Понедельник, 20.11.2017, 03:19
Меню
Чеченская война
Интервью
Присоединяйся!
Рассказы участников Чечни
Армия России
Популярное на блоге



C кон­ца 1950-х го­дов Пен­та­гон ведет ак­тив­ную рабо­ту по ор­га­ни­за­ции и про­ве­де­нию боевой под­го­тов­ки частей и под­раз­де­ле­ний амери­кан­ской армии в ус­ло­ви­ях, приб­ли­жен­ных к ре­аль­ной бое­вой дей­ст­ви­тель­но­сти. Раз­ра­бо­та­но нема­ло инструк­ций, нас­тав­ле­ний и ме­то­ди­че­ских разра­бо­ток, в ко­то­рых были из­ло­же­ны подроб­ные реко­мен­да­ции по уст­рой­ст­ву и обо­ру­до­ва­нию учебных по­лей для су­хо­пут­ных войск. Че­му же хо­тят нау­чить во­ен­но­слу­жа­щих аме­ри­кан­ские вое­на­чаль­ни­ки?

Под­пол­ков­ник армии США Р.Б. Ригг, один из раз­ра­бот­чи­ков до­ку­мен­тов об учеб­ных по­лях, счи­тал, что луч­шим па­мят­ни­ком амери­кан­цам, погиб­шим в борь­бе за обес­пе­че­ние свобо­ды в на­стоя­щее вре­мя, яв­ля­ет­ся учеб­ное по­ле, при­бли­жен­ное к бое­вой дей­ст­ви­тель­но­сти, на ко­то­ром сол­да­ты мог­ли бы учить­ся борь­бе за со­хра­не­ние свобо­ды в бу­ду­щем.

На та­ком учеб­ном по­ле долж­ны быть под­би­тые тан­ки, раз­ру­шен­ные насе­лен­ные пункты, сло­ман­ные мос­ты, хо­тя бы не­боль­шие про­во­лоч­ные загра­ж­де­ния, ворон­ки от сна­ря­дов, раз­би­тые авто­ко­лон­ны, сбитые са­мо­ле­ты. Перед гла­за­ми сол­да­та долж­на про­хо­дить мрач­ная кар­ти­на поля боя, кар­ти­на раз­ру­ше­ния, смра­да и ги­бе­ли. Поле долж­но со­хра­нять­ся посто­ян­но и быть на­столь­ко зло­ве­ще реаль­ным, что­бы у Гол­ли­ву­да и спе­ци­аль­ных войско­вых кино­групп появ­ля­лось жела­ние вре­мя от вре­ме­ни исполь­зо­вать его для ки­но­съе­мок.

Учеб­ные по­ля долж­ны иметь страш­ный вид, что­бы они про­из­во­ди­ли должное впе­чат­ле­ние на го­то­вя­щих­ся к вой­не лю­дей. Слиш­ком час­то учеб­ные по­ля на­по­ми­на­ют места для уве­се­ли­тель­ных прогу­лок, с бое­вой точ­ки зре­ния они скуч­ны и со­вер­шен­но неин­те­рес­ны.

Ригг пи­сал: «Вот вы го­во­ри­те солда­там: «Мы ата­ку­ем высо­ту 806», и они сра­зу вспо­ми­на­ют: «Ага, это та са­мая ста­рая, лы­сая, круг­лая вы­со­та, где вче­ра бы­ли за­ня­тия по ока­за­нию пер­вой ме­ди­цин­ской помо­щи».

Но ес­ли на этой вы­со­те пост­ро­ить сис­те­му тран­шей, блин­да­жи, раз­мес­тить под­би­тые тан­ки, по­ва­лен­ные дере­вья, об­го­ре­лые брев­на, из­рыть ее све­жи­ми ворон­ка­ми, опу­тать про­во­лоч­ны­ми за­гра­ж­де­ния­ми, воспро­из­ве­дя как бы за­стыв­шую кар­ти­ну боя, то­гда ре­ак­ция будет иной. Сме­лые ска­жут: «Ну что ж, по край­ней ме­ре не бу­дет скуч­но!» У роб­ких, ко­то­рым, мо­жет быть, уже до­ве­лось видеть эту вы­со­ту, зре­ли­ще ржа­во­го метал­ла и труд­ных пре­пят­ст­вий может вы­звать бес­по­кой­ст­во. Ко­ро­че го­во­ря, у од­них вы­зо­вет инте­рес, у дру­гих, воз­мож­но, страх.

Чем боль­ше на по­ле ви­ди­мых сле­дов боя, тем луч­ше.

Во­все нет не­об­хо­ди­мо­сти строить учеб­ное по­ле все сра­зу. Не­об­хо­ди­мо на­чи­нать с то­го, что дос­туп­но, а с те­че­ни­ем време­ни про­дол­жать добав­лять новые де­та­ли. Пост­ро­ить такое учеб­ное по­ле не­труд­но. Вы и ва­ши сол­да­ты убе­ди­тесь, что стро­ить его так же ин­те­рес­но, как и по­лез­но на нем за­ни­мать­ся.

