Суббота, 25.11.2017, 01:10
Меню
Чеченская война
Интервью
Присоединяйся!
Рассказы участников Чечни
Армия России
Популярное на блоге


Октябрь 1949 г. Третья гражданская война в Китае, начавшаяся в 1946 г., завершилась победой сил Мао Цзэдуна над войсками руководимой Чан-Кайши партии Гоминьдан. Чанкайшисты, изгнанные с материковой части страны на Тайвань и более мелкие острова, естественно, стремились взять реванш. В сложившейся ситуации высадка десанта на континент относилась к области отвлеченных фантазий, и наиболее реальным вариантом гоминьдановцам виделось воздействие силами авиации и флота на досягаемые цели: прибрежные города и районы КНР, ее гражданские и рыболовные суда.

К тому времени на Тайване находилось 86 боевых и 118 транспортных самолетов. Некоторое количество машин базировалось и на других островах. На вооружении были истребители Р-38 "Лайтнинг" (в разведывательном варианте), Р-40, Рипаблик F-47 "Тандерболт" и Норт Америкэн F-51 "Мустанг". Бомбардировочная авиация была представлена. главным образом, четырехмоторными Консолидейтэд В-24 "Либерэйтор", а также двухмоторными Норт Америкэн В-25 "Митчелл" и В-26.

У коммунистов также были боевые самолеты (всего 113), частью - захваченные в ходе гражданской войны (в том числе- те же F-47, F-51, В-25), а остальные - переданные Советской Армией из числа японских трофеев. Однако, большинство из них были в неудовлетворительном техническом состоянии. Кроме того, ощущался острый недостаток в грамотных экипажах. Таким образом, ВВС Китайской Народной Республики имели крайне низкую боеспособность и на данном этапе не могли организовать достойное сопротивление. То же самое можно сказать и о зенитной артиллерии.

Объектом воздействия чанкайшисты поначалу избрали крупнейший китайский порт Шанхай и его окрестности. Их самолеты начали совершать периодические налеты: ночью действовали "либерэйторы" с Тайваня, а в дневное время - истребители и двухмоторные бомбардировщики с островов близлежащего архипелага Чжоушань, находившегося тогда еще в руках националистов. Не имея возможности дать должный отпор, правительство КНР обратилось за помощью к СССР. Сталин решил уважить просьбу Мао Цзэдуна.

В Китай были отправлены советские части: 52-я зенитно- артиллерийская дивизия (командир - полковник С. Спиридонов), зенитно-прожекторный полк и радиотехнический батальон из Подмосковья. Оттуда же по железной дороге прибыл и 29 гв.иап (командир - Герой Советского Союза- подполковник Пашкевич), вооруженный сорока пятью МиГ-15. С Ляодунского полуострова перелетел 351 иап на Ла-11 под командованием Героя Советского Союза В. Макарова. имевший также 45 самолетов. Эти части, совместно с тремя китайскими полками зенитной артиллерии среднего калибра и одним полком малого - составили Шанхайскую группу ПВО, командовал которой генерал-лейтенант П. Ф. Батицкий. Кроме того, под Шанхай был переброшен смешанный бомбардировочный полк полковника Семенова, имевший тридцать Ту-2 и столько же Ил- 10. Прибытие частей началось в феврале 1950 г.. а к концу марта группа была готова к боям. Добавим также, что воздушное пространство над Шанхаем было закрыто и для самолетов ВВС КНР.

