Пятница, 24.11.2017, 12:27
Меню
Чеченская война
Интервью
Присоединяйся!
Рассказы участников Чечни
Армия России
Популярное на блоге


Пре­ж­де чем про­из­ве­сти вы­стрел, стрел­ко­вое ору­жие не­об­хо­ди­мо за­ря­дить. А для то­го что­бы за­ря­дить ору­жие, ис­поль­зую­щее для стрель­бы уни­тар­ные па­тро­ны, не­об­хо­ди­мо про­де­лать сле­дую­щие опе­ра­ции: от­крыть за­твор, дос­лать па­трон в па­трон­ник, за­крыть за­твор, при­вес­ти в дей­ст­вие удар­ный ме­ха­низм, из­влечь стре­ля­ную гиль­зу из па­трон­ни­ка, уда­лить гиль­зу за пре­де­лы ору­жия, по­дать но­вый па­трон на ли­нию до­сы­ла­ния. Ка­ж­дую из этих опе­ра­ций дол­жен вы­пол­нять от­дель­ный ме­ха­низм, од­на­ко со­вер­шен­ст­во кон­ст­рук­ции ору­жия за­клю­ча­ет­ся в со­че­та­нии не­сколь­ких функ­ций, вы­пол­няе­мых од­ним уст­рой­ст­вом или в те­че­ние од­ной и той же опе­ра­ции. По­это­му од­ну из ос­нов­ных функ­ций в стрел­ко­вом ору­жии вы­пол­ня­ет под­виж­ная сис­те­ма ав­то­ма­ти­ки.

В под­виж­ную сис­те­му ав­то­ма­ти­ки мо­гут вхо­дить сле­дую­щие эле­мен­ты: за­твор, за­твор­ная ра­ма, а так­же воз­врат­ная или воз­врат­но-бое­вая пру­жи­на, ус­ко­ри­тель, ствол. Во вре­мя вы­стре­ла все эти де­та­ли на­хо­дят­ся под дей­ст­ви­ем боль­шой си­лы дав­ле­ния по­ро­хо­вых га­зов, по­это­му глав­ным тре­бо­ва­ни­ем, предъ­яв­ляе­мым к ним, яв­ля­ет­ся обес­пе­че­ние проч­но­сти.

Ос­нов­ным ве­ду­щим зве­ном ав­то­ма­ти­ки в оте­че­ст­вен­ных об­раз­цах стрел­ко­во­го ору­жия яв­ля­ет­ся: ко­жу­х-за­твор в пис­то­ле­те Ма­ка­ро­ва (ПМ); за­твор в ка­ра­би­не Си­мо­но­ва (СКС); ствол в пу­ле­ме­те Вла­ди­ми­ро­ва (КПВТ); за­твор­ная ра­ма в ос­таль­ных об­раз­цах ору­жия (ав­то­ма­те Ка­лаш­ни­ко­ва (АК), пу­ле­ме­те Ка­лаш­ни­ко­ва (ПК).

За­твор пред­став­ля­ет от­дель­ную де­таль или сбор­ку, не­по­сред­ст­вен­но за­кры­ваю­щую ка­нал ство­ла в мо­мент вы­стре­ла. От его ра­бо­ты за­ви­сит на­деж­ность ору­жия в це­лом. В за­ви­си­мо­сти от ха­рак­те­ра дви­же­ния раз­ли­ча­ют про­доль­но-сколь­зя­щие, по­пе­реч­но-д­ви­жу­щие­ся, ка­чаю­щие­ся и не­под­виж­ные за­тво­ры. С точ­ки зре­ния ос­нов­но­го на­зна­че­ния стволь­но­го ору­жия - про­из­вод­ст­ва вы­стре­ла - на­ли­чие за­тво­ра не яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мым. Ство­лы дол­гое вре­мя де­ла­ли с на­глу­хо за­ва­рен­ным ка­зен­ным сре­зом ли­бо в ви­де сплош­ной от­лив­ки. И толь­ко тре­бо­ва­ния удоб­ст­ва за­ря­жа­ния или из­го­тов­ле­ния ство­ла спо-соб­ст­во­ва­ли по­яв­ле­нию за­тво­ра.

Же­ст­кие ус­ло­вия ра­бо­ты обу­сло­ви­ли сле­дую­щие тре­бо­ва­ния к за­тво­ру: он дол­жен быть дос­та­точ­но проч­ным, что­бы вы­дер­жи­вать дав­ле­ние по­ро­хо­вых га­зов, пе­ре­да­вае­мое че­рез дно гиль­зы, и уда­ры при его от­кры­ва­нии и за­кры­ва­нии; не дол­жен до­пус­кать по­пе­реч­но­го раз­ры­ва гиль­зы, для че­го за­зор ме­ж­ду зер­ка­лом за­кры­то­го за­тво­ра и ка­зен­ным сре­зом ство­ла на про­тя­же­нии все­го сро­ка служ­бы ору­жия не дол­жен пре­вы­шать оп­ре­де­лен­но­го зна­че­ния.

Вос­при­ни­мае­мое за­тво­ром дав­ле­ние по­ро­хо­вых га­зов че­рез вы­сту­пы за­тво­ра или от­дель­ные де­та­ли пе­ре­да­ет­ся стволь­ной ко­роб­ке или ко­ро­бу ору­жия, ес­ли он же­ст­ко свя­зан со ство­лом. Эти час­ти за­тво­ра на­зы­ва­ют­ся бое­вы­ми вы­сту­па­ми, бое­вы­ми упо­ра­ми или за­пи­раю­щи­ми де­та­ля­ми (за­пи­раю­щий ры­чаг, за­пи­раю­щий клин).

