Суббота, 25.11.2017, 14:16
Меню
Чеченская война
Интервью
Присоединяйся!
Рассказы участников Чечни
Армия России
Популярное на блоге


Ос­но­вой на­деж­ной ра­бо­ты лю­бо­го ме­ха­низ­ма, в том чис­ле и стрел­ко­во­го ору­жия, яв­ля­ет­ся свое­вре­мен­ный и по­сто­ян­ный уход за ним. Опыт экс­плуа­та­ции ав­то­ма­ти­че­ско­го стрел­ко­во­го ору­жия по­ка­зы­ва­ет, что его из­нос обу­слов­лен сле­дую­щи­ми при­чи­на­ми: вре­за­ни­ем пу­ли в на­ре­зы при вы­стре­ле; ис­ти­ра­ни­ем на­ре­зов при чи­ст­ке; воз­дей­ст­ви­ем по­ро­хо­во­го на­га­ра на хро­мо­вое по­кры­тие и ос­нов­ной ме­талл при вы­стре­ле; воз­дей­ст­ви­ем вы­со­кой тем­пе­ра­ту­ры по­ро­хо­вых га­зов при вы­стре­ле.

По этим при­чи­нам от­ка­зы ору­жия со­став­ля­ют 50-60% от об­ще­го чис­ла от­ка­зов. Толь­ко за счет про­фи­лак­ти­че­ских ме­ро­прия­тий ин­тен­сив­ность от­ка­зов стрел­ко­во­го ору­жия мож­но сни­зить в два раза. По­это­му все ору­жие (и бое­вое, и учеб­ное) в лю­бых ус­ло­ви­ях об­ста­нов­ки долж­но со­дер­жать­ся в пол­ной ис­прав­но­сти и быть го­то­вым к не­мед­лен­но­му ис­поль­зо­ва­нию, что дос­ти­га­ет­ся его свое­вре­мен­ной и уме­лой чи­ст­кой и смаз­кой, пра­виль­ным хра­не­ни­ем и сбе­ре­же­ни­ем.

Всем во­ен­но­слу­жа­щим не­об­хо­ди­мо твер­до знать, как про­те­ка­ет про­цесс кор­ро­зии час­тей ору­жия, осо­бен­но ка­на­ла ство­ла, под воз­дей­ст­ви­ем по­ро­хо­во­го на­га­ра, ко­то­рым эти час­ти ору­жия по­кры­ва­ют­ся по­сле стрель­бы.

Сталь, из ко­то­рой сде­ла­на боль­шая часть де­та­лей стрел­ко­во­го ору­жия, под влия­ни­ем внеш­ней сре­ды и от дей­ст­вия раз­лич­ных хи­ми­че­ских реа­ген­тов (ве­ществ, ко­то­рые всту­па­ют в хи­ми­че­скую ре­ак­цию со ста­лью) раз­ру­ша­ет­ся. Это раз­ру­ше­ние ме­тал­ла на­зы­ва­ет­ся кор­ро­зи­ей. По­те­ри ору­жия от кор­ро­зии ме­тал­ли­че­ских его час­тей очень ве­ли­ки, осо­бен­но ко­гда не при­ни­ма­ют­ся ме­ры за­щи­ты от кор­ро­зии. Со­вре­мен­ное стрел­ко­вое ору­жие пред­став­ля­ет со­бой слож­ные аг­ре­га­ты с точ­ны­ми ме­ха­низ­ма­ми, и оно ра­бо­та­ет без­от­каз­но в том слу­чае, ес­ли все ме­ха­низ­мы со­дер­жат­ся в чис­то­те, не име­ют на сво­ей по­верх­но­сти ржав­чи­ны и ес­ли раз­ме­ры де­та­лей не вы­хо­дят за пре­де­лы до­пус­ков. Но сто­ит толь­ко по­ржа­веть ка­кой-ли­бо от­вет­ст­вен­ной де­та­ли, ра­бо­таю­щей на тре­ние, как на­ру­ша­ет­ся ра­бо­та все­го ме­ха­низ­ма. При очи­ст­ке же де­та­лей от ржав­чи­ны на по­верх­но­сти ме­тал­ла ос­та­ют­ся сле­ды (сыпь, ра­ко­ви­ны и т. п.), унич­то­жить ко­то­рые не­воз­мож­но, так как при шли­фов­ке раз­ме­ры де­та­ли из­ме­ня­ют­ся, и она мо­жет прий­ти в не­год­ность.

