Суббота, 25.11.2017, 06:52
Меню
Чеченская война
Интервью
Присоединяйся!
Рассказы участников Чечни
Армия России
Популярное на блоге


Лич­ный со­став, за ко­то­рым за­кре­п­ле­но ору­жие, про­из­во­дит чи­ст­ку стрел­ко­во­го ору­жия по­сле стрель­бы бое­вы­ми или хо­ло­сты­ми па­тро­на­ми, по­сле на­ря­да и по­ле­вых за­ня­тий без стрель­бы, в бое­вой об­ста­нов­ке и на дли­тель­ных уче­ни­ях, при под­го­тов­ке ору­жия к стрель­бе, а так­же в тех слу­ча­ях, ко­гда ору­жие сто­ит в пи­ра­ми­де без упот­реб­ле­ния.

Ка­ж­дый сол­дат дол­жен твер­до знать пра­ви­ла чи­ст­ки и смаз­ки ору­жия в раз­лич­ных ус­ло­ви­ях, ха­рак­те­ри­сти­ки про­ти­роч­ных и сма­зоч­ных ма­те­риа­лов, по­ря­док (по­сле­до­ва­тель­ность) чи­ст­ки и смаз­ки ору­жия.

Од­на­ко не­ред­ко у от­дель­ных во­ен­но­слу­жа­щих бы­ту­ет не­пра­виль­ное по­ни­ма­ние по­ряд­ка чи­ст­ки ору­жия по­сле стрель­бы бое­вы­ми или хо­ло­сты­ми па­тро­на­ми. Не­ко­то­рые по­че­му-то счи­та­ют, что сра­зу же по­сле стрель­бы дос­та­точ­но толь­ко за­лить ка­нал ство­ла лю­бой ру­жей­ной смаз­кой, а час­ти, со­при­ка­сав­шие­ся с по­ро­хо­вым на­га­ром, толь­ко сма­зать, ру­жей­ной или жид­кой ру­жей­ной смаз­кой. Это яв­ля­ет­ся гру­бым на­ру­ше­ни­ем по­ряд­ка чи­ст­ки ору­жия.

При об­ра­ще­нии со стрел­ко­вым ору­жи­ем не­об­хо­ди­мо пом­нить, что су­ще­ст­ву­ют три эта­па чи­ст­ки ору­жия по­сле стрель­бы:

  • не­мед­лен­но по­сле стрель­бы на стрель­би­ще (в по­ле) нуж­но обя­за­тель­но вы­чис­тить и сма­зать ка­нал ство­ла и час­ти, на­хо­див­шие­ся под воз­дей­ст­ви­ем по­ро­хо­во­го на­га­ра (за­твор, га­зо­вую труб­ку, за­твор­ную ра­му с га­зо­вым порш­нем, га­зо­вую ка­мо­ру, стволь­ную ко­роб­ку), что­бы мак­си­маль­но уда­лить с по­верх­но­сти ка­на­ла ство­ла и дру­гих час­тей ору­жия по­ро­хо­вой на­гар, ибо толь­ко это га­ран­ти­ру­ет то, что не бу­дет про­ис­хо­дить кор­ро­зия час­тей ору­жия;
  • по­сколь­ку ме­ха­ни­че­ским пу­тем за од­ну чи­ст­ку не­воз­мож­но уда­лить по­ро­хо­вой на­гар, то по воз­вра­ще­нии со стрель­бы в под­раз­де­ле­ние не­об­хо­ди­мо про­из­ве­сти пол­ную чи­ст­ку и смаз­ку ору­жия;
  • чи­ст­ка и смаз­ка ору­жия долж­на по­вто­рять­ся и в те­че­ние по­сле­дую­щих 3-4 дней еже­днев­но.

В бое­вой об­ста­нов­ке и на дли­тель­ных уче­ни­ях чи­ст­ка ору­жия про­во­дит­ся еже­днев­но - в пе­рио­ды за­ти­шья боя и во вре­мя пе­ре­ры­вов в уче­ни­ях. Ес­ли ору­жие не ис­поль­зу­ет­ся, а на­хо­дит­ся в пи­ра­ми­де, то чи­ст­ка и смаз­ка без раз­бор­ки про­во­дит­ся не ре­же од­но­го раза в семь дней, а в ус­ло­ви­ях жар­ко­го и су­хо­го кли­ма­та - че­рез 2-4 дня.

Чи­ст­ка ору­жия при ка­зар­мен­ном или ла­гер­ном рас­по­ло­же­нии про­из­во­дит­ся в мес­тах, от­ве­ден­ных для чи­ст­ки, на спе­ци­аль­но обо­ру­до­ван­ных сто­лах, а в бое­вой или по­ход­ной об­ста­нов­ке - на чис­тых под­стил­ках, дос­ках, фа­не­ре и т.п.

Из средств ма­те­ри­аль­но­го обес­пе­че­ния при про­ве­де­нии ра­бот по чи­ст­ке и смаз­ке ору­жия не­об­хо­ди­мо иметь: при­над­леж­но­сти бое­во­го штат­но­го ору­жия; на­бор про­ти­роч­ных и сма­зоч­ных ма­те­риа­лов (ве­тошь, пак­ля, бу­ма­га КВ-22, жид­кая ру­жей­ная смаз­ка, ру­жей­ная смаз­ка, рас­твор для чи­ст­ки ка­на­лов ство­лов); ком­плект де­ре­вян­ных па­ло­чек для удоб­ст­ва чи­ст­ки и смаз­ки па­зов, вы­ре­зов и от­вер­стий.

