Четверг, 23.11.2017, 14:13
Меню
Чеченская война
Интервью
Присоединяйся!
Рассказы участников Чечни
Армия России
Популярное на блоге


Ме­ха­низ­мы лен­точ­ной по­да­чи па­тро­нов пред­на­зна­ча­ют­ся для про­дви­же­ния па­трон­ных лент и по­да­чи оче­ред­но­го па­тро­на в лен­те к при­ем­ни­ку в те­че­ние оп­ре­де­лен­но­го вре­ме­ни. Для ра­бо­ты этих ме­ха­низ­мов ис­поль­зу­ет­ся ки­не­ти­че­ская энер­гия под­виж­ных час­тей ав­то­ма­ти­ки и по­тен­ци­аль­ная энер­гия воз­врат­ных пру­жин. В за­ви­си­мо­сти от ха­рак­те­ра зве­на, не­по­сред­ст­вен­но осу­ще­ст­в­ляю­ще­го по­да­чу лен­ты, ме­ха­низ­мы пе­ре­ме­ще­ния па­трон­ной лен­ты от под­виж­ной сис­те­мы к лен­те под­раз­де­ля­ют­ся на пол­зун­ко­вые (со­вер­шаю­щие по­пе­реч­ное дви­же­ние), с ка­чаю­щим­ся ры­ча­гом и с вра­щаю­щей­ся звез­доч­кой (ба­ра­ба­ном).

В со­от­вет­ст­вии с на­зна­че­ни­ем и ус­ло­вия­ми функ­цио­ни­ро­ва­ния к ме­ха­низ­мам лен­точ­ной по­да­чи па­тро­нов предъ­яв­ля­ют­ся сле­дую­щие ос­нов­ные тре­бо­ва­ния: плав­ность дви­же­ния лен­ты при ми­ни­маль­ном ус­ко­ре­нии; оп­ре­де­лен­ность дви­же­ния лен­ты с па­тро­на­ми во вре­мя по­да­чи без пе­ре­ко­са па­тро­нов; ми­ни­маль­ный и ста­биль­ный от вы­стре­ла к вы­стре­лу рас­ход ки­не­ти­че­ской энер­гии ве­ду­ще­го зве­на на ра­бо­ту ме­ха­низ­ма; свое­вре­мен­ность по­да­чи па­тро­нов в стро­гом со­гла­со­ва­нии с ра­бо­той дру­гих ме­ха­низ­мов.

Пол­зун­ко­вый ме­ха­низм пе­ре­ме­ще­ния лен­ты пред­став­ля­ет со­бой пол­зун, со­вер­шаю­щий во вре­мя цик­ла ра­бо­ты ав­то­ма­ти­ки воз­врат­ные дви­же­ния в пря­мо­ли­ней­ных (воз­врат­но-по­сту­па­тель­ных) или кри­во­ли­ней­ных на­прав­ляю­щих в плос­ко­сти, пер­пен­ди­ку­ляр­ной про­доль­ной оси ору­жия. На пол­зу­не шар­нир­но за­кре­п­ле­ны под­пру­жи­нен­ные по­даю­щие паль­цы, ко­то­рые упи­ра­ют­ся в зве­но лен­ты при ра­бо­чем хо­де пол­зу­на, пе­ре­ме­щая та­ким об­ра­зом всю лен­ту. При хо­ло­стом хо­де пол­зу­на паль­цы от­жи­ма­ют­ся оче­ред­ным зве­ном, про­хо­дят под ним и при­во­дят­ся пру­жи­ной в ра­бо­чее по­ло­же­ние. Во вре­мя хо­ло­сто­го хо­да пол­зу­на лен­та удер­жи­ва­ет­ся от об­рат­но­го сме­ще­ния фик­си­рую­щи­ми паль­ца­ми, шар­нир­но за­кре­п­лен­ны­ми на не­под­виж­ной оси и так­же под­пру­жи­нен­ны­ми. При­ме­ром мо­жет слу­жить ме­ха­низм по­да­чи лен­ты у стан­ко­во­го пу­ле­ме­та СГМ. При дви­же­нии за­твор­ной ра­мы на­зад ее ко­сые па­зы воз­дей­ст­ву­ют на вы­сту­пы пол­зу­на, в ре­зуль­та­те че­го пол­зун пе­ре­ме­ща­ет­ся спра­ва на­ле­во. Паль­цы по­да­чи, упи­ра­ясь в зве­но лен­ты, про­дви­га­ют лен­ту вле­во на один шаг. Та­кое дви­же­ние зве­на, осу­ще­ст­в­ляю­ще­го по­да­чу па­трон­ной лен­ты, яв­ля­ет­ся про­стым по кон­ст­рук­ции и ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся в со­вре­мен­ных об­раз­цах ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия (РП-46, СГМ, РПД).

Раз­но­вид­но­стью пол­зун­ко­во­го ме­ха­низ­ма яв­ля­ет­ся ме­ха­низм пе­ре­ме­ще­ния лен­ты муф­той, на­де­той на ствол и со­вер­шаю­щей воз­врат­ное вра­ща­тель­ное дви­же­ние. По­доб­ный ме­ха­низм по­зво­ля­ет по­лу­чить не­боль­шие га­ба­ри­ты при­ем­ни­ка.

