Четверг, 23.11.2017, 03:10
Меню
Чеченская война
Интервью
Присоединяйся!
Рассказы участников Чечни
Армия России
Популярное на блоге



По­сле окон­ча­ния Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны Глав­ное управ­ле­ние бое­вой под­го­тов­ки (ГУБП) су­хо­пут­ных войск Крас­ной Ар­мии, опи­ра­ясь на зна­чи­тель­ный бое­вой опыт, взя­лось за ко­рен­ное усо­вер­шен­ст­во­ва­ние бое­вой под­го­тов­ки крас­но­ар­мей­цев. Ле­том 1945 го­да со­стоя­лось под­роб­ное об­су­ж­де­ние всех эле­мен­тов бое­вой под­го­тов­ки. С очень об­стоя­тель­ным из­ло­же­ни­ем сво­его не­по­сред­ст­вен­но­го опы­та по во­про­сам обу­че­ния бой­ца пе­хо­ты вы­сту­пил май­ор Н. Ко­ст­ров.

С пер­вых мир­ных дней со­вет­ская твор­че­ская во­ен­ная мысль уси­лен­но ра­бо­та­ла над ре­ше­ни­ем мно­гих боль­ших и ма­лых во­про­сов, по­став­лен­ных на по­ве­ст­ку дня опы­том Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны. Ожив­лен­но об­су­ж­да­лись, в ча­ст­но­сти, во­про­сы под­го­тов­ки бой­ца пе­хо­ты.

Дан­ная про­бле­ма в го­ды вой­ны не­од­но­крат­но об­су­ж­да­лась в со­вет­ской во­ен­ной пе­ча­ти. Од­на­ко боль­шин­ст­во от­но­ся­щих­ся к ней во­про­сов до это­го вре­ме­ни еще не по­лу­чи­ло пол­но­го раз­ре­ше­ния. Шли уси­лен­ные по­ис­ки то­го, что долж­но со­став­лять со­дер­жа­ние оди­ноч­но­го обу­че­ния, ка­ков его объ­ем, ка­ко­вы глав­ные эле­мен­ты под­го­тов­ки бой­ца пе­хо­ты. Ос­но­вы­ва­ясь на бе­се­дах с ко­ман­ди­ра­ми-ф­рон­то­ви­ка­ми и обоб­щая мне­ния, вы­ска­зан­ные раз­ны­ми офи­це­ра­ми, май­ор Н. Ко­ст­ров из­ло­жил свои взгля­ды на обу­че­ние пе­хо­тин­ца.

За ис­ход­ный пункт сво­их рас­су­ж­де­ний он взял те вы­во­ды из опы­та бо­ев, ко­то­рые ны­не счи­та­ют­ся уже об­ще­при­знан­ны­ми и бес­спор­ны­ми. Они сво­дят­ся к сле­дую­ще­му:

    Осо­бен­но­сти со­вре­мен­но­го боя - на­сы­щен­ность под­виж­ны­ми сред­ст­ва­ми, уве­ли­чив­шая­ся глу­би­на ата­ки, ма­нев­рен­ность на боль­ших про­стран­ст­вах, мно­го­днев­ные мар­ши без сна и от­ды­ха - на­мно­го уве­ли­чи­ли на­груз­ку бой­ца пе­хо­ты.
    Мно­го­об­ра­зие средств воо­ру­же­ния и бое­вой тех­ни­ки, с ко­то­ры­ми не­об­хо­ди­мо дей­ст­во­вать и взаи­мо­дей­ст­во­вать, а так­же тех­ни­ки и воо­ру­же­ния про­тив­ни­ка, про­тив ко­то­рых пе­хо­ти­нец дол­жен вес­ти борь­бу, тре­бу­ет мно­го­об­ра­зия на­вы­ков, раз­но­сто­рон­ней под­го­тов­лен­но­сти пе­хо­тин­ца.
    Сла­жен­ность под­раз­де­ле­ний, а сле­до­ва­тель­но, и гиб­кое управ­ле­ние на­сту­па­тель­ным бо­ем воз­мож­ны толь­ко при ус­ло­вии хо­ро­шей под­го­тов­ки бой­цов к вос­при­ятию и вы­пол­не­нию бое­вых ко­манд. От­сю­да - боль­шое зна­че­ние тре­ни­ро­ван­но­сти бой­цов, уме­ния их дей­ст­во­вать в бое­вых по­ряд­ках, бы­ст­ро вос­при­ни­мать ко­ман­ды (сиг­на­лы) ко­ман­ди­ра, ав­то­ма­ти­че­ски вы­пол­нять все прие­мы, не­об­хо­ди­мые в бою.
    Ма­нев­рен­ный ха­рак­тер бо­ев, не­ожи­дан­ные из­ме­не­ния в об­ста­нов­ке, осо­бен­но в ле­су и в на­се­лен­ных пунк­тах, рез­ко по­вы­си­ли зна­че­ние ини­циа­ти­вы и са­мо­стоя­тель­но­сти мел­ких групп пе­хо­ты.

Ко­неч­но, об­щие по­ло­же­ния не да­ют пол­но­го пред­став­ле­ния о ха­рак­те­ре бое­вой дея­тель­но­сти пе­хо­тин­ца. Что­бы оз­на­ко­мить­ся с ней бли­же, над­ле­жит рас­смот­реть эти по­ло­же­ния по­сле­до­ва­тель­но, по раз­де­лам обу­че­ния, взяв за ос­но­ву на­сту­па­тель­ный бой.

