­дить ноч­ные за­ня­тия и учеб­ные тре­во­ги; соз­да­вать для иду­щих в раз­вед­ку тя­же­лую об­ста­нов­ку и т. д. Все эти ус­ло­вия бу­дут, не­со­мнен­но, спо­соб­ст­во­вать пра­виль­но­му вос­пи­та­нию раз­вед­чи­ков.

Про­цесс прак­ти­че­ско­го обу­че­ния со­сто­ит из двух ос­нов­ных час­тей: пер­вая - на­гляд­ный по­каз изу­чае­мо­го прие­ма (дей­ст­вия) с крат­ким по­яс­не­ни­ем ко­ман­ди­ра и вто­рая - за­кре­п­ле­ние изу­чае­мо­го прие­ма (дей­ст­вия) тре­ни­ров­кой обу­чаю­ще­го­ся. При этом как в пер­вом, так и во вто­ром слу­чае ко­ман­дир дол­жен из­брать та­кой спо­соб, ко­то­рый по­зво­лял бы ак­тив­но воз­дей­ст­во­вать на под­чи­нен­но­го.

Пред­по­ло­жим, что от­де­ле­ние изу­ча­ет те­му: «Дей­ст­вия раз­ве­ды­ва­тель­но­го до­зо­ра в раз­вед­ке на­се­лен­но­го пунк­та». Как ор­га­ни­зо­вать и про­вес­ти это за­ня­тие? Мож­но по-раз­но­му: без «про­тив­ни­ка»; с обо­зна­чен­ным про­тив­ни­ком, и с ре­аль­но дей­ст­вую­щим «про­тив­ни­ком».

Ко­неч­но, из всех ва­ри­ан­тов, по­след­ний яв­ля­ет­ся наи­бо­лее по­учи­тель­ным: при­сут­ст­вие «про­тив­ни­ка» ак­тив­но влия­ет на бой­цов, при­бли­жа­ет их дей­ст­вия к бое­вым ус­ло­ви­ям. Один из ко­ман­ди­ров да­же при обу­че­нии бой­цов тех­ни­ке пе­ре­пол­за­ния на­шел нуж­ным обо­зна­чить «про­тив­ни­ка». По­ка­зав прие­мы пра­виль­но­го и не­пра­виль­но­го пе­ре­пол­за­ния, он при­ка­зал од­но­му из ко­ман­ди­ров от­де­ле­ний про­де­лать то же са­мое, но отой­дя на зна­чи­тель­ное рас­стоя­ние от раз­вед­чи­ков. Сол­да­ты на­гляд­но убе­ди­лись, что при пра­виль­ной тех­ни­ке пе­ре­пол­за­ния раз­вед­чи­ка об­на­ру­жить труд­но.

Пе­рей­дя за­тем к тре­ни­ров­ке, ко­ман­дир вы­ста­вил на­блю­да­те­ля, ко­то­рый под­ме­чал ошиб­ки со сто­ро­ны «про­тив­ни­ка». Осо­бое зна­че­ние име­ет обу­че­ние ори­ен­ти­ро­ва­нию. Раз­вед­чи­ку на­до уметь ори­ен­ти­ро­вать­ся на ме­ст­но­сти все­ми спо­со­ба­ми: по ком­па­су, солн­цу, звез­дам, сре­зу ство­ла де­ре­ва, мху, по гус­то­те ли­ст­вен­но­го по­кро­ва, по зву­ку, по за­па­ху, по ося­за­нию на­прав­ле­ния вет­ра, сол­неч­ных лу­чей и т. д. С це­лью обу­че­ния ори­ен­ти­ров­ке це­ле­со­об­раз­но вы­во­зить раз­вед­чи­ков с за­вя­зан­ны­ми гла­за­ми на не­зна­ко­мую ме­ст­ность и там да­вать за­да­ние: най­ти до­ро­гу и вер­нуть­ся в рас­по­ло­же­ние час­ти.

Весь­ма важ­но раз­ви­вать у раз­вед­чи­ков са­мо­стоя­тель­ность и осоз­нан­ность в дей­ст­ви­ях, спо­соб­ность без по­сто­рон­ней по­мо­щи при­ни­мать ре­ше­ния и про­во­дить их в жизнь. Как на­до под­хо­дить к это­му, по­ка­жем на сле­дую­щем при­ме­ре.