Ме­ха­низм пе­ре­ме­ще­ния лен­ты ка­чаю­щим­ся ры­ча­гом име­ет бо­лее про­стую кон­ст­рук­цию по срав­не­нию с пол­зун­ко­вым. В ры­чаж­ных ме­ха­низ­мах зве­но, осу­ще­ст­в­ляю­щее по­да­чу па­трон­ной лен­ты, со­вер­ша­ет вра­ща­тель­ные дви­же­ния во­круг оси па­рал­лель­ной или пер­пен­ди­ку­ляр­ной на­прав­ле­нию ка­на­ла ство­ла (в за­ви­си­мо­сти от удоб­ст­ва свя­зи ры­ча­га с при­во­дом ме­ха­низ­ма по­да­чи). Как и в пре­ды­ду­щем слу­чае, это зве­но в те­че­ние цик­ла ра­бо­ты ав­то­ма­ти­ки воз­вра­ща­ет­ся в ис­ход­ное по­ло­же­ние. Здесь на­блю­да­ет­ся мень­шая по­те­ря на пре­одо­ле­ние сил тре­ния. Ры­чаг в та­ких ме­ха­низ­мах ка­ча­ет­ся на не­под­виж­ной оси. Од­но из плеч ры­ча­га свя­за­но с при­во­дом по­да­чи, на вто­ром шар­нир­но за­кре­п­ле­ны под­пру­жи­нен­ные паль­цы по­да­чи, ко­то­рые пе­ре­ме­ща­ют лен­ту во вре­мя ра­бо­че­го хо­да.

В ба­ра­бан­ных ме­ха­низ­мах зве­но, со­вер­шаю­щее по­да­чу па­трон­ной лен­ты (ба­ра­бан или звез­доч­ка), вра­ща­ет­ся во­круг оси, па­рал­лель­ной оси ка­на­ла ство­ла. Это пре­ры­ви­стое вра­ща­тель­ное дви­же­ние про­ис­хо­дит лишь в од­ну сто­ро­ну, что не­сколь­ко уп­ро­ща­ет ра­бо­ту ме­ха­низ­ма.

Ба­ра­бан, как пра­ви­ло, пред­став­ля­ет со­бой мас­сив­ный ци­линдр c гнез­да­ми на внеш­ней по­верх­но­сти для зве­на лен­ты с па­тро­ном (по всей дли­не па­тро­на или час­ти его дли­ны). Диа­метр ба­ра­ба­на за­ви­сит от чис­ла гнезд на нем и ша­га лен­ты.

В звез­доч­ке па­тро­ны раз­ме­ща­ют­ся ме­ж­ду уз­ки­ми перь­я­ми, за­хва­ты­ваю­щи­ми гиль­зу толь­ко в го­лов­ной и зад­ней ее час­тях. Чис­ло перь­ев звез­доч­ки бы­ва­ет не ме­нее че­ты­рех. Диа­метр че­ты­рех­пе­рой звез­доч­ки (по впа­ди­нам гнез­да) за­ви­сит от ша­га лен­ты, а вы­со­та перь­ев оп­ре­де­ля­ет­ся на­деж­но­стью за­хва­та сле­дую­ще­го зве­на вер­ши­ной перь­ев.

Ме­ха­низ­мы ба­ра­бан­но­го ти­па обес­пе­чи­ва­ют на­деж­ный за­хват па­трон­ных лент и мо­гут хо­ро­шо фик­си­ро­вать па­тро­ны во вре­мя по­да­чи лен­ты, но име­ют боль­шие га­ба­ри­ты. К их не­дос­тат­кам от­но­сят­ся в пер­вую оче­редь боль­шие раз­ме­ры ба­ра­ба­на и свя­зан­ное с этим уве­ли­че­ние мас­сы. По­даю­щие ме­ха­низ­мы с вра­щаю­щим­ся ба­ра­ба­ном при­ме­не­ны в кон­ст­рук­ци­ях пу­ле­ме­тов ДШК и ШКАС. В пу­ле­ме­те ДШК обр. 1938 го­да по ме­ре по­во­ро­та ба­ра­ба­на лен­та с па­тро­на­ми на­хо­дит на клин, ко­то­рый про­из­во­дит из­вле­че­ние па­тро­нов из лен­ты. В пу­ле­ме­те ШКАС при по­во­ро­те ба­ра­ба­на па­тро­ны, вхо­дя свои­ми за­краи­на­ми в вин­то­вой паз, так­же из­вле­ка­ют­ся из лен­ты.

Ба­ра­бан­ная по­да­ча не на­шла ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния в ору­жии, так как на вра­ще­ние мас­сив­но­го ба­ра­ба­на рас­хо­ду­ет­ся зна­чи­тель­ная энер­гия под­виж­ных час­тей. В то же вре­мя по­да­ча звез­доч­кой на­шла бо­лее ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в ав­то­ма­ти­че­ских пуш­ках. Объ­яс­ня­ет­ся это тем, что при звез­доч­ке мож­но по­лу­чить ком­пакт­ный узел по­да­чи, уст­ра­нив ряд до­пол­ни­тель­ных звень­ев (фик­си­рую­щие паль­цы, упо­ры па­тро­на, про­ме­жу­точ­ные зве­нья при­во­да и дру­гие де­та­ли) и сни­зив за­тра­ты энер­гии на ра­бо­ту по­даю­ще­го ме­ха­низ­ма с уст­ра­не­ни­ем хо­ло­сто­го хо­да звень­ев.