Так­ти­че­ская под­го­тов­ка

Два ос­нов­ных ус­ло­вия оп­ре­де­ля­ют ус­пеш­ные или не­ус­пеш­ные дей­ст­вия бой­ца в на­сту­па­тель­ных бо­ях: пер­вое - вы­нос­ли­вость к дли­тель­ным и ско­ро­ст­ным на­пря­же­ни­ям и вто­рое - уме­ние пра­виль­но и в то же вре­мя ав­то­ма­ти­че­ски вы­пол­нять все прие­мы, свя­зан­ные с пе­ре­дви­же­ни­ем под ог­нем про­тив­ни­ка, пре­одо­ле­ни­ем пре­пят­ст­вий и ис­поль­зо­ва­ни­ем сво­его ору­жия.

Вы­нос­ли­вость к дли­тель­ным и ско­ро­ст­ным на­пря­же­ни­ям.

Дос­та­точ­но взгля­нуть на кар­ту и мыс­лен­но пред­ста­вить рас­стоя­ние от за­пад­ной гра­ни­цы до ли­нии Ле­нин­град - Ста­лин­град - Гроз­ный и об­рат­но от этих пунк­тов до ли­нии Ве­на - Бер­лин, что­бы по­нять, ка­кой ве­ли­кий и тя­же­лый путь про­де­ла­ла на­ша пе­хо­та. Од­на­ко пред­став­ле­ние о ее фи­зи­че­ском на­пря­же­нии не бу­дет пол­ным, ес­ли мы не уч­тем ус­ло­вий, в ко­то­рых со­вер­ша­лись пе­ре­дви­же­ния, а имен­но - по­вы­шен­но­го тем­па дви­же­ния и воз­рос­шей глу­би­ны не­пре­рыв­но­го на­сту­п­ле­ния и пре­сле­до­ва­ния.

В на­сту­па­тель­ных бо­ях в Бе­ло­рус­сии (ле­то 1944 г.) по­сле про­ры­ва обо­ро­ни­тель­ных по­зи­ций про­тив­ни­ка на­шим час­тям при­шлось без­ос­та­но­воч­но и с боя­ми пре­сле­до­вать от­хо­див­шие не­мец­кие вой­ска в про­дол­же­ние пя­ти су­ток. Без сна и от­ды­ха пе­хо­тин­цы пре­одо­ле­ли рас­стоя­ние око­ло 400 км. Уча­ст­ни­ки этих бо­ев рас­ска­зы­ва­ют, что, ко­гда мар­ши со­вер­ша­лись вне со­при­кос­но­ве­ния с про­тив­ни­ком, они яв­ля­лись в не­ко­то­ром ро­де от­ды­хом для бой­цов, ибо они по­лу­ча­ли воз­мож­ность «вздрем­нуть на хо­ду».

Еще в бо­лее труд­ных ус­ло­ви­ях осу­ще­ст­в­ля­лось пре­сле­до­ва­ние вра­га на юге (ран­няя вес­на 1944 го­да). В рас­пу­ти­цу, по без­до­ро­жью, че­рез раз­лив­шие­ся ре­ки, ру­чьи и бо­ло­та, по сне­гу и гря­зи шли то­гда пе­хо­тин­цы со стан­ко­вы­ми пу­ле­ме­та­ми, ми­но­ме­та­ми, а ино­гда и ар­тил­ле­рий­ски­ми сна­ря­да­ми на пле­чах.

Гран­ди­оз­ное на­сту­п­ле­ние на­ших войск от Вис­лы до Оде­ра по­сле про­ры­ва не­мец­кой обо­ро­ны в рай­оне Сан­до­ми­ра, на­сту­па­тель­ные бои на тер­ри­то­рии Гер­ма­нии, на Кар­па­тах, в рай­оне озе­ра Ба­ла­тон - все это по­ка­за­тель­но в от­но­ше­нии то­го, ка­ких боль­ших уси­лий, ка­ко­го на­пря­же­ния тре­бу­ет от пе­хо­тин­ца со­вре­мен­ный на­сту­па­тель­ный бой.

Об ог­ром­ной за­тра­те энер­гии при со­вер­ше­нии фор­си­ро­ван­ных мар­шей сви­де­тель­ст­ву­ют сле­дую­щие циф­ры. Ес­ли на ра­бо­ту, тре­бую­щую боль­шой фи­зи­че­ской си­лы, в су­тки рас­хо­ду­ет­ся до 3 600 ки­ло­ка­ло­рий, а на очень труд­ную и тя­же­лую ра­бо­ту - до 5 600, то на один су­точ­ный пе­ре­ход с фор­си­ро­ван­ным мар­шем и бое­вы­ми дей­ст­вия­ми за­тра­чи­ва­ет­ся до 10 000 ки­ло­ка­ло­рий.

Впол­не по­нят­но, что пре­одо­леть та­кое на­пря­же­ние и в то же вре­мя со­хра­нить бое­спо­соб­ность мо­гут толь­ко тре­ни­ро­ван­ные, втя­ну­тые в по­ход­ную жизнь бой­цы.

Как по­ка­зы­ва­ют ис­сле­до­ва­ния ре­зуль­та­тов тре­ни­ров­ки, рас­ход энер­гии при оди­на­ко­вых ус­ло­ви­ях мар­ша для раз­ных бой­цов раз­ли­чен. Чем боль­ше втя­нут, тре­ни­ро­ван крас­но­ар­ме­ец, тем мень­ше он за­тра­чи­ва­ет энер­гии. Вос­пи­та­ние вы­нос­ли­во­сти к дли­тель­ным на­пря­же­ни­ям, втя­ну­то­сти в по­хо­ды, ско­ро­ст­ные мар­ши со­став­ля­ет важ­ней­шую ос­но­ву под­го­тов­ки пе­хо­тин­ца.

Не ме­нее важ­ное зна­че­ние име­ет тре­ни­ров­ка в вы­нос­ли­во­сти к ско­ро­ст­ным кон­тра­ст­ным на­пря­же­ни­ям. От­сут­ст­вие та­кой тре­ни­ро­ван­но­сти осо­бен­но ост­ро ска­зы­ва­ет­ся на дей­ст­ви­ях в мо­мент ата­ки, во вре­мя бое­вых дей­ст­вий в на­се­лен­ных пунк­тах, в ле­су.

