Вторник, 23.05.2017, 02:22
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 3 из 4«1234»
Военный форум » История войн » Вторая мировая война » Бронетехника и вооружение СССР
Бронетехника и вооружение СССР
arthur_hammer
Среда, 24.08.2011, 08:35 | Сообщение # 31
Сообщений:
1552
Регистрация:
03.03.2011
Генерал
Награды:
Военный билет:
Замечания:
154
БТ-7 — советский лёгкий колёсно-гусеничный танк периода 1930—1940-х годов. Третий танк семейства советских лёгких танков БТ («Быстроходный Танк»). В отличие от своих предшественников БТ-2 и БТ-5, имел сварной корпус несколько изменённой формы и новый двигатель. Вооружение аналогично БТ-5. Выпускался, как и БТ-5, в варианте с радиостанцией и без радиостанции. Всего было произведено более 5328 машин.
История создания

В январе 1933 года, когда осуществлялась работа над конструкторской документацией танка БТ-5, конструкторское бюро танкостроения Харьковского завода получило задание на разработку нового танка, в котором предполагалось устранить недостатки предшественников.

По документации, предполагалось установить двигатель М-17 (более надёжный, чем М-5), сварной корпус с улучшенной обзорностью для механика-водителя, увеличить ёмкость топливных баков и установить башню с 76-мм пушкой. То есть предполагалось создать «ударный колёсно-гусеничный танк дальнего действия». В разработке принимала участие группа конструкторов в составе Бондаренко, Морозова, Дорошенко, Курасова, Веселовского, Таршинова. В начале 1934 года началось производство прототипа, получившего индекс БТ-7. Первый образец был готов к 1 мая 1934 года, второй — к 7 ноября 1934 года.
[править]
Первые прототипы

На первых прототипах БТ-7 устанавливался курсовой пулемёт справа от механика-водителя, а башня имела форму эллипса со скошенной крышей. Проект предусматривал возможность установки существующих на тот момент танковых пушек: 76-мм КТ-28 или ПС-3 и 45-мм образца 1932 года без изменений в конструкции башни. В нише башни располагалась вращающаяся боеукладка барабанного типа на 18 шт. 75-мм снарядов, либо радиостанция.
[править]
Итог испытаний

Летом и осенью 1934 года танки прошли полную программу испытаний. Комиссия посчитала, что курсовой пулемёт для машины с экипажем в 3 человека является лишним, а башня имеет недостаток из-за несовместимости пулемёта с башней. В итоге в начале 1935 года в серийное производство был запущен танк с более простой башней от танка БТ-5. Однако, в целом от идеи колёсно-гусеничной машины с 76-мм пушкой не отказались, и со стороны ГАБТУ заводу было поручено разработать проект установки на БТ-7 башни от танка Т-26-4.
Серийные модели
[править]
Модель 1935 года

Корпус серийного БТ-7 выпуска 1935 года представлял собой жёсткую коробчатую конструкцию с двойными бортовыми стенками, удлинённой суженной закруглённой передней частью и трапециевидной тыльной частью. Корпус собирался из броневых и стальных листов, преимущественно сварным способом, реже клёпаным. Наружные стенки были съёмными, внутренние представляли собой 4-мм стальные листы. Корпус танка держался на восьми пружинных рессорах (свечах): двух горизонтальных и шести вертикальных. Вертикальные рессоры располагались между бортовыми листами и внутренней стенкой корпуса. Горизонтальные — внутри корпуса в боевом отделении танка. Ходовая часть состояла из восьми опорных, двух направляющих колёс. При движении на колёсном ходу передняя пара катков становилась управляемой, а задняя пара — ведущей. При гусеничном ходу руль убирался и укладывался в отделении управления.

В тыльной части располагались карбюраторный V-образный 12-цилиндровый двигатель М-17Т мощностью 400 л. с., 4-скоростная коробка передач, многодисковый сухой главный фрикцион, бортовые фрикционы и передачи, гитары (для привода колёсного хода), тормоза, а также топливные баки (два по бокам между бортовыми листами и один в корме).

45-мм танковая пушка 20К образца 1934 года и спаренный с нею пулемёт ДТ размещались в башне цилиндрической формы с развитой кормовой нишей. Кормовые и зенитные пулемёты, а кроме того, и радиостанции 71-ТК с поручневой антенной, устанавливались на части танков. В экипаж входило 3 человека: командир (наводчик), заряжающий и водитель-механик.
[править]
Модель 1937 года

Выпуск БТ-7 с конической башней начался в 1937 году. Вооружение танка не изменилось, но боезапас возрос на 44 снаряда (он достиг 188, а в танках с радиостанцией — 145 снарядов). На всех линейных танках устанавливался пулемёт ДТ в кормовой нише. Танк оборудовали двумя специальными фарами прожекторного типа, устанавливаемыми на маске пушки для ведения стрельбы из пушки и спаренного пулемёта в ночное время. Позже аналогичные фары ставили и на танки более ранних выпусков. На смену четырёхскоростной коробке передач пришла трёхскоростная. Были внесены изменения в трансмиссию и усилены пружины балансирных подвесок ведущих колёс колёсного хода. В 1938 году на подвесках были убраны резиновые бандажи. Тогда же крупнозвенчатую гусеницу начали повсеместно заменять на мелкозвенчатую. Толщина лобовой брони БТ-7 в ходе модернизаций достигла 22 мм, а боевая масса возросла до 13,9 т. Всего было изготовлено 4727 танков БТ-7 образца 1937 года.
[править]
Модель 1939 года (БТ-7М)

Выпуск танка БТ-7М (заводской индекс А-7М или А-8) начался с декабря 1939 года. Внешне танк почти не отличался от БТ-7. Основное техническое различие заключалось в установке на танк дизельного двигателя В-2 вместо карбюраторного М-17Т. Жёсткость корпуса БТ-7М была повышена за счёт установки раскосов, в днище появился подмоторный люк, уменьшились размеры колпака воздушного фильтра-пылеулавливателя. Бо́льшая экономичность дизеля позволила сократить возимый запас топлива и отказаться от дополнительных баков на надгусеничных полках. БТ-7М выпускался до конца 1940 года, некоторое время — даже параллельно с Т-34. Всего было изготовлено 706 экземпляров БТ-7М.
[править]
Артиллерийский танк БТ-7А
Основная статья: БТ-7А

Параллельно с основной модификацией выпускались артиллерийские танки БТ-7А с башней увеличенного размера с 76-мм пушкой КТ-26 образца 1927—1932 годов и тремя пулемётами ДТ, один из которых располагался в шаровой установке справа от пушки, второй — в дверке ниши и третий — в зенитной установке П-40. Боекомплект танка состоял из 50 выстрелов и 40 у танка с радиостанцией, 3339 патронов. В опытном порядке на БТ-7А устанавливались 76-мм пушки Л-30 и Ф-32. Всего было выпущено 154 танка БТ-7А.

В связи с установкой башни Т-26-4 с 76-мм пушкой в корпус танка были внесены некоторые изменения: увеличен диаметр отверстия в подбашенном листе, срезаны углы колпаков над радиатором и изменено крепление сеток колпаков; утоплены в крыше регулирующие стаканы первой пары опорных катков; изменена укладка боеприпасов в корпусе. Башня Т-26-44 — сварная, имела форму цилиндра с овальной нишей сзади. Её корпус состоял из двух полукруглых листов (переднего и заднего), крыши и ниши. Оба полукруглых листа сваривались встык друг с другом. Стыки листов с наружной стороны защищались броневыми накладками. Передний лист имел большое прямоугольное отверстие для установки пушки, две смотровые щели и два круглых отверстия для стрельбы из револьвера. С правой стороны отверстия для пушки был вварен цилиндр, в донышко которого устанавливалось яблоко для пулемёта. В средней части крыши башни находился большой прямоугольный люк, предназначавшийся для посадки экипажа. Узкой планкой он разделялся на две части, закрывавшиеся сверху крышками. В башнях с зенитной установкой вместо правой крышки размещалось её основание и поворотный круг. В передней части крыши находились четыре круглых отверстия: справа впереди — для командирской панорамы, слева сзади — для флажковой сигнализации, в центре, над казённой частью орудия — для вентилятора и слева — для перископического прицела. В задней части башни имелось отверстие для установки антенны.
Боевое применение

