Суббота, 25.11.2017, 06:45
Меню
Чеченская война
Интервью
Присоединяйся!
Рассказы участников Чечни
Армия России
Популярное на блоге



15 мая 1948 го­да бы­ло про­воз­гла­ше­но го­су­дар­ст­во Из­ра­иль. В тот же день ар­мии Ли­ва­на, Си­рии, Егип­та, Тран­си­ор­да­нии и Ира­ка на­ча­ли вой­ну про­тив Из­раи­ля. Пре­вос­ход­ст­во еги­пет­ско­го фло­та бы­ло то­таль­ным. Что­бы ему про­ти­во­сто­ять, бы­ло ре­ше­но ис­поль­зо­вать про­тив еги­пет­ских ко­раб­лей управ­ляе­мые че­ло­ве­ком тор­пе­ды "Ка­риш". Соз­да­ние под­раз­де­ле­ния по­ру­чи­ли Ури Брах­ма­ну, в про­шлом тех­ни­ку "Мор­ско­го зве­на". В со­ста­ве но­во­го под­раз­де­ле­ния бы­ло 6 бой­цов и 5 тех­ни­ков. Кро­ме Ури ни один не был зна­ком ра­нее с "Ка­риш". По­сле тре­ни­ро­вок под­раз­де­ле­ние бы­ло го­то­во к бою, не­сколь­ко раз вы­хо­ди­ло в мо­ре в по­ис­ках це­ли, но при­ме­нить "Ка­риш" так и не уда­лось. В се­ре­ди­не ию­ля ве­те­ран мор­ско­го взво­да Изи Па­хаб воз­гла­вил под­раз­де­ле­ние и стал тре­ни­ро­вать его бой­цов при­ме­не­нию мин на мо­ре. В на­ча­ле ию­ля ко­ман­до­ва­ние ВМС при­ня­ло ре­ше­ние соз­дать так­же ди­вер­си­он­ное под­раз­де­ле­ние на­по­до­бие "Мор­ско­го зве­на". Ра­бо­ту по­ру­чи­ли Аха­ро­ну Бе­н-Й­о­се­фу по клич­ке Эс­ки­мо, по­это­му не­офи­ци­аль­но под­раз­де­ле­ние на­зы­ва­лось "Ком­ман­до Эс­ки­мо". Ба­за под­раз­де­ле­ния бы­ла в Яф­фо, за­тем - в Кей­са­рии. Под­раз­де­ле­ние на­счи­ты­ва­ло 20 че­ло­век. Вско­ре из Ита­лии при­бы­ло пер­вое на­стоя­щее во­до­лаз­ное обо­ру­до­ва­ние, но поль­зо­вать­ся им по­ка ни­кто не умел.

"Гра­би­тель" и но­вое под­раз­де­ле­ние

В кон­це мар­та 1948 го­да из Юго­сла­вии в Ли­ван вы­шло суд­но "Лии­но" с гру­зом, со­стоя­щим из 8000 вин­то­вок, 8 мил­лио­нов па­тро­нов, а так­же гра­на­та­ми и взрыв­чат­кой для па­ле­стин­ских ара­бов.

На пу­ти в Ли­ван в свя­зи с по­лом­кой "Лии­но" бы­ло от­бук­си­ро­ва­но в порт Ба­рии (Ита­лия). Там его и ре­ши­ли взо­рвать. В ночь с 9 на 10 ап­ре­ля Йос­ле Дро­ру и Бе­ни Кра­виц за­ми­ни­ро­ва­ли суд­но, и ут­ром 10 ап­ре­ля пя­ти­ки­ло­грам­мо­вая ми­на взо­рва­лась. Суд­но за­то­ну­ло.

В даль­ней­шем ору­жие бы­ло под­ня­то, пе­ре­гру­же­но на италь­ян­ское суд­но "Ард­жи­ро" и от­прав­ле­но в Ли­ван, но бы­ло пе­ре­хва­че­но из­ра­иль­ски­ми кор­ве­та­ми. Опе­ра­ция по за­хва­ту ору­жия по­лу­чи­ла на­зва­ние "Шо­дед" ("Гра­би­тель").

В свя­зи с ус­пе­хом опе­ра­ции 13 мая 1948 го­да в Ита­лии бы­ло соз­да­но по­сто­ян­ное мор­ское ди­вер­си­он­ное под­раз­де­ле­ние для борь­бы с им­пор­том ору­жия. Его ко­ман­ди­ром стал Ам­нон Йо­на, а Йос­ле Дрор был на­зна­чен его за­мес­ти­те­лем. В Ев­ро­пе про­ве­ли на­бор 20 доб­ро­воль­цев, из ко­то­рых ото­бра­ли толь­ко че­ты­рех. Бы­ло ис­пы­та­но не­сколь­ко ти­пов во­до­лаз­но­го обо­ру­до­ва­ния. Кро­ме то­го Йос­ле на­шёл Лу­ид­жи Фе­ре­ро, быв­ше­го бой­ца италь­ян­ских мор­ских ком­ман­дос, уча­ст­во­вав­ше­го в по­то­п­ле­нии 4 анг­лий­ских тор­го­вых су­дов. Под ви­дом спорт­сме­на из Юж­ной Аф­ри­ки Йос­ле по­лу­чил у Лу­ид­жи ряд уро­ков под­вод­но­го пла­ва­ния с по­мо­щью ак­ва­лан­гов. Кро­ме то­го, в Ита­лии был най­ден сер­жант Фио­рен­цо Ка­прио­ти, в про­шлом бо­ец 10-й фло­ти­лии штур­мо­вых средств, уча­ст­во­вав­ший в ата­ке на крей­сер "Йорк". Бы­ло ре­ше­но на­нять его в ка­че­ст­ве ин­ст­рук­то­ра, не­смот­ря на его фа­ши­ст­ские взгля­ды.