Глу­би­на со­вре­мен­ной ата­ки дос­ти­га­ет 6-8 км. Это рас­стоя­ние ата­кую­щие пре­одо­ле­ва­ют без­ос­та­но­воч­но и в бы­ст­ром тем­пе. Все, че­му ра­нее учи­ли бой­ца на так­ти­че­ской, ог­не­вой, строе­вой, фи­зи­че­ской под­го­тов­ке, пе­ре­пле­та­ет­ся здесь в слож­ном про­цес­се дей­ст­вий. Ата­кую­щий ве­дет огонь на хо­ду, ле­жа, с ко­ле­на, ме­та­ет гра­на­ты, бьет при­кла­дом, шты­ком, но­жом, пре­одо­ле­ва­ет пре­пят­ст­вия, пры­га­ет вверх, вниз, в дли­ну, пе­ре­бе­га­ет, ока­пы­ва­ет­ся и т. д. При всем этом он дол­жен ви­деть про­тив­ни­ка и в то же вре­мя не те­рять из по­ля зре­ния сво­его ко­ман­ди­ра, сле­дить за его ко­ман­да­ми, сиг­на­ла­ми.

Не­труд­но по­нять, как все это слож­но и тя­же­ло. Уча­ст­ни­ки атак ут­вер­жда­ют, что ма­ло тре­ни­ро­ван­ные бой­цы в ата­ке ско­ро вы­ды­ха­ют­ся, обес­си­ли­ва­ют; они впа­да­ют в со­стоя­ние тя­же­лой апа­тии, не реа­ги­руя да­же на уг­ро­жаю­щую им опас­ность. Не­по­во­рот­ли­вый, «меш­ко­ва­тый» бо­ец ста­но­вит­ся пер­вой жерт­вой на­сту­па­тель­но­го боя.

Ав­то­ма­тизм дей­ст­вий

Ближ­ний бой от­ли­ча­ет­ся вы­со­кой ин­тен­сив­но­стью дей­ст­вий. Не­об­хо­ди­мость оцен­ки бы­ст­ро сме­няю­щих­ся яв­ле­ний по­гло­ща­ет все вни­ма­ние бой­ца; он ви­дит вра­га, по­ни­ма­ет, что на­до бить его, но как - это ре­ша­ет­ся под­соз­на­тель­но. По­это­му глав­ней­шее зна­че­ние име­ют здесь на­вы­ки, при­об­ре­тен­ные бой­цом еще ра­нее. Бо­ец дол­жен уметь за­ря­жать и пе­ре­за­ря­жать ору­жие, не гля­дя на не­го; ко­лоть шты­ком, бить при­кла­дом, са­мо­ока­пы­вать­ся и про­из­во­дить ряд дру­гих дей­ст­вий бы­ст­ро и так же ма­ши­наль­но, как он вы­пол­ня­ет при­выч­ные жиз­нен­но не­об­хо­ди­мые дей­ст­вия: хо­дит, оде­ва­ет­ся, ест и т.д.

Ука­зы­вая на не­об­хо­ди­мость тре­ни­ров­ки, в свое вре­мя ге­не­рал Дра­го­ми­ров при­вел сле­дую­щий ин­те­рес­ный при­мер: «Рус­ская ба­та­рея, стре­ляв­шая по про­тив­ни­ку, бы­ла на­кры­та ог­нем вра­же­ской ар­тил­ле­рии. Как толь­ко сна­ря­ды ста­ли рвать­ся в рай­оне ог­не­вой по­зи­ции, один сол­дат из ору­дий­но­го рас­че­та сде­лал от­ры­ви­стый по­во­рот, хлоп­нув се­бя ла­до­нью по­ни­же спи­ны, и за­мар­ши­ро­вал к сна­ряд­но­му ящи­ку. По­дой­дя к не­му, он про­тя­нул ру­ки, как бы для прие­ма сна­ря­да, но ни­че­го не взял и, сно­ва хлоп­нув се­бя по долж­но­му мес­ту, за­мар­ши­ро­вал об­рат­но к ору­дию. Дой­дя до не­го и по­дав мни­мый сна­ряд, сол­дат вновь за­мар­ши­ро­вал к ящи­ку, а по­том к ору­дию. Пре­кра­ти­лось это бес­цель­ное хо­ж­де­ние толь­ко по­сле вме­ша­тель­ст­ва фей­ер­вер­ке­ра. Этот слу­чай го­во­рит о си­ле при­выч­ки ис­пол­не­ния: сол­дат, по­пав под огонь и оша­лев, ве­ли­ко­леп­но про­де­лал не то, что бы­ло нуж­но, а то, че­му его боль­ше все­го тре­ни­ро­ва­ли ра­нее (хло­па­нье по яго­ди­це бы­ло то­гда при­ня­то при по­во­ро­тах)».

Ав­то­ма­ти­че­ские дей­ст­вия осо­бен­но ха­рак­тер­ны для ру­ко­паш­но­го боя. Уча­ст­ни­ки ру­ко­паш­ных схва­ток обыч­но не пом­нят под­роб­но­стей сво­их дей­ст­вий; в их рас­ска­зах от­сут­ст­ву­ет яс­ное пред­став­ле­ние о том, как про­те­кал и раз­ви­вал­ся тот или иной бой. На­при­мер, Ге­рой Со­вет­ско­го Сою­за гвар­дии май­ор Н. Шме­лев рас­ска­зы­вал: «Ру­ко­паш­ная схват­ка, ко­то­рую ве­ла моя ро­та, про­дол­жа­лась 8-10 ми­нут. За этот пе­ри­од бы­ло уби­то и ра­не­но до 90 шюц­ко­ров­цев. Я лич­но то­же уча­ст­во­вал в этом ру­ко­паш­ном бою, но под­роб­но­сти о соб­ст­вен­ных дей­ст­ви­ях рас­ска­зать не мо­гу, так как не пом­ню их. Пом­ню толь­ко, что пер­во­го сол­да­та я ко­лол... Чем и как по­бил ос­таль­ных - не знаю, но ко­гда по­сле боя под­счи­та­ли, то на мою до­лю при­шлось 12 че­ло­век».

