Пятница, 24.11.2017, 23:26
Меню
Чеченская война
Интервью
Присоединяйся!
Рассказы участников Чечни
Армия России
Популярное на блоге


Критических материалов, объясняющих, кто виноват в бедах отечественного танкостроения, появилось достаточно. Вопрос о том, что в таком случае необходимо делать, привлекает внимание в меньшей степени. Весьма спорно звучат мысли о бессмысленности модернизации танков и уж вовсе некорректными являются заявления отдельных "специалистов" о недостаточности кругозора у главных конструкторов танкостроения и обвинения руководства ГАБТУ в имитации деятельности.

Более 25 лет прошло с принятия на вооружение первого в мире серийного танка Т-80 с газотурбинной силовой установкой. До сих пор он остается ядром бронетанковых сил ряда ведущих военных округов России. За прошедшие десятилетия танк неоднократно подвергался модернизации. Повышалась его подвижность, огневая мощь, защита и надежность. Все совершеннее становились узлы и механизмы боевой машины. Свои боевые и эксплуатационные качества газотурбинный танк Т-80У (в этом году исполняется 20 лет со дня его принятия на вооружение) неоднократно подтверждал в различного вида испытаниях, показательных стрельбах и на выставках в Швеции, Китае, Греции, Корее и ОАЭ.

ГАЗОТУРБИННАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Сегодня у нас существует отечественный, всесторонне и полностью отработанный, надежный и способный серийно выпускаться газотурбинный двигатель (ГТД) мощностью 1250 лошадиных сил. У него сохраняются огромные потенциальные возможности для совершенствования. Уже прошли стендовые испытания, а также испытания в составе танка 15 ГТД мощностью 1500 лошадиных сил, причем в начальных габаритах. Следовало бы особо подчеркнуть, что разработчик двигателя - ГУП "Завод имени В. Я. Климова" - предлагает оригинальные технические решения, позволяющие форсировать этот двигатель до уровня 1800 л. с. Не хотелось бы услышать упреков оппонентов в излишней гигантомании танкового двигателестроения, но современные требования неумолимы - по-прежнему нужна высокая подвижность и высокая удельная мощность боевой машины, а следовательно, нужна высокая энергонасыщенность танков будущего.

Несмотря на очевидные преимущества важнейших параметров газотурбинных танков, присущих ему из-за специфики конструкции ГТД, все еще раздаются критические нотки в адрес танкового ГТД. Давайте же ответим на вопрос: что дал танку газотурбинный двигатель - без теоретизирования и на простых примерах из реальной жизни.

Решение установить принципиально новый двигатель на танк принималось очень не просто. Несмотря на постановление правительства, в котором прямо говорилось, что разработка танка с газотурбинной силовой установкой является важнейшей государственной задачей, у этого проекта оставалось немало противников. Трудности возникали и у самих разработчиков. Но после глубоких раздумий, после кропотливых анализов, расчетов и всесторонних сравнений с поршневыми двигателями сомнения были отброшены и "образ" газотурбинного двигателя был найден, отработан, испытан. Первопроходцами явились ленинградские двигателисты Научно-производственного объединения имени В. Я. Климова, танкостроители Кировского завода и ученые института ВНИИТрансмаш, которые сумели создать принципиально новую машину. То был воистину революционный шаг в танкостроении.

Результаты, полученные конструкторами, ярко проявились на испытаниях, проводимых на бескрайних просторах нашей Родины. От болот Белоруссии до дремучей Дальневосточной тайги, от Заполярья до знойных песков Средней Азии, в снегах Сибири и в морозном Забайкалье, на международных выставках и испытаниях за рубежом - всюду по многим параметрам танковый ГТД убедительно доказывал свое превосходство над поршневыми моторами.