Вско­ре в Ита­лию при­был и Да­вид Пру­мер, ко­то­рый скон­ст­руи­ро­вал ми­ну с эле­мен­том не­из­вле­кае­мо­сти, а так­же смог по­лу­чить от италь­ян­цев чер­тёж ми­ны с де­тек­то­ром дви­же­ния - ми­на взры­ва­лась че­рез оп­ре­де­лён­ное вре­мя по­сле то­го, как суд­но по­ки­да­ло порт. В Ита­лии уда­лось най­ти и за­вод, вы­пус­кав­ший взры­ваю­щие­ся ка­те­ра в го­ды вой­ны.

Но эф­фек­тив­ность бое­вой ра­бо­ты под­раз­де­ле­ния не со­от­вет­ст­во­ва­ла за­тра­там. В кон­це ав­гу­ста 1948 го­да Йос­ле Дрор вер­нул­ся в Из­ра­иль вме­сте с за­ку­п­лен­ным во­до­лаз­ным сна­ря­же­ни­ем, а че­рез 2 ме­ся­ца вер­ну­лись и ос­таль­ные бой­цы.

По­сле воз­вра­ще­ния из Ев­ро­пы Йо­хай Би­н-Нун соз­дал под­раз­де­ле­ние взры­ваю­щих­ся ка­те­ров с ба­зой в Тве­рии, на озе­ре Ки­не­рет. Под­раз­де­ле­ние на­счи­ты­ва­ло око­ло 20 че­ло­век, вклю­чая 12 бой­цов. В Ита­лии бы­ло по­строе­но 6 взры­ваю­щих­ся ка­те­ров.

Для мас­ки­ров­ки под­раз­де­ле­ние по­лу­чи­ло на­зва­ние "Под­раз­де­ле­ние спа­са­тель­ных ка­те­ров". Осе­нью 1948 го­да "Ка­риш" был рас­фор­ми­ро­ван. С это­го мо­мен­та в со­ста­ве ВМС Из­раи­ля ос­та­ва­лись спец­под­раз­де­ле­ния взры­ваю­щих­ся ка­те­ров и бое­вых плов­цов.

В ок­тяб­ре 1948 го­да на­ча­лась опе­ра­ция "Йоав" по ос­во­бо­ж­де­нию за­пад­но­го Не­ге­ва, в хо­де ко­то­рой впер­вые при­ме­ни­ли взры­ваю­щие­ся ка­те­ра. Ут­ром 22 ок­тяб­ря у по­бе­ре­жья Га­зы бы­ли об­на­ру­же­ны флаг­ман еги­пет­ско­го фло­та сто­ро­же­вой ко­рабль "Эль-А­мир Фа­рук" во­до­из­ме­ще­ни­ем 1440 тонн и траль­щик ти­па B.Y.M.S. во­до­из­ме­ще­ни­ем 215 тонн.

В ата­ке уча­ст­во­ва­ли два удар­ных ка­те­ра пер­вой вол­ны, один удар­ный за­пас­ной и один спа­са­тель­ный. Йо­хай на­хо­дил­ся на за­пас­ном ка­те­ре. Ата­ка на­ча­лась в 22.00, но по ошиб­ке оба ка­те­ра ата­ко­ва­ли "Эль-А­мир Фа­рук", и то­гда Йо­хай на­пра­вил свой ка­тер на траль­щик. Ата­ка уда­лась - "Эль-А­мир Фа­рук" за­то­нул, траль­щик был силь­но по­вре­ж­дён. Спа­са­тель­ный ка­тер со­брал всех бой­цов и в 22.25 по­ки­нул рай­он.

По­сле это­го в Ита­лии бы­ло за­ку­п­ле­но ещё 6 взры­ваю­щих­ся ка­те­ров, а так­же два бы­ст­ро­ход­ных ка­те­ра, по­лу­чив­шие на­зва­ние "Си­няя пти­ца".

В 1949 го­ду вой­на за не­за­ви­си­мость за­вер­ши­лась.

Соз­да­ние 13-й фло­ти­лии

В на­ча­ле 1950 го­да два мор­ских спец­под­раз­де­ле­ния бы­ли объ­е­ди­не­ны и по­лу­чи­ли на­зва­ние "13-я фло­ти­лия" ("Шайетет-13", Ш-13). Йо­хай Би­н-Нун стал ко­ман­ди­ром под­раз­де­ле­ния, Йос­ле Дрор - за­мес­ти­те­лем.

В этот пе­ри­од в под­раз­де­ле­нии име­лось все­го 10 ап­па­ра­тов замк­ну­то­го цик­ла италь­ян­ской фир­мы "Фи­ре­ли". По их об­раз­цу в Из­раи­ле бы­ло вы­пу­ще­но 50 ап­па­ра­тов, но их ка­че­ст­во бы­ло го­раз­до ху­же италь­ян­ских, и пред­на­зна­ча­лись они толь­ко для тре­ни­ро­вок.

В на­ча­ле 1950 го­да ко­ман­ди­ром Ш-13 стал Изи Па­хав. В ап­ре­ле Ш-13 пе­ре­дис­ло­ци­ро­ва­лось на но­вую ба­зу в Хай­фе. В ок­тяб­ре 1951 го­да Изи Па­хав был на­прав­лен для ор­га­ни­за­ции раз­ве­ды­ва­тель­но-ди­вер­си­он­ной се­ти в Егип­те. На вре­мя его от­сут­ст­вия ко­ман­ди­ром стал Яков Це­сис. По­сле сво­его воз­вра­ще­ния Па­хав вновь за­нял долж­ность ко­ман­ди­ра Ш-13.

В хо­де вой­ны 1948-1949 го­дов в Ш-13 бы­ло под­го­тов­ле­но 12 опе­ра­то­ров взры­ваю­щих­ся ка­те­ров и 30 бое­вых плов­цов. Ещё 18 че­ло­век за­кон­чи­ли кур­сы в 1949 го­ду. Че­рез год на курс на­бра­ли 70 че­ло­век. Обу­че­ние дли­лось 1,5 го­да и вклю­ча­ло курс мо­ло­до­го бой­ца, курс управ­ле­ния па­рус­ны­ми и греб­ны­ми лод­ка­ми, су­хо­пут­ный курс ко­ман­ди­ров от­де­ле­ний, по­лу­го­до­вой курс спе­циа­ли­за­ции. Обу­че­ние за­вер­ши­ло око­ло 30 че­ло­век.