Обыч­но ма­кет де­рев­ни пред­став­ля­ет собой про­стое ско­п­ле­ние дере­вян­ных стен с ок­на­ми без рам. Нет там ни раз­би­тых сте­кол, ни об­го­ре­лых зана­ве­сей, ни бро­шен­но­го второ­пях обе­да, ни че­ло­ве­че­ских за­па­хов, ни зло­вон­ных колод­цев, ни ды­мя­щих­ся разва­лин, ни ста­рых бо­ти­нок, ни раз­бро­сан­ных пред­ме­тов оби­хо­да - сло­вом, нет жиз­ни! Обыч­ная для учеб­ных по­лей ими­та­ция. Но ес­ли раз­бро­сать по де­рев­не тру­пы и дру­ги­ми сред­ст­ва­ми создать ат­мо­сфе­ру смер­ти, то учеб­ное по­ле бу­дет в боль­шей ме­ре на­по­ми­нать дейст­ви­тель­ное по­ле боя.

Вот как это де­ла­ет­ся. Снача­ла необ­хо­ди­мо по­до­б­рать уча­сток, а за­тем при­сту­пай­те к сбо­ру вся­ких об­лом­ков и раз­бро­сай­те их по сво­ему уча­ст­ку. Не сму­щай­тесь и не будь­те раз­бор­чи­вы. Всякий пред­мет, упот­реб­ляе­мый людьми, при­го­дит­ся для ва­ше­го «по­ля боя». Чем он урод­ли­вее, страш­нее и от­вра­ти­тель­нее, тем луч­ше.

Ес­ли ма­кет де­рев­ни уже име­ет­ся, ис­поль­зуй­те его. Поч­ти на­вер­ное там не най­дет­ся ни ста­рой ра­ко­ви­ны, ни уни­та­за, ни по­жар­но­го гидран­та.

Дет­ской кук­ле или жен­ско­му чул­ку, ка­за­лось бы, не ме­сто в бою, но в дей­ст­ви­тель­но­сти во вре­мя боя в на­се­лен­ном пункте сол­дат по­па­да­ет в скорб­ную ат­мо­сфе­ру поспеш­но поки­ну­то­го че­ло­ве­че­ско­го жи­лья.

Ко­гда ви­дишь вме­сто при­выч­но­го домаш­не­го поряд­ка раз­би­тую посу­ду, вы­би­тые окон­ные стек­ла, об­ле­п­лен­ную му­ха­ми пи­щу, а не­ред­ко и труп хо­зяи­на, ле­жа­щий на по­лу, жес­то­кость вой­ны вы­де­ля­ет­ся особен­но рез­ко. Зре­ли­ще это вы­зы­ва­ет печаль, по­то­му что опус­то­шаю­щее дейст­вие вой­ны про­яв­ля­ет­ся здесь на зна­ко­мых пред­ме­тах пов­сед­нев­но­го обихо­да. Таким об­ра­зом, не­смот­ря на всю ис­кус­ст­вен­ность учебной де­рев­ни, мож­но и нуж­но соз­дать впе­чат­ле­ние, что до ее раз­гро­ма здесь жи­ли лю­ди.

Сол­дат, ко­то­рый, со­гнув­шись, ве­дет огонь из ок­на, дол­жен ви­деть не толь­ко ос­то­вы домов. Он дол­жен ви­деть сло­ман­ную кук­лу, бро­шен­ную труб­ку, по­след­ний ужин - раз­би­тые стек­ла, об­го­ре­лый матрац, ок­ро­вав­лен­ную по­душ­ку, из­ре­ше­чен­ную пу­ля­ми вы­вес­ку и ды­мя­щие­ся остат­ки жили­ща, быв­ше­го неко­гда чьи­м-то мир­ным до­мом.

На все эти де­та­ли Гол­ли­вуд зат­ра­чи­ва­ет не­ма­ло тру­да. Он де­ла­ет это для то­го, что­бы воз­дей­ст­во­вать на чув­ст­ва, соз­дать об­щее впе­чат­ле­ние. Дета­ли нуж­но со­еди­нить в од­но це­лое. От­дель­ный пред­мет не да­ет то­го, что не­об­хо­ди­мо. Чтобы учеб­ная де­рев­ня ста­ла ре­аль­ной и ин­те­рес­ной с во­ен­ной точ­ки зре­ния, нуж­но ожи­вить ее.

Де­рев­ня долж­на го­реть! По­жа­ры мож­но ими­ти­ро­вать при по­мо­щи дымо­вых шашек, но так как нор­мы от­пус­ка их для бое­вой под­го­тов­ки огра­ни­че­ны, то луч­ше рас­счи­ты­вать на обык­но­вен­ные костры. Сде­лать это не­труд­но. На скла­дах ути­ля в мес­тах по­сто­ян­но­го распо­ло­же­ния частей ка­ж­дый день что-ни­будь сжи­га­ют. Надо лишь пе­ре­вез­ти этот хлам и под­жечь его на фун­да­мен­тах зданий, сде­лан­ных из кам­ней или це­мент­ных бло­ков. Чем вы­ше бу­дут ку­чи, тем луч­ше. Ко­гда обуг­лен­ные остат­ки ося­дут слиш­ком низ­ко, их не­об­хо­ди­мо разбро­сать по де­рев­не. Вско­ре нуж­ный вам ед­кий за­пах по­жа­рищ и раз­ва­лин будет чув­ст­во­вать­ся по­всю­ду.

