Вторник, 21.11.2017, 09:30
Меню
Чеченская война
Интервью
Присоединяйся!
Рассказы участников Чечни
Армия России
Популярное на блоге


Что та­кое «ган­шип»? До­слов­но это пе­ре­во­дит­ся с анг­лий­ско­го как «воо­ру­жен­ный ко­рабль» или «лин­кор». Но в воо­ру­жен­ных си­лах США с дав­них пор ган­ши­пом на­зы­ва­ют хо­ро­шо воо­ру­жен­ный са­мо­лет для дей­ст­вий по сла­бо за­щи­щен­ным на­зем­ным це­лям. Од­ной из наи­бо­лее ха­рак­тер­ных тех­ни­че­ских черт, при­су­щих аме­ри­кан­ским ган­ши­пам, яв­ля­ет­ся рас­по­ло­же­ние бор­то­во­го воо­ру­же­ния пер­пен­ди­ку­ляр­но про­доль­ной оси са­мо­ле­та.

Уже в го­ды Пер­вой ми­ро­вой вой­ны, ко­гда ос­нов­ные кон­цеп­ции бое­во­го при­ме­не­ния во­ен­но-воз­душ­ных сил толь­ко скла­ды­ва­лись, ста­ло по­нят­но, что не­ко­то­рые са­мо­ле­ты бу­дут ис­поль­зо­вать­ся для про­ве­де­ния все­воз­мож­ных «спе­ци­аль­ных» опе­ра­ций, со­вер­шен­но не ти­пич­ных для ли­ней­ных авиа­ци­он­ных под­раз­де­ле­ний. Во вре­мя Вто­рой ми­ро­вой вой­ны в со­ста­ве ВВС воюю­щих го­су­дарств поя­ви­лись спе­ци­аль­ные эс­кад­ри­льи, сфор­ми­ро­ван­ные из наи­бо­лее опыт­ных пи­ло­тов и пред­на­зна­чен­ные для дос­тав­ки и эва­куа­ции ди­вер­си­он­но-раз­ве­ды­ва­тель­ных групп, раз­бра­сы­ва­ния над вра­же­ской тер­ри­то­ри­ей аги­та­ци­он­ных лис­то­вок в рам­ках ве­де­ния пси­хо­ло­ги­че­ской вой­ны, на­ве­де­ния на це­ли ос­нов­ных бом­бар­ди­ро­воч­ных групп и вы­пол­не­ния дру­гих не­стан­дарт­ных за­да­ний. Имен­но в се­ре­ди­не Вто­рой ми­ро­вой вой­ны и воз­ник­ла кон­цеп­ция ган­ши­па. По иро­нии судь­бы впер­вые мысль о том, что сред­ний бом­бар­ди­ров­щик воз­мож­но до­ос­на­стить мно­го­чис­лен­ным стрел­ко­вым воо­ру­же­ни­ем при­шла в го­ло­ву май­о­ру ВВС США По­лу Га­ну. Это зна­чит, что «ган­шип» в пе­ре­во­де не толь­ко «воо­ру­жен­ный ко­рабль», но и «ко­рабль Га­на». Про­изош­ло это в 1943 го­ду, ко­гда на Ти­хо­оке­ан­ском те­ат­ре во­ен­ных дей­ст­вий даль­ним бом­бар­ди­ров­щи­кам ти­па А-20 и В-25 час­то при­хо­ди­лось бо­роть­ся с япон­ски­ми тор­го­вы­ми су­да­ми. Сна­ча­ла Ган ус­та­но­вил в штур­ман­ских ка­би­нах не­сколь­ких А-20 по че­ты­ре пу­ле­ме­та обыч­но­го вин­то­воч­но­го ка­либ­ра. Эта мо­ди­фи­ка­ция име­ла оп­ре­де­лен­ный ус­пех сре­ди пи­ло­тов. То­гда сле­дую­щим ша­гом ста­ло до­во­ору­же­ние бом­бар­ди­ров­щи­ков В-25 6-8 круп­но­ка­ли­бер­ны­ми пу­ле­ме­та­ми для стрель­бы впе­ред. В мар­те 1943 го­да не­сколь­ко та­ких кус­тар­ных ган­ши­пов в пух и прах раз­нес­ли япон­ский кон­вой из две­на­дца­ти тор­го­вых су­дов, шед­ших в мо­ре Бис­мар­ка под ох­ра­ной де­ся­ти ко­раб­лей со­про­во­ж­де­ния. Этот ус­пех спо­соб­ст­во­вал то­му, что на по­ток бы­ли по­став­ле­ны спе­ци­аль­но соз­дан­ные мо­ди­фи­ка­ции бом­бар­ди­ров­щи­ков А-20, В-25 и В26, ос­на­щен­ных мно­го­чис­лен­ны­ми ог­не­вы­ми точ­ка­ми в пе­ред­ней по­лу­сфе­ре. Эти же са­мо­ле­ты при­ме­ня­лись и во вре­мя Ко­рей­ской вой­ны.

