Суббота, 25.11.2017, 14:08
Меню
Чеченская война
Интервью
Присоединяйся!
Рассказы участников Чечни
Армия России
Популярное на блоге


В ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии все опе­ра­ции, свя­зан­ные с пе­ре­за­ря­жа­ни­ем: до­сы­ла­ние па­тро­на в па­трон­ник, за­кры­ва­ние ка­на­ла ство­ла, от­пи­ра­ние за­тво­ра по­сле вы­стре­ла, из­вле­че­ние стре­ля­ной гиль­зы и ее уда­ле­ние - осу­ще­ст­в­ля­ют­ся за счет энер­гии по­ро­хо­вых га­зов. По­это­му уст­рой­ст­во дви­га­те­ля ав­то­ма­ти­ки во мно­гом оп­ре­де­ля­ет уст­рой­ст­во ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия в це­лом, по­сколь­ку дви­га­тель пре­об­ра­зу­ет ис­ход­ный вид энер­гии в ме­ха­ни­че­скую энер­гию ис­пол­ни­тель­ных ме­ха­низ­мов.

Для ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия боль­шое зна­че­ние име­ет рас­по­ло­же­ние ис­точ­ни­ка энер­гии по от­но­ше­нию к ору­жию. По это­му при­зна­ку мож­но раз­ли­чить два ти­па ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия: с внеш­ним и ав­то­ном­ным ис­точ­ни­ком энер­гии. 

Ору­жие с внеш­ним ис­точ­ни­ком энер­гии мо­жет с ус­пе­хом при­ме­нять­ся в со­че­та­нии с но­си­те­ля­ми, об­ла­даю­щи­ми дос­та­точ­ны­ми за-па­са­ми энер­гии. При­ме­ром мо­гут слу­жить 20-мм аме­ри­кан­ские авиа­ци­он­ные пуш­ки "Вул­кан" М 61. Внеш­ний ис­точ­ник энер­гии мо­жет быть элек­три­че­ским, ме­ха­ни­че­ским или дру­гим; в оп­ре­де­лен­ных слу­ча­ях ору­жие с внеш­ним ис­точ­ни­ком энер­гии име­ет оп­ре­де­лен­ные пре­иму­ще­ст­ва пе­ред ору­жи­ем с га­зо­вы­ми при­во­да­ми. И тем не ме­нее ав­то­ма­ти­че­ское ору­жие с внеш­ним ис­точ­ни­ком энер­гии не по­лу­чи­ло ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния из-за ос­нов­но­го его не­дос­тат­ка: от­сут­ст­вия ав­то­ном­но­сти и, как след­ст­вие, уни­вер­саль­но­сти. По­это­му дви­га­те­ли, ра­бо­таю­щие от внеш­них ис­точ­ни­ков энер­гии, ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в ос­нов­ном в авиа­ци­он­ном ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии в ка­че­ст­ве вспо­мо­га­тель­ных, слу­жа­щих толь­ко для пе­ре­за­ря­жа­ния ору­жия в слу­чае от­ка­за (на­при­мер осеч­ки) или для ско­рей­ше­го вы­хо­да на ре­жим.

В ка­че­ст­ве ав­то­ном­но­го ис­точ­ни­ка энер­гии в со­вре­мен­ном ав­то­ма­ти­че­ском стрел­ко­вом ору­жии ча­ще все­го ис­поль­зу­ет­ся часть энер­гии по­ро­хо­вых га­зов, об­ра­зую­щих­ся в ство­ле, а до­пол­ни­тель­ных дви­га­те­лей - пру­жи­ны, как взво­ди­мые за счет той же энер­гии по­ро­хо­вых га­зов, так и пред­ва­ри­тель­но взве­ден­ные (пру­жи­ны ма­га­зи­нов).

И тем не ме­нее об­лик со­вре­мен­но­го ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев оп­ре­де­ля­ет­ся ти­пом, в пер­вую оче­редь, га­зо­во­го дви­га­те­ля ав­то­ма­ти­ки. В за­ви­си­мо­сти от прин­ци­па дей­ст­вия су­ще­ст­ву­ют дви­га­те­ли, ис­поль­зую­щие энер­гию от­да­чи, то есть си­лу от­да­чи по­ро­хо­вых га­зов, с от­во­дом по­ро­хо­вых га­зов из ка­на­ла ство­ла и ис­поль­зую­щие ре­ак­цию дви­же­ния пу­ли на ствол. Воз­мож­ны и раз­лич­ные ком­би­на­ции этих прин­ци­пов дей­ст­вия.

В свою оче­редь, дви­га­те­ли, ис­поль­зую­щие си­лу от­да­чи, де­лят­ся на дви­га­те­ли, ис­поль­зую­щие от­да­чу за­тво­ра, ство­ла и все­го ору­жия.

Дви­га­те­ли, ис­поль­зую­щие от­да­чу за­тво­ра, мо­гут быть со сво­бод­ным и по­лу­сво­бод­ным за­тво­ром, с за­держ­кой сво­бод­но­го за­тво­ра и с вы­ка­том за­тво­ра.

Дви­га­те­ли, ис­поль­зую­щие от­да­чу ство­ла, мо­гут быть с длин­ным и ко­рот­ким хо­дом ство­ла.

Спе­ци­аль­ные га­зо­вые дви­га­те­ли с от­во­дом по­ро­хо­вых га­зов че­рез га­зо­от­вод­ное от­вер­стие в стен­ке ство­ла, в за­ви­си­мо­сти от мес­та от­бо­ра по­ро­хо­вых га­зов мо­гут быть ка­мер­ны­ми, бо­ко­вы­ми и дуль­ны­ми.