Зда­ния при­мут бо­лее ос­но­ва­тель­ный вид, ес­ли сло­жить их из па­трон­ных ящи­ков. Та­ким спо­со­бом мож­но бы­ст­ро стро­ить груп­пы до­мов. Про­стран­ст­во между дома­ми и дру­ги­ми строе­ния­ми долж­но быть не­оди­на­ко­вым. Расши­ряя это про­стран­ст­во (ими­ти­руя перед­ние и зад­ние дво­ры, ши­ро­кие ули­цы и т. д.), мож­но не­сколь­ко уве­ли­чить раз­ме­ры дерев­ни. Строе­ния долж­ны быть раз­ны­ми, что­бы при­дать «на­се­лен­но­му пункту» бо­лее ре­аль­ный вид. Что­бы ус­ко­рить исполь­зо­ва­ние де­рев­ни для обу­че­ния, луч­ше по­стро­ить вна­ча­ле трех- или двух­сто­рон­ние дома. По­том, с те­че­ни­ем време­ни мож­но за­кон­чить осталь­ные сто­ро­ны этих бу­та­фор­ских зданий.

Нуж­но иметь не­сколь­ко двух- и трех­этаж­ных зда­ний для то­го, что­бы от­ра­ба­ты­вать бой на раз­ных эта­жах. До тех пор, по­ка на верх­них эта­жах не бу­дут по­строе­ны проч­ные по­лы (тре­бо­ва­ние безо­пас­но­сти), нуж­но ис­поль­зо­вать для сол­дат, стре­ляю­щих из окон вто­ро­го эта­жа, при­став­ные лес­т­ни­цы. На скла­дах ло­ма и ути­ля мож­но до­быть сле­дую­щие пред­ме­ты, ко­то­рые помо­гут при­дать де­рев­не боль­шую ре­аль­ность: ста­рые пе­чи или ку­хон­ные пли­ты, ар­ма­ту­ру для убор­ных, сло­ман­ную мебель, кус­ки ог­рад, ста­рые вы­вес­ки, не­нуж­ные бан­ки и ме­тал­ли­че­ский лом, об­лом­ки авто­мо­би­лей, сломан­ные вело­си­пе­ды, ненуж­ные лесо­ма­те­риа­лы, старые ящи­ки, ста­рые две­ри и по­до­кон­ни­ки.

Чтобы со­кра­тить объем ра­бо­ты при воз­ве­де­нии стен зда­ний, мож­но ис­поль­зо­вать старые ящи­ки и бро­шен­ные час­ти де­ре­вян­ных постро­ек.

Рас­по­ло­же­ние «насе­лен­но­го пункта» на учеб­ном по­ле важ­но со мно­гих то­чек зре­ния.

С так­ти­че­ской точки зре­ния без­раз­лич­но, где бу­дет рас­по­ла­гать­ся «насе­лен­ный пункт», луч­ше, что­бы он на­хо­дил­ся на ва­шем соб­ст­вен­ном учеб­ном по­ле. С во­ен­ной точ­ки зре­ния он дол­жен быть в та­ком мес­те, где мож­но вес­ти огонь бое­вы­ми сна­ря­да­ми и па­тро­на­ми (хотя бы из стрел­ко­во­го оружия). Це­ле­со­об­раз­но по­мес­тить его близ рай­она по­па­да­ний поли­го­на или в ка­кой-ни­будь кот­ло­ви­не, где мож­но по не­му вес­ти огонь хо­тя бы свер­ху вниз, не на­ру­шая тре­бо­ва­ний безо­пас­но­сти. Внеш­нее оформ­ле­ние долж­но быть соз­да­но ваши­ми сила­ми и си­ла­ми ваших сол­дат; же­ла­тель­но также, что­бы по­бли­зо­сти было не­сколь­ко деревь­ев.

При по­строй­ке зда­ний не­об­хо­ди­мо учиты­вать сле­дую­щее: ок­на и про­стен­ки не сле­ду­ет рас­по­ла­гать симмет­рич­но. Пусть на од­ной сте­не зда­ния бу­дет мень­ше окон, чем на дру­гой, что­бы на­ход­чи­вый солдат мог ата­ко­вать зда­ние со сто­ро­ны, где име­ет­ся мерт­вое про­стран­ст­во. Если на­ме­ча­ет­ся участие тан­ков, то до­ща­тые забо­ры нуж­но стро­ить по ти­пу час­то­ко­ла.

Это важ­но по двум со­об­ра­же­ни­ям. Пер­вое - это безо­пас­ность: за­бо­ры долж­ны про­гля­ды­вать­ся на­сквозь, до то­го как об­ру­шат­ся под на­тис­ком тан­ков. Вто­рое - эко­но­мия: по­тре­бу­ет­ся меньше ле­со­ма­те­риа­ла для их вос­ста­нов­ле­ния.

Насколь­ко воз­мож­но, не­об­хо­ди­мо за­пол­нить эти до­ма ста­ры­ми печа­ми, сло­ман­ной мебе­лью, ста­ры­ми мат­ра­ца­ми - лю­бы­ми пред­ме­та­ми, при­год­ны­ми для уст­рой­ст­ва внут­рен­них бар­ри­кад. Хоро­шо иметь за­пас про­во­лоч­ной сетки; ес­ли обо­ро­няю­щие­ся проявят на­ход­чи­вость, они мо­гут за­тя­нуть ею ок­на, про­хо­ды и пр. для за­щи­ты от гра­нат про­тив­ни­ка. Тонкие за­на­вес­ки могут слу­жить хо­ро­шей мас­ки­ров­кой для обо­ро­няю­щих­ся, когда им нуж­но вы­гля­нуть из ок­на, ос­та­ва­ясь неза­ме­чен­ны­ми.