В про­ме­жут­ке ме­ж­ду вой­ной в Ко­рее и Вьет­нам­ской кам­па­ни­ей ка­ко­го-ли­бо серь­ез­но­го вни­ма­ния ган­ши­пам не уде­ля­лось, за­то боль­шой ин­те­рес ко­ман­до­ва­ния вы­зы­ва­ла авиа­ция спе­ци­аль­но­го на­зна­че­ния, по­сколь­ку в это вре­мя в Ла­тин­ской Аме­ри­ке и Юго-Во­сточ­ной Азии на­блю­да­ет­ся рез­кая ак­ти­ви­за­ция на­цио­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния. Во­ен­ное ру­ко­во­дство ар­мии США очень серь­ез­но от­но­си­лось к дей­ст­ви­ям про­ти­во­пов­стан­че­ских сил. По мне­нию Пен­та­го­на, серь­ез­ный ус­пех мог­ли при­нес­ти со­вме­ст­ные дей­ст­вия ар­мей­ских сил спе­ци­аль­но­го на­зна­че­ния и «авиа­ци­он­но-ди­вер­си­он­ных» под­раз­де­ле­ний. В ап­ре­ле 1961 го­да в со­ста­ве так­ти­че­ско­го авиа­ци­он­но­го ко­ман­до­ва­ния бы­ло сфор­ми­ро­ва­но пер­вое «авиа­ци­он­но-ди­вер­си­он­ное» под­раз­де­ле­ние - 4400-я эс­кад­ри­лья «Джангл Джим». В но­яб­ре то­го же го­да эс­кад­ри­лья бы­ла пе­ре­бро­ше­на на тер­ри­то­рию Юж­но­го Вьет­на­ма для ока­за­ния по­мо­щи ме­ст­ным во­ен­ным в про­ве­де­нии про­ти­во­пар­ти­зан­ских опе­ра­ций. По­сколь­ку мас­штаб бое­вых дей­ст­вий во Вьет­на­ме по­сто­ян­но воз­рас­тал, в мар­те 1962 го­да эта эс­кад­ри­лья бы­ла раз­вер­ну­та в 1-ю авиа­ци­он­но-ди­вер­си­он­ную груп­пу, еще не­сколь­ко ме­ся­цев спус­тя на авиа­ци­он­ной ба­зе Эг­лин был соз­дан Центр по ве­де­нию спе­ци­аль­ных опе­ра­ций ВВС. Здесь раз­ра­ба­ты­ва­ли так­ти­ку про­ти­во­пар­ти­зан­ской борь­бы, а за­тем обу­ча­ли этой так­ти­ке эки­па­жи ВВС дру­же­ст­вен­ных стран. Нуж­но от­ме­тить, что в то вре­мя при под­го­тов­ке авиа­ции сил спе­ци­аль­но­го на­зна­че­ния ос­нов­ной упор де­лал­ся имен­но на борь­бу с пар­ти­за­на­ми; скрыт­ное же про­ник­но­ве­ние в глу­бо­кий тыл про­тив­ни­ка прак­ти­че­ски не от­ра­ба­ты­ва­лось.

Пер­вое авиа­кры­ло спе­ци­аль­но­го на­зна­че­ния в те­че­ние 1960-х го­дов поч­ти по­сто­ян­но на­хо­ди­лось на тер­ри­то­рии Ин­до­ки­тая, где ус­пе­ло при­нять уча­стие в бое­вых дей­ст­ви­ях еще до офи­ци­аль­но­го на­ча­ла Вьет­нам­ской вой­ны. К се­ре­ди­не шес­ти­де­ся­тых эки­па­жи сил авиа­ци­он­но­го спец­на­за США ба­зи­ро­ва­лись в Ира­не, Кон­го, Ма­ли, Гре­ции, Эфио­пии и Сау­дов­ской Ара­вии. Глав­ной за­да­чей пи­ло­тов яв­ля­лась от­ра­бот­ка так­ти­ки про­ве­де­ния опе­ра­ций по борь­бе с пов­стан­ца­ми и пар­ти­за­на­ми, а так­же обу­че­ние все­воз­мож­ных со­юз­ни­ков.