Для за­щи­ты ме­тал­ли­че­ских час­тей и де­та­лей ору­жия от кор­ро­зии их по­кры­ва­ют ок­сид­ны­ми плен­ка­ми, смаз­ка­ми, ино­гда фос­фа­ти­ру­ют или кра­сят. Это обес­пе­чи­ва­ет со­хран­ность и служ­бу ору­жия на оп­ре­де­лен­ный срок. Здесь нуж­но пом­нить, что оте­че­ст­вен­ное стрел­ко­вое ору­жие раз­ных го­дов вы­пус­ка очень силь­но от­ли­ча­ет­ся по ка­че­ст­ву из­го­тов­ле­ния. Так, за­щит­ные по­кры­тия ору­жия, из­го­тов­лен­но­го во вре­мя Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны, име­ли низ­кое ка­че­ст­во. Это объ­яс­ня­ет­ся не­дос­та­точ­но хо­ро­шей от­дел­кой по­верх­но­сти де­та­лей, не­со­вер­шен­ст­вом шли­фов­ки и по­ли­ров­ки их. Ес­те­ст­вен­но, что по­сле вой­ны для со­хра­не­ния та­ко­го ору­жия при­хо­ди­лось при­ни­мать до­пол­ни­тель­ные ме­ры: за­но­во ок­си­ди­ро­вать, пе­ре­кра­ши­вать, при­ме­нять смаз­ку по­вы­шен­но­го ка­че­ст­ва, на­но­ся ее осо­бен­но тща­тель­но.

Что­бы со­хра­нить ору­жие от кор­ро­зии, не­об­хо­ди­мо, кро­ме точ­но­го вы­пол­не­ния пра­вил его сбе­ре­же­ния и хра­не­ния, пред­пи­сан­ных офи­ци­аль­ны­ми ру­ко­во­дства­ми и на­став­ле­ния­ми по стрел­ко­во­му де­лу, знать при­чи­ны, вы­зы­ваю­щие кор­ро­зию, учи­ты­вать ус­ло­вия экс­плуа­та­ции и хра­не­ния, при­ме­нять наи­луч­ший в дан­ных ус­ло­ви­ях спо­соб за­щи­ты.

Ат­мо­сфер­ная кор­ро­зия

Кор­ро­зия стрел­ко­во­го ору­жия про­ис­хо­дит глав­ным об­ра­зом под воз­дей­ст­ви­ем внеш­них ат­мо­сфер­ных фак­то­ров: вла­ги, воз­ду­ха, тем­пе­ра­ту­ры и пр. На чис­тую и не ржа­вую по­верх­ность ста­ли су­хой чис­тый воз­дух не дей­ст­ву­ет раз­ру­шаю­ще.

Влаж­ный воз­дух на чис­тую по­ли­ро­ван­ную и шли­фо­ван­ную по­верх­ность обыч­ной уг­ле­ро­ди­стой ста­ли на­чи­на­ет дей­ст­во­вать толь­ко то­гда, ко­гда из-за рез­ко­го из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры на этой по­верх­но­сти на­чи­на­ет кон­ден­си­ро­вать­ся вла­га. Как толь­ко ме­талл «от­по­те­ва­ет», по­верх­ность его на­чи­на­ет ржа­веть. Этот вид кор­ро­зии на­зы­ва­ет­ся влаж­ной кон­ден­са­ци­он­ной кор­ро­зи­ей. Имен­но от кон­ден­са­ци­он­ной кор­ро­зии боль­ше все­го стра­да­ет воо­ру­же­ние как при хра­не­нии, так и при экс­плуа­та­ции.