Пе­ре­ме­ще­ние лен­ты долж­но быть за­кон­че­но к мо­мен­ту при­хо­да ме­ха­низ­ма до­сы­ла­ния к при­ем­но­му ок­ну. Что­бы вы­пол­нить это тре­бо­ва­ние, не­об­хо­ди­ма со­гла­со­ван­ная по вре­ме­ни или по пу­ти ве­ду­ще­го зве­на ра­бо­та ме­ха­низ­ма пе­ре­ме­ще­ния лен­ты и дви­же­ние под­виж­ных час­тей. Та­кое со­гла­со­ва­ние про­ще все­го мо­жет быть дос­тиг­ну­то, ко­гда ве­ду­щее зве­но ав­то­ма­ти­ки, дви­жу­щее­ся со­вме­ст­но с до­сы­ла­те­лем, ки­не­ма­ти­че­ски свя­за­но с ме­ха­низ­мом пе­ре­ме­ще­ния лен­ты. В том слу­чае, ко­гда ме­ха­низм пе­ре­ме­ще­ния лен­ты и до­сы­лаю­щий ме­ха­низм свя­за­ны с раз­лич­ны­ми ве­ду­щи­ми звень­я­ми (на­при­мер, ме­ха­низм по­да­чи ра­бо­та­ет от энер­гии ство­ла при его ко­рот­ком хо­де), тре­бу­ет­ся со­гла­со­ва­ние ра­бо­ты этих ме­ха­низ­мов по вре­ме­ни.

Для по­вы­ше­ния на­деж­но­сти ра­бо­ты ору­жия в та­ких сис­те­мах ис­поль­зу­ют спе­ци­аль­ные ре­гу­ля­то­ры, по­зво­ляю­щие из­ме­нять вре­мя ра­бо­ты ме­ха­низ­ма по­да­чи или дви­же­ния за­тво­ра (на­при­мер, в пу­ле­ме­те "Мак­сим" со­гла­со­ва­ние дос­ти­га­ет­ся из­ме­не­ни­ем уси­лия пред­ва­ри­тель­но­го под­жа­тия воз­врат­ной пру­жи­ны).

В за­ви­си­мо­сти от ха­рак­те­ра про­из­во­ди­мой ра­бо­ты ме­ха­низ­мы по­да­чи па­трон­ных лент раз­де­ля­ют­ся на ме­ха­низ­мы по­да­чи без из­вле­че­ния па­тро­нов из лен­ты и ме­ха­низ­мы по­да­чи с из­вле­че­ни­ем па­тро­нов из лен­ты.

Ме­ха­низ­мы по­да­чи па­трон­ных лент пер­во­го ти­па осу­ще­ст­в­ля­ют лишь пе­ре­дви­же­ние лен­ты и обес­пе­чи­ва­ют по­сле­до­ва­тель­ный под­вод па­тро­нов к при­ем­ни­ку. К это­му ти­пу мо­гут быть от­не­се­ны ме­ха­низ­мы по­да­чи лен­ты пу­ле­ме­тов "Мак­сим" обр. 1910 го­да, СГМ, ПК/ПКМ и дру­гих.

Во вто­ром слу­чае, по­ми­мо по­да­чи па­трон­ных лент, эти ме­ха­низ­мы со­вер­ша­ют так­же час­тич­ное или пол­ное из­вле­че­ние па­тро­нов из лен­ты. К это­му ти­пу от­но­сят­ся ме­ха­низ­мы по­да­чи па­трон­ных лент пу­ле­ме­та ДШК обр. 1938 го­да, пу­ле­ме­та ШКАС.

Ме­ха­низ­мы по­да­чи па­трон­ных лент так­же раз­ли­ча­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от то­го, ка­кая де­таль яв­ля­ет­ся ве­ду­щим зве­ном: ствол (стволь­ная ко­роб­ка со ство­лом), за­твор или за­твор­ная ра­ма.

Ствол (стволь­ная ко­роб­ка со ство­лом) или за­твор яв­ля­ют­ся ве­ду­щи­ми звень­я­ми ме­ха­низ­мов по­да­чи лен­ты в сис­те­мах ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия, ав­то­ма­ти­ка ко­то­рых ра­бо­та­ет по прин­ци­пу ис­поль­зо­ва­ния от­да­чи ство­ла. Ис­поль­зо­ва­ние в ка­че­ст­ве ве­ду­ще­го зве­на ство­ла удоб­но по­то­му, что он, имея зна­чи­тель­ную мас­су, об­ла­да­ет боль­шим за­па­сом ки­не­ти­че­ской энер­гии, тем са­мым обес­пе­чи­вая на­деж­ность дей­ст­вия ав­то­ма­ти­ки. В то же вре­мя имен­но эта осо­бен­ность за­став­ля­ет де­лать де­та­ли ме­ха­низ­ма дос­та­точ­но мас­сив­ны­ми. Кро­ме то­го, вре­мя дви­же­ния ство­ла обыч­но бы­ва­ет мень­ше вре­ме­ни дви­же­ния за­тво­ра, по­это­му ме­ха­низм по­да­чи, свя­зан­ный со ство­лом, как пра­ви­ло, ра­бо­та­ет мень­ше вре­ме­ни, чем ме­ха­низм, свя­зан­ный с за­тво­ром, что при­во­дит к воз­ник­но­ве­нию боль­ших ско­ро­стей и ус­ко­ре­ний па­трон­ной лен­ты при ее по­да­че. На­при­мер, в стан­ко­вом пу­ле­ме­те "Мак­сим" обр. 1910 го­да по­даю­щий ме­ха­низм при­во­дит­ся в дей­ст­вие стен­ка­ми вы­ре­за ле­вой ста­ни­ны ра­мы (при­чем ра­ма иг­ра­ет роль стволь­ной ко­роб­ки).

За­твор­ная ра­ма яв­ля­ет­ся ве­ду­щим зве­ном ме­ха­низ­ма по­да­чи па­трон­ной лен­ты в ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии, прин­цип дей­ст­вия ав­то­ма­ти­ки ко­то­ро­го ос­но­ван на от­во­де по­ро­хо­вых га­зов.

