Суббота, 25.11.2017, 01:03
Меню
Чеченская война
Интервью
Присоединяйся!
Рассказы участников Чечни
Армия России
Популярное на блоге


Бое­вая ско­ро­стрель­ность ору­жия во мно­гом за­ви­сит от ем­ко­сти ма­га­зи­на (па­трон­ной лен­ты). Лен­точ­ная по­да­ча с боль­шим за­па­сом па­тро­нов в лен­те по­зво­ля­ет стрел­ку вес­ти дли­тель­ный не­пре­рыв­ный огонь и обес­пе­чи­ва­ет вы­со­кую прак­ти­че­скую ско­ро­стрель­ность ору­жия. В то же вре­мя ис­поль­зо­ва­ние лен­точ­ной по­да­чи в оп­ре­де­лен­ной сте­пе­ни ухуд­ша­ет ма­нев­рен­ность ору­жия из-за уве­ли­че­ния его мас­сы и га­ба­ри­тов. Лен­точ­ная по­да­ча па­тро­нов при­ме­ня­ет­ся толь­ко в ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии.

С уче­том пре­иму­ществ и не­дос­тат­ков сис­тем с лен­точ­ной по­да­чей оп­ре­де­ли­лась об­ласть наи­бо­лее эф­фек­тив­но­го их при­ме­не­ния: стан­ко­вые (еди­ные) и круп­но­ка­ли­бер­ные пе­хот­ные, тан­ко­вые, авиа­ци­он­ные и зе­нит­ные пу­ле­ме­ты и ма­ло­ка­ли­бер­ные пуш­ки. В от­дель­ных слу­ча­ях лен­точ­ная по­да­ча при­ме­ня­ет­ся в руч­ных пу­ле­ме­тах (в на­стоя­щее вре­мя, как пра­ви­ло, в ком­би­на­ции с ма­га­зин­ной).

Лен­точ­ная по­да­ча по срав­не­нию с ма­га­зин­ной име­ет мень­шую "мерт­вую" мас­су, то есть мень­шую мас­су пус­той лен­ты по срав­не­нию с мас­сой пус­тых ма­га­зи­нов для оди­на­ко­во­го ко­ли­че­ст­ва па­тро­нов. Это при­во­дит к то­му, что в на­стоя­щее вре­мя при уве­ли­чи­ваю­щих­ся тре­бо­ва­ни­ях к по­вы­ше­нию ма­нев­рен­но­сти ору­жия лен­точ­ная по­да­ча все ши­ре ис­поль­зу­ет­ся для руч­ных, еди­ных и круп­но­ка­ли­бер­ных пу­ле­ме­тов, не­смот­ря на ряд ее не­дос­тат­ков, тре­бую­щих ус­лож­не­ния кон­ст­рук­ции ору­жия и соз­даю­щих оп­ре­де­лен­ные не­удоб­ст­ва при экс­плуа­та­ции из-за на­ли­чия длин­ных кон­цов лент, под­во­ди­мых к ору­жию.

Ос­нов­ны­ми эле­мен­та­ми лен­точ­ной по­да­чи па­тро­нов яв­ля­ют­ся: па­трон­ная лен­та, ко­то­рая пред­став­ля­ет со­бой лен­ту с гнез­да­ми для раз­ме­ще­ния па­тро­нов, и ме­ха­низм по­да­чи па­трон­ной лен­ты на ли­нию до­сыл­ки (ме­ха­низм пе­ре­ме­ще­ния лен­ты и при­вод ме­ха­низ­ма пе­ре­ме­ще­ния). Сущ­ность лен­точ­ной по­да­чи со­сто­ит в том, что сна­ря­жен­ная па­тро­на­ми лен­та ав­то­ма­ти­че­ски при ка­ж­дом вы­стре­ле пе­ре­ме­ща­ет­ся ме­ха­низ­мом пе­ре­ме­ще­ния лен­ты на один шаг, рав­ный рас­стоя­нию ме­ж­ду дву­мя со­сед­ни­ми па­тро­на­ми. При этом оче­ред­ной па­трон ус­та­нав­ли­ва­ет­ся в стро­го оп­ре­де­лен­ном по­ло­же­нии для сле­дую­ще­го эта­па по­да­чи. Чем мень­ше шаг па­трон­ной лен­ты, тем мень­ше энер­гии при про­чих оди­на­ко­вых ус­ло­ви­ях по­тре­бу­ет­ся на ее по­да­чу и тем бо­лее на­деж­но бу­дет ра­бо­тать ме­ха­низм по­да­чи. По­это­му шаг па­трон­ной лен­ты дол­жен быть как мож­но мень­ше. Умень­ше­ние ша­га соз­да­ет ком­пакт­ность па­трон­ных лент и спо­соб­ст­ву­ет сни­же­нию "мерт­во­го" ве­са, что со­от­вет­ст­ву­ет тре­бо­ва­ни­ям по­вы­ше­ния ма­нев­рен­но­сти ору­жия. Од­на­ко умень­ше­ние ша­га в то же вре­мя не­сколь­ко умень­ша­ет гиб­кость лен­ты.