Преимущества танка с ГТД были очевидны даже для непосвященных. Однажды во время испытательного пробега колонна танков и сопровождавших их машин остановилась у железнодорожного переезда с опущенным шлагбаумом. Неожиданно выпало несколько минут свободного времени. Среди испытателей и участвовавших в пробеге представителей довольно высоких инстанций шел постоянный обмен мнениями о достоинствах и недостатках испытуемых машин. Тут речь зашла об особенностях управления танком. Не ввязываясь в многословную полемику, главный конструктор Н. С. Попов подозвал остановившегося перед тем же шлагбаумом водителя грузовой машины и, в течение двух минут объяснив ему особенности управления, предложил немало удивленному парню попробовать управлять танком. И что же? Совершенно неподготовленный для вождения боевой машины шофер сел и свободно повел танк.

На других испытаниях потребовалось срочно заменить двигатель. На танке с газотурбинным двигателем это очень просто: силовая установка представляет собой моноблок, его вынимают из танка на талях и на то же место ставят новый моноблок. Вся операция занимает 4 часа.

Теплоотдача ГТД в несколько раз меньше, чем у дизеля. Газотурбинному двигателю совершенно не нужна жидкостная система охлаждения: не надо ни воды, ни антифриза, ни тосола. За этим фактом следуют очень важные следствия: площадь радиаторов, например, становится втрое меньше, а затраты мощности двигателя на систему охлаждения сокращаются соответственно. Сравним двигатели по расходу масла: у ГТД этот показатель почти в 15 раз меньше, чем у дизелей. Китайские исследователи Нинг Кеминг и Ли Юкан в своем обзоре, названном ими "Газовая турбина - идеальная силовая установка для танков", сравнивают 750-сильные ГТД и дизель по расходу смазочных материалов. По подсчетам китайских авторов, расход масла у ГТД в 10-20 раз меньше, чем у дизеля. В то время как у поршневых двигателей система охлаждения требует не только сложного устройства, но и трудоемкого обслуживания.

Время подготовки танка для движения у газотурбинного двигателя короче, чем у дизеля, особенно это заметно на морозе. По воспоминаниям генерального конструктора, при сравнительных испытаниях в Даурии, когда готовились к маршу, экипажи дизельных танков подняли в 5 часов утра, чтобы они за два часа до подъема начали прогревать свои машины. А танки Т-80 запустили и готовы к маршу. У танка с ГТД упрощенная система обогрева экипажа: горячий воздух поступает от компрессора газотурбинного двигателя. А к поршневому дизелю приходится приспосабливать дополнительный теплообменник с вентилятором. Танк с ГТД способен не только обогревать экипаж: выхлопные газы практически не токсичны и содержат минимальное количество копоти, их можно использовать для разогрева техники и обогрева ремонтных помещений в зимний период. Заезжает танк в морозный бокс, включается двигатель и через некоторое время можно приступать к обслуживанию техники в теплом, натопленном помещении. К этому можно добавить, что малая токсичность выхлопных газов, отсутствие антифриза и токсичных синтетических масел в двигателе повышают общие экологические качества танка. В этой связи весьма симптоматична характеристика танка Т-80, данная офицерами-танкистами в Сибирском военном округе. Очень морозной зимой при проведении сравнительных испытаний командиры танковых подразделений с дизельными машинами постоянно обращались к ним с просьбой разогреть "замерзшую" технику - это касалось и танков, и тягачей, и автозаправщиков. Когда Т-80 подходил к такой технике и выхлопными газами оживлял ее, ему дали прозвище - реаниматор. Наблюдали частенько, как танкисты разогревали пищу, ставя свой котелок в струю выхлопных газов, а порой сушили обмундирование, да и просто грелись, благодаря теплой струе чистого выхлопа ГТД.

У газотурбинного двигателя - более благоприятное для транспортной машины применение крутящего момента, коэффициент приспособляемости составляет 2,6. Этим коэффициентом определяется уменьшение количества переключений при движении по пересеченной местности. И это не только снижает утомляемость экипажа, но и значительно упрощает и, конечно, удешевляет дорогостоящий узел танка. Более того, плавное, без рывков изменение тяговых усилий у газотурбинного двигателя дает возможность движения танка без переключения передач. Это повышает проходимость машины, особенно на слабых грунтах, при обледенении дороги, облегчает управление танком при сложном маневрировании.