Ес­ли на по­верх­но­сти ме­тал­ла име­ют­ся ста­рые про­дук­ты кор­ро­зии (ржав­чи­на) или пыль, то эти ве­ще­ст­ва по­гло­ща­ют вла­гу из воз­ду­ха, и кор­ро­зия в этом слу­чае мо­жет про­те­кать без кон­ден­са­ции вла­ги. Этот вид кор­ро­зии, про­те­каю­щий при от­но­си­тель­ной влаж­но­сти воз­ду­ха в 60-70%, на­зы­ва­ет­ся су­хой ат­мо­сфер­ной кор­ро­зи­ей. Су­хая ат­мо­сфер­ная кор­ро­зия не при­но­сит ору­жию боль­шо­го вре­да, по­сколь­ку она про­ис­хо­дит толь­ко при от­сут­ст­вии рез­ких из­ме­не­ний тем­пе­ра­ту­ры. На прак­ти­ке же тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха, ок­ру­жаю­ще­го ору­жие, из­ме­ня­ет­ся очень час­то. «От­по­те­ва­ние» про­ис­хо­дит по ут­рам, ко­гда на ох­ла­див­шем­ся за ночь ме­тал­ле вы­па­да­ет ро­са. Кон­ден­са­ция вла­ги на ору­жии про­ис­хо­дит и то­гда, ко­гда оно вно­сит­ся в те­п­лое по­ме­ще­ние с хо­ло­да, и в по­ме­ще­ни­ях скла­дов при их про­вет­ри­ва­нии вес­ной, и да­же в гер­ме­ти­че­ски за­па­ян­ных ме­тал­ли­че­ских ко­роб­ках, хо­тя, ко­неч­но, в по­след­нем слу­чае ко­ли­че­ст­во ее очень не­ве­ли­ко.

Ат­мо­сфер­ные осад­ки (дождь, снег) то­же яв­ля­ют­ся фак­то­ра­ми, вы­зы­ваю­щи­ми кор­ро­зию. При ис­па­ре­нии до­ж­де­вой во­ды на по­верх­но­сти ме­тал­ли­че­ских час­тей ос­та­ет­ся тон­чай­шая плен­ка со­ли, и при по­сле­дую­щем ув­лаж­не­нии ее по­лу­ча­ют­ся до­воль­но кон­цен­три­ро­ван­ные рас­тво­ры, вы­зы­ваю­щие силь­ную кор­ро­зию. По­это­му не­об­хо­ди­мо при­ни­мать все ме­ры к то­му, что­бы ис­клю­чить вся­кую воз­мож­ность ис­па­ре­ния вла­ги на по­верх­но­сти ме­тал­ли­че­ских час­тей ору­жия, за­щи­щать его раз­лич­ны­ми по­кры­тия­ми, смаз­ка­ми и пе­рио­ди­че­ски, осо­бен­но по­сле стрель­бы, тща­тель­но чис­тить.

Кор­ро­зия ка­на­лов ство­лов

Кор­ро­зия ка­на­лов ство­лов стрел­ко­во­го ору­жия хо­ро­шо изу­че­на, и из­вест­ны ра­ди­каль­ные спо­со­бы ее пре­дот­вра­ще­ния. Од­на­ко да­ле­ко не все зна­ют при­чи­ны кор­ро­зии ка­на­лов ство­лов и ме­то­ды со­хра­не­ния их от кор­ро­зии в те­че­ние все­го вре­ме­ни служ­бы ору­жия.

Ржав­чи­на (кор­ро­зия) на­блю­да­ет­ся в ка­на­ле ство­ла в ви­де бу­ро­го на­ле­та (пя­тен) и об­на­ру­жи­ва­ет­ся при про­тир­ке ка­на­ла ство­ла чис­той ве­то­шью. Об­ра­зо­ва­ние ржав­чи­ны со­про­во­ж­да­ет­ся раз­ру­ше­ни­ем ме­тал­ла де­та­лей, в ре­зуль­та­те че­го они вы­хо­дят из строя. Кор­ро­зию ка­на­ла ство­ла вы­зы­ва­ют про­дук­ты раз­ло­же­ния кап­сюль­но­го со­ста­ва, со­дер­жа­ще­го бер­то­ле­то­ву соль. Наи­боль­шее от­ри­ца­тель­ное дей­ст­вие ока­зы­ва­ет хло­ри­стый ка­лий (об­ра­зую­щий­ся при раз­ло­же­нии бер­то­ле­то­вой со­ли), ко­то­рый при вы­со­кой тем­пе­ра­ту­ре, раз­ви­вае­мой по­ро­хом при го­ре­нии, ис­па­ря­ет­ся без раз­ло­же­ния и, кон­ден­си­ру­ясь на срав­ни­тель­но хо­лод­ных стен­ках ство­ла, за­пол­ня­ет все тре­щин­ки, за­би­ва­ет­ся под слой омед­не­ния и про­пи­ты­ва­ет весь ос­таль­ной твер­дый на­гар.

