Вторник, 21.11.2017, 09:32
Меню
Чеченская война
Интервью
Присоединяйся!
Рассказы участников Чечни
Армия России
Популярное на блоге


Для российских ВВС основным реактивным учебно-тренировочным самолетом (УТС) остается чешский L-39. Спроектированный в середине 60-х (техническое задание было выдано в 1963 году), он на протяжении многих лет служил "летающей партой" для нескольких поколений летчиков. За 20 лет СССР закупил 2094 таких самолета, став крупнейшим эксплуатантом. После распада Союза значительная часть парка сохранилась на территории России - в 1994 году в строю было около 1200 машин, сегодня же списочный состав не превышает 600-700 машин, из них "на крыле" - в состоянии летной годности - находится не более половины.

В то же время поступление на вооружение современных УТС типа Як-130 и МиГ-АТ затянулось, да и возможность массовой замены парка в военных учебных заведениях при нынешнем уровне финансирования выглядит сомнительно. В лучшем случае новые машины поступят на опытную эксплуатацию в один-два ВУЗа. Соответственно, на несколько лет альтернативы L-39 нет и необходимо решать вопросы, связанные с поддержанием летной годности и модернизацией.

До настоящего времени жизненный цикл многих машин заканчивался разукомплектацией - для ремонта одного самолета разбирался на детали другой. Все попытки организовать серийное производство запасных частей и комплектующих в России пока обернулись провалом - на выделяемые по этой тематике из Государственного оборонного заказа средства можно закупить лишь минимум: "несколько штуцеров и резиновых прокладок". Нескольких миллионов рублей в год, очевидно, не хватает на решение всех проблем, из которых самая острая - отсутствие катапультных кресел. Ни закупать оригинальные, чешского производства, ни переоборудовать самолет под российские К-93 не удается.

В сложившейся ситуации российские разработчики предлагают провести комплексную модернизацию самолета. Это позволит не только снять вопросы, связанные с комплектацией, но и существенно повысить возможности УТС. В настоящее время со своими проектами, отличающимися по глубине модификации и стоимости, выступают ФГУП Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М. Мясищева (ЭМЗ им. Мясищева) и ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут" (НПК "Иркут").

Высокий результат малой ценой

В своих проработках ЭМЗ им. Мясищева сосредоточило внимание на более дешевой модификации самолета. Была поставлена задача обеспечить потребности не самых богатых покупателей - отечественных ВВС и стран третьего мира. Поэтому относительно небольшая глубина модернизации обусловлена соотношением стоимости и эффективности.

Предложенная программа позволит довести потенциал обновленных L-39 до уровня 80% относительно создаваемых в настоящее время МиГ-АТ и Як-130. Модернизация предполагает замену бортового РЭО, включая установку многофункциональных индикаторов и оборудования для применения самолетом высокоточного оружия. Также намечено проведение мероприятий для обеспечения срока службы до 30 лет и ресурса самолета до 10 тысяч летных часов, выпуск в России основных комплектующих самолета и формирование ЗИП.

Информационно-управляющее поле кабины экипажа будет включать один жидкокристаллический индикатор (ЖКИ), а в случае интереса заказчика - два ЖКИ. Установленный на модернизированном УТС коллиматорный индикатор разработан фирмой "Гефест" и фактически представляет собой аналог многофункционального индикатора на лобовом стекле (ИЛС). Модернизированное оборудование обеспечивает определение и выдачу пилотажно-навигационной информации для обеспечения полетов по маршруту. В вариантах боевого и учебно-боевого применения - возврат на аэродром базирования и посадку с точностью спутниковых навигационных систем. Для учебного варианта предусмотрена имитация различных видов современного оружия в режимах "воздух - воздух" и "воздух - поверхность".

Для отработки модернизации выбран один из двух самолетов, полученных еще в 1995 году от российских ВВС для проведения плановых работ по замене комплектующих и запасных частей чешского производства на отечественные аналоги. Согласно текущим планам, первый полет может состояться уже в начале 2005 года, а вся программа летных испытаний должна завершиться к середине будущего года. В ней будет задействован один самолет. По результатам испытаний Заказчик примет решение о целесообразности модернизации.

Учебно-боевой штурмовик

Более глубокую модернизацию УТС L-39 предлагает ОАО "НПК "Иркут". Собственная программа базируется на наработках ЭМЗ им. Мясищева, а также включает элементы, предложенные ЛИИ им. Громова и ЗАО "Русская авионика". Разработанная совместными усилиями машина получила обозначение УБШ - учебно-боевой штурмовик.

В работе, ведущейся в инициативном порядке, используется задел по унифицированному комплексу БРЭО, созданному в рамках программ Су-30КН и Ми-8МТКО. Модернизация L-39 направлена на трансформацию учебно-тренировочного самолета в учебно-боевой, способный применять управляемое и неуправляемое оружие. Самолет может использоваться для обучения пилотов истребителей поколения "4+", благодаря установке в кабине многофункциональных жидкокристаллических индикаторов. На двухместном самолете, предназначенном для обучения курсантов, после модернизации можно не только отрабатывать технику пилотирования, но и учить летчиков боевому применению авиационного управляемого и неуправляемого оружия классов "воздух - воздух" и "воздух - земля".

