Воскресенье, 19.11.2017, 22:30
Меню
Чеченская война
Интервью
Присоединяйся!
Рассказы участников Чечни
Армия России
Популярное на блоге


Со­во­куп­ность де­та­лей и уст­ройств, обес­пе­чи­ваю­щих управ­ле­ние на­ча­лом и про­дол­жи­тель­но­стью не­пре­рыв­ной стрель­бы из ог­не­стрель­но­го ору­жия, на­зы­ва­ет­ся стре­ляю­щим ме­ха­низ­мом. Ос­нов­ной функ­ци­ей это­го ме­ха­низ­ма яв­ля­ет­ся вос­пла­ме­не­ние по­ро­хо­во­го за­ря­да в стро­го оп­ре­де­лен­ный мо­мент вре­ме­ни. Так как в со­вре­мен­ном стрел­ко­вом ору­жии стрель­ба мо­жет вес­тись оди­ноч­ным или не­пре­рыв­ным ог­нем раз­лич­ной про­дол­жи­тель­но­сти, то на эти ме­ха­низ­мы воз­ла­га­ет­ся еще и функ­ция управ­ле­ния ре­жи­мом ог­ня. На­ко­нец, стре­ляю­щие ме­ха­низ­мы, кон­ст­рук­ция ко­то­рых пре­ду­смат­ри­ва­ет раз­лич­ные пре­до­хра­ни­тель­ные уст­рой­ст­ва (пре­до­хра­ни­тель­ные ско­бы, пре­до­хра­ни­те­ли, сто­по­ря­щие шеп­та­ла или спус­ко­вые крюч­ки), ис­клю­чаю­щие слу­чай­ные вы­стре­лы, обес­пе­чи­ва­ют безо­пас­ность об­ра­ще­ния с ору­жи­ем.

Ударные механизмы

В зависимости от ви­да энер­гии, со­об­щае­мой сред­ст­ву вос­пла­ме­не­ния (кап­сю­лю, элек­тро­за­па­лу, элек­тро­кап­сю­лю) для про­из­вод­ст­ва вы­стре­ла, раз­ли­ча­ют ме­ха­низ­мы ме­ха­ни­че­ско­го дей­ст­вия и элек­тро-спус­ко­вой ме­ха­низм. В ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии стре­ляю­щие ме­ха­низ­мы по­лу­чи­ли на­зва­ние удар­но-с­пус­ко­вых. На­зна­че­ние удар­но-с­пус­ко­вых ме­ха­низ­мов за­клю­ча­ет­ся в вос­пла­ме­не­нии кап­сю­лей па­тро­нов при про­из­вод­ст­ве вы­стре­ла, на­хо­дя­щих­ся в па­трон­ни­ке ство­ла, при воз­дей­ст­вии стрел­ка на эле­мент спус­ко­во­го ме­ха­низ­ма (спуск). Так как кон­ст­рук­тив­но они час­то вы­пол­ня­ют­ся в ви­де от­дель­ных уз­лов (удар­ных и спус­ко­вых), то це­ле­со­об­раз­но рас­смот­реть уст­рой­ст­во удар­ных и спус­ко­вых ме­ха­низ­мов от­дель­но.

Удар­ный ме­ха­низм дол­жен удов­ле­тво­рять сле­дую­щим ос­нов­ным тре­бо­ва­ни­ям: на­деж­ное вос­пла­ме­не­ние кап­сю­ля; от­сут­ст­вие про­ры­ва по­ро­хо­вых га­зов че­рез кап­сюль; дос­та­точ­ная жи­ву­честь бой­ка; ис­клю­че­ние про­из­вод­ст­ва вы­стре­ла при не­за­кры­том за­тво­ре; ис­клю­че­ние сра­ба­ты­ва­ния кап­сю­ля за счет инер­ции удар­ни­ка при за­кры­ва­нии за­тво­ра.

Ос­нов­ны­ми эле­мен­та­ми удар­ных ме­ха­низ­мов яв­ля­ют­ся: удар­ник или ку­рок, ко­то­рым со­об­ща­ет­ся оп­ре­де­лен­ная ки­не­ти­че­ская энер­гия, не­об­хо­ди­мая для вос­пла­ме­не­ния кап­сю­ля, и бо­ек, слу­жа­щий для не­по­сред­ст­вен­но­го воз­дей­ст­вия на кап­сюль (удар по кап­сю­лю). Удар­ный ме­ха­низм при­во­дит­ся в дей­ст­вие пред­ва­ри­тель­но сжа­той пру­жи­ной. Ес­ли удар­ный ме­ха­низм име­ет от­дель­ную пру­жи­ну, ко­то­рая слу­жит ис­клю­чи­тель­но для со­об­ще­ния энер­гии удар­ни­ку, то та­кая пру­жи­на на­зы­ва­ет­ся бое­вой пру­жи­ной (на­при­мер, в пис­то­ле­те ПМ, ав­то­ма­те и руч­ном пу­ле­ме­те Ка­лаш­ни­ко­ва, ка­ра­би­не СКС). Ес­ли же удар­ни­ку со­об­ща­ет­ся энер­гия от воз­врат­ной пру­жи­ны, то та­кую пру­жи­ну на­зы­ва­ют воз­врат­но-бое­вой пру­жи­ной (на­при­мер в руч­ном пу­ле­ме­те ДП, стан­ко­вом пу­ле­ме­те СГМТ, еди­ном пу­ле­ме­те ПК/ПКМТ, круп­но­ка­ли­бер­ных пу­ле­ме­тах ДШКМ и КПВТ).

