Воскресенье, 19.11.2017, 22:31
Меню
Чеченская война
Интервью
Присоединяйся!
Рассказы участников Чечни
Армия России
Популярное на блоге


В прошлом году исполнилось двадцать лет принятия на вооружение танка Т-80У. По-прежнему в боевом строю его предшественники - танк Т-80 и его модификации. Они являются ведущим бронетанковым ядром ряда военных округов России, и их успешная эксплуатация еще раз подтверждает, что газотурбинный двигатель (ГТД), впервые примененный на этих машинах, остается не только альтернативой дизельному двигателю, но, учитывая его не исчерпанные до конца потенциальные возможности, наиболее прогрессивной энергоустановкой для танков будущего.

Считается, что главным отличием танка Т-80 (и его модификаций Т-80Б, Т-80БВ, Т-80У) от равных ему по классу боевых машин является примененный газотурбинный двигатель. Это правда. Но не полная. Мы бы сказали "видимая" правда. Это что-то вроде айсберга: заметна только надводная часть, а основная - скрыта под водой.

В этой статье мы попытаемся описать эту скрытую часть, которая порой не видна, но именно она дала танку новые, существенные отличия от своих бронированных собратьев.

В СМИ и среди специалистов все эти годы то вспыхивает, то затихает дискуссия о том, что лучше для современного танка - дизель или ГТД - и почему. И в этом нет ничего удивительного - слишком смелый был сделан шаг в танкостроении. По сути, был сделан вызов времени, когда впервые приняли на вооружение танк, оснащенный ГТД. Труден и тернист был путь газотурбинной силовой установки в ленинградский танк главного конструктора Н. Попова. Многие в это не верили, некоторых это раздражало, иные просто не понимали, зачем это делается; и нужно было разъяснять, убеждать и доказывать. Впрочем, как показывает вся история науки и техники, подобное, к сожалению, часто становилось судьбой многого необычного, обгоняющего время и потому отвергаемого "с порога". Но проходит время, и жизнь - этот критерий истины - доказывает правильность сделанного. Так было в авиации. Вспомните: ведь совсем недавно вся авиация "держалась" на поршневых двигателях и никто не предполагал, что ГТД завоюет право быть их преемником и конкурентом. Теперь никто не оспаривает этого права - история вынесла свой вердикт. Нечто подобное происходит и в танкостроении США и России. Однако и сегодня, хоть и нечасто, встречаются публикации, в которых то просят дополнительных доказательств, то по старой "дружбе" добавляют к ложке меда бочку:

В чем только не обвиняют разработчиков танка Т-80! Утверждают, например, что они "забыли о том, что должны были разработать эффективное решение по исключению забивания снегом циклонов воздухоочистителя" ("НВО", №27, 2004 г.). Сразу ответим: нет, не забыли. Более того, постоянно работая над замечаниями, учитывая их и откликаясь на пожелания танкистов, бывая регулярно в войсках, наши специалисты разработали эффективную и чрезвычайно многофункциональную защиту от снега. Действительно, испытания опытных машин в СибВО, опытная войсковая эксплуатация в ЛенВО показали, что в условиях многоснежной холодной зимы были выявлены наряду с существенными преимуществами танков Т-80 (по проходимости, повышенной боеготовности - из-за легкости пуска - и ряда других) замечания, о которых уже упоминалось. Незамедлительно были сделаны, как говорится, "пожарные" мероприятия - танки оснастили специальными дефлекторами для растапливания снега потоком выхлопных газов. Прекрасно понимая, что такой метод не "лечит болезнь", конструкторы на основе широких экспериментальных исследований, используя принцип гиперфункции, разработали новый узел системы воздухоочистки - воздухозаборное устройство (ВЗУ). В этой связи был даже создан специальный стенд для испытаний воздухоочистителей, на котором применялся не только снег, но и другие естественные "засорители": листья, хвойные иглы, пожнивные остатки и другие почвенные конгломераты.

В процессе исследований были получены закономерности поведения снеговых масс, адгезийные свойства разных "типов" снега, механизм "случайных" засорений и многое другое; широко варьировались температурные и влажностные параметры. Изучение поведения снеговых масс показало, что основные типы снежинок - как пластинчатые, так и стержневые - сепарируются в циклоне воздухоочистителя с одинаковой эффективностью и в редких случаях (при температуре около 0оС) образуются крупные хлопья (диаметром до 10 см), которые в силу своего веса не достигают высоты заборного окна ВЗУ.

Не вдаваясь далее в технические детали, скажем, что созданное ВЗУ раз и навсегда решило "проблемы снега". Но, что хотелось бы отметить особо, одновременно появилась развязка еще ряда других острых проблем: дополнительная защищенность такого слабого звена танка, как воздухозаборные жалюзи. И, наконец, удалось реализовать еще одно ценнейшее качество танка - высокую бродопроходимость, равную 1,8 м.

Может быть, именно поэтому появился миф о предпочтительности применения танков с ГТД в регионах с холодным климатом. Касаясь комментариев этих специалистов, мы, конечно, не считаем, что от них нужно высокомерно отмахиваться. Ведь значительная часть из них обусловлена искренним стремлением помочь найти истину, хотя оно нередко сочетается с недостаточной информированностью. Но что безусловно вызывает возражение, так это менторский, нравоучительный тон некоторых высказываний. Достоверно известно, что выбор дислокации этих машин определялся исключительно политической конъюнктурой. Крупносерийное производство новейшего тогда танка Т-80 было подчинено задаче оснащения этой грозной боевой машиной частей и соединений Группы советских войск в Германии. Кстати, этот факт явился ответной реакцией НАТО - поставкой американских танков ХМ-1 "Абрамс" с газотурбинными двигателями в Западную Германию. Считалось, что создавался своеобразный противовес советской военной "угрозе", правда, с опозданием на несколько лет.