Модернизация БРЭО включает обновление информационно-управляющего поля кабины и оснащение самолета современным навигационным комплексом. В состав бортового радиоэлектронного комплекса БРЭК-39 входят навигационный комплекс НК-39, система видеорегистрации СВР-39, система отображения информации СОИ-39 и радиосвязное оборудование.

За счет совершенствования конструкции планера и усиления крыла L-39 на подкрыльевых пилонах модернизированного самолета можно размещать боевую нагрузку (бомбы, ракеты) весом до 900 кг.

По существующим оценкам, стоимость модернизации может составить от 400-600 тыс. долларов за самолет по программе ЭМЗ им. Мясищева до 1,5 млн. долларов и выше - по проекту НПК "Иркут". Пока оба варианта модернизации не заинтересовали российские ВВС, делающих ставку на учебно-тренировочный и учебно-боевой самолет Як-130. По некоторым данным, НПК "Иркут" прекратила работы по модернизации L-39 в связи не отсутствием реального спроса на нее как внутри страны, так и за рубежом.

Украинский путь

Попытки модернизировать популярный самолет делаются не только в России, но и за рубежом. Так, например, еще в прошлом году модернизированный Одесским авиаремонтным заводом Министерства обороны "Одесавиаремсервис" L-39 "Альбатрос" появился на одной из выставок в экспозиции израильской фирмы IAI - Israel Aircraft Industries. В ВВС различных армий мира находится не менее 2000 L-39, и, по мнению специалистов, почти половину из них можно модернизировать. В то время как цена нового самолета L-159 чешской фирмы Aero Vodochody составляет почти 12 млн. долларов, а Як-130 даже при минимальном пакете комплектации будет стоить около 10 млн. долларов, украинско-израильская версия модернизации обойдется всего в 1,2 млн долларов.

Однако совместный проект дальнейшего развития не получил и Минобороны Украины этим летом проинформировало разработчика самолета о завершении создания модернизированного L-39 и пригласило участвовать в дальнейших работах. Чешская сторона должна обеспечить конструкторско-технологическое сопровождение модернизации с целью продвижения самолета на рынки третьих стран. На прошедшем 18-21 сентября авиасалоне "Авиасвит-XXI" состоялись неформальные консультации представителей "Одесавиаремсервиса" и Aero Vodohodi. Стороны договорились определиться с возможностью официальной встречи для обсуждения этой темы с целью подписания договора или контракта на совместную модернизацию L-39.

Впрочем, Украина готова осуществить программу, названную "Полет", как в сотрудничестве с Aero Vodohody, так и самостоятельно. Недавно прошла информация о том, что "Одесавиаремсервис" до конца 2004 г. завершит испытания модернизированного УТС / ЛБС L-39У. Самолет оборудуют новым бортовым тренажерным комплексом разработки КБ "Арсенал" (Киев), который позволяет имитировать в воздухе все режимы полета и боевые задачи истребителей МиГ-29 и Су-27. В L-39У используется модернизированный двигатель ОАО "Мотор Сич" АИ-25ТЛШ с повышенной тягой.

Ставится задача модернизировать за 3-4 года до 20 самолетов. В дальнейшем планируется провести такие работы на остальных L-39 украинских ВВС, что предусматривает программа развития вооружения и военной техники до 2015 г. В украинской армии насчитывается около 240 L-39.

Вместо послесловия

В то время, когда на рынке УТС ожидается появление машин нового поколения, разработчики программ модернизации самолетов находятся в положении, сулящем определенные выгоды. С одной стороны, предложив выгодный по соотношению "цена-качество" вариант, можно рассчитывать на контракты с крупными игроками - ВВС крупных стан, на вооружении которых стоят сотни самолетов. Это будет "подстраховочный" вариант на случай, если ввод в строй новой техники затянется. С другой стороны, выводя из эксплуатации L-39 из-за замены более современными УТС, владельцы могут рассчитывать на получение существенных средств от продажи их третьим странам, в таком случае также потребуется определенная модернизация, чтобы дать машинам "вторую жизнь".

В нынешней ситуации наилучший результат может получить та компания, которая найдет покупателей на относительно недорогие учебно-боевые самолеты в странах третьего мира, причем вовсе не обязательно, чтобы они находились там на вооружении в настоящее время. В принципе, возможно реализовать схему, когда ВВС (например России) расплачиваются за модернизацию L-39 в своих интересах излишними самолетами, которые продаются за рубеж.

Война в Сирии
Свежее видео Сирия
Война на Украине
Война в Южной Осетии
Война в Афганистане
Свежее видео Украина
От администрации
Статистика
» Личный состав
Всего: 6541
Новых за месяц: 137
Новых за неделю: 33
Новых вчера: 5
Новых сегодня: 2

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 13
Солдат: 9
Офицеров: 4
Stimul, Mi_bogidanov1965, bukinOr, dominOr
Кто нас сегодня посетил

При копировании материалов, активная ссылка на www.Soldati-Russian.ru обязательна!

«Солдаты РФ» © 2010-2017 Все права защищены