Вы­ра­бот­ка ав­то­ма­тиз­ма в пра­виль­ном вы­пол­не­нии бое­вых прие­мов мо­жет быть дос­тиг­ну­та толь­ко пу­тем на­стой­чи­вой и по­сто­ян­ной тре­ни­ров­ки. Она долж­на про­во­дить­ся в те­че­ние всей служ­бы бой­ца, а не толь­ко в пе­ри­од оди­ноч­ной под­го­тов­ки. Ос­но­вой для тре­ни­ров­ки яв­ля­ет­ся проч­ное ус­вое­ние мо­ло­ды­ми бой­ца­ми пра­виль­но­го вы­пол­не­ния всех прие­мов еще в на­чаль­ные ме­ся­цы обу­че­ния.

Во­прос о тре­ни­ров­ке ста­вит­ся по­сле вой­ны бо­лее же­ст­ко, чем в до­во­ен­ные го­ды. Ме­ж­ду тем в сре­де офи­це­ров по­ня­тия «тре­ни­ро­вать», «дей­ст­во­вать ав­то­ма­ти­че­ски» в то вре­мя трак­то­ва­лись по-раз­но­му. Встре­ча­лись да­же офи­це­ры, ко­то­рые во­об­ще от­ри­ца­ли не­об­хо­ди­мость тре­ни­ров­ки. Пы­та­ясь обос­но­вать свою точ­ку зре­ния, они ча­ще все­го при­во­ди­ли до­вод, сущ­ность ко­то­ро­го сво­ди­лась к сле­дую­ще­му: на­ша ар­мия силь­на пре­ж­де все­го сво­им ду­хом и тем от­ли­ча­ет­ся от дру­гих ар­мий; по­это­му-де при­учать бой­ца дей­ст­во­вать ав­то­ма­ти­че­ски - зна­чит ос­лаб­лять роль его соз­на­ния, ста­вить со­вет­ско­го вои­на на один уро­вень с сол­да­том лю­бой дру­гой ар­мии.

Оши­боч­ность су­ж­де­ний этих лю­дей оче­вид­на; она вы­те­ка­ет из сме­ше­ния двух раз­лич­ных по­ло­же­ний: ду­хов­но­го раз­ви­тия вои­на и вы­ра­бот­ки у не­го на­вы­ков в тех­ни­ке ве­де­ния боя. По­нят­но, что и в ру­ко­паш­ной схват­ке наш бо­ец от­чет­ли­во соз­на­ет, что он бо­рет­ся за свою Ро­ди­ну. Од­на­ко в ми­ну­ты го­ря­че­го боя это соз­на­ние ру­ко­во­дит лишь ос­нов­ным его уст­рем­ле­ни­ем - бить вра­га. Но как? Это оп­ре­де­ля­ют на­вы­ки, при­об­ре­тен­ные во вре­мя обу­че­ния, и эти во­про­сы обыч­но ре­ша­ют­ся под­соз­на­тель­но, ав­то­ма­ти­че­ски. Раз­мыш­лять, ду­мать во вре­мя ру­ко­паш­ной схват­ки не­ко­гда.

Имев­ший глу­бо­кие по­зна­ния в во­ен­ном де­ле, Фрид­рих Эн­гельс пи­сал: «Сол­дат, ко­то­рый все еще дол­жен по­рыть­ся в па­мя­ти или в уме, что­бы по­нять, че­го тре­бу­ет от не­го по­дан­ная ко­ман­да, при­не­сет ба­таль­о­ну боль­ше вре­да, чем поль­зы».

Ог­не­вая под­го­тов­ка

Не­смот­ря на боль­шую на­сы­щен­ность пе­хо­ты ар­тил­ле­ри­ей и тан­ка­ми, ее огонь не ут­ра­тил сво­его зна­че­ния. Боль­ше то­го, зна­че­ние пе­хот­но­го ог­ня в ря­де слу­ча­ев (на­при­мер в ата­ке) на­мно­го воз­рос­ло. На этом схо­дят­ся мне­ния мно­гих ав­то­ри­тет­ных ко­ман­ди­ров. По­слу­ша­ем, что го­во­рят не­ко­то­рые из них о ро­ли ог­ня пе­хо­ты в са­мый кри­ти­че­ский мо­мент боя - в ата­ке.

Ге­не­ра­л-май­ор Эдель­ман в сво­ей ста­тье «Под­го­тов­ка ата­ки ог­нем пе­хо­ты» в жур­на­ле «Во­ен­ный вест­ник» № 13 за 1942 г. пи­шет: «...огневая ак­тив­ность пе­хо­ты яв­ля­ет­ся пред­по­сыл­кой удач­ной ата­ки. На­обо­рот, в тех слу­ча­ях, ко­гда ко­ман­дир не­дос­та­точ­но пол­но ис­поль­зу­ет огонь пе­хо­ты, ата­ка мо­жет за­тя­нуть­ся или да­же во­все за­хлеб­нуть­ся». Да­лее в под­твер­жде­ние сво­их мыс­лей Эдель­ман при­во­дит ряд при­ме­ров и, в ча­ст­но­сти, опи­сы­ва­ет бой под мес­теч­ком Бе­лый Бор, где, не­смот­ря на силь­ную под­держ­ку авиа­ции, ар­тил­ле­рии и тан­ков (об­ра­бот­ка пе­ред­не­го края дли­лась два ча­са), ата­ка ока­за­лась не­удач­ной лишь по­то­му, что пе­хот­ные под­раз­де­ле­ния не обес­пе­чи­ли ее сво­им ог­нем.

