Вторник, 21.11.2017, 02:07
Меню
Чеченская война
Интервью
Присоединяйся!
Рассказы участников Чечни
Армия России
Популярное на блоге


Из-за боль­шо­го раз­но­об­ра­зия це­лей и за­дач, ре­шае­мых ав­то­ма­ти­че­ским стрел­ко­вым ору­жи­ем, тре­бу­ют­ся па­тро­ны с пу­ля­ми и сна­ря­да­ми раз­лич­но­го дей­ст­вия. В ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии при­ме­ня­ют­ся как пу­ли, так и сна­ря­ды. Бо­лее об­щим яв­ля­ет­ся тер­мин «сна­ряд», под ко­то­рым по­ни­ма­ют лю­бое ме­тае­мое те­ло. При­ме­ни­тель­но к стрел­ко­во­му ору­жию его обыч­но на­зы­ва­ют пу­лей, ос­тав­ляя за сна­ря­дом при­над­леж­ность к ар­тил­ле­рий­ско­му воо­ру­же­нию. По ка­ким при­зна­кам мож­но от­ли­чить пу­лю от соб­ст­вен­но сна­ря­да?

Ис­то­ри­че­ски сна­ряд в от­ли­чие от пу­ли имел спе­ци­аль­ное дей­ст­вие и сна­ря­жал­ся взрыв­ча­тым ве­ще­ст­вом, а пу­ля бы­ла сплош­ной, без ка­ко­го-ли­бо сна­ря­же­ния. В со­вре­мен­ном ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии сна­ря­жа­ют­ся не толь­ко сна­ря­ды, но и пу­ли. Раз­де­ле­ние по спо­со­бу вре­за­ния в на­ре­зы ка­на­ла ство­ла (сна­ряд - ве­ду­щим поя­ском, пу­ля - обо­лоч­кой) то­же весь­ма ус­лов­но. На­при­мер, ве­де­ние по ка­на­лу ство­ла стре­ло­вид­ной опе­рен­ной под­ка­ли­бер­ной пу­ли обес­пе­чи­ва­ет­ся под­до­ном. В этом слу­чае на­ре­зы в ка­на­ле ство­ла не тре­бу­ют­ся, стрель­ба ве­дет­ся из глад­ко­го ство­ла.

По­это­му в на­стоя­щее вре­мя пу­лей на­зы­ва­ет­ся сна­ряд стрел­ко­во­го ору­жия ма­ло­го ка­либ­ра (обыч­но до 15 мм).

Не­боль­шие раз­ме­ры пуль и мас­со­вость про­из­вод­ст­ва обу­сло­ви­ли тре­бо­ва­ния пре­дель­ной про­сто­ты их кон­ст­рук­ции. Имен­но по этой при­чи­не пу­ли, как пра­ви­ло, не име­ют ве­ду­щих поя­сков.

В за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния и ха­рак­те­ра дей­ст­вия пу­ли де­лят­ся на обык­но­вен­ные и спе­ци­аль­ные.

Обык­но­вен­ные пу­ли пред­на­зна­ча­ют­ся для по­ра­же­ния от­кры­тых и на­хо­дя­щих­ся за лег­ки­ми ук­ры­тия­ми жи­вых це­лей. Для этих пуль тре­бу­ет­ся дос­та­точ­ное убой­ное дей­ст­вие, не­об­хо­ди­мая проч­ность для про­би­ва­ния лег­ких ук­ры­тий, а так­же вы­год­ная бал­ли­сти­че­ская фор­ма. По­след­нее тре­бо­ва­ние не от­но­сит­ся к обык­но­вен­ным пу­лям пис­то­лет­ных па­тро­нов, при­ме­няе­мых для стрель­бы на не­боль­шие даль­но­сти.

Спе­ци­аль­ные пу­ли при­ме­ня­ют­ся при вы­пол­не­нии раз­лич­ных спе­ци­аль­ных за­дач, для по­ра­же­ния бое­вой тех­ни­ки и жи­вой си­лы, на­хо­дя­щей­ся за лег­ки­ми бро­ни­ро­ван­ны­ми и дру­ги­ми ук­ры­тия­ми, или для по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти стрель­бы. Спе­ци­аль­ные пу­ли мо­гут быть оди­нар­но­го (бро­не­бой­ные, за­жи­га­тель­ные, трас­си­рую­щие, раз­рыв­ные) и ком­би­ни­ро­ван­но­го (бро­не­бой­но-за­жи­га­тель­ные, бро­не­бой­но-за­жи­га­тель­но­-трас­си­рую­щие) дей­ст­вия.

Бро­не­бой­ные пу­ли долж­ны обес­пе­чи­вать по­ра­же­ние раз­лич­ных лег­ко­бро­ни­ро­ван­ных це­лей (пе­хо­тин­цы в бро­не­жи­ле­тах, бро­не­ма­ши­ны, ог­не­вые точ­ки, бое­вая тех­ни­ка).

За­жи­га­тель­ные пу­ли ис­поль­зу­ют­ся для за­жи­га­ния лег­ко­вос­пла­ме­няю­щих­ся пред­ме­тов. Для обес­пе­че­ния при­стрел­ки и це­ле­ука­за­ния ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся трас­си­рую­щие пу­ли.