Ме­ха­низм пе­ре­ме­ще­ния лен­ты пред­став­ля­ет со­бой со­во­куп­ность уст­ройств, обес­пе­чи­ваю­щих пе­ре­ме­ще­ние лен­ты при вы­стре­ле и фик­са­цию зве­на в оп­ре­де­лен­ном по­ло­же­нии, из ко­то­ро­го про­ис­хо­дит даль­ней­шая по­да­ча па­тро­на в па­трон­ник (или в при­ем­ное ок­но).

Со­во­куп­ность звень­ев, осу­ще­ст­в­ляю­щих ки­не­ма­ти­че­скую связь ме­ха­низ­ма пе­ре­ме­ще­ния лен­ты с ве­ду­щим зве­ном ав­то­ма­ти­ки, на­зы­ва­ет­ся при­во­дом по­да­чи (при­во­дом ме­ха­низ­ма пе­ре­ме­ще­ния лен­ты).

При ра­бо­те ав­то­ма­ти­ки па­трон­ная лен­та под­вер­га­ет­ся рез­ким рыв­кам и воз­дей­ст­вию зна­чи­тель­ных уси­лий. По­это­му па­трон­ная лен­та долж­на быть очень проч­ной. Тре­бо­ва­ния к проч­но­сти лен­ты оп­ре­де­ля­ют­ся так­же боль­ши­ми слу­жеб­ны­ми на­груз­ка­ми, ко­то­рые мо­гут быть при­ло­же­ны к ней при экс­плуа­та­ции ору­жия и, глав­ным об­ра­зом, при транс­пор­ти­ров­ке. 

Па­трон­ная лен­та при ра­бо­те ав­то­ма­ти­ки долж­на под­во­дить па­тро­ны к при­ем­ни­ку в стро­го оп­ре­де­лен­ном по­ло­же­нии во из­бе­жа­ние их пе­ре­ко­сов и за­дер­жек в стрель­бе. Для это­го па­трон­ная лен­та долж­на проч­но фик­си­ро­вать па­тро­ны в стро­го оп­ре­де­лен­ном по­ло­же­нии и по­зво­лять лег­ко оп­ре­де­лять это по­ло­же­ние при сна­ря­же­нии. Фик­са­ция па­тро­нов в лен­те долж­на быть на­деж­ной и не на­ру­шать­ся при со­тря­се­нии во вре­мя ра­бо­ты ав­то­ма­ти­ки и при транс­пор­ти­ров­ке.

Уси­лие, тре­буе­мое для из­вле­че­ния па­тро­нов из лен­ты, не долж­но быть чрез­мер­но боль­шим и долж­но быть ста­биль­ным для обес­пе­че­ния нор­маль­ной ра­бо­ты ме­ха­низ­ма по­да­чи.

Па­трон­ная лен­та долж­на обес­пе­чи­вать оп­ре­де­лен­ный под­вод па­тро­нов к при­ем­ни­ку при раз­ном от­но­си­тель­ном по­ло­же­нии па­трон­ной ко­роб­ки и ору­жия, для че­го па­трон­ная лен­та долж­на об­ла­дать дос­та­точ­ной гиб­ко­стью во всех на­прав­ле­ни­ях. Гиб­кость лен­ты обыч­но ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ра­диу­са­ми ве­ер­но­сти в двух на­прав­ле­ни­ях и уг­лом за­кру­чи­ва­ния ме­ж­ду дву­мя смеж­ны­ми па­тро­на­ми при при­ло­же­нии к лен­те не­зна­чи­тель­ных уси­лий. Кро­ме то­го, лен­та долж­на об­ла­дать так­же хо­ро­шей гиб­ко­стью при скла­ды­ва­нии ее в па­трон­ную ко­роб­ку. В на­стоя­щее вре­мя боль­шая часть звень­ев в лен­тах со­еди­ня­ет­ся ме­ж­ду со­бой толь­ко шар­нир­но. Для на­деж­ной ра­бо­ты лен­ты при дви­же­нии ее по трак­там бое­пи­та­ния раз­лич­ной кри­виз­ны и при раз­лич­ных уг­лах воз­вы­ше­ния ору­жия шар­ни­ры обес­пе­чи­ва­ют под­виж­ность звень­ев.

Па­трон­ная лен­та при экс­плуа­та­ции час­то на­хо­дит­ся от­кры­той и мо­жет под­вер­гать­ся влия­нию ат­мо­сфер­ных осад­ков, вла­ги и за­гряз­не­нию. По­это­му она долж­на об­ла­дать хо­ро­шей стой­ко­стью про­тив воз­дей­ст­вия ат­мо­сфер­ных ус­ло­вий, вла­ги и по­зво­лять бы­строе ос­во­бо­ж­де­ние от гря­зи.