Ус­пех в про­дви­же­нии ата­кую­щей пе­хо­ты скрыт в ее же соб­ст­вен­ном ог­не. Не на ар­тил­ле­ри­стов и не на тан­ки­стов дол­жен пе­нять пе­хот­ный ко­ман­дир, ес­ли его бой­цы за­лег­ли в 10 ша­гах от тран­шеи про­тив­ни­ка. Ар­тил­ле­рия уже сде­ла­ла свое де­ло; вал ее ог­ня по­шел в глу­би­ну. Те­перь пе­хо­та ос­та­ет­ся со сво­им ору­жи­ем, и с его по­мо­щью она обя­за­на рас­чис­тить се­бе путь. Вот что вы­те­ка­ет из при­ве­ден­ных вы­ска­зы­ва­ний. А это оз­на­ча­ет, что ус­пеш­ное ре­ше­ние во­про­са обу­слов­ле­но пре­ж­де все­го уме­ни­ем стрел­ко­вых под­раз­де­ле­ний вес­ти ор­га­ни­зо­ван­ный мас­со­вый огонь и уме­ни­ем ко­ман­ди­ра управ­лять этим ог­нем.

Груп­по­вой управ­ляе­мый огонь

При­ме­не­ние ог­ня пе­хот­ны­ми под­раз­де­ле­ния­ми в со­вре­мен­ном на­сту­па­тель­ном бою мож­но ха­рак­те­ри­зо­вать как не­пре­рыв­ное ог­не­вое на­па­де­ние, при­чем стрель­бу из ору­жия всех ви­дов пе­хо­тин­цы на­чи­на­ют обыч­но по еди­ной ко­ман­де (сиг­на­лу) ко­ман­ди­ра. В свя­зи с этим ре­шаю­щую роль в ус­пеш­ном при­ме­не­нии стрел­ко­во­го ору­жия ны­не при­об­ре­та­ет же­ст­кое управ­ле­ние ог­нем. До­во­ен­ные пред­став­ле­ния о под­го­тов­ке «са­мо­стоя­тель­но­го стрел­ка», а так­же гос­под­ство­вав­ший в то вре­мя прин­цип обу­че­ния стрель­бе «не ви­жу - не стре­ляю» оп­ро­ки­ну­ты прак­ти­кой. На пер­вый план ста­вит­ся во­прос о чет­ком ог­не­вом сла­жи­ва­нии под­раз­де­ле­ний.

Стрем­ле­ние к уве­ли­че­нию плот­но­сти ог­ня. Оно вы­зва­но, по на­ше­му мне­нию, тре­мя при­чи­на­ми: а) на­ли­чи­ем у про­тив­ни­ка боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия; б) раз­ви­той се­тью зем­ля­ных со­ору­же­ний и ук­ры­тий в его обо­ро­не, бла­го­да­ря ко­то­рой боль­шая часть жи­вой си­лы ос­та­ет­ся еще спо­соб­ной к со­про­тив­ле­нию да­же по­сле мощ­но­го ар­тил­ле­рий­ско­го об­стре­ла; в) стрем­ле­ни­ем ата­кую­щих при­жать про­тив­ни­ка к зем­ле ог­нем и тем до­бить­ся ус­пе­ха с мень­ши­ми по­те­ря­ми.

Ме­ра­ми уве­ли­че­ния плот­но­сти ог­ня яв­ля­лись: во-пер­вых, из­ме­не­ние спо­со­бов при­ме­не­ния ог­ня (стрель­бу ста­ли вес­ти на хо­ду, по ру­бе­жам всем под­раз­де­ле­ни­ем); во-вто­рых, вве­де­ние в штат стрел­ко­вых под­раз­де­ле­ний боль­ше­го ко­ли­че­ст­ва ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия (воо­ру­же­ние бой­цов пис­то­ле­та­ми-пу­ле­ме­та­ми).

Воо­ру­же­ние бой­цов стрел­ко­вых под­раз­де­ле­ний весь­ма мно­го­об­раз­но. Мы име­ем вин­тов­ки двух об­раз­цов, ка­ра­би­ны двух об­раз­цов, пис­то­ле­ты-пу­ле­ме­ты трех об­раз­цов, руч­ные пу­ле­ме­ты двух об­раз­цов, стан­ко­вые пу­ле­ме­ты двух об­раз­цов, про­ти­во­тан­ко­вые ру­жья двух об­раз­цов.

Та­ким об­ра­зом, мы на­счи­ты­ва­ем 19 ви­дов ору­жия, один­на­дцать из ко­то­рых поя­ви­лись в го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны. По­нят­но, что бой­цы пе­хо­ты долж­ны изу­чать все пе­ре­чис­лен­ные ви­ды ору­жия (по­тре­бу­ет­ся зна­чи­тель­ное вре­мя, по­ка вин­тов­ки, пис­то­ле­ты-пу­ле­ме­ты и пу­ле­ме­ты бу­дут уни­фи­ци­ро­ва­ны), ина­че взаи­мо­за­ме­няе­мость их в бою не бу­дет дос­тиг­ну­та. Все это в зна­чи­тель­ной ме­ре ус­лож­ня­ет за­да­чу обу­че­ния пе­хо­тин­ца.