Раз­рыв­ные пу­ли поя­ви­лись как сред­ст­во рас­ши­ре­ния об­лас­ти по­ра­же­ния при стрель­бе по воз­душ­ным це­лям, но, учи­ты­вая сла­бое раз­ру­ши­тель­ное дей­ст­вие раз­рыв­ных пуль ка­либ­ра 7-8 мм, по­след­ние ис­поль­зу­ют­ся как при­стре­лоч­ные, обес­пе­чи­ваю­щие ви­ди­мость мес­та па­де­ния пуль бла­го­да­ря вы­де­ляе­мой при раз­ры­ве пу­ли све­то­вой энер­гии.

По­яв­ле­ние пуль ком­би­ни­ро­ван­но­го дей­ст­вия обу­слов­ле­но стрем­ле­ни­ем к со­че­та­нию в од­ной пу­ле не­сколь­ких ви­дов спе­ци­аль­но­го дей­ст­вия для бо­лее ус­пеш­но­го по­ра­же­ния раз­лич­ных тех­ни­че­ских це­лей. Пу­ли ком­би­ни­ро­ван­но­го дей­ст­вия за­ни­ма­ют важ­ное ме­сто в бое­ком­плек­те ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия всех ка­либ­ров. По срав­не­нию с пу­ля­ми оди­нар­но­го дей­ст­вия они об­ла­да­ют не­сколь­ко мень­шей эф­фек­тив­но­стью ка­ж­до­го ви­да дей­ст­вия и име­ют бо­лее слож­ную кон­ст­рук­цию.

На­ря­ду с пу­ля­ми клас­си­че­ской схе­мы в по­след­ние го­ды ста­ли при­ме­нять­ся пу­ли но­вых кон­ст­рук­ций. К их чис­лу мож­но от­не­сти стре­ло­вид­ную опе­рен­ную под­ка­ли­бер­ную пу­лю (од­на пу­ля или па­кет с не­сколь­ки­ми пу­ля­ми в од­ном па­тро­не). Та­кая пу­ля обес­пе­чи­ва­ет боль­шую даль­ность пря­мо­го вы­стре­ла и вы­со­кое npoбивное дей­ст­вие при ис­поль­зо­ва­нии от­но­си­тель­но ма­ло­им­пульс­но­го па­тро­на. По­ис­ки ма­ло­им­пульс­но­го па­тро­на и соз­да­ние на его ос­но­ве лег­ко­го и ком­пакт­но­го ору­жия (пре­ж­де все­го пис­то­ле­тов) при­ве­ли к по­яв­ле­нию ре­ак­тив­ных пуль, имею­щих бла­го­да­ря на­ли­чию мик­ро­ре­ак­тив­но­го твер­до­то­п­лив­но­го дви­га­те­ля дос­та­точ­ную ско­рость при не­боль­шом ак­тив­ном за­ря­де.

В ав­то­ма­ти­че­ских пуш­ках, при­ме­няе­мых глав­ным об­ра­зом для стрель­бы по воз­душ­ным це­лям, ис­поль­зу­ют­ся сна­ря­ды ос­ко­лоч­но­го, фу­гас­но­го, за­жи­га­тель­но­го, трас­си­рую­ще­го и ком­би­ни­ро­ван­но­го дей­ст­вия. В па­тро­нах круп­но­ка­ли­бер­но­го стрел­ко­во­го ору­жия ино­гда ис­поль­зу­ют­ся ос­ко­лоч­ные и фу­гас­ные пу­ли.

Сна­ря­ды ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия мо­гут иметь и ку­му­ля­тив­ное дей­ст­вие (на­при­мер гра­на­ты 30?мм ав­то­ма­ти­че­ско­го гра­на­то­ме­та). При этом про­би­ва­ние бро­ни дос­ти­га­ет­ся не ки­не­ти­че­ской энер­ги­ей сна­ря­да, а за счет ку­му­ля­тив­но­го эф­фек­та.

Все со­вре­мен­ные пу­ли и сна­ря­ды име­ют про­дол­го­ва­тую фор­му, вы­би­рае­мую из ус­ло­вий умень­ше­ния сил со­про­тив­ле­ния воз­ду­ха для по­лу­че­ния наи­бо­лее на­стиль­ной тра­ек­то­рии при стрель­бе. По сво­ему внеш­не­му очер­та­нию пу­ля яв­ля­ет­ся те­лом вра­ще­ния, со­стоя­щим из го­лов­ной, или ожи­валь­ной, час­ти, ве­ду­щей, или сред­ней, и хво­сто­вой. Об­щая дли­на пу­ли и раз­ме­ры ее от­дель­ных эле­мен­тов, как пра­ви­ло, вы­ра­жа­ют­ся че­рез ве­ли­чи­ну ка­либ­ра.