Здесь уместно вспомнить, как на выставке вооружений в Арабских Эмиратах движение танка на большой скорости вызвало бурю аплодисментов у зрителей. На синусоидных трассах движение танка как бы сохраняло свое стабилизирующее положение: на глазах присутствующих он буквально скользил по верхушкам неровностей трассы. Эта характерная особенность танка Т-80 даже повлияла на методику стрельбы. Если раньше стрелять с ходу рекомендовали на скорости до 15 км/час, то теперь допускается скорость 25 и более км/час.

Неоспоримо преимущество танка с ГТД по так называемой "незаглохаемости". Двигатель не заглохнет, встретив препятствие при преодолении рвов, на речной переправе, при попадании в тяжелую грязь, даже если танк пойдет на таран или упрется в стену. Дизельные танки на такое не способны.

Интересный случай вспоминает главный конструктор проекта В. А. Морозов. На испытаниях в Читинской области танки шли маршем 800 км. По ходу программы проводилась переправа танков через реку Зея на паромах. При сходе на берег механик-водитель танка Т-80 излишне газанул и танк, оттолкнув паром, бухнулся в воду. Холодная вода прошла в воздухозабор, повалил пар и двигатель, залитый водой, заглох. При помощи тягача танк вытащили на берег. Дважды выполнили прокрутку, затем пуск. Из выхлопа полилась грязная вода, но мотор на слух работал нормально. Увеличили режим: двигатель работал без замечаний! До парка оставалось 50 км пути, и танк Т-80 благополучно преодолел это расстояние. На месте лишь сменили масло, и машина продолжала марш еще 600 км.

Уровень демаскирующих шумов у газотурбинного танка в 1,75-2 раза ниже. В упомянутом уже обзоре китайских специалистов приводится такой расчет: слышимость человеческой речи - в пределах 34 футов; шум танка с газотурбинным двигателем слышен за 60 футов (менее 25 метров), а шум танка с дизельным двигателем слышен за сотни метров.

В конструкции системы ГТД происходит минимальное накопление частиц при эксплуатации танка на зараженной радиацией местности. Эти преимущества ГТД были наглядно продемонстрированы на машине, применявшейся при устранении последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Глубину преодолеваемого брода, благодаря применению воздухозаборного устройства (ВЗУ), увеличили до 1,8. Очень важно, что ресурс ГТД в 2-3 раза выше, чем у поршневых двигателей, за счет уравновешенности и сведения к минимуму трущихся поверхностей в моторе, что значительно увеличивает долговечность деталей и снижает конечную стоимость двигателя при массовом производстве.

Машины, имеющие газотурбинные двигатели, легче перевести на дистанционное управление и приспособить к роботизации. А это при современном уровне развития техники приобретает особое значение.

В преимуществах ГТД нет сомнений. Трудно и непросто пробивал себе дорогу ГТД сквозь аппаратные рогатки, непонимание, предубеждение, консерватизм мышления. Оппоненты говорят обычно о повышенном расходе топлива и "боязни" высоких пылевых нагрузок, присущих боевой работе танка. Несостоятельность этих утверждений многократно развеивалась проверенными фактами войсковой эксплуатации и теоретическими предпосылками на строго научной основе. Критики утверждают (а мы не против здоровой критики), что удельный расход топлива у ГТД выше, чем у дизеля, особенно на частичных нагрузках, но они почему-то забывают, что любой двигатель является потребителем еще ряда составляющих или, как принято говорить, ГСМ. Если добавить к этому целый ряд конструктивных мероприятий, проведенных в последние годы на модернизированном Т-80, направленных на снижение эксплуатационного расхода топлива, то станет ясно, что по показателю "стоимость - эффективность" газовая турбина не уступает любому поршневому двигателю соответствующей мощности. Высокий технический ресурс ГТД и реальные возможности для его двух-трехкратного увеличения дают ему право на дальнейшее совершенствование и полнокровную жизнь в боевых машинах XXI в. Ну и, наконец, появление на танке Т-80У автономного газотурбинного агрегата ГТА-18 создало благоприятные условия для экономии топлива на стоянках и сократило потери на холостом ходу основного двигателя.

