Пятница, 17.11.2017, 20:41
Меню
Чеченская война
Интервью
Присоединяйся!
Рассказы участников Чечни
Армия России
Популярное на блоге


ПЕРВОЕ ПОЧЕТНОЕ МЕСТО в мировом рейтинге лучших истребителей еще с 80-х годов занимает Су-27. Этот самолет остался «звездой №1» даже после появления в составе ВВС стран НATO усовершенствованных авиационных комплексов поколения «4+» – американского Локхид F-16C/D Block 50/52 и французского Дассо Mirage-2000-5. Однако время не стоит на месте: постоянно рождаются новые усовершенствования в сфере бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), аэродинамики, конструкционных материалов, силовых установок и многого другого. В этих условиях перед конструкторами боевой техники возникает неизбежный вопрос: до какого предела можно модернизировать существующий летательный аппарат? Где та критическая черта в его развитии, за которой уже бессмысленна дальнейшая модернизация и разумнее создавать принципиально новую модель самолета? К счастью, относительно «двадцать седьмого» можно смело утверждать, что этот переломный рубеж истребителем пока не пройден.

«Аэрокосмическое обозрение»

Cу-27 – основная боевая машина современной отечественной истребительной авиации. Она представляет собой уникальный пример конструкции, в которую заложен прямо-таки гигантский потенциал многоэтапной модернизации, далеко не полностью реализованный и поныне. Хотя процесс модернизации этого самолета был запущен в середине 80-х годов, почти сразу с началом поставок в ВВС и ПВО СССР первых серийных истребителей. ОКБ имени П.О.Сухого приступило к разработке усовершенствованных вариантов машины применительно к задачам военной авиации того времени по двум параллельным направлениям.
Первое предполагало разработку модификации одноместного истребителя Су-27М, у которой расширится диапазон действий в воздушном бою и появятся возможности для поражения наземных целей. Иными словами, самолет должен был стать многофункциональным.
Второе – ключевое – направление развития Су-27 определяло более радикальное изменение исходной конструкции. Намечалось разработать двухместный фронтовой бомбардировщик Су-27ИБ, ориентированный в первую очередь на решение ударных задач. Столь масштабная модернизация в значительной мере обеспечивалась как раз большими потенциальными возможностями дальнейшего совершенствования, заложенными в базовую платформу самолета.