У эки­па­жей ре­ак­тив­ных ис­тре­би­те­лей-бом­бар­ди­ров­щи­ков да­же в днев­ное вре­мя бы­ли серь­ез­ные про­бле­мы при их на­ве­де­нии на уже вскры­тые це­ли, а в тем­ное вре­мя су­ток ве­ро­ят­ность по­ра­же­ния це­ли па­да­ла поч­ти до ну­ля, в то вре­мя как имен­но но­чью ча­ще все­го про­во­ди­лись пар­ти­зан­ские вы­лаз­ки бой­ца­ми Вьет­кон­га. Ре­ак­тив­ная авиа­ция тре­бо­ва­ла аэ­ро­дро­мов с бе­тон­ным по­кры­ти­ем, ко­то­рых бы­ло не­мно­го на тер­ри­то­рии Вьет­на­ма, по­это­му ме­ж­ду мо­мен­том вы­зо­ва авиа­ции до мо­мен­та по­яв­ле­ния са­мо­ле­тов в рай­оне це­ли про­хо­ди­ло весь­ма зна­чи­тель­ное вре­мя. Ор­га­ни­зо­вать же ра­бо­ту не­по­сред­ст­вен­но «по фак­ту вы­зо­ва» из по­ло­же­ния де­жур­ст­ва в воз­ду­хе не по­зво­лял ог­ра­ни­чен­ный за­пас то­п­ли­ва. Бое­вая прак­ти­ка по­ка­за­ла, что ре­ак­тив­ные са­мо­ле­ты прак­ти­че­ски не под­хо­дят для опе­ра­ций та­ко­го ро­да, за­то низ­ко­ско­ро­ст­ные са­мо­ле­ты с про­стой кон­ст­рук­ци­ей, но имею­щие со­от­вет­ст­вую­щую ос­нов­но­му на­зна­че­нию этих ма­шин ап­па­ра­ту­ру, име­ют го­раз­до боль­ше шан­сов на ус­пеш­ное вы­пол­не­ние за­да­ния.

На­ча­ло ши­ро­ко­мас­штаб­ных во­ен­ных дей­ст­вий на тер­ри­то­рии Вьет­на­ма по­ка­за­ло, что не­по­сред­ст­вен­ная ог­не­вая под­держ­ка и борь­ба с пе­ре­воз­ка­ми пар­ти­зан яв­ля­ют­ся ос­нов­ны­ми за­да­ча­ми, стоя­щи­ми пе­ред авиа­ци­ей спе­ци­аль­но­го на­зна­че­ния. Имен­но в го­ды Вьет­нам­ской вой­ны сим­во­лом авиа­ции спец­на­зна­че­ния стал мощ­ный «Гер­ку­лес» С-130, още­ти­нив­ший­ся мно­го­чис­лен­ны­ми ско­ро­стрель­ны­ми пуш­ка­ми и пу­ле­ме­та­ми.

В те­че­ние всех лет вой­ны во Вьет­на­ме ос­нов­ной про­бле­мой, ко­то­рую аме­ри­кан­ское ко­ман­до­ва­ние без­ус­пеш­но пы­та­лось ре­шить бы­ла так на­зы­вае­мая «тро­па Хо Ши Ми­на», пред­став­ляв­шая со­бой сеть мно­го­чис­лен­ных до­рог и троп на тер­ри­то­рии Юж­но­го Вьет­на­ма и Лао­са, по ко­то­рым и осу­ще­ст­в­ля­лось ос­нов­ное снаб­же­ние пар­ти­зан­ских от­ря­дов На­цио­наль­но­го фрон­та ос­во­бо­ж­де­ния. Все пе­ре­воз­ки про­из­во­ди­лись толь­ко но­чью, транс­порт­ные сред­ст­ва тща­тель­но мас­ки­ро­ва­лись, и все это при­во­ди­ло к то­му, что ес­ли да­же ка­ким-ли­бо об­ра­зом и уда­ва­лось за­сечь точ­ку на­хо­ж­де­ния оче­ред­но­го транс­пор­та, то к мо­мен­ту по­яв­ле­ния аме­ри­кан­ских са­мо­ле­тов он уже ус­пе­вал ис­чез­нуть. Един­ст­вен­ным сла­бым ме­стом у пар­ти­зан Вьет­кон­га бы­ла край­не сла­бая про­ти­во­воз­душ­ная обо­ро­на; это об­стоя­тель­ст­во и ока­за­лось ре­шаю­щим при раз­ра­бот­ке кон­цеп­ции ган­ши­па.