Об­ла­дая боль­шой гиг­ро­ско­пич­но­стью, хло­ри­стый ка­лий при­тя­ги­ва­ет вла­гу из воз­ду­ха не толь­ко не­по­сред­ст­вен­но, но и сквозь слой смаз­ки, на­не­сен­ной на по­верх­ность ка­на­ла ство­ла, не вы­чи­щен­но­го по­сле стрель­бы. При­тя­нув вла­гу, хло­ри­стый ка­лий рас­тво­ря­ет­ся в ней и об­ра­зу­ет силь­но ор­жав­ляю­щий рас­твор (элек­тро­лит), во всем схо­жий с рас­тво­ром обыч­ной по­ва­рен­ной со­ли.

Раз­ви­тию кор­ро­зии спо­соб­ст­ву­ет на­хо­дя­щий­ся на по­верх­но­сти ка­на­ла на­гар, ко­то­рый со­сто­ит из твер­дых про­дук­тов - ос­тат­ков от раз­ло­же­ния кап­сюль­но­го со­ста­ва, от го­ре­ния по­ро­ха (зо­лы) и ос­тат­ков от обо­ло­чек пуль. В на­га­ре, кро­ме хло­ри­сто­го ка­лия, со­дер­жат­ся сер­но-кис­лый ка­лий, том­пак, сви­нец, же­ле­зо, зо­ла и оло­во. Ес­ли сде­лать не­сколь­ко вы­стре­лов гиль­за­ми с кап­сю­ля­ми без по­ро­ха и не вы­чис­тить ка­нал ство­ла, то че­рез ко­рот­кое вре­мя (1-2 ча­са) вся по­верх­ность ка­на­ла, по­кры­тая на­га­ром, по­ржа­ве­ет.

Кор­ро­зия в ка­на­ле ство­ла по­сле вы­стре­ла, осо­бен­но в ус­ло­ви­ях по­вы­шен­ной влаж­но­сти (в ту­ма­не, во вре­мя до­ж­дя и при от­по­те­ва­нии ство­ла) на­чи­на­ет раз­ви­вать­ся не­мед­лен­но. Те­п­лый ствол не мо­жет от­по­теть, зна­чит, он не мо­жет и за­ржа­веть, ес­ли, ко­неч­но, во­да не по­па­ла в не­го ка­ким-ли­бо дру­гим пу­тем (дождь). Хо­лод­ный ствол от­по­те­ва­ет при вне­се­нии ору­жия в те­п­лое по­ме­ще­ние; по­это­му ору­жие сле­ду­ет чис­тить по воз­мож­но­сти на стрель­би­ще, по­ка ствол еще те­п­лый, уда­лив из не­го весь на­гар или во вся­ком слу­чае наи­бо­лее ак­тив­ную часть на­га­ра.

Крат­ко мож­но сфор­му­ли­ро­вать ос­нов­ные по­ло­же­ния кор­ро­зии ка­на­лов ство­лов стрел­ко­во­го ору­жия.