На­до за­го­то­вить большое ко­ли­че­ст­во мешков с пес­ком; они очень нуж­ны для уст­рой­ст­ва загра­ж­де­ний и обо­ро­ни­тель­ных со­ору­же­ний.

Не­сколь­ко ожи­вят по­доб­ный «на­се­лен­ный пункт» ста­рые дос­ки для рек­лам и вся­кие вы­вес­ки. Их мож­но бы­ст­ро изго­то­вить, а за­тем на­кле­ить кино­рек­ла­мы, поза­им­ст­во­ван­ные в гарни­зон­ном клубе, или пред­вы­бор­ные плака­ты.

Ми­ны-сюр­при­зы быстро нас­ку­чат, ес­ли упор­но при­дер­жи­вать­ся од­них и тех же прие­мов. «Су­ве­ни­ры» - ста­рый трюк при уст­рой­ст­ве мин-сюр­при­зов, одна­ко опыт­ное под­раз­де­ле­ние не­дол­го бу­дет по­па­дать­ся на эту удоч­ку. Луч­ше об­ра­тить­ся к за­ми­ни­ро­ва­нию две­рей, окон, стуль­ев, кар­тин, а мо­жет быть, да­же и уни­та­зов. Если вам при­дет­ся уви­деть в до­ме, толь­ко что ос­тав­лен­ном оборо­няю­щи­ми­ся, кошку, у ко­то­рой хвост на­креп­ко зажат ящи­ком сто­ла, не ос­во­бо­ж­дай­те ее, а за­меть­те номер до­ма, до­ж­ди­тесь окон­ча­ния боя, а за­тем по­шли­те кого сле­ду­ет поза­бо­тить­ся о кош­ке!

Что долж­но быть на учеб­ном по­ле?

Ес­ли тре­бу­ет­ся извлечь из учеб­но­го поля мак­си­мум поль­зы, его на­до обо­ру­до­вать должным об­ра­зом. Поми­мо соз­да­ния общей кар­ти­ны хао­са на по­ле боя, обо­ро­ни­тель­ные со­ору­же­ния и дру­гие объ­ек­ты необ­хо­ди­мо распо­ло­жить с та­ким рас­че­том, что­бы их мож­но бы­ло ис­поль­зо­вать при за­ня­ти­ях как по от­дель­ным мар­шру­там, так и на всем уча­ст­ке.

В пер­вом слу­чае от­де­ле­ние или взвод, дви­га­ясь вдоль до­ро­ги, по­сле­до­ва­тель­но сталки­ва­ет­ся с раз­лич­ны­ми препят­ст­вия­ми. Ес­ли все оформ­ле­ние рас­по­ло­жить в ос­нов­ном вдоль пря­мой до­ро­ги, то ос­таль­ная часть учеб­но­го поля бу­дет пус­то­вать. Но ес­ли до­ро­га вьет­ся и кру­жит по по­лю, то оно бу­дет на­сы­ще­но в боль­шей ме­ре. Хо­ро­шо, ес­ли та­кая до­ро­га или тро­па, из­ви­ва­ясь, воз­вра­ща­ет­ся почти к са­мо­му исход­но­му поло­же­нию. Здесь и сле­ду­ет закан­чи­вать испы­та­ния и уче­ния, про­во­ди­мые по мар­шру­ту или оси при ус­ло­вии, что это не по­ме­ша­ет рабо­те на ис­ход­ном поло­же­нии и не на­ру­шит тре­бо­ва­ний безо­пас­но­сти. Таким об­ра­зом, мож­но сбе­речь вре­мя, по­сколь­ку исклю­ча­ют­ся скучные об­рат­ные мар­ши.

Во вто­ром слу­чае за­ня­тия про­во­дят­ся на пло­ща­ди.

Сна­ча­ла есть смысл ос­та­но­вить­ся на том, ка­кое оформ­ле­ние пот­ре­бу­ет­ся для уче­ний мар­шрут­но­го или осе­во­го типа, а за­тем пе­рей­ти к обо­ру­до­ва­нию по­ля для так­ти­че­ских учений, про­во­ди­мых на пло­ща­ди.

На мар­шру­те, как пра­ви­ло, долж­ны быть: раз­би­тая, рас­стре­лян­ная авто­ко­лон­на, несколь­ко дорож­ных заг­ра­ж­де­ний, сбитый са­мо­лет, по край­ней ме­ре один пе­ре­кре­сток дорог со сле­да­ми про­шед­ших бое­вых дей­ст­вий, склад бо­е­при­па­сов, отдель­ные око­пы и про­во­лоч­ные загра­ж­де­ния, два до­та с тран­шея­ми, от­дель­ные под­би­тые тан­ки, не­сколь­ко доми­ков или раз­ва­лин, не­сколь­ко досок для рек­лам и стол­бов с ука­за­те­ля­ми, разру­шен­ный мост.

На пло­ща­ди учеб­но­го поля долж­ны на­хо­дить­ся: дерев­ня или не­боль­шое мес­теч­ко, ук­ре­п­лен­ная оборо­ни­тель­ная по­зи­ция, по край­ней ме­ре один ле­си­стый учас­ток, рас­се­ян­ные по по­лю про­ти­во­тан­ко­вые ло­вуш­ки и пре­пят­ст­вия, зона атом­но­го взры­ва, от­дель­ные око­пы, стрел­ко­вые ячей­ки, за­гра­ж­де­ния и раз­би­тые маши­ны, ес­ли воз­мож­но, ру­чей (или ре­ка) с не­сколь­ки­ми моста­ми, по­спеш­но пост­ро­ен­ные укре­п­ле­ния, в том чис­ле и про­во­лоч­ные загра­ж­де­ния.

