Суббота, 25.11.2017, 06:52
Меню
Чеченская война
Интервью
Присоединяйся!
Рассказы участников Чечни
Армия России
Популярное на блоге


Оснащение боевых кораблей зенитными управляемыми ракетами - одна из наиболее ярких страниц биографии отечественного военно-морского флота, Значительная роль в этом принадлежит машиностроительному конструкторскому бюро "Факел" имени академика П.Д.Грушина.

Начало этому процессу было положено в середине 50-х годов, когда создавалась первая корабельная ЗРС М-2 ("Волхов-М") - аналог сухопутного комплекса ПВО С-75. Параллельно разрабатывалась система М-1 "Волна" (ее ракеты унифицированы с ЗУР системы С-125). Потом появился модернизированный вариант ЗРК "Волна-М" с более эффективными ракетами.

В конце 50-х годов начались работы по созданию нового корабельного ЗРК средней дальности М-11 ("Шторм") и новой ракеты для него. Первым кораблем, оснащенным новой системой, стал в 1967 году противолодочный крейсер "Москва" (проект 1123). В течение 15-20 лет система М-11 находилась в числе самых эффективных корабельных ракетных средств.

Введенная в строй в 1971 году малогабаритная ЗРС 9М33 "Оса-М" являлась корабельным вариантом самоходной системы "Оса", и их ракеты были максимально унифицированы. Одной из привлекательных особенностей ЗРС "Оса-М" стало то, что стартовые направляющие ПУ убирались под палубу.

К концу 60-х годов все более очевидным становилось качественное изменение расстановки сил на море, связанное, прежде всего, с появлением более эффективных видов ракетного оружия. К работам по созданию ЗУР нового поколения в МКБ "Факел" приступили за несколько лет до этого. Первой в этом ряду стала зенитная ракета средней дальности 5В55, предназначавшаяся для использования в составе корабельного ЗРК "Риф". Этим комплексом должны были оснащаться боевые корабли водоизмещением свыше 5000 т.

Проблемы, возникшие при создании этой ракеты, качественно отличались от всех, с которыми прежде приходилось сталкиваться специалистам МКБ. Новый ЗРК должен был стать многоканальным, обеспечивать эффективную круговую оборону соединений кораблей и иметь высокую скорострельность. Не имел аналогов способ размещения и запуска ракет - из подпалубных пусковых установок-барабанов. От новой ракеты требовались не только высокие ТТХ, но и высокая технологичность, максимальная надежность и простота в эксплуатации.

В основу разработки 5В55, поступившей на вооружение ВМФ в начале 80-х годов, было положено широкое использование принципиально новых конструкторских решений, материалов и передовых технологий, применение интегральных схем и электронной цифровой техники нового поколения.

Опыт, которым обладали к тому времени специалисты конструкторского бюро, их нацеленность на творческий поиск позволили создать, без сомнения, выдающуюся ракету. В ней нашли отражение самые передовые технические достижения в данной области, предвосхищены практически все основные направления, по которым пошла в последующие десятилетия разработка новых зенитных ракет в мире. Одним из них стало то, что неотъемлемой частью зенитной ракеты стал герметичный транспортно-пусковой контейнер (ТПК), в котором она должна была находиться все время службы и из него же стартовать с помощью катапультирующего устройства. Это свело к минимуму количество и продолжительность предстартовых операций и, соответственно, обеспечило высокий темп стрельбы. Запуск маршевого двигателя ракеты при таком старте производится после ее подъема на высоту около 20 м над палубой корабля. Принятые нововведения позволили:

  • значительно повысить скорострельность комплекса (все ракеты находятся на пусковой установке и постоянно готовы к немедленному пуску);
  • обеспечить эффективную круговую оборону от ЛА, летящих с любых направлений;
  • рационально использовать ограниченные объемы боевого корабля (и, соответственно, увеличить боекомплект);
  • уменьшить "зоны запрета" при пусках ракет с кораблей (при наклонном старте их полет должен проходить, минуя надстройки).

На основе результатов, полученных в ходе продувок моделей и испытаний опытных образцов, для 5В55 была принята бескрылая схема. Основными органами управления были возложены четыре небольших складывающихся аэродинамических руля. Конечно, использование подобной "карандашной" схемы создало немало трудностей для разработчиков , но именно это позволило разместить ракету в цилиндрическом ТПК, размеры которого ненамного превышали размеры самой ракеты.

Высокая точность попадания ракеты в цель в широком диапазоне высот и дальностей полета была достигнута за счет использования нового метода наведения ракеты на цель, представляющего собой органичное сочетание традиционного радиокомандного метода (который использовался на всех предыдущих корабельных ракетах "Факела") с полуактивным радиолокационным самонаведением.