Удар­ник - де­таль удар­но­го ме­ха­низ­ма, пе­ре­даю­щая ки­не­ти­че­скую энер­гию уда­ра бой­ку. Не­по­сред­ст­вен­но на­но­сит удар по кап­сю­лю бо­ек или эле­мент удар­ни­ка.

Бо­ек - де­таль удар­но­го ме­ха­низ­ма, не­по­сред­ст­вен­но воз­дей­ст­вую­щая на кап­сюль для его вос­пла­ме­не­ния. Раз­мер бой­ка по диа­мет­ру и его фор­ма (на­при­мер оваль­ная или круг­лая) влия­ют на без­от­каз­ное вос­пла­ме­не­ние кап­сю­ля па­тро­на и жи­ву­честь. В прак­ти­ке наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли бой­ки круг­лой фор­мы. Встре­ча­ют­ся об­раз­цы ору­жия, имею­щие оваль­ную фор­му бой­ка.
Ку­рок - де­таль кур­ко­во­го удар­но­го ме­ха­низ­ма, пе­ре­даю­щая энер­гию бое­вой пру­жи­ны удар­ни­ку.

Удар­ный ме­ха­низм удер­жи­ва­ет­ся во взве­ден­ном со­стоя­нии де­та­лью спус­ко­во­го ме­ха­низ­ма - шеп­та­лом. Пло­щад­ка на удар­ни­ке или кур­ке, на ко­то­рую опи­ра­ет­ся шеп­та­ло при удер­жа­нии удар­но­го ме­ха­низ­ма во взве­ден­ном со­стоя­нии, на­зы­ва­ет­ся бое­вым взво­дом. Бое­вая пру­жи­на мо­жет воз­дей­ст­во­вать на ку­рок или не­по­сред­ст­вен­но на удар­ник.

Удар­ные ме­ха­низ­мы в за­ви­си­мо­сти от то­го, энер­гия ка­кой пру­жи­ны ис­поль­зу­ет­ся для при­ве­де­ния их в дей­ст­вие, де­лят­ся на два ви­да:

  1. Удар­ные ме­ха­низ­мы, ра­бо­таю­щие от бое­вой пру­жи­ны, ко­то­рые, в свою оче­редь, в за­ви­си­мо­сти от ха­рак­те­ра дви­же­ния де­та­ли, ко­то­рой со­об­ща­ет­ся ки­не­ти­че­ская энер­гия для вос­пла­ме­не­ния кап­сю­ля па­тро­на, под­раз­де­ля­ют на удар­ни­ко­вые и кур­ко­вые. Удар­ный ме­ха­низм, в ко­то­ром бое­вая пру­жи­на воз­дей­ст­ву­ет не­по­сред­ст­вен­но на удар­ник, со­вер­шаю­щий пря­мо­ли­ней­ное и по­сту­па­тель­ное дви­же­ние, на­зы­ва­ет­ся удар­ни­ко­вым.

    В кур­ко­вом ме­ха­низ­ме энер­гия бое­вой пру­жи­ны вос­при­ни­ма­ет­ся кур­ком, со­вер­шаю­щим вра­ща­тель­ное дви­же­ние во­круг оси, и пе­ре­да­ет­ся по­сред­ст­вом уда­ра удар­ни­ку или бой­ку.
  2. Удар­ные ме­ха­низ­мы, ра­бо­таю­щие от воз­врат­но-бое­вой пру­жи­ны, су­ще­ст­вен­но от­ли­ча­ют­ся от удар­ных ме­ха­низ­мов, ра­бо­таю­щих от спе­ци­аль­ной бое­вой пру­жи­ны. В этих удар­ных ме­ха­низ­мах роль удар­ни­ков или кур­ков вы­пол­ня­ют за­тво­ры или за­твор­ные ра­мы. Пру­жи­на, воз­вра­щаю­щая под­виж­ные час­ти ав­то­ма­ти­ки в ис­ход­ное по­ло­же­ние, энер­гия ко­то­рой од­но­вре­мен­но слу­жит для при­ве­де­ния в дей­ст­вие удар­но­го ме­ха­низ­ма, на­зы­ва­ет­ся воз­врат­но-бое­вой.

Це­ле­со­об­раз­ность при­ме­не­ния раз­лич­ных ти­пов удар­ных ме­ха­низ­мов оп­ре­де­ля­ет­ся глав­ным об­ра­зом кон­ст­рук­ци­ей ос­таль­ных ме­ха­низ­мов и их об­щей ком­по­нов­кой, а так­же не­ко­то­ры­ми спе­ци­фи­че­ски­ми тре­бо­ва­ния­ми к ору­жию.