При вы­стре­ле в ка­на­ле от­ла­га­ют­ся ос­тат­ки от сго­рев­ше­го по­ро­ха и кап­сю­ля вме­сте с ос­тат­ка­ми от обо­лоч­ки пу­ли. Го­ре­ние по­ро­ха, бу­ду­чи поч­ти пол­ным, да­ет на­гар, не при­чи­няю­щий вре­да. При го­ре­нии кап­сюль­но­го со­ста­ва, на­обо­рот, об­ра­зу­ют­ся со­ли, та­кие как хло­ри­стый ка­лий, сход­ный с обыч­ной по­ва­рен­ной со­лью. Эта соль от­ла­га­ет­ся на по­верх­но­сти во всех тре­щин­ках, по­рах и на глад­ких по­верх­но­стях ка­на­ла ство­ла, за­тво­ра, порш­ня за­твор­ной ра­мы, га­зо­вой ка­ме­ры. При этом со­ли сплав­ля­ют­ся с ос­таль­ны­ми час­тич­ка­ми рых­ло­го на­га­ра, об­ра­зуя труд­но от­ди­рае­мый на­гар. Ес­ли сна­ча­ла эти ос­тат­ки не при­но­сят вре­да, то вско­ре они на­чи­на­ют бы­ст­ро при­тя­ги­вать вла­гу. Сталь ржа­ве­ет очень бы­ст­ро, ес­ли она по­кры­та мок­рой со­лью; эта соль не рас­тво­ря­ет­ся в мас­ле; она очень сла­бо под­вер­га­ет­ся воз­дей­ст­вию мас­ла и ка­ких-ли­бо рас­тво­ров, со­дер­жа­щих мас­ло, и про­дол­жа­ет по­гло­щать вла­гу и по­сле то­го, как она под­вер­глась дей­ст­вию ма­сел. Та­ким об­ра­зом, со­ли на­га­ра при­тя­ги­ва­ют во­ду из воз­ду­ха, по­гло­ща­ют ее, рас­тво­ря­ют­ся в ней и об­ра­зу­ют рас­тво­ры, вы­зы­ваю­щие ржав­ле­ние. Ржав­ле­ние ство­ла, не вы­чи­щен­но­го по­сле стрель­бы, на­чи­на­ет­ся че­рез 2 ча­са, как толь­ко на­гар ув­лаж­нит­ся. По­доб­ные про­цес­сы про­ис­хо­дят в не­хро­ми­ро­ван­ном ка­на­ле ство­ла. 

При чи­ст­ке, та­ким об­ра­зом, не­об­хо­ди­мо:

  • рас­тво­рить всю соль, на­хо­дя­щую­ся в ка­на­ле ство­ла, в тре­щи­нах и на де­та­лях, ко­то­рые на­хо­ди­лись в кон­так­те с по­ро­хо­вы­ми га­за­ми, по­сред­ст­вом во­ды или рас­тво­ров, со­дер­жа­щих во­ду;
  • про­те­реть эти час­ти на­су­хо;
  • за­щи­тить эти очи­щен­ные по­верх­но­сти плен­кой смаз­ки, мас­ла или дру­гим пре­до­хра­ни­тель­ным со­ста­вом (мас­ло или мас­ло­со­дер­жа­щие рас­тво­ры не мо­гут очи­стить ка­нал ство­ла и га­зо­вые хо­ды от на­га­ра, толь­ко во­да или вод­ные рас­тво­ры мо­гут это сде­лать).

По­ро­хо­вой на­гар в ка­на­ле ство­ла на­блю­да­ет­ся в ви­де тем­ных по­лос. В ка­на­ле ство­ла с на­ре­за­ми на­гар ска­п­ли­ва­ет­ся в уг­лах на­ре­зов и об­на­ру­жи­ва­ет­ся при про­ти­ра­нии ка­на­ла ство­ла чис­той ве­то­шью, омед­не­ние об­на­ру­жи­ва­ет­ся в ви­де лег­ко­го мед­но­го на­ле­та (ес­ли по­сле стрель­бы ору­жие не под­вер­га­лось чи­ст­ке рас­тво­ром РЧС). По­ро­хо­вой на­гар и омед­не­ние уда­ля­ют рас­тво­ром РЧС. Для сня­тия по­ро­хо­во­го на­га­ра со сте­нок га­зо­от­вод­ных от­вер­стий мо­гут ис­поль­зо­вать­ся спе­ци­аль­ные ме­тал­ли­че­ские раз­верт­ки.

Наи­боль­шее влия­ние на кор­ро­зию ка­на­ла ство­ла ока­зы­ва­ют со­ли, от­ло­жив­шие­ся на всей по­верх­но­сти ка­на­ла, и мень­шее - со­ли, от­ло­жив­шие­ся в тре­щи­нах; опыт по­ка­зал, что кор­ро­зия со­вер­шен­но но­во­го ство­ла по­сле од­но­го - двух вы­стре­лов про­те­ка­ет при­мер­но так же, как и ство­ла, из ко­то­ро­го сде­ла­но мно­го вы­стре­лов.