Од­ной из важ­ных бое­вых ха­рак­те­ри­стик со­вре­мен­но­го ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия яв­ля­ет­ся прак­ти­че­ская ско­ро­стрель­ность, ко­то­рая су­ще­ст­вен­но за­ви­сит от бы­ст­ро­ты пе­ре­за­ря­жа­ния (сме­ны лен­ты). По­это­му па­трон­ная лен­та долж­на обес­пе­чи­вать мак­си­маль­ное удоб­ст­во сна­ря­же­ния па­тро­на­ми и од­но­вре­мен­но об­ла­дать про­сто­той пе­ре­за­ря­жа­ния (из­вле­че­ния па­тро­нов).

К ав­то­ма­ти­че­ско­му ору­жию обыч­но при­да­ет­ся боль­шое ко­ли­че­ст­во па­трон­ных лент, ко­то­рые по сво­ей мас­се со­став­ля­ют зна­чи­тель­ный про­цент от об­щей мас­сы ору­жия. На­при­мер, де­сять пус­тых лент к пу­ле­ме­ту «Мак­сим» обр. 1910 го­да с па­трон­ны­ми ко­роб­ка­ми (стан­дарт­ный бое­ком­плект, рас­счи­тан­ный на 2500 па­тро­нов) пре­вы­ша­ют мас­су те­ла пу­ле­ме­та.

Умень­ше­ние ко­ли­че­ст­ва па­трон­ных лент, на­хо­дя­щих­ся при пу­ле­ме­те, мо­жет быть дос­тиг­ну­то уп­ро­ще­ни­ем сна­ря­же­ния лент па­тро­на­ми. По­это­му кон­ст­рук­ция лент долж­на обес­пе­чи­вать наи­бо­лее про­стое и удоб­ное их сна­ря­же­ние па­тро­на­ми. Боль­шое ко­ли­че­ст­во и боль­шой рас­ход па­трон­ных лент тре­бу­ют, что­бы па­трон­ные лен­ты бы­ли не толь­ко про­сты­ми в из­го­тов­ле­нии, но и де­ше­вы­ми в про­из­вод­ст­ве.

Па­трон­ные лен­ты мо­гут вы­пус­кать­ся как из лис­то­вой пру­жин­ной ста­ли, так из пла­ст­мас­сы или из тка­ни (из хол­ста или хлоп­ча­то­бу­маж­ной тка­ни). В на­стоя­щее вре­мя наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли ме­тал­ли­че­ские лен­ты, так как они мень­ше под­вер­же­ны влия­нию ат­мо­сфер­ных ус­ло­вий.

В прак­ти­ке при­ме­не­ния лен­точ­ных по­дач су­ще­ст­ву­ют сле­дую­щие ви­ды па­трон­ных лент: гиб­кие и же­ст­кие.

Гиб­кие лен­ты бы­ва­ют мяг­ки­ми, ком­би­ни­ро­ван­ны­ми и по­лу­же­ст­ки­ми.

К чис­лу мяг­ких лент обыч­но от­но­сят­ся хол­що­вые лен­ты. Хол­що­вые лен­ты вы­пус­ка­лись двух раз­но­вид­но­стей: с ме­тал­ли­че­ски­ми пла­стин­ка­ми и без ме­тал­ли­че­ских пла­сти­нок.

Хол­що­вые (ма­тер­ча­тые) лен­ты пред­став­ля­ют со­бою наи­бо­лее ста­рые ти­пы па­трон­ных лент. Од­на из пер­вых пу­ле­мет­ных ма­тер­ча­тых па­трон­ных лент бы­ла спро­ек­ти­ро­ва­на для стан­ко­во­го пу­ле­ме­та «Кольт» М 1895. Она со­стоя­ла из двух скре­п­лен­ных хол­що­вых по­лос без ме­тал­ли­че­ских пла­сти­нок. По всей дли­не лен­та име­ла на­ши­тую по­ло­су, по­ка­зы­ваю­щую, с ка­кой сто­ро­ны ее сле­ду­ет сна­ря­жать, па­тро­на­ми. По­ло­жи­тель­ны­ми ка­че­ст­ва­ми та­кой па­трон­ной лен­ты яви­лись ма­лый шаг и вес, про­сто­та из­го­тов­ле­ния и хо­ро­шая гиб­кость. Од­на­ко эта лен­та ока­за­лась не­дос­та­точ­но проч­ной (осо­бен­но в мес­тах скре­п­ле­ния хол­що­вых по­лос); пло­хо фик­си­ро­ва­ла оп­ре­де­лен­ное по­ло­же­ние па­тро­на в лен­те при ее сна­ря­же­нии; не обес­пе­чи­ва­ла удоб­ст­во за­ря­жа­ния из-за от­сут­ст­вия ме­тал­ли­че­ских на­ко­неч­ни­ков и бы­ла край­не чув­ст­ви­тель­на к влия­нию влаж­но­сти вслед­ст­вие боль­шой гиг­ро­ско­пич­но­сти, что силь­но ме­ня­ло гиб­кость лен­ты и ве­ли­чи­ну уси­лия, по­треб­но­го для из­вле­че­ния па­тро­нов.