Жид­кая ру­жей­ная смаз­ка яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ной и при­ме­ня­ет­ся как для чи­ст­ки, так и для смаз­ки ка­на­ла ство­ла и дру­гих час­тей и ме­ха­низ­мов ору­жия при тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха от +50 гра­ду­сов до -50 гра­ду­сов по С. 

Кро­ме то­го, сле­ду­ет по­сто­ян­но пом­нить, что:

  • в по­ле­вых ус­ло­ви­ях все стрел­ко­вое ору­жие на­до чис­тить и сма­зы­вать толь­ко этой смаз­кой;
  • ес­ли по­сле стрель­бы на стрель­би­ще ору­жие чис­ти­лось жид­кой ру­жей­ной смаз­кой, то по­сле воз­вра­ще­ния в ка­зар­му его не­об­хо­ди­мо вы­чис­тить рас­тво­ром РЧС.

Ру­жей­ная смаз­ка при­ме­ня­ет­ся толь­ко для сма­зы­ва­ния ка­на­ла ство­ла, час­тей и ме­ха­низ­мов ору­жия по­сле его чи­ст­ки в те­п­лое вре­мя при тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха вы­ше 5 гра­ду­сов по С.

Сол­да­ты долж­ны чет­ко знать от­ли­чия од­но­го ви­да смаз­ки от дру­го­го по цве­ту, за­па­ху и вяз­ко­сти, при­чем не толь­ко в свет­лое вре­мя, но и в тем­но­те.

Уда­ле­ние ржав­чи­ны на стрел­ко­вом ору­жии про­из­во­дит­ся пу­тем про­ти­ра­ния ве­то­шью (пак­лей), смо­чен­ной жид­кой ру­жей­ной смаз­кой, с по­мо­щью при­над­леж­но­сти и де­ре­вян­ных па­ло­чек, как ука­за­но в НСД или ру­ко­во­дстве на об­ра­зец ору­жия.

Ес­ли ржав­чи­на за­твер­де­ла и не уда­ля­ет­ся ука­зан­ным спо­со­бом, то ору­жие на­прав­ля­ет­ся в вой­ско­вой ре­монт­ный ор­ган. В этом слу­чае ре­ко­мен­ду­ет­ся при­ме­не­ние очи­щен­но­го (обез­во­жен­но­го) ке­ро­си­на или уайт-с­пи­ри­та. Для ис­поль­зо­ва­ния очи­щен­но­го ке­ро­си­на по­ва­рен­ную соль про­ка­ли­ва­ют на элек­тро­плит­ке до пол­но­го уда­ле­ния вла­ги. Про­ка­лен­ную соль на­кла­ды­ва­ют в во­рон­ку и че­рез нее про­пус­ка­ют (фильт­ру­ют) ке­ро­син. До­пус­ка­ет­ся че­рез один и тот же фильтр про­пус­ка­ние от че­ты­рех до вось­ми объ­е­мов ке­ро­си­на по от­но­ше­нию к объ­е­му со­ли в фильт­ре. В про­цес­се фильт­ро­ва­ния про­ка­лен­ная соль обез­во­жи­ва­ет ке­ро­син. Для уда­ле­ния ржав­чи­ны ору­жие раз­би­ра­ет­ся, и ржа­вые де­та­ли вы­дер­жи­ва­ют до 2 ча­сов в ван­не с обез­во­жен­ным ке­ро­си­ном или уайт-с­пи­ри­том, за­тем де­та­ли про­ти­ра­ют на­су­хо и сма­зы­ва­ют жид­кой ру­жей­ной смаз­кой.

Ке­ро­син (уайт-с­пи­рит), про­пи­ты­вая ржав­чи­ну, ос­лаб­ля­ет сце­п­ле­ние ржав­чи­ны с ме­тал­лом и тем са­мым об­лег­ча­ет ее уда­ле­ние ме­ха­ни­че­ским спо­со­бом (пак­лей, ве­то­шью, де­ре­вян­ны­ми па­лоч­ка­ми или кор­до­вой щет­кой - с на­руж­ных по­верх­но­стей; пак­лей, ве­то­шью, де­ре­вян­ны­ми па­лоч­ка­ми или сталь­ным ер­ши­ком - с по­верх­но­сти ка­на­ла ство­ла).

При этом раз­ре­ша­ет­ся уда­ле­ние толь­ко на­ле­та ржав­чи­ны. Ма­то­вая по­верх­ность ка­на­ла ство­ла, не ос­тав­ляю­щая при про­ти­ра­нии сле­дов ржав­чи­ны на ве­то­ши, не яв­ля­ет­ся не­дос­тат­ком. За­пре­ща­ет­ся вы­во­дить сле­ды ржав­чи­ны и ра­ко­ви­ны, а так­же чис­тить шли­фо­валь­ной шкур­кой или дру­ги­ми аб­ра­зив­ны­ми ма­те­риа­ла­ми па­трон­ник ство­ла, пат­ру­бок га­зо­вой ка­ме­ры, га­зо­вый ре­гу­ля­тор, пор­шень за­твор­ной ра­мы, ча­шеч­ку за­тво­ра, опор­ные плос­ко­сти за­тво­ра.