Га­зо­вые дви­га­те­ли мо­гут раз­ли­чать­ся так­же по прин­ци­пу дей­ст­вия на порш­не­вые и ре­ак­тив­ные.

И здесь це­ле­со­об­раз­но рас­смот­реть ос­нов­ные сис­те­мы ав­то­ма­ти­ки. 

Сис­те­мы ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия с инер­ци­он­ным за­пи­ра­ни­ем, они же сис­те­мы с от­да­чей сво­бод­но­го и по­лу­сво­бод­но­го за­тво­ра, наи­бо­лее про­сты по уст­рой­ст­ву. Это обу­слов­ле­но тем, что дан­ные сис­те­мы яв­ля­ют­ся един­ст­вен­ны­ми, в ко­то­рых от­сут­ст­ву­ет же­ст­кое сце­п­ле­ние ство­ла и за­тво­ра при вы­стре­ле.

В об­раз­цах ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия с ис­поль­зо­ва­ни­ем от­да­чи сво­бод­но­го за­тво­ра за­твор во вре­мя вы­стре­ла ос­та­ет­ся не сце­п­лен­ным со ство­лом или стволь­ной (за­твор­ной) ко­роб­кой, а лишь при­жи­ма­ет­ся к ним уси­ли­ем воз­врат­ной пру­жи­ны. В мо­мент вы­стре­ла под дей­ст­ви­ем по­ро­хо­вых га­зов на дно гиль­зы за­твор дви­жет­ся на­зад, сжи­мая воз­врат­ную пру­жи­ну. При­чем дви­же­ние за­тво­ра на­чи­на­ет­ся од­но­вре­мен­но с дви­же­ни­ем пу­ли. По­сле вы­ле­та пу­ли за­твор про­дол­жа­ет дви­гать­ся на­зад за счет ки­не­ти­че­ской энер­гии и из­вле­ка­ет гиль­зу из ка­на­ла ство­ла. Из край­не­го зад­не­го по­ло­же­ния за­твор си­лой воз­врат­ной пру­жи­ны по­сы­ла­ет­ся впе­ред и до­сы­ла­ет из ма­га­зи­на в па­трон­ник оче­ред­ной па­трон.

На ра­бо­ту ав­то­ма­ти­ки это­го ти­па су­ще­ст­вен­но влия­ет ве­ли­чи­на мас­сы за­тво­ра и си­ла тре­ния гиль­зы о па­трон­ник, ко­то­рая воз­ни­ка­ет в ре­зуль­та­те то­го, что дав­ле­ни­ем по­ро­хо­вых га­зов гиль­за при­жи­ма­ет­ся к стен­кам па­трон­ни­ка. По­сколь­ку дви­же­ние гиль­зы из па­трон­ни­ка на­чи­на­ет­ся не­по­сред­ст­вен­но в мо­мент вос­пла­ме­не­ния за­ря­да и тор­мо­зит­ся толь­ко мас­сой за­тво­ра (от­сю­да тер­мин "инер­ци­он­ное за­пи­ра­ние"), дан­ные сис­те­мы об­ла­да­ют боль­шой мас­сой под­виж­ных час­тей и рас­счи­та­ны на ис­поль­зо­ва­ние ко­рот­ких пис­то­лет­ных гильз ци­лин­д­ри­че­ской фор­мы со срав­ни­тель­но ма­лой мас­сой по­ро­хо­во­го за­ря­да. При­ме­не­ние длин­ной или ко­ни­че­ской гиль­зы мо­жет при­вес­ти к раз­ры­ву по­след­ней из-за то­го, что зад­няя часть гиль­зы дви­жет­ся вме­сте с за­тво­ром, а пе­ред­няя ока­зы­ва­ет­ся в со­стоя­нии на­тя­га с па­трон­ни­ком вслед­ст­вие вы­со­ко­го дав­ле­ния по­ро­хо­вых га­зов в ка­на­ле ство­ла. Мно­го­чис­лен­ные по­пыт­ки из­ба­вить­ся от это­го не­дос­тат­ка, на­при­мер ис­поль­зо­ва­ние сма­зы­вае­мых па­трон­ни­ков, спе­ци­аль­ных про­доль­ных ка­на­вок в них (так на­зы­вае­мые ка­нав­ки Ре­ве­ли), вос­пла­ме­не­ние за­ря­да при не­ко­то­ром не­до­хо­де под­виж­ных час­тей до край­не­го пе­ред­не­го по­ло­же­ния (вы­кат за­тво­ра), ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния не по­лу­чи­ли. По­это­му сис­те­мы с инер­ци­он­ным за­пи­ра­ни­ем ис­поль­зу­ют­ся в ос­нов­ном в пис­то­ле­тах и пис­то­ле­та­х-пу­ле­ме­тах, т.е. в та­ких сис­те­мах, где ис­поль­зу­ют­ся пис­то­лет­ные па­тро­ны с ко­рот­кой ци­лин­д­ри­че­ской гиль­зой: оте­че­ст­вен­ные пис­то­ле­ты Ма­ка­ро­ва (ПМ) и Стеч­ки­на (АПС), пис­то­ле­ты-пу­ле­ме­ты Дег­тя­ре­ва (ППД), Шпа­ги­на (ППШ) и Су­дае­ва (ППС), аме­ри­кан­ские М3А1 и "Ин­грем" М 10, из­ра­иль­ский ”Узи”, италь­ян­ский "Бе­рет­та" М 12 и т.д. Су­ще­ст­вен­ным по­ло­жи­тель­ным ка­че­ст­вом это­го ти­па ав­то­ма­ти­ки яв­ля­ет­ся про­сто­та уст­рой­ст­ва по­доб­но­го ору­жия.