Боевое крещение БТ-7 получил на Халхин-Голе в составе 6-й и 11-й танковых бригад. Причём последняя совершила 500-километровый марш к месту боевых действий на колёсах. В целом танки получили хорошие отзывы, однако отмечались сложность управления, требовавшая высокого уровня подготовки механиков-водителей, недостаточность броневой защиты и неудовлетворительная оснащённость средствами связи. Маршал Г. К. Жуков позже отмечал их недостатки из-за неудобства применения этих танков на песчаном грунте на колесах. Все эти недостатки подтвердились в польской кампании в сентябре 1939 года и в войне с Финляндией. С другой стороны, танк не имел себе равных в маневренности[2]. Танк стал гордостью и заслуженным символом автобронетанковых войск РККА в предвоенные годы, поскольку в наибольшей степени соответствовал представлению о танках как о главной ударной силе сухопутных войск.
[править]
Участие в Великой Отечественной войне

Боевая обстановка диктовала[2] для слабобронированного БТ-7 соответствующую тактику действий — ведение огневого боя из засад, с использованием естественных и искусственных укрытий, что увеличивало живучесть танка и позволяло подпустить вражеский танк на дистанцию, когда от 45-мм снаряда уже не спасала бы 30-мм броня(45мм. орудие в 95% поподаний было бессильно).Высоким потерям танков способствовал устав танковых частей, по которому и в наступлении, и в обороне стрельба с места допускалась крайне редко (поэтому к тактике танковых засад перешли только осенью 1941 года, когда было потеряно около 85 % танков). Ещё одним фактором был недостаточный уровень подготовки экипажей. Это усугублялось тем, что в конструкцию танка вносили изменения, упрощающие производство, но усложняющие эксплуатацию. Например, вместо 4-скоростной коробки передач ввели 3-скоростную, в связи с чем танк потерял в маневренности, а из-за неудачной конструкции переключать передачу получалось только у опытного водителя, в большинстве же случаев приходилось останавливать танк. Парк одних только БТ-7 в июне 1941 года количественно превосходил весь танковый парк вермахта. СССР наращивал выпуск машин, когда Германия повышала уровень подготовки экипажей. Танки БТ-7 принимали участие в битве за Москву, Сталинград, вели бои на Северном Кавказе. В 1943 году они использовались на Ленинградском фронте, принимали участие в снятии блокады в 1944. Всю войну прослужили в тылу в учебных подразделениях. Последний раз БТ-7 принял участие в бою при разгроме Квантунской армии в августе 1945 года. Например, в составе 6-й гвардейской танковой армии, совершившей бросок через Большой Хинган, было около 211 БТ-7. Заключительным аккордом 10-летней боевой службы стал победный парад в Харбине.
[править]
Оценка машины

По совокупности основных оценочных параметров — вооружения, маневренности и бронезащите — БТ-7 (в особенности БТ-7М) можно признать удачными[2] танками. При этом, вопреки распространённому мнению, на момент начала Великой Отечественной войны танк БТ-7 не являлся устаревшим[2]. Сравнение танка с его дальним «потомком» — Т-34 — в этом плане некорректно, так как эти машины относились к разным классам танков. Что же касается бронетехники вермахта, то, хотя моральное устаревание колёсно-гусеничной схемы было налицо[2], из тех же трёх основных оценочных параметров он превосходил немецкие танки по вооружению и маневренности, незначительно уступая в бронезащите. Собственно, на момент начала войны единственными типами танков вермахта, полностью превосходящими БТ-7 по бронированию, были только последние модификации Pz III и Pz IV, номинально относившиеся на тот момент к средним танкам. Опять же, учитывая разницу в классах, можно сказать, что в своём классе (лёгких танков) БТ-7 превосходил бронетехнику, имевшуюся в распоряжении вермахта. Некоторые немецкие лёгкие танки (например, поздние модификации D, E и F танка Pz II) частично превосходили БТ-7 по бронезащите, однако их 30-мм лобовая броня пробивалась всеми танковыми и противотанковыми пушками РККА на любой прицельной дистанции стрельбы. Таким образом, БТ-7 сохранял над этими машинами превосходство в вооружении. Факты боевого применения БТ-7 также дают основания утверждать, что на начальном периоде Войны при грамотной тактике и хорошей подготовке экипажа он мог успешно противостоять немецким танкам всех типов[2].

Ощутимым был и тот факт, что за пять лет серийного производства конструкцию БТ-7 достаточно хорошо отработали. Вполне удовлетворительной была и техническая надёжность танка (разумеется, при нормальной эксплуатации)[2].

Вместе с тем, эксплуатация танка в войсках выявила ряд недостатков. Часть из них устранялась в процессе серийного производства, часть же была характерна для танков с колёсно-гусеничным движителем и являлась поэтому неустранимой. Основные нарекания вызывал двигатель М-17, в основном из-за его невысокой надёжности. Карбюраторный мотор был к тому же очень «прожорливым» — за высокие показатели мощности и запаса хода приходилось платить большим расходом ГСМ. Общая ёмкость всех бензобаков составляла 790 л, а расход топлива на 1 км при движении на колёсах достигал 1,5—1,6 л, но этот недостаток в целом был устранимым. Хуже обстояло дело со специфическими недостатками колёсно-гусеничной схемы. Резиновые бандажи при движении на колёсах по шоссе с твёрдым покрытием (таким как булыжник или асфальт) начинали разрушаться уже после 100 км пробега. Значительная часть забронированного объёма «съедалась» за счёт двойного борта. Основным же неустранимым недостатком можно считать высокую сложность привода колёсного хода, который к тому же при движении на гусеницах вообще являлся бесполезным грузом. Кроме того, при испытании на НИИБТ-полигоне в Кубинке было выявлено, что на практике переход с гусениц на колёса и обратно занимает около часа, в то время как в руководстве службы значилось 25—30 минут.


arthur_hammer
arthur_hammer
Среда, 24.08.2011, 08:38 | Сообщение # 32
Сообщений:
1552
Регистрация:
03.03.2011
Генерал
Награды:
Военный билет:
Замечания:
154
Легкий танк Т-26



Т-26 — советский лёгкий танк. Создан на основе английского танка «Виккерс Mk.E», закупленного в 1930 году. Принят на вооружение в СССР в 1931 году.

Т-26 обр. 1931 года
Классификация лёгкий пехотный танк
Боевая масса, т 8
Компоновочная схема двухбашенная
Экипаж, чел. 3
История
Годы производства 1931—1941
Годы эксплуатации 1931—1960
Количество выпущенных, шт. 11 218
Основные операторы

Размеры
Длина корпуса, мм 4620
Ширина корпуса, мм 2440
Высота, мм 2190
Клиренс, мм 380
Бронирование
Тип брони стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса, мм/град. 15
Борт корпуса, мм/град. 15
Корма корпуса, мм/град. 15
Днище, мм 6
Крыша корпуса, мм 10
Лоб башни, мм/град. 15
Маска орудия, мм/град. 15
Борт башни, мм/град. 15
Корма башни, мм/град. 15
Крыша башни, мм 6
Вооружение
Пулемёты 2 × 7,62-мм ДТ
Подвижность
Тип двигателя рядный 4-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 90[1]—91[2]
Скорость по шоссе, км/ч 30
Запас хода по шоссе, км 120
Тип подвески сблокированная по четыре, на листовых рессорах
Преодолеваемый подъём, град. 40°
Преодолеваемая стенка, м 0,75
Преодолеваемый ров, м 2,0
Преодолеваемый брод, м 0,8


arthur_hammer
arthur_hammer
Среда, 24.08.2011, 08:41 | Сообщение # 33
Сообщений:
1552
Регистрация:
03.03.2011
Генерал
Награды:
Военный билет:
Замечания:
154
К началу 1930-х годов танковый парк СССР состоял в первую очередь из массового лёгкого танка сопровождения пехоты Т-18[3], а также разнотипных британских машин времён Первой мировой войны, чья боевая ценность была низкой из-за общей устарелости конструкции, изношенности агрегатов и проблем со снабжением запасными частями. Т-18 выполнил первоначальную задачу насыщения РККА боеспособными и сравнительно современными машинами, а также освоения промышленностью производства танков. Однако характеристики Т-18, являвшегося лишь глубокой модернизацией F.T. периода Первой мировой войны, уже к 1929 году не удовлетворяли требованиям Генерального штаба РККА[4]. После ознакомления с опытными немецкими танками в ходе советско-германского сотрудничества, а также с танками других стран в ходе ознакомительной поездки начальника УММ И. Халепского по США и странам Европы, был сделан вывод об отставании уровня советских танков[5]. Для замены Т-18, конструкторским бюро ОАТ с осени 1929 года велась разработка нового танка сопровождения пехоты Т-19, но работы по нему по ряду причин затягивались[6]. В конце 1929 года на заседании коллегии ГУВП был сделан вывод о том, что в связи с отсутствием у советских танковых конструкторов должного опыта и неразвитостью промышленной базы, сроки разработки советских танков и их заданные ТТХ не выдерживаются, а созданные проекты не пригодны для серийного производства. В связи с этим 5 декабря комиссией под председательством Наркомтяжпрома Г. Орджоникидзе было принято решение об обращении к зарубежному опыту[7].