Хол­що­вая лен­та с ме­тал­ли­че­ски­ми пла­стин­ка­ми при­ме­ня­лась в стан­ко­вом пу­ле­ме­те «Мак­сим» обр. 1910 го­да. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние в Рос­сии по­лу­чи­ли хол­що­вые лен­ты к это­му пу­ле­ме­ту ем­ко­стью 250 па­тро­нов. В па­трон­ной лен­те к пу­ле­ме­ту «Мак­сим» хол­що­вые по­ло­сы скре­п­ля­лись ме­тал­ли­че­ски­ми пла­стин­ка­ми. Эти пла­стин­ки зна­чи­тель­но уп­ро­чи­ли хол­що­вую лен­ту, од­на­ко уве­ли­чи­ли ее шаг, что ухуд­ши­ло ус­ло­вия ра­бо­ты ме­ха­низ­ма по­да­чи. В этой лен­те не­ко­то­рые скре­п­ляю­щие пла­стин­ки лен­ты бы­ли длин­нее дру­гих. Они по­ка­зы­ва­ли по­ло­же­ния вер­шин пуль при пра­виль­но сна­ря­жен­ной лен­те, об­лег­чая ее сна­ря­же­ние и вы­рав­ни­ва­ние па­тро­нов в лен­те с по­мо­щью спе­ци­аль­но­го вы­рав­ни­ва­те­ля. На кон­цах лен­та име­ла ме­тал­ли­че­ские на­ко­неч­ни­ки для удоб­ст­ва за­ря­жа­ния.

К дос­то­ин­ст­вам этой хол­що­вой лен­ты так­же от­но­си­лись: про­сто­та, де­ше­виз­на, хо­ро­шая гиб­кость и от­но­си­тель­но ма­лая "мерт­вая" мас­са (на­при­мер, мас­са ма­тер­ча­той лен­ты к стан­ко­во­му пу­ле­ме­ту «Мак­сим» обр. 1910 го­да со­став­ля­ла 1,1 кг, мас­са ме­тал­ли­че­ской - 1,57 кг).

В то же вре­мя ей бы­ли при­су­щи и мно­гие не­дос­тат­ки, в пер­вую оче­редь: вы­со­кая гиг­ро­ско­пич­ность, т. е. спо­соб­ность впи­ты­вать вла­гу; вслед­ст­вие гиг­ро­ско­пич­но­сти хол­що­вой лен­ты из­ме­нял­ся ее шаг и уси­лие, не­об­хо­ди­мое для из­вле­че­ния па­тро­на из лен­ты; бо­лее бы­ст­рый из­нос по срав­не­нию с ме­тал­ли­че­ской лен­той; от­сут­ст­вие стро­гой фик­са­ции па­тро­нов в гнез­дах лен­ты.

Все это при­во­ди­ло к не­на­деж­ной ра­бо­те ме­ха­низ­мов по­да­чи пу­ле­ме­та «Мак­сим» и мно­го­чис­лен­ным за­держ­кам при стрель­бе. При дей­ст­вии вла­ги лен­та на­бу­ха­ла, те­ряя гиб­кость, и тре­бо­ва­ла боль­шо­го уси­лия для из­вле­че­ния па­тро­на из лен­ты, что слу­жи­ло до­пол­ни­тель­ной при­чи­ной за­дер­жек при стрель­бе. При вы­сы­ха­нии па­тро­ны ока­зы­ва­лись не­проч­но си­дя­щи­ми в гнез­дах, сме­ща­лись при стрель­бе. Кро­ме то­го, по­доб­ные лен­ты бы­ли под­вер­же­ны бы­ст­ро­му из­но­су. 

Ком­би­ни­ро­ван­ные лен­ты в сво­ей ос­но­ве те же ма­тер­ча­тые лен­ты, од­на­ко они име­ют ме­тал­ли­че­ские зве­нья для раз­ме­ще­ния па­тро­нов. Эти лен­ты в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни бы­ли из­бав­ле­ны от не­дос­тат­ков ма­тер­ча­тых лент, но из-за ос­тав­ших­ся не­дос­тат­ков и слож­но­сти в про­из­вод­ст­ве не по­лу­чи­ли ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния.