Дли­на ве­ду­щей час­ти пу­ли вы­би­ра­ет­ся из ус­ло­вий вре­за­ния пу­ли в на­ре­зы и пра­виль­но­сти ее дви­же­ния по ка­на­лу ство­ла и на тра­ек­то­рии, а так­же по­лу­че­ния не­об­хо­ди­мо­го внут­рен­не­го объ­е­ма. С умень­ше­ни­ем дли­ны ве­ду­щей час­ти со­про­тив­ле­ние воз­ду­ха не­сколь­ко па­да­ет, но по­яв­ля­ет­ся опас­ность сры­ва пуль с на­ре­зов и де­мон­та­жа при дви­же­нии в ство­ле вслед­ст­вие воз­рас­та­ния дав­ле­ния со сто­ро­ны гра­ней на­ре­зов. При боль­шой дли­не ве­ду­щей час­ти воз­мо­жен раз­рыв обо­лоч­ки при вы­стре­ле и уве­ли­чен­ный из­нос по­верх­но­сти ка­на­ла ство­ла, а так­же ухуд­ше­ние ус­той­чи­во­сти пу­ли в по­ле­те. По­сколь­ку при дли­не не­опе­рен­ной пу­ли, пре­вы­шаю­щей шесть ка­либ­ров, не­воз­мож­но обес­пе­чить ее ус­той­чи­вость на тра­ек­то­рии, дли­на ве­ду­щей час­ти в ос­нов­ном за­ви­сит от вы­бран­ной дли­ны го­лов­ной час­ти.

Диа­метр ве­ду­щей час­ти име­ет зна­че­ние для об­тю­ра­ции по­ро­хо­вых га­зов, на­деж­но­сти ве­де­ния пу­ли по на­ре­зам, куч­но­сти стрель­бы и жи­ву­че­сти ство­ла. Диа­метр цен­трую­ще­го утол­ще­ния при­ни­ма­ет­ся, как при­ви­ло, мень­ше ка­либ­ра на 0,1-0,15 мм. Что­бы обес­пе­чить кре­п­ле­ние пу­ли (сна­ря­да) в дуль­це гиль­зы, на по­верх­но­сти ци­лин­д­ри­че­ской час­ти вы­пол­ня­ет­ся на­кат­ка, со­стоя­щая из од­ной или двух ка­на­вок, в ко­то­рые за­валь­цо­вы­ва­ют­ся или об­жи­ма­ют­ся стен­ки дуль­ца гиль­зы. Пис­то­лет­ные пу­ли не име­ют ка­на­вок, их кре­п­ле­ние дос­ти­га­ет­ся кер­не­ни­ем, или об­жи­мом, дуль­ца гиль­зы.

Фор­ма и раз­ме­ры хво­сто­вой час­ти ока­зы­ва­ют за­мет­ное влия­ние на со­про­тив­ле­ние воз­ду­ха при ма­лых ско­ро­стях по­ле­та пу­ли. В свя­зи с этим в пу­лях, пред­на­зна­чен­ных для стрель­бы на боль­шие даль­но­сти и имею­щих на зна­чи­тель­ной час­ти тра­ек­то­рии ско­рость мень­ше ско­ро­сти зву­ка, хво­сто­вая часть вы­пол­ня­ет­ся в ви­де усе­чен­но­го ко­ну­са. При стрель­бе на не­боль­шие даль­но­сти хво­сто­вая часть из­го­тав­ли­ва­ет­ся ци­лин­д­ри­че­ской, за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев, ко­гда ко­нус­ность ис­поль­зу­ет­ся для по­лу­че­ния не­об­хо­ди­мо­го рас­пре­де­ле­ния мас­сы пу­ли по ее дли­не.

На­ря­ду с внеш­ни­ми фор­ма­ми и раз­ме­ра­ми пуль и сна­ря­дов боль­шое влия­ние на даль­ность по­ле­та и ско­рость у це­ли име­ет по­пе­реч­ная на­груз­ка. Для пуль од­но­го ка­либ­ра при оди­на­ко­вых на­чаль­ных ско­ро­стях пу­ли с боль­шей по­пе­реч­ной на­груз­кой ис­пы­ты­ва­ют в по­ле­те мень­шее влия­ние со­про­тив­ле­ния воз­ду­ха и, сле­до­ва­тель­но, обес­пе­чи­ва­ют боль­шую даль­ность пря­мо­го вы­стре­ла. В свя­зи с этим пу­ли ино­гда раз­де­ля­ют на лег­кие и тя­же­лые. На­при­мер, лег­кая пу­ля 7,62-мм вин­то­воч­но­го па­тро­на обр. 1908/30 г. име­ет по­пе­реч­ную на­груз­ку до 22 г/кв.см, а тя­же­лая обр. 1930 г. свы­ше 25 г/кв.см. Внут­рен­нее уст­рой­ст­во пу­ли за­ви­сит от ее на­зна­че­ния.

Обык­но­вен­ные пу­ли яв­ля­ют­ся ос­нов­ным ви­дом пуль, при­ме­няе­мых для стрель­бы в стрел­ко­вом ору­жии ка­либ­ра 6,5-8 мм. В свя­зи с ис­поль­зо­ва­ни­ем их для по­ра­же­ния от­кры­тых и на­хо­дя­щих­ся за лег­ки­ми ук­ры­тия­ми жи­вых це­лей тре­бу­ет­ся, что­бы обык­но­вен­ные пу­ли об­ла­да­ли дос­та­точ­ным убой­ным и про­бив­ным дей­ст­ви­ем, не­об­хо­ди­мой проч­но­стью для про­би­ва­ния ук­ры­тий, а так­же вы­год­ной бал­ли­сти­че­ской фор­мой. По­след­нее тре­бо­ва­ние не от­но­сит­ся к обык­но­вен­ным пу­лям пис­то­лет­ных па­тро­нов, при­ме­няе­мых для стрель­бы на не­боль­шие даль­но­сти.