Ус­ло­вим­ся, что раз­вед­чик не­пра­виль­но вы­брал ме­сто для на­блю­де­ния, уст­ро­ив­шись за от­дель­но стоя­щим кус­том, на от­кры­той ме­ст­но­сти. Слу­чай ха­рак­тер­ный. У мо­ло­дых сол­дат очень раз­ви­то стрем­ле­ние «при­жи­мать­ся» к ме­ст­ным пред­ме­там без уче­та то­го, ук­ры­ва­ют они от на­блю­де­ния про­тив­ни­ка или, на­обо­рот, де­ма­ски­ру­ют. Как же нуж­но по­сту­пить в этом слу­чае ко­ман­ди­ру? Мож­но про­сто ука­зать: «То­ва­рищ Ива­нов, вы до­пус­ти­ли ошиб­ку, рас­по­ло­жив­шись эа этим кус­том», и объ­яс­нить воз­мож­ные по­след­ст­вия ошиб­ки. При­да­вая бо­лее важ­ное зна­че­ние ошиб­ке, мож­но со­брать всю груп­пу обу­чае­мых и при всех ра­зо­брать ошиб­ку. Но мож­но, на­ко­нец, за­ста­вить на­блю­да­те­ля убе­дить­ся в су­ще­ст­ве сво­ей ошиб­ки, за­дав ему в при­сут­ст­вии груп­пы ряд во­про­сов. На­при­мер: «По­че­му вы из­бра­ли этот куст для на­блю­де­ния? Как он ви­ден про­тив­ни­ку? Бу­дет ли про­тив­ник об­ра­щать вни­ма­ние на этот куст и не «про­щу­па­ет» ли его ог­нем ав­то­ма­та?» и т. д.

По­след­ний ме­тод весь­ма по­учи­те­лен: он за­став­ля­ет бой­ца боль­ше мыс­лить, луч­ше оце­ни­вать об­ста­нов­ку и при­ня­тые им ре­ше­ния, не вы­зы­вая в то же вре­мя у не­го со­мне­ния в сво­их спо­соб­но­стях. Ко­неч­но, дан­ный ме­тод тре­бу­ет хо­ро­шей под­го­тов­лен­но­сти ко­ман­ди­ра и за­тра­ты боль­ше­го вре­ме­ни. Од­на­ко, ес­ли до­пу­щен­ная сол­да­том ошиб­ка яв­ля­ет­ся ха­рак­тер­ной для дру­гих обу­чаю­щих­ся, та­кой раз­бор весь­ма по­ле­зен.

Все ска­зан­ное вы­ше еще раз под­твер­жда­ет серь­ез­ность обя­зан­но­стей офи­це­ров раз­ве­ды­ва­тель­ных под­раз­де­ле­ний. Что­бы быть хо­ро­ши­ми вос­пи­та­те­ля­ми и учи­те­ля­ми раз­вед­чи­ков, они долж­ны са­ми упор­но за­ни­мать­ся, ов­ла­де­вая ме­то­ди­кой обу­че­ния, со­вер­шен­ст­вуя свои спе­ци­аль­ные зна­ния.

Гвар­дии под­пол­ков­ник Б. Свит­ков в сво­ем вы­сту­п­ле­нии «Ог­не­вое обес­пе­че­ние дей­ст­вий раз­вед­чи­ков в по­зи­ци­он­ной обо­ро­не» так­же по­де­лил­ся фрон­то­вым опы­том офи­це­ра-раз­вед­чи­ка. По его сло­вам, нет не­об­хо­ди­мо­сти от­дель­но го­во­рить о му­же­ст­ве и мас­тер­ст­ве на­ших раз­вед­чи­ков, об их сно­ров­ке и смет­ке. Во­ин­ские ка­че­ст­ва со­вет­ских раз­вед­чи­ков об­ще­из­ве­ст­ны. И ес­ли в го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны в их раз­ве­ды­ва­тель­ных дей­ст­ви­ях по­рой бы­ва­ли не­уда­чи, то при­чи­на этих не­удач ле­жа­ла глав­ным об­ра­зом в не­пра­виль­ной ор­га­ни­за­ции и пло­хом ог­не­вом обес­пе­че­нии раз­ве­ды­ва­тель­ных дей­ст­вий. Име­ли ме­сто слу­чаи, ко­гда, дос­тиг­нув объ­ек­та ата­ки, за­хва­тив плен­ных и до­ку­мен­ты, раз­вед­чи­ки на об­рат­ном пу­ти в «ней­траль­ной» зо­не по­па­да­ли под силь­ный огонь про­тив­ни­ка и не­сли ни­чем не оп­рав­дан­ные по­те­ри. Док­лад­чик при­вел два при­ме­ра из сво­ей прак­ти­ки.