По­верх­но­сти на стволь­ной ко­роб­ке или ко­ро­бе, на ко­то­рые не­по­сред­ст­вен­но пе­ре­да­ет­ся дав­ле­ние че­рез за­твор при вы­стре­ле, на­зы­ва­ют­ся опор­ны­ми по­верх­но­стя­ми. Час­то опор­ные по­верх­но­сти уси­ли­ва­ют­ся де­та­ля­ми из вы­со­ко­проч­но­го ма­те­риа­ла, в этом слу­чае та­кие де­та­ли на­зы­ва­ют­ся опор­ны­ми вкла­ды­ша­ми.

За­тво­ры ос­нов­ных об­раз­цов стрел­ко­во­го ору­жия, со­стоя­щих в на­стоя­щее вре­мя на воо­ру­же­нии Рос­сий­ской ар­мии (ав­то­ма­тов и всех пу­ле­ме­тов Ка­лаш­ни­ко­ва, снай­пер­ской вин­тов­ки Дра­гу­но­ва) сход­ны по кон­ст­рук­ции. За­твор у них со­сто­ит из ос­то­ва за­тво­ра, вы­бра­сы­ва­те­ля и удар­ни­ка. На ос­то­ве за­тво­ра име­ют­ся до­сы­ла­тель па­тро­на и бое­вые вы­сту­пы.

В со­вре­мен­ном стрел­ко­вом ору­жии с не­под­виж­ным ство­лом наи­бо­лее час­то при­ме­ня­ет­ся порш­не­вой за­твор в со­че­та­нии с про­доль­но сколь­зя­щей ра­мой. Та­кое уст­рой­ст­во по­зво­ля­ет с по­мо­щью не­слож­но­го ку­лач­ко­во­го ме­ха­низ­ма сна­ча­ла по­вер­нуть за­твор до рас­це­п­ле­ния со ство­лом, а за­тем от­вес­ти за­твор на­зад, вы­бра­сы­вая и от­ра­жая гиль­зу; при этом ос­во­бо­ж­да­ет­ся ли­ния до­сы­ла­ния для оче­ред­но­го па­тро­на. При об­рат­ном дви­же­нии за­твор­ной ра­мы за­твор за­хва­ты­ва­ет оче­ред­ной па­трон и до­сы­ла­ет его в па­трон­ник, а за­тем с по­мо­щью то­го же ку­лач­ко­во­го ме­ха­низ­ма за­пи­ра­ет за­твор. Од­но­вре­мен­но с этим про­ис­хо­дит и взве­де­ние кур­ка удар­но-с­пус­ко­во­го ме­ха­низ­ма. Про­сто­та и боль­шая сте­пень со­вме­щен­но­сти опе­ра­ций за­ря­жа­ния обу­сло­ви­ли боль­шую по­пу­ляр­ность этих ти­пов за­пи­раю­щих ме­ха­низ­мов. Не­смот­ря на на­ли­чие тя­же­лой до­пол­ни­тель­ной де­та­ли - за­твор­ной ра­мы, ра­бо­таю­щей в ус­ло­ви­ях удар­ных на­гру­зок (в ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии), по­доб­ные ме­ха­низ­мы при­сут­ст­ву­ют во мно­гих об­раз­цах ору­жия, на­чи­ная от ав­то­ма­тов и за­кан­чи­вая авиа­ци­он­ны­ми пуш­ка­ми ка­либ­ра 20-37 мм и 57-мм зе­нит­ной ав­то­ма­ти­че­ской пуш­кой С-60.

В ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии сис­те­мы Ка­лаш­ни­ко­ва на за­тво­ре име­ют­ся два бое­вых вы­сту­па для взаи­мо­дей­ст­вия с бое­вы­ми упо­ра­ми стволь­ной ко­роб­ки. В снай­пер­ской вин­тов­ке Дра­гу­но­ва (СВД), ору­жии точ­но­го боя, на ос­то­ве за­тво­ра - три бое­вых вы­сту­па, ко­то­рые при вы­стре­ле обес­пе­чи­ва­ют рав­но­мер­ное рас­пре­де­ле­ние дав­ле­ния по­ро­хо­вых га­зов на стволь­ную ко­роб­ку. При этом уве­ли­че­ние чис­ла за­пи­раю­щих вы­сту­пов при­во­дит к умень­ше­нию уг­ла по­во­ро­та за­тво­ра при от­кры­ва­нии, ко­то­рое про­ис­хо­дит, как пра­ви­ло, при зна­чи­тель­ном дав­ле­нии по­ро­хо­вых га­зов в ка­на­ле ство­ла, и, сле­до­ва­тель­но, к умень­ше­нию энер­гии, за­тра­чи­вае­мой на от­кры­ва­ние за­тво­ра. При­ме­не­ние за­тво­ров с не­сколь­ки­ми за­пи­раю­щи­ми вы­сту­па­ми в ав­то­ма­тах Ка­лаш­ни­ко­ва и вин­тов­ке Дра­гу­но­ва обу­слов­ле­но про­сто­той ки­не­ма­ти­че­ской свя­зи за­тво­ра с его ра­мой.