Рас­смат­ри­вая во­прос кор­ро­зии ка­на­лов ство­лов стрел­ко­во­го ору­жия, нель­зя прой­ти ми­мо влия­ния на кор­ро­зию ос­тат­ков от обо­лоч­ки пуль, том­па­ка или ла­ту­ни. Оба эти спла­ва в кор­ро­зи­он­ном от­но­ше­нии дей­ст­ву­ют оди­на­ко­во: в тех мес­тах, где они по­кры­ва­ют ка­нал ство­ла сплош­ным сло­ем, по кра­ям по­лей на­ре­зов и по­сре­ди­не на­ре­зов кор­ро­зии поч­ти не на­блю­да­ет­ся (в но­вом ство­ле, не имею­щем ра­ко­вин), но за­то в не­по­сред­ст­вен­ной бли­зо­сти от мест от­ло­же­ния цвет­ных ме­тал­лов кор­ро­зия раз­ви­ва­ет­ся очень бы­ст­ро, об­ра­зуя глу­бо­кие ра­ко­ви­ны. Наи­бо­лее силь­ное ржав­ле­ние раз­ви­ва­ет­ся по­сре­ди­не по­лей и в уг­лах на­ре­зов. По­сте­пен­но ржав­ле­ние про­ни­ка­ет и под слой том­па­ка, где об­ра­зу­ют­ся ра­ко­вин­ки, ко­то­рые при по­сле­дую­щих вы­стре­лах за­би­ва­ют­ся на­га­ром и том­па­ком, и ржав­ле­ние про­грес­си­ру­ет в глу­би­ну.

Та­ким об­ра­зом, том­пак уси­ли­ва­ет и на­прав­ля­ет кор­ро­зию ка­на­лов ство­лов, но толь­ко в при­сут­ст­вии элек­тро­ли­та - рас­тво­ра хло­ри­сто­го ка­лия, т. е. в не­вы­чи­щен­ном ство­ле. Вы­чи­щен­ный и сма­зан­ный ка­нал не кор­ро­зи­ру­ет да­же при срав­ни­тель­но боль­шом от­ло­же­нии в нем том­па­ка.

По­верх­ность ка­на­лов ство­лов со­вре­мен­но­го стрел­ко­во­го ору­жия с це­лью по­вы­ше­ния их жи­ву­че­сти по­кры­ва­ют сло­ем хро­ма - очень твер­до­го и кор­ро­зи­он­но ус­той­чи­во­го ме­тал­ла. Слой хро­ма в пу­ле­мет­ных ство­лах име­ет тол­щи­ну 25 мик­рон (0,025 мм) и не ли­шен тре­щи­нок, по­рист. В тре­щин­ки и в по­ры при вы­стре­ле за­би­ва­ет­ся на­гар, ко­то­рый по­гло­ща­ет вла­гу и за­са­сы­ва­ет ее под слой хро­ма. По­это­му под сло­ем хро­ма при пло­хой чи­ст­ке или при хра­не­нии не­вы­чи­щен­ных ство­лов бы­ст­ро раз­ви­ва­ет­ся кор­ро­зия. Од­на­ко встре­ча­ют­ся об­раз­цы стрел­ко­во­го ору­жия с не­хро­ми­ро­ван­ны­ми ство­ла­ми: ка­ра­би­ны СКС из­го­тов­ле­ния до 1951 го­да; пис­то­ле­ты Ма­ка­ро­ва и Стеч­ки­на из­го­тов­ле­ния до 1954 го­да; руч­ные про­ти­во­тан­ко­вые гра­на­то­ме­ты РПГ-2.

При кор­ро­зии хро­ми­ро­ван­ных ка­на­лов ство­лов на по­верх­но­сти как буд­то чис­то­го (бле­стя­ще­го при про­смот­ре на свет) ка­на­ла ство­ла по­яв­ля­ет­ся мел­кая сыпь в ви­де бу­гор­ков или пес­чи­нок. Ес­ли про­те­реть та­кой ка­нал чис­той бе­лой тря­поч­кой, то на ней бу­дет за­ме­тен крас­но­ва­тый на­лет ржав­чи­ны. Бу­гор­ки, ко­то­рые по­яв­ля­ют­ся со вре­ме­нем на по­верх­но­сти пло­хо вы­чи­щен­но­го ка­на­ла хро­ми­ро­ван­но­го ство­ла, пред­став­ля­ют со­бой кри­стал­ли­ки ржав­чи­ны, ко­то­рая как бы вы­лез­ла из-под слоя хро­ма в мес­тах, где рас­по­ло­же­ны тре­щин­ки или по­ры. Сце­п­ле­ние хро­ма с ос­нов­ным ме­тал­лом ос­лаб­ля­ет­ся, и при по­сле­дую­щей стрель­бе хром мо­жет быть ско­лот пу­лей и по­ро­хо­вы­ми га­за­ми. 