Ко­ман­до­ва­нию сроч­но был не­об­хо­дим са­мо­лет, ко­то­рый бы имел мощ­ное воо­ру­же­ние, боль­шую про­дол­жи­тель­ность по­ле­та и спо­со­бен был бы в лю­бых ус­ло­ви­ях на­хо­дить и эф­фек­тив­но по­ра­жать на­зем­ные це­ли из бор­то­во­го ору­жия. Бом­бар­ди­ров­щи­ки вре­мен Вто­рой ми­ро­вой В-26 «Ин­вей­дер», сроч­но из­вле­чен­ные из мест хра­не­ния, в це­лом не­пло­хо се­бя за­ре­ко­мен­до­ва­ли, но у них был один серь­ез­ный не­дос­та­ток - край­не ог­ра­ни­чен­ное вре­мя воз­дей­ст­вия воо­ру­же­ния на на­зем­ную цель. По су­ти, это вре­мя ог­ра­ни­чи­ва­лось толь­ко вре­ме­нем пи­ки­ро­ва­ния. Тре­бо­ва­лось пол­но­стью из­ме­нить схе­му раз­ме­ще­ния воо­ру­же­ния на бор­ту.

Соз­да­те­лем удар­но­го са­мо­ле­та но­во­го ти­па стал ка­пи­тан Ро­налд Тер­ри, слу­жив­ший в ис­пы­та­тель­ном цен­тре ВВС в Рай­т-Пат­тер­сон. Слу­чай­но про­чи­тав об ори­ги­наль­ном спо­со­бе бес­по­са­доч­ной дос­тав­ки поч­ты в глу­хие се­ле­ния Юж­ной Аме­ри­ки не­ким лет­чи­ко­м-мис­сио­не­ром (са­мо­лет вы­пус­кал с ле­во­го бор­та длин­ный трос, вста­вал в ле­вый ви­раж и кру­жил­ся во­круг од­ной точ­ки на зем­ле, ку­да и спус­кал­ся ниж­ний ко­нец тро­са), ка­пи­тан бы­ст­ро за­ме­нил в уме трос на длин­ную оче­редь из ав­то­ма­ти­че­ско­го ору­жия и по­нял, что на­шел про­стой, но эф­фек­тив­ный спо­соб рез­ко уве­ли­чить вре­мя для об­стре­ла то­чеч­ной це­ли. При этом боль­шой угол на­кло­на тра­ек­то­рии пуль и сна­ря­дов толь­ко умень­шал бы их рас­сеи­ва­ние.

Спра­вед­ли­во­сти ра­ди нуж­но ска­зать, что ка­пи­тан Тер­ри не был пер­вым офи­це­ром ВВС США, ко­то­ро­му при­шла в го­ло­ву идея ус­та­но­вить ору­жие са­мо­ле­та под пря­мым уг­лом к оси ма­ши­ны: еще в кон­це 1920-х го­дов про­шел ис­пы­та­ние круп­но­ка­ли­бер­ный пу­ле­мет, ус­та­нов­лен­ный на би­пла­не DH-4 под уг­лом 90 гра­ду­сов к оси са­мо­ле­та, но эта идея даль­ней­ше­го раз­ви­тия так и не по­лу­чи­ла. Во вре­мя Вто­рой ми­ро­вой вой­ны пол­ков­ник Ма­к-До­налд пред­ло­жил не­сколь­ко ори­ги­наль­ных схем ус­та­нов­ки бор­то­во­го воо­ру­же­ния для стрель­бы вбок, но и этот опыт в то вре­мя ос­тал­ся не­вос­тре­бо­ван­ным. Те­перь же си­туа­ция из­ме­ни­лась. Для ис­пы­та­ний ВВС вы­де­ли­ли Тер­ри ста­рый транс­порт­ный са­мо­лет С-123. По­ле­вые ис­пы­та­ния бы­ли за­кон­че­ны ле­том 1964 го­да и сра­зу по­сле это­го ка­пи­тан Тер­ри был пе­ре­бро­шен во Вьет­нам в со­ста­ве од­но­го из от­ря­дов 1-го ди­вер­си­он­но­го авиа­ци­он­но­го кры­ла для изу­че­ния опы­та про­ти­во­пар­ти­зан­ской борь­бы.