За­тво­ры пис­то­ле­тов, пу­ле­ме­тов Вла­ди­ми­ро­ва, Го­рю­но­ва име­ют дру­гое кон­ст­рук­тив­ное оформ­ле­ние, од­на­ко в них так­же рас­по­ла­га­ют­ся вы­бра­сы­ва­тель и удар­ник. В за­тво­ре стан­ко­во­го пу­ле­ме­та СГМ, кро­ме это­го, раз­ме­щен от­ра­жа­тель.

В ав­то­ма­тах, руч­ных пу­ле­ме­тах Ка­лаш­ни­ко­ва, вин­тов­ке СВД и ка­ра­би­не СКС удар­ник пред­став­ля­ет со­бой стер­жень, на од­ном кон­це ко­то­ро­го име­ет­ся бо­ек. Удар­ник за­фик­си­ро­ван штиф­том и по­это­му со­вер­ша­ет ог­ра­ни­чен­ное пе­ре­ме­ще­ние по ка­на­лу за­тво­ра.

В пу­ле­ме­тах ти­па ПКМ удар­ник не фик­си­ру­ет­ся штиф­том в за­тво­ре, он име­ет вы­ступ для взаи­мо­дей­ст­вия с за­твор­ной ра­мой. В пу­ле­ме­те КПВТ удар­ник же­ст­ко за­кре­п­лен в ос­то­ве за­тво­ра. В пу­ле­ме­тах СГМ, ПКМ, ДШКМ удар­ник при­во­дит­ся в дей­ст­вие за­твор­ной ра­мой, в пу­ле­ме­те КПВТ - за­тво­ром, т. е. вос­пла­ме­не­ние кап­сю­ля па­тро­на про­ис­хо­дит с при­хо­дом в пе­ред­нее по­ло­же­ние за­тво­ра с за­твор­ной ра­мой.

В ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии, до­пус­каю­щем воз­мож­ность стрель­бы оди­ноч­ны­ми вы­стре­ла­ми (ка­ра­би­не СКС, вин­тов­ке СВД, ав­то­ма­те и руч­ном пу­ле­ме­те Ка­лаш­ни­ко­ва) удар­ник при­во­дит­ся в дей­ст­вие кур­ком удар­но-с­пус­ко­во­го ме­ха­низ­ма, т. е. пе­ред вы­стре­лом под­виж­ная сис­те­ма на­хо­дит­ся в пе­ред­нем по­ло­же­нии и дви­га­ет­ся (вра­ща­ет­ся) толь­ко не­боль­шая де­таль - ку­рок.

За­твор­ная ра­ма слу­жит для при­ве­де­ния в дей­ст­вие за­тво­ра. За­твор­ная ра­ма при­во­дит­ся в дей­ст­вие по­ро­хо­вы­ми га­за­ми, воз­дей­ст­вую­щи­ми на пор­шень за­твор­ной ра­мы.

Пор­шень мо­жет ли­бо быть по­сто­ян­но свя­зан с за­твор­ной ра­мой (длин­ный ход порш­ня за­твор­ной ра­мы в об­раз­цах ору­жия Ка­лаш­ни­ко­ва, пу­ле­ме­тах СГМ и НСВ), ли­бо иметь не­по­сто­ян­ную связь (ко­рот­кий ход порш­ня вин­тов­ки СВД, ка­ра­би­на СКС) толь­ко на вре­мя дей­ст­вия по­ро­хо­вых га­зов. Кон­ст­рук­ция за­твор­ной ра­мы с не­по­сто­ян­ной свя­зью по­зво­ля­ет умень­шить ко­ле­ба­ния ору­жия при стрель­бе, что осо­бен­но важ­но для ору­жия точ­но­го боя.

В ору­жии, имею­щем ма­га­зин­ное пи­та­ние (АКМ, РПК, СВД), за­твор­ная ра­ма на­хо­дит­ся над за­тво­ром; в пу­ле­ме­тах, имею­щих при­ем­ник под лен­точ­ное пи­та­ние (СГМ, ПКМ), - под за­тво­ром, так как верх­нее по­ло­же­ние за­твор­ной ра­мы не по­зво­ля­ет осу­ще­ст­вить по­да­чу па­тро­нов. Для удоб­ст­ва по­ста­нов­ки в стволь­ную ко­роб­ку пу­ле­ме­тов ПКМ и НСВ за­твор­ная ра­ма шар­нир­но со­еди­не­на со што­ком порш­ня. За­твор­ные ра­мы пу­ле­ме­тов СГМ, ПКМ и НСВ име­ют вы­ступ, ко­то­рый пред­на­зна­чен для взаи­мо­дей­ст­вия с шеп­та­лом спус­ко­во­го ме­ха­низ­ма.

Под­виж­ная сис­те­ма пу­ле­ме­тов ти­па СГМ, ПКМ, КПВТ и НСВ пе­ред пер­вым вы­стре­лом и в пе­ре­ры­ве ме­ж­ду стрель­бой удер­жи­ва­ет­ся в зад­нем по­ло­же­нии шеп­та­лом спус­ко­во­го ме­ха­низ­ма, что обес­пе­чи­ва­ет безо­пас­ность от са­мо­вос­пла­ме­не­ния па­тро­на в ство­ле при ин­тен­сив­ной стрель­бе (силь­ном на­гре­ве па­трон­ни­ка ство­ла), а так­же хо­ро­шее ох­ла­ж­де­ние ство­ла в пе­ре­ры­ве ме­ж­ду оче­ре­дя­ми.