Обык­но­вен­ные пу­ли яв­ля­ют­ся наи­бо­лее ста­рым ти­пом пуль, при­ме­няв­ших­ся еще с древ­них пор в стрел­ко­вом ору­жии. Дли­тель­ное вре­мя они вы­пол­ня­лись сплош­ны­ми, со­стоя­щи­ми из свин­ца, обес­пе­чи­вав­ше­го лег­кую от­лив­ку пуль в вой­сках. Од­на­ко по­сле по­яв­ле­ния без­дым­но­го по­ро­ха и по­вы­ше­ния ско­ро­сти дви­же­ния пу­ли ис­поль­зо­ва­ние сплош­ных свин­цо­вых пуль ока­за­лось не­воз­мож­ным вслед­ст­вие оп­лав­ле­ния их по­верх­но­сти и их сры­вов с на­ре­зов ка­на­ла ство­ла, по­это­му они со­хра­ни­лись лишь в спор­тив­ных па­тро­нах ма­лой мощ­но­сти. В на­стоя­щее вре­мя обык­но­вен­ные пу­ли вы­пол­ня­ют­ся, как пра­ви­ло, обо­ло­чеч­ны­ми, при этом в ка­че­ст­ве ма­те­риа­ла для обо­ло­чек ис­поль­зу­ет­ся хо­лод­но­ка­та­ная ма­ло­уг­ле­ро­ди­стая сталь, об­ла­даю­щая дос­та­точ­ной проч­но­стью и пла­стич­но­стью для за­пол­не­ния на­ре­зов ка­на­ла ство­ла. При­ме­не­ние обо­лоч­ки по­зво­ли­ло уст­ра­нить сры­вы пуль с на­ре­зов и обес­пе­чить пра­виль­ность по­ле­та пу­ли на тра­ек­то­рии.

Внутрь обо­лоч­ки обык­но­вен­ных пуль за­прес­со­вы­ва­ет­ся свин­цо­вый сер­деч­ник, яв­ляю­щий­ся ос­нов­ным эле­мен­том пу­ли. Бла­го­да­ря боль­шо­му удель­но­му ве­су (11,3-11,4 г/куб. см), свин­цо­вые сер­деч­ни­ки по­зво­ля­ют по­лу­чить не­об­хо­ди­мую мас­су пу­ли при ее ма­лых ее раз­ме­рах. Сер­деч­ни­ки обо­ло­чеч­ных пуль из­го­тов­ля­ют­ся из свин­ца с до­бав­кой 1-2 % сурь­мы для уве­ли­че­ния их твер­до­сти или из ма­ло­уг­ле­ро­ди­стой ста­ли с це­лью по­вы­ше­ния про­бив­но­го дей­ст­вия и эко­но­мии свин­ца. Ме­ж­ду сталь­ны­ми сер­деч­ни­ка­ми и обо­лоч­кой за­прес­со­вы­ва­ет­ся ру­баш­ка из чис­то­го свин­ца для об­лег­че­ния вре­за­ния в на­ре­зы.

Со вре­мен Вто­рой ми­ро­вой вой­ны ши­ро­кое при­ме­не­ние по­лу­чи­ли обык­но­вен­ные пу­ли со сталь­ным сер­деч­ни­ком, обес­пе­чи­ваю­щие по­вы­ше­ние про­бив­но­го дей­ст­вия пу­ли и эко­но­мию свин­ца. Сер­деч­ни­ки та­ких пуль из­го­тав­ли­ва­ют­ся из ма­ло­уг­ле­ро­ди­стой ста­ли, обес­пе­чи­ваю­щей про­сто­ту их про­из­вод­ст­ва (штам­пов­кой в хо­лод­ном со­стоя­нии). Ме­ж­ду сер­деч­ни­ком и обо­лоч­кой за­прес­со­вы­ва­ет­ся свин­цо­вая ру­баш­ка, об­лег­чаю­щая вре­за­ние пу­ли в на­ре­зы. Она вы­пол­ня­ет­ся обыч­но из чис­то­го свин­ца (без сурь­мы), по­зво­ляю­ще­го, бла­го­да­ря вы­со­кой пла­стич­но­сти, по­лу­чать ру­баш­ки ма­лой тол­щи­ны (0,04-0,06 диа­мет­ра пу­ли).

Сре­ди кон­ст­рук­ций свин­цо­вых обо­ло­чеч­ных пуль встре­ча­ют­ся так на­зы­вае­мые раз­во­ра­чи­ваю­щие­ся пу­ли, ха­рак­тер­ные ос­лаб­лен­ной го­лов­ной ча­стью, вслед­ст­вие че­го при встре­че с це­лью они де­фор­ми­ру­ют­ся (раз­во­ра­чи­ва­ют­ся) и на­но­сят боль­шие раз­ру­ше­ния. Из-за ма­ло­го про­бив­но­го дей­ст­вия они при­ме­ня­ют­ся лишь охот­ни­ка­ми для стрель­бы по круп­но­му зве­рю.

Бро­не­бой­ные пу­ли пред­на­зна­ча­ют­ся для борь­бы с бро­ни­ро­ван­ны­ми це­ля­ми про­тив­ни­ка и его жи­вой си­лой, ук­ры­той за бро­ней срав­ни­тель­но не­боль­шой тол­щи­ны. Ос­нов­ным эле­мен­том бро­не­бой­ных пуль яв­ля­ет­ся бро­не­бой­ный сер­деч­ник, имею­щий ос­нов­ное зна­че­ние в обес­пе­че­нии бро­не­про­би­вае­мо­сти. Бро­не­бой­ный сер­деч­ник по­вы­шен­ной твер­до­сти и проч­но­сти бы­ва­ет сталь­ной или из ме­тал­ло­ке­ра­ми­че­ских ма­те­риа­лов, об­ла­даю­щих бо­лее вы­со­кой бро­не­про­би­вае­мо­стью.