В 1942 го­ду в рай­оне Кли­ма­ты (Смо­лен­ская об­ласть) не­боль­шая раз­вед­груп­па из 312-й гвар­дей­ской стрел­ко­вой ди­ви­зии по­лу­чи­ла за­да­чу: про­со­чить­ся в тыл про­тив­ни­ка, раз­гро­мить штаб 4-го егер­ско­го ба­таль­о­на нем­цев, за­хва­тить плен­ных и до­ку­мен­ты. Вна­ча­ле все шло хо­ро­шо: груп­па скрыт­но про­ник­ла че­рез пе­ред­ний край вра­же­ской обо­ро­ны, дос­тиг­нув ука­зан­но­го на­се­лен­но­го пунк­та, и стре­ми­тель­но ата­ко­ва­ла нем­цев. Про­тив­ник, за­стиг­ну­тый врас­плох, раз­бе­жал­ся.

Че­рез не­ко­то­рое вре­мя, при­ве­дя се­бя в по­ря­док и по­лу­чив под­кре­п­ле­ние, нем­цы пе­ре­шли в контр­ата­ку. Ко­ман­дир груп­пы дал сиг­нал под­дер­жи­ваю­щим сред­ст­вам от­крыть огонь. Сиг­нал не был при­нят. Да­ли вто­рой сиг­нал, но ар­тил­ле­рия и ми­но­ме­ты и по вто­ро­му сиг­на­лу не от­кры­ли ог­ня. Груп­па вы­ну­ж­де­на бы­ла всту­пить в бой без ог­не­вой под­держ­ки и не имея дос­та­точ­но­го ко­ли­че­ст­ва бо­е­при­па­сов. Толь­ко бла­го­да­ря му­же­ст­ву и мас­тер­ст­ву лич­но­го со­ста­ва раз­вед­чи­кам уда­лось срав­ни­тель­но бла­го­по­луч­но вый­ти из тя­же­ло­го по­ло­же­ния и вер­нуть­ся в свою часть. Од­на­ко пол­но­стью за­да­чу они не вы­пол­ни­ли - дос­та­ви­ли толь­ко до­ку­мен­ты.

Вто­рой при­мер. В 1943 го­ду в рай­оне ст. Чер­но­зем (же­лез­но­до­рож­ный уча­сток Ве­ли­кие Лу­ки - Не­вель) груп­па раз­вед­чи­ков од­но­го из пол­ков 21-й гвар­дей­ской стрел­ко­вой ди­ви­зии во­рва­лась но­чью в тран­шею про­тив­ни­ка, за­хва­ти­ла двух плен­ных и ста­ла от­хо­дить. В это вре­мя по раз­вед­чи­кам был от­крыт огонь из пу­ле­ме­та. О рас­по­ло­же­нии пу­ле­ме­та на­ши ар­тил­ле­ри­сты зна­ли, но дан­ные по не­му не под­го­то­ви­ли. В ре­зуль­та­те груп­па по­те­ря­ла око­ло по­ло­ви­ны сво­его со­ста­ва. За­хва­чен­ные в плен нем­цы так­же бы­ли уби­ты.

Раз­вед­груп­па вы­дви­га­ет­ся впе­ред. Ве­на. Ап­рель 1945 го­да

При­ве­ден­ные при­ме­ры убе­ди­тель­но сви­де­тель­ст­ву­ют, ка­кую важ­ную роль иг­ра­ет ог­не­вое обес­пе­че­ние дей­ст­вий раз­вед­чи­ков. От­сут­ст­вие ог­не­во­го обес­пе­че­ния или ма­лей­шая не­со­гла­со­ван­ность при­ме­не­ния ог­не­вых средств с дей­ст­вия­ми раз­ве­ды­ва­тель­ных ор­га­нов не­ми­нуе­мо вле­кут за со­бой срыв вы­пол­не­ния бое­вой за­да­чи и не­оп­рав­дан­ные по­те­ри.