В 1930 году была создана закупочная комиссия под руководством И. Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам С. Гинзбурга, чьей задачей являлись отбор и закупка образцов танков, тракторов и автомобилей, пригодных для принятия на вооружение РККА. Прежде всего комиссия весной 1930 года направилась в Великобританию, считавшуюся в те годы мировым лидером в производстве бронетехники[8][9]. В Великобритании внимание комиссии привлёк лёгкий танк Mk.E или «6-тонный» (англ. 6-ton), созданный фирмой «Виккерс-Армстронг» в 1928—1929 годах и активно предлагавшийся на экспорт[10]. Комиссия планировала приобрести лишь по одному экземпляру нужной техники, но продавать одиночные образцы, а тем более с документацией, фирма отказалась, и в результате дальнейших переговоров с ней было достигнуто соглашение о закупке малых партий танков, в том числе — 15 единиц Mk.E по цене в 42 тысячи рублей в ценах 1931 года, с полным комплектом технической документации и лицензией на производство в СССР. Поставки танков должны были быть осуществлены с сентября 1930 по январь 1931 года[9][11][12]. «Виккерс-Армстронг» предлагала несколько вариантов танка — достоверно известно о «Модели A» с двумя одноместными башнями с 7,7-мм пулемётами «Виккерс» и «Модели B» с двухместной башней с 47-мм короткоствольной пушкой и 7,7-мм пулемётом[13] — но советская сторона закупила только двухбашенные машины. В СССР Mk.E получили обозначение В-26[11]. Сборка танков осуществлялась на заводах «Виккерс-Армстронг», но в ней принимали участие и советские специалисты, для лучшего ознакомления с технологией. Первый В-26 был отправлен в СССР 22 октября 1930 года, а до конца года в СССР поступили ещё три танка
Начало производства

Двухбашенный Т-26 ранних выпусков с цельноклёпаными корпусом и башнями и пулемётным вооружением

Для производства Т-26 за отсутствием альтернатив был выбран ленинградский завод «Большевик», до этого занимавшийся выпуском Т-18. Позднее предполагалось подключить к производству и достраивавшийся Сталинградский тракторный завод[19]. Рассматривался и Челябинский тракторный завод, тоже находившийся в процессе строительства. Проектными работами по подготовке производства, а впоследствии и модернизации танка, руководил С. Гинзбург[20]. Первоначально заводу «Большевик» был выдан план на производство 500 Т-26 в 1931 году, позднее это число было сокращено до 300 с выпуском первого танка не позднее 1 мая, но и этой цифры достичь не удалось[19][21]. Хотя завод ранее выпускал подобными темпами Т-18[22], новый танк оказался значительно сложнее в производстве[19]. Весной 1931 года занимавшимся Т-26 отделом завода, первоначально состоявшим лишь из 5 человек, были осуществлены только подготовка к производству и изготовление двух эталонных экземпляров танка. К 1 мая были закончены рабочие чертежи, а 16 июня одобрен технологический процесс и начато изготовление оборудования для массового производства[23].

В июле 1931 года началось изготовление по временной технологии установочной (предсерийной) партии из 10 танков с корпусами из неброневой стали, с широким использованием импортных комплектующих[19][24]. Конструкция машин в точности повторяла британский оригинал, отличаясь лишь вооружением, состоявшим из 37-мм пушки ПС-1 в правой башне и 7,62-мм пулемёта ДТ-29 в левой[19]. В ходе производства сразу выявился ряд серьёзных проблем, при этом, хотя конструкторское бюро с самого начала работ неоднократно предлагало ввести в конструкцию доработки, направленные на упрощение технологии изготовления, все эти попытки пресекались высшим руководством[23]. Больше всего проблем приносил двигатель танка, который, несмотря на кажущуюся простоту, требовал более высокой культуры производства, чем мог обеспечить советский завод[25] — первое время считалось нормальным, если брак по двигателям составлял до 65 %[24]. Кроме этого, Ижорскому заводу, поставлявшему корпуса танков, поначалу не удавалось из-за высокого процента брака наладить производство 13-мм бронелистов, в результате чего на значительной части корпусов вместо них применялись 10-мм[25]. Но и 10-мм листы на поставляемых корпусах имели многочисленные сквозные трещины и из-за низкого качества первоначально на испытаниях пробивались 7,62-мм винтовочной бронебойной пулей с дистанции 150—200 м[24]. До ноября корпуса танков выпускались со сборкой полностью на болтах и винтах, чтобы обеспечить замену бронелистов кондиционными[26]. В итоге на танках установочной партии двигатели фактически не работали, и передвигаться танки могли лишь при перестановке на них импортного двигателя с эталонного В-26[24].
Модификации

Химический танк ХТ-26

Химический танк ХТ-26. Двухбашенная модификация (вид сзади)
Т-26 образца 1931 г. — линейный танк, двухбашенная версия с пулемётным вооружением;
Т-26 образца 1932 г. — линейный танк, двухбашенная версия с пушечно-пулемётным вооружением (37-мм пушка в одной из башен и пулемёт в другой);
Т-26 образца 1933 г. — линейный танк, однобашенная версия с цилиндрической башней и 45-мм пушкой. Самый массовый вариант.
Т-26 образца 1938 г. — линейный танк, однобашенная версия с конической башней и сварным корпусом.
Т-26 образца 1939 г. — вариант Т-26 образца 1938 года с усиленным бронированием. Также установлена улучшенная коническая башня и подбашенная коробка с наклонными стенками.
Т-26РТ — двухбашенный танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1933), выпущено 96 машин.
Т-26ТУ — командирская версия с радиостанцией.
Т-26A — танк артиллерийской поддержки. Установлена новая, более просторная башня Т-26-4 с короткоствольной 76-мм танковой пушкой. Произведено несколько опытных образцов.
OT-26 — огнемётный танк, вооружение располагалось в одной малой башне.
OT-130 — огнемётный танк, вариант модели 1933 года, огнемёт установлен в цилиндрической башне вместо орудия.
OT-133 — огнемётный танк, вариант модели 1938 года, огнемёт установлен в конической башне.
OT-134 — огнемётный танк, вариант модели 1939 года. Вооружение: 45-мм танковая пушка 20K образца 1932/38 гг., огнемётная установка в корпусе, 2 пулемёта ДТ, выпущен опытный образец.

Последняя модификация танка имела бронирование 20 мм и 45-мм пушку образца 1938 г. и коническую сварную башню. Танков с конической башней было изготовлено 1975 единиц.


arthur_hammer
arthur_hammer
Среда, 24.08.2011, 15:29 | Сообщение # 34
Сообщений:
1552
Регистрация:
03.03.2011
Генерал
Награды:
Военный билет:
Замечания:
154
Средний Танк Т-28



История создания

Средний многобашенный танк Т-28, наряду со своим тяжелым "собратом" Т-35, был символом мощи Рабоче-Крестьянской Красной Армии в предвоенные годы. Его облик знаком многим по кадрам кинохроники, запечатлевшим могучие стальные крепости, проходящие в парадном строю по Красной Площади.
В 1931 году коллектив Опытного конструкторско-механического отдела Машиностроительного завода "Большевик" в Ленинграде, возглавляемый Н. В. Барыковым, приступил к проектированию трехбашенного среднего танка, предназначенного для качественного усиления общевойсковых соединений при прорыве укрепленных оборонительных полос.

Ведущим конструктором проекта был назначен Н.В.Цейц. В конце года первый прототип нового танка был выведен на заводские испытания.