В тот пе­ри­од срок сроч­ной служ­бы со­став­лял 2 го­да, и боль­шин­ст­во по­сле ее окон­ча­ния уволь­ня­лись.

С 1952 го­да на­ча­лись тре­ни­ров­ки по прыж­кам с па­ра­шю­том на во­ду. Про­во­ди­лись уче­ния по транс­пор­ти­ров­ке и вы­груз­ке ка­те­ров с ба­зо­вых ко­раб­лей, по втор­же­нию в пор­ты про­тив­ни­ка и по унич­то­же­нию раз­лич­ных бе­ре­го­вых объ­ек­тов.

В том же го­ду был про­ве­ден ус­ко­рен­ный курс мор­ских ком­ман­дос. Его за­кон­чи­ли 7 че­ло­век, боль­шин­ст­во из них в по­сле­дую­щем ста­ли стар­ши­ми офи­це­ра­ми ВМС.

В 1953 го­ду из 120 че­ло­век, на­бран­ных из при­зыв­ни­ков, обу­че­ние за­кон­чи­ли все­го 16.

Важ­ную роль в раз­ви­тии под­раз­де­ле­ния сыг­ра­ло то, что в 1953 го­ду Дов Ша­пир и Бо­аз Ац­мон про­шли обу­че­ние на кур­се бри­тан­ской SBS.

Так­же бой­цов Ш-13 на­прав­ля­ли на кур­сы пе­хот­ных офи­це­ров, а Изи Па­хав, Ха­дар Ким­хи и Ян­ке­ле Ри­тов про­шли обу­че­ние по про­грам­ме ко­ман­ди­ров ба­таль­о­нов. В даль­ней­шем бой­цов Ш-13 по­сы­ла­ли на крат­ко­сроч­ные офи­цер­ские кур­сы "АГА­Ми", где го­то­ви­ли офи­це­ров - тан­ки­стов, ар­тил­ле­ри­стов, войск ПВО и т.п.

В 1955 го­ду на курс мор­ских офи­це­ров "Хов­лим" бы­ло на­прав­ле­но 13 бой­цов фло­ти­лии.

В са­мой Ш-13 был ор­га­ни­зо­ван курс ко­ман­ди­ров под­раз­де­ле­ний, по ана­ло­гии с кур­сом ко­ман­ди­ров рот ар­мии обо­ро­ны Из­раи­ля. По пред­ло­же­нию Ким­хи, Ш-13 был раз­де­лен на 2 ди­ви­зио­на: учеб­ный ("паль­гат хад­ра­ха") и бое­вой ("паль­гат мив­ца­им").

Для от­бо­ра в Ш-13 был раз­ра­бо­тан мар­ш-б­ро­сок на 214 км - от Рош-а­-Н­икра на се­ве­ре Из­раи­ля и до Аш­ке­ло­на на юге, с 2 ноч­ле­га­ми - в Ат­ли­те и Не­та­нии. Дли­тель­ное вре­мя этот мар­ш-б­ро­сок, ко­то­рый про­хо­дил по­сле кур­са мо­ло­до­го бой­ца (КМБ), был ос­нов­ным кри­те­ри­ем от­бо­ра в Ш-13. Так, в 1955 го­ду из 42 стар­то­вав­ших фи­ни­ши­ро­ва­ли 26.

В те го­ды не­од­но­крат­но про­во­ди­лись уче­ния на ост­ро­вах в Сре­ди­зем­ном мо­ре, при­чём без раз­ре­ше­ния стран, ко­то­рым эти ост­ро­ва при­над­ле­жа­ли. В 1955 го­ду бы­ло про­ве­де­но 3 ноч­ных уче­ния на тер­ри­то­рии Ли­ва­на, в хо­де ко­то­рых ве­лась раз­вед­ка. Кро­ме то­го, бой­цы фло­ти­лии пла­ва­ли как чле­ны эки­па­жа на ры­бо­ло­вец­ких су­дах и ез­ди­ли в Ев­ро­пу для оз­на­ком­ле­ния с уст­рой­ст­вом раз­лич­ных пор­тов.

В на­ча­ле 1950-х го­дов ос­нов­ным ино­стран­ным парт­нё­ром Ш-13 бы­ла Ита­лия. Од­на­ко италь­ян­цы ста­ра­лись боль­ше нау­чить­ся у Ш-13, чем учить са­мим.

В 1955 го­ду на­ча­лось ак­тив­ное по­ли­ти­че­ское и во­ен­ное со­труд­ни­че­ст­во Из­раи­ля с Фран­ци­ей. Офи­це­ры Ш-13 по­се­ти­ли 3 спе­ци­аль­ных мор­ских под­раз­де­ле­ния Фран­ции - "Ком­ман­до Юбер" (Hubert) в Ту­ло­не, под­раз­де­ле­ние бое­вых плов­цов Ино­стран­но­го ле­гио­на на Кор­си­ке и под­раз­де­ле­ние обо­ро­ни­тель­ных во­до­ла­зов. По­сле это­го бой­цы Ш-13 на­ча­ли про­хо­дить 6-недельный курс под­го­тов­ки во Фран­ции. На­чал­ся пе­ре­ход на фран­цуз­скую тех­ни­ку (но­вые лас­ты, ре­зи­но­вые лод­ки с внеш­ни­ми дви­га­те­ля­ми, под­вод­ные ком­па­сы и глу­би­но­ме­ры) и, са­мое глав­ное, на но­вые фран­цуз­ские ды­ха­тель­ные ап­па­ра­ты "Ок­сид­жер", по­зво­ляв­шие на­хо­дить­ся под во­дой 3 ча­са вме­сто 45 ми­нут, как это бы­ло на италь­ян­ских об­раз­цах. Это при­ве­ло к из­ме­не­нию так­ти­ки. Ес­ли рань­ше бой­цы плы­ли к це­ли, ны­ряя лишь на по­след­нем эта­пе, то те­перь весь путь мож­но бы­ло пре­одо­ле­вать под во­дой. Кро­ме то­го, во Фран­ции Ш-13 впер­вые по­зна­ко­ми­лась с ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми бук­си­ров­щи­ка­ми ти­па "Дель­фин".