Ос­нов­ным на­зна­че­ни­ем трас­си­рую­щих пуль яв­ля­ет­ся кор­рек­ти­ро­ва­ние ог­ня и це­ле­ука­за­ние, по­зво­ляю­щие по­вы­сить мет­кость стрель­бы, осо­бен­но при ве­де­нии ог­ня по бы­ст­ро­дви­жу­шим­ся це­лям и при пло­хой ви­ди­мо­сти. Кро­ме то­го, они мо­гут ис­поль­зо­вать­ся для сиг­на­ли­за­ции и по­ра­же­ния жи­вой си­лы про­тив­ни­ка.

Стрель­ба трас­си­рую­щи­ми пу­ля­ми обыч­но про­из­во­дит­ся впе­ре­меж­ку с пу­ля­ми ос­нов­но­го на­зна­че­ния (че­рез че­ты­ре - пять пуль), что обес­пе­чи­ва­ет­ся со­от­вет­ст­вую­щим сна­ря­же­ни­ем ма­га­зи­нов или лент. Для по­лу­че­ния не­об­хо­ди­мой точ­но­сти кор­рек­ти­ро­ва­ния и це­ле­ука­за­ния трас­си­рую­щие пу­ли, на­ря­ду с яр­ко­стью и дли­ной трас­сы, долж­ны об­ла­дать хо­ро­шей со­пря­гае­мо­стью сво­ей тра­ек­то­рии с тра­ек­то­рия­ми ос­нов­ных штат­ных пуль для дан­но­го па­тро­на.

Боль­шин­ст­во со­вре­мен­ных трас­си­рую­щих пуль об­ра­зу­ет при по­ле­те све­тя­щую­ся трас­су крас­но­го, зе­ле­но­го или бе­ло­го цве­та. Сре­ди них наи­бо­лее ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся пу­ли с крас­ным цве­том трас­сы, хо­ро­шо на­блю­дае­мой в раз­лич­ное вре­мя су­ток (днем, но­чью, при яр­ком солн­це и т. п.). Даль­ность трас­си­ро­ва­ния вин­то­воч­но-пу­ле­мет­ных пуль ка­либ­ра 6,5-8 мм со­став­ля­ет 800-1 500 м, круп­но­ка­ли­бер­ных - до 2500 м. Кон­ст­рук­ция трас­си­рую­щих пуль со­сто­ит, как пра­ви­ло, обыч­но из обо­лоч­ки, свин­цо­во­го сер­деч­ни­ка в го­лов­ной час­ти, ста­кан­чи­ка с трас­си­рую­щим со­ста­вом и спе­ци­аль­но­го коль­ца с кон­цен­три­че­ским от­вер­сти­ем для ис­те­че­ния про­дук­тов го­ре­ния трас­си­рую­ще­го со­ста­ва.

Дли­на и яр­кость трас­сы оп­ре­де­ля­ют­ся свой­ст­ва­ми трас­си­рую­ще­го со­ста­ва и ско­ро­стью его го­ре­ния, за­ви­ся­щей как от со­от­но­ше­ния диа­мет­ров вы­ход­но­го от­вер­стия и трас­си­рую­ще­го со­ста­ва, так и от дав­ле­ния за­прес­сов­ки. Трас­си­рую­щий со­став вос­пла­ме­ня­ет­ся от по­ро­хо­вых га­зов при дви­же­нии пу­ли по ка­на­лу ство­ла, го­рит во вре­мя по­ле­та пу­ли в воз­ду­хе, обо­зна­чая (трас­си­руя) тра­ек­то­рию. Не­об­хо­ди­мая эф­фек­тив­ность дей­ст­вия трас­си­рую­щих пуль обес­пе­чи­ва­ет­ся хи­ми­че­ским со­ста­вом и ско­ро­стью го­ре­ния трас­си­рую­ще­го ве­ще­ст­ва, а так­же гео­мет­ри­че­ски­ми раз­ме­ра­ми трас­се­ра. Цвет трас­сы за­ви­сит от ви­да при­ме­няе­мо­го окис­ли­те­ля или кра­си­те­ля.

Трас­си­рую­щий со­став за­прес­со­вы­ва­ет­ся в обо­лоч­ку па­рал­лель­ны­ми слоя­ми с та­ким же дав­ле­ни­ем, как и мак­си­маль­ное дав­ле­ние по­ро­хо­вых га­зов, что­бы обес­пе­чить ме­ха­ни­че­скую проч­ность и пре­дот­вра­тить преж­де­вре­мен­ное вы­го­ра­ние трас­си­рую­ще­го со­ста­ва. В ре­зуль­та­те из­ме­не­ния мас­сы и по­ло­же­ния цен­тра тя­же­сти пу­ли, вы­го­ра­ния трас­си­рую­ще­го со­ста­ва и экс­цен­трич­но­сти рас­по­ло­же­ния вы­ход­но­го от­вер­стия трас­се­ра куч­ность боя трас­си­рую­щих пуль в 1,5-2 раза ни­же куч­но­сти боя обык­но­вен­ных пуль. Они ус­ту­па­ют по­след­ним и по про­бив­но­му дей­ст­вию, осо­бен­но на боль­ших даль­но­стях. Го­ре­ние пи­ро­тех­ни­че­ско­го со­ста­ва со­про­во­ж­да­ет­ся вы­де­ле­ни­ем боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва те­п­ла и вы­со­кой тем­пе­ра­ту­ры (до 3000°С). Бла­го­да­ря это­му, трас­си­рую­щие пу­ли об­ла­да­ют так­же свой­ст­вом за­жи­гать лег­ко­вос­пла­ме­няе­мые ве­ще­ст­ва.