Ис­поль­зо­ва­ние в ка­че­ст­ве ве­ду­ще­го зве­на за­твор­ной ра­мы в сис­те­мах ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия с от­во­дом по­ро­хо­вых га­зов рав­но­силь­но ис­поль­зо­ва­нию в ка­че­ст­ве ве­ду­ще­го зве­на за­тво­ра, так как эти де­та­ли по­сле при­сое­ди­не­ния за­тво­ра яв­ля­ют­ся свя­зан­ны­ми. Бла­го­да­ря боль­шой ве­ли­чи­не мас­сы за­твор­ной ра­мы и за­тво­ра, ра­бо­та ме­ха­низ­мов по­да­чи па­трон­ных лент в этом слу­чае обыч­но яв­ля­ет­ся дос­та­точ­но на­деж­ной.

При оп­ре­де­ле­нии на­прав­ле­ния дви­же­ния ве­ду­ще­го зве­на во вре­мя ра­бо­ты ме­ха­низ­ма по­да­чи лен­ты име­ет боль­шое зна­че­ние так­же спо­соб по­да­чи па­тро­на из при­ем­ни­ка в па­трон­ник и на­прав­ле­ние дви­же­ния за­тво­ра (впе­ред или на­зад), ко­то­рое ис­поль­зу­ет­ся для из­вле­че­ния па­тро­на из лен­ты, так как во вре­мя из­вле­че­ния па­тро­на из лен­ты по­да­чу лен­ты про­из­во­дить нель­зя. В за­ви­си­мо­сти от на­прав­ле­ния дви­же­ния ве­ду­ще­го зве­на во вре­мя по­да­чи па­трон­ных лент эти ме­ха­низ­мы раз­де­ля­ют на ме­ха­низ­мы, ра­бо­таю­щие при дви­же­нии ве­ду­ще­го зве­на впе­ред, при дви­же­нии ве­ду­ще­го зве­на на­зад и при дви­же­нии ве­ду­ще­го зве­на впе­ред и на­зад.

При­ме­ром ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия, в ко­то­ром ме­ха­низм по­да­чи па­трон­ной лен­ты ра­бо­та­ет при дви­же­нии ве­ду­ще­го зве­на впе­ред, мо­жет слу­жить пу­ле­мет “Мак­сим” обр. 1910 го­да. Ме­ха­низм по­да­чи лен­ты, ко­то­рый ра­бо­та­ет при дви­же­нии ве­ду­ще­го зве­на на­зад, мы на­блю­да­ем в пу­ле­ме­те Ка­лаш­ни­ко­ва ПК/ПКМ. В сис­те­мах ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия с про­стой до­сыл­кой па­тро­нов из лен­ты в па­трон­ник (при дви­же­нии за­тво­ра впе­ред) по­да­ча лен­ты обыч­но про­из­во­дит­ся при дви­же­нии за­тво­ра на­зад. Од­на­ко это не обя­за­тель­но, так как пе­ре­ме­ще­ние за­тво­ра во вре­мя из­вле­че­ния па­тро­на из лен­ты яв­ля­ет­ся лишь ча­стью об­ще­го пе­ре­ме­ще­ния за­тво­ра в том или ином на­прав­ле­нии.

При­ме­ра­ми ме­ха­низ­мов по­да­чи лен­ты, ра­бо­таю­щих во вре­мя двух дви­же­ний ве­ду­ще­го зве­на, мо­гут слу­жить ме­ха­низ­мы по­да­чи лен­ты в авиа­ци­он­ной пуш­ке ШВАК и пу­ле­ме­те МG.42.

В стрел­ко­вом ору­жии на­прав­ле­ние дви­же­ния лен­ты мо­жет быть раз­лич­ным. Ме­ха­низ­мы по­да­чи па­трон­ных лент раз­ли­ча­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от на­прав­ле­ния дви­же­ния лент (по­да­ча спра­ва, по­да­ча сле­ва и ком­би­ни­ро­ван­ная по­да­ча). Во всех об­раз­цах оте­че­ст­вен­но­го ору­жия ме­ха­низ­мы по­да­чи пе­ре­ме­ща­ют лен­ту спра­ва на­ле­во. На­прав­ле­ние по­да­чи па­трон­ной лен­ты оп­ре­де­ля­ет­ся удоб­ст­вом об­слу­жи­ва­ния пу­ле­ме­тов и их раз­ме­ще­ни­ем на стан­ках и ус­та­нов­ках.

Круп­но­ка­ли­бер­ные пу­ле­ме­ты и ав­то­ма­ти­че­ские пуш­ки в зе­нит­ных ва­ри­ан­тах мон­ти­ру­ют­ся на спа­рен­ных и счет­ве­рен­ных ус­та­нов­ках, т. е. огонь по це­ли с од­но­го стан­ка ве­дет­ся од­но­вре­мен­но дву­мя - че­тырь­мя сис­те­ма­ми. Авиа­ци­он­ные пуш­ки мо­гут ус­та­нав­ли­вать­ся в раз­лич­ных час­тях са­мо­ле­та, а за­пас лен­ты (в за­ви­си­мо­сти от на­ли­чия сво­бод­но­го мес­та в са­мо­ле­те) мо­жет рас­по­ла­гать­ся с лю­бой сто­ро­ны ору­жия. В этих слу­ча­ях пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся воз­мож­ность бы­ст­ро­го из­ме­не­ния на­прав­ле­ния по­да­чи па­трон­ной лен­ты с ис­поль­зо­ва­ни­ем од­них и тех же де­та­лей пу­тем про­стой их пе­ре­ста­нов­ки.

Ме­ха­низ­мы по­да­чи па­трон­ных лент раз­де­ля­ют на ме­ха­низ­мы, тре­бую­щие для из­ме­не­ния на­прав­ле­ния по­да­чи лен­ты за­ме­ны де­та­лей и не тре­бую­щие для это­го за­ме­ны де­та­лей.