Сет­ка раз­га­ра хро­мо­во­го по­кры­тия в ви­де пе­ре­се­каю­щих­ся тре­щи­нок, как пра­ви­ло, на­блю­да­ет­ся в ка­зен­ной час­ти ство­ла, осо­бен­но у пу­ле­мет­ных ство­лов. Так, при стрель­бе из пу­ле­ме­та ПКМ, ПКМТ сет­ка раз­га­ра по­яв­ля­ет­ся по­сле 500 вы­стре­лов.

При вы­стре­ле тем­пе­ра­ту­ра по­верх­но­сти ка­на­ла ство­ла дос­ти­га­ет 1000 гра­ду­сов по С, что при­во­дит к рас­ши­ре­нию ка­на­ла ство­ла. От вы­стре­ла к вы­стре­лу про­ис­хо­дит пе­рио­ди­че­ское рас­ши­ре­ние ка­на­ла ство­ла и воз­вра­ще­ние его в пер­во­на­чаль­ное со­стоя­ние. Это при­во­дит к об­ра­зо­ва­нию сет­ки раз­га­ра и ско­лов хро­ма, ко­то­рые на­блю­да­ют­ся глав­ным об­ра­зом у пуль­но­го вхо­да, по­сре­ди­не на­ре­за и у бо­ко­вой гра­ни на по­лях. Кро­ме то­го, про­ис­хо­дит оп­лав­ле­ние по­верх­но­стей сте­нок ка­на­ла ство­ла в мес­тах ско­ла хро­ма. В свя­зи с этим из­ме­ня­ет­ся по­верх­ность ка­на­ла ство­ла и уве­ли­чи­ва­ет­ся про­рыв по­ро­хо­вых га­зов ме­ж­ду пу­лей и стен­ка­ми ка­на­ла ство­ла, что при­во­дит к умень­ше­нию на­чаль­ной ско­ро­сти и, как след­ст­вие, к уве­ли­че­нию раз­бро­са пуль. Для под­дер­жа­ния за­дан­ной жи­ву­че­сти нель­зя до­пус­кать пе­ре­гре­ва ство­ла во вре­мя стрель­бы.

Ско­лы хро­ма по­яв­ля­ют­ся в ка­на­ле пу­ле­мет­но­го ство­ла обыч­но по­сле 1500 вы­стре­лов и бо­лее, а раз­гар с ка­зен­ной час­ти на­блю­да­ет­ся по­сле 2500 вы­стре­лов. По­яв­ле­ние этих де­фек­тов ство­ла за­ви­сит от со­блю­де­ния ре­жи­ма ог­ня и кон­ст­рук­ций ору­жия (ка­либ­ра ство­ла и мощ­но­сти па­тро­на). Так, сет­ка раз­га­ра в ство­ле 14,5-мм пу­ле­ме­та КПВ (КПВТ) по­яв­ля­ет­ся по­сле 200-300 вы­стре­лов, а ско­лы хро­ма в ви­де ра­ко­вин мо­гут по­яв­лять­ся по­сле 400-500 вы­стре­лов.

Ука­зан­ные де­фек­ты в пре­де­лах жи­ву­че­сти ство­ла не ока­зы­ва­ют влия­ния на экс­плуа­та­цию ору­жия, од­на­ко яв­ля­ют­ся пред­по­сыл­ка­ми для по­яв­ле­ния ржав­чи­ны и ше­лу­ше­ния хро­ма. Та­кие де­фек­ты, как ра­ко­ви­ны, сле­ды ржав­чи­ны, ско­лы или ше­лу­ше­ние хро­ма в ка­на­ле ство­ла, до­пус­ка­ют­ся при ус­ло­вии нор­маль­но­го боя ору­жия. На­ли­чие ука­зан­ных де­фек­тов в па­трон­ни­ке до­пус­ка­ет­ся при ус­ло­вии энер­гич­но­го из­вле­че­ния стре­ля­ной гиль­зы вы­бра­сы­ва­те­лем за­тво­ра.