Поч­ти с са­мо­го на­ча­ла ста­ло яс­но, что луч­ше все­го для пе­ре­обо­ру­до­ва­ния в ган­ши­пы под­хо­дят транс­порт­ные са­мо­ле­ты, по­сколь­ку име­ют боль­шую ка­би­ну для ус­та­нов­ки ба­та­реи пу­ле­ме­тов и боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва бо­е­при­па­сов к ним; кро­ме то­го, та­кие ма­ши­ны спо­соб­ны дол­гое вре­мя на­хо­дить­ся в воз­ду­хе без до­за­прав­ки. Прав­да, бы­ла и об­рат­ная сто­ро­на ме­да­ли: не­боль­шая ско­рость и боль­шие раз­ме­ры, уве­ли­чи­вав­шие ве­ро­ят­ность по­ра­же­ния вра­же­ской ПВО. Но в тот пе­ри­од вре­ме­ни на воо­ру­же­нии у Вьет­кон­га не бы­ло ни­че­го мощ­нее пу­ле­ме­тов вин­то­воч­но­го ка­либ­ра, по­это­му та­кой воо­ру­жен­ный транс­порт­ник пред­став­лял­ся аме­ри­кан­ско­му ко­ман­до­ва­нию поч­ти иде­аль­ным ору­жи­ем для борь­бы с пар­ти­за­на­ми.

Пер­вый ган­шип был пе­ре­обо­ру­до­ван из ста­ро­го са­мо­ле­та С-47 в ок­тяб­ре 1964 го­да: два шес­ти­стволь­ных пу­ле­ме­та «ми­ни­ган» бы­ли ус­та­нов­ле­ны в ил­лю­ми­на­то­рах по ле­во­му бор­ту, а тре­тий по­ста­ви­ли в про­еме гру­зо­во­го лю­ка. На ле­вой сто­ро­не пи­лот­ской ка­би­ны поя­вил­ся при­цел от штур­мо­ви­ка А-1 «Скай­рей­дер», а кноп­ку управ­ле­ния ог­нем вы­ве­ли на штур­ва­ле ко­ман­ди­ра эки­па­жа, при этом стре­лять мож­но бы­ло как из ка­ж­до­го пу­ле­ме­та в от­дель­но­сти, так и из всех трех од­но­вре­мен­но. Эки­паж пер­во­го ган­ши­па со­сто­ял из ко­ман­ди­ра (он же пер­вый пи­лот), вто­ро­го пи­ло­та, штур­ма­на, трех че­ло­век об­слу­ги (их за­да­ча за­клю­ча­лась в пе­ре­за­ря­жа­нии пу­ле­ме­тов) и ра­ди­ста-пе­ре­вод­чи­ка (что­бы об­щать­ся с вьет­нам­ской сто­ро­ной). Это­му са­мо­му пер­во­му ган­ши­пу при­свои­ли ин­декс FC-47 (т.е. Fighter/Cargo - ис­тре­би­тель/ гру­зо­воз). Од­на­ко пи­ло­ты на­стоя­щих ис­тре­би­те­лей оби­де­лись на то, что уби­тый Бо­гом и людь­ми ста­рень­кий «Ду­глас» по­ста­ви­ли в один ряд с их за­ме­ча­тель­ны­ми «фан­то­ма­ми», по­это­му ин­декс вско­ре из­ме­нил­ся на АС-47 (т.е. Attac/Cargo - штур­мо­вик/ гру­зо­воз). Чуть позд­нее этот ган­шип, как на­стоя­щий ко­рабль, по­лу­чил и соб­ст­вен­ное имя - бла­го­да­ря кор­рес­пон­ден­ту, ко­то­рый в сво­ей ста­тье на­звал его ска­зоч­ным дра­ко­ном. Ста­тья по­нра­ви­лась пи­ло­там, и они на но­су сво­его са­мо­ле­та вы­ве­ли сло­во «Puff» (ог­не­ды­ша­щий). Стран­ным об­ра­зом вьет­нам­ские пар­ти­за­ны на­рек­ли аме­ри­кан­ский са­мо­лет точ­но так же: сре­ди за­хва­чен­ных аме­ри­кан­ца­ми вьет­кон­гов­ских до­ку­мен­тов ока­зал­ся при­каз, за­пре­щав­ший стре­лять в сто­ро­ну «ог­не­ды­ша­ще­го» са­мо­ле­та, что­бы не спро­во­ци­ро­вать от­вет­ный шквал ог­ня.

С это­го мо­мен­та на­ча­лись ак­тив­ные ра­бо­ты по воо­ру­же­нию ста­рых транс­порт­ных са­мо­ле­тов. Пер­вые бое­вые вы­ле­ты ган­ши­пов бы­ли ус­пеш­ны­ми, да­же не­смот­ря на не­опыт­ность боль­шин­ст­ва пи­ло­тов и силь­ную из­но­шен­ность са­мо­ле­тов. Ог­не­вая мощь са­мо­ле­тов в са­мом де­ле про­из­во­ди­ла впе­чат­ле­ние: став в ви­раж, ган­шип все­го за 3 се­кун­ды об­ра­ба­ты­вал ог­нем пло­щад­ку раз­ме­ром с фут­боль­ное по­ле.