Распо­ла­гать эти эле­мен­ты на ме­ст­но­сти можно по сво­ему ус­мот­ре­нию, учи­ты­вая, од­на­ко, сле­дую­щие сооб­ра­же­ния:

    це­ле­со­об­раз­но, на­сколь­ко воз­мож­но, ис­поль­зо­вать суще­ст­вую­щие до­ро­ги и дру­гие со­ору­же­ния;
    для обу­че­ния тан­ки­стов укре­п­лен­ную по­зи­цию сле­ду­ет поме­стить неда­ле­ко от кон­ца мар­шру­та;
    обо­ро­ни­тель­ные со­ору­же­ния и дру­гие объ­ек­ты надо рас­по­ло­жить таким об­ра­зом, что­бы они мог­ли слу­жить при на­сту­п­ле­нии с нес­коль­ких нап­рав­ле­ний.

Если на ва­шем учеб­ном по­ле мо­гут за­ни­мать­ся взво­ды или бо­лее круп­ные под­раз­де­ле­ния, то оно го­дит­ся и для ин­ди­ви­ду­аль­ных ис­пыта­ний при ус­ло­вии, что там соз­да­ны раз­но­об­раз­ные элемен­ты бое­вой об­ста­нов­ки.

Как же соз­дать эти эле­мен­ты? Раз­би­тая авто­ко­лон­на мо­жет со­сто­ять из са­мых раз­но­об­раз­ных старых ма­шин, не­обя­за­тель­но во­ен­но­го образ­ца. Когда вы на пер­вом же уче­нии бу­де­те под­жи­гать эти не­год­ные гра­ж­дан­ские маши­ны при по­мо­щи ста­рых шин (они да­ют хо­ро­ший чер­ный дым!), дров и му­со­ра, на них бы­ст­ро обго­рит крас­ка. Мрач­ные ржа­вые ос­то­вы при­да­дут колон­не типич­ный для зо­ны бое­вых дей­ст­вий вид. Вой­на раз­ру­ша­ет не толь­ко во­ен­ные объек­ты - это все­об­щее раз­ру­ше­ние.

Если воз­мож­но, дос­тань­те на по­ли­го­не старые ос­то­вы тан­ка, по­лу­гу­се­нич­но­го бро­нетранс­пор­те­ра и раз­ве­ды­ва­тель­ной ав­тома­ши­ны. Покры­тые вмя­ти­на­ми от сна­ря­дов, про­стре­лен­ные, усе­ян­ные сле­да­ми пуль и изу­ро­до­ван­ные взрыва­ми, они по­слу­жат отлич­ным наг­ляд­ным сред­ст­вом. Моло­дые сол­да­ты, про­хо­дя мимо этой изу­ро­до­ван­ной и про­би­той бро­ни, по­лу­чат ясное пред­став­ле­ние о ка­че­ст­ве снаря­дов. Вспом­ни­те свое пер­вое впе­чат­ле­ние от на­сквозь про­би­то­го метал­ла. Это бу­та­фо­рия, но ка­ж­дый тан­кист, па­ра­шю­тист, артил­ле­рист или пе­хо­ти­нец неволь­но свя­зы­ва­ет эту про­би­тую и раз­во­ро­чен­ную броню с дей­ст­ви­ем свое­го ору­жия... Это очень важ­но, осо­бен­но для мо­ло­дых сол­дат, так как по­мо­га­ет им луч­ше по­нять, что та­кое ог­не­вая мощь, ко­то­рая зача­стую явля­ет­ся для них лишь школь­ным по­ня­ти­ем, а не зри­мой ре­аль­но­стью.

Зре­ли­ще изу­ро­до­ван­но­го ме­тал­ла сви­де­тель­ст­ву­ет о жесто­кос­ти боя и о мо­щи ору­жия. Ес­ли не уда­ст­ся добыть тан­ки, дос­тань­те нес­коль­ко ста­рых, по­ло­ман­ных броне­ав­то­мо­би­лей, по­ставь­те их на стрель­би­ще и из­ре­ше­ти­те пу­ля­ми. За­тем пе­ре­ве­зи­те их на учеб­ное по­ле. Че­ло­ве­ка всегда по­ра­жа­ет вид ме­тал­ла, про­би­то­го другим ме­тал­лом.

На­ко­нец, ес­ли уж нель­зя дос­тать ни ста­рых тан­ков, ни бро­не­ав­то­мо­би­лей, мож­но до­быть хо­тя бы ме­тал­ли­че­ский лом - час­ти ста­рых шас­си, же­лез­ные бру­сья, да­же об­лом­ки ста­рых кро­ва­тей. Эти­ми сред­ст­ва­ми можно по­стро­ить одно­сто­рон­ние ма­ке­ты тан­ков, об­шив ра­мы из брусь­ев тон­ки­ми лис­та­ми желе­за. Эти «тан­ки» и бу­дут те­ми це­ля­ми, ко­то­рые вы бу­де­те под­жи­гать на уче­ни­ях.