Затраты окупились с лихвой
И все же в 90-х годах, после стремительного сокращения финансирования государственного оборонного заказа, руководство КБ решило сосредоточить все свои усилия и финансовые ресурсы на создании ударного самолета Су-27ИБ (Су-32, Су-34). Работа над ним тогда заметно активизировались.
К теме развития многофункциональных вариантов Су-27 на фирме вернулись только в середине 90-х годов, когда начались работы по созданию истребителей Су-30МКИ, Су-30МКК и Су-30МК2 по техническим заданиям зарубежных заказчиков. Таких как Индия, Китай и ряд других государств. Посчитали, что будет удобно вести параллельно опытно-конструкторские работы по модернизации истребителей Су-27 для отечественных ВВС.
При получении первых экспортных контрактов на поставку, а потом и на лицензионное производство Су-27СК в Китае появилась возможность сохранить кооперационную цепочку поставщиков основных систем и агрегатов самолета. Она охватывала не только российские предприятия, но и заводы Украины и Белоруссии. Безусловно, это потребовало от объединения немалых затрат. Однако результат не замедлил сказаться, и к началу работ по программе нового многофункционального истребителя Су-30МКК уже существовала достаточно стабильная и действенная интегрированная система, позволяющая организовать разработку, испытания, крупносерийное производство и послепродажное обслуживание самолетов.
Двухместный многофункциональный истребитель Су-30МКК, созданный на базе самолета Су-27СК с использованием целого ряда элементов, разработанных в рамках программы Су-27М (Су-35), имеет встроенную систему дозаправки топливом в воздухе, а также элементы конструкции планера от Су-27М. Модернизированное крыло с восемью узлами внешней подвески и более мощное шасси позволили увеличить боевую нагрузку до 8000 кг. Самолет также оснащен усовершенствованной радиолокационной станцией Н001. Она позволила использовать новые ракеты класса «воздух–воздух» с активным радиолокационным конечным самонаведением РВВ-АЕ, а также способна работать по поверхности земли в режимах картографирования и селекции движущихся целей. И, что особенно важно, в состав вооружения самолета были введены высокоточные ударные средства поражения: противорадиолокационные ракеты Х-31П, тактические УРы и корректируемые авиабомбы с телевизионной системой самонаведения, используемые по принципу «пустил-забыл».
Коренного изменения информационно-управляющего поля кабины потребовали и задачи, разрешаемые авиационным комплексом. На Су-31МКК оно имеет в своем составе четыре индикатора:
- ИЛС;
- два цветных многофункциональных индикатора (МФИ) с рабочим полем экрана 6х8 дюймов;
- цветной МФИ с рабочим экраном 4х5 дюймов.
МФИ оснащены кнопочным обрамлением, что дает возможность локализовать зону внимания летчика, совмещая при этом информационное поле с полем управления, которое трансформируется заданным образом в зависимости от типа решаемых задач. Органы управления комплексом, расположенные на рычагах управления самолетом и двигателем, обеспечивают оперативный выбор пилотом режимов работы комплекса и авиационных средств поражения в самых напряженных фазах выполнения полетного задания.
Высочайшая надежность системы информационного обеспечения пилота достигается благодаря полной взаимозаменяемости индикаторов. И даже в аварийной ситуации один из индикаторов, подключенный к аварийному питанию, предоставляет пилоту необходимую информацию. На самолете Су-27 площадь индикатора, реализующего информационное обеспечение пилота, составляет 4% от общей поверхности приборной доски, а на новой машине тот же показатель увеличился до 35%.
При содействии ЦКБ «Геофизика» на Уральском оптико-механическом заводе создали усовершенствованную оптико-локационную станцию, позволяющую использовать ракеты класса «воздух–поверхность» с лазерной головкой самонаведения.

Идеальная точность
Первый опытный Су-30МКК построили в 1999 году, и уже спустя год в компании приступили к его серийному выпуску для иностранного заказчика. Между прочим, это производство ведется довольно быстрыми темпами, ни в чем не уступая темпам выпуска американских истребителей Боинг F/A-18E/F – самой крупной авиационной программы МО США конца ХХ – начала ХХI века.
Следующим шагом ОКБ Сухого стало создание усовершенствованного двухместного самолета Су-30МК2, тоже предназначенного для зарубежного заказчика.
В ходе реализации программ Су-27СК, Су-30МКК и Су-30МК2 сложилась кооперация, задействованная при создании самолетов Су-27СМ для ВВС России, а также Су-27СК модернизированного. Причем разработка и производство различных вариантов самолета позволили существенно снизить затраты за счет поэтапного эволюционного процесса наращивания боевых возможностей авиакомплексов. Вследствие этого стоимость опытно-конструкторских работ по программе Су-30МК2 стала более чем в два раза ниже стоимости работ по программе Су-30МКК, а программа Су-27СК модернизированный подешевела по сравнению с Су-30МКК более чем в три раза при значительном повышении боевой эффективности истребителя.
Так же как и самолет Су-30МК2, модернизированный Су-27СК оснащен усовершенствованным вариантом БРЛС Н001, обладающей способностью картографирования наземной и водной поверхности, что обеспечивает возможность работы по наземным и надводным целям и использование противокорабельных ракет Х-31А. Помимо всего прочего была повышена действенность авиакомплекса при работе и по воздушным целям.
Кстати Уральским оптико-механическим заводом разрабатывается предполагаемое оснащение самолета и оптико-электронным контейнерным навигационно-прицельным комплексом «Сапсан». В случае задержки работ по созданию этого комплекса рассматривается возможность оснащения истребителя зарубежной аппаратурой аналогичного класса. Но такое решение стало бы вынужденной мерой, что весьма нежелательно с точки зрения национальной технологической безопасности, равно как и по соображениям экспорта.
Параллельно с модернизацией борта Су-27 проводятся работы по усовершенствованию установленного на этом самолете двигателя АЛ-31Ф. Пример подобных работ – это создание в середине 90-х годов для самолетов Су-30МКИ и Су-37 ТРДДФ с системой управления вектором тяги. Намечается поэтапное увеличение тяги двигателя – с теперешних 12500 кгс до 13800-14000 кгс. Это даст возможность сохранения летных и маневренных характеристик многофункционального истребителя на уровне исходного Су-27, даже невзирая на резкое возрастание боевой нагрузки самолета.