При не­со­блю­де­нии это­го тре­бо­ва­ния про­ис­хо­дит из­ме­не­ние гео­мет­ри­че­ских раз­ме­ров де­та­лей, что при­во­дит к на­ру­ше­нию нор­маль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия ме­ха­низ­мов и к за­держ­кам при стрель­бе. Кро­ме то­го, про­ис­хо­дит на­ру­ше­ние за­щит­ных ла­ко­кра­соч­ных и хи­ми­че­ских по­кры­тий де­та­лей, а поя­вив­шие­ся на ме­тал­ле ца­ра­пи­ны при­во­дят к по­яв­ле­нию ржав­чи­ны.

За­гряз­не­ние ка­на­ла ство­ла и дру­гих де­та­лей (за­тво­ра, за­твор­ной ра­мы и т. п.) на­га­ром, имею­щим в сво­ем со­ста­ве рас­тво­ри­мые гиг­ро­ско­пи­че­ские со­ли, при­во­дит к об­ра­зо­ва­нию элек­тро­ли­тов, вы­зы­ваю­щих уси­лен­ную кор­ро­зию. По­это­му от­ло­же­ния по­ро­хо­во­го на­га­ра и том­па­ка в ка­на­ле ство­ла, га­зо­вой ка­мо­ре, на га­зо­вом порш­не, га­зо­вом ре­гу­ля­то­ре, ча­шеч­ке за­тво­ра и дру­гих де­та­лях, под­вер­гаю­щих­ся воз­дей­ст­вию по­ро­хо­вых га­зов, уда­ля­ют чи­ст­кой с ис­поль­зо­ва­ни­ем од­но­го из со­ста­вов, при­ве­ден­ных ни­же.

Спе­ци­аль­но при­го­тов­лен­ный в под­раз­де­ле­нии рас­твор РЧС (рас­твор чи­ст­ки ство­лов) при­ме­ня­ет­ся толь­ко для чи­ст­ки ка­на­лов ство­лов и дру­гих час­тей ору­жия, под­верг­ших­ся воз­дей­ст­вию по­ро­хо­вых га­зов. В рас­твор РЧС вхо­дит:

  • уг­ле­кис­лый ам­мо­ний - 200 г;
  • дву­хро­мо­во­кис­лый ка­лий (хром­пик) - 3-5 г;
  • во­да пить­е­вая - 1 л.

3аменять хром­пик в рас­тво­ре РЧС на дру­гие хи­ми­ка­ты (на­при­мер нит­рат на­трия и др.) нель­зя, так как ос­таль­ные со­ста­вы при­во­дят к рез­ко­му ухуд­ше­нию рас­тво­ре­ния ме­ди и на­га­ра. Кро­ме это­го, соз­да­ют­ся ус­ло­вия для кор­ро­зии ка­на­ла ство­ла, что не на­блю­да­ет­ся при чи­ст­ке рас­тво­ром РЧС.

Этот рас­твор, как пра­ви­ло, го­то­вит­ся для од­но­ра­зо­вой чи­ст­ки ору­жия и в мас­лен­ки не на­ли­ва­ет­ся. До­пус­ка­ет­ся его хра­не­ние в под­раз­де­ле­нии в хо­ро­шо за­ку­по­рен­ных бу­тыл­ках в тем­ном мес­те, вда­ли от на­гре­ва­тель­ных при­бо­ров, в те­че­ние 7 су­ток. При уда­ле­нии за­твер­дев­ше­го на­га­ра до­пус­ка­ет­ся уве­ли­че­ние хром­пи­ка до 10 г на 1 л во­ды. По­сле чи­ст­ки ве­тошь, на­вер­ну­тая на про­тир­ку, долж­на вы­хо­дить из ка­на­ла ство­ла без сле­дов на­га­ра. По­это­му по­сле при­ме­не­ния рас­тво­ра РЧС для чи­ст­ки не­об­хо­ди­мо осо­бо тща­тель­но про­ти­рать ка­нал ство­ла вна­ча­ле пак­лей, за­тем чис­той ве­то­шью, а дру­гие час­ти - ве­то­шью, а за­тем сма­зать все час­ти ру­жей­ной или жид­кой ру­жей­ной смаз­кой.

Кро­ме то­го, ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чил так­же дру­гой со­став для чи­ст­ки, пред­став­ляю­щий со­бой пас­ту сле­дую­ще­го со­ста­ва:

  • олеи­но­вая ки­сло­та - 400 г;
  • ам­ми­ак 25% - 200 г;
  • пем­за в по­рош­ке - 130 г;
  • нит­рит на­трия - 40-50 г;
  • мас­ло транс­фор­ма­тор­ное - 230 г.

Эта пас­та ис­поль­зу­ет­ся толь­ко при чи­ст­ке ору­жия с хро­ми­ро­ван­ным ка­на­лом ство­ла.