Мож­но соз­дать по­до­бие бро­не­ав­то­мо­би­ля, под­няв ку­зов ста­ро­го гру­зо­ви­ка на вер­ти­каль­ные, зако­пан­ные в зем­лю от­рез­ки угло­во­го желе­за, по­ста­вив рядом ко­ле­са и сде­лав при­ми­тив­ную надстрой­ку, об­ши­тую метал­ли­че­ски­ми лис­та­ми. Обык­но­вен­ные трубы от­лич­но заме­нят выс­ту­паю­щие ство­лы ору­дий, а ка­либр мож­но по­доб­рать самим!

Что­бы ими­ти­ро­вать на так­ти­че­ских учени­ях под­жи­га­ние настоя­щих машин или об­ши­тых желе­зом маке­тов, не­об­хо­ди­мо за­пол­нить их ста­ры­ми шина­ми, про­пи­тан­ны­ми маслом, пес­ком или ве­то­шью, ящи­ка­ми, кар­тон­ной упа­ков­кой из-под па­тро­нов и вся­ким му­со­ром. Отра­бо­тан­ное масло мож­но дос­тать в ав­то­мо­биль­ном парке. Ре­зи­на дает хо­ро­ший чер­ный дым. Мас­ло да­ет жар и не­пло­хое пла­мя, но не нуж­но во­зить­ся попус­ту с бен­зи­ном - он сго­ра­ет слиш­ком бы­ст­ро, а эф­фект не оп­рав­ды­ва­ет опасно­сти. Сырые тряп­ки, ве­тошь, зе­ле­ные вет­ки, кус­тар­ник, сы­рая ста­рая бу­ма­га и т. д. да­ют раз­ные ви­ды ды­ма.

Сби­тый са­мо­лет - то­же же­лан­ная добы­ча для по­доб­ной выс­тав­ки. Луч­ше иметь их не один, а не­сколь­ко, что­бы раз­вед­чи­ки учились раз­ли­чать их ти­пы, од­на­ко не нуж­но за­бы­вать видо­из­ме­нить ру­ли по­во­ро­та, мар­ки­ров­ку и не­ко­то­рые линии про­фи­ля так, что­бы они не бы­ли по­хо­жи на на­ши. Как ми­ни­мум пот­ре­бу­ет­ся фю­зе­ляж и часть кры­ла. Ес­ли этих де­та­лей нет, их мож­но по­стро­ить по фо­то­гра­фи­ям. Хвосто­вую часть нуж­но под­нять квер­ху, что­бы мож­но бы­ло раз­ли­чить ее из­да­ли. Взры­вом не­об­хо­ди­мо сделать в зем­ле во­рон­ку и по­мес­тить туда смя­тую но­со­вую часть. Мож­но по­ло­жить поб­ли­зо­сти один - два кус­ка кры­ла и раз­бро­сать вок­руг по­боль­ше облом­ков. Пусть это бу­дет и не на­стоя­щий само­лет, но во вся­ком слу­чае ма­кет бу­дет по­хож на са­мо­лет. Облом­ки так­же нуж­но раз­бро­сать в ра­диу­се 50-100 м в за­ви­си­мо­сти от ви­да ка­та­ст­ро­фы, кото­рый вы хо­ти­те изоб­ра­зить. При вер­ти­каль­ном паде­нии само­лет зары­ва­ет­ся в зем­лю, а час­ти его раз­ле­та­ют­ся на не­боль­шой пло­ща­ди. При ава­рий­ной посад­ке - это длин­ная цепь об­лом­ков. В день уче­ния нуж­но за­ло­жить сре­ди об­лом­ков нес­коль­ко дымо­вых шашек и по­сле­до­ва­тель­но под­жи­гать их. Луч­ше все­го про­сто раз­бро­сать облом­ки вок­руг са­мо­ле­та и под­жечь их. Нуж­но сде­лать так, что­бы к не­му труд­но бы­ло под­сту­пить­ся.

Око­ло пе­ре­кре­ст­ка до­рог, где изо­бра­жа­ют­ся прошед­шие бое­вые дей­ст­вия, долж­но быть не­сколь­ко воро­нок. Под­го­товь­те их во вре­мя за­ня­тий и тре­ни­ро­вок по под­рыв­но­му делу. Раз­бро­сай­те вокруг ящи­ки от бо­е­при­па­сов и нес­коль­ко гильз (тан­ко­вых или ар­тил­ле­рий­ских). Для этой це­ли мож­но по­зво­лить себе та­кую рос­кошь. Не­об­хо­ди­мы од­на - две на­спех сде­лан­ные моги­лы со смя­ты­ми кас­ка­ми. Нес­коль­ко изу­ро­до­ван­ных ка­сок мож­но под­го­то­вить зара­нее, по­дор­вав вбли­зи от них уд­ли­нен­ные снаря­ды. Поп­ро­буй­те это сде­лать. Од­на - две раз­би­тые маши­ны уси­лят об­щее впе­чат­ле­ние. Обго­ре­лое обмун­ди­ро­ва­ние и брезен­ты вне­сут еще боль­ше ре­аль­но­сти, поко­пай­тесь среди спи­сан­но­го обмун­ди­ро­ва­ния в интен­дант­ском скла­де и най­де­те там мно­го по­лез­но­го. Изло­ман­ный забор, ос­тат­ки раз­ру­шен­ных строе­ний, об­го­ре­лые брев­на, раз­бро­сан­ные винто­воч­ные гильзы, зве­нья тан­ко­вых гусе­ниц, ко­ле­са и т.д. при­да­дут это­му мес­ту та­кой вид, как буд­то здесь дей­ст­ви­тель­но шел бой.