Ударные механизмы, работающие от ударной пружины

Удар­ни­ко­вый ме­ха­низм - удар­ный ме­ха­низм, в ко­то­ром все де­та­ли, пе­ре­даю­щие энер­гию уда­ра, раз­ме­ще­ны в за­тво­ре и (или) на за­твор­ной ра­ме и со­про­во­ж­да­ют за­твор и (или) за­твор­ную ра­му в их дви­же­нии. В удар­ни­ко­вом (удар­ном) ме­ха­низ­ме обыч­но ос­нов­ны­ми де­та­ля­ми яв­ля­ют­ся удар­ник и бое­вая пру­жи­на. В удар­ни­ко­вых ме­ха­низ­мах удар­ник ча­ще все­го во вре­мя дви­же­ния со­еди­нен с бой­ком и ре­же бы­ва­ет не со­еди­нен. Удар­ни­ко­вые ме­ха­низ­мы при­ме­ня­ют­ся в пу­ле­ме­тах СГМТ, ПК, ПКТ, ДШКМ, КПВТ и др. В этих ме­ха­низ­мах за­твор­ная ра­ма (в пу­ле­ме­те КПВТ - за­твор) вы­пол­ня­ет роль кур­ка. В то же вре­мя сра­ба­ты­ва­ние кап­сю­ля мо­жет про­ис­хо­дить за счет инер­ции удар­ни­ка, дви­жу­ще­го­ся до это­го со­вме­ст­но с за­твор­ной ра­мой (еди­ный пу­ле­мет Ка­лаш­ни­ко­ва ПК/ПКМ). В пу­ле­ме­те КПВТ удар­ник при­во­дит­ся в дей­ст­вие за­тво­ром. Бой­ки удар­ни­ко­вых ме­ха­низ­мов мо­гут быть вы­пол­не­ны как од­но це­лое с удар­ни­ком или (для бы­ст­рой за­ме­ны их в слу­чае по­лом­ки) со­еди­не­ны с удар­ни­ком не­под­виж­ным со­еди­не­ни­ем, а так­же мо­гут вы­пол­нять­ся и от­дель­но. При­ме­не­ние удар­но­го ме­ха­низ­ма удар­ни­ко­во­го ти­па с от­дель­ным бой­ком при боль­шом хо­де удар­ни­ка по­зво­ля­ет су­ще­ст­вен­но сни­зить темп стрель­бы ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия за счет до­пол­ни­тель­но­го вре­ме­ни дви­же­ния удар­ни­ка.

По спо­со­бу взве­де­ния удар­ни­ка удар­ные ме­ха­низ­мы, ра­бо­таю­щие от бое­вой пру­жи­ны, раз­де­ля­ют на ме­ха­низ­мы со взве­де­ни­ем удар­ни­ка при дви­же­нии за­тво­ра впе­ред, при дви­же­нии за­тво­ра на­зад и ком­би­ни­ро­ван­но­го ти­па. При­ме­ром удар­но­го ме­ха­низ­ма со взве­де­ни­ем удар­ни­ка при дви­же­нии за­тво­ра на­зад мо­жет слу­жить ме­ха­низм пу­ле­ме­та "Мак­сим" обр. 1910 го­да, а при­ме­ром удар­но­го ме­ха­низ­ма со взве­де­ни­ем удар­ни­ка при дви­же­нии за­тво­ра впе­ред - удар­ный ме­ха­низм пу­ле­ме­та МG.17. Наи­бо­лее на­деж­ным в дей­ст­вии яв­ля­ет­ся пер­вый тип, ко­то­рый и по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние. На­деж­ность дей­ст­вия это­го ме­ха­низ­ма обес­пе­чи­ва­ет­ся тем, что для взве­де­ния бое­вой пру­жи­ны ис­поль­зу­ет­ся то дви­же­ние за­тво­ра, при ко­то­ром он об­ла­да­ет наи­боль­шим за­па­сом ки­не­ти­че­ской энер­гии.

В пис­то­ле­тах при­ме­ня­ют­ся толь­ко удар­ные ме­ха­низ­мы, ра­бо­таю­щие от бое­вой пру­жи­ны. Этот вид удар­ных ме­ха­низ­мов наи­бо­лее це­ле­со­об­ра­зен глав­ным об­ра­зом для са­мо­за­ряд­ных и ав­то­ма­ти­че­ских вин­то­вок, по­сколь­ку они обес­пе­чи­ва­ют взве­ден­ное по­ло­же­ние удар­ни­ка (или кур­ка) при за­пер­том за­тво­ре и умень­ша­ют вре­мя от мо­мен­та на­жа­тия на спус­ко­вой крю­чок до вы­стре­ла.

В то же вре­мя удар­ные ме­ха­низ­мы мо­гут не иметь са­мо­стоя­тель­ной бое­вой пру­жи­ны. В этом слу­чае бо­ек или удар­ник по­лу­ча­ет энер­гию от ве­ду­ще­го зве­на ав­то­ма­ти­ки в кон­це его об­рат­но­го хо­да (пис­то­ле­т-пу­ле­мет Томп­со­на, стан­ко­вый пу­ле­мет СГМ).

В не­ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии ино­гда взве­де­ние удар­ни­ка осу­ще­ст­в­ля­ют ком­би­ни­ро­ван­но. На­при­мер, в ма­га­зин­ной вин­тов­ке обр. 1891/30 го­дов взве­де­ние удар­ни­ка про­ис­хо­дит при от­пи­ра­нии за­тво­ра, т. е. при по­во­ро­те стеб­ля за­тво­ра и при окон­ча­тель­ной до­сыл­ке стеб­ля за­тво­ра впе­ред. Ком­би­ни­ро­ван­ное взве­де­ние удар­ни­ка при­ме­ня­ет­ся ино­гда и в ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии.

Кур­ко­вый ме­ха­низм - удар­ный ме­ха­низм, в ко­то­ром не­ко­то­рые де­та­ли, в том чис­ле ку­рок с бое­вой пру­жи­ной, раз­ме­ща­ют­ся вне за­тво­ра и не со­про­во­ж­да­ют за­твор и за­твор­ную ра­му в их дви­же­нии. Та­кая кон­ст­рук­ция обес­пе­чи­ва­ет сле­дую­щие пре­иму­ще­ст­ва: про­сто­ту из­го­тов­ле­ния и мон­та­жа под­виж­но­го со­еди­не­ния; ма­лые по­те­ри на тре­ние; во взве­ден­ном со­стоя­нии ку­рок мо­жет быть вы­не­сен за пре­де­лы дей­ст­вия под­виж­ных час­тей ав­то­ма­ти­ки.