С фран­цу­за­ми про­во­ди­лись мно­го­чис­лен­ные со­вме­ст­ные уче­ния. Так, в хо­де од­но­го из них Ш-13 ата­ко­ва­ла порт Ту­лон, а бой­цы "Ком­ман­до Юбер" за­щи­ща­ли его. Про­во­ди­лись со­вме­ст­ные прыж­ки с па­ра­шю­том на во­ду. Изу­ча­лась так­ти­ка обо­ро­ны сво­их баз. Од­на­ко поз­же со­труд­ни­че­ст­во пре­кра­ти­лось по по­ли­ти­че­ским мо­ти­вам.

С 1951 по 1956 год бой­цы фло­ти­лии ве­ли раз­вед­ку пор­тов ве­ро­ят­но­го про­тив­ни­ка в ак­ва­то­рии Сре­ди­зем­но­го и Крас­но­го мо­рей.

В 1956 го­ду фло­ти­лия при­ня­ла уча­стие в бое­вых дей­ст­ви­ях по за­хва­ту Си­най­ско­го по­лу­ост­ро­ва. В тот пе­ри­од Ш-13 име­ла все­го 18 бой­цов, про­шед­ших весь цикл под­го­тов­ки, вклю­чая бой­цов на кур­се мор­ских офи­це­ров. Из них 8 бы­ли бое­вы­ми плов­ца­ми и 10 - опе­ра­то­ра­ми взры­ваю­щих­ся ка­те­ров. ПСД "Ха­зир", ко­то­рые на­ча­ли раз­ра­ба­ты­вать еще в на­ча­ле 1950-х, взяв за об­ра­зец италь­ян­скую "Май­я­ле", всё ещё не бы­ли бое­спо­соб­ны, а "Дель­фи­ны" во­об­ще не бы­ли при­ня­ты на воо­ру­же­ние. С на­ча­лом вой­ны бы­ло мо­би­ли­зо­ва­но 40 ре­зер­ви­стов фло­ти­лии. Прав­да, ис­поль­зо­ва­лись они не по на­зна­че­нию, как пе­хо­та. Мно­го­крат­ные по­пыт­ки при­ме­нить спец­наз фло­та так и не увен­ча­лись ус­пе­хом.

В 1968 го­ду к на­ча­лу шес­ти­днев­ной вой­ны в со­ста­ве фло­ти­лии на­хо­ди­лось 20 бой­цов, че­ты­ре тор­пе­ды "Ха­зир", не­сколь­ко взры­ваю­щих­ся ка­те­ров и лег­ко­во­до­лаз­ное сна­ря­же­ние.

Но да­же эти си­лы и сред­ст­ва по ря­ду при­чин при­ме­нить в вой­не не уда­лось. Это по­дор­ва­ло мо­раль­ный дух бой­цов фло­ти­лии, часть из них по­ки­ну­ла под­раз­де­ле­ние.

Вско­ре пре­зи­дент Егип­та объ­я­вил о так на­зы­вае­мой "вой­не на ис­то­ще­ние". Во вре­мя этой вой­ны Ш-13 про­ве­ла пер­вые рей­ды и на­ле­ты в глу­би­не тер­ри­то­рии вра­га. Три са­мые из­вест­ные опе­ра­ции про­шли в 1969 го­ду: рейд на Ада­бию, на­лет на Зе­ле­ный ост­ров и опе­ра­ция "Эс­корт" - ди­вер­сия в од­ном из еги­пет­ских пор­тов.

В 1969-1970 го­дах от­ряд так­же при­ни­мал уча­стие в не­сколь­ких спе­ци­аль­ных и ши­ро­ко­мас­штаб­ных опе­ра­ци­ях. Как пе­ред вой­ной Суд­но­го дня, так и в хо­де нее Ш-13 при­ме­ня­лась в не­сколь­ких опе­ра­ци­ях с той или иной сте­пе­нью ус­пе­ха. Так, 16 ок­тяб­ря 1973 го­да бы­ли по­то­п­ле­ны и серь­ез­но по­вре­ж­де­ны не­сколь­ко ко­раб­лей раз­лич­но­го ти­па. Но на об­рат­ном пу­ти один из "Ха­зи­ров" за­то­нул и два бой­ца про­па­ли без вес­ти.

Вой­на и опе­ра­ции, про­ве­ден­ные бое­вы­ми плов­ца­ми, по­ка­за­ли, что без точ­ных раз­вед­дан­ных и со­от­вет­ст­вую­щей под­го­тов­ки вряд ли мож­но че­го-то до­бить­ся. По­сле вой­ны 1973 го­да был про­ве­ден ряд из­ме­не­ний в под­го­тов­ке бое­вых плов­цов с уче­том про­шлых не­удач. Это при­нес­ло оп­ре­де­лен­ный ре­зуль­тат.

Вто­рая по­ло­ви­на 70-х так­же оз­на­ме­но­ва­лась не­пре­рыв­ной ра­бо­той в Ли­ва­не. Но ес­ли вна­ча­ле боль­шин­ст­во опе­ра­ций бы­ли на­зем­ны­ми, то в по­сле­дую­щем на­ча­лись и под­вод­ные. Бое­вые плов­цы по­сто­ян­но под­ры­ва­ли ко­раб­ли и су­да тер­ро­ри­стов в пор­тах Цу­ра, Ци­до­на, Три­по­ли.