По­лу­же­ст­кие, или ме­тал­ли­че­ские, звень­е­вые па­трон­ные лен­ты по­лу­чи­ли са­мое ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние и в на­стоя­щее вре­мя ими снаб­жа­ют­ся все со­вре­мен­ные об­раз­цы ору­жия, спро­ек­ти­ро­ван­ные под лен­точ­ное пи­та­ние па­тро­на­ми, по­сколь­ку они удов­ле­тво­ря­ют всем предъ­яв­ляе­мым к ним тре­бо­ва­ни­ям. Зве­нья ме­тал­ли­че­ской лен­ты со­еди­ня­ют­ся ме­ж­ду со­бой или с по­мо­щью па­тро­нов, или по­сред­ст­вом спе­ци­аль­но уст­ро­ен­ных шар­ни­ров. При­ме­ром ме­тал­ли­че­ской па­трон­ной лен­ты мо­жет слу­жить па­трон­ная лен­та к еди­но­му пу­ле­ме­ту ПК/ПКМ. Она со­сто­ит из от­дель­ных уп­ру­гих звень­ев, вы­штам­по­ван­ных из лис­то­вой ста­ли, скре­п­лен­ных про­во­ло­кой, за­кру­чен­ной по вин­то­вой ли­нии. Па­трон­ные лен­ты та­ко­го ти­па име­ют срав­ни­тель­но не­боль­шой шаг, об­ла­да­ют хо­ро­шей проч­но­стью, хо­ро­шо фик­си­ру­ют по­ло­же­ние па­тро­на (в дан­ном слу­чае упо­ром ска­та гиль­зы). Па­тро­ны в них удер­жи­ва­ют­ся си­лой тре­ния, что не яв­ля­ет­ся дос­та­точ­но на­деж­ным и не обес­пе­чи­ва­ет хо­ро­шей ста­биль­но­сти уси­лия, по­треб­но­го для из­вле­че­ния па­тро­на из лен­ты. Со­еди­не­ние звень­ев с по­мо­щью про­во­ло­ки обес­пе­чи­ва­ет хо­ро­шую проч­ность и гиб­кость лен­ты. По­доб­ные ме­тал­ли­че­ской звень­е­вые лен­ты не из­ме­ня­ют сво­их ка­честв под дей­ст­ви­ем вла­ги, име­ют срав­ни­тель­но не­боль­шой вес и про­сты в из­го­тов­ле­нии.

По спо­со­бу со­еди­не­ния звень­ев раз­ли­ча­ют­ся ме­тал­ли­че­ские лен­ты с разъ­ем­ны­ми и не­разъ­ем­ны­ми звень­я­ми.

Разъ­ем­ные от­дель­ные зве­нья лен­ты со­еди­ня­ют­ся ме­ж­ду со­бой па­тро­на­ми при ее сна­ря­же­нии. Во вре­мя стрель­бы зве­нья та­ких лент по­сле­до­ва­тель­но рас­сы­па­ют­ся по­сле из­вле­че­ния оче­ред­но­го па­тро­на. Та­кие лен­ты име­ют ма­лый шаг и удоб­ны для об­ра­ще­ния с ни­ми в стес­нен­ных ус­ло­ви­ях, где длин­ная и гро­мозд­кая лен­та мо­жет ме­шать, на­при­мер, в тан­ках, са­мо­ход­ных ус­та­нов­ках, БТР и БМП, вер­то­ле­тах, так как рас­сы­пав­шие­ся зве­нья лен­ты ме­нее стес­ня­ют эки­паж, чем сплош­ная лен­та, а так­же по­зво­ля­ют обес­пе­чить лю­бую ем­кость сна­ря­жен­ной лен­ты. Су­ще­ст­вен­ным по­ло­жи­тель­ным ка­че­ст­вом лент это­го ти­па яв­ля­ет­ся воз­мож­ность по­лу­че­ния ма­ло­го ша­га, что для ско­ро­стрель­но­го ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия осо­бен­но цен­но, так как это улуч­ша­ет ус­ло­вия ра­бо­ты ме­ха­низ­ма по­да­чи лен­ты. Кро­ме то­го, от­дель­ные зве­нья лег­че уда­лить не­по­сред­ст­вен­но во вре­мя боя. Эти свой­ст­ва лент с разъ­ем­ны­ми звень­я­ми сде­ла­ли их чрез­вы­чай­но цен­ны­ми для авиа­ци­он­но­го и тан­ко­во­го стрел­ко­во­го воо­ру­же­ния. Сна­ря­же­ние по­доб­ных лент про­из­во­дит­ся в мес­те под­го­тов­ки тех­ни­ки пе­ред вы­хо­дом на бое­вое за­да­ние. Дли­на та­ких лент мо­жет быть про­из­воль­ной и час­то со­став­ля­ет 400-00 звень­ев.

В по­ле­вых сис­те­мах (стан­ко­вых, еди­ных и круп­но­ка­ли­бер­ных пе­хот­ных пу­ле­ме­тах) ис­поль­зу­ют­ся лен­ты с не­разъ­ем­ны­ми звень­я­ми, ко­то­рые со­еди­ня­ют­ся так, что в про­цес­се стрель­бы и экс­плуа­та­ции их разъ­е­ди­не­ние ис­клю­ча­ет­ся, по­зво­ляя та­ким об­ра­зом ис­поль­зо­вать их для по­втор­но­го сна­ря­же­ния. По­доб­ные па­трон­ные лен­ты пред­на­зна­че­ны для мно­го­крат­но­го ис­поль­зо­ва­ния. В то же вре­мя не­разъ­ем­ные лен­ты к ав­то­ма­ти­че­ско­му ору­жию, пред­на­зна­чен­но­му для бы­ст­ро­го пе­ре­ме­ще­ния в бою (руч­ным и еди­ным пу­ле­ме­там), яв­ля­ют­ся не­удоб­ны­ми, зна­чи­тель­но за­труд­ня­ют об­ра­ще­ние с ору­жи­ем. Не­разъ­ем­ные зве­нья име­ет па­трон­ная лен­та стан­ко­во­го пу­ле­ме­та сис­те­мы Го­рю­но­ва обр. 1943 го­да; еди­но­го пу­ле­ме­та Ка­лаш­ни­ко­ва ПК/ПКМ. Дли­на не­разъ­ем­ных лент со­став­ля­ет в сред­нем от 50 до 200/250 звень­ев.