При­ме­ром ме­ха­низ­ма пер­во­го ти­па мо­жет слу­жить ме­ха­низм по­да­чи па­трон­ной лен­ты авиа­ци­он­но­го пу­ле­ме­та ПВ-1, на ко­то­ром мог­ли мон­ти­ро­вать­ся два раз­лич­ных при­ем­ни­ка с раз­ным на­прав­ле­ни­ем по­да­чи лен­ты.

При­ме­ром ме­ха­низ­ма вто­ро­го ти­па слу­жит ме­ха­низм по­да­чи лен­ты пу­ле­ме­та КПВ, в ко­то­ром для из­ме­не­ния на­прав­ле­ния по­да­чи лен­ты все­го лишь тре­бу­ет­ся пе­ре­ста­вить дру­гой сто­ро­ной пол­зун при­ем­ни­ка и по­вер­нуть спе­ци­аль­ную шай­бу на за­тво­ре, вы­клю­чив один и вклю­чив дру­гой кри­во­ли­ней­ный паз за­тво­ра.

До­сы­лаю­щие ме­ха­низ­мы

Ме­ха­низ­мы по­да­чи па­тро­нов в па­трон­ник пред­на­зна­че­ны для из­вле­че­ния па­тро­нов из при­ем­ни­ка или лен­ты; при­да­ния па­тро­нам по­ло­же­ния, удоб­но­го для до­сыл­ки (при­бли­же­ние к оси ка­на­ла ство­ла) и до­сы­ла­ния па­тро­нов в па­трон­ник. Со­во­куп­ность ме­ха­низ­мов, осу­ще­ст­в­ляю­щих пе­ре­ме­ще­ние па­тро­на из лен­ты или ма­га­зи­на и до­сы­ла­ние его в па­трон­ник, на­зы­ва­ет­ся до­сы­лаю­щим ме­ха­низ­мом. До­сы­ла­ние же па­тро­на осу­ще­ст­в­ля­ет­ся или про­доль­но-сколь­зя­щим за­тво­ром, или при по­пе­реч­но-пе­ре­ме­щаю­щем­ся за­тво­ре спе­ци­аль­ным ме­ха­низ­мом - до­сы­ла­те­лем, с ис­поль­зо­ва­ни­ем ак­ку­му­ли­ро­ван­ной в воз­врат­ной пру­жи­не энер­гии.

В про­цес­се до­сы­ла­ния па­трон со­вер­ша­ет слож­ное дви­же­ние от­но­си­тель­но ка­на­ла ство­ла при по­мо­щи на­прав­ляю­щих эле­мен­тов кон­ст­рук­ции ме­ха­низ­ма по­да­чи. На­при­мер, при до­сыл­ке па­тро­на из двух­ряд­но­го ма­га­зи­на (без пе­ре­строй­ки па­тро­нов в один ряд) па­трон на­прав­ля­ет­ся не толь­ко в вер­ти­каль­ной плос­ко­сти, но и в го­ри­зон­таль­ной. При этом на­прав­ле­ние па­тро­на не долж­но осу­ще­ст­в­лять­ся пу­лей, так как ее лю­бое де­фор­ми­ро­ва­ние ухуд­ша­ет куч­ность боя. От кон­ст­рук­ции и ти­па ме­ха­низ­мов по­да­чи па­тро­нов в па­трон­ник в боль­шой сте­пе­ни за­ви­сят ком­по­нов­ка ос­таль­ных ме­ха­низ­мов ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия и слож­ность ав­то­ма­ти­ки в це­лом. Ра­бо­та ме­ха­низ­мов по­да­чи па­тро­нов в па­трон­ник оп­ре­де­ля­ет на­деж­ность ра­бо­ты всей ав­то­ма­ти­ки, а так­же влия­ет на ско­ро­стрель­ность ору­жия.

Су­ще­ст­ву­ют два ви­да до­сы­лаю­щих уст­ройств: смон­ти­ро­ван­ные в про­доль­но-сколь­зя­щем за­тво­ре и ав­то­ном­ные.

До­сы­ла­те­ли, смон­ти­ро­ван­ные в про­доль­но-сколь­зя­щем за­тво­ре, мо­гут быть же­ст­ки­ми и пру­жин­ны­ми. Же­ст­кий до­сы­ла­тель пред­став­ля­ет од­но це­лое с за­тво­ром. При на­ка­те под­виж­ных час­тей зер­ка­ло за­тво­ра упи­ра­ет­ся в то­рец гиль­зы и про­тал­ки­ва­ет па­трон из при­ем­но­го ок­на в па­трон­ник. Для про­хо­ж­де­ния та­ко­го до­сы­ла­те­ля во взве­ден­ное со­стоя­ние оче­ред­ной па­трон ута­п­ли­ва­ет­ся в при­ем­ном ок­не ско­сом в зад­ней час­ти за­твор­ной ра­мы.

Пру­жин­ный до­сы­ла­тель шар­нир­но за­кре­п­лен на за­тво­ре. При от­ка­те он на­бе­га­ет на на­хо­дя­щий­ся в при­ем­ном ок­не па­трон и, взаи­мо­дей­ст­вуя зад­ним сво­им ско­сом с па­тро­ном, ута­п­ли­ва­ет­ся, да­вая воз­мож­ность за­тво­ру бес­пре­пят­ст­вен­но дви­гать­ся на­зад.