Воз­врат­ная пру­жи­на слу­жит для при­ве­де­ния под­виж­ных час­тей в пе­ред­нее по­ло­же­ние, обес­пе­чи­ваю­щее за­пи­ра­ние ка­на­ла ство­ла. Воз­врат­ные пру­жи­ны ав­то­ма­та и снай­пер­ской вин­тов­ки СВД вхо­дят в со­став воз­врат­но­го ме­ха­низ­ма, ко­то­рый от­де­ля­ет­ся при не­пол­ной раз­бор­ке. При этом воз­врат­ный ме­ха­низм вин­тов­ки от­де­ля­ет­ся вме­сте со стволь­ной ко­роб­кой, с ко­то­рой он со­еди­нен шар­нир­но.

Воз­врат­но-бое­вая пру­жи­на вы­пол­ня­ет функ­ции бое­вой и воз­врат­ной пру­жин. Воз­врат­но-бое­вая пру­жи­на пу­ле­ме­тов ПКМ, ПКТ и СГМ сво­бод­но на­де­ва­ет­ся на на­прав­ляю­щий стер­жень (для фик­са­ции по­ло­же­ния в стволь­ной ко­роб­ке) и от­де­ля­ет­ся от ору­жия при не­пол­ной раз­бор­ке. Воз­врат­но-бое­вая пру­жи­на пу­ле­ме­та КПВТ фик­си­ру­ет­ся в стволь­ной ко­роб­ке ме­ж­ду ос­то­вом за­тво­ра и за­тыль­ни­ком.

Ме­ха­низ­мы за­пи­ра­ния и от­пи­ра­ния за­тво­ра слу­жат для сце­п­ле­ния ство­ла с за­тво­ром пе­ред вы­стре­лом и для их рас­це­п­ле­ния по­сле вы­стре­ла.

Уст­рой­ст­во и прин­цип дей­ст­вия ме­ха­низ­мов от­пи­ра­ния и за­пи­ра­ния за­тво­ра за­ви­сят в пер­вую оче­редь от спо­со­ба от­кры­ва­ния ка­на­ла ство­ла. Хо­тя ме­ха­низ­мы от­пи­ра­ния и за­пи­ра­ния име­ют раз­ное функ­цио­наль­ное зна­че­ние и ра­бо­та их про­ис­хо­дит в раз­ных ус­ло­ви­ях, поч­ти все­гда эти ме­ха­низ­мы име­ют оди­на­ко­вые ве­ду­щие и ве­до­мые зве­нья и от­ли­ча­ют­ся лишь тем, что во вре­мя за­пи­ра­ния и от­пи­ра­ния ис­поль­зу­ют­ся раз­ные ра­бо­чие по­верх­но­сти. В за­ви­си­мо­сти от спо­со­ба от­пи­ра­ния ме­ха­низ­мы от­пи­ра­ния мож­но раз­де­лить на ме­ха­низ­мы с са­мо­от­пи­раю­щим­ся за­тво­ром, ме­ха­низ­мы с по­лу­при­ну­ди­тель­ным от­пи­ра­ни­ем и ме­ха­низ­мы с при­ну­ди­тель­ным от­пи­ра­ни­ем.

При­ме­не­ние са­мо­от­пи­раю­щих­ся за­тво­ров по­зво­ля­ет по­лу­чить про­стую кон­ст­рук­цию ору­жия для дос­та­точ­но мощ­ных па­тро­нов, для ко­то­рых ис­поль­зо­ва­ние сво­бод­ных за­тво­ров (без за­пи­ра­ния) по­тре­бо­ва­ло бы слиш­ком боль­шой мас­сы как са­мих за­тво­ров, так и все­го ору­жия.

Пис­то­ле­т-пу­ле­мет Томп­со­на М 1928 име­ет са­мо­от­пи­раю­щий­ся за­твор. В этом ме­ха­низ­ме во вре­мя дей­ст­вия дав­ле­ния по­ро­хо­вых га­зов на за­твор (пер­вое зве­но) вкла­дыш (вто­рое зве­но) сколь­зит в на­клон­ных па­зах за­твор­ной ко­роб­ки и за­тво­ра, пе­ре­ме­ща­ясь от­но­си­тель­но за­тво­ра. При дви­же­нии вкла­ды­ша в па­зах за­твор­ной ко­роб­ки и за­тво­ра воз­ни­ка­ют боль­шие си­лы тре­ния, ко­то­рые тор­мо­зят дви­же­ние за­тво­ра. Дви­же­ние за­тво­ра тор­мо­зит­ся так­же в ре­зуль­та­те со­об­ще­ния вкла­ды­шу ус­ко­рен­но­го дви­же­ния.

Тор­мо­же­ние за­тво­ра дей­ст­ви­ем сил тре­ния мо­жет быть осу­ще­ст­в­ле­но при по­мо­щи срав­ни­тель­но про­сто­го ме­ха­низ­ма при не­боль­ших мас­сах под­виж­ных звень­ев, од­на­ко по­доб­ный спо­соб не обес­пе­чи­ва­ет на­деж­но­сти ра­бо­ты ав­то­ма­ти­ки, так как ве­ли­чи­на сил тре­ния мо­жет су­ще­ст­вен­но ме­нять­ся с из­ме­не­ни­ем со­стоя­ния ра­бо­чих по­верх­но­стей звень­ев ме­ха­низ­ма (с из­ме­не­ни­ем сте­пе­ни смаз­ки, за­пы­ле­ни­ем и т.п.) Для обес­пе­че­ния на­деж­ной ра­бо­ты та­ких ме­ха­низ­мов ино­гда ис­поль­зу­ют спе­ци­аль­ные при­спо­соб­ле­ния для смаз­ки, но для бое­во­го ору­жия это счи­та­ет­ся не­при­ем­ле­мым, по­это­му ме­ха­низ­мы от­пи­ра­ния с са­мо­от­пи­раю­щим­ся за­тво­ром, в ко­то­рых тор­мо­же­ние за­тво­ра ос­но­ва­но глав­ным об­ра­зом на ис­поль­зо­ва­нии сил тре­ния, не на­шли при­ме­не­ния в со­вре­мен­ном ору­жии.