При­ве­ден­ные со­ста­вы для чи­ст­ки не толь­ко уда­ля­ют от­ло­же­ния, но и пас­си­ви­ру­ют де­та­ли, об­ра­зуя на их по­верх­но­стях тон­чай­шую окис­ную плен­ку, за­щи­щаю­щую ме­талл от кор­ро­зии.

Из про­ти­роч­ных ма­те­риа­лов для чи­ст­ки ору­жия ис­поль­зу­ют­ся: ве­тошь, пак­ля и бу­ма­га КВ-22, при­ме­няе­мая вме­сто ве­то­ши.

Пак­ля (ко­рот­кое льно­во­лок­но), очи­щен­ная от ко­ст­ри­ки, луч­ше вхо­дит в на­ре­зы ка­на­ла ство­ла, чем ве­тошь, что обес­пе­чи­ва­ет его ка­че­ст­вен­ную чи­ст­ку. По­это­му пак­ля при­ме­ня­ет­ся толь­ко для чи­ст­ки ка­на­ла ство­ла. Ве­тошь и бу­ма­га КВ-22 при­ме­ня­ют­ся для об­ти­ра­ния, чи­ст­ки и смаз­ки всех час­тей и ме­ха­низ­мов ору­жия.

Для удоб­ст­ва чи­ст­ки и смаз­ки па­зов, от­вер­стий, вы­емов и вы­ре­зов ис­поль­зу­ет­ся ком­плект де­ре­вян­ных па­ло­чек.

Па­лоч­ки с ло­па­точ­ка­ми на кон­це слу­жат для чи­ст­ки и смаз­ки па­зов, па­лоч­ки ци­лин­д­ри­че­ской фор­мы раз­но­го диа­мет­ра - для чи­ст­ки и смаз­ки от­вер­стий, вы­емов, вы­ре­зов, па­трон­ни­ка, а так­же га­зо­вой ка­мо­ры. При поль­зо­ва­нии па­лоч­ка­ми обя­за­тель­но на них на­кла­ды­ва­ет­ся ве­тошь.

При­ме­не­ние дру­гих, не ука­зан­ных в на­став­ле­ни­ях НСД сма­зоч­ных и про­ти­роч­ных ма­те­риа­лов, ка­те­го­ри­че­ски за­пре­ще­но.

При те­ку­щем об­слу­жи­ва­нии стрел­ко­во­го ору­жия вы­пол­ня­ют­ся сле­дую­щие ра­бо­ты: го­то­вят­ся про­ти­роч­ные и сма­зоч­ные ма­те­риа­лы для чи­ст­ки и смаз­ки; ос­мат­ри­ва­ет­ся при­над­леж­ность и го­то­вит­ся для чи­ст­ки; про­из­во­дит­ся не­пол­ная или пол­ная раз­бор­ка ору­жия в за­ви­си­мо­сти от сте­пе­ни его за­гряз­не­ния; чи­ст­ка, уда­ле­ние ржав­чи­ны, а по­сле стрель­бы - уда­ле­ние омед­не­ния и по­ро­хо­во­го на­га­ра; про­вер­ка со­стоя­ния де­та­лей по на­руж­но­му ви­ду; смаз­ка всех не­ок­ра­шен­ных, ме­тал­ли­че­ских де­та­лей; сбор­ка ору­жия; про­вер­ка дей­ст­вия ра­бо­ты час­тей и ме­ха­низ­мов; про­тир­ка на­су­хо ка­на­ла ство­ла и всех ос­таль­ных час­тей и ме­ха­низ­мов ору­жия, уда­ле­ние смаз­ки с де­ре­вян­ных де­та­лей; чи­ст­ка и про­суш­ка чех­лов, ук­ла­доч­ных ящи­ков и фут­ля­ров; у оп­ти­че­ских при­бо­ров про­ти­ра­ет­ся на­руж­ная по­верх­ность оп­ти­че­ских де­та­лей чис­той фла­не­лью или ва­той, за­чи­ща­ют­ся кон­так­ты для под­клю­че­ния элек­три­че­ских ба­та­рей, про­ве­ря­ет­ся ра­бо­то­спо­соб­ность ба­та­рей вклю­че­ни­ем и про­ве­ря­ет­ся год­ность па­тро­на осуш­ки.

Пер­во­на­чаль­но для чи­ст­ки и смаз­ки ору­жия го­то­вят­ся про­ти­роч­ные и сма­зоч­ные ма­те­риа­лы. Для это­го ве­тошь, бу­ма­га КВ-22, пак­ля, мас­лен­ки с ру­жей­ной и жид­кой ру­жей­ной смаз­кой, а так­же ком­плек­ты па­ло­чек вы­кла­ды­ва­ют­ся на стол. Пак­ля очи­ща­ет­ся от ко­ст­ри­ки, а в мас­лен­ке от­вин­чи­ва­ют­ся крыш­ки гор­ло­вин. Кро­ме то­го, ста­вит­ся на стол по­су­да с рас­тво­ром РЧС.

За­тем про­из­во­дит­ся не­пол­ная раз­бор­ка ору­жия.