В апреле началась боевая работа. Первые победы были одержаны в этом же месяце, когда летчики П. Душин и В. Сидоров сбили на "Лавочкиных" над аэродромом Сюйчжоу. где шла сборка прибывших из Советского Союза "мигов". по одному гоминьдановскому бомбардировщику В-26. В одном из вылетов сбил двух "мустангов" летчик из этого же полка Н. Гушев. 29-й полк открыл боевой счет в ночь на 11 мая, когда два "либерэйтора", шедшие с о. Тайвань с десятиминутным интервалом, пытались совершить ночной налет. Летчик И. Шинкаренко одну машину сбил. несмотря на то, что ему мешал огонь китайских зениток. Экипаж второго бомбардировщика, видя печальную судьбу ведущего, развернул самолет восвояси. Несколько позже замкомандира полка майор Келейников подбил над морем чанкайшистский "Лайтнинг". После освобождения архипелага Чжоушань этот самолет обнаружили на одном из островов - он упал за несколько сот метров до посадочной полосы. Кроме того, во время сильной облачности китайский Ту-2 нарушил режим запретной зоны и был сбит парой в составе летчиков Орлова и Богатырева. Командование ВВС КНР признало свою вину, и в советском полку обошлось без "оргвыводов". Под Шанхаем часть потеряла в летном происшествии одну машину. В этой катастрофе погиб летчик Проскуряков.

В Китае на базе группы был создан центр по подготовке китайских специалистов, который действовал до ноября 1953 г. Советские летчики и зенитчики находились под Шанхаем до октября 1950 г. За это время (очевидно, по неполным данным) было сбито три самолета гоминьдановских ВВС, четыре повреждено, а два перелетели на сторону коммунистов. После этого активность чанкайшистов в районе Шанхая практически свелась к нулю. Однако в целом она не уменьшилась, будучи направленной против других прибрежных провинций.

Тайвань поддерживали США, и, надо сказать, активность американцев была более значительной. Воздушное пространство КНР нарушалось ими 8220 раз; произведено сто девяносто девять бомбардировок, в ста шестнадцати случаях производился обстрел с воздуха. Транспортная авиация США использовалась для переброски на территорию КНР агентов-парашютистов. С 1951 по 1954 гг. таким образом было доставлено несколько сот человек. Однако, китайское руководство не имело возможности реагировать на эти действия должным образом. т. к. до середины 1953 г. Китай участвовал еще в корейской войне. Известно, что в ней активнейшее участие приняли так называемые "китайские народные добровольцы", представленные в том числе и ВВС.

Но и в описываемый период не все сходило с рук нарушителям. Так, в январе 1953 г. у о. Намоа зенитчики сбили американский разведчик "Нептун". На поиски и спасение экипажа было отправлено пять американских и английских самолетов. В ходе этой операции разбилась летающая лодка "Марине" ВМС США. Из двадцати одного человека обеих машин спасти удалось лишь десятерых.

По окончании Корейской войны положение изменилось кардинальным образом: у китайцев высвободились значительные силы, имевшие к тому же боевой опыт. Их решено было направить в провинцию Фуцзянь, отделенную от Тайваня одноименным проливом, а также и в другие, прилегающие к ней провинции. Из этих войск был образован Фуцзяньский фронт, задачей которого была оборона территории и прибрежных вод КНР от действий вооруженных сил Чан-Кайши. Кроме того, Мао Цзэдун не отказался от планов десантной операции на Тайвань. Необходимо сказать, что к тому времени самолетный парк ВВС КНР резко вырос, превысив полторы тысячи машин. Основу истребительной авиации составляли МиГ-15. Из СССР начались поставки новых в то время МиГ-17. Кроме реактивной техники в частях имелись поршневые Як-9 и Ла-11. Бомбардировочная авиация. оснащенная Пе-2 и Ту-2, начала получать реактивные Ил-28. Штурмовые авиачасти имели Ил-10.

Не теряли времени даром, усиленно наращивая свои ВВС, и по ту сторону Тайваньского пролива. К началу 1954 г. чанкайшисты имели около четырехсот боевых самолетов, главным образом. поршневых. Истребительные авиачасти были вооружены "тандерболтами" и "мустангами", бомбардировочные - "митчел-лами" и небольшим числом "либерэйторов". Разведывательные части были укомплектованы в основном са- молетами RF-51. Вскоре их пополнили реактивными RT-33. Части, вооруженные "тандерболтами", начали переоснащаться на F-84 "Тандэрджет". В небольших количествах имелись самолеты и других типов: "фортрессы", "лайтнинги", "прайвэтиры". "каталины" и др. Кроме того, на острове базировалась оперативная группа 13-й воздушной армии США.