Ес­ли за­твор во вре­мя вы­стре­ла сце­п­ля­ет­ся со ство­лом и их рас­це­п­ле­ние про­ис­хо­дит под дей­ст­ви­ем дав­ле­ния по­ро­хо­вых га­зов на дно гиль­зы, то та­кой за­твор на­зы­ва­ют по­лу­сво­бод­ным. На этом прин­ци­пе ос­но­ва­на, на­при­мер, ав­то­ма­ти­ка аме­ри­кан­ских пис­то­ле­то­в-пу­ле­ме­тов «Томп­сон» М 1928 и «Рей­зинг» М 50. В ав­то­ма­ти­че­ском стрел­ко­вом ору­жии с ис­поль­зо­ва­ни­ем в ра­бо­те сис­те­мы ав­то­ма­ти­ки с по­лу­сво­бод­ным за­тво­ром за­твор так­же на­чи­на­ет от­хо­дить на­зад вме­сте с гиль­зой с на­ча­лом раз­ви­тия дав­ле­ния по­ро­хо­вых га­зов в ство­ле, од­на­ко от­ход за­тво­ра тор­мо­зит­ся ме­ха­низ­мом за­пи­ра­ния вслед­ст­вие дей­ст­вия на эле­мен­ты ме­ха­низ­ма боль­ших сил тре­ния и из-за ус­ко­рен­но­го пе­ре­ме­ще­ния от­дель­ных де­та­лей, свя­зан­ных с за­тво­ром. Тор­мо­же­ние за­тво­ра в пе­ри­од его са­мо­от­пи­ра­ния зна­чи­тель­но умень­ша­ет ки­не­ти­че­скую энер­гию за­тво­ра, по­зво­ляя при­ме­нять бо­лее мощ­ные па­тро­ны и не уве­ли­чи­вая при этом силь­но мас­су за­тво­ра. Ра­бо­та ав­то­ма­ти­ки сис­тем с по­лу­сво­бод­ным за­тво­ром по­сле са­мо­от­пи­ра­ния за­тво­ра прин­ци­пи­аль­но не от­ли­ча­ет­ся от ра­бо­ты ав­то­ма­ти­ки со сво­бод­ным за­тво­ром. Од­на­ко су­ще­ст­вен­ным не­дос­тат­ком это­го ти­па ав­то­ма­ти­ки яв­ля­ет­ся за­ви­си­мость ее ра­бо­ты от сил тре­ния и, сле­до­ва­тель­но, от со­стоя­ния ра­бо­чих по­верх­но­стей ме­ха­низ­ма за­пи­ра­ния, что при­во­дит к не­на­деж­но­сти дей­ст­вия ме­ха­низ­мов. Раз­но­вид­но­сти ав­то­ма­ти­ки с по­лу­сво­бод­ным за­тво­ром от­ли­ча­ют­ся, глав­ным об­ра­зом, кон­ст­рук­ци­ей ме­ха­низ­мов за­пи­ра­ния и спо­со­ба­ми тор­мо­же­ния за­тво­ра.

В на­стоя­щее вре­мя по­лу­сво­бод­ный за­твор по­лу­чил дос­та­точ­но ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в ав­то­ма­ти­че­ском стрел­ко­вом ору­жии. В ча­ст­но­сти, наи­бо­лее удач­ной кон­ст­рук­ци­ей по­лу­сво­бод­но­го за­тво­ра счи­та­ет­ся за­пи­раю­щий ме­ха­низм с ро­ли­ко­вым ус­ко­ри­те­лем в за­пад­но­гер­ман­ской штур­мо­вой вин­тов­ке G.3. Дав­ле­ние по­ро­хо­вых га­зов, воз­дей­ст­вуя че­рез дно гиль­зы на за­твор, со­об­ща­ет за­пи­раю­ще­му ме­ха­низ­му дви­же­ние на­зад. Под воз­дей­ст­ви­ем ско­сов на стволь­ной ко­роб­ке ро­ли­ки вкли­ни­ва­ют­ся ме­ж­ду за­тво­ром и его ра­мой, за­став­ляя по­след­нюю дви­гать­ся с ус­ко­ре­ни­ем по от­но­ше­нию к за­тво­ру. Эта кон­ст­рук­ция от­ли­ча­ет­ся боль­шой про­сто­той. Кро­ме то­го, ма­лый вес за­тво­ра и дос­та­точ­но тя­же­лая ра­ма по­зво­ля­ют умень­шить ско­ро­сти дви­же­ния де­та­лей ав­то­ма­ти­ки, сни­зить удар­ные на­груз­ки при от­кры­ва­нии и за­кры­ва­нии за­тво­ра. Но в то же вре­мя не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что ис­поль­зо­ва­ние по­лу­сво­бод­но­го за­тво­ра при до­воль­но мощ­ном вин­то­воч­ном па­тро­не 7,62х51 НА­ТО по­тре­бо­ва­ло из­го­тов­ле­ния ка­на­вок Ре­вел­ли в дуль­ной час­ти па­трон­ни­ка.

По­ми­мо про­сто­ты уст­рой­ст­ва и не­под­виж­но­го ство­ла ору­жие со сво­бод­ным и по­лу­сво­бод­ным за­тво­ра­ми об­ла­да­ет хо­ро­шей куч­но­стью стрель­бы, ко­то­рая при оди­ноч­ном ог­не при­бли­жа­ет­ся к куч­но­сти не­ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия.