За­слу­жен­ное при­зна­ние

В 1979 го­ду ко­ман­ди­ром Ш-13 на­зна­ча­ет­ся пол­ков­ник Ами Ая­лон - че­ло­век не­ор­ди­нар­ный, об­ла­даю­щий силь­ным и уп­ря­мым ха­рак­те­ром, но не все­ми в от­ря­де при­ня­тый. Од­на­ко Ая­ло­на это от­нюдь не сму­ти­ло. Бо­лее то­го, на пер­вом же со­ве­ща­нии он со­брал всех офи­це­ров и зая­вил, что вво­дит же­ст­кую дис­ци­п­ли­ну. И ес­ли во вре­мя про­ве­де­ния опе­ра­ций и тре­ни­ро­вок про­блем с ней не бы­ло, то в по­все­днев­ной жиз­ни - дос­та­точ­но. Ая­лон счи­тал это не­до­пус­ти­мым.

Ая­лон из­ме­нил прин­цип под­го­тов­ки и ввел спе­циа­ли­за­цию. Так­же он ввел долж­ность ко­ман­ди­ра опе­ра­тив­но­го от­ря­да - ана­лог на­чаль­ни­ка опе­ра­тив­но­го от­де­ле­ния шта­ба от­ря­да в рос­сий­ском спец­на­зе. В его за­да­чи вхо­ди­ло пла­ни­ро­ва­ние и ру­ко­во­дство слож­ны­ми опе­ра­ция­ми.

Пе­ри­од ко­ман­до­ва­ния Ая­ло­на за­пом­нил­ся ин­тен­сив­но­стью и слож­но­стью опе­ра­ций.

Про­ве­дя до кон­ца го­да еще с де­ся­ток опе­ра­ций толь­ко на ли­ван­ском на­прав­ле­нии, от­ряд был от­ме­чен в при­ка­зе на­чаль­ни­ка ген­шта­ба как луч­шее спе­ци­аль­ное под­раз­де­ле­ние ар­мии. Сле­дую­щий раз по­доб­ную на­гра­ду бой­цы по­лу­чат толь­ко спус­тя 21 год.

По­ми­мо опе­ра­ций в Ли­ва­не и тай­ных опе­ра­ций в ин­те­ре­сах раз­вед­ки, бой­цы от­ря­да уча­ст­во­ва­ли в обес­пе­че­нии спе­ци­аль­ных опе­ра­ций на юге и за ру­бе­жом стра­ны.

1982 год стал го­дом на­ча­ла ли­ван­ской вой­ны.

В хо­де опе­ра­ции "Мир в Га­ли­лее" Ш-13 ре­ша­ла за­да­чи по об­на­ру­же­нию под­хо­дя­ще­го бе­ре­га для вы­сад­ки де­сан­та и тех­ни­ки, обес­пе­че­нию безо­пас­но­сти вы­сад­ки, ве­де­нию раз­вед­ки на при­мор­ском на­прав­ле­нии, ус­та­нов­ке за­сад в мес­тах воз­мож­но­го по­яв­ле­ния бое­ви­ков.

Вплоть до вы­во­да ос­нов­ной час­ти войск из Ли­ва­на в 1985 го­ду от­ряд про­во­дил спе­ци­аль­ные опе­ра­ции в Бей­ру­те и на мор­ском на­прав­ле­нии, бла­го­да­ря ко­то­рым ни од­на ата­ка тер­ро­ри­стов с мо­ря не дос­тиг­ла це­ли.

Сра­зу по окон­ча­нии вой­ны внут­ри фло­та и от­ря­да бы­ла про­ве­де­на встре­ча ме­ж­ду бой­ца­ми и ру­ко­во­дством, на ко­то­рой об­су­ж­да­лись опе­ра­ции от­ря­да. Чуть поз­же ана­лиз дей­ст­вий про­шел и в са­мом от­ря­де. По­ми­мо чис­то че­ло­ве­че­ско­го фак­то­ра, рас­смат­ри­ва­лись и тех­ни­че­ские де­та­ли: серь­ез­ные не­по­лад­ки в ПСД, про­бле­мы с ми­на­ми и мно­гое дру­гое.

В те­че­ние ко­рот­ко­го вре­ме­ни бы­ли по­лу­че­ны но­вые ми­ны и под­вод­ное сна­ря­же­ние.

В де­вя­но­стых го­дах во­ен­но-мор­ской спец­наз про­вел ряд опе­ра­ций в глу­би­не Ли­ва­на, в хо­де ко­то­рых ми­ни­ро­вал мар­шру­ты дви­же­ния тер­ро­ри­стов и вел раз­вед­ку. В ночь с 4 на 5 сен­тяб­ря 1997 го­да од­на из групп по­па­ла в за­са­ду бое­ви­ков "Хез­бол­лы". В ре­зуль­та­те груп­па из 16 че­ло­век по­те­ря­ла 11 бой­цов, в том чис­ле ко­ман­ди­ра. Но эта тра­ге­дия не сло­ми­ла дух мор­ских ком­ман­дос. Их ак­тив­ная дея­тель­ность про­тив бое­ви­ков про­дол­жа­ет­ся и в на­стоя­щее вре­мя.

Опе­ра­ций, ко­то­рые про­ве­ла 13-я фло­ти­лия фло­та Из­раи­ля, на­столь­ко мно­го, что для их опи­са­ния тре­бу­ет­ся от­дель­ный рас­сказ.