Итак, коснемся некоторых событий 1954-го. С начала года продолжались нарушения воздушного пространства страны. Особенно активно действовала авиация националистов над провинцией Чжэцзян. 1 и 9 февраля ПВО КНР сбила по одному "тандерболту". Одна из машин упала в море возле населенного пункта Юйвань, а другая - на сушу. 18 марта над той же провинцией части ПВО сбили еще один тайваньский истребитель и повредили другой. Ближе к лету активность гоминьдановцев над Чжэцзяном резко возросла, что привело к увеличению их потерь: с 11 мая по 5 июля зенитчики и ВВС НОАК (Народно- освободительная армия Китая) сбили здесь десять и повредили четыре истребителя противника. 14 июня был сбит "Тандерболт". упавший в море между островами Дачень и Сючень. Еще 2 таких самолета сбили и 2 повредили в крупном воздушном бою. произошедшим 6 июля над провинцией Чжэцзян. Кроме того зенитчикам острова Амой удалось одержать победу над разведывательным "лайтнингом".

В китайских сводках упоминалось об одной из авиачастей ВВС НОАК. сбившей над провинцией за три летних месяца одиннадцать и повредившей пять машин гоминьдановской авиации. В качестве примера приводился один из боев, когда пара в составе летчиков Цюй Вэя и Цзян Кая вылетела на перехват четырех F-47 и двух В-25, бомбивших рыбаков. В схватке оба пилота одержали по одной победе.

С сентября действия авиации Тайваня были сосредоточены на районах Восточного Китая, в частности, на о. Амой, лежащий у побережья провинции Фуцзянь. Вот краткая хроника тех дней.

4 сентября несколько звеньев "тандерболтов" совершали налеты на объекты острова. Зенитным огнем один истребитель был сбит. а другой - поврежден. 7 сентября сорок два самолета типов F-47, В-25 и PB4Y нанесли удары по городу Амой и другим населенным пунктам острова. Зенитчикам удалось сбить три и повредить двадцать машин противника. 8 сентября - самый крупный налет. Поначалу остров бомбили тридцать два PB4Y и В-25, а позже им на смену прилетели 72 "тандерболта". В тот день зенитками сбили четыре, повредили два самолета противника. 10 сентября над Амоем противовоздушная артиллерия сбила по одному PB4Y и F-47. 11 сентября она уничтожила один и повредила три "тандерболта". 23 сентября по той же причине гоминьдановские ВВС потеряли над островом три машины, а шесть было повреждено. Всего с 1 сентября по 10 октября над прибрежными районами провинции Фуцзянь было зарегистрировано 1270 самолето- пролетов противника. За это время сброшено 900 авиабомб различного калибра. выпущено сорок восемь НУРС, произведено более двухсот выстрелов из бортового оружия. Убито тридцать два человека, ранено сто тридцать один. Разрушено девяносто четыре здания, повреждено восемь. Потоплено тридцать пять и повреждено десять рыболовных и пассажирских судов. При отражении этих налетов наземным огнем и ВВС НОАК было сбито и повреждено шестьдесят два самолета ВВС Тайваня.

А почти за год. с 1 января по 20 декабря 1954 г., ПВО и ВВС сбили над Восточным Китаем тридцать девять гоминьдановских самолётов, а девяносто два повредили. Один летчик с Тайваня перелетел в КНР.

К сожалению, состояние конфронтации привело к трагедии, получившей в прессе тех лет наименование "Хайнаньский инцидент". 23 июля пара китайских истребителей, предположительно Ла-9 или Ла-11, сбила в районе острова Хайнань, лежащего у юго-восточного побережья страны, пассажирский Дуглас DC-4 гонконгской авиакомпании "Cathay Pacific Airways", летевший по маршруту Сингапур-Гонконг. "Дуглас" шел несколько восточное международного коридора и был атакован примерно в ста тридцати километрах южнее острова. В живых осталось восемь человек, которые были спасены американской летающей лодкой "Альбатрос". Надо отметить, что лайнер находился в нейтральном воздушном пространстве, по обеим сторонам фюзеляжа ясно было нанесено название авиакомпании, а на киле - "Юнион Джек" (флаг Великобритании). Англичане заявили протест.