С це­лью по­вы­ше­ния ма­нев­рен­ных свойств ору­жия час­то не­разъ­ем­ные лен­ты из­го­тав­ли­ва­ют со­став­ны­ми, ко­то­рые со­сто­ят из не­сколь­ких не­разъ­ем­ных лент не­боль­шой ем­ко­сти, со­еди­няе­мых с по­мо­щью па­тро­нов в лен­ту боль­шой ем­ко­сти. При­ме­ром со­став­ной па­трон­ной лен­ты мо­жет слу­жить лен­та к круп­но­ка­ли­бер­но­му пу­ле­ме­ту КПВ. Для этой це­ли лен­та име­ет спе­ци­аль­ной фор­мы край­ние зве­нья, по­зво­ляю­щие при­сое­ди­нять од­ну лен­ту к дру­гой. Лен­ты та­ко­го ти­па об­ла­да­ют пре­иму­ще­ст­ва­ми пе­ред не­со­став­ны­ми, так как мо­гут иметь ма­лую ем­кость и в слу­чае на­доб­но­сти со­еди­нять­ся, не тре­буя при стрель­бе до­пол­ни­тель­ных опе­ра­ций для сме­ны лент. Не­боль­шая ем­кость та­ких лент улуч­ша­ет ма­нев­рен­ность ору­жия, уст­ра­няя не­удоб­ст­ва, воз­ни­каю­щие при сви­са­нии длин­но­го кон­ца лен­ты боль­шой ем­ко­сти, что осо­бен­но важ­но для руч­ных пу­ле­ме­тов.

В за­ви­си­мо­сти от кон­ст­рук­ции зве­на ме­тал­ли­че­ские и ком­би­ни­ро­ван­ные па­трон­ные лен­ты мо­гут иметь замк­ну­тые и не­замк­ну­тые зве­нья.

Замк­ну­тое зве­но пол­но­стью ох­ва­ты­ва­ет гиль­зу па­тро­на. Из­вле­че­ние па­тро­на в ору­жии из та­ко­го зве­на воз­мож­но толь­ко на­зад. Ис­поль­зу­ют­ся та­кие лен­ты, как пра­ви­ло, толь­ко то­гда, ко­гда па­трон из-за на­ли­чия флан­це­вой гиль­зы ус­та­рев­шей кон­ст­рук­ции (с вы­сту­паю­щей за­краи­ной) нель­зя про­толк­нуть че­рез зве­но лен­ты. По­это­му лен­ты с замк­ну­ты­ми звень­я­ми при­ме­ня­ют­ся в об­раз­цах ору­жия с не­пря­мой по­да­чей па­тро­на, так на­зы­вае­мой двой­ной лен­точ­ной по­да­чей. При двой­ной по­да­че из­вле­че­ние па­тро­на из лен­ты про­ис­хо­дит во вре­мя дви­же­ния под­виж­ной сис­те­мы на­зад. По­сле из­вле­че­ния па­тро­на из лен­ты он опус­ка­ет­ся на не­ко­то­рую ве­ли­чи­ну и при об­рат­ном дви­же­нии за­тво­ра впе­ред до­сы­ла­ет­ся в па­трон­ник. Замк­ну­тые зве­нья име­ют па­трон­ные лен­ты: стан­ко­во­го пу­ле­ме­та Го­рю­но­ва обр. 1943 го­да; еди­но­го пу­ле­ме­та Ка­лаш­ни­ко­ва ПК/ПКМ.

Па­трон­ные лен­ты с не­замк­ну­ты­ми звень­я­ми при­ме­ня­ют­ся для бес­флан­це­вых па­тро­нов (с не­вы­сту­паю­щей за­краи­ной), в этом слу­чае не­замк­ну­тое зве­но ох­ва­ты­ва­ет толь­ко часть гиль­зы. Лен­ты с не­замк­ну­ты­ми звень­я­ми по­зво­ли­ли зна­чи­тель­но уп­ро­стить по­да­чу. Уп­ро­ще­ние по­да­чи дос­ти­га­ет­ся тем, что при не­замк­ну­том зве­не мож­но до­сы­лать па­трон в па­трон­ник не­по­сред­ст­вен­но по­сле по­да­чи лен­ты на один шаг, без про­ме­жу­точ­но­го эта­па - дви­же­ния па­тро­на на­зад.