Со­кра­ще­ние даль­но­сти стрель­бы

Уча­стие в бою боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва средств по­дав­ле­ния при­ве­ло к бо­лее чет­ко­му рас­пре­де­ле­нию по­ля боя ме­ж­ду ро­да­ми войск: авиа­ция по­дав­ля­ет наи­бо­лее важ­ные объ­ек­ты обо­ро­ны; ар­тил­ле­рия унич­то­жа­ет ог­не­вые сред­ст­ва, мо­гу­щие за­дер­жать про­дви­же­ние пе­хо­ты; тан­ки ве­дут борь­бу с ос­тав­ши­ми­ся ору­дий­ны­ми и пу­ле­мет­ны­ми рас­че­та­ми, по­дав­ля­ют жи­вую си­лу; пе­хо­та, сле­дуя за ог­не­вым ва­лом и тан­ка­ми, на близ­ких дис­тан­ци­ях рас­стре­ли­ва­ет и до­би­ва­ет все то, что ос­та­лось и уце­ле­ло по­сле авиа­ции, ар­тил­ле­рии и тан­ков. Та­ким об­ра­зом, мощ­ные ог­не­вые сред­ст­ва под­держ­ки ос­во­бо­ди­ли пе­хо­ту от не­об­хо­ди­мо­сти обес­пе­чи­вать свое сбли­же­ние ог­нем соб­ст­вен­но­го ору­жия, да­ли ей воз­мож­ность на­пра­вить всю мощь ог­ня по це­лям, рас­по­ло­жен­ным в не­по­сред­ст­вен­ной бли­зо­сти, т. е. в пре­де­лах 150-600 м.

Но­вые спо­со­бы стрель­бы

К из­вест­ным нам в до­во­ен­ное вре­мя раз­лич­ным спо­со­бам стрель­бы при­ба­ви­лись: стрель­ба на хо­ду, стрель­ба зал­па­ми, стрель­ба на­вскид­ку (мы уже ос­тав­ля­ем в сто­ро­не ча­ст­ные слу­чаи, ко­гда бой­цу при­хо­ди­лось стре­лять с де­ре­ва, с лод­ки, че­рез чер­дач­ные ок­на, из раз­лич­ных по­ло­же­ний, без вы­бо­ра и под­го­тов­ки ка­кой бы то ни бы­ло по­зи­ции).

Стрель­ба на хо­ду, зал­па­ми и на­вскид­ку впол­не оп­рав­да­ла се­бя в бою. Прав­да, спо­соб стрель­бы зал­па­ми не нов; он при­ме­нял­ся еще в ста­рой рус­ской ар­мии, но впо­след­ст­вии был не­за­слу­жен­но за­быт. Еще в из­дан­ном в 1916 го­ду «На­став­ле­нии по стрел­ко­во­му де­лу» о стрель­бе зал­па­ми ска­за­но сле­дую­щее: «Вы­год­ная сто­ро­на стрель­бы зал­па­ми со­сто­ит в том, что стре­ляю­щую часть лег­че удер­жать в ру­ках на­чаль­ни­ка: об­лег­ча­ет­ся управ­ле­ние ог­нем и учет па­тро­нов. Хо­ро­шо вы­дер­жан­ные зал­пы про­из­во­дят на про­тив­ни­ка силь­ное мо­раль­ное впе­чат­ле­ние, а в сво­их вой­сках воз­бу­ж­да­ют соз­на­ние един­ст­ва и си­лы».

Стрель­ба зал­па­ми тре­бу­ет осо­бых на­вы­ков и хо­ро­шей тре­ни­ро­ван­но­сти.

Уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ст­во об­раз­цов ору­жия, ум­но­жи­лись и ус­лож­ни­лись прие­мы стрель­бы, и в то же вре­мя ни од­ной из до­во­ен­ных за­дач ог­не­во­го обу­че­ния (ес­ли не счи­тать уп­раж­не­ний в стрель­бе на даль­ние дис­тан­ции) снять нель­зя. Это об­стоя­тель­ст­во ука­зы­ва­ет нам, что в ог­не­вой под­го­тов­ке, так же как и в так­ти­че­ской, круг под­ле­жа­щих изу­че­нию во­про­сов зна­чи­тель­но рас­ши­рил­ся.

Фи­зи­че­ская под­го­тов­ка

Зна­че­ние фи­зи­че­ской за­кал­ки и тре­ни­ров­ки ор­га­низ­ма бой­ца пе­хо­ты оп­ре­де­ля­ет­ся те­ми по­вы­шен­ны­ми тре­бо­ва­ния­ми к вы­нос­ли­во­сти в ско­ро­ст­ных и дли­тель­ных на­пря­же­ни­ях, о ко­то­рых уже го­во­ри­лось вы­ше. Для боя ну­жен силь­ный, лов­кий и вы­нос­ли­вый бо­ец, ко­то­рый не ут­ра­тит бое­спо­соб­но­сти по­сле боль­ших, уто­ми­тель­ных пе­ре­хо­дов, сно­ро­ви­сто поль­зу­ет­ся сво­им ору­жи­ем, уме­ло при­ме­ня­ет­ся к ме­ст­но­сти, бы­ст­ро пре­одо­ле­ва­ет пре­пят­ст­вия и т. д. Вы­ра­бот­ка мно­гих из этих ка­честв дос­ти­га­ет­ся пу­тем сис­те­мы фи­зи­че­ско­го вос­пи­та­ния и тре­ни­ров­ки. Фи­зи­че­ское раз­ви­тие ор­га­низ­ма спо­соб­ст­ву­ет так­же вос­пи­та­нию у че­ло­ве­ка си­лы во­ли, сме­ло­сти, со­об­ра­зи­тель­но­сти, уве­рен­но­сти в сво­их дей­ст­ви­ях.

Но фи­зи­че­ская под­го­тов­ка - не са­мо­цель. Ук­ре­п­ляя ор­га­низм бой­ца и раз­ви­вая у по­след­не­го не­об­хо­ди­мые ду­хов­ные ка­че­ст­ва, она яв­ля­ет­ся лишь пред­по­сыл­кой к вос­пи­та­нию раз­но­сто­рон­них бое­вых ка­честв; она как бы об­слу­жи­ва­ет все ос­таль­ные раз­де­лы обу­че­ния. Из это­го и нуж­но ис­хо­дить при оп­ре­де­ле­нии объ­е­ма за­дач и ме­то­дов фи­зи­че­ско­го вос­пи­та­ния.