В главной башне прототипа размещалась 45-мм танковая пушка и пулемет ДТ в шаровой установке. В двух малых пулеметных башнях устанавливались еще два ДТ. Для поворота главной башни использовался электропривод, что являлось новинкой для того времени, а для удобства работы экипажа в ней имелся также подвесной полик. Конструкция ходовой части танка, весившего 18 тонн, придавала ему необходимую плавность хода и обеспечивала преодоление препятствий. Вместе с тем, при первом же испытании в ней выявилось большое число недоработок, как впрочем и в силовой установке.
В связи с загруженностью танкового производства завода "Большевик" (выделенного в 1932 году в самостоятельный завод № 174 им К.Е.Ворошилова) программой выпуска танка T-26, серийное производство трехбашенного среднего танка было поручено заводу "Красный путиловец" (с 1934 года - "Кировский завод"). Проектная документация и опытный образец танка поступили туда в октябре-ноябре 1932 года.
ля обслуживания серийного производства при техническом отделе заводоуправления была создана специальная конструкторская группа, преобразованная в 1934 году в специальное конструкторское бюро СКБ-2, которое возглавил О.М.Иванов. Конструкторской же группой первоначально руководил Н.Ф.Комарчев, а с 1933 года А.Г.Ефимов.

Для оказания помощи при организации серийного производства на "Красный путиловец" был направлен начальник ОКМО Н.В.Барыков. В мае 1937 года после ареста О.М.Иванова, начальником СКБ 2 стал 29-летний Ж.Я.Котин.

К 25 февраля 1933 года были изготовлены первые 8 бронекорпусов и началась сборка первых четырех танков. К 1 мая завод выпустил 12 танков, 10 из которых приняли участие в первомайском параде в Москве, а два в Ленинграде. 11 августа 1933 года танк был принят на вооружение мотомеханизированных войск РККА под маркой Т-28.

Заказ РККА на 1933 год составлял 90 танков, однако в войска была сдана только 41 машина. Т-28 производился в течение восьми лет, и всего за это время было выпущено 503 танка.
Серийный Т-28 существенно отличался от прототипа. При сохранении общей компоновки и схемы расположения башен существенным изменениям подвергся корпус, конструкция которого стала сварной. В главной башне измененной формы с развитой кормовой нишей, вместо 45-мм установили 76,2-мм пушку.

Подверглись усовершенствованию ходовая часть и моторно-трансмиссионное отделение. Танк Т-28 производился несколькими сериями. Начиная со второй серии, в конструкцию танка вносились многочисленные (более 600) изменения.

Вместе с тем, крупных модернизаций, сильно затронувших боевые характеристики танка, было только три. С 1938 года начала устанавливаться новая более мощная 76,2-мм пушка Л-10. Справедливости ради следует отметить, что исправных Л-10 не хватало и часть танков по-прежнему оснащалась КТ. С декабря следующего года, с учетом опыта боев на Карельском перешейке, броню танка усилили экранами. Толщина лобовых листов корпуса и башен выросла до 50-80 мм, а бортовых и кормовых – до 40 мм. Масса такого танка, получившего индекс Т-28э (экранированный), возросла до 32 тонн. И, наконец, в 1940 году были выпущены танки последней серии, имевшие главные башни конической формы.
Следует отметить, что в процессе серийного производства удалось достигнуть высокой степени унификации с тяжелым танком Т-35. Например, главная башня (как цилиндрической, так и конической формы) и пулеметные башни на обоих типах машин были одинаковые. Первоначально, танк вооружался 76,2-мм танковой пушкой КТ ("Кировская танковая" - КТ-28) обр.1927/32 года, в установке которой использовалась качающаяся часть 76,2-мм полковой пушки образца 1927 года.
Малые башни вооружались одним пулеметом ДТ в шаровой установке. Каждая башня могла вращаться от упора в стенку кабины механика-водителя до упора в стенку корпуса танка, горизонтальный угол обстрела при этом составлял 165°.

На танках последних серий на люке наводчика появилась зенитная турельная установка П-40 с пулеметом ДТ, снабженным коллиматорным прицелом для стрельбы по воздушным целям.
В целом конструкцию танка Т-28 можно признать достаточно совершенной для своего времени. Состав и расположение вооружения, применительно к идее многобашенной компоновки, были оптимальными. Три башни, размещенные в два яруса, при независимом их управлении обеспечивали эффективное сопровождение пехоты массированным огнем, который мог управляться и корректироваться одним командиром (чего не скажешь о Т-35, пятью башнями которого управлять в бою одному командиру было физически невозможно).

Вместе с тем, танк имел и существенные недостатки, особенно в системах двигателя и трансмиссии. Быстро изнашивалась и ходовая часть: лопались рессоры, выходили из строя детали подвески, ломались шестерни бортовых передач. Танки с трудом проходили приемосдаточный пробег, а затем на завод начинали поступать рекламации из войск. Несмотря на ряд переделок и улучшений - усиление амортизаторов ходовых тележек, применение опорных катков с внутренней амортизацией, постоянное совершенствование агрегатов двигателя и трансмиссии - недостатки полностью устранить не удалось. Во многом это было связано как со скудной агрегатной базой, так и с достаточно низкой технологией изготовления. Не сразу были готовы к приему столь сложных боевых машин и войска.
Боевое применение Т-28.

Первые 10 танков поступили во 2-й отдельный танковый полк Резерва Главного Командования (РГК) Ленинградского военного округа. Отдельные танковые части РГК ведут свое существование с 1924 года. 2-й танковый полк был сформирован в 1929 году. В последующие годы по мере поступления новых танков сформировали еще четыре танковых полка РГК в Смоленске, Киеве, Харькове и Слуцке. Организация этих полков претерпела несколько изменений.
концу 1935 года они состояли из трех батальонов по 30 танков в каждом. На их вооружение поступали средние (Т-28) и тяжелые (Т-35) танки. В декабре 1935 года танковые полки были развернуты в отдельные тяжелые танковые бригады. Тяжелая танковая бригада на танках Т-28 состояла из трех линейных батальонов, учебного батальона, батальона боевого обеспечения и других подразделений.

Организация тяжелых танковых бригад была утверждена Наркомом обороны 12 декабря 1935 года. Приказом Наркома обороны от 21 мая 1936 года тяжелые танковые бригады выделили в Резерв Главного Командования. Танковые части и соединения РГК готовились по специально разработанной программе в соответствии с их общим предназначением. Их предусматривалось использовать для качественного усиления стрелковых дивизий и корпусов при прорыве сильно укрепленных позиций противника. В 1939 году имелись четыре тяжелых танковых бригады. 4-я, 5-я, 10-я и 20-я, дислоцировавшиеся соответственно в Киевском Особом, Харьковском, Западном Особом и Ленинградском военных округах. 5-я танковая бригада была смешанного состава, наряду с Т-28 в ней имелись танки Т-35.

Первыми приняли участие в боевых действиях 4-я и 10-я тяжелые танковые бригады Они отличились во время "освободительного похода" в Западную Украину в сентябре 1939 года.
о результатам применения танковых частей, автобронетанковые войска Красной Армии в ноябре 1939 года, перешли на новую организацию. Танковые бригады Т-28 теперь должны были быть трехбатальонного состава, по 156 машин (из них 39 БТ). В последующем их намечалось перевооружить танками KB-1.

30 ноября 1939 года начался советско-финский вооруженный конфликт, в котором принимали участие 10-я и 20-я тяжелые танковые бригады. За финскую кампанию 20-я танковая бригада им. С.М.Кирова (командир - комбриг Борзилов) была награждена орденом Красного Знамени.

В "Зимней войне" танки Т-28 использовались в основном для стрельбы прямой наводкой по амбразурам финских ДОТов. При этом 30-мм броня танка не спасала его от огня вражеской противотанковой артиллерии, что и обусловило их довольно высокие потери. Именно по результатам этих боев появился экранированный танк - Т-28э.

Во время конфликта два Т-28 были захвачены финнами. В 1941 году к ним добавились еще пять. В составе единственной финской танковой бригады они использовались практически до 1945 года.
В 1944 году один из них переоборудовали в эвакуационную машину (с него сняли все башни) и использовали в этом качестве вплоть до 1951 года. Никуда более танки Т-28 не поставлялись. Ходят слухи, что в 1935 году два Т-28 были проданы Турции. Однако документов, подтверждающих этот факт, пока не найдено.