До­рож­ные заг­ра­ж­де­ния должны быть ре­аль­ны­ми и пред­став­лять собой проч­ные со­ору­же­ния из бре­вен или сталь­ных рель­сов. Ус­та­нав­ли­вать их нуж­но ра­зум­но, по воз­мож­но­сти в де­фи­ле, или же соз­дать по обе сто­ро­ны мин­ные по­ля. При этом вы ре­шае­те две за­да­чи: а) по­ка­зать образ­цы раз­ных ти­пов за­гра­ж­де­ний; б) соз­дать пре­пят­ст­вия для вы­пол­не­ния зада­чи.

Для уст­рой­ст­ва загра­ж­де­ний можно при­влечь ме­ст­ных сапе­ров, а ес­ли это не уда­ст­ся, не­об­хо­ди­мо взять бое­вой ус­тав и по­стро­ить их си­ла­ми сво­его под­раз­де­ле­ния. Это са­мо по се­бе - по­лез­ная прак­ти­ка.

Без­ус­лов­но, необ­хо­дим склад бо­е­при­па­сов. Ведь бо­е­при­па­сы со­став­ля­ют неотъ­ем­ле­мую принад­леж­ность всяко­го боя. Шта­бель па­трон­ных ящи­ков на рас­стоя­нии мож­но при­нять за блок­га­уз или ДОТ. Во вся­ком слу­чае, этот не­боль­шой объект мож­но ис­поль­зо­вать в учеб­ных це­лях. За­ставь­те свое под­раз­де­ле­ние ос­мот­реть его. За­ло­жи­те туда ми­ну-сюр­приз, что­бы на­ка­зать без­за­бот­ных. Пусть вам до­ло­жат калибр и тип со­дер­жа­щих­ся на скла­де бо­е­при­па­сов. Это по­лез­но для раз­ве­ды­ва­тель­ной под­го­тов­ки. Скла­ды мо­гут быть раз­лич­ных типов - от про­сто­го шта­бе­ля ящи­ков, по­кры­то­го брезен­том, до кот­ло­ва­на с пе­ре­кры­ти­ем и мас­ки­ров­кой. Подго­то­вить показ луч­ше­го спо­со­ба хра­не­ния бое­при­па­сов в поле­вых усло­ви­ях - это то­же от­лич­ная идея.

Пру­ды и озе­ра пред­став­ля­ют собой мес­та, где мож­но на­гляд­но изоб­ра­зить зло­ве­щую кар­ти­ну смер­ти в за­стыв­шей непо­движ­ной форме. От­ра­же­ние в во­де уд­ваи­ва­ет образ. Не­воль­но зада­ешь себе во­прос: «Сколь­ко же еще скры­то под во­дой?». Здесь пред­став­ля­ет­ся возмож­ность с наи­боль­шей прав­до­по­доб­но­стью ис­поль­зо­вать чуче­ла, по­то­му что не­до­де­лан­ные ру­ки, го­ло­ву и но­ги мож­но ук­рыть под во­дой, то­гда как те­ло чу­че­ла, имею­ще­го чело­ве­че­скую форму, ос­та­ет­ся снару­жи. Не бой­тесь соз­дать ат­мо­сфе­ру смер­ти, по­то­му что мы учим сол­дат дей­ст­во­вать имен­но в та­кой ат­мо­сфе­ре. Вете­ран при­вык к не­при­вле­ка­тель­но­му ви­ду смер­ти; он при­ни­ма­ет ее как долж­ное и ста­ра­ет­ся избе­жать ее. Но но­ви­чок, ко­то­рый нико­гда не ис­пы­ты­вал ее от­вра­ти­тель­ной и гне­ту­щей бли­зо­сти, дол­жен при­вык­нуть к ней, что­бы в бою на не­го не так дей­ст­во­ва­ли распро­стер­тые, без­жиз­нен­ные тела. Близ­кое зна­ком­ст­во со смер­тью по­ро­ж­да­ет презре­ние к ней.

Ук­ре­п­лен­ная по­зи­ция долж­на быть труд­но­пре­одо­ли­мой. Это по­тре­бу­ет большой за­тра­ты тру­да, но зем­ля­ные рабо­ты мож­но вклю­чить в учеб­ный план как фи­зи­че­скую подго­тов­ку, како­вой они, по су­ще­ст­ву, и яв­ля­ют­ся. Точно так же на­до рас­смат­ри­вать и рас­пи­лов­ку бревен для до­тов и блин­да­жей. Обо­ру­дуй­те пози­цию так, что­бы на ней мож­но бы­ло учить. От­дель­ные час­ти ее мо­гут быть и бу­та­фор­ски­ми.

Танко­вые ловуш­ки необ­хо­ди­мо распо­ло­жить как впе­ре­ди укре­п­лен­ной по­зи­ции, так и по всей ее глу­би­не. Для ус­пеш­но­го обуче­ния тан­ко­вых под­раз­де­ле­ний важно, что­бы они бы­ли дей­ст­ви­тель­но опасны­ми. Неп­ло­хо пере­крыть их брев­на­ми и за­мас­ки­ро­вать се­тя­ми, ли­сть­я­ми и зем­лей, так, что­бы танк в са­мом де­ле мог по­пасть в та­кую за­пад­ню. При­ми­те, од­на­ко, ме­ры пре­дос­то­рож­но­сти, чтобы ту­да не по­па­ли пехо­тин­цы; для это­го по­бли­зо­сти поставь­те про­во­лоч­ные загра­ж­де­ния.