При ис­поль­зо­ва­нии лен­ты с не­замк­ну­тым зве­ном па­трон при по­да­че на­пря­мую вы­тал­ки­ва­ет­ся за­тво­ром из зве­на лен­ты и по­да­ет­ся впе­ред в па­трон­ник или пред­ва­ри­тель­но сме­ща­ет­ся из зве­на лен­ты в бо­ко­вом на­прав­ле­нии в сто­ро­ну от­кры­той час­ти зве­на (вы­жи­ма­ни­ем из лен­ты). В со­от­вет­ст­вии с этим па­трон­ные лен­ты с не­замк­ну­ты­ми звень­я­ми раз­де­ля­ют на лен­ты со звень­я­ми для вы­жи­ма­ния па­тро­на и лен­ты со звень­я­ми для про­тал­ки­ва­ния па­тро­на. Пер­вым при­ме­ром мо­жет слу­жить ме­тал­ли­че­ская па­трон­ная лен­та пу­ле­ме­та Дег­тя­ре­ва РПД, рас­счи­тан­ная на про­тал­ки­ва­ние па­тро­нов. При­ме­ром па­трон­ной лен­ты с не­замк­ну­ты­ми звень­я­ми, рас­счи­тан­ны­ми на вы­жи­ма­ние па­тро­нов, слу­жит па­трон­ная лен­та пу­ле­ме­та ДШК обр. 1938 го­да. Осо­бен­но­стью кон­ст­рук­ции та­кой лен­ты яв­ля­ет­ся на­ли­чие длин­ных за­ги­бов звень­ев, имею­щих слож­ную фор­му и об­ла­даю­щих хо­ро­шей уп­ру­го­стью. Слож­ная фор­ма за­ги­бов звень­ев лен­ты объ­яс­ня­ет­ся ус­ло­вия­ми сна­ря­же­ния ее сбо­ку вжи­ма­ни­ем па­тро­нов в за­ги­бы звень­ев. Лен­та пу­ле­ме­та ДШК обр. 1938 го­да хо­ро­шо фик­си­ру­ет па­тро­ны и об­ла­да­ет дос­та­точ­ной проч­но­стью, хо­тя вы­сту­паю­щие за­ги­бы звень­ев тре­бу­ют ос­то­рож­но­го об­ра­ще­ния с лен­той.

Обе па­трон­ные лен­ты пу­ле­ме­тов ДШК и РПД име­ют за­ги­бы звень­ев, спо­соб­ные уп­ру­го де­фор­ми­ро­вать­ся. Это за­ста­ви­ло про­из­во­дить лен­ты из ста­ли, об­ла­даю­щей вы­со­ки­ми ме­ха­ни­че­ски­ми ка­че­ст­ва­ми.

Ем­кость су­ще­ст­вую­щих ме­тал­ли­че­ских звень­е­вых лент в за­ви­си­мо­сти от ору­жия бы­ва­ет от 50 до 250 па­тро­нов. Сле­ду­ет, од­на­ко, от­ме­тить, что не­ко­то­рые со­вре­мен­ные ме­тал­ли­че­ские лен­ты мо­гут быть при­ме­не­ны для лю­бо­го ко­ли­че­ст­ва па­тро­нов. Это дос­ти­га­ет­ся тем, что лен­та, на­при­мер на 50 па­тро­нов, мо­жет со­еди­нять­ся при по­мо­щи па­тро­на с дру­гой та­кой же лен­той. Та­ким спо­со­бом мож­но со­еди­нить сколь­ко угод­но лент ма­лой ем­ко­сти.

По­лу­же­ст­кие, ме­тал­ли­че­ские лен­ты по срав­не­нию с хол­що­вы­ми име­ют сле­дую­щие дос­то­ин­ст­ва: не­гиг­ро­ско­пич­ность, вслед­ст­вие че­го ра­бо­та лен­ты не за­ви­сит от ме­ст­ных и кли­ма­ти­че­ских ус­ло­вий при­ме­не­ния ору­жия; боль­шую жи­ву­честь и проч­ность; удоб­ст­во сна­ря­же­ния па­тро­на­ми; от­сут­ст­вие не­об­хо­ди­мо­сти вы­рав­ни­вать па­тро­ны по­сле сна­ря­же­ния.

В слу­чае, ес­ли у па­трон­ной лен­ты в ре­зуль­та­те экс­плуа­та­ции бу­дут по­гну­ты на­ко­неч­ник и зве­нья, их мож­но за­ме­нить; так­же под­ле­жат обя­за­тель­ной за­ме­не зве­нья с не­год­ны­ми со­еди­ни­тель­ны­ми эле­мен­та­ми (пру­жин­ка­ми) и лен­ты с уве­ли­чен­ным ша­гом, вы­зы­ваю­щим не­по­да­чу лен­ты в при­ем­ник.