Еще од­ним из эф­фек­тив­ных спо­со­бов сни­же­ния энер­гии от­ка­та в ору­жии со сво­бод­ным за­тво­ром при об­щем умень­ше­нии са­мой мас­сы за­тво­ра яв­ля­ет­ся при­ме­не­ние сис­тем с вы­ка­том за­тво­ра (т.е. с пред­ва­ри­тель­ным раз­би­ти­ем кап­сю­ля). В этой сис­те­ме про­цесс вы­стре­ла на­чи­на­ет­ся еще до то­го мо­мен­та, как за­твор при­дет в край­нее пе­ред­нее по­ло­же­ние. При этом ос­нов­ная часть им­пуль­са от­да­чи тра­тит­ся на ос­та­нов­ку под­виж­ных час­тей и толь­ко ос­тав­шая­ся - на их от­кат. При ра­вен­ст­ве ско­ро­стей на­ка­та и от­ка­та в край­нем пе­ред­нем по­ло­же­нии энер­гия от­ка­та умень­ша­ет­ся в че­ты­ре раза по срав­не­нию с не­под­виж­ным к на­ча­лу вы­стре­ла за­тво­ром той же мас­сы. Прин­ци­пи­аль­но сис­те­мы с вы­ка­том мо­гут быть реа­ли­зо­ва­ны в лю­бой схе­ме ору­жия, где для ав­то­ма­ти­за­ции ис­поль­зу­ет­ся энер­гия от­да­чи. Од­на­ко ре­аль­ных кон­ст­рук­ций по­доб­но­го ору­жия не су­ще­ст­ву­ет, по­сколь­ку кон­ст­рук­то­рам до на­стоя­ще­го вре­ме­ни так и не уда­лось дос­тичь ста­биль­но­сти их ра­бо­ты из-за раз­бро­са вре­ме­ни вос­пла­ме­не­ния за­ря­да в па­тро­нах.

Сис­те­мы с ис­поль­зо­ва­ни­ем для при­во­да ав­то­ма­ти­ки энер­гии от­да­чи под­виж­но­го ство­ла при­ме­ня­ют­ся го­раз­до ши­ре сис­тем с от­да­чей за­тво­ра. Это обу­слов­ле­но проч­ным сце­п­ле­ни­ем ство­ла и за­тво­ра (за­пи­ра­ни­ем) в те­че­ние вы­стре­ла, вы­со­кой на­деж­но­стью и срав­ни­тель­но низ­ким уров­нем воз­дей­ст­вия на ус­та­нов­ку или на стрел­ка, так как от­кат­ные час­ти боль­шой мас­сы (ствол с за­тво­ром) за­би­ра­ют при от­ка­те зна­чи­тель­ную часть энер­гии от­да­чи. Вме­сте с тем они от­но­си­тель­но слож­ны по уст­рой­ст­ву и чув­ст­ви­тель­ны к внеш­ним ус­ло­ви­ям стрель­бы, на­при­мер за­пы­ле­нию или за­гус­те­нию смаз­ки. Темп стрель­бы сис­тем с от­да­чей ство­ла, как пра­ви­ло, су­ще­ст­вен­но за­ви­сит от зна­че­ния ко­эф­фи­ци­ен­та тре­ния и мо­жет ко­ле­бать­ся в ши­ро­ких пре­де­лах. Сис­те­мы с ис­поль­зо­ва­ни­ем энер­гии от­да­чи ство­ла под­раз­де­ля­ют­ся на сис­те­мы с ко­рот­ким и длин­ным его хо­дом.

Сис­те­мы с ко­рот­ким хо­дом ство­ла (с хо­дом мень­ше хо­да за­тво­ра) ха­рак­те­ри­зу­ют­ся тем, что от­кат ство­ла ис­поль­зу­ет­ся толь­ко для пе­ре­да­чи энер­гии от­ка­та че­рез ус­ко­ри­тель тя­же­ло­му ве­ду­ще­му зве­ну ав­то­ма­ти­ки, ка­ким обыч­но яв­ля­ет­ся ра­ма про­доль­но-сколь­зя­ще­го за­тво­ра. Эта сис­те­ма по­лу­чи­ла весь­ма ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии - от пис­то­ле­тов до ар­тил­ле­рий­ских ору­дий сред­не­го ка­либ­ра. Сре­ди об­раз­цов ав­то­ма­ти­че­ско­го стрел­ко­во­го ору­жия, от­но­ся­щих­ся к этим сис­те­мам, мож­но вы­де­лить наи­бо­лее из­вест­ные: пис­то­ле­ты - со­вет­ский То­ка­ре­ва (ТТ); не­мец­кие - «Валь­тер» Р.38 и «Мау­зер» К.96; аме­ри­кан­ский «Кольт» М1911А1; стан­ко­вый пу­ле­мет "Мак­сим"; не­мец­кие еди­ные пу­ле­ме­ты МG.34 и МG.42; аме­ри­кан­ский ав­то­ма­ти­че­ский гра­на­то­мет МК 19; круп­но­ка­ли­бер­ный пу­ле­мет Вла­ди­ми­ро­ва КПВ и др.

В сис­те­мах с ко­рот­ким хо­дом ство­ла в мо­мент вы­стре­ла под дав­ле­ни­ем по­ро­хо­вых га­зов на дно гиль­зы за­твор и ствол от­хо­дят на­зад. Про­дол­жи­тель­ность их со­вме­ст­но­го хо­да долж­на быть не мень­ше вре­ме­ни дви­же­ния пу­ли по ство­лу. По­сле вы­ле­та пу­ли дав­ле­ние по­ро­хо­вых га­зов па­да­ет, ствол на­тал­ки­ва­ет­ся на ог­ра­ни­чи­тель­ный упор и ос­та­нав­ли­ва­ет­ся. За­твор, про­дол­жая дви­гать­ся на­зад, рас­це­п­ля­ет­ся со ство­лом и из­вле­ка­ет из па­трон­ни­ка стре­ля­ную гиль­зу. Из край­не­го зад­не­го по­ло­же­ния ствол идет впе­ред - ли­бо один под дей­ст­ви­ем сво­ей пру­жи­ны, ли­бо вме­сте с за­тво­ром.