Здесь надо бы сделать небольшое отступление: после провала в 1970 г. совместной с ФРГ программы по разработке танка МВТ-70 американцы срочно провели конкурс на лучший проект своего основного танка. В результате фирма "Крейслер", представившая на конкурс танк с ГТД, побеждает гиганта машиностроения США "Дженерал моторс", заявившего дизельный вариант боевой машины. Выигравший конкурс танк оснащается газотурбинным двигателем AGT-1500 фирмы "АВКО Лайкоминг", для которого известная корпорация "Дональдсон" разрабатывает двухступенчатый (первая ступень мультициклонная, вторая - "барьерная" из специального картона) инерционный воздухоочиститель. У него есть ряд принципиальных недостатков, присущих подобной схеме (увеличенные габариты, необходимость регулярного трудоемкого обслуживания), но у американцев, видимо, не было другого технического решения. Использование в ГТД AGT-1500 стационарного мелкоячеистого теплообменника и осевого многоступенчатого компрессора диктовало высокую очистку воздуха, получить которую без двухступенчатой "барьерной" схемы невозможно. Но бесплатного сыра, как говорится, не бывает. Реализация этой схемы предопределила высокие габариты воздухоочистителя. Его объем приблизился к 2 м3, а объем моторно-трансмиссионного отделения (МТО) оказался равным 6,8 м3 (сравните объем МТО танка Т-80 - 2,6 м3).

После запуска в серийное производство новая машина получает индекс М1 "Абрамс". Первые образцы были изготовлены в сентябре 1981 г. на государственном танковом заводе в г. Лиме (штат Огайо), а первый танк получил собственное имя - "Тикондерог". Кстати, им украшали свои башни танкисты батальона под командованием К. Абрамса во время Второй мировой войны. Символично, что первые серийные танки стали поступать в Западную Германию, в подразделение, которым командовал Джон Абрамс - один из сыновей Крейтона Абрамса.

Если же вернуться к "географии" применения танков Т-80, то можно с уверенностью сказать, что этой машине не страшны пыль и снег, жара и холод. Но особенно она хороша, и подчеркнем - где нет ей равных - это на бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока, территориях с холодными и продолжительными зимами. Это обусловлено отличными пусковыми качествами в экстремальных условиях отрицательных температур, наличием незаменимого помощника - газотурбинного энергоагрегата мощностью 18 кВт, способного и подзарядить АКБ, и обеспечить энергетику всех систем. Эффективная система обогрева экипажа, приспособленность движителя к движению по снегу большой глубины делают машину в высшей степени боеготовой и адаптированной к самым жестким условиям зимней эксплуатации.

И все же, когда разговор идет о технике, тем более о боевой машине, то принято оперировать цифрами, а еще лучше сравнительными характеристиками. Приведем некоторые из них.

Комментарий этих цифр - это особый разговор, но они настолько красноречивы, что не нуждаются в особых разъяснениях специалистов. Теперь, спустя почти двадцать лет, надо сказать, что свой весомый вклад в создание усовершенствованного танка Т-80У внесли и воины-танкисты ЛенВО. Не секрет, что в тот же период разработчики танка, что называется, дневали и ночевали в частях и соединениях округа, наблюдая за машиной не только на учениях и стрельбах, а и в повседневной жизни: в парках, учебных классах, при обслуживаниях и ремонтах. При этом учитывался опыт эксплуатации, замечания танкистов, их критика и добрые слова. Мы привозили целые "гроссбухи" записных книжек с этими замечаниями и тут же пускали их в работу. Нередко офицеры, да и личный состав, бывали на заводе и в КБ. Другими словами, осуществлялось регулярное взаимное обогащение, чрезвычайно полезное для совершенствования боевой машины.

Следует сказать, что и сегодня продолжается эта связь, правда, на несколько иной основе - в проведении регламентированного технического обслуживания и ремонта танков в частях не только ЛенВО, но и других округов, в которых эксплуатируются танки Т-80 и их модификации.

Только в этом году в войсках ЛенВО, МВО, СибВО побывало 11 бригад специалистов конструкторского бюро, которые восстановили 106 боевых машин и дали им "второе дыхание" и новую жизнь.

По меркам боевой техники танк Т-80 еще слишком молод. Примеров тому масса, взять хотя бы известный вертолет Ми-8, который уже 40 лет успешно трудится в войсках, подвергаясь постоянно модернизациям. Сегодня в строю около 200 модификаций этой замечательной машины.

В долгой жизни танка Т-80, бросившего вызов времени, еще будет восклицательный знак, но это произойдет нескоро. Впереди у него вообще много побед, ибо девиз питерских танкостроителей был, есть и остается - всегда давать больше, чем обещаешь.

Война в Сирии
Свежее видео Сирия
Война на Украине
Война в Южной Осетии
Война в Афганистане
Свежее видео Украина
От администрации
Статистика
» Личный состав
Всего: 6534
Новых за месяц: 135
Новых за неделю: 39
Новых вчера: 3
Новых сегодня: 4

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 12
Солдат: 11
Офицеров: 1
Knyedukpep
Кто нас сегодня посетил

При копировании материалов, активная ссылка на www.Soldati-Russian.ru обязательна!

«Солдаты РФ» © 2010-2017 Все права защищены