Есть смысл на при­ме­ре обу­че­ния ав­то­мат­чи­ков по­ка­зать, как ос­мат­ри­ва­ет­ся при­над­леж­ность ав­то­ма­та АК-74 и как она го­то­вит­ся для чи­ст­ки, а за­тем как про­из­во­дит­ся чи­ст­ка и смаз­ка ав­то­ма­та. Ос­мотр при­над­леж­но­сти про­из­во­дит­ся в сле­дую­щей по­сле­до­ва­тель­но­сти:

  1. Ос­мот­реть шом­пол. Для че­го не­об­хо­ди­мо взять его в обе ру­ки, при­под­нять на уро­вень глаз и, за­крыв один глаз, по­смот­реть, не име­ет ли он по­гну­то­стей. Про­ве­рить, ис­прав­на ли на­рез­ка на кон­це шом­по­ла.
  2. Ос­мот­реть про­тир­ку. На­вин­тить ее на шом­пол: про­тир­ка долж­на проч­но удер­жи­вать­ся на шом­по­ле, а ее стер­жень - сво­бод­но вра­щать­ся. Про­ве­рить на глаз, не по­гну­та ли про­тир­ка.
  3. Ос­мот­реть ер­шик. Ер­шик дол­жен быть чис­тым и пря­мым, его ще­ти­на не долж­на вы­па­дать. На­вин­тить ер­шик на шом­пол. Он дол­жен проч­но удер­жи­вать­ся на шом­по­ле и не быть по­гну­тым.
  4. Ос­мот­реть пе­нал. Пе­нал не дол­жен иметь тре­щин, по­мя­то­стей и по­ги­бов. Свин­тить с шом­по­ла ер­шик. Че­рез бо­ко­вые от­вер­стия пе­на­ла про­деть шом­пол. Го­лов­ка шом­по­ла не долж­на про­хо­дить че­рез ма­лое от­вер­стие пе­на­ла.
  5. Ос­мот­реть крыш­ку пе­на­ла. За­кре­пить ее на дуль­ной час­ти ство­ла ав­то­ма­та. Она не долж­на иметь зна­чи­тель­но­го бо­ко­во­го ка­ча­ния. При на­ли­чии ка­ча­ния бу­дет про­ис­хо­дить рас­ти­ра­ние шом­по­лом дуль­ной час­ти ство­ла. Че­рез от­вер­стие крыш­ки пе­на­ла по­про­бо­вать про­деть шом­пол, а за­тем про­тир­ку; шом­пол при этом дол­жен сво­бод­но про­хо­дить, а про­тир­ка не долж­на про­хо­дить со­всем.
  6. Ос­мот­реть мас­лен­ку. Про­ве­рить, не име­ет ли она тре­щин и вмя­тин. Крыш­ки мас­лен­ки долж­ны иметь про­клад­ку и плот­но к ней при­вер­ты­вать­ся. Из мас­лен­ки не долж­на про­те­кать смаз­ка.
  7. Ос­мот­реть от­верт­ку с вы­ко­лот­кой. Она не долж­на иметь за­бо­ин и скро­шен­но­сти на лез­вии, клю­че и стен­ках вы­ре­за.

Не­об­хо­ди­мо пом­нить, что при чи­ст­ке ору­жия по­сле стрель­бы с дуль­ной час­ти ство­ла не­об­хо­ди­мо свин­тить дуль­ный тор­мо­з-ком­пен­са­тор. 

По­сле это­го про­из­во­дит­ся чи­ст­ка ка­на­ла ство­ла ору­жия жид­кой ру­жей­ной смаз­кой. Для че­го ствол со стволь­ной ко­роб­кой, с при­цель­ным при­спо­соб­ле­ни­ем и при­кла­дом кла­дет­ся в вы­ре­зы сто­ла для чи­ст­ки ору­жия или про­сто на обыч­ный стол. При от­сут­ст­вии сто­ла ав­то­мат упи­ра­ет­ся при­кла­дом в зем­лю или пол.

Бе­рет­ся не­боль­шой клок пак­ли, луч­ше все­го с длин­ны­ми во­лок­на­ми, с нее стря­хи­ва­ет­ся ко­ст­ри­ка, по­сле че­го она скла­ды­ва­ет­ся в ви­де циф­ры «во­семь». Что­бы удоб­нее бы­ло сде­лать из пак­ли вось­мер­ку, ее пред­ва­ри­тель­но в ви­де коль­ца об­ма­ты­ва­ют во­круг че­ты­рех паль­цев ле­вой ру­ки. Пак­лю в ви­де вось­мер­ки на­кла­ды­ва­ют пе­ре­кре­сти­ем вось­мер­ки на ко­нец про­тир­ки, ук­ла­ды­вая во­лок­на пак­ли вдоль стерж­ня про­тир­ки, и пе­ре­кру­чи­ва­ни­ем за­кре­п­ля­ют на ней. Тол­щи­на пак­ли долж­на быть та­кой, что­бы про­тир­ка вхо­ди­ла в ка­нал ство­ла с не­боль­шим уси­ли­ем, а дли­на за­кре­п­лен­ной на про­тир­ке вось­мер­ки пак­ли долж­на быть не­сколь­ко ко­ро­че дли­ны вра­щаю­щей­ся час­ти про­тир­ки.