О ме­то­дах и сро­ках под­го­тов­ки оди­ноч­но­го бой­ца

О ме­то­дах обу­че­ния. Что­бы нау­чить мо­ло­до­го бой­ца ка­ко­му-ли­бо дей­ст­вию, нуж­ны три сле­дую­щих ус­ло­вия:

    пер­вое - уме­ние обу­чаю­ще­го без­уко­риз­нен­но пра­виль­но и сно­ро­ви­сто вы­пол­нять это дей­ст­вие;
    вто­рое - уме­ние обу­чаю­ще­го пе­ре­дать обу­чае­мым свои на­вы­ки;
    третье - вре­мя, не­об­хо­ди­мое для проч­но­го ус­вое­ния по­ка­зан­но­го дей­ст­вия бой­цом.

Рас­смот­рим по­сле­до­ва­тель­но зна­че­ние ка­ж­до­го из них.

Зна­ние пред­ме­та. Это ус­ло­вие - глав­ное в обу­че­нии. Ни­ка­кие прие­мы, ух­ват­ки, усер­дие не по­мо­гут то­му ко­ман­ди­ру, ко­то­рый вы­вел под­чи­нен­ных на за­ня­тия, но не зна­ет, че­му их учить. В гла­зах бой­цов та­кой ру­ко­во­ди­тель бу­дет про­сто жа­лок и сме­шон, как жа­лок и сме­шон по­ка­зал­ся бы уче­ни­кам пре­по­да­ва­тель ариф­ме­ти­ки, не знаю­щий таб­ли­цы ум­но­же­ния. Та­кой ко­ман­дир на­но­сит боль­шой вред де­лу обу­че­ния: ро­ня­ет свой ав­то­ри­тет, рас­тра­чи­ва­ет цен­ное вре­мя, раз­вра­ща­ет сво­их под­чи­нен­ных, при­учая их сво­им при­ме­ром к ха­лат­но­сти, без­от­вет­ст­вен­но­сти. По­это­му при­чи­ны низ­ко­го ка­че­ст­ва за­ня­тий, сла­бой ак­тив­но­сти обу­чае­мых не­об­хо­ди­мо ис­кать пре­ж­де все­го в их ру­ко­во­ди­те­ле, в ка­че­ст­ве его под­го­тов­лен­но­сти.

Об этих про­пис­ных ис­ти­нах мы вы­ну­ж­де­ны го­во­рить толь­ко по­то­му, что дей­ст­ви­тель­ность ста­вит пе­ред на­ми этот во­прос с осо­бой ост­ро­той. Мож­но со­слать­ся на ряд при­ме­ров, ко­гда за­ня­тия не­пол­но­цен­но про­во­ди­лись лишь по ви­не ру­ко­во­ди­те­ля и то­го стар­ше­го ко­ман­ди­ра, ко­то­рый не счел нуж­ным про­ве­рить под­го­тов­лен­ность са­мо­го обу­чаю­ще­го.

На за­ня­тии в од­ной из час­тей ко­ман­дир взво­да, обу­чая бой­цов строе­вой стой­ке, хо­дил пе­ред стро­ем, за­ло­жив ру­ки за спи­ну, и семь ми­нут мо­но­тон­но разъ­яс­нял, что та­кое «стой­ка» и как ее пра­виль­но вы­пол­нить. При­сут­ст­во­вав­ший здесь стар­ший на­чаль­ник по­тре­бо­вал от ко­ман­ди­ра взво­да прак­ти­че­ски по­ка­зать бой­цам этот при­ем. И тут об­на­ру­жи­лось, что ру­ко­во­ди­тель сам не уме­ет при­нять стой­ку «смир­но», как это­го тре­бу­ет Строе­вой ус­тав. Боль­ше то­го, ока­за­лось, что он не зна­ет ука­за­ний ус­та­ва.

Уме­ние пе­ре­дать зна­ния и на­вы­ки. Хо­ро­шо знаю­щий де­ло ко­ман­дир су­ме­ет пе­ре­дать свои зна­ния и на­вы­ки под­чи­нен­ным, ес­ли он да­же ме­то­ди­че­ски сла­бо под­го­тов­лен. Од­на­ко, об­ла­дая ме­то­ди­кой обу­че­ния, сн сде­ла­ет это ско­рее и лег­че. Обу­чае­мые в ко­рот­кий срок пой­мут и ус­во­ят пред­мет, ес­ли он пре­под­но­сит­ся им в ка­ко­м-то оп­ре­де­лен­ном по­ряд­ке, по­сле­до­ва­тель­но, от про­сто­го к бо­лее слож­но­му. По­это­му ка­ж­дый ко­ман­дир, го­то­вясь к за­ня­ти­ям, обя­зан в де­та­лях про­ду­мать по­ря­док из­ло­же­ния со­дер­жа­ния уро­ка, вве­сти в не­го эле­мен­ты, вы­зы­ваю­щие у обу­чае­мых ин­те­рес к пред­ме­ту.

В за­ви­си­мо­сти от изу­чае­мо­го во­про­са ме­тод про­ве­де­ния за­ня­тий бу­дет не­оди­на­ков: од­но де­ло - изу­чать ма­те­ри­аль­ную часть ору­жия, дру­гое - прие­мы на­блю­де­ния или, ска­жем, пе­ре­беж­ки. Сле­до­ва­тель­но, труд­но дать ка­кие-ли­бо кон­крет­ные со­ве­ты по ме­то­ди­ке обу­че­ния, со­ве­ты, ко­то­рые бы­ли бы при­год­ны на все слу­чаи. Здесь все бу­дет за­ви­сеть от спо­соб­но­сти ко­ман­ди­ра, его люб­ви к де­лу, под­го­тов­лен­но­сти.