Ос­нов­ное в ор­га­ни­за­ции ог­не­вой под­держ­ки дей­ст­вий раз­вед­чи­ков - тща­тель­ный вы­бор, под­го­тов­ка и уме­лое рас­пре­де­ле­ние ог­не­вых средств по це­лям.

Вы­бор ог­не­вых средств со­став­ля­ет важ­ней­шую обя­зан­ность офи­це­ра, ор­га­ни­зую­ще­го раз­вед­ку (ко­ман­ди­ра стрел­ко­во­го пол­ка или его на­чаль­ни­ка шта­ба). Ко­ман­дир пол­ка со­вме­ст­но со сво­им на­чаль­ни­ком ар­тил­ле­рии долж­ны оп­ре­де­лить, ка­кие ог­не­вые сред­ст­ва сле­ду­ет при­ме­нить для по­дав­ле­ния той или иной ог­не­вой точ­ки про­тив­ни­ка, ко­то­рая мо­жет по­ме­шать вы­пол­не­нию по­став­лен­ной за­да­чи. Для это­го на­до знать, что со­бой пред­став­ля­ет ка­ж­дая та­кая ог­не­вая точ­ка, име­ет ли она пе­ре­кры­тие, где вход и т.д.

Кро­ме то­го, не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать ра­ди­ус раз­ле­та ос­кол­ков ар­тил­ле­рий­ских сна­ря­дов и ми­но­мет­ных мин, что­бы при по­дав­ле­нии це­ли не по­ра­зить раз­вед­чи­ков, а так­же вре­мя дей­ст­вия по­след­них.

Из­вест­но, что в обо­ро­не ка­ж­дый пу­ле­мет про­тив­ни­ка име­ет од­ну - две за­пас­ные по­зи­ции. По­это­му не­об­хо­ди­мо оп­ре­де­лить ме­сто­на­хо­ж­де­ние этих по­зи­ций и под­го­то­вить по ним огонь, ес­ли да­же про­тив­ник не ве­дет от­ту­да ог­ня. Важ­но най­ти путь под­хо­да к ка­ж­дой це­ли, рас­по­ло­жен­ной на пе­ред­нем крае, мес­та ук­ры­тия рас­че­тов, на­блю­да­тель­ные пунк­ты и то­же под­го­то­вить по ним огонь, что­бы в нуж­ный мо­мент на­крыть их.

Ес­ли це­ли, ко­то­рые сле­ду­ет на­крыть ог­нем во вре­мя ве­де­ния раз­вед­ки, на­ме­че­ны, то по­том на­чаль­ник ар­тил­ле­рии стрел­ко­во­го пол­ка дол­жен оп­ре­де­лить: ка­кие ог­не­вые сред­ст­ва не­об­хо­ди­мо вы­де­лить и как ор­га­ни­зо­вать их огонь. За­да­чи пе­хот­ным ог­не­вым сред­ст­вам (стан­ко­вым и руч­ным пу­ле­ме­там, снай­пе­рам) ста­вят­ся на­чаль­ни­ком шта­ба пол­ка или, по его ука­за­нию, офи­це­ром раз­вед­ки пол­ка.

При ор­га­ни­за­ции ог­не­во­го обес­пе­че­ния дей­ст­вий раз­вед­чи­ков не­об­хо­ди­мо ру­ко­во­дство­вать­ся сле­дую­щи­ми пра­ви­ла­ми, про­ве­рен­ны­ми на вой­не:

    по объ­ек­ту на­па­де­ния го­то­вит­ся огонь двух-трех ми­но­ме­тов или ору­дий;
    це­ли, рас­по­ло­жен­ные от объ­ек­та на­па­де­ния на рас­стоя­нии до 50 м по фрон­ту, по­дав­ля­ют­ся стан­ко­вы­ми пу­ле­ме­та­ми, ору­дия­ми пря­мой на­вод­ки (до 76 мм) и снай­пе­ра­ми, в за­ви­си­мо­сти от вре­ме­ни дей­ст­вия, ха­рак­те­ра це­ли и т. д.;
    це­ли, рас­по­ло­жен­ные от объ­ек­та ата­ки на рас­стоя­нии от 250 до 300 м по фрон­ту, по­дав­ля­ют­ся, кро­ме пе­ре­чис­лен­ных средств, 120-мм пол­ко­вы­ми ми­но­ме­та­ми ПМ-38 обр. 1938 го­да (как из­вест­но, ра­ди­ус раз­ле­та ос­кол­ков мин 120-мм ми­но­ме­та боль­ше, чем у 82-мм ми­но­ме­та, но за­то мет­кость стрель­бы сред­не­из­но­шен­ных 120-мм ми­но­ме­тов вы­ше, чем у 82-мм ми­но­ме­тов. По­это­му це­ли, на­хо­дя­щие­ся вбли­зи объ­ек­та ата­ки, вы­год­нее по­дав­лять 120-мм ми­но­ме­та­ми), а свы­ше 300 м - 82-мм ба­таль­он­ны­ми ми­но­ме­та­ми БМ-37 обр. 1937 го­да, ору­дия­ми пря­мой на­вод­ки ка­либ­ра от 76 мм и вы­ше; при этом огонь из 120-мм ми­но­ме­тов по це­лям, рас­по­ло­жен­ным вбли­зи объ­ек­та ата­ки, от­кры­ва­ет­ся че­рез не­сколь­ко ми­нут по­сле на­ча­ла от­хо­да раз­вед­чи­ков, что­бы дать им воз­мож­ность отой­ти на 50-100 мет­ров;
    ка­ж­дая цель по­дав­ля­ет­ся не ме­нее чем дву­мя - тре­мя раз­лич­ны­ми ог­не­вы­ми сред­ст­ва­ми (на­при­мер стан­ко­вый пу­ле­мет, 82-мм ба­таль­он­ный ми­но­мет, 45-мм про­ти­во­тан­ко­вая пуш­ка);
    сек­то­ры об­стре­ла ору­дий пря­мой на­вод­ки не долж­ны за­хва­ты­вать на­прав­ле­ния, в ко­то­ром дей­ст­ву­ют раз­вед­чи­ки;
    под­дер­жи­ваю­щим сред­ст­вам для обо­ру­до­ва­ния ог­не­вых по­зи­ций, при­стрел­ки це­лей, их до­раз­вед­ки тре­бу­ет­ся от од­но­го до пя­ти дней;
    связь ог­не­вых по­зи­ций под­дер­жи­ваю­щих средств с на­блю­да­тель­ным пунк­том ко­ман­ди­ра, ор­га­ни­зую­ще­го раз­вед­ку, долж­на быть пря­мой.

На­блю­да­тель­ный пункт вы­би­ра­ет­ся в та­ком мес­те, от­ку­да хо­ро­шо ви­ден объ­ект ата­ки и, по воз­мож­но­сти, пу­ти под­хо­да и от­хо­да раз­вед­чи­ков.

В сво­ем вы­сту­п­ле­нии док­лад­чик от­дель­но ос­та­но­вил­ся на воз­мож­но­сти при­вле­че­ния гау­бич­ной ар­тил­ле­рии для по­дав­ле­ния це­лей, ме­шаю­щих раз­вед­чи­кам. По его сло­вам, гау­бич­ную ар­тил­ле­рию нель­зя ис­поль­зо­вать для этих це­лей по той при­чи­не, «что, су­дя по на­шей бое­вой прак­ти­ке, при пер­вых же раз­ры­вах ее сна­ря­дов про­тив­ник от­кры­вал нау­гад от­вет­ный огонь по ней­траль­ной зо­не, ко­то­рым час­то и на­кры­ва­лись раз­вед­чи­ки. Гау­бич­ную ар­тил­ле­рию сле­ду­ет ис­поль­зо­вать лишь для на­ле­тов по уз­лам свя­зи, ко­манд­ным пунк­там и т. п.».

Он при­вел еще два при­ме­ра из опы­та вой­ны по ор­га­ни­за­ции ог­не­во­го обес­пе­че­ния дей­ст­вий раз­ве­ды­ва­тель­ных групп днем и но­чью.