По­сле это­го на пак­лю из мас­лен­ки на­ли­ва­ют не­мно­го жид­кой ру­жей­ной смаз­ки, при этом нель­зя до­пус­кать опус­ка­ния шом­по­ла с про­тир­кой и пак­лей в мас­лен­ку, так как это при­ве­дет к за­гряз­не­нию смаз­ки. За­тем шом­пол с про­тир­кой и пак­лей вво­дят в ка­нал ство­ла и на дуль­ной час­ти ство­ла ав­то­ма­та кре­пят крыш­ку пе­на­ла (дуль­ную на­клад­ку). Взяв­шись ле­вой ру­кой за ору­жие, а пра­вой за пе­нал (шом­поль­ную муф­ту) и не из­ги­бая шом­пол, его плав­но про­дви­га­ют с про­тир­кой и пак­лей по всей дли­не ка­на­ла ство­ла 6-8 раз.

Нуж­но учи­ты­вать, что при поль­зо­ва­нии крыш­кой пе­на­ла (дуль­ной на­клад­кой) дуль­ная часть ка­на­ла ство­ла ос­та­ет­ся не­вы­чи­щен­ной. По­это­му по­сле чи­ст­ки ка­на­ла ство­ла, сняв со ство­ла дуль­ную на­клад­ку, про­дер­ги­ва­ни­ем шом­по­ла с про­тир­кой чис­тят дуль­ную часть ство­ла при­мер­но на дли­ну про­тир­ки.

По­сле че­го вы­ни­ма­ют шом­пол из ка­на­ла ство­ла, сме­ня­ют пак­лю, про­пи­ты­ва­ют ее жид­кой ру­жей­ной смаз­кой и так же еще раз чис­тят ка­нал ство­ла и его дуль­ную часть. Та­ким спо­со­бом не­об­хо­ди­мо про­чис­тить ка­нал ство­ла не­сколь­ко раз, в за­ви­си­мо­сти от сте­пе­ни его за­гряз­не­ния. За­тем об­ти­ра­ют шом­пол и про­тир­ку ве­то­шью, а ка­нал ство­ла су­хой пак­лей, а по­том - чис­той ве­то­шью.

Ес­ли на ве­то­ши по­сле про­ти­ра­ния ка­на­ла ство­ла бу­дут за­мет­ны сле­ды на­га­ра (чер­но­та) или жел­то­го цве­та от ржав­чи­ны и за­гряз­не­ния, то чи­ст­ку ка­на­ла ство­ла сле­ду­ет про­дол­жать, а за­тем сно­ва про­те­реть его су­хой пак­лей и ве­то­шью.

За­кон­чив чи­ст­ку на­рез­ной час­ти ка­на­ла ство­ла, так же чис­тят па­трон­ник со сто­ро­ны стволь­ной ко­роб­ки. По­сле че­го не­об­хо­ди­мо ос­мот­реть ка­нал ство­ла ору­жия на свет с дуль­ной час­ти, мед­лен­но по­во­ра­чи­вая ствол в ру­ках, что­бы хо­ро­шо рас­смот­реть на­ре­зы и про­ве­рить, не ос­та­лось ли сле­дов на­га­ра в уг­лах на­ре­зов, а так­же клоч­ков пак­ли или ве­то­ши. За­тем так же ос­мат­ри­ва­ют па­трон­ник с ка­зен­ной час­ти.

Ес­ли при чи­ст­ке про­тир­ка с пак­лей или ве­то­шью за­стря­нет в ка­на­ле ство­ла, то не­об­хо­ди­мо вве­сти в ка­нал ство­ла не­мно­го ра­зо­гре­той жид­кой ру­жей­ной смаз­ки и дать воз­мож­ность ей в те­че­ние не­сколь­ких ми­нут хо­ро­шо про­пи­тать пак­лю (ве­тошь). По­сле это­го не­об­хо­ди­мо по­про­бо­вать вы­нуть шом­пол с про­тир­кой из ка­на­ла ство­ла. Ес­ли же они и по­сле это­го не из­вле­ка­ют­ся, то та­кое ору­жие от­прав­ля­ет­ся в ре­монт­ную мас­тер­скую.

Толь­ко по­сле это­го для уда­ле­ния на­га­ра, что­бы пре­дот­вра­тить раз­ви­тие кор­ро­зии, про­из­во­дит­ся чи­ст­ка ка­на­ла ство­ла ору­жия рас­тво­ром РЧС. Этим рас­тво­ром чис­тят­ся толь­ко ка­нал ство­ла и дру­гие час­ти, под­верг­шие­ся воз­дей­ст­вию по­ро­хо­вых га­зов при стрель­бе. При ис­поль­зо­ва­нии рас­тво­ра РЧС чи­ст­ка ка­на­ла ство­ла про­из­во­дит­ся ер­ши­ком, на­вин­чен­ным на шом­пол и смо­чен­ным в рас­тво­ре. По­сле чи­ст­ки ка­нал ство­ла про­ти­ра­ет­ся су­хой пак­лей и ве­то­шью. Чи­ст­ка ка­на­ла ство­ла рас­тво­ром РЧС про­дол­жа­ет­ся до тех пор, по­ка пак­ля и ве­тошь не бу­дут вы­хо­дить из ка­на­ла ство­ла без на­га­ра, зе­ле­ни, за­гряз­не­ния. По окон­ча­нии чи­ст­ки на­рез­ной час­ти ка­на­ла ство­ла тем же по­ряд­ком про­из­во­дит­ся чи­ст­ка па­трон­ни­ка со сто­ро­ны стволь­ной ко­роб­ки. (На сле­дую­щий день не­об­хо­ди­мо про­ве­рить ка­че­ст­во про­из­ве­ден­ной чи­ст­ки, и ес­ли при про­ти­ра­нии ка­на­ла ство­ла чис­той ве­то­шью на ней бу­дет об­на­ру­жен на­гар, не­об­хо­ди­мо про­из­ве­сти по­втор­ную чи­ст­ку в том же по­ряд­ке.).