Для то­го что­бы по­пасть в от­ряд, не­об­хо­ди­мо прой­ти два от­бо­роч­ных кур­са ("ги­буш"). От­бор не са­мый тя­же­лый и при­зван про­ве­рить пси­хо­ло­ги­че­ское со­стоя­ние при­зыв­ни­ков. Пер­вый этап - про­вер­ка фи­зи­че­ских воз­мож­но­стей. Вто­рой этап про­во­дят ве­те­ра­ны от­ря­да. Ка­ж­до­му кан­ди­да­ту да­ют вин­тов­ку М-16, два лит­ра во­ды, но­сил­ки и меш­ки с пес­ком ве­сом око­ло 15 кг, с ко­то­рым они хо­дят все дни. В про­цес­се от­бо­ра со­вер­ша­ют­ся ре­гу­ляр­ные пе­шие пе­ре­хо­ды, в ос­нов­ном по пес­ку, пе­рио­ди­че­ски пе­ре­хо­дя­щие в бег. В кон­це дня кан­ди­да­там да­ют от­дох­нуть и пе­ре­ку­сить, и поч­ти сра­зу на­чи­на­ет­ся этап, име­ную­щий­ся "ха-ти­зу­зим", во вре­мя ко­то­ро­го пар­ней за­став­ля­ют пол­зать и бе­гать с но­сил­ка­ми и меш­ка­ми. Да­ют­ся раз­лич­ные кол­лек­тив­ные за­да­ния по ори­ен­ти­ро­ва­нию. Не­сколь­ко за­да­ний вы­пол­ня­ют­ся в во­де.

Вы­дер­жав­шие ис­пы­та­ния про­хо­дят до­пол­ни­тель­ную ме­ди­цин­скую и пси­хо­ло­ги­че­скую про­вер­ку.

Кро­ме то­го "ги­буш" мо­гут прой­ти и доб­ро­воль­цы-стар­ше­класс­ни­ки на од­ной из во­ен­но-мор­ских баз под ру­ко­во­дством ве­те­ра­нов от­ря­да. Та­кой курс на­зы­ва­ет­ся "гад­нат цли­ла", в хо­де ко­то­ро­го в те­че­ние де­ся­ти дней от­би­ра­ют­ся наи­бо­лее фи­зи­че­ски раз­ви­тые и пси­хо­ло­ги­че­ски ус­той­чи­вые пар­ни.

"Ги­буш" так­же про­хо­дят кур­сан­ты во­ен­но-мор­ских учи­лищ.

Бой­цы про­хо­дят один из са­мых слож­ных в ар­мии обо­ро­ны Из­раи­ля кур­сов под­го­тов­ки. Она длит­ся око­ло 18 ме­ся­цев.

Пер­вые 5 ме­ся­цев бу­ду­щие мор­ские спец­на­зов­цы про­во­дят со­вме­ст­но с пе­хо­тин­ца­ми. Во вре­мя КМБ со­вер­ша­ют­ся пе­ре­хо­ды на сред­ние (от 15 до 30 км) и даль­ние (от 40 км и бо­лее) дис­тан­ции, изу­ча­ют­ся вин­тов­ки М16, ав­то­ма­ты "Га­лил", пу­ле­ме­ты МАГ и "Не­гев", стоя­щие на воо­ру­же­нии ар­мии обо­ро­ны Из­раи­ля. По окон­ча­нии КМБ про­во­дит­ся ито­го­вый мар­ш-б­ро­сок на 100 км.

Да­лее бой­цы по­па­да­ют на од­ну из баз ВМФ, где на­чи­на­ет­ся под­го­то­ви­тель­ный этап, ко­то­рый длит­ся три ме­ся­ца. Вна­ча­ле бу­ду­щие бой­цы про­хо­дят курс па­ра­шют­но-де­сант­ной под­го­тов­ки (око­ло трех не­дель), а за­тем под­го­тов­ка ве­дет­ся на ба­зе от­ря­да и в ба­зах по спе­ци­аль­ной под­го­тов­ке. За­ня­тия по изу­че­нию под­вод­но­го сна­ря­же­ния и во­до­лаз­ной под­го­тов­ке че­ре­ду­ют­ся с бо­лее уг­луб­лен­ным изу­че­ни­ем ору­жия. Дли­тель­ные за­плы­вы сме­ня­ют­ся за­ня­тия­ми по ру­ко­паш­но­му бою. Глу­бо­кой но­чью по сиг­на­лу бой­цы долж­ны вый­ти к бе­ре­гу, где пе­ре­но­сят тя­же­лые (до 70 кг) брев­на, ими­ти­рую­щие ре­зи­но­вые лод­ки без ука­за­ния вре­ме­ни окон­ча­ния за­ня­тия. Это уп­раж­не­ние при­зва­но про­ве­рить не толь­ко фи­зи­че­ские, но и пси­хо­ло­ги­че­ские спо­соб­но­сти и ли­дер­ские ка­че­ст­ва в груп­пах кур­сан­тов.

Так­же от­ра­ба­ты­ва­ют­ся вы­сад­ка на бе­рег, оп­ре­де­ле­ние рас­стоя­ния до це­ли без спе­ци­аль­ных при­бо­ров, пре­одо­ле­ние вод­ных и бе­ре­го­вых пре­пят­ст­вий, де­сан­ти­ро­ва­ние на во­ду. Кур­сан­там по­сто­ян­но вну­ша­ет­ся, что во­да - их друг и со­юз­ник, а сло­ва за­кре­п­ля­ют­ся со­от­вет­ст­вую­щи­ми уп­раж­не­ния­ми.

Сле­дую­щий этап - "це­ле­вой", наи­бо­лее слож­ный и важ­ный во всем кур­се под­го­тов­ки. Длит­ся он око­ло го­да. Все кур­сан­ты де­лят­ся на ко­ман­ды, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся сво­ей спе­циа­ли­за­ци­ей: бое­вые плов­цы, рей­до­ви­ки и т.д.

В хо­де спе­циа­ли­за­ции бой­цы, в бу­ду­щем за­чис­лен­ные в под­вод­ный от­ряд, изу­ча­ют под­вод­ное ори­ен­ти­ро­ва­ние, ме­ди­цин­скую по­мощь под во­дой, под­вод­ное ми­ни­ро­ва­ние, спо­со­бы пре­одо­ле­ния вод­ных за­гра­ж­де­ний, при­ме­не­ние пла­ву­чих средств дви­же­ния.

Рей­до­ви­ки про­хо­дят кур­сы под­го­тов­ки по борь­бе с тер­ро­ри­ста­ми, контр­пар­ти­зан­ской борь­бы, по мин­но-под­рыв­но­му де­лу. Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся спо­со­бам про­ник­но­ве­ния в тыл вра­га и изу­че­нию спец­средств.