За­жи­га­тель­ные пу­ли пред­на­зна­ча­ют­ся для вос­пла­ме­не­ния го­рю­че­го (бен­зи­на, ке­ро­си­на, неф­ти), а так­же раз­лич­ных лег­ко­за­го­раю­щих­ся ма­те­риа­лов (су­хой тра­вы, со­ло­мен­ных крыш и т.п.) Впер­вые их на­ча­ли ис­поль­зо­вать во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны для борь­бы с воз­душ­ны­ми це­ля­ми (аэ­ро­ста­та­ми, са­мо­ле­та­ми). В на­стоя­щее вре­мя об­ласть при­ме­не­ния за­жи­га­тель­ных пуль зна­чи­тель­но рас­ши­ри­лась в свя­зи с на­сы­щен­но­стью ар­мий раз­лич­ны­ми ви­да­ми бое­вой тех­ни­ки и транс­порт­ных средств, чув­ст­ви­тель­ных к за­жи­га­тель­но­му дей­ст­вию.

Вы­со­кое за­жи­га­тель­ное дей­ст­вие этих пуль долж­но со­че­тать­ся с безо­пас­но­стью об­ра­ще­ния при стрель­бе и дли­тель­ном хра­не­нии.
По прин­ци­пу дей­ст­вия за­жи­га­тель­ные пу­ли де­лят­ся на два ви­да:

  • не­за­ви­си­мо от встре­чи с пре­гра­дой, с вы­де­ле­ни­ем за­жи­га­тель­но­го со­ста­ва и его го­ре­ни­ем на тра­ек­то­рии, на­чи­ная с мо­мен­та вы­ле­та пу­ли из ка­на­ла ство­ла (с не­пре­рыв­ным го­ре­ни­ем за­жи­га­тель­но­го со­ста­ва на тра­ек­то­рии);
  • с за­жи­га­тель­ным дей­ст­ви­ем при встре­че с пре­гра­дой (удар­но­го дей­ст­вия).

Пу­ли пер­во­го ви­да сна­ря­жа­ют­ся са­мо­вос­пла­ме­няю­щим­ся в ат­мо­сфе­ре за­жи­га­тель­ным со­ста­вом, обыч­но бе­лым фос­фо­ром, для вы­хо­да ко­то­ро­го на­ру­жу в бо­ко­вых стен­ках обо­лоч­ки пре­ду­смат­ри­ва­ют­ся от­вер­стия, за­па­ян­ные лег­ко­плав­ким спла­вом, ко­то­рый пла­вит­ся при дви­же­нии пу­ли по ка­на­лу ство­ла. Эф­фек­тив­ность дей­ст­вия та­ких пуль при встре­че с пре­гра­дой, имею­щей дос­та­точ­ное со­про­тив­ле­ние, обес­пе­чи­ва­ет­ся на­ли­чи­ем инер­ци­он­но­го те­ла, ко­то­рое рез­ко про­дви­га­ет­ся впе­ред, спо­соб­ст­вуя раз­ру­ше­нию го­лов­ной час­ти обо­лоч­ки и раз­брыз­ги­ва­нию фос­фо­ра. Под дей­ст­ви­ем цен­тро­беж­ных сил фос­фор вы­те­ка­ет на­ру­жу и, со­еди­ня­ясь с ки­сло­ро­дом воз­ду­ха, вос­пла­ме­ня­ет­ся от окис­ле­ния на воз­ду­хе.

Дос­то­ин­ст­во за­жи­га­тель­ных пуль это­го ти­па со­сто­ит в том, что они весь­ма чув­ст­ви­тель­ны и при со­при­кос­но­ве­нии с лег­ко­вос­пла­ме­няю­щи­ми­ся ве­ще­ст­ва­ми за­жи­га­ют их в лю­бой точ­ке тра­ек­то­рии при по­па­да­нии в раз­лич­ные це­ли не­за­ви­си­мо от их со­про­тив­ле­ния. При­ме­не­ние фос­фо­ра, об­ра­зую­ще­го при го­ре­нии во влаж­ном воз­ду­хе фос­фор­ный ан­гид­рид в ви­де бе­ло­го гус­то­го ды­ма, по­зво­ля­ет ис­поль­зо­вать эти пу­ли и ка­че­ст­ве трас­си­рую­щих. Од­на­ко вслед­ст­вие вы­де­ле­ния за­жи­га­тель­но­го со­ста­ва на тра­ек­то­рии про­ис­хо­дит его не­про­из­во­ди­тель­ное рас­хо­до­ва­ние, что рез­ко сни­жа­ет по­лез­ное ис­поль­зо­ва­ние за­жи­га­тель­ных пуль у це­ли и ог­ра­ни­чи­ва­ет даль­ность их дей­ст­вия, ко­то­рая не пре­вы­ша­ет 600 м - для пуль ка­либ­ра 7-8 мм и 1200 м - для круп­но­ка­ли­бер­ных пуль.