За­кон­чив чи­ст­ку ка­на­ла ство­ла, при­сту­па­ют к чи­ст­ке всех ос­таль­ных час­тей и ме­ха­низ­мов ору­жия. Вна­ча­ле га­зо­вая ка­мо­ра, га­зо­вая труб­ка и дуль­ный тор­мо­з-ком­пен­са­тор про­мы­ва­ют­ся жид­кой ру­жей­ной смаз­кой или рас­тво­ром РЧС и не­сколь­ко раз про­чи­ща­ют­ся пак­лей и ве­то­шью с по­мо­щью шом­по­ла с про­тир­кой или де­ре­вян­ных па­ло­чек. По­сле это­го все эти час­ти тща­тель­но про­ти­ра­ют­ся чис­той ве­то­шью.

Стволь­ная ко­роб­ка, за­твор, за­твор­ная ра­ма, га­зо­вый пор­шень чис­тят­ся не­сколь­ко раз ве­то­шью, про­пи­тан­ной жид­кой ру­жей­ной смаз­кой или рас­тво­ром РЧС. Осо­бен­но тща­тель­но с по­мо­щью па­ло­чек про­чи­ща­ют­ся па­зы, от­вер­стия, уг­луб­ле­ния. По­сле чи­ст­ки эти час­ти не­об­хо­ди­мо на­су­хо про­те­реть ве­то­шью. Ес­ли для чи­ст­ки по­сле стрель­бы ис­поль­зу­ет­ся жид­кая ру­жей­ная смаз­ка, га­зо­вый пор­шень, а так­же ци­лин­д­ри­че­ские вы­ре­зы не­об­хо­ди­мо по­крыть смаз­кой или обер­нуть их на 3-5 ми­нут ве­то­шью, смо­чен­ной смаз­кой. По­сле это­го с по­мо­щью де­ре­вян­ной па­лоч­ки уда­лить за­твер­дев­ший по­ро­хо­вой на­гар и на­су­хо про­те­реть их.

Все ос­таль­ные ме­тал­ли­че­ские час­ти ору­жия про­чи­ща­ют­ся ве­то­шью, слег­ка смо­чен­ной жид­кой ру­жей­ной смаз­кой, а за­тем про­ти­ра­ют­ся на­су­хо. Де­ре­вян­ные час­ти об­ти­ра­ют­ся су­хой ве­то­шью.

За­тем про­из­во­дит­ся смаз­ка ка­на­ла ство­ла и всех ме­тал­ли­че­ских час­тей ору­жия. Для смаз­ки ка­на­ла ство­ла про­тир­ка на­вин­чи­ва­ет­ся на шом­пол, на нее на­кла­ды­ва­ют про­пи­тан­ную смаз­кой пак­лю. Вво­дят в ка­нал ство­ла с дуль­ной час­ти шом­пол с про­тир­кой и плав­но про­дви­га­ют его два-т­ри раза по всей дли­не ство­ла, что­бы рав­но­мер­но по­крыть ка­нал ство­ла тон­ким сло­ем смаз­ки. Так же сма­зы­ва­ют па­трон­ник со сто­ро­ны стволь­ной ко­роб­ки и дуль­ный тор­мо­з-ком­пен­са­тор. Да­лее, все ме­тал­ли­че­ские час­ти и ме­ха­низ­мы ав­то­ма­та сма­зы­ва­ют­ся про­мас­лен­ной ве­то­шью. При этом во из­бе­жа­ние за­гряз­не­ния и за­пы­ле­ния час­тей и ме­ха­низ­мов слой смаз­ки дол­жен быть тон­ким, а де­ре­вян­ные час­ти ору­жия не сма­зы­ва­ют­ся.

По­сле это­го про­из­во­дит­ся сбор­ка ору­жия.

Не­об­хо­ди­мо так­же пом­нить осо­бен­но­сти чи­ст­ки и смаз­ки ору­жия в хо­лод­ное и зим­нее вре­мя; по­сле до­ж­дя; при пе­ре­хо­де с од­ной смаз­ки на дру­гую; при сда­че ору­жия на склад на дли­тель­ное хра­не­ние.

В хо­лод­ное и зим­нее вре­мя пе­ред тем как вне­сти ору­жие в те­п­лое по­ме­ще­ние, ре­ко­мен­ду­ет­ся его на­руж­ные час­ти об­те­реть ве­то­шью, про­пи­тан­ной жид­кой ру­жей­ной смаз­кой. За­тем в по­ме­ще­нии дать ору­жию воз­мож­ность от­по­теть в те­че­ние 10-20 ми­нут и толь­ко по­сле это­го про­из­ве­сти его чи­ст­ку и смаз­ку. Кро­ме то­го, в хо­лод­ное и зим­нее вре­мя при тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха ни­же +5 гра­ду­сов по С ору­жие сма­зы­ва­ет­ся толь­ко жид­кой ру­жей­ной смаз­кой. При­ме­нять для это­го ру­жей­ную смаз­ку ка­те­го­ри­че­ски за­пре­ща­ет­ся, так как это мо­жет при­вес­ти к на­ру­ше­нию ра­бо­ты под­виж­ных час­тей ору­жия.