Со­вер­ша­ют­ся раз­лич­ные уче­ния и мар­ш-б­ро­ски. На­при­мер, бой­цы пре­одо­ле­ва­ют со­ро­ка­ки­ло­мет­ро­вый уча­сток, дви­га­ясь по ко­ле­но в пес­ке или во­де и с боль­шим гру­зом за спи­ной.

Окон­ча­ние обу­че­ния и воз­мож­ность уча­ст­во­вать в опе­ра­ци­ях не оз­на­ча­ет пре­кра­ще­ния тре­ни­ро­вок. На­обо­рот, они толь­ко ус­лож­ня­ют­ся. От­ра­ба­ты­ва­ют­ся раз­лич­ные спо­со­бы де­сан­ти­ро­ва­ния на во­ду, с тех­ни­кой и без.

На­до ска­зать, что "це­ле­вая" спе­циа­ли­за­ция от­ря­дов не ме­ша­ет вы­пол­нять и иные за­да­чи. "Под­вод­ни­ки" про­хо­дят курс по борь­бе с тер­ро­ром и спо­соб­ны дей­ст­во­вать на су­ше, а рей­до­ви­ки - бо­лее уг­луб­лен­ные кур­сы под­вод­но­го пла­ва­ния.

Все бой­цы, с ус­пе­хом окон­чив­шие под­го­тов­ку, в до­пол­не­ние к трем го­дам сроч­ной служ­бы под­пи­сы­ва­ют кон­тракт еще на пол­то­ра го­да.

От­ряд со­сто­ит из трех бое­вых под­раз­де­ле­ний, под­раз­де­ле­ний тех­ни­че­ской раз­вед­ки и под­раз­де­ле­ния ма­те­ри­аль­но­го обес­пе­че­ния.

Рей­до­вый от­ряд (ха-"по­штим").

От­ряд пред­на­зна­чен для про­ве­де­ния ди­вер­си­он­но-раз­ве­ды­ва­тель­ных и ан­ти­тер­ро­ри­сти­че­ских опе­ра­ций. Бой­цы это­го от­ря­да ве­дут раз­вед­ку в ин­те­ре­сах фло­та и про­во­дят слож­ные опе­ра­ции на тер­ри­то­ри­ях.

В со­ста­ве от­ря­да име­ет­ся ан­ти­тер­ро­ри­сти­че­ская ко­ман­да, бой­цы ко­то­рой про­хо­дят до­пол­ни­тель­ную ин­тен­сив­ную под­го­тов­ку. Но в по­след­ние го­ды и дру­гие бой­цы от­ря­да при­об­ре­ли не­ма­лый опыт по­доб­ных опе­ра­ций.

Под­вод­ный от­ряд (ха-"цо­ле­ля­ним").

От­ряд спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на ди­вер­си­ях на вод­ных ви­дах транс­пор­та, в пор­тах и на стра­те­ги­че­ских объ­ек­тах, он так­же мо­жет ис­поль­зо­вать­ся для раз­вед­ки при­бреж­ной по­ло­сы и ее за­хва­та. Все бой­цы име­ют боль­шой опыт и про­хо­дят под­го­тов­ку по ра­бо­те с под­вод­ны­ми сред­ст­ва­ми дви­же­ния и вы­хо­ду из под­вод­ных ло­док.

"Транс­порт­ный" от­ряд.

Все чле­ны от­ря­да - пол­но­цен­ные бой­цы, про­хо­дя­щие до­пол­ни­тель­ное обу­че­ние для управ­ле­ния под­вод­ны­ми и над­вод­ны­ми плав­сред­ст­ва­ми (ка­те­ра, лод­ки, транс­пор­ти­ров­щи­ки, бук­си­ров­щи­ки).

Ору­жие от­ря­да раз­но­об­раз­но. Ос­нов­ное - уко­ро­чен­ная мо­ди­фи­ка­ция вин­тов­ки М16 с оп­ти­че­ским при­це­лом, раз­лич­ные мо­ди­фи­ка­ции "Узи" (мик­ро, ми­ни). На все опе­ра­ции бой­цы вы­хо­дят с до­пол­ни­тель­ным ору­жи­ем - пис­то­ле­та­ми "Глок" или "Ие­ри­хон". Ору­жие мо­жет ком­плек­то­вать­ся ПБС и ла­зер­ны­ми це­ле­ука­за­те­ля­ми.

Из ору­жия под­держ­ки име­ют­ся пу­ле­ме­ты МАГ и "Не­гев". Так­же мо­гут ис­поль­зо­вать­ся раз­лич­ные ви­ды рос­сий­ско­го и вос­точ­но­ев­ро­пей­ско­го ору­жия - АК, гра­на­то­ме­ты, ми­ны.

Кста­ти, до 2000 го­да во вре­мя про­ве­де­ния опе­ра­ций в араб­ских стра­нах, ос­нов­ным ору­жи­ем от­ря­да был имен­но ав­то­мат Ка­лаш­ни­ко­ва.

По со­об­ще­ни­ям ино­стран­ной прес­сы, Ш-13 при­ме­ня­ет ды­ха­тель­ные ап­па­ра­ты не­мец­ко­го про­из­вод­ст­ва, а ми­ны и бук­си­ров­щи­ки аме­ри­кан­ско­го и италь­ян­ско­го про­из­вод­ст­ва. Так­же со­об­ща­лось, что Из­ра­иль за­ку­пил пар­тию не­мец­ких под­вод­ных пис­то­ле­тов П-11.

Пер­вые под­вод­ные сред­ст­ва дви­же­ния бы­ли ку­п­ле­ны или ко­пи­ро­ва­ны у италь­ян­цев и фран­цу­зов. "Доль­фин" ("Дель­фин") - под­вод­ный бук­си­ров­щик для транс­пор­ти­ров­ки од­но­го бой­ца. Впер­вые 13-я фло­ти­лия по­зна­ко­ми­лась с ним во Фран­ции в 1955 го­ду, но пер­вое ре­аль­ное бое­вое при­ме­не­ние это­го сред­ст­ва про­изош­ло лишь в 1976-м, в хо­де од­ной из опе­ра­ций в Ли­ва­не.