Од­на­ко с ян­ва­ря 1966 го­да, ко­гда 4-ю эс­кад­ри­лью при­влек­ли к опе­ра­ци­ям по бло­ки­ро­ва­нию «тро­пы Хо Ши Ми­на», пе­ри­од удач для ган­ши­пов за­кон­чил­ся: на воо­ру­же­нии пар­ти­зан­ских от­ря­дов уже поя­ви­лись и зе­нит­ная ар­тил­ле­рия, и круп­но­ка­ли­бер­ные пу­ле­ме­ты. Ес­ли при этом учесть слож­ность ноч­ных бое­вых вы­ле­тов, ма­лую ско­рость ста­рых ма­шин и не­опыт­ность пи­ло­тов, то не при­хо­дит­ся удив­лять­ся то­му, что за ко­рот­кий срок над «тро­пой Хо Ши Ми­на» бы­ли по­те­ря­ны шесть бое­вых ма­шин.

Хо­ро­шо ил­лю­ст­ри­ру­ет бое­вые свой­ст­ва «воз­душ­ных лин­ко­ров», их ха­рак­тер­ные не­дос­тат­ки и дос­то­ин­ст­ва опе­ра­ция по при­кры­тию ук­ре­п­лен­но­го ла­ге­ря А-Шо, на­хо­див­ше­го­ся не­да­ле­ко от гра­ни­цы Вьет­на­ма и Лао­са. Ла­герь этот был по­стро­ен еще в 1964 го­ду, но до тех пор, по­ка вес­ной 1966 го­да там не на­ча­ли стро­ить авиа­ба­зу, осо­бо­го вни­ма­ния ни пар­ти­зан, ни аме­ри­кан­ско­го ко­ман­до­ва­ния этот опор­ный пункт не при­вле­кал. На­чав­шие­ся под­го­то­ви­тель­ные строи­тель­ные ра­бо­ты вы­зва­ли по­вы­шен­ный ин­те­рес Вьет­кон­га, и в ночь на 9 мар­та по­сле­до­ва­ла мас­си­ро­ван­ная ата­ка. Ко­ли­че­ст­вен­ное пре­вос­ход­ст­во бы­ло на сто­ро­не пар­ти­зан: от трех до пя­ти ты­сяч вьет­нам­цев про­ти­во­стоя­ли при­мер­но двум сот­ням «сбор­ной со­лян­ки» из аме­ри­кан­ских спец­на­зов­цев, опол­чен­цев из чис­ла ме­ст­ных пле­мен и сол­дат Юж­но­го Вьет­на­ма. В сло­жив­ших­ся об­стоя­тель­ст­вах ос­нов­ная на­де­ж­да обо­ро­няю­щих­ся бы­ла толь­ко на под­держ­ку с воз­ду­ха. Пер­вые са­мо­ле­ты при­кры­тия при­бы­ли в квад­рат уже ут­ром, но це­ли об­на­ру­жить не смог­ли из-за ту­ма­на и об­лач­но­сти. Око­ло по­луд­ня над ла­ге­рем поя­вил­ся и ган­шип. С третье­го за­хо­да его ко­ман­дир все же смог об­на­ру­жить ме­сто­по­ло­же­ние ла­ге­ря и об­ру­шил на пар­ти­зан шквал пу­ле­мет­но­го ог­ня. Но ока­за­лось, что вьет­кон­гов­цы бы­ли го­то­вы к та­ко­му рас­кла­ду: «Ду­глас» сра­зу же по­пал под силь­ней­ший зе­нит­ный огонь. Оба дви­га­те­ля по­лу­чи­ли по не­сколь­ку по­па­да­ний и вспых­ну­ли. Эки­па­жу с тру­дом уда­лось по­са­дить под­би­тую ма­ши­ну на склон го­ры, но эва­куи­ро­вать лет­чи­ков спа­са­тель­ный вер­то­лет смог толь­ко к ве­че­ру. Но­чью 10 мар­та над ла­ге­рем бар­ра­жи­ро­вал еще один «лин­кор», но серь­ез­но­го ог­не­во­го про­ти­во­дей­ст­вия на­сту­паю­щим пар­ти­зан­ским от­ря­дам он ока­зать уже не мог, и во вто­рой по­ло­ви­не то­го же дня ук­ре­п­лен­ный пункт А-Шо пал под уда­ра­ми Вьет­кон­га. На по­сле­до­вав­шем за этой не­уда­чей не­из­беж­ном «раз­бо­ре по­ле­тов» аме­ри­кан­ское во­ен­ное ру­ко­во­дство од­ной из глав­ных при­чин слу­чив­ше­го­ся по­счи­та­ло сла­бую ог­не­вую под­держ­ку с воз­ду­ха. При этом еще от­ме­ча­лись низ­кая эф­фек­тив­ность ган­ши­пов при дей­ст­ви­ях в слож­ных ме­тео­ус­ло­ви­ях в со­че­та­нии с их уяз­ви­мо­стью для мощ­ной ПВО про­тив­ни­ка.