В кур­ко­вом удар­ном ме­ха­низ­ме ос­нов­ны­ми де­та­ля­ми яв­ля­ют­ся удар­ник, ку­рок и бое­вая пру­жи­на. В со­вре­мен­ном ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии, как пра­ви­ло, ку­рок не со­еди­нен с бой­ком, обыч­но ку­рок на­но­сит удар по удар­ни­ку. Хо­тя в не­ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии бо­ек в кур­ко­вом ме­ха­низ­ме мо­жет быть вы­пол­нен как од­но це­лое с кур­ком (в анг­лий­ском .38 ре­воль­ве­ре N2 Мk II). В оте­че­ст­вен­ном ре­воль­ве­ре “На­ган” обр. 1895 го­да бо­ек ус­та­нов­лен в кур­ке на оси, обес­пе­чи­ваю­щей не­ко­то­рое его ка­ча­ние, что по­зво­ля­ет до­воль­но про­сто осу­ще­ст­вить его цен­три­ро­ва­ние по кап­сю­лю с по­мо­щью от­вер­стия в рам­ке ре­воль­ве­ра.

Кур­ко­вый ме­ха­низм при­ме­ня­ет­ся в пис­то­ле­тах, ка­ра­би­не СКС, ав­то­ма­те и руч­ном пу­ле­ме­те Ка­лаш­ни­ко­ва. При­ме­не­ние кур­ко­вых удар­ных ме­ха­низ­мов по­зво­ля­ет ис­клю­чить влия­ние дви­же­ния и уда­ров под­виж­ных час­тей на точ­ность при­це­ли­ва­ния и вы­стре­ла. При­ме­не­ние в пис­то­ле­те ПМ удар­но­го ме­ха­низ­ма с кур­ком от­кры­то­го ти­па обес­пе­чи­ва­ет про­сто­ту взве­де­ния ме­ха­низ­ма по­сле осеч­ки, а так­же ука­зы­ва­ет на по­ло­же­ние кур­ка (взве­ден или не взве­ден), что важ­но для обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти об­ра­ще­ния с ору­жи­ем.

В кур­ко­вом ме­ха­низ­ме удар­ник мо­жет от­сут­ст­во­вать, а ку­рок на­но­сит удар не­по­сред­ст­вен­но по бой­ку (кур­ко­вые охот­ни­чьи ру­жья). Ес­ли при этом ку­рок при­спо­соб­лен для на­руж­но­го взве­де­ния, то он дол­жен иметь от­бой - не­ко­то­рый ход на­зад с по­сле­дую­щей ус­та­нов­кой на пре­до­хра­ни­тель во из­бе­жа­ние слу­чай­но­го вы­стре­ла при слу­чай­ном ме­ха­ни­че­ском воз­дей­ст­вии на ку­рок.

Ударные механизмы, работающие от возвратно-боевой пружины

Удар­ные ме­ха­низ­мы, ра­бо­таю­щие от воз­врат­но-бое­вой пру­жи­ны, по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в пис­то­ле­та­х-пу­ле­ме­тах, руч­ных, стан­ко­вых и круп­но­ка­ли­бер­ных пу­ле­ме­тах. На­при­мер, пис­то­ле­ты-пу­ле­ме­ты Шпа­ги­на ППШ и Су­дае­ва ППС, руч­ной пу­ле­мет ДП, стан­ко­вый пу­ле­мет сис­те­мы Го­рю­но­ва СГМ, пу­ле­мет ДШК и авиа­ци­он­ный пу­ле­мет ШКАС име­ют удар­ные ме­ха­низ­мы это­го ви­да. Удар­ные ме­ха­низ­мы, ра­бо­таю­щие от воз­врат­но-бое­вой пру­жи­ны, ха­рак­те­ри­зу­ют­ся сле­дую­щи­ми осо­бен­но­стя­ми: а) име­ют боль­шой за­пас энер­гии для раз­би­тия кап­сю­ля; б) удар­ный ме­ха­низм на­хо­дит­ся на бое­вом взво­де при зад­нем по­ло­же­нии под­виж­ной сис­те­мы, при этом в па­трон­ни­ке нет па­тро­на, что спо­соб­ст­ву­ет бы­ст­ро­му ох­ла­ж­де­нию ство­ла во вре­мя ко­рот­ких пе­ре­ры­вов в стрель­бе; в) воз­мож­на про­стей­шая кон­ст­рук­ция удар­но­го ме­ха­низ­ма, осо­бен­но в сис­те­мах с от­во­дом по­ро­хо­вых га­зов (эта осо­бен­ность пол­но­стью ис­поль­зо­ва­на в оте­че­ст­вен­ных об­раз­цах ору­жия).

Спусковые механизмы

Спус­ко­вой ме­ха­низм пред­став­ля­ет со­бой со­во­куп­ность де­та­лей, обес­пе­чи­ваю­щих управ­ле­ние на­ча­лом и окон­ча­ни­ем стрель­бы, и пред­на­зна­ча­ет­ся для на­деж­но­го удер­жа­ния кур­ка, удар­ни­ка, за­тво­ра или за­твор­ной ра­мы во взве­ден­ном по­ло­же­нии пе­ред вы­стре­лом и их бы­ст­ро­го ос­во­бо­ж­де­ния при стрель­бе при воз­дей­ст­вии на эле­мент спус­ко­во­го ме­ха­низ­ма (спуск).

Спус­ко­вые ме­ха­низ­мы, при­ме­няе­мые в не­ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии, име­ют про­стое уст­рой­ст­во, ко­то­рое су­ще­ст­вен­но за­ви­сит от уст­рой­ст­ва удар­но­го ме­ха­низ­ма и об­щей ком­по­нов­ки всех ме­ха­низ­мов ору­жия.