Ав­то­ном­ные до­сы­лаю­щие ме­ха­низ­мы при­ме­ня­ют­ся в тех слу­ча­ях, ко­гда за­твор не име­ет про­доль­но­го пе­ре­ме­ще­ния (кли­но­вой за­твор). Та­кие ме­ха­низ­мы пред­став­ля­ют со­бой тол­ка­тель, осу­ще­ст­в­ляю­щий до­сы­ла­ние па­тро­на.

По сво­ему ха­рак­те­ру дей­ст­вия ав­то­ном­ные до­сы­лаю­щие ме­ха­низ­мы мо­гут быть с плав­ной (при­ну­ди­тель­ной) и удар­ной (инер­ци­он­ной) до­сыл­кой.

Обыч­но от­да­ют пред­поч­те­ние при­ну­ди­тель­но­му до­сы­ла­нию, т. е. ко­гда си­ло­вое воз­дей­ст­вие до­сы­ла­те­ля на па­трон осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на всем пу­ти до­сыл­ки. При этом мак­си­маль­ная ско­рость па­тро­на мо­жет быть в не­сколь­ко раз боль­шей, чем при инер­ци­он­ной, что обес­пе­чи­ва­ет бо­лее вы­со­кий темп стрель­бы и на­деж­ную ра­бо­ту ору­жия.

В ав­то­ма­ти­че­ских сис­те­мах с лен­точ­ной по­да­чей ха­рак­тер дви­же­ния па­тро­на из лен­ты в па­трон­ник за­ви­сит от кон­ст­рук­ции зве­на лен­ты и па­тро­на. По­да­ча лен­ты с па­тро­на­ми мо­жет про­ис­хо­дить как во вре­мя дви­же­ния под­виж­ной сис­те­мы на­зад, так и при дви­же­нии ее впе­ред. Так, на­при­мер, ес­ли по­да­ча лен­ты в стан­ко­вом пу­ле­ме­те сис­те­мы Го­рю­но­ва про­ис­хо­дит при дви­же­нии под­виж­ных час­тей на­зад, то в стан­ко­вом пу­ле­ме­те обр. 1910 г., на­обо­рот, при дви­же­нии под­виж­ных час­тей впе­ред.

В за­ви­си­мо­сти от ха­рак­те­ра дви­же­ния па­тро­на ме­ха­низ­мы по­да­чи па­тро­нов в па­трон­ник под­раз­де­ля­ют­ся на ме­ха­низ­мы пря­мой по­да­чи и ме­ха­низ­мы двой­ной по­да­чи.

В пер­вом слу­чае (при пря­мой по­да­че) па­трон со­вер­ша­ет дви­же­ние по на­прав­ле­нию к оси ка­на­ла ство­ла и впе­ред толь­ко за од­ну фа­зу цик­ла ра­бо­ты. Во вто­ром слу­чае (при двой­ной по­да­че) па­трон со­вер­ша­ет дви­же­ние на­зад, дви­же­ние по на­прав­ле­нию к оси ка­на­ла ство­ла и дви­же­ние впе­ред.

Пря­мая по­да­ча зна­чи­тель­но про­ще двой­ной и от­ли­ча­ет­ся про­сто­той со­от­вет­ст­вую­щих ме­ха­низ­мов, обу­слов­лен­ной про­сто­той дви­же­ния па­тро­на. Ме­ха­низ­мы пря­мой по­да­чи па­тро­нов осу­ще­ст­в­ля­ют по­да­чу па­тро­нов из при­ем­ни­ка в па­трон­ник (про­из­во­дя из­вле­че­ние па­тро­на из лен­ты с не­замк­ну­тым зве­ном или ма­га­зи­на, при­бли­же­ние его к оси ство­ла и до­сы­ла­ние в па­трон­ник) од­ним дви­же­ни­ем за­тво­ра или до­сы­ла­те­ля сквозь зве­но лен­ты впе­ред. При­ем­ным ок­ном в та­ком ме­ха­низ­ме яв­ля­ет­ся та часть при­ем­ни­ка, в ко­то­рой па­трон со­вме­ст­но со зве­ном лен­ты фик­си­ру­ет­ся пе­ред до­сы­ла­ни­ем. Пря­мое до­сы­ла­ние воз­мож­но толь­ко при ис­поль­зо­ва­нии бес­флан­це­вой гиль­зы (без вы­сту­паю­щей за­краи­ны).

В слу­чае ис­поль­зо­ва­ния па­тро­на с флан­це­вой гиль­зой (с за­краи­ной) он пер­во­на­чаль­но дол­жен быть из­вле­чен из лен­ты, ко­то­рая в этом слу­чае име­ет замк­ну­тые зве­нья, на­зад.

На­деж­ность ра­бо­ты ме­ха­низ­мов пря­мой по­да­чи па­тро­нов во мно­гом за­ви­сит от то­го, на­сколь­ко на­деж­но па­трон за­хва­ты­ва­ет­ся за­тво­ром или до­сы­ла­те­лем при до­сыл­ке и на­сколь­ко па­трон, на­хо­дя­щий­ся в при­ем­ни­ке, при­бли­жен к оси ка­на­ла ство­ла. Для обес­пе­че­ния на­деж­но­го за­хва­ты­ва­ния па­тро­на при до­сыл­ке за­твор или до­сы­ла­тель ино­гда снаб­жа­ют­ся по­да­ва­те­лем, ко­то­рый при дви­же­нии за­тво­ра или до­сы­ла­те­ля на­зад опус­ка­ет­ся и не пре­пят­ст­ву­ет по­да­че па­тро­на в при­ем­ник, а при дви­же­нии за­тво­ра или до­сы­ла­те­ля впе­ред вы­жи­ма­ет­ся спе­ци­аль­ной пру­жи­ной и на­деж­но за­хва­ты­ва­ет па­трон при до­сыл­ке его в па­трон­ник. Та­кое уст­рой­ст­во при­ме­ня­ет­ся как при лен­точ­ной, так и при ма­га­зин­ной по­да­че.