Не­смот­ря на по­доб­ные не­уда­чи, к 1967 го­ду боль­шин­ст­во офи­це­ров су­хо­пут­ных войск, дей­ст­во­вав­ших на тер­ри­то­рии Вьет­на­ма, уже не пред­став­ля­ли се­бе ве­де­ния бое­вых дей­ст­вий без ог­не­во­го при­кры­тия «воз­душ­ных лин­ко­ров». Для то­го, что­бы по­ско­рее вы­пол­нить боль­шин­ст­во зая­вок на по­став­ку но­вых ган­ши­пов, ко­ман­до­ва­ние ВВС ре­ши­лось ис­поль­зо­вать для пе­ре­обо­ру­до­ва­ния ус­та­рев­шие транс­порт­ные са­мо­ле­ты С-119. Но­вый «лин­кор» пре­вра­тил­ся в ка­че­ст­вен­но но­вый са­мо­лет - бла­го­да­ря ус­та­нов­ке со­вре­мен­но­го на­ви­га­ци­он­но­го обо­ру­до­ва­ния, РЛС для об­на­ру­же­ния дви­жу­щих­ся це­лей, сис­те­мы ноч­но­го ви­де­ния и ла­зер­но­го даль­но­ме­ра. Воо­ру­же­ние то­же бы­ло уси­ле­но: по­ми­мо че­ты­рех 7,62-мм шес­ти­стволь­ных «ми­ни­га­нов» в спе­ци­аль­ных бой­ни­цах ус­та­но­ви­ли еще по две 20-мм шес­ти­стволь­ные пуш­ки «Вул­кан». Те­перь обо­ру­до­ва­ние по­зво­ля­ло дей­ст­во­вать ган­ши­пу круг­ло­су­точ­но, а ско­ро­стрель­ные пуш­ки да­ва­ли воз­мож­ность по­ра­жать лег­ко­бро­ни­ро­ван­ные це­ли, не за­хо­дя в зо­ну по­ра­же­ния круп­но­ка­ли­бер­ных пу­ле­ме­тов вра­же­ской ПВО.

И все же наи­бо­лее удач­ным стал ган­шип, сде­лан­ный на плат­фор­ме мощ­но­го и на­деж­но­го транс­порт­но­го са­мо­ле­та С-130 «Гер­ку­лес». Во­ен­но­воз­душ­ные си­лы хо­те­ли бы по­лу­чить ма­ши­ну с уве­ли­чен­ной про­дол­жи­тель­но­стью по­ле­та, боль­шей ско­ро­стью и мощ­ным воо­ру­же­ни­ем. На но­вом са­мо­ле­те бы­ла ус­та­нов­ле­на сис­те­ма ноч­но­го ви­де­ния, ана­ло­го­вая бор­то­вая ЭВМ, уси­лен­ная РЛС и мощ- ные про­жек­то­ра. Воо­ру­же­ние со­стоя­ло из че­ты­рех шес­ти­стволь­ных пу­ле­ме­тов-«ми­ни­га­нов» и че­ты­рех же пу­шек-«вул­ка­нов». К са­мо­ле­там та­ко­го ти­па ка­к-то при­ста­ло на­зва­ние «Спектр», став­шее об­щим для всех мо­де­лей АС-130. Но­чью 9 ок­тяб­ря 1965 го­да пер­вый «спектр» сда­вал свой пер­вый эк­за­мен над «тро­пой Хо Ши Ми­на». Этот ноч­ной вы­лет ока­зал­ся впол­не удач­ным: прак­ти­че­ски сра­зу по­сле за­хо­да в квад­рат пат­ру­ли­ро­ва­ния опе­ра­тор ин­фра­крас­ной стан­ции сле­же­ния об­на­ру­жил шесть дви­жу­щих­ся гру­зо­ви­ков. Ме­нее чем че­рез пят­на­дцать ми­нут пуш­ки и пу­ле­ме­ты «лин­ко­ра» пре­вра­ти­ли эти ав­то­мо­би­ли в шесть ча­дя­щих ко­ст­ров.