В боль­шин­ст­ве сис­тем с ко­рот­ким хо­дом ство­ла для энер­гич­но­го от­бра­сы­ва­ния за­тво­ра от ство­ла в зад­нее по­ло­же­ние ис­поль­зу­ют­ся спе­ци­аль­ные де­та­ли или ме­ха­низ­мы - ус­ко­ри­те­ли (ус­ко­ряю­щие дви­же­ние за­тво­ра). Де­ло в том, что обыч­но ствол име­ет боль­шую мас­су и по­это­му от по­ро­хо­вых га­зов, об­ра­зую­щих­ся при вы­стре­ле, по­лу­ча­ет зна­чи­тель­ную ки­не­ти­че­скую энер­гию. У за­тво­ра же срав­ни­тель­но ма­лая мас­са и не­боль­шой за­пас энер­гии. Ствол со­вер­ша­ет ко­рот­кий путь и за­тра­чи­ва­ет свою энер­гию в ос­нов­ном на удар в зад­нем по­ло­же­нии. За­твор дви­жет­ся на боль­шем пу­ти, и ему на­до иметь боль­ший за­пас энер­гии, что­бы из­влечь гиль­зу, сжать воз­врат­ную пру­жи­ну, дос­лать но­вый па­трон в па­трон­ник и про­из­ве­сти за­кры­ва­ние ство­ла.

Ры­чаг-у­ско­ри­тель в мо­мент рас­це­п­ле­ния за­тво­ра со ство­лом тол­ка­ет за­твор, ус­ко­ряя его дви­же­ние на­зад. Та­ким об­ра­зом ус­ко­ри­тель пе­ре­рас­пре­де­ля­ет ки­не­ти­че­скую энер­гию под­виж­ных час­тей - от­би­ра­ет часть энер­гии у ство­ла и со­об­ща­ет ее за­тво­ру, при этом ско­рость дви­же­ния за­тво­ра уве­ли­чи­ва­ет­ся, а ско­рость дви­же­ния ство­ла за­мед­ля­ет­ся.

В то же вре­мя в не­ко­то­рых сис­те­мах ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия при от­но­си­тель­но лег­ком ство­ле ав­то­ма­ти­ка мо­жет не иметь ус­ко­ри­тель­но­го ме­ха­низ­ма (на­при­мер со­вет­ский пис­то­лет ТТ). Ав­то­ма­ти­ка, ос­но­ван­ная на прин­ци­пе ис­поль­зо­ва­ния от­да­чи ство­ла при его ко­рот­ком хо­де, не име­ет ус­ко­ри­тель­но­го ме­ха­низ­ма так­же и в том слу­чае, ес­ли за­тво­ру обес­пе­че­на по­сто­ян­ная ки­не­ма­ти­че­ская связь со ство­лом. В этом слу­чае ствол и за­твор од­но­вре­мен­но при­хо­дят в край­нее пе­ред­нее и край­нее зад­нее по­ло­же­ния. Не­об­хо­ди­мо упо­мя­нуть еще и о том, что за счет энер­гии дви­же­ния за­тво­ра, как пра­ви­ло, и вы­пол­ня­ет­ся боль­шая часть опе­ра­ций пе­ре­за­ря­жа­ния. В ря­де слу­ча­ев для этих це­лей, глав­ным об­ра­зом для пе­ре­ме­ще­ния лен­ты с па­тро­на­ми и по­да­чи оче­ред­но­го па­тро­на в при­ем­ник, так­же ис­поль­зу­ет­ся энер­гия от­да­чи ство­ла.

Ав­то­ма­ти­ка, дей­ст­вие ко­то­рой ос­но­ва­но на ис­поль­зо­ва­нии энер­гии от­да­чи ство­ла при его ко­рот­ком хо­де, ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся в со­вре­мен­ном ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии, так как обес­пе­чи­ва­ет хо­ро­шую на­деж­ность дей­ст­вия при дос­та­точ­но вы­со­кой ско­ро­стрель­но­сти и не­боль­шое дей­ст­вие от­да­чи на ста­нок, ус­та­нов­ку или пле­чо стрел­ка без при­ме­не­ния спе­ци­аль­ных амор­ти­за­то­ров. Осо­бен­но ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся этот прин­цип дей­ст­вия ав­то­ма­ти­ки для стан­ко­вых пу­ле­ме­тов, круп­но­ка­ли­бер­ных пу­ле­ме­тов и ав­то­ма­ти­че­ских пу­шек.