В за­ви­си­мо­сти от ви­да стрель­бы спус­ко­вые ме­ха­низ­мы ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия де­лят­ся на три ти­па: ме­ха­низ­мы, по­зво­ляю­щие вес­ти толь­ко ав­то­ма­ти­че­скую (не­пре­рыв­ную) стрель­бу; ме­ха­низ­мы, по­зво­ляю­щие вес­ти стрель­бу толь­ко оди­ноч­ны­ми вы­стре­ла­ми; ме­ха­низ­мы ком­би­ни­ро­ван­но­го ог­ня, по­зво­ляю­щие вес­ти оди­ноч­ную и не­пре­рыв­ную стрель­бу.

Ос­нов­ны­ми эле­мен­та­ми лю­бо­го спус­ко­во­го ме­ха­низ­ма яв­ля­ют­ся:

  • шеп­та­ло - де­таль, слу­жа­щая для удер­жа­ния удар­но­го ме­ха­низ­ма (пис­то­лет ПМ, ав­то­мат АКМ/АК-74, ка­ра­бин СКС) или под­виж­ной сис­те­мы (пу­ле­ме­ты СГМТ, ПКМ, КПВТ и др.) во взве­ден­ном по­ло­же­нии и не­по­сред­ст­вен­но взаи­мо­дей­ст­вую­щая с бое­вым взво­дом - вы­сту­пом на удар­ни­ке, кур­ке, за­тво­ре или за­твор­ной ра­ме, в ко­то­рый упи­ра­ет­ся шеп­та­ло, удер­жи­вая эти де­та­ли во взве­ден­ном по­ло­же­нии;
  • спус­ко­вой крю­чок (у пу­ле­ме­та КПВТ - спус­ко­вой ры­чаг) - де­таль, управ­ляю­щая ра­бо­той шеп­та­ла для про­из­вод­ст­ва вы­стре­ла не­по­сред­ст­вен­но или че­рез сис­те­му ры­ча­гов и вос­при­ни­маю­щая уси­лие на­жа­тия от стрел­ка;
  • пру­жи­ны, слу­жа­щие для воз­вра­ще­ния де­та­лей спус­ко­во­го ме­ха­низ­ма в ис­ход­ное по­ло­же­ние.

В за­ви­си­мо­сти от кон­крет­ной кон­ст­рук­тив­ной схе­мы удар­ных и за­пи­раю­щих ме­ха­низ­мов, прин­ци­па ра­бо­ты ав­то­ма­ти­ки ору­жия и ти­па са­мо­го спус­ко­во­го ме­ха­низ­ма в его кон­ст­рук­цию мо­гут быть вве­де­ны сле­дую­щие до­пол­ни­тель­ные ме­ха­низ­мы и уст­рой­ст­ва: ра­зоб­щи­те­ли, пе­ре­во­дчи­ки ог­ня, ав­то­ма­ти­че­ские спус­ки, пре­до­хра­ни­те­ли, за­мед­ли­те­ли тем­па стрель­бы и т.д. (на­при­мер, кор­пус - в снай­пер­ской вин­тов­ке СВД; за­мед­ли­тель кур­ка - в ав­то­ма­те АКМ/АК-74).

Ра­зоб­щи­тель - де­таль, вре­мен­но на­ру­шаю­щая связь ме­ж­ду спус­ко­вым крюч­ком или дру­гой спус­ко­вой де­та­лью и шеп­та­лом для обес­пе­че­ния ос­та­нов­ки удар­но­го ме­ха­низ­ма во взве­ден­ном по­ло­же­нии при на­жа­том спус­ко­вом крюч­ке. Ра­зоб­щи­тель име­ет­ся толь­ко в спус­ко­вых ме­ха­низ­мах ору­жия, пред­на­зна­чен­но­го для оди­ноч­ной стрель­бы (ав­то­мат АКМ/АК-74, ка­ра­бин СКС).

Пе­ре­во­дчик ог­ня - де­таль, при воз­дей­ст­вии на ко­то­рую из­ме­ня­ет­ся вид ог­ня (оди­ноч­ный огонь на не­пре­рыв­ный или на­обо­рот).

Ав­то­спуск - де­таль, ав­то­ма­ти­че­ски ос­во­бо­ж­даю­щая ку­рок (в ав­то­ма­те АКМ/АК-74 и руч­ном пу­ле­ме­те РПК/РПК-74) или удар­ник для про­из­вод­ст­ва вы­стре­ла при ве­де­нии не­пре­рыв­ной стрель­бы.

Спус­ко­вые ме­ха­низ­мы в за­ви­си­мо­сти от ти­па спус­ка де­лят на крюч­ко­вые, кно­поч­ные и ры­чаж­ные. Крюч­ко­вые спус­ко­вые ме­ха­низ­мы, т.е. имею­щие спус­ко­вой крю­чок, ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся во всех ви­дах руч­но­го ору­жия. Ры­чаж­ные и кно­поч­ные спус­ко­вые ме­ха­низ­мы при­ме­ня­ют­ся глав­ным об­ра­зом для стан­ко­вых пу­ле­ме­тов.

В ав­то­ма­тах АКМ/АК-74 и руч­ных пу­ле­ме­тах РПК/РПК-74, гра­на­то­ме­тах РПГ-2 и РПГ-7, ка­ра­би­не СКС и вин­тов­ке СВД спус­ко­вой и удар­ный ме­ха­низ­мы кон­ст­рук­тив­но объ­е­ди­не­ны и на­зы­ва­ют­ся удар­но-с­пус­ко­вы­ми ме­ха­низ­ма­ми.