Через несколько дней, 26 июля. американцы заявили, что в том же районе пара патрулировавших американских "скайрейдеров" была атакована двумя китайскими "Лавочкиными". На сей раз не повезло китайцам: обе их машины были сбиты (Правда по другим данным американцы атаковали в тот день в районе острова два польских судна "Братэрство" и "Покуй", шедших в один из портов КНР а китайская пара вылетела на выручку)

В 1955 г обе стороны продолжали наращивать свои силы Так. по западным оценкам, к концу этого года ВВС НОАК насчитывали до двух тысяч боевых самолетов различных типов Причем шло активное насыщение новой техникой истребителями МиГ-15, МиГ-17, бомбардировщиками Ил-28. Ту-4 Становилась на ноги и морская авиация На Тайване количество самолетов к началу года составляло 450 единиц Начали поступать первые из двухсот заказанных в США истребителей F-86 "Сейбр" Год начался крупной десантной операцией НОАК на острова Дачэнь, Юйшань Пишань, Ицзяншань. Наньцэиишань и др , являвшиеся форпостом гоминьдановских войск у побережья КНР в Тайваньском проливе В ходе операции ВВС НОАК применяли все виды авиации истребительную бомбардировочную. штурмовую В результате, после боев в январе-феврале, острова были взяты, уничтожены 4600 солдат противника, сбито и повреждено 160 самолетов потоплено и повреждено 20 кораблей (из них на долю авиации приходится пять)

Вот несколько эпизодов тех дней. Четверка "тандерболтов" атаковала два военных корабля КНР. На выручку своим вылетела пара истребителей, которая сбила один из F-47. 9 января тройка китайских Ил-10 при налете на Дачэнь потопила военный корабль чанкайшистов. Американцы не оставили своих союзников на Тайване в одиночестве В пролив были введены силы 7-го флота США включая семь авианосцев, а на остров прибыли многочисленные авиачасти, в т ч эскадрильи 58-го и 67-го авиакрыльев истребителей-бомбардировщиков, вооруженных самолетами F-86H "Сейбр" Напоминали о себе американцы и в других местах Так. 10 мая восьмерка истребителей F-86 ВВС США, взлетевших с одного из аэродромов Южной Кореи вторглась в воздушное пространство Китая в районе города Аньдун (во время Корейской войны там базировалась советская авиация). Самолеты НОАК перехватили нарушителей в 5 км западнее о Дапу. Завязался бой Один "Сейбр" был сбит, два повреждены. Оставшиеся отвернули назад. В июле четыре тайваньских F-84 появились над территорией провинции Чжэцян. Их перехватила четверка китайских "мигов" которая и сбила двух нарушителей. В мае 1955 г с базы Порт- Артур были выведены советские войска, и правительству КНР были переданы все ее сооружения, в т. ч. аэродромы.

В этом же месяце американцам были возвращены четыре летчика, плененных в ходе войны в Корее в их числе был известный ас Гарольд Фишер. Взамен США разрешили выехать в КНР нескольким ученым-атомщикам китайского происхождения, жившим в Америке и получившим там образование. 1956 год. Стороны продолжали совершенствовать свою военную авиацию. В июле взлетел первый МиГ-17, построенный китайской авиапромышленностью по советской лицензии. На Тайване практически завершилось перевооружение на реактивную технику. Вот некоторые события года.