При по­лу­при­ну­ди­тель­ном от­пи­ра­нии рас­це­п­ле­ние за­тво­ра со ство­лом осу­ще­ст­в­ля­ет­ся так же, как и при са­мо­от­пи­раю­щем­ся за­тво­ре - под дей­ст­ви­ем дав­ле­ния по­ро­хо­вых га­зов, пе­ре­даю­ще­го­ся на за­твор че­рез гиль­зу. Од­на­ко во вре­мя дей­ст­вия боль­шо­го дав­ле­ния по­ро­хо­вых га­зов в ка­на­ле ство­ла при по­лу­при­ну­ди­тель­ном от­пи­ра­нии рас­це­п­ле­ние за­тво­ра со ство­лом ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся дви­же­ни­ем под­виж­ных час­тей ав­то­ма­ти­ки, чем дос­ти­га­ет­ся умень­ше­ние пе­ре­ме­ще­ния за­тво­ра от­но­си­тель­но ство­ла и умень­ше­ние ско­ро­сти за­тво­ра к кон­цу от­пи­ра­ния.

При­ме­ром этих ме­ха­низ­мов мо­жет слу­жить ме­ха­низм от­пи­ра­ния за­тво­ра италь­ян­ско­го авиа­ци­он­но­го пу­ле­ме­та Бре­да. В этом пу­ле­ме­те за­пи­ра­ние за­тво­ра осу­ще­ст­в­ля­лось с по­мо­щью за­пи­раю­щих ры­ча­гов. Во вре­мя вы­стре­ла под дей­ст­ви­ем дав­ле­ния по­ро­хо­вых га­зов ствол вме­сте с за­тво­ром от­хо­дил на­зад, при этом за­пи­раю­щие ры­ча­ги по­во­ра­чи­ва­лись под дей­ст­ви­ем дав­ле­ния по­ро­хо­вых га­зов на за­твор. По­во­рот этих ры­ча­гов ог­ра­ни­чи­вал­ся серь­га­ми, вра­щаю­щи­ми­ся на оси, за­кре­п­лен­ной в стволь­ной ко­роб­ке. Окон­ча­тель­ное от­пи­ра­ние здесь про­ис­хо­ди­ло при на­ли­чии еще зна­чи­тель­но­го дав­ле­ния по­ро­хо­вых га­зов в ка­на­ле ство­ла. Для улуч­ше­ния экс­трак­ции гильз в па­трон­ни­ке ство­ла пу­ле­ме­та Бре­да бы­ли сде­ла­ны про­доль­ные ка­нав­ки Ре­вел­ли.

Ме­ха­низ­мы от­пи­ра­ния с по­лу­при­ну­ди­тель­ным от­пи­ра­ни­ем за­тво­ра по­зво­ли­ли умень­шить ско­рость за­тво­ра по­сле от­пи­ра­ния и обес­пе­чить не­сколь­ко мень­шее влия­ние ус­ло­вий экс­трак­ции гиль­зы на ра­бо­ту ав­то­ма­ти­ки.

Ме­ха­низ­мы с по­лу­при­ну­ди­тель­ным от­пи­ра­ни­ем об­ла­да­ют не­ко­то­ры­ми пре­иму­ще­ст­ва­ми по срав­не­нию с ме­ха­низ­ма­ми с са­мо­от­пи­раю­щим­ся за­тво­ром, од­на­ко по­лу­при­ну­ди­тель­ное от­пи­ра­ние ус­лож­ня­ет кон­ст­рук­цию и не име­ет пре­иму­ществ по срав­не­нию с ме­ха­низ­ма­ми, ос­но­ван­ны­ми на при­ну­ди­тель­ном от­пи­ра­нии.

Наи­бо­лее ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии по­лу­чи­ли ме­ха­низ­мы с при­ну­ди­тель­ным от­пи­ра­ни­ем. Осо­бен­но­стью ра­бо­ты та­ких ме­ха­низ­мов яв­ля­ет­ся то, что здесь от­пи­ра­ние за­тво­ра осу­ще­ст­в­ля­ет­ся при­ну­ди­тель­но при ис­поль­зо­ва­нии ки­не­ти­че­ской энер­гии под­виж­ных час­тей ав­то­ма­ти­ки. Уст­рой­ст­во этих ме­ха­низ­мов обес­пе­чи­ва­ет пол­ное от­сут­ст­вие са­мо­от­пи­ра­ния как при вы­со­ком, так и при не­боль­шом дав­ле­нии по­ро­хо­вых га­зов.

Ме­ха­низ­мы с при­ну­ди­тель­ным от­пи­ра­ни­ем мож­но раз­де­лить на два ви­да, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют ран­нее и позд­нее от­пи­ра­ние за­тво­ра.