В пис­то­ле­тах так­же име­ют­ся объ­е­ди­нен­ные ме­ха­низ­мы, но на­зы­ва­ют­ся они удар­но-с­пус­ко­вы­ми ме­ха­низ­ма­ми с са­мо­взво­дом, т.е. с уст­рой­ст­ва­ми, даю­щи­ми воз­мож­ность взво­дить ку­рок или удар­ник при на­жа­тии на спус­ко­вой крю­чок. Так, на­при­мер. в спус­ко­вом ме­ха­низ­ме пис­то­ле­та ПМ для обес­пе­че­ния это­го на спус­ко­вой тя­ге за­кре­п­ле­на спе­ци­аль­ная де­таль, ко­то­рая при на­жа­тии на спус­ко­вой крю­чок вхо­дит в вы­рез кур­ка и по­во­ра­чи­ва­ет его, взво­дя бое­вую пру­жи­ну до тех пор, по­ка ку­рок при оп­ре­де­лен­ном по­во­ро­те этой де­та­ли не ос­во­бо­дит­ся от нее.

В пу­ле­ме­тах, пред­на­зна­чен­ных толь­ко для ве­де­ния не­пре­рыв­но­го ог­ня, спус­ко­вой и удар­ный ме­ха­низ­мы вы­пол­не­ны раз­дель­но.

В вин­тов­ке СВД, пу­ле­ме­тах СГМТ, КПВТ и НСВ спус­ко­вой ме­ха­низм ском­по­но­ван в от­дель­ном кор­пу­се. Та­кая кон­ст­рук­ция спус­ко­во­го ме­ха­низ­ма обес­пе­чи­ва­ет дос­туп к не­му при тех­ни­че­ском об­слу­жи­ва­нии и ре­мон­те, так как при этом от­де­ля­ют­ся не от­дель­ные де­та­ли, а весь ме­ха­низм в сбо­ре.

Спус­ко­вые ме­ха­низ­мы пу­ле­ме­тов КПВТ и НСВ рас­по­ло­же­ны свер­ху стволь­ной ко­роб­ки, в ос­таль­ных об­раз­цах ору­жия спус­ко­вые ме­ха­низ­мы рас­по­ло­же­ны в ниж­ней час­ти стволь­ной ко­роб­ки. Осо­бен­но­стью спус­ко­во­го ме­ха­низ­ма КПВТ яв­ля­ет­ся на­ли­чие от­рыв­но­го уст­рой­ст­ва, пред­на­зна­чен­но­го для ис­клю­че­ния ску­сы­ва­ния за­це­пов шеп­та­ла и вы­сту­пов бое­во­го взво­да за­тво­ра при мед­лен­ном от­пус­ка­нии спус­ко­во­го ры­ча­га при пре­кра­ще­нии стрель­бы.

Во мно­гих ав­то­ма­тах, пис­то­ле­та­х-пу­ле­ме­тах и руч­ных пу­ле­ме­тах при­ме­ня­ют­ся ком­би­ни­ро­ван­ные спус­ко­вые ме­ха­низ­мы, по­зво­ляю­щие вес­ти оди­ноч­ный огонь и огонь оче­ре­дя­ми. Эти ме­ха­низ­мы обыч­но вы­пол­ня­ют­ся с пе­ре­во­дчи­ком ог­ня. При­ме­ром ком­би­ни­ро­ван­но­го спус­ко­во­го ме­ха­низ­ма мо­жет слу­жить спус­ко­вой ме­ха­низм ав­то­ма­та Ка­лаш­ни­ко­ва.

Ком­би­ни­ро­ван­ные спус­ко­вые ме­ха­низ­мы без ра­зоб­щи­те­ля мо­гут быть двух ви­дов: с дву­мя спус­ко­вы­ми крюч­ка­ми и с двой­ным спус­ко­вым крюч­ком. При­ме­ром ком­би­ни­ро­ван­но­го спус­ко­во­го ме­ха­низ­ма с дву­мя спус­ко­вы­ми крюч­ка­ми мо­жет слу­жить спус­ко­вой ме­ха­низм фран­цуз­ско­го руч­но­го пу­ле­ме­та Ша­тель­ро М 1924/29. В этом ме­ха­низ­ме оба спус­ко­вых крюч­ка дей­ст­ву­ют на од­но шеп­та­ло. При на­жа­тии на пе­ред­ний спус­ко­вой крю­чок ра­зоб­ще­ние спус­ко­во­го крюч­ка с шеп­та­лом про­ис­хо­дит при по­мо­щи сры­ва со­бач­ки спус­ко­во­го крюч­ка с шеп­та­ла. Зад­ний спус­ко­вой крю­чок с шеп­та­лом об­ра­зу­ют обыч­ную схе­му спус­ко­во­го ме­ха­низ­ма для ог­ня оче­ре­дя­ми (при ра­бо­те удар­но­го ме­ха­низ­ма от воз­врат­ной пру­жи­ны).

Спус­ко­вой ме­ха­низм без пе­ре­во­дчи­ка с двой­ным спус­ко­вым крюч­ком ис­поль­зо­ван, на­при­мер, в не­мец­ком еди­ном пу­ле­ме­те МG.34. В этом ме­ха­низ­ме из­ме­не­ние ви­да ог­ня ос­но­ва­но на раз­ном по­во­ро­те спус­ко­во­го крюч­ка, ко­то­рый сде­лан двой­ным. На ниж­ней час­ти спус­ко­во­го крюч­ка име­ет­ся ры­чаг, ко­то­рый при на­жа­тии на не­го по­зво­ля­ет от­вес­ти спус­ко­вой крю­чок да­лее, чем при на­жа­тии на верх­нюю часть спус­ко­во­го крюч­ка. Этим обес­пе­чи­ва­ют­ся раз­лич­ные уг­лы по­во­ро­та спус­ко­во­го крюч­ка при раз­ных ви­дах ог­ня.