Бо­лее ра­цио­наль­ное ис­поль­зо­ва­ние за­жи­га­тель­но­го со­ста­ва дос­ти­га­ет­ся в пу­лях удар­но­го дей­ст­вия. В этом слу­чае фос­фор со­еди­ня­ет­ся с ки­сло­ро­дом толь­ко в ре­зуль­та­те раз­ру­ше­ния обо­лоч­ки при встре­че с пре­гра­дой. Что­бы по­вы­сить чув­ст­ви­тель­ность этих пуль к удар­ным им­пуль­сам, обо­лоч­ка де­ла­ет­ся ос­лаб­лен­ной или ста­вит­ся спе­ци­аль­ный удар­ный ме­ха­низм с кап­сю­лем. При­ме­не­ние фос­фо­ра обу­слов­ли­ва­ет осо­бые ус­ло­вия сна­ря­же­ния и хра­не­ния пуль и па­тро­нов. По­это­му в по­след­нее вре­мя в ка­че­ст­ве за­жи­га­тель­но­го со­ста­ва, осо­бен­но в пу­лях ком­би­ни­ро­ван­но­го дей­ст­вия, ис­поль­зу­ют­ся раз­лич­ные пи­ро­тех­ни­че­ские сме­си. Они со­сто­ят из двух ос­нов­ных ком­по­нен­тов - го­рю­че­го и окис­ли­те­ля, сме­ши­вае­мых при­мер­но в рав­ном со­от­но­ше­нии. В ка­че­ст­ве го­рю­че­го обыч­но ис­поль­зу­ет­ся сплав маг­ния и алю­ми­ния, а в ка­че­ст­ве окис­ли­те­ля - азот­но­кис­лый ба­рий или пер­хло­рат ка­лия. Вос­пла­ме­не­ние за­жи­га­тель­но­го со­ста­ва дос­ти­га­ет­ся к ре­зуль­та­те ди­на­ми­че­ско­го его сжа­тия при уда­ре пу­ли о пре­гра­ду и со­от­вет­ст­вую­ще­го на­гре­ва до тем­пе­ра­ту­ры вспыш­ки (око­ло 400°С). По­доб­ные пи­ро­тех­ни­че­ские сме­си обес­пе­чи­ва­ют бо­лее эф­фек­тив­ное за­жи­га­тель­ное дей­ст­вие, но чув­ст­ви­тель­ность пуль с та­ки­ми со­ста­ва­ми зна­чи­тель­но ни­же. Для уве­ли­че­ния чув­ст­ви­тель­но­сти при­ме­ня­ют­ся удар­ные ме­ха­низ­мы.

Раз­рыв­ные пу­ли поя­ви­лись как сред­ст­во для рас­ши­ре­ния об­лас­ти по­ра­же­ния при стрель­бе по воз­душ­ным це­лям (са­мо­ле­там, аэ­ро­ста­там). Дей­ст­вие этих пуль дос­ти­га­ет­ся при уда­ре в мо­мент встре­чи с це­лью (пу­ли удар­но­го дей­ст­вия). При­чем от­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью раз­рыв­ных пуль яв­ля­ет­ся на­ли­чие в них взрыв­ча­то­го ве­ще­ст­ва и взры­ва­те­ля, по­зво­ляю­ще­го де­то­ни­ро­вать раз­рыв­ной за­ряд.

Раз­рыв­ные пу­ли дис­тан­ци­он­но­го дей­ст­вия не по­лу­чи­ли при­ме­не­ния, так как они обес­пе­чи­ва­ли по­ра­же­ние це­ли толь­ко в слу­чае стрель­бы на стро­го ус­та­нов­лен­ную даль­ность.

Для стрель­бы по воз­душ­ным це­лям в на­стоя­щее вре­мя ис­поль­зу­ют­ся обыч­но круп­но­ка­ли­бер­ные раз­рыв­ные пу­ли, об­ла­даю­щие бо­лее силь­ным раз­ру­ши­тель­ным дей­ст­ви­ем. На­ря­ду с ос­ко­лоч­ным и за­жи­га­тель­ным дей­ст­ви­ем, они от­ли­ча­ют­ся так­же зна­чи­тель­ным фу­гас­ным дей­ст­ви­ем. В этих пу­лях, бла­го­да­ря их не­сколь­ко боль­шим раз­ме­рам, уда­ет­ся при­ме­нить го­лов­ные взры­ва­те­ли, об­ла­даю­щие бо­лее вы­со­кой чув­ст­ви­тель­но­стью к уда­ру и мень­шим вре­ме­нем сра­ба­ты­ва­ния (око­ло 0,001 сек). Та­кие пу­ли час­то на­зы­ва­ют­ся пу­ля­ми мгно­вен­но­го дей­ст­вия.

Вслед­ст­вие про­сто­ты уст­рой­ст­ва и на­деж­но­сти дей­ст­вия взры­ва­те­ли по­доб­но­го ти­па по­лу­чи­ли ши­ро­кое при­ме­не­ние и в ма­ло­ка­ли­бер­ных сна­ря­дах ав­то­ма­ти­че­ских пу­шек.