С началом формирования механизированных корпусов, в марте 1940 года, автобронетанковые войска Красной Армии стали переходить от бригадной организации к дивизионной. В это время были расформированы все танковые бригады, в том числе и тяжелые, а их танкам укомплектовывались вновь создаваемые соединения. Так например, на 22 июня 1941 года 75 танков Т-28 имелось в составе 8-й танковой дивизии 4-го мехкорпуса, еще пятью машинами располагала 10-я танковая дивизия 15-го мехкорпуса. Эти мехкорпуса входили в состав Киевского Особого военного округа. Имелись Т-28 и в 5-й танковой дивизии 3-го мехкорпуса и 3-й танковой дивизии 1-го мехкорпуса. Последние мехкорпуса дислоцировались соответственно в Прибалтийском Особом и Ленинградского военных округах. Всего же по состоянию на 1 января 1941 в войсках насчитывалось 441 танк Т-28.
5 июля 1941 года 16-й механизированный корпус получил приказ Командующего Юго-Западным фронтон нанести удар по фашистским войскам из района Казатин на Житомир. В этом ударе принимал участие и 29-й танковый полк 15-й танковой дивизии, в составе которого, в числе прочих машин, имелись и Т-28.

Во время контратаки на деревню Семеновку (под Бердичевым) взвод Т-28 под командованием младшего лейтенанта Василия Сумцова поджег три немецких танка, раздавил два противотанковых орудия, миномет семь автомашин, расстрелял до сотни гитлеровцев.

Другой пример с уверенностью можно отнести к числу уникальных. В конце июня 1941 года, когда немецкие войска заняли Минск, в город неожиданно ворвался советский танк. Это был Т-28, управляемый старшим сержантом Д.И.Малько. На предельной скорости он промчался по улицам, давя гусеницами вражеских солдат, тараня тягачи и автомобили. Фактор внезапности сыграл свою роль. Танк прошел практически через весь город (он ворвался в Минск с запада) и был подбит только на его восточной окраине. Малько был ранен, но все же сумел покинуть горящий танк. После войны за этот бой он был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

Участь Т-28 в первые дни войны мало чем отличалась от участи другой техники, состоявшей на вооружении войск приграничных округов. Практически вся она, включая танки новых типов, была потеряна в первые два месяца войны.

В дальнейшем немногие из уцелевших Т-28 применялись вплоть до 1943 года на Ленинградском фронте и зимой 1941-1942 года в битве за Москву.
В своей книге "Москва-Сталинград-Берлин-Прага" Д.Д.Лелюшенко вспоминает, что во время боев под Москвой осенью 1941 года 16 танков Т-28 , без моторов, обнаруженные в районе НИБТ Полигона, были зарыты в землю и использовались в качестве неподвижных огневых точек.

К лету 1941 года танк Т-28 считался безнадежно устаревшим. Это безусловно так, поскольку к тому времени полностью отжила сама концепция многобашенной компоновки. Наглядный пример тому - танк Т-34-76. При равной массе и мощности двигателя, примерно одинаковой огневой мощи и несколько более сильном бронировании (а по сравнению с Т-28э даже более слабом) "тридцатьчетверка" оставляла малоподвижному и громоздкому "двадцатьвосьмому" немного шансов на поле боя. Но это Т-34, который при всех своих недостатках, вне всякого сомнения являлся скачком вперед в мировом танкостроении. А что же противник?

Почти не превосходя Т-28 (и уступая Т-28Э) в бронировании немецкие средние танки Pz Kpfw III и Pz.Kpfw IV существенно опережали его по подвижности. И это было вполне естественно - по сравнению с ними Т-28 был чудовищно длинным. Отношение L/B (длины опорной поверхности к ширине колеи) равнялось у него 2,04, в то время как у немецких танков 1,2 и 1,43 (у Т-34 - 1,5). А именно это соотношение очень важно: чем оно меньше, тем выше маневренность боевой машины.
По вооружению же Т-28 абсолютно превосходил все немецкие средние танки. Пушка Л-10 (как, впрочем, и КТ-28) могла эффективно поражать танки Вермахта на запредельных для их орудий дистанциях.

На Т-28 в порядке эксперимента устанавливали минный трал ТМ-35, прибор подводного хода (Т-28ПХ). На шасси Т-28 была создана САУ СУ-8, вооруженная 152-мм мортирой. Так же, развивая идею танка с колесно-гусеничным движителем на базе Т-28 был создан колесно-гусеничный танк Т-29, который был даже принят на вооружение в 1936 году, но в серию не пошел.


arthur_hammer
arthur_hammer
Среда, 24.08.2011, 15:30 | Сообщение # 35
Сообщений:
1552
Регистрация:
03.03.2011
Генерал
Награды:
Военный билет:
Замечания:
154


Т-28
Классификация средний танк;
танк прорыва
Боевая масса, т 25,4
Компоновочная схема классическая, трёхбашенная
Экипаж, чел. 6
История
Производитель Кировский завод
Годы разработки 1930—1932
Годы производства 1933—1940
Годы эксплуатации 1933—1944 (в СССР)
1940—1951 (в Финляндии)
Количество выпущенных, шт. 503
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 7370
Ширина корпуса, мм 2870
Высота, мм 2625
Клиренс, мм 500
Бронирование
Тип брони стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 30
Лоб корпуса (середина), мм/град. 15
Лоб корпуса (низ), мм/град. 30
Борт корпуса, мм/град. 20+10
Корма корпуса, мм/град. 18—20
Днище, мм 15—18
Крыша корпуса, мм 10
Лоб башни, мм/град. 20
Маска орудия, мм/град. 20
Борт башни, мм/град. 20
Корма башни, мм/град. 20
Крыша башни, мм 10—15
Вооружение
Калибр и марка пушки 76,2-мм КТ-28 обр. 1927/32 годов / 76,2-мм Л-10 (с 1939 г.)
Тип пушки танковая
Длина ствола, калибров 16,5 (КТ-28) / 26 (Л-10)
Боекомплект пушки 69
Углы ВН, град. +25°/−5°
Углы ГН, град. 360° (главная башня)
165° (малая башня)
Прицелы телескопический ТОП обр. 1930 года, перископический ПТ-1 обр. 1932 года
Пулемёты 4—5 × 7,62-мм ДТ
Подвижность
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Т
Мощность двигателя, л. с. 450
Скорость по шоссе, км/ч 42
Скорость по пересечённой местности, км/ч 20—25
Запас хода по шоссе, км 180—190
Запас хода по пересечённой местности, км 120—140
Удельная мощность, л. с./т 17,7
Тип подвески полностью сблокированная, на вертикальных пружинах
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,62
Преодолеваемый подъём, град. 37°
Преодолеваемая стенка, м 1,0
Преодолеваемый ров, м 3,5
Преодолеваемый брод, м 1,0


arthur_hammer
arthur_hammer
Среда, 24.08.2011, 15:35 | Сообщение # 36
Сообщений:
1552
Регистрация:
03.03.2011
Генерал
Награды:
Военный билет:
Замечания:
154
Тяжелый танк T-35



Т-35 — советский тяжёлый танк межвоенного периода. Разработан в 1931—1932 годах инженерами специализированного КБ под общим руководством Н. В. Барыкова. Является первым в СССР тяжёлым танком, запущенным в массовое производство — в 1933—1939 годах на Харьковском паровозостроительном заводе в рамках нескольких небольших партий была выпущена 61 серийная машина.

Т-35 представлял собой пятибашенный тяжёлый танк классической компоновки, с пушечно-пулемётным вооружением и противопульным бронированием, и предназначался для поддержки пехоты и качественного усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве сильно укреплённых позиций противника. Т-35 является единственным в мире пятибашенным танком, выпускавшийся серийно, и самым мощным танком Красной Армии 1930-х годов.