Специальные устройства спусковых механизмов

В за­ви­си­мо­сти от ти­па ору­жия и его на­зна­че­ния в кон­ст­рук­цию спус­ко­вых ме­ха­низ­мов мо­гут быть вклю­че­ны до­пол­ни­тель­ные де­та­ли и уст­рой­ст­ва, улуч­шаю­щие их ра­бо­ту и по­вы­шаю­щие на­деж­ность. На­при­мер, в кон­ст­рук­ци­ях удар­ных ме­ха­низ­мов обя­за­тель­но име­ют­ся пре­до­хра­ни­те­ли, обес­пе­чи­ваю­щие рас­це­п­ле­ние бое­во­го взво­да кур­ка с шеп­та­лом спус­ко­во­го ме­ха­низ­ма толь­ко по­сле пол­но­го за­пи­ра­ния ка­на­ла ство­ла за­тво­ром (как пра­ви­ло, эту опе­ра­цию вы­пол­ня­ет ав­то­спуск).

Су­ще­ст­ву­ют так­же пре­до­хра­ни­те­ли, ис­клю­чаю­щие воз­мож­ность слу­чай­но­го вы­стре­ла. Они при­во­дят­ся в дей­ст­вие стрел­ком. В за­ви­си­мо­сти от ха­рак­те­ра воз­дей­ст­вия стрел­ка на пре­до­хра­ни­те­ли су­ще­ст­ву­ют две их раз­но­вид­но­сти: не­ав­то­ма­ти­че­ские пре­до­хра­ни­те­ли, вклю­чае­мые и вы­клю­чае­мые не­по­сред­ст­вен­но стрел­ком пе­ре­ме­ще­ни­ем кноп­ки или по­во­ро­том флаж­ка (пис­то­ле­т-пу­ле­мет ППШ, еди­ный пу­ле­мет ПК/ПКМ); ав­то­ма­ти­че­ские пре­до­хра­ни­те­ли, ко­то­рые вклю­ча­ют­ся в ра­бо­ту не­за­ви­си­мо от стрел­ка (ча­ще все­го за счет сил уп­ру­го­сти пру­жин), а вы­клю­ча­ют­ся стрел­ком при под­го­тов­ке к вы­стре­лу пе­ред при­це­ли­ва­ни­ем пе­ре­ме­ще­ни­ем кноп­ки или по­во­ро­том ры­ча­га ру­кой (охот­ни­чьи ру­жья), или при об­хва­те шей­ки при­кла­да (руч­ной пу­ле­мет ДП), пис­то­лет­ной ру­ко­ят­ки (пис­то­лет "Кольт" М 1911А1, пис­то­ле­т-пу­ле­мет "Узи").

Все пре­до­хра­ни­те­ли это­го ти­па обес­пе­чи­ва­ют раз­рыв ки­не­ма­ти­че­ской свя­зи ме­ж­ду шеп­та­лом и спус­ко­вым крюч­ком, а ино­гда до­пол­ни­тель­но ли­ша­ют под­виж­но­сти и удар­ник (в пис­то­ле­тах ПМ, АПС). Это дос­ти­га­ет­ся сто­по­ре­ни­ем или вы­клю­че­ни­ем ос­нов­ной де­та­ли спус­ко­во­го ме­ха­низ­ма (шеп­та­ла, спус­ко­во­го крюч­ка). В со­вре­мен­ных об­раз­цах ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия бла­го­да­ря вы­со­кой на­деж­но­сти наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли пре­до­хра­ни­те­ли с же­ст­ким сто­по­ре­ни­ем шеп­та­ла.

Кон­ст­рук­тив­но пре­до­хра­ни­тель­ное уст­рой­ст­во со­сто­ит из соб­ст­вен­но пре­до­хра­ни­те­ля, кноп­ки управ­ле­ния или флаж­ка, фик­са­то­ра и пру­жин. Ес­ли пре­до­хра­ни­тель при ус­та­нов­ке в по­ло­же­ние пре­до­хра­не­ние пе­ре­ме­ща­ет­ся в мо­мент сто­по­ре­ния или вы­клю­че­ния по­сту­па­тель­но, то он управ­ля­ет­ся в этом слу­чае ча­ще все­го кноп­кой и по­это­му на­зы­ва­ет­ся кно­поч­ным, ес­ли же при ус­та­нов­ке в по­ло­же­ние пре­до­хра­не­ние он по­во­ра­чи­ва­ет­ся флаж­ком - флаж­ко­вым.

Электроспусковые механизмы

Элек­тро­спус­ко­вой ме­ха­низм пред­став­ля­ет со­бой ме­ха­низм, функ­цио­ни­ро­ва­ние ко­то­ро­го свя­за­но с ис­поль­зо­ва­ни­ем элек­три­че­ской энер­гии. Элек­тро­спуск пред­на­зна­чен для дис­тан­ци­он­но­го (на рас­стоя­нии) управ­ле­ния ра­бо­той спус­ко­во­го ме­ха­низ­ма пу­ле­ме­та.

Пу­ле­ме­ты с элек­тро­спус­ка­ми, как пра­ви­ло, ис­поль­зу­ют­ся в тан­ках или са­мо­ле­тах (вер­то­ле­тах). Элек­тро­спус­ки от­де­ля­ют­ся от пу­ле­ме­тов при тех­ни­че­ском об­слу­жи­ва­нии и ре­мон­те.

Из пу­ле­ме­тов СГМТ, ПКТ и КПВТ стрель­ба ве­дет­ся толь­ко с по­мо­щью элек­тро­спус­ков, по­это­му они при­ме­ня­ют­ся толь­ко в бро­не­тех­ни­ке. Пу­ле­ме­ты ГШГ-7,62 и ЯкБ-12,7 - ис­поль­зу­ют­ся в вер­то­ле­тах. Круп­но­ка­ли­бер­ный пу­ле­мет НСВТ яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ным, так как име­ет руч­ной спус­ко­вой ме­ха­низм и от­де­ляе­мый элек­тро­спуск.