Немало новых решений реализовано специалистами "Факела" совместно со смежниками и в процессе производства ракеты. Так, изготовление ее наиболее массивного и нагруженного элемента - цилиндрического корпуса РДТТ - осуществляется с помощью высокопроизводительного процесса обратного прессования.

В 90-е годы получила широкую известность зенитная ракета малой дальности 9М330, также разработанная на "Факеле". Она используется в составе ракетно-артиллерийского комплекса "Клинок", предназначенного для самообороны боевых кораблей водоизмещением свыше 800 т. Как и "Риф", этот комплекс является многоканальным - одновременно его ракетами можно поражать до четырех целей.

Как и ее предшественница - ракета комплекса "Оса-М" - 9М330 выполнена по аэродинамической схеме "утка" и использует свободно вращающийся крыльевой блок. Ее крылья складные, что дало возможность разместить 9М330 в предельно "обжатый" ТПК квадратного сечения.

Старт этой ракеты, как и ЗУР 5В55, осуществляется вертикально из подпалубной пусковой установки с помощью катапульты, а запуск двигателя 9М330 происходит на безопасной высоте над кораблем. Подобный вид старта стал своего рода фирменным знаком ракет МКБ "Факел". Однако в ракете 9М330 он дополнен не имеющей аналогов газодинамической системой склонения, с помощью которой менее чем за одну секунду, в процессе подъема на высоту запуска маршевого двигателя, ракета разворачивается в сторону цели.

В настоящее время ЗУР 9М330 находится на вооружении тяжелых авианесущих крейсеров, атомных ракетных крейсеров и других современных кораблей.

Последним по времени корабельным оружием, созданным на "Факеле", стали ракеты для многоканального зенитного ракетного комплекса "Риф-М". Этот комплекс предназначен для обороны ордера кораблей от массированных атак различных средств воздушного нападения - самолетов, авиационных и морских крылатых ракет, в том числе маневрирующих и летящих на предельно малых высотах.

В отличие от созданного ранее ЗРК "Риф", комплекс "Риф-М" способен одновременно обстреливать до 6 целей, находящихся на расстоянии до 120 км, и успешно бороться с противокорабельными ракетами на высотах до 10 метров. Используемая в составе этого комплекса ЗУР 48Н6Е также использует принцип "холодного" вертикального старта и имеет улучшенную двигательную установку и увеличенную осколочно-фугасную БЧ.

Ракеты нового поколения, разработанные в МКБ "Факел", роднят не только высокий уровень достигнутых характеристик и возможность применения в различных родах войск. Впервые в мировой практике на вооружение боевых кораблей поступили ракеты, обладающие возможностью длительной (до 10 и более лет) эксплуатации без проверок. В течение всего этого срока ракеты, находясь в самых суровых условиях при многомесячных океанских походах, не требуют обслуживания.

На путь придания ракетам подобных качеств в МКБ "Факел" встали с началом разработки ракеты 5В55. С этой целью на предприятии шаг за шагом внедрялись принципиально новые технологии проектирования и изготовления ракет. Особое место в этом процессе заняли методы математического и полунатурного моделирования. Применяются и так называемые "параллельные технологии" разработки ракет, позволившие еще на самых ранних стадиях проводить отработку их элементов и узлов. При этом появилась возможность устранения на ранних стадиях разработки тех недостатков конструкции, которые могли бы приводить в будущем к отказам или аварийным ситуациям.

Этим же целям служит и специально созданный на предприятии испытательный центр, в лабораториях которого можно проводить самый широкий спектр испытаний ракетной техники: теплопрочностные, климатические, специальные радиотехнические и пр. Здесь в полном объеме могут быть сымитированы практически любые климатические условия Земли - от тропического ливня и соляного морского тумана до арктических морозов; разнообразные виды нагрузок - от многомесячной качки до аэродинамического нагрева и перегрузок при полете к цели.

Все это позволяет "Факелу" создавать ракеты, надежно защищающие небо над головами моряков и их боевыми кораблями.

Война в Сирии
Свежее видео Сирия
Война на Украине
Война в Южной Осетии
Война в Афганистане
Свежее видео Украина
От администрации
Статистика
» Личный состав
Всего: 6553
Новых за месяц: 134
Новых за неделю: 23
Новых вчера: 4
Новых сегодня: 0

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 6
Солдат: 6
Офицеров: 0

Кто нас сегодня посетил

При копировании материалов, активная ссылка на www.Soldati-Russian.ru обязательна!

«Солдаты РФ» © 2010-2017 Все права защищены