Что ка­са­ет­ся сис­те­мы с от­да­чей ство­ла при длин­ном его хо­де (боль­ше хо­да за­тво­ра), то она име­ет ог­ра­ни­чен­ное при­ме­не­ние из-за низ­ко­го тем­па стрель­бы. Эта сис­те­ма ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тем, что роль ве­ду­ще­го зве­на ав­то­ма­ти­ки вы­пол­ня­ет сам ствол. Все опе­ра­ции по за­ря­жа­нию ору­жия про­из­во­дят­ся в оп­ре­де­лен­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти и раз­де­ле­ны по вре­ме­ни. Кро­ме то­го, от­кат и на­кат тя­же­ло­го ство­ла про­ис­хо­дят, как пра­ви­ло, с ма­лы­ми ско­ро­стя­ми. Ав­то­ма­ти­че­ское ору­жие с та­кой ав­то­ма­ти­кой обыч­но име­ет низ­кий темп стрель­бы и об­ла­да­ет боль­шим рас­сеи­ва­ни­ем при стрель­бе, по­сколь­ку дви­же­ние мас­сив­ных час­тей и уда­ры их в пе­ред­нем и зад­нем по­ло­же­ни­ях вы­зы­ва­ют зна­чи­тель­ные ко­ле­ба­ния ору­жия. В бое­вом ору­жии из­вес­тен толь­ко один об­ра­зец - фран­цуз­ский руч­ной пу­ле­мет Шо­ша М 1915 с очень низ­ким тем­пом стрель­бы - 240 выстр/мин. Пе­ре­ме­ще­ние длин­но­го и тя­же­ло­го ство­ла обу­сло­ви­ло не­об­хо­ди­мость на­деж­но­го на­прав­ле­ния его в гро­мозд­ких и тя­же­лых на­прав­ляю­щих, что уве­ли­чи­ло мас­су ору­жия. По­это­му ука­зан­ные не­дос­тат­ки прак­ти­че­ски ис­клю­чи­ли при­ме­не­ние клас­си­че­ской схе­мы с длин­ным хо­дом ство­ла в со­вре­мен­ном бое­вом ору­жии.

Од­на­ко к дос­то­ин­ст­вам дан­ной схе­мы от­но­сит­ся воз­мож­ность позд­не­го на­ча­ла вы­бра­сы­ва­ния гиль­зы - по­сле окон­ча­ния пе­рио­да по­сле­дей­ст­вия, ко­гда дав­ле­ние в ка­на­ле ство­ла при­бли­зи­лось к ат­мо­сфер­но­му. Экс­трак­ция гиль­зы про­ис­хо­дит с ми­ни­маль­ны­ми уси­лия­ми. Это пре­иму­ще­ст­во обес­пе­чи­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние схе­мы с длин­ным хо­дом ство­ла в глад­ко­ст­воль­ном ав­то­ма­ти­че­ском охот­ничь­ем ору­жии, в ко­то­ром ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся не­проч­ные бу­маж­ные (кар­тон­ные) гиль­зы.

Сис­те­мы с от­во­дом по­ро­хо­вых га­зов че­рез бо­ко­вое от­вер­стие в ка­на­ле ство­ла яв­ля­ют­ся наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ны­ми сре­ди всех схем ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия, как стрел­ко­во­го, так и ар­тил­ле­рий­ско­го. Прин­цип дей­ст­вия та­ких сис­тем ха­рак­те­ри­зу­ет­ся за­пи­ра­ни­ем ка­на­ла ство­ла на весь внут­ри­бал­ли­сти­че­ский пе­ри­од, вы­со­кой на­деж­но­стью, ме­нее же­ст­ки­ми тре­бо­ва­ния­ми к точ­но­сти из­го­тов­ле­ния ос­нов­ных уз­лов и де­та­лей по срав­не­нию с сис­те­ма­ми, ис­поль­зую­щи­ми от­да­чу ство­ла, низ­кой чув­ст­ви­тель­но­стью к ус­ло­ви­ям стрель­бы. В та­ком ору­жии име­ет­ся спе­ци­аль­ная га­зо­вая ка­ме­ра, рас­по­ло­жен­ная обыч­но в пе­ред­ней час­ти ство­ла, ку­да че­рез га­зо­от­вод­ное от­вер­стие в ка­на­ле ство­ла по­сту­па­ют по­ро­хо­вые га­зы по­сле про­хо­ж­де­ния это­го от­вер­стия пу­лей. Вме­сте с тем от­вод по­ро­хо­вых га­зов ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вы­со­ким уров­нем воз­дей­ст­вия (от­да­чей) на ус­та­нов­ку (для пу­шек) или на стрел­ка (для ин­ди­ви­ду­аль­но­го стрел­ко­во­го ору­жия).

В со­вре­мен­ном ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии пре­иму­ще­ст­вен­ное рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли имен­но дви­га­те­ли с от­во­дом га­зов че­рез бо­ко­вое от­вер­стие в ство­ле. Бо­ко­вые га­зо­вые дви­га­те­ли об­ла­да­ют энер­ге­ти­че­ским ре­сур­сом, дос­та­точ­ным для по­лу­че­ния ши­ро­ко­го диа­па­зо­на ско­ро­стей ве­ду­ще­го зве­на ав­то­ма­ти­ки, обес­пе­чи­ва­ют на­деж­ную ее ра­бо­ту и по­зво­ля­ют осу­ще­ст­в­лять са­мые раз­но­об­раз­ные кон­ст­рук­тив­ные ва­ри­ан­ты ору­жия в це­лом. Спе­ци­фи­че­ской осо­бен­но­стью бо­ко­вых га­зо­вых дви­га­те­лей яв­ля­ет­ся ши­ро­кая воз­мож­ность ре­гу­ли­ро­ва­ния ин­тен­сив­но­сти воз­дей­ст­вия га­зов на пор­шень при раз­лич­ных ус­ло­ви­ях стрель­бы (нор­маль­ные ус­ло­вия, за­пы­ле­ние, дождь, из­ме­не­ние тем­пе­ра­ту­ры па­тро­нов и ору­жия и т. д.). При­ме­не­ние га­зо­вых ре­гу­ля­то­ров по­вы­си­ло на­деж­ность дей­ст­вия ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия.

В ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии с ис­поль­зо­ва­ни­ем энер­гии по­ро­хо­вых га­зов, от­во­ди­мых че­рез бо­ко­вое от­вер­стие в стен­ке ка­на­ла ство­ла, под­виж­ный пор­шень, с ко­то­рым со­еди­нен шток за­твор­ной ра­мы или стеб­ля за­тво­ра, пе­ред вы­стре­лом на­хо­дит­ся в га­зо­вой ка­ме­ре. Со сто­ро­ны па­трон­ни­ка ствол проч­но за­пи­ра­ет­ся за­тво­ром. До мо­мен­та про­хо­ж­де­ния пу­лей га­зо­от­вод­но­го от­вер­стия де­та­ли ору­жия ос­та­ют­ся от­но­си­тель­но не­под­виж­ны­ми. Во вре­мя вы­стре­ла, по­сле то­го как пу­ля прой­дет га­зо­от­вод­ное от­вер­стие, часть по­ро­хо­вых га­зов уст­рем­ля­ет­ся в га­зо­вую ка­ме­ру, да­вит на пор­шень и за­став­ля­ет его от­хо­дить на­зад. Дви­же­ние порш­ня пе­ре­да­ет­ся за­твор­ной ра­ме. По­ка пу­ля на­хо­дит­ся в ство­ле, за­твор не от­пи­ра­ет­ся, это обес­пе­чи­ва­ет­ся сво­бод­ным хо­дом за­твор­ной ра­мы. По­сле вы­ле­та пу­ли под дей­ст­ви­ем по­ро­хо­вых га­зов за­твор­ная ра­ма от­пи­ра­ет за­твор и дви­жет­ся в край­нее зад­нее по­ло­же­ние. При этом из­вле­ка­ет­ся гиль­за и сжи­ма­ет­ся воз­врат­ная пру­жи­на. Сна­ча­ла ра­ма дви­жет­ся под дей­ст­ви­ем по­ро­хо­вых га­зов, а за­тем по инер­ции. При воз­вра­ще­нии под дей­ст­ви­ем воз­врат­ной пру­жи­ны за­твор­ной ра­мы в край­нее пе­ред­нее по­ло­же­ние про­ис­хо­дит до­сы­ла­ние па­тро­на в па­трон­ник, за­кры­ва­ние ка­на­ла ство­ла и за­пи­ра­ние за­тво­ра.

В на­стоя­щее вре­мя из­вест­ны две схе­мы сис­тем с от­во­дом по­ро­хо­вых га­зов из ка­на­ла ство­ла:

  • с длин­ным хо­дом порш­ня; с по­сто­ян­ной свя­зью порш­ня и за­твор­ной ра­мы, в ко­то­рых пор­шень же­ст­ко со­еди­ня­ет­ся с за­твор­ной ра­мой (ав­то­ма­ты АК/АКМ/АК-74);
  • с ко­рот­ким хо­дом порш­ня; с не­по­сто­ян­ной свя­зью порш­ня и за­твор­ной ра­мы, в ко­то­рых пор­шень не скре­п­лен с за­твор­ной ра­мой (са­мо­за­ряд­ный ка­ра­бин СКС; снай­пер­ская вин­тов­ка СВД).

Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной яв­ля­ет­ся пер­вая схе­ма, по ко­то­рой скон­ст­руи­ро­ва­ны прак­ти­че­ски все пу­ле­ме­ты и боль­шая часть ав­то­ма­тов и штур­мо­вых вин­то­вок. Там же, где име­ет­ся по­треб­ность за­ря­жать ору­жие из обой­мы, ис­поль­зу­ет­ся вто­рая схе­ма. Пор­шень в этом слу­чае со­вер­ша­ет не­боль­шое дви­же­ние, со­об­щая че­рез тол­ка­тель не­об­хо­ди­мую ки­не­ти­че­скую энер­гию за­твор­ной ра­ме и воз­вра­ща­ясь в ис­ход­ное по­ло­же­ние под дей­ст­ви­ем пру­жи­ны тол­ка­те­ля. За­твор­ная ра­ма в по­доб­ных сис­те­мах яв­ля­ет­ся ча­стью за­тво­ра и на­зы­ва­ет­ся стеб­лем за­тво­ра.

В сис­те­мах ору­жия, дей­ст­вие ав­то­ма­ти­ки ко­то­рых ос­но­ва­но на прин­ци­пе от­во­да по­ро­хо­вых га­зов, обыч­но ство­лы за­кре­п­ля­ют­ся не­под­виж­но, од­на­ко из­вест­ны сис­те­мы ав­то­ма­ти­че­ско­го стрел­ко­во­го ору­жия, в ко­то­рых для ра­бо­ты ав­то­ма­ти­ки ис­поль­зу­ет­ся от­вод по­ро­хо­вых га­зов при под­виж­ном ство­ле. По та­кой схе­ме ра­бо­та­ет ав­то­ма­ти­ка че­хо­сло­вац­ких пу­ле­ме­тов ZВ-53 и ZВ-60. При ра­бо­те ав­то­ма­ти­ки пу­ле­ме­та ZВ-53 ствол, отой­дя на­зад, не за­дер­жи­ва­ет­ся в зад­нем по­ло­же­нии и воз­вра­ща­ет­ся не­за­ви­си­мо от дви­же­ния за­тво­ра. При ра­бо­те ав­то­ма­ти­ки пу­ле­ме­та ZВ-60 ствол за­дер­жи­ва­ет­ся в зад­нем по­ло­же­нии спе­ци­аль­ной за­щел­кой и пе­ре­ме­ща­ет­ся впе­ред со­вме­ст­но с за­тво­ром по­сле до­сы­ла­ния па­тро­на в па­трон­ник и при­хо­да за­тво­ра к ство­лу.