При­ме­не­ние элек­тро­спус­ка улуч­ша­ет воз­мож­ность при­ме­не­ния пу­ле­ме­та. Для руч­но­го (ме­ха­ни­че­ско­го) спус­ко­во­го ме­ха­низ­ма вре­мя спус­ка со­став­ля­ет 0,11-0,18 с, для элек­тро­маг­нит­но­го спус­ко­во­го ме­ха­низ­ма - 0,07-0,09 с, а для элек­тро­за­паль­но­го спус­ко­во­го ме­ха­низ­ма - 0,005-0,006 с. Еще бо­лее на­гляд­ным яв­ля­ет­ся срав­не­ние вре­ме­ни сра­ба­ты­ва­ния удар­но­го ме­ха­низ­ма, ко­то­рое со­став­ля­ет для ме­ха­ни­че­ско­го удар­но­го ме­ха­низ­ма 0,006-0,01 с, а для элек­тро­за­паль­но­го вре­мя сра­ба­ты­ва­ния при­ни­ма­ют рав­ным "0". Дос­то­ин­ст­вом элек­тро­спус­ко­во­го ме­ха­низ­ма яв­ля­ет­ся так­же за­щи­щен­ность ме­ха­низ­ма от за­гряз­не­ния и ме­ха­ни­че­ских по­вре­ж­де­ний. К не­дос­тат­кам элек­тро­спус­ка от­но­сят­ся слож­ность кон­ст­рук­ции и бо­лее тру­до­ем­кий ре­монт по срав­не­нию с ме­ха­ни­че­ским спус­ко­вым ме­ха­низ­мом. Элек­тро­спус­ки пу­ле­ме­тов ПКТ и СГМТ ана­ло­гич­ны по уст­рой­ст­ву, мно­гие де­та­ли этих элек­тро­спус­ков име­ют пол­ную взаи­мо­за­ме­няе­мость. Раз­ли­ча­ют­ся они толь­ко спо­со­бом кре­п­ле­ния к стволь­ной ко­роб­ке: в пу­ле­ме­те ПКТ элек­тро­спуск кре­пит­ся в вер­ти­каль­ных па­зах за­тыль­ни­ка, а в пу­ле­ме­те СГМТ - в от­де­ляе­мом за­тыль­ни­ке.

Не­смот­ря на раз­ли­чие в уст­рой­ст­ве элек­тро­спус­ков, ос­но­ву кон­ст­рук­ции лю­бо­го из них со­став­ля­ет элек­тро­маг­нит, внут­ри ко­то­ро­го раз­ме­ща­ет­ся якорь с тол­ка­те­лем. Элек­три­че­ский ток к элек­тро­маг­ни­ту под­во­дит­ся с по­мо­щью бро­ни­ро­ван­но­го ка­бе­ля от элек­тро­обо­ру­до­ва­ния бое­вой ма­ши­ны (ге­не­ра­тор, ак­ку­му­ля­то­ры). При про­хо­ж­де­нии то­ка по об­мот­кам элек­тро­маг­ни­та про­ис­хо­дит взаи­мо­дей­ст­вие маг­нит­но­го по­ля с яко­рем, ко­то­рый на­чи­на­ет пе­ре­ме­щать­ся под воз­дей­ст­ви­ем си­лы маг­нит­но­го при­тя­же­ния. Уси­лие дви­жу­ще­го­ся яко­ря че­рез тол­ка­тель пе­ре­да­ет­ся на сис­те­му ры­ча­гов, обес­пе­чи­вая тем са­мым сня­тие за­твор­ной ра­мы, за­тво­ра пу­ле­ме­та с бое­во­го взво­да шеп­та­ла. Наи­боль­шая эф­фек­тив­ность элек­тро­маг­ни­та дос­ти­га­ет­ся за счет ми­ни­маль­ной ве­ли­чи­ны ос­та­точ­ной час­ти ра­бо­че­го воз­душ­но­го за­зо­ра, т. е. то­го за­зо­ра, ко­то­рый ос­та­ет­ся по­сле втя­ги­ва­ния яко­ря. Од­на­ко при чрез­мер­но ма­лом за­зо­ре вслед­ст­вие ос­та­точ­но­го маг­не­тиз­ма воз­мож­но за­ли­па­ние яко­ря при воз­вра­ще­нии его в ис­ход­ное по­ло­же­ние. Од­ним из спо­со­бов, по­зво­ляю­щих ис­клю­чить за­ли­па­ние яко­ря, яв­ля­ет­ся раз­ме­ще­ние ме­ж­ду яко­рем и упо­ром диа­маг­нит­ных про­кла­док, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют фик­си­ро­ван­ное зна­че­ние ос­та­точ­но­го за­зо­ра и пре­до­хра­не­ние от за­ли­па­ния сер­деч­ни­ка с яко­рем при обес­то­чи­ва­нии об­мот­ки.

Война в Сирии
Свежее видео Сирия
Война на Украине
Война в Южной Осетии
Война в Афганистане
Свежее видео Украина
От администрации
Статистика
» Личный состав
Всего: 6534
Новых за месяц: 135
Новых за неделю: 39
Новых вчера: 3
Новых сегодня: 4

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 11
Солдат: 11
Офицеров: 0

Кто нас сегодня посетил

При копировании материалов, активная ссылка на www.Soldati-Russian.ru обязательна!

«Солдаты РФ» © 2010-2017 Все права защищены