Время. Вся­кий, да­же от­лич­но под­го­тов­лен­ный ру­ко­во­ди­тель ста­нет в ту­пик, ес­ли ему пред­ло­жат за один час обу­чить бой­цов, ска­жем, из­го­тов­ке к стрель­бе, за­ря­жа­нию, при­це­ли­ва­нию и про­из­вод­ст­ву вы­стре­ла. На изу­че­ние то­го или ино­го прие­ма, в за­ви­си­мо­сти от слож­но­сти его вы­пол­не­ния, по­тре­бу­ет­ся оп­ре­де­лен­ное вре­мя, и очень важ­но уметь оп­ре­де­лять это вре­мя.

Осо­бую роль в ре­ше­нии дан­но­го во­про­са иг­ра­ет ко­ман­дир ро­ты. Со­став­ляя рас­пи­са­ние за­ня­тий, он дол­жен учи­ты­вать и слож­ность пред­стоя­щих за­дач, и вре­мя, тре­буе­мое на дви­же­ние до мес­та за­ня­тий (и об­рат­но), и сте­пень обу­чен­но­сти бой­цов, и под­го­тов­лен­ность сер­жан­тов. Как на за­во­де при со­став­ле­нии про­из­вод­ст­вен­но­го пла­на учи­ты­ва­ет­ся про­из­вод­ст­вен­ная воз­мож­ность це­хов (точ­но учи­ты­ва­ет­ся вре­мя, за­тра­чи­вае­мое на вы­ра­бот­ку де­та­лей, сбор­ку их и т. д.), так и ко­ман­дир ро­ты дол­жен знать, че­го он мо­жет до­бить­ся в от­ве­ден­ное ему вре­мя, сколь­ко ча­сов нуж­но от­вес­ти для обу­че­ния бой­цов вы­пол­не­нию тех или иных прие­мов.

Бу­дет ошиб­кой, на­при­мер, ес­ли рот­ный ко­ман­дир за­пла­ни­ру­ет изу­че­ние строе­вой стой­ки в один день с за­тра­той на это 2 ча­сов. Мно­го­лет­ний опыт и прак­ти­ка по­ка­зы­ва­ют, что для это­го пра­виль­нее бы­ло бы от­вес­ти: в пер­вый день - 30 ми­нут, во вто­рой - 20, в тре­тий - 10 ми­нут. Это­го вре­ме­ни впол­не дос­та­точ­но, ес­ли все по­сле­дую­щие за­ня­тия ко­ман­дир бу­дет на­чи­нать с про­вер­ки пра­виль­но­сти вы­пол­не­ния это­го прие­ма (то же са­мое - при всех по­строе­ни­ях). В пер­вом же слу­чае ко­ман­дир не дос­тиг­нет це­ли (строе­вая стой­ка не бу­дет ус­вое­на), не­смот­ря на то, что на ее изу­че­ние бы­ло от­ве­де­но вдвое боль­ше вре­ме­ни. Та­ким об­ра­зом, учет и пра­виль­ное рас­пре­де­ле­ние вре­ме­ни - важ­ное де­ло; об этом ни­ко­гда не сле­ду­ет за­бы­вать.

Сис­те­ма обу­че­ния оди­ноч­но­го бой­ца. Из­вест­но, что сте­пень обу­чен­но­сти бой­ца воз­рас­та­ет по ме­ре при­об­ре­те­ния им но­вых на­вы­ков и зна­ний, при­чем ес­ли ка­кой-ли­бо при­ем (дей­ст­вие) изу­чен не­дос­та­точ­но, то это не­из­беж­но от­ри­ца­тель­но ска­жет­ся на ком­плекс­ных дей­ст­ви­ях бой­ца.

Взять, к при­ме­ру, на­сту­па­тель­ные дей­ст­вия. Они об­ра­зу­ют со­бой слож­ный ком­плекс са­мых раз­но­сто­рон­них на­вы­ков: на­вы­ки и тре­ни­ров­ку в пра­виль­ном бе­ге при­гнув­шись бо­ец по­лу­ча­ет на за­ня­ти­ях по фи­зи­че­ской под­го­тов­ке; на­вы­ки по пе­ре­беж­кам и пе­ре­пол­за­нию - на строе­вой под­го­тов­ке; на­вы­ки в вы­бо­ре мес­та для ве­де­ния ог­ня, в на­блю­де­нии, в вы­бо­ре це­ли, в уме­нии ори­ен­ти­ро­вать­ся - на так­ти­че­ской и ог­не­вой под­го­тов­ке; на­вы­ки в из­го­тов­ке для стрель­бы, раз­ря­жа­нии, ве­де­нии ог­ня и пе­ре­за­ря­жа­нии - на ог­не­вой под­го­тов­ке; на­вы­ки в са­мо­ока­пы­ва­нии - на са­пер­ной под­го­тов­ке.

Зна­чит, пре­ж­де чем обу­чать бой­ца на­сту­па­тель­ным дей­ст­ви­ям в це­лом, его на­до сна­ча­ла нау­чить вы­пол­нять все прие­мы, не­об­хо­ди­мые в на­сту­па­тель­ном бою. Ес­ли же бо­ец не по­лу­чил этих на­вы­ков, его дей­ст­вия в на­сту&sh

Война в Сирии
Свежее видео Сирия
Война на Украине
Война в Южной Осетии
Война в Афганистане
Свежее видео Украина
От администрации
Статистика
» Личный состав
Всего: 6545
Новых за месяц: 133
Новых за неделю: 30
Новых вчера: 2
Новых сегодня: 1

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Солдат: 3
Офицеров: 0

Кто нас сегодня посетил

При копировании материалов, активная ссылка на www.Soldati-Russian.ru обязательна!

«Солдаты РФ» © 2010-2017 Все права защищены