С 1933 года танки Т-35 поступали на вооружение 5-й тяжёлой танковой бригады (ттбр) РККА, с 1936 года выделенной вместе с остальными ттбр в состав резерва Главного Командования. До 1941 года Т-35 ни в каких боевых действиях не участвовали, однако ограниченно применялись в ходе манёвров и учений и часто использовались в военных парадах, являясь зримым воплощением военной мощи СССР. Т-35 принимали участие в боевых действиях начального этапа Великой Отечественной войны в составе 34-й танковой дивизии Киевского ОВО, однако очень быстро были потеряны, в основном — из-за технических неисправностей (лишь семь танков было потеряно в бою).
Т-35-1

Прототип имел существенные отличия от задания УММ, прежде всего — по массе, которая составляла 42 т против 35 т в задании. Многочисленное вооружение располагалось в пяти независимых башнях, из-за чего визуально напоминал британский пятибашенный тяжёлый танк A1E1 «Independent» 1929 года постройки. Традиционно распространено мнение, что Т-35 был создан под влиянием «Индепендента», однако в архивных документах нет данных о том, что комиссия Гинзбурга во время своего пребывания в Англии интересовалась этой машиной. Не исключено, что советские конструкторы пришли к пятибашенной схеме самостоятельно, независимо от их английских коллег. Вооружение включало одно 76-мм орудие ПС-3 (вместо него на Т-35-1 стоял макет), два 37-мм орудия, а также три пулемёта ДТ. Многочисленное вооружение обусловило солидные метрические размеры (9720×3200×3430 мм). Броня танка имела толщину 30—40 мм. Экипаж состоял из 10—11 человек. Двигатель М-17 мощностью 500 л. с. позволял танку развивать максимальную скорость 28 км/ч, а запас хода по шоссе составлял 150 км. Удельное давление на грунт не превышало 0,7 кг/см², что в теории обещало вполне приемлемую проходимость. Опорные катки были сгруппированы попарно в три тележки на борт.

На испытаниях осенью 1932 года Т-35-1 показал неплохие результаты и в принципе удовлетворял военных, но был отмечен ряд недостатков в силовой установке машины. Кроме того, конструкция трансмиссии и пневматических приводов управления была слишком сложной и дорогой для массового производства танка. Конструкторам было предложено доработать проект по указанным направлениям, усилить вооружение и провести унификацию ряда деталей (в частности, главных башен) со средним танком Т-28.

В феврале 1933 года танковое производство завода «Большевик» было выделено в отдельный завод № 147 им. К. Е. Ворошилова, а КБ Барыкова переформировано в Опытно-конструкторский машиностроительный отдел (ОКМО), который и занялся доработкой Т-35-1.
[править]
Т-35-2

Второй образец, обозначенный как Т-35-2, собрали в апреле 1933 года, а 1 мая он уже участвовал в параде на площади Урицкого (бывшей Дворцовой) в Ленинграде. От Т-35-1 танк отличался, помимо главной башни, установкой другого двигателя, изменённой формой фальшборта и рядом других мелких отличий.
[править]
Т-35А

Параллельно в том же КБ велась разработка чертежей танка Т-35А, предполагавшегося для серийного производства. Т-35А значительно отличался и от Т-35-2, и от Т-35-1. Он имел удлинённую на одну тележку ходовую часть, малые пулемётные башни другой конструкции, увеличенные средние башни с 45-мм пушками 20К, изменённую форму корпуса и т. д. Всё это вызвало ряд трудностей при изготовлении, так как Т-35А являлся, по существу, совершенно новой машиной.
Серийное изготовление Т-35 поручили Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна. Работа по улучшению танка начата в 1932 году под руководством Н. В. Цейца, 11 августа 1933 года Т-35 принят на вооружение и с 1934 начал поступать в армию.
В процессе производства в конструкцию танка неоднократно вносились изменения. В 1937 году увеличили толщину верхнего и нижнего лобовых и бортовых листов, брони кормы и башен с 20 до 23 мм; мощность двигателя повысили до 580 л. с., масса танка возросла до 52 т, а затем до 55 т. Число членов экипажа колебалось от 11 до 9 человек. Последняя партия из шести машин, выпущенных в 1938—1939 годах, имела башни конической формы, изменённую конструкцию бортовых экранов, улучшенные уплотнения корпуса. Были также усилены элементы подвески.
Вооружение
[править]
Основное артиллерийское

Основным артиллерийским вооружением Т-35 являлась 76,2-мм танковая пушка образца 1927/32 годов (КТ-28) («Кировская танковая») образца 1927/32 годов. Специально разработанная в 1932 году для танка Т-28, пушка использовала доработанную качающуюся часть 76-мм полковой пушки образца 1927 года со следующими изменениями:
укорочена длина отката с 1000 до 500 мм;
увеличено количество жидкости в накатнике с 3,6 до 4,8 л;
усилены салазки путём утолщения их стенок с 5 до 8 мм;
введён новый подъёмный механизм, ножной спуск и новые прицельные приспособления, удовлетворяющие условиям работы танкового экипажа.

Пушка КТ-28 имела длину ствола в 16,5 калибров. Начальная скорость 7-килограммового осколочно-фугасного снаряда составляла 262 м/с, 6,5-килограммового шрапнельного — 381 м/с.

Пушка устанавливалась в лобовой части главной башни в маске на цапфах. Угол горизонтального наведения орудия составлял 360°, горизонтальное наведение осуществлялось посредством поворота башни, при этом, помимо ручного привода, имелся и электромеханический трёхскоростной привод[1]. Максимальный угол возвышения пушки составлял +25°, склонения — −5° (по другим данным — +23° и −7° соответственно[1]). Подъёмный механизм пушки — секторного типа, ручной.

Наведение орудия на цель осуществлялось при помощи панорамного перископического оптического прицела ПТ-1 обр. 1932 г. и телескопического ТОП обр. 1930 г.[2] ПТ-1 имел увеличение 2,5× и поле зрения 26°. Прицельная сетка была рассчитана на ведение огня на дальность до 3,6 км бронебойными снарядами, 2,7 км — осколочными и до 1,6 км — из спаренного пулемёта. Для стрельбы ночью и в условиях пониженной освещённости прицел снабжался подсветкой шкал и перекрестья прицела. ТОП имел увеличение 2,5×, поле зрения 15°, и прицельную сетку, рассчитанную на ведение огня на дальность до, соответственно, 6,4, 3 и 1 км[3].

Возимый боекомплект — 96 выстрелов, из них 48 фугасных гранат и 48 шрапнелей. При необходимости в состав боекомплекта могли включаться и бронебойные снаряды, обладавшие, правда, весьма низкими характеристиками бронепробиваемости.

Последнее обстоятельство на протяжении долгого времени «коробило» военных. Пушка КТ-28 предназначалась для борьбы с огневыми точками противника и небронированными целями, и вполне удовлетворяла возлагавшимся на неё задачам. Могущество же её бронебойного снаряда в силу невысокой начальной скорости было весьма низким. Однако надо сказать, что пушка КТ-28 в качестве основного вооружения рассматривалась военными и конструкторами танка, как вре́менная мера[4] — впоследствии танки планировалось вооружать 76,2-мм универсальной танковой пушкой ПС-3[4]. Однако по ряду причин её так и не удалось доработать до приемлемого уровня и запустить в производство.
[править]
Дополнительное артиллерийское

Дополнительное артиллерийское вооружение составляло две 45-мм нарезные полуавтоматические пушки обр. 1932 г. (20К), впоследствии заменённые на её модифицированный вариант обр. 1932/34 гг.[1]. Пушка имела ствол со свободной трубой, скреплённой кожухом, длиной 46 калибров (2070 мм), вертикальный клиновой затвор с полуавтоматикой механического типа на орудии обр. 1932 г. и инерционного типа на обр. 1932/34 гг. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника, нормальная длина отката составляла 275 мм для пушки обр. 1932 г. и 245 мм — для обр. 1932/34 гг[5]. Полуавтоматика орудия обр. 1932/34 гг. работала лишь при стрельбе бронебойными снарядами, тогда как при стрельбе осколочными, из-за меньшей длины отката, она работала как ¼ автоматики, обеспечивая только автоматическое закрытие затвора при вкладывании в него патрона, тогда как открытие затвора и экстракция гильзы осуществлялись вручную[6]. Практическая скорострельность орудия составляла 7—12 выстрелов в минуту[7]. Орудия обеспечивали начальную скорость бронебойного снаряда 760 м/с.

Пушки размещались в спаренной с пулемётом установке, на цапфах в лобовых частях малых орудийных башен. Наведение в горизонтальной плоскости осуществлялось поворотом башни при помощи винтового поворотного механизма. Механизм имел две передачи, скорость вращения башни на которых за один оборот маховика наводчика составляла 2° или 4°. Угол горизонтального наведения орудия носовой башни составлял 191°, кормовой — 184°[1]. Наведение в вертикальной плоскости, с максимальными углами от −8 до +23°[1], осуществлялось при помощи секторного механизма[8]. Наведение спаренных установок осуществлялось при помощи панорамного перископического оптического прицела ПТ-1 обр. 1932 г. и телескопического ТОП обр. 1930 г[1].