У ГТД огромные, поистине неисчерпаемые потенциальные возможности для совершенствования, что прекрасно сегодня демонстрируют авиационные двигателестроители.

ВЗГЛЯДЫ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ

Сегодня много говорится о модернизации. Это и наиболее реальный, и наиболее финансируемый способ совершенствования боевой техники. На наш взгляд, в ближайшей перспективе необходимо завершить начатую несколько лет назад отработку конструкторской документации на узлы и системы, подлежащие модернизации в отечественных машинах танкового парка. Дополнительные возможности по повышению топливной экономичности и улучшению характеристик подвижности и надежности работы узлов трансмиссии дает применение гидрообъемной передачи (ГОП) в механизме поворота танка Т-80У. В настоящее время документация на производство ГОП для двигателя ГТД-1250Г утверждена.

Приемочные и контрольные испытания моторно-силовой установки с ГОП в объеме более 30 000 км показали впечатляющие результаты в сравнении с серийным танком: выигрыш в средней скорости при маневрировании - до 40%, при движении по заснеженным трассам - до 12%. Обеспечено бесступенчатое регулирование радиуса поворота, снижено почти в 20 раз количество переключений в коробке передач - а это значит, снизилась утомляемость водителей и повысилась надежность трансмиссии. И что самое главное - путевые расходы топлива в зависимости от дорожных условий снизились более чем на 7%. Мы уже приводили примеры легкости обучения вождению и легкости управления танком с ГТД, применение ГОП эти преимущества еще более приумножает.

Готова к реализации информационно-управляющая система (ИУС) комплекса управления огнем (КУО), позволяющая увеличить дальность действительной стрельбы танков до уровня лучших зарубежных аналогов. При этом значительно уменьшить количество операций, необходимых при выполнении стрельб, что снизит время прицельного выстрела и увеличит скорострельность танковой пушки. Как показали испытания ИУСа, резко сократились время проведения и трудоемкость технического обслуживания танка, утомляемость экипажа при его выполнении. Экипаж из трех человек уверенно справляется с операциями по техническому обслуживанию. Эффективность данной системы подтверждена большим объемом стрельбовых испытаний. Она разработана с учетом возможности установки на все подлежащие модернизации танки. Это по сути первая компьютеризованная система управления огнем с полномочиями передачи управления танковыми подразделениями.

С применением пушки повышенной точности 2А46М-4 и комплекса мероприятий по повышению огневой мощи вооружение модернизированного танка сделает существенный шаг вперед.

Теперь несколько слов о защите. Продолжаются испытания танка Т-80У с комплексом активной защиты "Арена". О нем уже писали, как, впрочем, и о системе оптико-электронного противодействия "Штора". Все это в сочетании с системой опознавания "свой-чужой" и защитным комплексом "Реликт", также проходящим апробацию, станет несомненно новой ступенью в защите отечественных модернизированных танков.

Знаменательно, что опыт последних локальных войн с применением танков диктует наряду с заботой о традиционных "трех китах" танкостроения - броневой защите, огневой мощи и подвижности - предъявлять и другие, ранее не столь актуальные требования к бронетанковой технике.

Речь идет о возможности действий боевой машины в сложных климатических условиях, экстремальных по высокой температуре и запыленности окружающей среды. Очевидно, что танк с газотурбинной силовой установкой предлагает для этих условий простое и экономически целесообразное решение проблемы - кондиционирование воздуха для экипажа с применением турбодетандера. Испытания такого устройства в пустыне Кара-Кум показали высокую эффективность системы кондиционирования воздуха в самых жестких условиях эксплуатации танка. Сегодня эта система готова к внедрению в производство.