При ран­нем от­пи­ра­нии зна­чи­тель­ная часть ки­не­ти­че­ской энер­гии со­об­ща­ет­ся за­тво­ру в ре­зуль­та­те не­по­сред­ст­вен­но­го воз­дей­ст­вия на не­го дав­ле­ния по­ро­хо­вых га­зов. При­ме­не­ние ран­не­го от­пи­ра­ния вы­год­но для по­лу­че­ния боль­шо­го тем­па стрель­бы, так как уда­ет­ся по­лу­чить боль­шие ско­ро­сти час­тей ав­то­ма­ти­ки. Од­на­ко при ран­нем от­пи­ра­нии ра­бо­та ав­то­ма­ти­ки на­пря­мую за­ви­сит от экс­трак­ции гиль­зы, что ухуд­ша­ет на­деж­ность дей­ст­вия ав­то­ма­ти­ки и за­став­ля­ет ис­поль­зо­вать ряд спе­ци­аль­ных мер для умень­ше­ния уси­лия экс­трак­ции гильз (при­ме­не­ние про­доль­ных ка­на­вок в па­трон­ни­ке, смаз­ка па­тро­нов и т. д.). Ран­нее от­пи­ра­ние мо­жет так­же при­во­дить к по­пе­реч­ным раз­ры­вам гильз. Ука­зан­ные не­дос­тат­ки ран­не­го от­пи­ра­ния силь­но ог­ра­ни­чи­ва­ют об­ласть его при­ме­не­ния, в ре­зуль­та­те че­го оно ис­поль­зу­ет­ся лишь в ско­ро­стрель­ном ору­жии, где не­ко­то­рое ус­лож­не­ние кон­ст­рук­ции оп­рав­ды­ва­ет­ся по­лу­че­ни­ем вы­со­ко­го тем­па стрель­бы.

Позд­нее или ран­нее от­пи­ра­ние за­тво­ра обыч­но оп­ре­де­ля­ет­ся ве­ли­чи­ной сво­бод­но­го хо­да ос­нов­но­го ве­ду­ще­го зве­на ме­ха­низ­ма от­пи­ра­ния, в те­че­ние ко­то­ро­го это зве­но пе­ре­ме­ща­ет­ся под дей­ст­ви­ем дав­ле­ния по­ро­хо­вых га­зов до на­ча­ла от­пи­ра­ния, на­ка­п­ли­вая не­об­хо­ди­мый для даль­ней­шей ра­бо­ты ав­то­ма­ти­ки за­пас ки­не­ти­че­ской энер­гии.

И здесь есть смысл бо­лее под­роб­но рас­смот­реть ме­ха­низ­мы за­пи­ра­ния и от­пи­ра­ния с при­ну­ди­тель­ным от­пи­ра­ни­ем за­тво­ра.

По кон­ст­рук­тив­ным при­зна­кам ме­ха­низ­мы за­пи­ра­ния и от­пи­ра­ния мож­но раз­де­лить на ме­ха­низ­мы с кли­но­вым за­пи­ра­ни­ем; с за­пи­ра­ни­ем пе­ре­ко­сом за­тво­ра или ство­ла; с за­пи­ра­ни­ем бое­вы­ми упо­ра­ми или с ры­чаж­ным за­пи­ра­ни­ем; с кри­во­шип­но-ша­тун­ным за­пи­ра­ни­ем; с за­пи­ра­ни­ем по­во­ро­том за­тво­ра или ство­ла или с за­пи­ра­ни­ем по­во­ро­том ли­чин­ки или муф­ты.

При­ме­ром кли­но­во­го за­пи­ра­ния мо­жет слу­жить ме­ха­низм от­пи­ра­ния и за­пи­ра­ния за­тво­ра аме­ри­кан­ско­го стан­ко­во­го пу­ле­ме­та «Брау­нинг» М 1919. В этом ме­ха­низ­ме за­пи­ра­ние за­тво­ра осу­ще­ст­в­ля­ет­ся при по­мо­щи кли­на, ко­то­рый сколь­зит в па­зах стволь­ной ко­роб­ки и при за­пи­ра­нии за­хо­дит в вы­рез за­тво­ра. Клин здесь яв­ля­ет­ся лишь про­ме­жу­точ­ной за­пи­раю­щей де­та­лью, осу­ще­ст­в­ляю­щей же­ст­кую связь ме­ж­ду соб­ст­вен­но за­тво­ром и стволь­ной ко­роб­кой. От­пи­ра­ние и за­пи­ра­ние за­тво­ра (опус­ка­ние и подъ­ем кли­на) про­ис­хо­дит под дей­ст­ви­ем не­под­виж­но­го вы­сту­па и не­под­виж­ной вил­ки при дви­же­нии ство­ла вме­сте со стволь­ной ко­роб­кой на­зад и впе­ред. Ме­ха­низм за­пи­ра­ния это­го ти­па не­сло­жен по уст­рой­ст­ву и обес­пе­чи­ва­ет на­деж­ное за­пи­ра­ние, что яв­ля­ет­ся его по­ло­жи­тель­ным ка­че­ст­вом.

При этом не сле­ду­ет пу­тать за­пи­ра­ние кли­ном с кли­но­вым за­тво­ром, чьим ос­нов­ным не­дос­тат­ком яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мость ис­поль­зо­ва­ния спе­ци­аль­ных ме­ха­низ­мов ав­то­ма­ти­ки: экс­т­ра­ги­рую­ще­го, от­ра­жаю­ще­го, до­сы­лаю­ще­го и дру­гих, что ус­лож­ня­ет кон­ст­рук­цию ору­жия. По этой при­чи­не кли­но­вый за­твор не по­лу­чил рас­про­стра­не­ния в лег­ком ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии.