Возимый боекомплект составлял 226 выстрелов на 2 орудия[1], из них 113 бронебойных и 113 осколочно-фугасных.
[править]
Вспомогательное

Вспомогательное вооружение Т-35 состояло из шести 7,62-мм пулемётов ДТ. Два пулемёта размещались в главной башне: один — в лобовой части главной башни в автономной шаровой установке, справа от пушки, другой мог устанавливаться в кормовой нише на бугельной установке и вести огонь через закрывавшуюся броневой крышкой вертикальную амбразуру. Ещё два устанавливались по одному в малых пушечных башнях в спарке с 45-мм орудием. По одному пулемёту устанавливалось в лобовых частях пулемётных башен в шаровых установках. На танках последних серий на люке наводчика устанавливалась также зенитная турельная установка П-40 с пулемётом ДТ, снабжённым для стрельбы по воздушным целям коллиматорным прицелом (таким образом, общее количество пулемётов танка доводилось до семи). Боекомплект составлял 10080 патронов в 160 барабанных магазинах по 63 патрона каждый[1].
Размещение экипажа

В процессе производства танка Т-35 число членов экипажа колебалось от 11 до 9 человек, в зависимости от конструкции конкретной серии. Чаще всего размещение экипажа выглядело следующим образом. В главной — верхней — башне, унифицированной с башней танка Т-28, находились три члена экипажа: командир танка (он же наводчик), пулемётчик, и сзади — радист (он же заряжающий). В двух башнях с 45-мм пушками размещаются по два члена экипажа — наводчик и пулемётчик, в пулемётных башнях — по одному стрелку. Главная башня отгораживалась от остальной части боевого отделения перегородкой. Передние и задние башни попарно сообщались между собой. В передней части корпуса между гусеницами находилось отделение управления — там размещался механик-водитель (из-за сильно выступающих вперёд ветвей гусениц он имел очень ограниченный обзор, и зачастую машину приходилось вести едва ли не вслепую).
Великая Отечественная война

Таким образом, к 1941 году Т-35 полностью морально устарели, однако с вооружения сняты не были. На 22 июня 1941 года в РККА числилось 48 танков Т-35, состоявших на вооружении 67-го и 68-го танковых полков 34-й танковой дивизии Киевского ОВО. Остальные находились в распоряжении военных учебных заведений и испытательных полигонов. Все Т-35, имевшиеся в распоряжении 34-й тд, к началу войны находились в районе Равы-Русской и были потеряны в первые дни боёв. При этом лишь 7 машин были потеряны непосредственно в бою, 6 на момент начала войны были в ремонте, а другие 35 выбыли из строя в результате неисправностей, сломались на марше и были брошены или уничтожены экипажами. Последнее применение танков Т-35 (2 машины) отмечено во время битвы под Москвой. Интересно, что сохранилось множество фотографий брошенных Т-35, сделанных немцами — танкисты панцерваффе и простые солдаты обожали фотографироваться на фоне «чуда враждебной техники».
Оценка боевого применения

Несомненно, с момента своего создания и вплоть до Великой Отечественной войны по огневой мощи танк Т-35 превосходил все мировые танки. Комбинация из трёх орудий и пяти-семи стрелявших во все стороны пулемётов позволяла создать вокруг машины настоящее море огня. Но вместе с тем многобашенная компоновка, апогеем которой стал Т-35, делала танк малопригодным к ведению реальных боевых действий.

Командир физически не мог управлять огнём пяти башен, и в бою танк действовал неэффективно. Громоздкая конструкция боевого отделения повлекла за собой увеличение габаритов танка, сделав его прекрасной мишенью и одновременно лишив какого бы то ни было запаса на усиление бронирования. Но даже с противопульной бронёй «сухопутный линкор» весил полсотни тонн, заставляя двигатель работать на пределе своих возможностей, и даже на этом пределе М-17Т не мог разогнать машину до приемлемой скорости: скорость перемещения танка в бою обычно не превышала 8—10 км/ч. В комбинации с огромными размерами и слабой бронёй это ещё больше повышало уязвимость танка.

Впрочем, частям вермахта практически не довелось испытать на себе огневую мощь Т-35 — вместо немецких танков главным врагом «тридцать пятых» были их же технические дефекты и общая ненадёжность — результат всех перечисленных выше недостатков. Длительный марш, который пришлось совершить 34-й танковой дивизии, был для Т-35 смертелен.

Оправданием может служить тот факт, что ни разу за всё время своего существования танки Т-35 не использовались по их прямому назначению — поддержке пехоты при прорыве укреплённых линий противника. Возможно, в такой обстановке Т-35 был бы более эффективен, но летом 1941 года 34-й дивизии до каких-либо штурмов было слишком далеко.


arthur_hammer
arthur_hammer
Среда, 24.08.2011, 15:38 | Сообщение # 37
Сообщений:
1552
Регистрация:
03.03.2011
Генерал
Награды:
Военный билет:
Замечания:
154


Т-35А образца 1936 года
Классификация Тяжёлый танк/
Танк прорыва
Боевая масса, т 50
Компоновочная схема пятибашенная, классическая
Экипаж, чел. 11
История
Производитель ХПЗ
Годы производства 1932—1939
Годы эксплуатации 1932—1941
Количество выпущенных, шт. 2 прототипа;
61 серийный
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 9720
Ширина корпуса, мм 3200
Высота, мм 3430
Клиренс, мм 530
Бронирование
Тип брони стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 50
Лоб корпуса (середина), мм/град. 20
Лоб корпуса (низ), мм/град. 20
Борт корпуса (верх), мм/град. 20
Борт корпуса (низ), мм/град. 20 + 10 (фальшборт)
Корма корпуса, мм/град. 20
Днище, мм 10—20
Крыша корпуса, мм 10
Лоб башни, мм/град. 20
Борт башни, мм/град. 20
Корма башни, мм/град. 20
Крыша башни, мм 10—15
Вооружение
Калибр и марка пушки 1 × 76,2-мм КТ-28;
2 × 45-мм 20К
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 16,5 для КТ-28;
46 для 20К
Боекомплект пушки 96 для КТ-28;
226 для 20К
Углы ВН, град. −5…+25 для КТ-28;
−8…+32 для 20К
Углы ГН, град. 360 для КТ-28;
191 для носовой 20К;
184 для кормовой 20К
Прицелы ПТ-1 обр. 1932 г.
ТОП обр. 1930 г.
Пулемёты 6—7 × 7,62-мм ДТ,
10080 патронов
Подвижность
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Л
Мощность двигателя, л. с. 500 при 1445 об./мин.
Скорость по шоссе, км/ч 28,9
Скорость по пересечённой местности, км/ч 14
Запас хода по шоссе, км 100
Запас хода по пересечённой местности, км 80—90
Удельная мощность, л. с./т 10
Тип подвески сблокированная попарно, на горизонтальных пружинах
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,78
Преодолеваемый подъём, град. 20
Преодолеваемая стенка, м 1,2
Преодолеваемый ров, м 3,5
Преодолеваемый брод, м 1


arthur_hammer
arthur_hammer
Среда, 24.08.2011, 15:42 | Сообщение # 38
Сообщений:
1552
Регистрация:
03.03.2011
Генерал
Награды:
Военный билет:
Замечания:
154
Т-35



arthur_hammer
arthur_hammer
Пятница, 23.09.2011, 19:51 | Сообщение # 39
Сообщений:
1552
Регистрация:
03.03.2011
Генерал
Награды:
Военный билет:
Замечания:
154
Легкий танк Т-60