Изменения профиля боевого применения танков, обусловленные действиями в труднопроходимых местах, по-новому заставляет взглянуть и на проблемы противоминной защиты и противодействия противника в ближнем бою. Это направление модернизации, несмотря на некоторые заделы, требует постановки специальных НИР и, разумеется, нуждается в финансировании.

МЫСЛИ О ПЕРСПЕКТИВЕ

Конечно, не следует "зацикливаться" на модернизации. Не от хорошей жизни мы уже более 10 лет латаем "старые дыры". Но мы с надеждой все эти годы смотрим вперед.

Вспоминается, как во времена существования военно-промышленной комиссии, о которых так критично говорят некоторой авторы, активно развивалась научная и техническая мысль нашей отрасли. Мы пожинали добрые плоды и постоянно работали на задел. Не секрет, что этот задел используется и сегодня, но он все же исчерпаем. Мы сдерживаемся в развитии, отстаем от запросов будущих вызовов, мало внимания уделяем научно-исследовательским работам. Необходимо настойчиво, а главное, системно вести работу, нацеленную на будущее.

Для танка средней перспективы (2005-2015 гг.) сегодня мы готовы к совместной разработке и согласованию тактико-технических требований. На наш взгляд, танк должен оставаться ракетно-пушечным, массой до 50 тонн, с пушкой большого калибра, вынесенной из боевого отделения, и артиллерийскими снарядами не только повышенного могущества, но и корректируемого по траектории по схеме "выстрелил-забыл-поразил". У него должны быть семиопорное шасси с передним расположением моторно-силовой установки и гидропневматическая (или регулируемая) подвеска. Мощность газотурбинного двигателя на уровне 1800 л. с. (не исключен симбиоз с дизелем) должна позволять танку развивать максимальную скорость не менее 95 км/час, при средней по грунтовым дорогам до 60 км/час. Размещение экипажа (возможно до 2-х человек) - в изолированной рубке управления в наиболее защищенной средней части корпуса; автоматизированная система управления огнем, комплекс систем жизнеобеспечения, эргономические кресла. Блочно-модульная конструкция перспективного танка позволит за счет замены функциональных модулей создать семейство унифицированных машин: боевой машины поддержки танков, самоходно-артиллерийской установки, машины поддержки с противотанковым ракетным комплексом, машины разведки и управления, роботизированной боевой машины и т. д.

Кстати, задел в этих направлениях существует с начала 90-х гг.: ходовой семиопорный макет с передним расположением МТО в рабочем состоянии, а машина разведки и управления "Ладога" выпущена малой серией.

Успех обновления танкового парка страны, в первую очередь, будет зависеть от глубины и темпов реформирования отрасли. Необходимо, прежде всего, централизовать весь процесс создания (и модернизации) танков от момента выдачи гособоронзаказа до изготовления опытных образцов и организации необходимого тиражирования. При этом для предотвращения распыления финансовых средств, концентрации человеческого фактора и производственных возможностей в России должна быть сформирована одна головная научно-техническая и производственная корпорация, возглавляющая выполнение пакета оборонных заказов по модернизации и разработкам в бронетанковой отрасли.

Война в Сирии
Свежее видео Сирия
Война на Украине
Война в Южной Осетии
Война в Афганистане
Свежее видео Украина
От администрации
Статистика
» Личный состав
Всего: 6553
Новых за месяц: 135
Новых за неделю: 26
Новых вчера: 5
Новых сегодня: 4

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 9
Солдат: 9
Офицеров: 0

Кто нас сегодня посетил

При копировании материалов, активная ссылка на www.Soldati-Russian.ru обязательна!

«Солдаты РФ» © 2010-2017 Все права защищены