Для то­го что­бы пре­дот­вра­тить кор­ро­зию хро­ми­ро­ван­ных ка­на­лов ство­лов, их не­об­хо­ди­мо чис­тить по­сле стрель­бы вод­ным рас­тво­ром со­ды. При про­мыв­ке во­дой ка­на­ла ство­ла рас­тво­ря­ют­ся все при­плав­лен­ные к по­верх­но­сти его со­ли, за­тем про­ти­ра­ни­ем из ка­на­ла ство­ла уда­ля­ет­ся во­да и смаз­кой пре­дот­вра­ща­ет­ся про­ник­но­ве­ние вла­ги под слой хро­ма че­рез по­ры и тре­щин­ки. Ес­ли не рас­тво­рить при­плав­лен­но­го хло­ри­сто­го ка­лия, он ос­та­нет­ся под смаз­кой, при­тя­нет вла­гу из воз­ду­ха, и под смаз­кой по­лу­чит­ся рас­твор хло­ри­сто­го ка­лия, ко­то­рый бу­дет втя­ги­вать­ся по тре­щин­кам и по­рам под слой хро­ма и вы­зы­вать там силь­ную кор­ро­зию.

Ко­ли­че­ст­во на­га­ра в ство­ле за­ви­сит от ко­ли­че­ст­ва про­из­ве­ден­ных вы­стре­лов и со­стоя­ния ка­на­ла ство­ла. При на­ли­чии не­зна­чи­тель­ных ско­лов хро­ма ко­ли­че­ст­во на­га­ра, ос­тав­ше­го­ся в ство­ле по­сле од­но­го и то­го же ко­ли­че­ст­ва вы­стре­лов, уд­ваи­ва­ет­ся по срав­не­нию с ко­ли­че­ст­вом на­га­ра, ос­тав­ше­го­ся в ство­ле без по­ра­же­ний. Ос­тав­ший­ся в ка­на­ле ство­ла не­очи­щен­ный на­гар, ржав­чи­на, ра­ко­ви­ны де­ла­ют по­верх­ность ка­на­ла ство­ла ше­ро­хо­ва­той, при дви­же­нии по та­ко­му ство­лу пу­ля ис­пы­ты­ва­ет из­лиш­нее тре­ние, не оди­на­ко­вое с раз­ных сто­рон. Пу­ля, вы­ле­тая из та­ко­го ство­ла, не вы­дер­жи­ва­ет тра­ек­то­рии, свой­ст­вен­ной пу­ле, вы­пу­щен­ной из ис­прав­но­го, вы­чи­щен­но­го ство­ла.

В ре­зуль­та­те уве­ли­чи­ва­ет­ся рас­сеи­ва­ние и на­ру­ша­ет­ся нор­маль­ный бой ору­жия.

Вы­со­кая тем­пе­ра­ту­ра по­ро­хо­вых га­зов ока­зы­ва­ет не­га­тив­ное воз­дей­ст­вие на кри­ти­че­ское се­че­ние (со­пло) ство­ла руч­но­го гра­на­то­ме­та РПГ-7. По­сле оп­ре­де­лен­но­го ко­ли­че­ст­ва вы­стре­лов на по­верх­но­сти кри­ти­че­ско­го се­че­ния (со­пле) ство­ла по­яв­ля­ют­ся про­жо­ги, вы­мои­ны ме­тал­ла - т.н. эро­зи­он­ный из­нос. При ис­чер­па­нии га­ран­тий­ной жи­ву­че­сти, за­дан­ной за­во­до­м-из­го­то­ви­те­лем, эро­зи­он­ный из­нос дос­ти­га­ет мак­си­маль­ной ве­ли­чи­ны. По­это­му поя­вив­шие­ся по­сле стрель­бы про­жо­ги и вы­мои­ны ме­тал­ла за­пре­ща­ет­ся вы­во­дить, так как при этом про­ис­хо­дит ус­ко­рен­ный из­нос ство­ла гра­на­то­ме­та.

Война в Сирии
Свежее видео Сирия
Война на Украине
Война в Южной Осетии
Война в Афганистане
Свежее видео Украина
От администрации
Статистика
» Личный состав
Всего: 6553
Новых за месяц: 132
Новых за неделю: 23
Новых вчера: 4
Новых сегодня: 0

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 9
Солдат: 8
Офицеров: 1
poputcbrii
Кто нас сегодня посетил

При копировании материалов, активная ссылка на www.Soldati-Russian.ru обязательна!

«Солдаты РФ» © 2010-2017 Все права защищены