Соперничество продолжается
Стоит заметить, что варианты Су-27СМ и Су-27СК модернизированный в общем-то свидетельствуют о достижении естественного предела «малой» модернизации истребителя – усовершенствования самолетов, уже находящихся в строю. Эти машины, похоже, завершают линию, начатую Су-30МКК и Су-30МК2. Когда заказчику предлагается относительно простой и дешевый способ преобразования одноместных вариантов Су-27 в полноценный многофункциональный боевой самолет. При этом все отличительные черты, присущие двухместному Су-30МК2, переносятся на одноместную машину. И она значительно повышает свою боевую эффективность при работе по наземным (морским) целям.
Су-27СК модернизированный по своей боевой эффективности не уступает лучшим зарубежным аналогам, начавшим поступать на вооружение в ХХI веке. Это F/A-18E/F Super Hornet, Rafale и Eurofighter EF2000/Typhoon.
Сейчас ОКБ Сухого готовит предложения по усовершенствованию двухместного учебно-боевого самолета Су-27УБ. По составу БРЭО этот самолет фактически должен полностью повторять истребители Су-27СМ и Су-27СК модернизированный. Это существенно упростит задачи обучения, а также даст возможность использовать «спарки» в ходе боевых действий в одном строю с одноместными машинами.
В декабре 2003 года на КнААПО модернизировали пять строевых самолетов Су-27, затем передали их Центру боевого применения и переподготовки летного состава ВВС в г. Липецке. В скором будущем, после отработки технологического цикла на авиастроительном заводе, к программе модернизации предполагается привлечение ремзаводов ВВС.
Последующие работы по машинам семейства «Су-27» будут проводиться в рамках так называемой «большой» модернизации, которая предусматривает более крупные изменения в конструкции. Однако в полной мере это сможет осуществиться лишь на истребителях новой постройки. Предполагается, что «большая» модернизация закроет пробел между самолетами Су-27, доработанными в рамках «малой» модернизации, и авиакомплексом 5-го поколения, который разрабатывается для вооружения российских ВВС в следующем десятилетии. Также предполагается, что поставки новых машин на экспорт начнутся в 2010-е годы. Как полагают специалисты, ВВС РФ будет заказана партия самолетов Су-27, созданных в рамках «большой» модернизации, которые начнут поступать в части ВВС РФ в конце текущего десятилетия. Помимо этого, обеспечится поддержка стабильной контрактной линии, которая начнет действовать в период 2007–2012 гг., т.е. еще до выхода Су 5-го поколения на мировой рынок.
Конечно, основной целью «большой» модернизации является не создание конкурента американскому истребителю 5-го поколения Локхид Мартин F/A-22 Raptor (кстати, если судить по последним сообщениям, он еще не скоро приобретет заявленные характеристики). «Большая» модернизация преследует более прагматичную цель – соперничество с реальными соперниками, которые могут появиться в текущем десятилетии: истребитель Локхид Мартин F-16E/F (Block 60), а также многофункциональные разновидности самолетов Eurofighter EF2000/Typhoon и Rafale. Причем это противодействие может возникнуть как в случае вероятных вооруженных столкновений, так и на международных рынках вооружений. Учитывая все это, необходимо уложиться в такие финансово-временные рамки, которые могут себе позволить на сегодня как страна, так и отрасль.

Война в Сирии
Свежее видео Сирия
Война на Украине
Война в Южной Осетии
Война в Афганистане
Свежее видео Украина
От администрации
Статистика
» Личный состав
Всего: 6527
Новых за месяц: 137
Новых за неделю: 44
Новых вчера: 4
Новых сегодня: 12

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 12
Солдат: 12
Офицеров: 0

Кто нас сегодня посетил

При копировании материалов, активная ссылка на www.Soldati-Russian.ru обязательна!

«Солдаты РФ» © 2010-2017 Все права защищены