Обору­до­ва­ние ук­ре­п­лен­ной пози­ции или рай­она обо­ро­ны - хо­ро­шая фор­ма бое­вой под­го­тов­ки для всех строе­вых под­раз­де­ле­ний, а осо­бен­но, ко­неч­но, для са­пе­ров, к ко­то­рым мож­но об­ра­тить­ся за по­мо­щью. Если хо­ти­те, обо­ру­до­ва­ние учебно­го поля мож­но рас­тя­нуть на не­де­ли и да­же на ме­ся­цы, вклю­чая его как со­став­ную часть в так­ти­че­ские учения. За­то вы бу­де­те пос­то­ян­но распо­ла­гать обору­до­ван­ным по­лем для про­ве­де­ния ряда раз­но­об­раз­ных за­дач или по­каз­ных так­ти­че­ских заня­тий, а так­же для вос­про­из­ве­де­ния дей­стви­тель­ных боевых ус­ло­вий на так­ти­че­ских учени­ях.

Од­на из серь­ез­ных проб­лем - это до­быть дос­та­точ­ное коли­че­ст­во ко­лю­чей про­во­ло­ки, что­бы по­зи­ция по-на­стоя­ще­му ощети­ни­лась загра­ж­де­ния­ми. Не жалей­те про­во­ло­ки. Вмес­то коль­ев ис­поль­зуй­те хотя бы дос­ки, сло­вом, все, что мо­жет под­дер­жи­вать прово­ло­ку, а че­рез не­ко­то­рое время мож­но по­доб­рать более ос­но­ва­тель­ный ма­те­ри­ал. Эту ра­бо­ту мож­но так­же счи­тать бое­вой под­го­тов­кой и со­от­вет­ст­вен­но учи­ты­вать.

До­ты, вер­нее боль­шин­ст­во их, долж­ны быть на­стоя­щи­ми. Но на­до по­стро­ить так­же не­сколь­ко лож­ных со­ору­же­ний. Их мож­но сде­лать очень бы­ст­ро, за­ко­пав в зем­лю ко­лья и об­тя­нув их бре­зен­том или тон­ки­ми лис­та­ми желе­за. Про­режь­те амбра­зу­ры, а внут­ри вы­ко­пай­те яму дос­та­точ­но­го разме­ра, что­бы там мог­ли по­мес­тить­ся два сол­да­та с руч­ным пу­ле­ме­том. Печная тру­ба или ста­рые же­лез­ные тру­бы мо­гут ими­ти­ро­вать более круп­ные ору­дия.

Хо­ро­шо иметь на уча­ст­ке надол­бы - ко­нус­ные дере­вян­ные рамы, об­ши­тые дос­ка­ми или об­тя­ну­тые брезен­том, ус­та­нов­лен­ные ря­да­ми в пре­де­лах обо­ро­ни­тель­ной по­зи­ции. Ок­рась­те их в бе­лый или се­рый цвет. Опять-та­ки не­обя­за­тель­но строить их все сра­зу. Рас­смат­ри­вай­те ва­шу по­зи­цию как бан­ков­ский счет и не­ук­лон­но вноси­те на не­го вкла­ды.

Обо­ру­до­ва­ние учебно­го поля нель­зя счи­тать за­кон­чен­ным, если нет за­па­хов. Их мож­но соз­дать при по­мо­щи дыма от ко­ст­ров из раз­лич­ных мате­риа­лов. Кроме то­го, весь­ма по­лез­но иметь на по­ле раз­ла­гаю­щее­ся мя­со. Нель­зя, ко­неч­но, пре­вра­щать учеб­ное по­ле в очаг за­ра­зы и не хо­чет­ся пор­тить от­но­ше­ния с вра­ча­ми, ко­то­рые пос­то­ян­но пекут­ся о на­шем здо­ро­вье. Тем не ме­нее, ес­ли мож­но дос­тать на бой­не ис­пор­чен­ное мясо или ста­рую ту­шу, не бой­тесь при­нес­ти их на свое по­ле на день уче­ния. Прав­да, это не та­кой уж боль­шой вклад в де­ло реа­лиз­ма и зна­чи­тель­ный ущерб для са­ни­та­рии, но вы го­то­ви­тесь к серь­ез­ным схват­кам и по­это­му мож­но пре­неб­речь тре­бо­ва­ния­ми врачей.

В бою не за­ме­ча­ешь жары, за­то в про­цес­се нуд­ной од­но­об­раз­ной учебы жа­ра, сы­рость и ко­ма­ры дают се­бя чув­ст­во­вать весьма ос­но­ва­тель­но. На учеб­ном по­ле по­мыс­лы сол­дат долж­ны быть со­сре­до­то­че­ны не на по­го­де, а на дру­гих ве­щах!

Война в Сирии
Свежее видео Сирия
Война на Украине
Война в Южной Осетии
Война в Афганистане
Свежее видео Украина
От администрации
Статистика
» Личный состав
Всего: 6536
Новых за месяц: 137
Новых за неделю: 39
Новых вчера: 4
Новых сегодня: 2

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 4
Солдат: 2
Офицеров: 2
Andreyikl, Igorkl
Кто нас сегодня посетил

При копировании материалов, активная ссылка на www.Soldati-Russian.ru обязательна!

«Солдаты РФ» © 2010-2017 Все права защищены