Ог­не­вое обес­пе­че­ние дей­ст­вий раз­вед­чи­ков днем спо­со­бом штур­ма в «ог­не­вые во­ро­та»

В рай­оне на­се­лен­но­го пунк­та Пус­тош­ка (Ка­ли­нин­ская об­ласть) обе сто­ро­ны обо­ро­ня­лись на бе­зы­мян­ной вы­со­те 300 м юж­нее де­рев­ни Ма­лое Ти­мо­ни­но. Нем­цы за­ни­ма­ли боль­шую (се­вер­ную) часть вы­со­ты, стрел­ко­вый ба­таль­он из со­ста­ва 11-й гвар­дей­ской стрел­ко­вой ди­ви­зии - ее юж­ные ска­ты. Тран­шеи на­хо­ди­лись на рас­стоя­нии 40 - 50 м, и обо­ро­няв­шие­ся ино­гда об­ме­ни­ва­лись руч­ны­ми гра­на­та­ми. Вслед­ст­вие это­го ни со­вет­ским вои­нам, ни нем­цам не уда­ва­лось по­ста­вить пе­ред око­па­ми ка­кие-ли­бо ин­же­нер­ные за­гра­ж­де­ния.

И вот на этом уча­ст­ке воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость за­хва­тить язы­ка. Ре­ше­но бы­ло дей­ст­во­вать днем штур­мом в «ог­не­вые во­ро­та». Суть это­го спо­со­ба со­стоя­ла в сле­дую­щем: в на­зна­чен­ное вре­мя по объ­ек­ту ата­ки фу­гас­ные ог­не­ме­ты да­ва­ли залп, ко­то­рый слу­жит сиг­на­лом для от­кры­тия ог­ня по за­ра­нее ука­зан­ным це­лям из всех средств, под­дер­жи­ваю­щих раз­вед­чи­ков, и од­но­вре­мен­но - сиг­на­лом к на­ча­лу ата­ки.

Как был ор­га­ни­зо­ван и про­из­ве­ден зтот ин­те­рес­ный по­иск? По­сле то­го как был вы­бран объ­ект по­ис­ка и оп­ре­де­ле­ны ог­не­вые точ­ки про­тив­ни­ка, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо по­да­вить, на­чаль­ник шта­ба стрел­ко­во­го пол­ка за три дня до на­ча­ла по­ис­ка со­брал ко­ман­ди­ров под­дер­жи­ваю­щих ог­не­вых средств. Ка­ж­до­му из них он по­ста­вил за­да­чу по обес­пе­че­нию дей­ст­вий раз­вед­чи­ков и ука­зал на ме­ст­но­сти це­ли. На­хо­див­ший­ся здесь же на­чаль­ник ар­тил­ле­рии пол­ка дал ука­за­ния о по­ряд­ке при­стрел­ки це­лей, о под­го­тов­ке бо­е­при­па­сов для ка­ж­до­го ору­дия, ми­но­ме­та и о соз­да­нии не­об­хо­ди­мо­го ре­зер­ва бо­е­при­па­сов. Все­го для обес­пе­че­ния дей­ст­вий раз­вед­чи­ков вы­де­ли­ли 82-мм ба­таль­он­ных ми­но­ме­тов - 6, 120-мм пол­ко­вых ми­но­ме­тов - 4, 45-мм про­ти­во­тан­ко­вых ору­дий - 4, 122-мм гау­биц - 2, стан­ко­вых пу­ле­ме­тов «Мак­сим» - 5, фу­гас­ных ог­не­ме­тов ФОГ-1 - 6 штук и 10 снай­пе­ров.

Че­рез два дня на­чаль­ник шта­ба стрел­ко­во­го пол­ка сно­ва со­брал всех ко­ман­ди­ров под­дер­жи­ваю­щих средств, офи­це­ра раз­вед­ки пол­ка, ко­ман­ди­ра взво­да раз­вед­чи­ков и всех раз­вед­чи­ков - уча­ст­ни­ков по­ис­ка, оз­на­ко­мил их с пла­ном и про­вел тре­ни­ро­воч­ное за­ня­тие. По окон­ча­нии за­ня­тий на­чаль­ник шта­ба, на­чаль­ник ар­тил­ле­рии, офи­цер р

Война в Сирии
Свежее видео Сирия
Война на Украине
Война в Южной Осетии
Война в Афганистане
Свежее видео Украина
От администрации
Статистика
» Личный состав
Всего: 6548
Новых за месяц: 134
Новых за неделю: 33
Новых вчера: 2
Новых сегодня: 4

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 17
Солдат: 17
Офицеров: 0

Кто нас сегодня посетил

При копировании материалов, активная ссылка на www.Soldati-Russian.ru обязательна!

«Солдаты РФ» © 2010-2017 Все права защищены