"Ха­зир" ("Сви­нья") - под­вод­ное сред­ст­во дви­же­ния "мок­ро­го ти­па". Пер­вые "Ха­зи­ры" со­би­ра­лись в Из­раи­ле в на­ча­ле 1950-х го­дов из час­тей, из­го­тов­лен­ных в Ита­лии. Они пред­став­ля­ли со­бой усо­вер­шен­ст­во­ван­ный про­ект ана­ло­гич­ных италь­ян­ских средств "Май­я­ле", ис­поль­зо­вав­ших­ся в хо­де Вто­рой ми­ро­вой вой­ны. В от­ли­чие от италь­ян­ских средств, на ко­то­рых эки­паж си­дел вер­хом, в из­ра­иль­ских чле­ны эки­па­жа си­де­ли внут­ри ап­па­ра­та. Кро­ме то­го, вме­сто мощ­ной бое­вой час­ти имел­ся от­сек для от­но­си­тель­но не­боль­ших маг­нит­ных мин. "Ха­зир" ста­ли бое­спо­соб­ны толь­ко в кон­це 1950-х - на­ча­ле 1960-х го­дов. "Ха­зир" по­сто­ян­но со­вер­шен­ст­во­ва­лись, на­при­мер, поя­вил­ся об­ра­зец, спо­соб­ный пе­ре­во­зить 4 че­ло­век, в кон­ст­рук­ции ко­то­ро­го ши­ро­ко ис­поль­зо­вал­ся стек­ло­пла­стик вме­сто не­ржа­вею­щей ста­ли.

Сле­ду­ет под­черк­нуть, что "Доль­фин" и "Ха­зир" - ус­та­рев­шие сис­те­мы, дав­но за­няв­шие свои мес­та в му­зе­ях. Что ис­поль­зу­ет вме­сто них Ш-13 се­го­дня - стро­го за­сек­ре­че­но.

В на­стоя­щее вре­мя флот­ский спец­наз ис­поль­зу­ет не­сколь­ко ти­пов ско­ро­ст­ных ка­те­ров, пред­на­зна­чен­ных для транс­пор­ти­ров­ки бой­цов. Для даль­них опе­ра­ций эти сред­ст­ва мо­гут транс­пор­ти­ро­вать­ся бо­лее круп­ны­ми су­да­ми и де­сан­ти­ро­вать­ся с са­мо­лё­тов и вер­то­лё­тов.

Ре­зи­но­вые лод­ки Mark 5 име­ли два внеш­них дви­га­те­ля, ско­рость до 20 уз­лов и мог­ли пе­ре­во­зить до 12 бой­цов, а Mark 3 - один внеш­ний дви­га­тель, бра­ли до 6 бой­цов.

"Сну­нит" ("Лас­точ­ка") - ско­ро­ст­ной ка­тер с жё­ст­ким кор­пу­сом. Ско­рость око­ло 30 уз­лов, мо­жет ос­на­щать­ся РЛС и не­сти 2 пу­ле­мё­та. В 1970-е го­ды су­ще­ст­во­вал ва­ри­ант "Пац­хан" ("Щел­кун­чик") это­го ка­те­ра, по су­ти, ка­те­р-тор­пе­да. Опе­ра­тор на­прав­лял его на цель, а за­тем вы­бра­сы­вал­ся в во­ду, где его под­би­рал обыч­ный "Сну­нит".

"За­ха­рон" ("Сияю­щий", или "Бле­стя­щий") - ско­ро­ст­ной ка­тер с жё­ст­ким кор­пу­сом. Дли­на 12,5 м, мак­си­маль­ная ско­рость 30 уз­лов, спо­со­бен пе­ре­во­зить 10 бой­цов. Обо­ру­до­ван РЛС.

"Му­лит" ("Ба­ра­буль­ка") - ско­ро­ст­ной ка­тер с по­лу­жё­ст­ким кор­пу­сом.

"Мо­ре­на" (Morena RHIB - Rigid Hulled Inflatable Boat) - но­вей­ший и са­мый боль­шой (дли­на - 13 м) ка­тер мор­ских ком­ман­дос. По­сту­пил на воо­ру­же­ние в 2000 го­ду. Раз­ра­бо­тан для аме­ри­кан­ских мор­ских ком­ман­дос SEALs, где на­хо­дит­ся на воо­ру­же­нии с но­яб­ря 1997 го­да. Эки­паж ка­те­ра - 3 че­ло­ве­ка и 8 бой­цов, обо­ру­до­ван РЛС Furuno 841 и дву­мя ту­ре­ля­ми для ус­та­нов­ки пу­ле­мё­тов или ав­то­ма­ти­че­ских гра­на­то­мё­тов Мк19. Кор­пус ка­те­ра по­лу­жё­ст­кий, при­го­ден для де­сан­ти­ро­ва­ния и пе­ре­воз­ки вер­то­лё­та­ми. Ди­зель­ный дви­га­тель с тур­бо­на­ду­вом Dual Caterpillar 3126 при­во­дит в дей­ст­вие во­до­мёт и по­зво­ля­ет ка­те­ру раз­вить ско­рость 45 уз­лов. Даль­ность хо­да - 200 мор­ских миль. Кон­ст­рук­ция ка­те­ра умень­ша­ет объ­ём во­ды, по­

Война в Сирии
Свежее видео Сирия
Война на Украине
Война в Южной Осетии
Война в Афганистане
Свежее видео Украина
От администрации
Статистика
» Личный состав
Всего: 6553
Новых за месяц: 134
Новых за неделю: 23
Новых вчера: 4
Новых сегодня: 0

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 4
Солдат: 4
Офицеров: 0

Кто нас сегодня посетил

При копировании материалов, активная ссылка на www.Soldati-Russian.ru обязательна!

«Солдаты РФ» © 2010-2017 Все права защищены