В ме­ха­низ­мах пря­мой по­да­чи па­тро­нов обыч­но до­сы­ла­ние па­тро­нов в па­трон­ник осу­ще­ст­в­ля­ет­ся за­тво­ром. Од­на­ко в не­ко­то­рых сис­те­мах ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия за­твор для этой це­ли не мо­жет ис­поль­зо­вать­ся. В этом слу­чае до­сыл­ка па­тро­нов про­из­во­дит­ся спе­ци­аль­ным до­сы­ла­те­лем. По­доб­ный ме­ха­низм по­да­чи па­тро­нов в па­трон­ник при­ме­нен в дат­ском руч­ном пу­ле­ме­те "Мад­сен" обр. 1903 го­да, где ка­нал ство­ла от­кры­ва­ет­ся при по­мо­щи по­во­ро­та за­тво­ра от­но­си­тель­но оси, пер­пен­ди­ку­ляр­ной ство­лу.

Ме­ха­низ­мы двой­ной по­да­чи па­тро­нов (в от­ли­чие от ме­ха­низ­мов пря­мой по­да­чи па­тро­нов) из­вле­ка­ют па­тро­ны из лен­ты при дви­же­нии за­тво­ра на­зад, а до­сы­ла­ют па­тро­ны в па­трон­ник при дви­же­нии за­тво­ра впе­ред. Как пра­ви­ло, ос­нов­ным ве­ду­щим зве­ном по­доб­но­го ме­ха­низ­ма яв­ля­ет­ся за­твор. Так как зна­чи­тель­ная часть ра­бо­ты ме­ха­низ­ма по­да­чи па­тро­нов из при­ем­ни­ка в па­трон­ник (из­вле­че­ние па­тро­на из лен­ты) про­ис­хо­дит при дви­же­нии за­тво­ра на­зад, а спо­со­бы это­го пе­ре­ме­ще­ния мо­гут быть раз­лич­ны­ми и за­ви­сят от ти­па ав­то­ма­ти­ки, то и ме­ха­низ­мы по­да­чи па­тро­нов в па­трон­ник раз­ли­ча­ют­ся.

Ес­ли ра­бо­та ав­то­ма­ти­ки ос­но­ва­на на прин­ци­пе от­во­да по­ро­хо­вых га­зов из ка­на­ла ство­ла, то за­твор в на­ча­ле дви­же­ния на­зад по­лу­ча­ет очень боль­шое ус­ко­ре­ние. Это соз­да­ет не­бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия для ра­бо­ты ме­ха­низ­ма по­да­чи па­тро­нов в па­трон­ник при вы­со­ком тем­пе стрель­бы и зна­чи­тель­ной мас­се за­тво­ра по срав­не­нию с мас­сой за­твор­ной ра­мы и мо­жет при­во­дить к рас­па­тро­ни­ва­нию (вы­па­де­нию пу­ли из гиль­зы). Ес­ли ав­то­ма­ти­ка ис­поль­зу­ет прин­цип от­да­чи ство­ла при его ко­рот­ком хо­де, то за­твор в на­ча­ле хо­да на­зад, как пра­ви­ло, име­ет срав­ни­тель­но не­боль­шое ус­ко­ре­ние, по­сколь­ку его дви­же­ние про­ис­хо­дит сна­ча­ла вме­сте со ство­лом под дей­ст­ви­ем дав­ле­ния по­ро­хо­вых га­зов, а за­тем под дей­ст­ви­ем ус­ко­ри­те­ля.

По кон­ст­рук­тив­ным при­зна­кам ме­ха­низ­мы двой­ной по­да­чи па­тро­нов из при­ем­ни­ка в па­трон­ник раз­де­ля­ют на сле­дую­щие груп­пы: со сколь­зя­щей бое­вой ли­чин­кой; ры­чаж­ные; кли­но­вые; ло­точ­ные; спи­раль­ные и ком­би­ни­ро­ван­ные.

В слу­чае ис­поль­зо­ва­ния ме­ха­низ­ма со сколь­зя­щей бое­вой ли­чин­кой в пе­ред­ней час­ти за­тво­ра мон­ти­ру­ет­ся под­виж­ная бое­вая ли­чин­ка, ко­то­рая мо­жет пе­ре­ме­щать­ся от­но­си­тель­но за­тво­ра в вер­ти­каль­ном на­прав­ле­нии. Она име­ет спе­ре­ди за­це­пы для за­хва­та па­тро­нов за фла­нец гиль­зы. При­ме­ром ис­поль­зо­ва­ния по­доб­но­го ме­ха­низ­ма мо­жет слу­жить ме­ха­низм по­да­чи па­тро­нов в па­трон­ник пу­ле­ме­та “Мак­сим” обр. 1910 г.

В ры­чаж­ном ме­ха­низ­ме двой­ной по­да­чи па­тро­нов вме­сто сколь­зя­щей бое­вой ли­чин­ки на спе­ци­аль­ной оси за­тво­ра смон­ти­ро­ван ры­чаг, при дви­же­нии за­тво­ра вра­щаю­щий­ся в ре­зуль­та­те взаи­мо­дей­ст­вия вы­сту­па ры­ча­га с не­под­виж­ной ко­пир­ной по­верх­но­стью ко­ро­ба пу­ле­ме­та. В пе­ред­ней час­ти ры­чаг име­ет за­цеп, за­хва­ты­ваю­щий па­трон за фла­нец гиль­зы и при дви­же­нии за­тво­ра на­зад вво­дя­щий этот фла­нец за вер­ти­каль­ные за­ги­бы на пе­ред­ней час­ти за­тво­ра. Ры­чаж­ный ме­ха­низм так же уда­чен, как и ме­ха­низм со сколь­зя­щей бое­вой ли­чин­кой, но про­ще по кон­ст­рук­ции и име­ет мень­шие га­ба­ри­ты. При­ме­ром это­го ме­ха­низ­ма мо­жет слу­жить ме­ха­низм по­да­чи па­тро­нов в па­трон­ник стан­ко­во­го пу­ле­ме­та "Брау­нинг" М1919А4.