В этой сис­те­ме обес­пе­чи­ва­ет­ся воз­мож­ность вы­ка­та ство­ла. В ка­че­ст­ве кон­ст­рук­тив­ных раз­но­вид­но­стей мож­но ука­зать на не­ко­то­рые ино­стран­ные сис­те­мы ору­жия, в ко­то­рых шток под дей­ст­ви­ем по­ро­хо­вых га­зов пе­ре­ме­ща­ет­ся впе­ред: фран­цуз­ский стан­ко­вый пу­ле­мет «Сен­т-Эть­ен» М 1907 или ка­ча­ет­ся от­но­си­тель­но оси (аме­ри­кан­ский стан­ко­вый пу­ле­мет Кольт М 1895. Эти сис­те­мы из-за ря­да су­ще­ст­вен­ных не­дос­тат­ков ра­бо­ты ав­то­ма­ти­ки в на­стоя­щее вре­мя не при­ме­ня­ют­ся, и их кон­ст­рук­тив­ные осо­бен­но­сти в но­вых об­раз­цах ору­жия прак­ти­че­ски не ис­поль­зу­ют­ся.

Ав­то­ма­ти­че­ское стрел­ко­вое ору­жие за­час­тую стра­да­ет не­ус­той­чи­во­стью ли­нии при­це­ли­ва­ния при стрель­бе и тре­бу­ет для умень­ше­ния "под­пры­ги­ва­ния" ору­жия ус­та­нов­ки раз­лич­ных ком­пен­са­то­ров, вы­пол­не­ния же­ст­ких тре­бо­ва­ний к цен­тров­ке ору­жия, ус­та­нов­ки ог­ра­ни­чи­те­лей тем­па стрель­бы и не­ко­то­рых дру­гих ме­ро­прия­тий тех­ни­че­ско­го пла­на. Од­на­ко ав­то­ма­ти­ка, дей­ст­вие ко­то­рой ос­но­ва­но на прин­ци­пе от­во­да по­ро­хо­вых га­зов в га­зо­вую ка­ме­ру, обес­пе­чи­ва­ет хо­ро­шую на­деж­ность дей­ст­вия и по­зво­ля­ет по­лу­чать вы­со­кую ско­ро­стрель­ностъ при дос­та­точ­но про­стой кон­ст­рук­ции все­го ору­жия с воз­мож­но­стью ре­гу­ли­ров­ки ин­тен­сив­но­сти воз­дей­ст­вия га­зов на под­виж­ную сис­те­му. По­ло­жи­тель­ные ка­че­ст­ва ав­то­ма­ти­ки это­го ти­па оп­ре­де­ли­ли ее ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние как в оте­че­ст­вен­ных, так и за­ру­беж­ных об­раз­цах ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия.

По­это­му сис­те­мы с от­во­дом по­ро­хо­вых га­зов, осо­бен­но сис­те­мы с га­зо­от­вод­ным дви­га­те­лем, ис­поль­зую­щие пор­шень, в на­стоя­щее вре­мя со­став­ля­ют, по са­мым скром­ным оцен­кам, 60-70 % всех об­раз­цов ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия со­стоя­щих на воо­ру­же­нии ар­мий ми­ра. На­при­мер, со­вет­ские сис­те­мы кон­ст­рук­ции М.Т. Ка­лаш­ни­ко­ва - АКМ, АК-74, РПК и ПК; аме­ри­кан­ские вин­тов­ка М16 и еди­ный пу­ле­мет М60; гер­ман­ская штур­мо­вая вин­тов­ка G.36; италь­ян­ская "Бе­рет­та" BМ59; бель­гий­ская штур­мо­вая вин­тов­ка FN FAL; ав­ст­рий­ская штур­мо­вая вин­тов­ка AUG; анг­лий­ский руч­ной пу­ле­мет "Брен" L4А4 и бель­гий­ский руч­ной пу­ле­мет "Ми­ни­ми", а так­же мно­гие дру­гие сис­те­мы са­мо­го раз­лич­но­го на­зна­че­ния.

При­ве­ден­ные раз­но­вид­но­сти прин­ци­пов ра­бо­ты ав­то­ма­ти­ки стрел­ко­во­го ору­жия да­ле­ко не ис­чер­пы­ва­ют все­го раз­но­об­ра­зия прин­ци­пов, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­лись при соз­да­нии об­раз­цов ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия и пред­став­ля­ют в на­стоя­щее вре­мя лишь ис­то­ри­че­ский ин­те­рес.

Что ка­са­ет­ся дру­гих прин­ци­пов ис­поль­зо­ва­ния энер­гии вы­стре­ла (от­вод га­зов че­рез на­дуль­ные уст­рой­ст­ва или дно гиль­зы; сис­те­мы, ис­поль­зую­щие си­лу вре­за­ния пу­ли в на­ре­зы; сис­те­ма с от­да­чей ору­жия в це­лом и дру­гие), то они прак­ти­че­ски не по­лу­чи­ли ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния и из­вест­ны ли­бо в ка­че­ст­ве опыт­ных или ма­ло­се­рий­ных об­раз­цов, ли­бо из па­тент­ной ин­фор­ма­ции.

В за­клю­че­ние не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что воз­мож­но при­ме­не­ние сра­зу не­сколь­ких дви­га­те­лей ав­то­ма­ти­ки в од­ной сис­те­ме. Речь идет о сис­те­мах сме­шан­но­го ти­па, т.е. ис­поль­зую­щих при ра­бо­те ав­

Война в Сирии
Свежее видео Сирия
Война на Украине
Война в Южной Осетии
Война в Афганистане
Свежее видео Украина
От администрации
Статистика
» Личный состав
Всего: 6553
Новых за месяц: 132
Новых за неделю: 23
Новых вчера: 4
Новых сегодня: 0

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 5
Солдат: 5
Офицеров: 0

Кто нас сегодня посетил

При копировании материалов, активная ссылка на www.Soldati-Russian.ru обязательна!

«Солдаты РФ» © 2010-2017 Все права защищены