27 января над провинцией Фуцзянь появилась четверка гоминьдановских реактивных самолетов. Зенитным огнем два из них были сбиты, а два - повреждены. 31 января группа "сейбров" снова появилась над Фуцзянь. В воздушном бою один из них был поврежден и совершил вынужденную посадку в английской колонии Гонконг. После ремонта машина и летчик были выпущены на Тайвань. Китайцы заявили англичанам протест. 24 мая над городом Сватоу (Шаньтоу)зе-нитчики НОАК сбили F-84, который упал в море. В июле была одержана первая в истории ВВС НОАК ночная Победа. Герой КНР Лу-Минь перехватил (по радиолокационному наведению) тайваньский В-17 и сбил его. Отметим, что Лу-Минь был ветераном боев в Корее, и на его счету числится пять сбитых там "сейбров". Через два месяца летчик Чжан Вэнь-и сбил ночью в сложных метеоусловиях, еще один гоминьданоаский самолет. Продолжались и американские провокации. Во время одной из них, 23 августа в районе китайских островов Маань, Чэнсы и Хуанцээшань произошел воздушный бой между истребителями ВВС НОАК и американскими палубными самолетами. Один из американцев был сбит и упал в море. О потерях китайской стороны не сообщалось.

Не оставался без внимания и район Шанхая - самолеты националистов не раз пытались проникнуть туда. Эти попытки обернулись для тайваньцев потерей одиннадцати машин. Двадцать шесть получили повреждения. Согласно некоторым западным данным с 1954 по 1956 г "над Тайваньским проливом произошло восемь воздушных сражений между ВВС националистов и коммунистов. О результатах ничего не говорится.

1957 год ничем особым не отличался. Продолжались нарушения как со стороны ВВС националистов так и США. Можно отметить активность тайваньской авиации, имевшей место в конце июня - начале июля в районе г Сватоу (Шаньтоу).

20 июня появившаяся со стороны Тайваньского пролива четверка реактивных самолетов была обстреляна зенитной артиллерией. Одна из машин была сбита и упала в море. 21 июня подбит реактивный самолет. 22 июня в том же районе зенитками поврежден еще один истребитель. 3 июля еще один. На следующий день четверка F-84 опять вторглась а воздушное пространство Китая и обстреляла Сватоу, Дуншань и Сямынь.

Огонь ПВО НОАК поразил одного из них. В этом же году четверка "мигов" перехватила пару гоминьдановских разведчиков RF-84E, сбив один. 1958 год занимает особое место в истории Китая. Тогда началось проведение политики так называемого "большого скачка", которая отрицательным, образом сказалась на боеготовности войск. Армии пришлось отправить в народное хозяйство крупные ресурсы. В частности ВВС выделяли для обслуживания разного рода "великих строек" значительные силы транспортной авиации. В каждой воинской части, помимо боевой подготовки военнослужащие должны были строить малые домны и выплавлять сталь. Постепенно "народная металлургия" стала чуть ли не основным занятием армии. Товарищ Мао выдвинул также почин "ся-лань данбин" ("идти а роты - становиться солдатами"). В ходе его осуществления офицеры и генералы в т. ч. опытные авиаспециалисты (летчики, авиаинженеры и т д ), направлялись "стажерами" в роты для прохождения службы в качестве рядовых на месячный срок. К концу года так "стажировалось" 68656 человек.

Из-за последовавшего развала в экономике фактически было сорвано начало производства лицензионного истребителя МиГ-19. Хотя первая машина и взлетела в декабре освоение ее серийного производства затянулось на долгие годы.