Ме­ха­низ­мы с пе­ре­ко­сом за­тво­ра по­лу­чи­ли весь­ма ши­ро­кое при­ме­не­ние в ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии, ав­то­ма­ти­ка ко­то­ро­го ос­но­ва­на на прин­ци­пе от­во­да по­ро­хо­вых га­зов. Пе­ре­кос за­тво­ра в ме­ха­низ­мах это­го ти­па осу­ще­ст­в­ля­ют в раз­ные сто­ро­ны (пе­ре­кос впра­во, вле­во, вверх и вниз), что оп­ре­де­ля­ет­ся уст­рой­ст­вом ме­ха­низ­мов по­да­чи па­тро­нов и об­щей ком­по­нов­кой всех ме­ха­низ­мов. В со­вет­ском стан­ко­вом пу­ле­ме­те СГМ пе­ре­кос за­тво­ра осу­ще­ст­в­лен впра­во, в че­хо­сло­вац­кой ав­то­ма­ти­че­ской вин­тов­ке ZН-29 - вле­во, в са­мо­за­ряд­ном ка­ра­би­не Си­мо­но­ва СКС - вниз, а в че­хо­сло­вац­ком стан­ко­вом пу­ле­ме­те ZВ-53 - вверх.

Ме­ха­низ­мы за­пи­ра­ния и от­пи­ра­ния с пе­ре­ко­сом за­тво­ра име­ют срав­ни­тель­но про­стое уст­рой­ст­во и обес­пе­чи­ва­ют хо­ро­шую на­деж­ность, что от­но­сит­ся к их по­ло­жи­тель­ным ка­че­ст­вам. Од­на­ко при ис­поль­зо­ва­нии за­пи­ра­ния пе­ре­ко­сом за­тво­ра, как пра­ви­ло, узел за­пи­ра­ния име­ет боль­шую дли­ну, что мож­но от­не­сти к не­дос­тат­кам. От­ри­ца­тель­ным ка­че­ст­вом ору­жия, в ко­то­ром за­пи­ра­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пе­ре­ко­сом за­тво­ра, яв­ля­ет­ся так­же и то, что при дви­же­нии за­тво­ра вме­сте с за­пи­раю­щей де­та­лью (за­твор­ной ра­мой) про­ис­хо­дит обыч­но рас­кли­ни­ва­ние за­тво­ра за­пи­раю­щей де­та­лью, в ре­зуль­та­те че­го воз­ни­ка­ют боль­шие си­лы тре­ния, уве­ли­чи­ваю­щие из­нос на­прав­ляю­щих по­верх­но­стей и тор­мо­зя­щие дви­же­ние под­виж­ных час­тей ав­то­ма­ти­ки.

Кро­ме ме­ха­низ­мов за­пи­ра­ния пе­ре­ко­сом за­тво­ра, в не­ко­то­рых об­раз­цах ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия за­пи­ра­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пе­ре­ко­сом ство­ла, на­при­мер в пис­то­ле­те То­ка­ре­ва ТТ обр. 1930 го­да, дей­ст­вие ав­то­ма­ти­ки ко­то­ро­го ос­но­ва­но на прин­ци­пе от­да­чи ство­ла при его ко­рот­ком хо­де. При­ме­не­ние та­ко­го ме­ха­низ­ма це­ле­со­об­раз­но лишь при ко­рот­ких и лег­ких ство­лах.

При­ме­ром за­пи­ра­ния бое­вы­ми упо­ра­ми мо­жет слу­жить ме­ха­низм за­пи­ра­ния и от­пи­ра­ния за­тво­ра со­вет­ско­го руч­но­го пу­ле­ме­та Дег­тя­ре­ва (РПД). В этом пу­ле­ме­те за­твор име­ет два бое­вых упо­ра, ко­то­рые при за­пи­ра­нии за­тво­ра раз­во­дят­ся утол­щен­ной ча­стью стой­ки за­твор­ной ра­мы и за­хо­дят в спе­ци­аль­ные вы­ре­зы стволь­ной ко­роб­ки. При от­пи­ра­нии бое­вые упо­ры сво­дят­ся ско­са­ми за­твор­ной ра­мы (при дви­же­нии за­твор­ной ра­мы на­зад).

За­пи­ра­ние бое­вы­ми упо­ра­ми от­ли­ча­ет­ся про­сто­той уст­рой­ст­ва и на­деж­но­стью дей­ст­вия. К по­ло­жи­тель­ным ка­че­ст­вам его от­но­сит­ся сим­мет­рич­ность, а к от­ри­ца­тель­ным - не­рав­но­мер­ность на­груз­ки бое­вых упо­ров при не­точ­но­сти из­го­тов­ле­ния де­та­лей, что сни­жа­ет проч­ность и уве­ли­чи­ва­ет из­нос. При дви­же­нии за­тво­ра в стволь­ной ко­роб­ке бое­вые упо­ры мо­гут рас­кли­ни­вать­ся за­твор­ной ра­мой, что за­труд­ня­ет ра­бо­ту ав­то­ма­ти­ки.

В ка­че­ст­ве раз­но­вид­но­сти за­пи­ра­ния бое­вы­ми упо­ра­ми мо­жет слу­жить ме­ха­низм за­пи­ра­ния не­мец­ко­го еди­но­го пу­ле­ме­та МG.42 и его по­сле­дую­щих мо­ди­фи­ка­ций, в ко­то­рых за­пи­ра­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ро­ли­ка­ми, вы­пол­няю­щи­ми функ­цию бое­вых упо­ров.