В кли­но­вом ме­ха­низ­ме двой­ной по­да­чи па­тро­нов пе­ре­ме­ще­ние па­тро­на по на­прав­ле­нию к оси ка­на­ла ство­ла осу­ще­ст­в­ля­ет­ся при дви­же­нии за­тво­ра на­зад, ко­гда не­под­виж­ный клин не­по­сред­ст­вен­но воз­дей­ст­ву­ет на фла­нец гиль­зы па­тро­на, на­хо­дя­ще­го­ся в вер­ти­каль­ных па­зах за­тво­ра. В лот­ко­вом ме­ха­низ­ме двой­ной по­да­чи па­тро­нов за­твор име­ет спе­ци­аль­ную де­таль с за­це­пом для из­вле­че­ния па­тро­нов из лен­ты. Ме­ха­низ­мы по­да­чи па­тро­нов это­го ти­па от­ли­ча­ют­ся про­сто­той кон­ст­рук­ции, но для экс­трак­ции и от­ра­же­ния стре­ля­ной гиль­зы тре­бу­ют са­мо­стоя­тель­ных уст­ройств, что толь­ко ус­лож­ня­ет кон­ст­рук­цию.

В спи­раль­ном ме­ха­низ­ме па­тро­ны при из­вле­че­нии из лен­ты пе­ре­ме­ща­ют­ся на­зад по вин­то­вой ли­нии. На­прав­ле­ние па­тро­нов здесь осу­ще­ст­в­ля­ет­ся тем, что вы­сту­паю­щие флан­цы гиль­зы па­тро­нов на­хо­дят­ся в вин­то­вом па­зу, а са­ми па­тро­ны по­во­ра­чи­ва­ют­ся вме­сте с ба­ра­ба­ном, вра­щаю­щим­ся при ис­поль­зо­ва­нии энер­гии под­виж­ных час­тей ав­то­ма­ти­ки. При­бли­же­ние па­тро­нов к оси ка­на­ла ство­ла здесь мо­жет про­ис­хо­дить при по­мо­щи лот­ка, а до­сыл­ка па­тро­нов в па­трон­ник - за­тво­ром, как и при пря­мой по­да­че. Ме­ха­низ­мы это­го ти­па очень слож­ны кон­ст­рук­тив­но и кро­ме то­го тре­бу­ют спе­ци­аль­ных уст­ройств для экс­трак­ции и от­ра­же­ния гильз. При­ме­ром ме­ха­низ­ма та­ко­го ти­па мо­жет слу­жить ме­ха­низм по­да­чи па­тро­нов в па­трон­ник авиа­ци­он­но­го пу­ле­ме­та ШКАС. Ме­ха­низм по­да­чи это­го пу­ле­ме­та яв­ля­ет­ся, по су­ще­ст­ву, ком­би­ни­ро­ван­ным, так как здесь дви­же­ние па­тро­нов на­зад осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по вин­то­вой ли­нии, а при­бли­же­ние па­тро­на к оси ка­на­ла ство­ла - при по­мо­щи лот­ка.

Ком­би­ни­ро­ван­ный ме­ха­низм по­да­чи па­тро­нов в па­трон­ник пред­став­ля­ет со­бой ком­би­на­цию кли­но­во­го ме­ха­низ­ма с лот­ко­вым. При­ме­ром та­ко­го ти­па ме­ха­низ­мов мо­жет слу­жить ме­ха­низм по­да­чи па­тро­нов в па­трон­ник пу­ле­ме­та СГМ. В нем па­трон из­вле­ка­ет­ся из лен­ты из­вле­ка­те­лем и сме­ща­ет­ся к оси ство­ла вна­ча­ле лот­ком (по­да­ва­те­лем) под дей­ст­ви­ем пру­жи­ны, а за­тем кли­ном. Та­кая же по­да­ча ис­поль­зо­ва­на в рот­ном пу­ле­ме­те РП-46.

Од­на­ко всем ме­ха­низ­мам двой­ной по­да­чи па­тро­нов при­сущ один об­щий су­ще­ст­вен­ный не­дос­та­ток - рез­кое сме­ще­ние па­тро­на из лен­ты на­зад, со­про­во­ж­даю­щее­ся боль­ши­ми ус­ко­ре­ния­ми и боль­ши­ми си­ла­ми инер­ции пу­ли. Под дей­ст­ви­ем сил инер­ции пу­ля, не­дос­та­точ­но проч­но за­кре­п­лен­ная в дуль­це гиль­зы, мо­жет вы­ско­чить из нее при по­да­че, вы­звав тем са­мым за­держ­ки в стрель­бе.

Война в Сирии
Свежее видео Сирия
Война на Украине
Война в Южной Осетии
Война в Афганистане
Свежее видео Украина
От администрации
Статистика
» Личный состав
Всего: 6548
Новых за месяц: 134
Новых за неделю: 33
Новых вчера: 2
Новых сегодня: 4

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 26
Солдат: 26
Офицеров: 0

Кто нас сегодня посетил

При копировании материалов, активная ссылка на www.Soldati-Russian.ru обязательна!

«Солдаты РФ» © 2010-2017 Все права защищены