В области внешней политики "скачок" вылился в так называемый Тайваньский кризис. В конце августа китайская артиллерия начала обстрел островов Цзиньмэньдао и Мацзу, занятых войсками Чан-Кайши. В военные действия были вовлечены и крупные силы ВВС сторон. США отправили на помощь националистам около 130 боевых кораблей вклю чая 7 авианосцев, морскую пехоту более семисот боевых самолетов в том числе -одну эскадрилью F 104 две - F-100D одну - F-101, одну - RF 101, одну - В-57. Советский Союз в свою очередь, под держал на международной арене деиствия руководства КНР. Мир оказался на грани новой мировой войны. Однако здравый смысл в действиях сторон возобладал, и в конце октября китайцы прекратили обстрел островов. Кризис сошел на нет. На таком политическом фоне происходили в 1958 г события этой воздушной воины. На Тайване часть "сейбров" получила на вооружение УР класса "воздух воздух" типа AIM 9В "Сайдуиндер". Авиация чанкайшистов получила так же несколько новейших в то время высотных разведчиков RB 57. Это было обусловлено тем, что США интересовал ход работ по созданию в КНР ядерного оружия (строительство заводов, полигонов и т д ). Однако, ведение авиаразведки на самолетах с американскими экипажами было нежелательно для США по политическим соображениям. Поэтому между Тайбэем и Вашингтоном было достигнуто соглашение о том, что подобную работу будут выполнять гоминьдановские летчики на американских самолетах с опознавательными знаками националистов. Для этих же целей прибыли из США первые U-2, которые с декабря начали полеты над КНР. В это же время началась поставка тайваньским ВВС сверхзвуковых истребителей F-100 "Супер Сейбр".

Итак, о некоторых событиях 1958 г. 29 июля группа МиГ 17 НОАК перехватила над Шаньтоу четверку гоминьдановских самолетов и сбила три из них.

14 августа двенадцать "сейбров" националистов были перехвачены над о. Пинтань истребителями НОАК В завязавшемся бою было сбито два F-86 и один поврежден. Обе победы принадлежали летчику Чжоу-Чуньфу, который в этом бою погиб. Всего с 29 июля по 14 августа ВВС НОАК поразили девять вражеских машин.

25 августа в районе г Вэйтоу истребителями была перехвачена восьмерка тайваньских самолетов, один из которых был сбит и упал а море. В истории военной авиации мира осталась дата 24 сентября 1958 г. В этот день произошел воздушный бой между группой из примерно тридцати МиГ-17 и четырнадцатью F-86F. Впервые в воздушном бою было применено управляемое ракетное оружие класса "воздух-воздух" с шести "сейбров" по "мигам* был произведен пуск УР А1М-9В "Сайдуиндер". Согласно коммюнике националистов. ракетами были сбиты четыре истребителя ВВС НОАК, а огнем бортового вооружения - шесть. По официальным заявлениям КНР, в этот день ракетами гоминьдановской авиации был сбит один МиГ-17. Кроме того, еще один МиГ вернулся на свой аэродром с "сайдуиндером", который в него попал, но не разорвался. 7 октября над г Ляньюнь пара J-5 (МиГ-17) военно-морской авиации КНР перехватила и сбила высотный разведчик RB-57D. Самолет упал в море. По данным бывших советских военных советников эта победа была достигнута при помощи ракеты ЗРК С-75. Стрельбу вел китайский расчет.

8 середине 1958 г была отмечена и первая потеря U-2. Из-за неполадки в двигателе разведчик потерял высоту и был перехвачен китайскими истребителями (Ранее 1 апреля, самолету этого типа удалось сделать свое дело безнаказанно). 10 октября над провинцией Фуцзянь произошел бой между восьмеркой "мигов" и шестеркой "сейбров". Китайский летчик Ду Фэнжуй, перед тем как его подбили, успел сбить два F-86. Катапультировавшись, он был расстрелян "сейбром" при спуске с парашютом. Однако и этому истребителю не удалось избежать наказания - его сбили зенитчики НОАК. Одному из летчиков чанкайшистов удалось катапультироваться. Он спасся, но попал в плен.

Всего, согласно заявлению командования НОАК в 1958 г было сбито 17 и повреждено 25 самолетов противника. О своих потерях ничего не говорилось.

Война в Сирии
Свежее видео Сирия
Война на Украине
Война в Южной Осетии
Война в Афганистане
Свежее видео Украина
От администрации
Статистика
» Личный состав
Всего: 6553
Новых за месяц: 134
Новых за неделю: 23
Новых вчера: 4
Новых сегодня: 0

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 8
Солдат: 8
Офицеров: 0

Кто нас сегодня посетил

При копировании материалов, активная ссылка на www.Soldati-Russian.ru обязательна!

«Солдаты РФ» © 2010-2017 Все права защищены