arthur_hammer
arthur_hammer
Пятница, 23.09.2011, 19:52 | Сообщение # 40
Сообщений:
1552
Регистрация:
03.03.2011
Генерал
Награды:
Военный билет:
Замечания:
154
Т-60 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. В сентябре того же года Т-60 был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах. Производство Т-60 продолжалось до февраля 1943 года, когда он был заменён на сборочных линиях более мощным лёгким танком Т-70. Всего было выпущено 5920[3][4] лёгких танков Т-60, которые приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны в 1941—1943 годах. Небольшое число уцелевших в боях Т-60 использовалось как танки-разведчики, тягачи, учебные машины вплоть до конца войны. На базе Т-60 в 1941 году была построена первая самоходная установка БМ-8-24 класса реактивных систем залпового огня на танковом шасси. Вскоре после окончания войны Т-60 был снят с вооружения Советской армии, до настоящего времени сохранилось шесть[источник не указан 125 дней] подобных танков в музеях России и Финляндии.
Лёгкий танк Т-60
Т-60
Боевая масса, т 5,8—6,4
Экипаж, чел. 2
История
Количество выпущенных, шт. 5920
Размеры
Длина корпуса, мм 4100
Ширина корпуса, мм 2392
Высота, мм 1750
Клиренс, мм 300
Бронирование
Тип брони гомогенная катаная высокой твёрдости
Лоб корпуса (верх), мм/град. 15/70° и 35/16°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 35/−28°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 10/−76°
Борт корпуса, мм/град. 15/0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 10/76°
Корма корпуса (низ), мм/град. 25/−14°
Днище, мм 10
Крыша корпуса, мм 13
Маска орудия, мм/град. 20
Борт башни, мм/град. 25—35/25°
Крыша башни, мм 10
Вооружение
Калибр и марка пушки 20-мм ТНШ
Длина ствола, калибров 82,4
Боекомплект пушки 750
Углы ВН, град. −7…+25°
Углы ГН, град. 360°
Прицелы ТМФП-1, механический
Пулемёты 1 × 7,62-мм ДТ
Подвижность
Тип двигателя [показать]
ГАЗ-202

Мощность двигателя, л. с. 70
Скорость по шоссе, км/ч 42
Скорость по пересечённой местности, км/ч 20—25
Запас хода по шоссе, км 410—450
Удельная мощность, л. с./т 10,7—12,0
Тип подвески торсионная индивидуальная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,53—0,63
Преодолеваемый подъём, град. 34°
Преодолеваемая стенка, м 0,6
Преодолеваемый ров, м 1,7
Преодолеваемый брод, м 0,9



arthur_hammer
arthur_hammer
Пятница, 23.09.2011, 19:57 | Сообщение # 41
Сообщений:
1552
Регистрация:
03.03.2011
Генерал
Награды:
Военный билет:
Замечания:
154
Легкий плавающий танк Т-40



arthur_hammer
arthur_hammer
Пятница, 23.09.2011, 19:59 | Сообщение # 42
Сообщений:
1552
Регистрация:
03.03.2011
Генерал
Награды:
Военный билет:
Замечания:
154
Т-40 — советский лёгкий плавающий (малый по классификации своего времени) танк периода Второй мировой войны. Разработан в первой половине 1939 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки малых и лёгких танков того периода. В декабре того же года Т-40 был принят на вооружение Красной армии и серийно выпускался на заводе № 37. Производство Т-40, включая его сухопутные варианты, продолжалось до декабря 1941 года, когда он был заменён на сборочных линиях более мощным лёгким танком Т-60. Всего было выпущено 722[1][2][3] лёгких танка Т-40, которые приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны в 1941—1942 годах. Небольшое число уцелевших в боях Т-40 использовалось в качестве учебных машин вплоть до конца войны. На базе Т-40 в 1941 году была построена первая самоходная установка БМ-8-24 класса реактивных систем залпового огня на танковом шасси. Вскоре после окончания войны Т-40 был снят с вооружения Советской армии. До настоящего времени сохранилось два подобных танка в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.

Т-40
Боевая масса, т 5,5
Экипаж, чел. 2
История
Количество выпущенных, шт. 722
Размеры
Длина корпуса, мм 4110
Ширина корпуса, мм 2330
Высота, мм 1905
Клиренс, мм 300
Бронирование
Тип брони цементированная катаная высокой твёрдости
Лоб корпуса (верх), мм/град. 15—20/10°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 13—15/−30°
Борт корпуса (верх), мм/град. 13—15/25°
Борт корпуса (низ), мм/град. 13—15/0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 13/35°
Корма корпуса (низ), мм/град. 13/−30°
Днище, мм 5
Крыша корпуса, мм 5
Маска орудия, мм/град. 10—20
Борт башни, мм/град. 15—20/25°
Крыша башни, мм 5
Вооружение
Углы ВН, град. −7…+25°
Углы ГН, град. 360°
Прицелы ТМФП-1
Пулемёты 1 × 12,7-мм ДШК, 1 × 7,62-мм ДТ
Подвижность
Тип двигателя рядный 4-тактный 6-цилиндровый карбюраторный
Мощность двигателя, л. с. 85
Скорость по шоссе, км/ч 44
Скорость по пересечённой местности, км/ч 20—25
Запас хода по шоссе, км 300
Запас хода по пересечённой местности, км 120—150
Удельная мощность, л. с./т 15,5
Тип подвески торсионная индивидуальная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,46
Преодолеваемый подъём, град. 34°
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 1,7
Преодолеваемый брод, м плавает (1,0)



arthur_hammer
arthur_hammer
Пятница, 23.09.2011, 20:01 | Сообщение # 43
Сообщений:
1552
Регистрация:
03.03.2011
Генерал
Награды:
Военный билет:
Замечания:
154
Легкое самоходное орудие ЗИС-30

1021199.jpg(50Kb) · 1375902.jpg(27Kb)


arthur_hammer
arthur_hammer
Пятница, 23.09.2011, 20:04 | Сообщение # 44
Сообщений:
1552
Регистрация:
03.03.2011
Генерал
Награды:
Военный билет:
Замечания:
154
ЗиС-30 (57-мм пушка ПТО) — советская лёгкая противотанковая САУ открытого типа. Создана коллективом разработчиков завода № 92 под руководством П. Ф. Муравьева. Машины этой марки серийно выпускались на артиллерийском заводе № 92 во второй половине 1941 года путём открытой установки противотанковой пушки ЗиС-2 на артиллерийском тягаче Т-20 «Комсомолец». Всего было выпущено около 100 самоходок ЗиС-30, которые участвовали в боях 1941—1942 гг. и были хорошо приняты в войсках из-за эффективности пушки ЗиС-2. Однако из-за малочисленности, поломок и боевых потерь они не оказали сколь-нибудь заметного влияния на ход войны.
Боевая масса, т 4,0
Экипаж, чел. 4—5
Размеры
Длина корпуса, мм 3450
Ширина корпуса, мм 1860
Высота, мм 2230
Бронирование
Тип брони 7—10 мм
Вооружение
Калибр и марка пушки 57-мм ЗиС-2
Пулемёты 1 × 7,62-мм ДТ
Подвижность
Тип двигателя 6‑цилиндровый карбюраторный
Мощность двигателя, л. с. 50
Скорость по шоссе, км/ч 40
Запас хода по шоссе, км 250
Удельная мощность, л. с./т 12



arthur_hammer
arthur_hammer
Пятница, 23.09.2011, 20:06 | Сообщение # 45
Сообщений:
1552
Регистрация:
03.03.2011
Генерал
Награды:
Военный билет:
Замечания:
154
легкий танк Т-50



arthur_hammer
Военный форум » История войн » Вторая мировая война » Бронетехника и вооружение СССР
Страница 3 из 4«1234»
Поиск:


Статистика Форума
Последние посты ТОП по темам ТОП пользователей Новые пользователи

Бар "В гостях у сказки"

Кто служит в армии и есть ли перспе

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!

Горжусь

Гибель 33 разведчиков в 2000 году п

(7066)

Бар "В гостях у сказки"

(1554)

Ассоциации.

(1489)

Общение без границ

(1379)

Желания)

(1194)

Общение без границ-2

(4225 / 323)

Stimul (Максим)

(3531 / 285)

shopot (Диана)

(2657 / 147)

bliksa (Ksenia)

(1694 / 159)

BlackDog (Сергей)

(1661 / 68)

Shuravi (Дмитрий)

(23.05)

Brianbaf (Brianbaf)

(23.05)

JosephWap (JosephWap)

(23.05)

Boriszed (Boriszed)

(23.05)

LeraFueld (LeraFueld)

(22.05)

Rodnaldsep (Rodnaldsep)


При копировании материалов, активная ссылка на www.Soldati-Russian.ru обязательна!

«Солдаты РФ» © 2010-2017 Все права защищены