Же­ст­кие лен­ты. Же­ст­кая лен­та пред­став­ля­ет со­бой ме­тал­ли­че­скую по­ло­су с вы­штам­по­ван­ны­ми в ней за­ги­ба­ми, об­ра­зую­щи­ми гнез­да для па­тро­нов, на­при­мер для стан­ко­во­го пу­ле­ме­та «Гоч­кисс» М 1914. Эти лен­ты не от­ли­ча­ют­ся ка­ки­ми-ли­бо су­ще­ст­вен­ны­ми пре­иму­ще­ст­ва­ми. Уст­рой­ст­во их срав­ни­тель­но про­сто, но ем­кость край­не ма­ла. Для уве­ли­че­ния ем­ко­сти от­дель­ные зве­нья же­ст­кой лен­ты (по 3 па­тро­на) со­еди­ня­лись шар­нир­но. В ито­ге по­лу­ча­ет­ся по­лу­же­ст­кая, но край­не гро­мозд­кая и не­удоб­ная лен­та.

Для удоб­ст­ва транс­пор­ти­ро­ва­ния и экс­плуа­та­ции сна­ря­жен­ные лен­ты в оп­ре­де­лен­ном по­ряд­ке ук­ла­ды­ва­ют­ся в па­трон­ные ко­роб­ки (ци­лин­д­ри­че­ские, на­при­мер - для пу­ле­ме­тов РПД или пря­мо­уголь­ные - для пу­ле­ме­тов ПК/ПКМ; ДШК/НСВ "Утес"; КПВ). 

В ци­лин­д­ри­че­ских ко­роб­ках лен­та свер­ты­ва­ет­ся ру­ло­ном и при ее пе­ре­ме­ще­нии в ору­жии вра­ща­ет­ся весь ру­лон, на это рас­хо­ду­ет­ся зна­чи­тель­ная энер­гия.

В пря­мо­уголь­ных ко­роб­ках па­трон­ная лен­та ук­ла­ды­ва­ет­ся ря­да­ми по­пе­рек ко­роб­ки. При ра­бо­те ме­ха­низ­ма по­да­чи пе­ре­ме­ща­ют­ся толь­ко сви­саю­щая часть лен­ты и па­тро­ны верх­не­го ря­да в ко­роб­ке. Па­трон­ные ко­роб­ки для па­тро­нов ка­либ­ра 12,7- (ДШК/НСВ) и 14,5-мм (КПВ) от­ли­ча­ют­ся боль­шей ши­ри­ной, чем ко­роб­ки, пред­на­зна­чен­ные для 7,62-мм па­тро­нов (ПК/ПКМ). На крыш­ках па­трон­ных ко­ро­бок для пу­ле­ме­тов ПК/ПКМ по­след­них го­дов из­го­тов­ле­ния вы­дав­ле­ны си­лу­эты па­тро­нов, по­ка­зы­ваю­щие на­прав­ле­ние ук­лад­ки лен­ты.

В тан­ко­вом и авиа­ци­он­ном ору­жии па­трон­ные лен­ты ук­ла­ды­ва­ют­ся в ко­роб­ки вда­ли от ору­жия и под­во­дят­ся к ору­жию по же­ст­ким или гиб­ким ру­ка­вам лен­то­при­ем­ни­ков. При боль­шой дли­не лен­ты в та­ких сис­те­мах при­хо­дит­ся ус­та­нав­ли­вать до­пол­ни­тель­но ме­ха­низ­мы под­тя­га лен­ты, ра­бо­таю­щие от элек­тро­дви­га­те­ля или пнев­мо­при­во­да син­хрон­но с ору­жи­ем.

Пря­мо­уголь­ные па­трон­ные ко­роб­ки в со­вре­мен­ном ав­то­ма­ти­че­ском ору­жии по­лу­чи­ли наи­бо­лее ши­ро­кое при­ме­не­ние. Раз­ме­ры пря­мо­уголь­ных па­трон­ных ко­ро­бок за­ви­сят от ви­да па­тро­на и ко­ли­че­ст­ва па­тро­нов в лен­те. По­сколь­ку для пу­ле­ме­тов СГМ, ПК/ПКМ и ПКТ при­ме­ня­ют­ся од­ни и те же 7,62-мм вин­то­воч­ные па­тро­ны обр. 1908 го­да, то па­трон­ные ко­роб­ки в этих пу­ле­ме­тах взаи­мо­за­ме­няе­мы. В Рос­сий­ской ар­мии ис­поль­зу­ют­ся па­трон­ные ко­роб­ки ем­ко­стью на 100, 200, 250 па­тро­нов, при этом по­след­няя па­трон­ная ко­роб­ка по­вы­шен­ной ем­ко­сти пред­на­зна­че­на спе­ци­аль­но для тан­ко­вых пу­ле­ме­тов СГМТ и ПКТ.

Война в Сирии
Свежее видео Сирия
Война на Украине
Война в Южной Осетии
Война в Афганистане
Свежее видео Украина
От администрации
Статистика
» Личный состав
Всего: 6553
Новых за месяц: 134
Новых за неделю: 23
Новых вчера: 4
Новых сегодня: 0

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 7
Солдат: 7
Офицеров: 0

Кто нас сегодня посетил

При копировании материалов, активная ссылка на www.Soldati-Russian.ru обязательна!

«Солдаты РФ» © 2010-2017 Все права защищены