Ес­ли ору­жие по­бы­ва­ло под до­ж­дем, то сра­зу же по­сле вне­се­ния его в по­ме­ще­ние сле­ду­ет об­те­реть все его час­ти су­хой ве­то­шью - это пре­до­хра­нит час­ти от ржав­ле­ния. Толь­ко по­сле это­го про­из­во­дит­ся пол­ная чи­ст­ка и смаз­ка ору­жия.

При пе­ре­хо­де с од­ной смаз­ки на дру­гую на­до тща­тель­но уда­лить ста­рую смаз­ку со всех час­тей и ме­ха­низ­мов ору­жия. Для это­го про­из­во­дит­ся пол­ная раз­бор­ка ору­жия и про­мыв­ка всех ме­тал­ли­че­ских час­тей в жид­кой ру­жей­ной смаз­ке. При этом не до­пус­ка­ет­ся, что­бы смаз­ка ос­та­лась на вит­ках пру­жин, в уг­лах па­зов, на резь­бе и в дру­гих труд­но­дос­туп­ных мес­тах. За­тем все час­ти и де­та­ли ору­жия об­ти­ра­ют­ся чис­той су­хой ве­то­шью.

Толь­ко по­сле это­го мож­но сма­зать все час­ти и ме­ха­низ­мы ору­жия но­вой смаз­кой и про­из­ве­сти сбор­ку ору­жия.

Смаз­ка ав­то­ма­та про­из­во­дит­ся в сле­дую­щем по­ряд­ке:

  • Не­об­хо­ди­мо сма­зать ка­нал ство­ла. На­вин­тить на шом­пол про­тир­ку и на­ло­жить на нее ве­тошь, про­пи­тан­ную смаз­кой. Вве­сти про­тир­ку в ка­нал ство­ла с дуль­ной час­ти и плав­но про­дви­нуть ее два - три раза по всей дли­не ство­ла, что­бы рав­но­мер­но по­крыть ка­нал ство­ла тон­ким сло­ем смаз­ки. Сма­зать па­трон­ник и дуль­ный тор­мо­з-ком­пен­са­тор.
  • Все ос­таль­ные ме­тал­ли­че­ские де­та­ли и ме­ха­низ­мы ав­то­ма­та по­крыть с по­мо­щью про­мас­лен­ной ве­то­ши тон­ким сло­ем смаз­ки. Из­лиш­няя смаз­ка спо­соб­ст­ву­ет за­гряз­не­нию час­тей и мо­жет вы­звать за­держ­ки при стрель­бе. Де­ре­вян­ные час­ти ав­то­ма­та АК-74 (вы­пус­ка до 1987 го­да) не сма­зы­ва­ют­ся.

По окон­ча­нии смаз­ки не­об­хо­ди­мо со­брать ав­то­мат, про­ве­рить ра­бо­ту его час­тей и ме­ха­низ­мов, вы­чис­тить и сма­зать ма­га­зи­ны и при­над­леж­ность.

При сда­че ору­жия на склад на дли­тель­ное хра­не­ние не­об­хо­ди­мо очень тща­тель­но про­чис­тить все час­ти и ме­ха­низ­мы ору­жия, сма­зать их жид­кой ру­жей­ной смаз­кой, а по­сле это­го ору­жие сна­ча­ла за­вер­нуть в один слой ин­ги­би­ти­ро­ван­ной, а за­тем в один слой па­ра­фи­ни­ро­ван­ной бу­ма­ги.

Толь­ко уме­лая, свое­вре­мен­ная и тща­тель­ная чи­ст­ка ору­жия мо­жет обес­пе­чить пол­ную со­хран­ность его в те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни и без­от­каз­ность дей­ст­вия в бою. Чем слож­нее уст­рой­ст­во ору­жия, чем не­бла­го­при­ят­нее ус­ло­вия, в ко­то­рых оно на­хо­дит­ся, тем ча­ще и тща­тель­нее долж­ны про­из­во­дить­ся чи­ст­ка и смаз­ка. По­ря­док чи­ст­ки и смаз­ки стрел­ко­во­го ору­жия ука­зан в на­став­ле­ни­ях по стрел­ко­во­му де­лу, ко­то­ры­ми и сле­ду­ет ру­ко­во­дство­вать­ся.

Война в Сирии
Свежее видео Сирия
Война на Украине
Война в Южной Осетии
Война в Афганистане
Свежее видео Украина
От администрации
Статистика
» Личный состав
Всего: 6553
Новых за месяц: 134
Новых за неделю: 23
Новых вчера: 4
Новых сегодня: 0

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 6
Солдат: 6
Офицеров: 0

Кто нас сегодня посетил

При копировании материалов, активная ссылка на www.Soldati-Russian.ru обязательна!

«Солдаты РФ» © 2010-2017 Все права защищены