При­стре­лоч­ные пу­ли снаб­жа­ют­ся про­стей­ши­ми взры­ва­те­ля­ми инер­ци­он­но­го дей­ст­вия, ко­то­рые при­ме­ня­ют­ся и в за­жи­га­тель­ных пу­лях. Удар­ник удер­жи­ва­ет­ся до вы­стре­ла си­ла­ми тре­ния ста­кан­чи­ка, в ко­то­ром он раз­ме­щен, чем обес­пе­чи­вае­тет­ся безо­пас­ность в об­ра­ще­нии с па­тро­на­ми. При вы­стре­ле удар­ник взво­дит­ся, а при уда­ре в цель на­ка­лы­ва­ет кап­сюль, ко­то­рый де­то­ни­ру­ет раз­рыв­ной за­ряд. При­ме­не­ние взры­ва­те­ля инер­ци­он­но­го дей­ст­вия и рас­по­ло­же­ние его за раз­рыв­ным за­ря­дом в ря­де слу­ча­ев не по­зво­ля­ет ра­цио­наль­но ис­поль­зо­вать энер­гию по­след­не­го. По­это­му в круп­но­ка­ли­бер­ных раз­рыв­ных пу­лях при­ме­ня­ют­ся взры­ва­те­ли мгно­вен­но­го дей­ст­вия, рас­по­ло­жен­ные в го­лов­ной час­ти пу­ли и об­ла­даю­щие боль­шей чув­ст­ви­тель­но­стью к уда­ру и мень­шим вре­ме­нем сра­ба­ты­ва­ния. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ет оте­че­ст­вен­ная раз­рыв­ная пу­ля, не имею­щая удар­ни­ка; кап­сюль этой пу­ли сра­ба­ты­ва­ет от ос­кол­ков кол­пач­ка и пре­гра­ды при уда­ре пу­ли в цель.

В ка­че­ст­ве взрыв­ча­то­го ве­ще­ст­ва в раз­рыв­ных и при­стре­лоч­ных пу­лях обыч­но ис­поль­зу­ют­ся тро­тил и тет­рил, сплав­ляе­мые в оп­ре­де­лен­ном со­от­но­ше­нии для по­лу­че­ния нуж­ной чув­ст­ви­тель­но­сти и безо­пас­но­сти при стрель­бе.

Как из­вест­но, тро­тил об­ла­да­ет боль­шим за­па­сом энер­гии, силь­ным га­зо­об­ра­зо­ва­ни­ем при взры­ве и ма­лой чув­ст­ви­тель­но­стью к уда­рам и тре­нию, то­гда как тет­рил, на­ря­ду с вы­со­ки­ми взрыв­ча­ты­ми ка­че­ст­ва­ми, яв­ля­ет­ся бо­лее чув­ст­ви­тель­ным к уда­ру и лег­че де­то­ни­ру­ет.

По­яв­ле­ние пуль ком­би­ни­ро­ван­но­го дей­ст­вия обу­слов­ле­но стрем­ле­ни­ем обес­пе­чить в од­ной пу­ле не­сколь­ко ви­дов спе­ци­аль­но­го дей­ст­вия, не­об­хо­ди­мых для наи­бо­лее ус­пеш­но­го по­ра­же­ния раз­лич­ных тех­ни­че­ских це­лей.

В свя­зи с ши­ро­ким при­ме­не­ни­ем этих це­лей в со­вре­мен­ном бою пу­ли ком­би­ни­ро­ван­но­го дей­ст­вия за­ни­ма­ют весь­ма важ­ное ме­сто в бое­ком­плек­те стрел­ко­во­го ору­жия всех ка­либ­ров. По срав­не­нию с пу­ля­ми оди­нар­но­го дей­ст­вия они об­ла­да­ют не­сколь­ко мень­шей эф­фек­тив­но­стью ка­ж­до­го ви­да дей­ст­вий и яв­ля­ют­ся бо­лее слож­ны­ми в из­го­тов­ле­нии.

Сре­ди раз­лич­ных ти­пов пуль ком­би­ни­ро­ван­но­го дей­ст­вия наи­бо­лее ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся бро­не­бой­но-за­жи­га­тель­ные и бро­не­бой­но-за­жи­га­тель­но­-трас­си­рую­щие пу­ли. При­ме­не­ние этих пуль зна­чи­тель­но по­вы­си­ло дей­ст­ви­тель­ность стрель­бы, а на­ли­чие в них трас­се­ров су­ще­ст­вен­но уве­ли­чи­ло их за­жи­га­тель­ное дей­ст­вие по раз­лич­ным це­лям, со­дер­жа­щим го­рю­чие ве­ще­ст­ва, на­хо­дя­щим­ся за лег­ки­ми бро­ни­ро­ван­ны­ми за­кры­тия­ми.

Война в Сирии
Свежее видео Сирия
Война на Украине
Война в Южной Осетии
Война в Афганистане
Свежее видео Украина
От администрации
Статистика
» Личный состав
Всего: 6539
Новых за месяц: 137
Новых за неделю: 31
Новых вчера: 5
Новых сегодня: 0

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 8
Солдат: 8
Офицеров: 0

Кто нас сегодня посетил

При копировании материалов, активная ссылка на www.Soldati-Russian.ru обязательна!

«Солдаты РФ» © 2010-2017 Все права защищены