При­мер ры­чаж­но­го за­пи­ра­ния и от­пи­ра­ния - ме­ха­низм ав­то­ма­та Фе­до­ро­ва обр. 1916 го­да. Здесь за­пи­ра­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся дву­мя ры­ча­га­ми (ли­чин­ка­ми). Ра­бо­та это­го ме­ха­низ­ма от­пи­ра­ния и за­пи­ра­ния про­ис­хо­дит при дви­же­нии ство­ла бла­го­да­ря взаи­мо­дей­ст­вию фи­гур­ных вы­ре­зов ли­чи­нок и вы­сту­пов не­под­виж­но­го ко­ро­ба. Ме­ха­низм с ры­чаж­ным за­пи­ра­ни­ем по­зво­ля­ет по­лу­чить весь­ма не­боль­шую дли­ну уз­ла за­пи­ра­ния, в чем со­сто­ит их ос­нов­ное пре­иму­ще­ст­во пе­ред ме­ха­низ­ма­ми, при ко­то­рых за­пи­ра­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся бое­вы­ми упо­ра­ми. Не­дос­тат­ки их те же, что и в ме­ха­низ­мах, у ко­то­рых за­пи­ра­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся бое­вы­ми упо­ра­ми.

Кри­во­шип­но-ша­тун­ный тип за­пи­ра­ния и от­пи­ра­ния при­сут­ст­ву­ет в стан­ко­вом пу­ле­ме­те «Мак­сим» обр. 1910 го­да. Ис­поль­зо­ва­ние это­го ме­ха­низ­ма для за­пи­ра­ния за­тво­ра при­ве­ло к очень длин­но­му уз­лу за­пи­ра­ния, что пред­став­ля­ет су­ще­ст­вен­ный не­дос­та­ток это­го ти­па за­пи­ра­ния, а кро­ме то­го при­ве­ло к уве­ли­че­нию по­пе­реч­ных раз­ме­ров ору­жия. Из-за этих не­дос­тат­ков (не­смот­ря на су­ще­ст­вен­ное по­ло­жи­тель­ное ка­че­ст­во - обес­пе­че­ние плав­но­сти ра­бо­ты ме­ха­низ­мов) в со­вре­мен­ных об­раз­цах ору­жия кри­во­шип­но-ша­тун­ные ме­ха­низ­мы рас­про­стра­не­ния не по­лу­чи­ли.

При­ме­ром ме­ха­низ­мов, осу­ще­ст­в­ляю­щих от­пи­ра­ние и за­пи­ра­ние при по­мо­щи по­во­ро­та за­тво­ра, мо­гут слу­жить оте­че­ст­вен­ные ав­то­ма­ты Ка­лаш­ни­ко­ва АК/АКМ/АК-74 и аме­ри­кан­ская са­мо­за­ряд­ная вин­тов­ка «Га­ранд» М 1. За­пи­ра­ние по­во­ро­том за­тво­ра рань­ше час­то при­ме­ня­лось в раз­лич­ных об­раз­цах не­ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия, а в на­стоя­щее вре­мя ис­поль­зу­ет­ся во мно­гих об­раз­цах ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия, ав­то­ма­ти­ка ко­то­рых ра­бо­та­ет по прин­ци­пу от­во­да по­ро­хо­вых га­зов из ка­на­ла ство­ла. Этот спо­соб по­зво­ля­ет по­лу­чить очень ко­рот­кий узел за­пи­ра­ния и иметь весь­ма про­стые по уст­рой­ст­ву и на­деж­но дей­ст­вую­щие ме­ха­низ­мы за­пи­ра­ния и от­пи­ра­ния.

Для ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия, ав­то­ма­ти­ка ко­то­ро­го ос­но­ва­на на ис­поль­зо­ва­нии от­да­чи ство­ла при ко­рот­ком его хо­де, наи­бо­лее це­ле­со­об­раз­ным яв­ля­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние за­пи­ра­ния с по­во­ро­том бое­вой ли­чин­ки или за­пи­раю­щей муф­ты, что по­зво­ля­ет вы­год­но со­че­тать ра­бо­ту ме­ха­низ­ма от­пи­ра­ния за­тво­ра с ме­ха­низ­мом ус­ко­ре­ния за­тво­ра.

Ме­ха­низ­мы за­пи­ра­ния и от­пи­ра­ния, при ко­то­рых за­пи­ра­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся бое­вой ли­чин­кой или за­пи­раю­щей муф­той, обес­пе­чи­ва­ют ко­рот­кий узел за­пи­ра­ния и по­зво­ля­ют удоб­но со­че­тать их ра­бо­ту с ра­бо­той ус­ко­ри­тель­ных ме­ха­низ­мов, что и оп­ре­де­ля­ет це­ле­со­об­раз­ность их при­ме­не­ния в ору­жии, ав­то­ма­ти­ка ко­то­ро­го ос­но­ва­на на прин­ци­пе ис­поль­зо­ва­ния от­да­чи ство­ла при его ко­рот­ком хо­де.

Война в Сирии
Свежее видео Сирия
Война на Украине
Война в Южной Осетии
Война в Афганистане
Свежее видео Украина
От администрации
Статистика
» Личный состав
Всего: 6552
Новых за месяц: 134
Новых за неделю: 25
Новых вчера: 5
Новых сегодня: 3

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 6
Солдат: 6
Офицеров: 0

Кто нас сегодня посетил

При копировании материалов, активная ссылка на www.Soldati-Russian.ru обязательна!

«Солдаты РФ» © 2010-2017 Все права защищены