Ка­ж­дую ночь над «тро­пой Хо Ши Ми­на» на­хо­ди­лось от две­на­дца­ти до во­сем­на­дца­ти са­мо­ле­тов АС-130. Пи­ло­ты от­ме­ча­ли, что ус­та­нов­ка 105-мм гау­би­цы силь­но по­вы­си­ла бое­вые воз­мож­но­сти ган­ши­па.

Но вско­ре вся кон­цеп­ция ган­ши­пов по­лу­чи­ла силь­ней­ший удар. В на­ча­ле ян­ва­ря 1972 го­да аме­ри­кан­ская раз­вед­ка за­сек­ла в рай­оне тро­пы пер­вый зе­нит­ный ра­кет­ный ком­плекс С-75. Для не­по­во­рот­ли­вых воо­ру­жен­ных транс­порт­ни­ков это бы­ла смер­тель­ная опас­ность. Аме­ри­кан­ское ко­ман­до­ва­ние по­ни­ма­ло, что сам факт по­яв­ле­ния на воо­ру­же­нии Вьет­кон­га ЗРК го­во­рит в поль­зу то­го, что все по­ле­ты «лин­ко­ров» над тро­пой сле­ду­ет пол­но­стью пре­кра­тить. Но эф­фект при­ме­не­ния «спек­тров» был слиш­ком ве­лик, по­это­му бое­вые вы­ле­ты про­дол­жа­лись. С ян­ва­ря по март эки­па­жа­ми «спек­тров» бы­ло унич­то­же­но 2782 гру­зо­ви­ка и еще 4553 по­вре­ж­де­но. Од­на­ко рас­пла­та не за­ста­ви­ла се­бя ждать: 31 мар­та один из АС-130 был сбит зе­нит­ной ра­ке­той. А че­рез два дня на зем­лю рух­нул еще один «лин­кор», при­чем ес­ли в пер­вом слу­чае все чле­ны эки­па­жа ос­та­лись жи­вы, то во вто­ром спа­стись не уда­лось ни­ко­му. Имен­но 2 ап­ре­ля бы­ли пре­кра­ще­ны все по­ле­ты АС-130 в рай­оне де­ми­ли­та­ри­зо­ван­ной зо­ны.

Прав­да, этот день не стал кон­цом карь­е­ры ган­ши­па. Эти са­мо­ле­ты про­дол­жа­ли при­ме­нять­ся для борь­бы с вьет­нам­ски­ми тан­ка­ми, но и здесь их на­стиг­ло но­вое ору­жие Вьет­кон­га - ПЗРК «Стре­ла». За ко­рот­кий срок с по­мо­щью ПЗРК пар­ти­за­ны за­ва­ли­ли три АС-130. Но, не­смот­ря на опас­ность, «спек­тры» про­дол­жа­ли вы­ле­ты до са­мо­го кон­ца вой­ны. По­след­ний раз ган­ши­пы при­ме­ня­лись во вре­мя эва­куа­ции аме­ри­кан­ских войск из Сай­го­на и Пном­пе­ня. По воз­вра­ще­нии в Шта­ты де­сять наи­бо­лее но­вых са­мо­ле­тов по­сту­пи­ли на воо­ру­же­ние 1-го авиа­ци­он­но­го кры­ла спе­ци­аль­но­го на­зна­че­ния, а ос­таль­ные, бо­лее по­тре­пан­ные, пе­ре­да­ли в ре­зерв. За го­ды вой­ны в Ин­до­ки­тае по­гиб­ли пять­де­сят два чле­на эки­па­жа ган­ши­пов из чис­ла авиа­ции спе­ци­аль­но­го на­зна­че­ния.

Война в Сирии
Свежее видео Сирия
Война на Украине
Война в Южной Осетии
Война в Афганистане
Свежее видео Украина
От администрации
Статистика
» Личный состав
Всего: 6541
Новых за месяц: 137
Новых за неделю: 33
Новых вчера: 5
Новых сегодня: 2

Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 12
Солдат: 8
Офицеров: 4
Stimul, Mi_bogidanov1965, bukinOr, dominOr
Кто нас сегодня посетил

При копировании материалов, активная ссылка на www.Soldati-Russian.ru обязательна!

«Солдаты РФ» © 2010-2017 Все права защищены